Электрооборудование

Многолетние желтые цветы похожие на лютики. Лютики садовые (Ранункулюс) — «букет невесты»: посадка и уход

Многолетние желтые цветы похожие на лютики. Лютики садовые (Ранункулюс) — «букет невесты»: посадка и уход

Римская семья была не менее сложным организмом, . Рим знал целых три формы брака , каждая из которых отличалась рядом юридических особенностей, и крайне простой развод. Иногда, чтобы расстаться, достаточно было письма, в котором муж сообщал жене о желании расторгнуть их отношения. Все члены семейства беспрекословно подчинялись отцу. глава фамилии имел право осуществлять телесные наказания, иногда оканчивавшиеся смертью провинившегося. Он же мог выгнать на улицу нежеланных детей, обвинив их, например, в уродстве. Супруга не имела права голоса и перед лицом закона не могла оспаривать решения мужа.

На современный взгляд, семьи в древнем Риме были велики. В них входили родственники по боковым линиям до шестого колена. Глава фамилии был единоличным хозяином имени и главным жрецом родового культа. его власть над домочадцами не ограничивалась никакими законами. Обязанность же состояла в сохранении наследства и воспроизводстве семьи. если детей от законных браков не было, римлянин прибегал к усыновлению, с тем чтобы имя рода и его имущество не канули в Лету. Кровь не играла определяющей роли даже в семейных отношениях. Приемный ребенок становился равен кровному. В этом смысле Рим «усыновлял» покоренные народы, как отдельный римлянин мог усыновить чужого человека и наделить его правами наследника.

Типичная римская семья собирала под одной крышей три поколения потомков одного отца с женами и детьми, а также рабов и вольноотпущенников, сохранявших имя семьи хозяина. В среде аристократов женатые сыновья покидали дом отца, поскольку средства позволяли им жить отдельно. Однако все их имущество считалось собственностью отца и переходило к ним только после его смерти.

Брак в древнем Риме

Браки в Риме заключались сравнительно рано. Девушкам начинали подыскивать женихов с 12 лет, после 16 они уже считались перестарками. Юноши первый раз женились около 18 лет. Поскольку роды часто приводили к смерти женщин, то в среднем римлянин женился два-три раза. Свадебный обряд зависел от имущественных возможностей семьи. , а зачастую и бедняки не вступали в юридически оформленный брак, довольствуясь устным договором. Через год совместной жизни женщина по обычаю входила в семью мужа. Богачи предпочитали торжественный ритуал с принесением жертвы в присутствии десяти свидетелей. Это был патрицианский брак, почти исчезнувший к началу империи. Чаще встречалась «покупка» жены, когда будущий муж в присутствии пяти свидетелей вручал тестю выкуп за невесту. Со времен империи восторжествовала универсальная форма свадебного обряда, которому предшествовала помолвка в доме отца невесты. В день брако-сочетания приносилась жертва, над которой молодые произносили трогательную формулу: «Где ты, Кай, там и я, Кайя», - и соединяли руки.

Детская, как и женская, смертность была очень высока. Из новорожденных выживала примерно треть . Из этого числа только каждый второй дотягивал до 20 лет. Подчас, несмотря на все старания главы фамилии обзавестись наследниками, семья оказывалась бездетной. Поэтому римляне пускались на хитрости, которые в позднейшие эпохи назвали бы аморальными. Иногда они обменивались женами : по дружбе или за деньги уступали плодовитую супругу в другую семью. Порой женились на уже беременных женщинах, чтобы точно получить потомка. Каждый родившийся ребенок не считался автоматически членом семьи, а становился им только после получения имени: мальчики - на восьмой день, а девочки на девятый. Таким образом, наименование - перенесение на человека имени и связанной с ним совокупности социальных и имущественных прав выступало как событие крайне важное. Оно определяло будущий статус гражданина.

Римская семья - самостоятельный структурный элемент римского общества. В доклассический период римская семья - патриархальная. Сущность патриархальной семьи; представляет собой семейную общину, которая охватывает несколько поколений потомков старшего предка по мужской линии вместе с их женами, детьми и рабами.

Экономическая основа римской патриархальной семьи (РПС) - натуральное хозяйство. Ф.Энгельс определяет римскую патриархальную семью как хозяйственную организацию известного числа лиц, подчиненная отцовской власти главы семьи, Римская патриархальная семья строилась по структуре - она объединяла всех потомков глав семейства, его жену и рабов. Связывание элементов между членами семьи являлось принадлежностью к отцовской власти - патерфамилец. Эта система получила название агнатского родства. Суть: кровная связь не имела принципиального значения.

Если девушка выходила замуж за домовладельца или его сына, она утрачивала отцовскую власть со своей семьей. Равным образом родственниками агната становились усыновленные лица.

Как только член семьи выходил из ее состава, он утрачивал родственную связь со своей семьей. Система агнатского родства напрямую отражалась на системе наследования, то есть имущество после смерти владыки распределялось среди прямых агнатов. При их отсутствии имущество распределялось среди ближних агнатов (все боковые родственники, которые продолжали оставаться в составе семьи).

Экономическая основа РПС - натуральное хозяйство. Единственный субъект правообдадания - домовладыка, все остальные подвластные члены его семьи до момента его смерти не имели никаких прав в отношении его имущества.

С развитием товарно-денежных отношений РПС становится архаизмом.

Во второй половине архаичного периода появляется моногамия или монопарная семья современного типа. Агнатское родство утрачивает практическое значение, и связующим элементом между родственниками являются кровные связи, которые учитывались как по мужской, так и по женской линии ~- когнатская система родства.

Когнатские родственные связи были основаны на таких элементах, как линия родства и степень;

1. прямые восходящие линии от потомка к предку;

2. прямые нисходящие линии от предка к потомку;

3. боковые линии со стороны отца и со стороны матери.

Степень родства определяется количеством рождений между кровными родственниками по одной линии. По прямой линии степень родства определяется количеством рождений между предком и потомком. По боковой линии степень родства определяется количеством рождений между боковыми родственниками по отношению к общему предку. Кровное родство напрямую отражалось на системе наследования по закону.

Еще по теме 19. Римская семья. Понятие особенности и структура риской семьи. Агнатское и когнатское родство.:

  1. 26. Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Линии и степени родства.
  2. 1. Социологическое и Правовое понятие семьи. Состав семьи по семейному праву.
  3. 7. Деятельность римских юристов: понятие и виды. Значение римской юриспруденции для формирования и развития римского права.

В Древнем Риме "расширенные" семьи являлись мощным инструментом власти.

Они сопровождали историю Рима на протяжении всей ее республиканской фазы и даже императоры обязаны им очень многим. Поговорим о "gentes", самых древних и наиболее аристократических родaх Вечного города, тех, которые могли с точностью отследить свое благородное происхождение. Некоторые утверждали, что римские "джентес" являлись прямыми потомками полулегендарных племен, которые III веке н. э собрались вокруг семи холмов, на берегу Тибра.

Несмотря на все старания современной науки, до сих пор ученым полностью не удалось выяснить родовую теорию римлян. Достоверно известно, что в римских "джентес" господствовало признание происхождения и принадлежности к роду по мужской линии. Итак, членами семьи считались только те лица, которые могли доказать, что по мужской линии они произошли от признанного всеми родоначальника. Если человек мог со стопроцентной точностью выстроить всю свою родословную, из которой вытекало, что он является потомком родоначальника по мужской линии, он назывался "agnatо"; те же, кто не был в состоянии доказать родства, однако по общему признанию вел происхождение от одного из мнимых предков рода, звался "gentiles". Самые древние римские роды и семьи были исключительно патрицианскими, так как изначально плебеи, считавшиеся пришлым населением Рима, не имели родового устройства. Поэтому именно патриции составляли древнеримскую знать

Каждый древнеримский род включал в себя несколько семей - "Familiae". Римская семья была построена по расширенному типу: она включала в себя "домовладыку", его жену, детей и его родственников, а также слуг, рабов и и клиентов (clientes) - абсолютно чужих семье людей, связанных с ней некими обязательствами.

В наличие семьи и детей являлось главной целью существования любого гражданина, при всем при этом отношения в семье не регулировались никакими республиканскими законами, а подчинялись античным традициям.

Из каких же членов состояла римская семья патрициев?

1. Домовладыка (Pater Familias)

Глава и кормилец семьи звался "домовладыкой". Он был бесспорным авторитетом римского патриархата, его воле должны были подчиняться все члены семьи - от детей и жены до других родственников. Власть хозяина дома была безграничной: он мог по своему расчету и желанию отдать дочерей замуж (а в Древнем Риме браки заключались, по большей степени, лишь из политических или финансовых интересов), а потом также по желанию развести их, ему позволялось продавать детей в рабство, кроме прочего он имел возможность решать, признавать или не признать своих детей.

Сыновья в римских семьях были настолько же дискриминированы, как их сестры, ведь власть домовладыки - Patria potestas - распространялась на взрослых сыновей и их семьи, лишь когда умирал их отец сыновья становились полноправными главами своих семейств.

Домовладыка единолично владел всем недвижимым и движимым имуществом семьи, при этом, даже женившись, его сыновья оставались бесправными в своей основной семье. При жизни отца никто, даже сыновья, не имели права владеть и распоряжаться какой-либо собственностью.

Именно домовладыка в патрицианских семьях передавал членство в роду.

Что касается браков, то до периода поздней Республики в Риме практиковали тип брака "cum manu": он заключался в том, что девушка, вступая в брак, попадала под власть главы семьи мужа. Позже этот форма брака изменили на "sine manu": здесь жена не принадлежала семье мужа, а оставалась во власти отца.

2. Женщины и Матроны

Матрона (matrona) была женой домовладыки, зачастую, фактически более влиятельной чем ее муж. Матрона имела большие права, по сравнению с ее же детьми и другими членами семьи, так как на неё возлагались обязанности по ведению хозяйства. Зависимость матроны от мужа ограничивалась имущественными отношениями: она не могла владеть и распоряжаться имуществом без разрешения хозяина дома.

Римские матроны были уважаемы и хорошо принимаемы вокруг: они были вхожи в общество, ездили в гости, принимали участие в торжествах и приёмах.

Что касается девушек на выдание - дочерей - они имели свое собственное приданое, но, как дочери и сестры должны были подчиниться воле домовладыки.

Женщины даже после замужества оставались членом своего рода, причем брака в нашем понятии в Древнем Риме не сущестовало. Брак римлян был похож на современное сожительство: жена в любой момент могла по воле отца оставить своего мужа и возвратиться к себе домой.

До формального заключения брака в Древнем Риме молодых обручали и именно в этот момент жених и невеста произносили брачные клятвы. Клятва в Древнем Риме была похожа на современную: "Согласен ли ты..." у церковного алтаря: невесте и жениху задавали вопрос, обещают ли они заключить законный брак, на что каждый из них отвечал утвердительно. В этот момент жених дарил будущей жене кольцо, надевая его на тот же палец, где его носят современные итальянцы - безымянный левой руки, а также монету.

На римских свадьбах одну из главных ролей играла распрорядительница торжества - благородная дама, которую уважали семейства брачующихся. Она приводила невесту в "зал росписи", а затем передавала ее жениху.

Церемония бракосочетания. Фото Corrillasi

После заключения брака новобрачные отправлялись в дом родителей девушки на пир. По завершению пира распорядительница снова отдавала молодую жену мужу, та же по традиции должна была театрально стонать и плакать, что символизировало нежелание девушки уходить из родного дома, где отец настолько хорошо к ней относился.

3. Слуги

Слугами семьи могли быть даже родственники главы дома, но чаще всего это были отпрыски слуг, прислуживавших роду в течение нескольких поколений, или вольноотпущенники (освобожденные рабы). Они были полностью зависимы от Pater Familias.

4. Клиенты (Clientes)

У клиентов, входящих в римские семьи, не было кровных уз с семьей. Это были нуждавшиеся в покровительстве люди (обедневшие или потерявшие родовые связи), которых богатые патриция втягивали в дела семьи. В силу полученных от глав семей (фамилий) милостей, клиенты выполняли определенные обязательства, важные для влиятельных патрициев: сопровождали своего покровителя на Форум, обеспечивали голоса на выборах и служили на войне под его началом. Немудрено, что патриции желали привлечь как можно больше клиентов. Что касается последних, то их обязательства перед патроном фамилии передавались даже по родству - после смерти отца его дети становились клиентами покровительствующей семьи.

Клиенты и патер. Фото Circolo dei Saggi

5. Дети

Празднования, связанные с рождением нового члена семьи, открывались на восьмой день после его рождения и длились трое суток. После родов к роженица приходил ее отец (патрон) и определял судьбу малыша: признавал членом семьи, приказывал убить либо бросал на произвол судьбы. Если домовладелец принимал малыша, его принимал отец: именно он давал имя младенцу.

После счастливого события в дом приглашали гостей, которые несли дары малышу: как правило, это были разнообразные амулеты, защищавшие от злых духов.

Долгое время, до правления Октавиана Августа, римских новорожденных не регистрировали. Только когда дети достигали совершеннолетия и получали право носить белую тогу, они становились гражданами Рима и попадали в список граждан.

Октавиан ввел закон регистрировать новорожденных в течение месяца с даты рождения в храме Сатурна, в римской канцелярии.

Вопросы лекции

    Общий строй римской семьи.

    Правовые отношения между супругами.

    Личные и имущественные отношения между супругами.

    Заключение и прекращение брака.

    Отношения между родителями и детьми.

1. Общий строй римской семьи

Семья (familia) была основой всего древне-римского строя, она являлась базисом государственной и общест­венной жизни.

Вне принадлежности к той или иной семье, а через нее к тому или другому роду, нельзя было в древнейшее время быть и гражданином.

Древнейшая римская семья есть семья строго патри­архальная. Она представляет замкнутый для внешнего мира круг, абсолютным владыкой и единственным представителем перед внешним миром является домовладыка - paterfamilias.

По отношению ко всему, что входит в состав семьи, власть домовладыки юридически одинакова: и лица, и вещи находятся в одинаковом положении.

В то же время следует признать, что власть отца семейства не была деспотической. Нормы обычного права требовали, чтобы во всех серьезных случаях, связанных с наказанием подвластного сына или дочери, а тем более жены, собирался семейный совет. При нарушении этого правила в процесс разрешения семейного спора вмешивался претор, наблюдавший за нравами.

Характер семьи определял собою и характер древне-римского родства. Единство семьи создавалось единством власти.

Лица, находившиеся под властью одного домовладыки, признавались агнатами, а такое родство называлось агнатским.

После смерти paterfamilias его семья разделяется на несколько новых семей, но юридическая связь между ними не порывается, они остаются по отношению друг к другу агнатами.

С развитием преторского права некоторое юридическое значение придается и родству по крови - когнатскому.

В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед. Впоследствии Юстиниан своими Новеллами вовсе уничтожил значение агнатического родства, в частности, перестроив всю систему наследо­вания на основе кровного, когнатического родства.

Различалось когнатское родство по прямой и боковой линиям. Прямая линия обозначала нисходящее или восходящее родство одного лица от другого (дед, отец, сын, и наоборот).

Боковая линия объединяла лиц, имеющих общего предка (брат, сестра, дядя, племянник).

2. Правовые отношения между супругами

В Дигестах Юстиниана юрист Модестин определил брак как союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права.

Римскому праву было известно два вида брака: cum manu и sine manu.

При бракеcum manu жена как в личном, так и имущественном отношении попадает под власть мужа (или его paterfamilias), занимает в семье место дочери. Она делается агнаткой мужа и всех его родственников, становится юридически чужой своей прежней семье.

Уже в эпоху Законов 12 Таблиц стал намечаться брак иного характера. К семейным отношениям своеобразно применялся вещно-правовой институт давности (usus ) сожительство в течение года давало мужу власть над женой. Так вот, Законы 12 Таблиц отмечали, что жена может воспрепятствовать такому установлению власти, прервав течение давности удалением из дома мужа на три ночи. Таким образом, брачное сожительство будет продолжаться всю жизнь с тем только отличием от обыкновенного брака, что жена все время будет свободной от власти мужа, сохраняя свое прежнее положение в старой семье. Дети от такого сожительства считались законными; они подлежат власти отца и входят в его семью как агнаты.

Впоследствии появляется бракsine manu . Долгое время оба вида брака сосуществуют, но уже во второй половине республики брак sine manu делается преобладающим.

Возникнув из простого брачного сожительства для избежания установления власти мужа, новый брак заключается путем простого брачного соглашения, за которым следует привод жены в дом мужа, сопровожда­емый различными бытовыми обрядами.

Этот брак мог быть прекращен свободным желанием одного из супругов. Каких-либо законных причин для развода совершенно не требовалось.

В конце республики, под влиянием общего морального распада, произошли серьезные изменения и в семейном праве. Нормальным явлением стал разврат вне и в семье, свобода разводов, отказ от рождения детей.

В связи с этим император Август издал ряд законов, предусматривающих следующее:

1) ответственность за прелюбодеяние, наказанию подвергаются не только непосредственные виновники, но и попустители: муж и отец виновной жены;

2) все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет должны состоять в браке и иметь детей. Лица, не состоящие в браке, полностью лишаются наследственных прав по завещанию; а состоящие в браке, но не имеющие детей, могут получать только половину. Чтобы не считаться бездетными, мужчинам достаточно 1 ребенка, женщинам - 3;

3) развод без основательной причины влечет для виновной стороны имущественные потери.

От брака отличалась такая форма сожительства мужчины и женщины, как конкубинат. Оно признавалось законом, если было сопряжено с брачными намерениями обеих сторон и если ни одна из них не состоит в законном браке. Дети, рожденные от конкубината, хотя и не являлись законными, но отличались от незаконных детей.

Особой формой брака являлся брак между перегринами. Римское право не регулировало отношения супругов в таком браке, к ним применялось право перегринов.

Закон не предусматривал каких-либо ограничений для вступления во второй брак после прекращения первого.

Вдова, вступающая во второй брак, должна была соблюсти траурный год (10 месяцев) со времени прекращения первого. Это было направлено на устранение проблем при определении отца ребенка, если он родится в течение 10 месяцев после прекращения первого брака.

Однако, несоблюдение траурного года не делало недействительным второй брак, вдова только ограничивалась в некоторых правах (например, наследственных).

По законам императора Августа, вдовы должны были вступать в новый брак в течение двух лет после смерти мужа, разведенные – через 18 месяцев.

Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.
Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов.
Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» - «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.
Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.
В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.
Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца.
Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.
Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.
Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.
Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.
Римское право признавало два вида родства - агнатическое и когнатическое.
К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство - законное родство.
Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.�аноn ���H� \rsona alieni iuris: вступление женщины sui iuris в брак cum manu arrogatio узаконенные. Сюда же относились обстоятельства, в силу которых лицо alieni iuris переходило из- под одной семейной власти под другую: вступление дочери в брак, так же переходило (в кабалу). Capitis deminutio minima имела место и тогда, когда сын становился persona sui iuris с освобождением его от mancipium после третьей его продажи, а ровно в тех случаях, когда становился persona sui iuris дочь или внук, освобожденные из mancipium после первой продажи их. Очевидно, что в трёх последних случаях, когда Capitis deminutio не только не была гражданской смертью, но и не означала умаления гражданской личности, наоборот она была расширением правоспособности сыны, внука дочери. Тем не менее, первоначальная концепция сapitis deminutio как гражданской смерти проявлялась всегда в регулировании последствий сapitis deminutio, в том числе и Capitis deminutio minima. В сфере личных правоотношений всякая сapitis deminutio (утрата правоотношений) влекла за собою прекращение для сapitе minutes агнатического родства с его прежними агнатами. Наоборот, когнатическое родство оставалось в силе. Manus отпадала, но брак продолжал существовать в качестве брака sine manu, по крайней мере, в случаях сapitus deminutio minima, ибо ни рабы, не прегрины не могли состоять в римском браке. Понятно, что вытеснением агнатического родства, родством когнатическим и брака cum manu браком sine manu практическое значение сapitis deminutio в сфере личных отношений почти отпало. Постепенно изменилось первоначальное значение сapitis deminutio для сферы отношений имущественных. По первоначальной концепции сapitis deminutio означало утрату лицом всего имущества: право входившие в состав этого имущества, переходили к тому, по почину кого происходила сapitis deminutio: к кредиторам, которые продавали должника в рабство trans Tiberim, к государству, которое продавало рабство или лишало римского гражданства в наказание за определенные деяния, к усыновителю или мужу при arrogation или совершении брака cum manu. «Обязанности же лица sui iuris, подвергавшегося сapitis deminutio, считались прекратившимися. Тоже происходило и с обязанностями лица alieni iuris, которое, как уже указано, приобретало имущественные права только для paterfamilias, но постепенно тало признаваться в некоторых пределах субъектом имущественных обязанностей. Многочисленные исключения из этого общего правила: ответственность усыновителя или мужа по долга, входившим в состав наследств, открывшихся для усыновленного или для жены, ответственность самого capite minutus по деликатным обязательствам не удовлетворяли потребностей гражданского оборота - сapitis deminutio должника всегда могла тяжело отразиться на интересах кредиторов, требования которых возникали из договоров. Поэтому претору пришлось разными правовыми способами обеспечить покрытие долгов capite minutus "а. В случаях, когда сapitis deminutio была следствием arrogation претор предоставил кредиторам усыновленного action de peculio против усыновления, как если бы последний выделил имущество усыновленному в качестве пекулия. В остальных случаях сapitis deminutio minima претор предоставлял кредиторам in integrum restitution, в силу которой они были вправе предъявить иск к capite minutus, причём долги последнего, если он стал alieni iuris, должен был покрыть новый носитель власти над ним под страхом утраты его имущества. В случаях сapitis deminutio media или maxima претор, не прибегая к in integrum restitution, давал кредитором иск против лица, к которому перешло имущество capite minutus "а, а если это лицо уклонялось от ответственности, разрешал арестовать и продать это имущество.

Существенные изменения били внесены уже не претором, а законодательством византийских император вследствие перехода на почве сapitis deminutio, входивших в состав имущества capite minutus: ввиду того, что подвластные стали признаваться обладателями не только имуществ, входящих в состав peculium castrense и peculium quasi castrense, но и всех dona adventicia (п. 145), сapitis deminutio minima перестала означать перемещение имущества: она лишь превращала имущество, принадлежавшее лицу sui iuris, в peculium castrense, peculium quasi castrense или в bona adventicia и, наоборот делала лицо alieni iuris неограниченным в правах обладателем только что перечисленных имуществ, на которые сapitis deminutio определенные права принадлежали носителю семейной власти над capite minutes. Последствия сapitis deminutio media оставались неизменными.

Наряду с сapitis deminutio римское право знало ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Важнейшими случаями того ограничениями правоспособности были:

а) intestabilitas;

Intestabilitas поражало лицо, которое было свидетелем или весовщиком при совершении соответствующих гражданских сделок, а потом отказывалось подтверждать совершение такой сделки или её содержание. В более позднее время intestabilitas поражала так же лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen famosum).

Она заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок, права весьма важного в древнейшие времена, когда совершение большей части важнейших сделок требовало участия свидетелей. С постепенным исчезновением старых формальных сделок intestabilitas утратила своё значение.

Infamia заключалась в том, что римские магитраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор был в праве вычеркнуть то или иное лицо из списка сенаторов, из всаднических центурий и т.д. Консул руководил выборами в магистраты, мог отказать в выставлении кандидатуры лица, опорочившего себя, по мнению консула. Претор мог не допускать то или иное лицо к выступлению в суде. В то время как контроль цензоров и консулов отпал с падения республики, преторская infamia стала прочным институтом гражданского прав. Она либо наступала непосредственно infamia immediata, в связи с определенными обстоятельствами (удаление из состава легионов за достойное поведение, достойное обручение и т.д.), либо являлась результатом обвинения лица в некоторых процессах, в которых обвинение показывало преступность или недобросовестность этого лица. Сюдаотносятся: iudicia publica поactio furti, vi bonorum, doli, mandati. Все существующие иски назывались actiones famosae a infamia была в этих случаях mediatа. Как infamia immediatа, так infamia mediatа влекли за собою лишение права выступать в суде в качестве председателя за других (procurator), а так же права быть опекуном, быть избранным на общественные должности. Таким образом, в Древнем Риме существовало большое количество возможностей потерять свою правоспособность и самые большие из них были конечно же свобода, гражданская честь, вероисповедование, пол, возраст, состояние здоровья, родство, семейное положение