Электрооборудование

Папоротник щитовник мужской эволюционное значение. Папоротник мужской (щитовник) фото, лечебные свойства, применение

Папоротник щитовник мужской эволюционное значение. Папоротник мужской (щитовник) фото, лечебные свойства, применение

Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
  • формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
  • развитие кругозора детей;
  • обогащение словарного состава учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.

2. Образовательные:

  • познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание положительного отношения к учёбе.
  • воспитание интереса к предмету «окружающий мир»;
  • воспитание умения работать в группе.

Оборудование: доска, презентация (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске), гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Ученики сидят группами по 4 человека.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?

Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.

Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами. За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите?

Ученики: Различные растения.

Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?

Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:

Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2) ). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.

Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.

Учитель: В каких целях мы используем эти растения?

Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3) )

Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.

Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.

Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?

Ученики: Ядовитые растения.

Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4) )

Ученики из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.

Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?

Ученики: Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.

Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Ученики: Лес.

Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю, что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Ядовиты лекарственные – нелекарственные.

Учитель: Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5) ). Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них, являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.

– Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.

Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6) )

Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?

Ученики: Зверобой.

Учитель: А среди ядовитых?

Ученики: Ландыш, волчье лыко.

Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.

3. Физминутка (музыкальная).

4. Практическая работа.

Разъясняет план выполнения практической работы.

План:

  1. Название растения.
  2. Место произрастания.
  3. Лекарственное или ядовитое.
  4. Занесено ли в Красную книгу.
  5. Использование в медицине.

Напоминает о рациональном использовании времени.

Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.

Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

И если, случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой
дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Смородина)

Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко. (Земляника)

Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

Ученики: Зашифровано слово «Правило».

Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?

Ученики: Правило сбора лекарственных растений.

Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?

Ученики:

  1. Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
  2. Узнай сроки сбора растений.
  3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
  4. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
  5. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.

6. Обобщение изученного материала.

Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.

Выставление отметок.

7. Домашнее задание.

  1. Работа с учебником стр. 19–21.
  2. Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
  3. Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.

За много лет своего существования человечество научилось жить в более-менее сносной гармонии с окружающим миром. Мы получаем от природы огромное количество различных нужных нам веществ, среди которых далеко не последнее место занимают растения. Различные растительные культуры используются нами в качестве продуктов питания, их применяют в промышленности, косметологии и медицине. Окружающий мир – это сосредоточие огромного количества полезных даров природы, к которым относят и культурные лекарственные растения, являющиеся замечательным источником витаминов и прочих полезнейших веществ.

Так для устранения авитаминоза совсем не обязательно отправляться в аптеку за поливитаминными препаратами, или же скупать на рынке ранние и, как известно, малополезные овощи. На обычном пустыре, в лесах и на лугах находится огромное количество дикорастущих съедобных растений. Кроме того такие представители флоры активно культивируются человеком в лекарственных целях.

В принципе, витамины присутствуют во всех растениях, однако к витаминосодержащим относят лишь те культуры, которые способны избирательно накапливать витамины в объеме, способном оказывать выраженное фармакологическое воздействие. Такая доза обычно в пятьсот, а то и тысячу раз более, нежели в прочих растениях.

Несмотря на то, что большинство витаминов ученые способны синтезировать синтетическим путем, витаминсодержащие растительные культуры сохранили свое значение для человечества. Такие растения широко применяются, в особенности при терапии малышей, пожилых людей, а также пациентов, склонных к аллергическим недугам.

Ученые утверждают, что витамины из растительного сырья крайне удачно сочетаются с полисахаридами, а также с сапонинами и флавоноидами, соответственно, они с легкостью усваиваются организмом. Кроме того такие витаминные частицы значительно реже дают аллергические реакции, по сравнению с синтетическими аналогами. Также при потреблении растительного сырья организм человека может с легкостью защититься от передозировки витаминов, что практически невозможно при приеме фармацевтических препаратов.

Лекарственные культурные растения, являющиеся концентраторами витаминов

Львиное количество витамина С или аскорбиновой кислоты содержится в плодах черной смородины, плодах шиповника и рябины. Кроме того источниками такого полезного вещества принято считать плоды малины, листики крапивы, а еще плоды и листву земляники.

Концентраторами и источниками витамина Р принято считать бутоны либо плоды японской софоры, ягоды черноплодной рябины и черной смородины. Кроме того масса такого вещества содержится в листьях чая.

Огромное количество каротиноидов (провитаминов А) находится в плодах шиповника, облепихи и рябины. Кроме того ним богаты травы череды и топяной сушеницы, а также цветки календулы. Чуть меньший объем этого витамина присутствует в петрушке, листиках малины и тыкве.

Известными концентраторами витамина К принято считать листики крапивы, траву пастушьей сумки и тысячелистника. Также значительное количество этого вещества находится в коре калины и кукурузных рыльцах.

Отличными источниками витамина Е, или как его еще именуют токоферола, являются плоды облепихи и шиповника, а также масла на основе этих растений. Кроме того значительный объем этого элемента присутствует в семенах тыквы и льна, земляном орехе и золотом корне.

Что касается витаминов группы В, то они содержатся во многих лекарственных культурных растениях. Так тиамином богаты зародыши злаков и капуста, пиридоксин присутствует в горохе, картофели и вереске, получить фолиевую кислоту можно из подорожника, листового салата и капусты брокколи.

Витамины круглый год

Конечно же, максимальное количество витаминов находится в свежих растениях. Однако пополнить свой организм нужным набором витаминных веществ можно круглогодично. Для этого лекарственные культуры вполне можно заготавливать впрок, кроме того их можно покупать в аптеках в виде высушенного сырья и в форме различных лекарственных препаратов – капсул, таблеток, настоек и БАДов.

Для борьбы с авитаминозом можно собирать свежие лекарственные растения и использовать их в пищу. Так раньше всего в лесах появляется молодая крапива, ее ростки можно найти в проталинках еще задолго до полного схождения снега. Такое растение можно использовать при приготовлении салатов, щей, а также добавлять в пирожки. Но уже спустя десять дней после прорастания крапива становится непригодной к потреблению.

Вслед за крапивой на полях появляются колокольчики и одуванчики. Первые применяются в виде листьев, которые едят сами по себе либо добавляют в салаты. А одуванчики используются практически полностью – листья вымачивают и применяют в кулинарии, на основе цветков варят варенье, а корень используют в терапевтических целях.

В более позднее время для насыщения организма витаминами можно использовать цветки левкоя, листики примулы и красноднева. Отличной находкой также станет сныть, дикий лук и черемша. Кроме того к отличным съедобным источникам витаминов относят щавель, папоротник орляк и пастушью сумку.

Заключение

Конечно, наш окружающий мир многогранен и многолик, но его заметную часть составляют культурные растения. Они кормят нас, могут еще лечить нас от самых разных патологических состояний… А потому, как вы понимаете, важно понимать их ценность для нашей жизни и беречь от попадания в Красную книгу… И мы на этой странице сайта www.! Растения – это сама наша жизнь.