Электрооборудование

Понятие ландшафтный дизайн. Что такое ландшафт, его основные характеристики

Понятие ландшафтный дизайн. Что такое ландшафт, его основные характеристики

Ландшафтный дизайн – это искусство, состоящее из: архитектуры, ботаники, истории культуры и философии.
Мир несет много стресса, особенно в больших городах: бесконечные потоки машин. Толпы людей. Все куда-то спешат, всем что-то надо. И только в метро в 8 утра мы синхронно спим стоя. Приходя домой в улей под названием «многоэтажка» мы мечтаем о своем уютном домике. Встречающий пёс у калитки, уютный тихий дворик. Ну и, конечно же, сад, где можно посидеть, набраться сил, и отдохнуть. Последнему уделим отдельное внимание.
Для начала необходимо подобрать стиль сада. Стилем в ландшафтном дизайне называется трактовка основных правил планировки сада, оборудования, тип мощения, растительность, сама форма и дизайн сада, и многое другое. Сады делятся на 2 основных, базовых, стилях: формальный (регулярный) и пейзажный (ландшафтный).
Формальный стиль появился в конце XVII века при Людовике XIV и был неотъемлемым атрибутом при дворцах и замках. Стиль основан на правилах симметрии при закладке, поэтому прекрасно подойдет к особнякам, или поместьям. Отличный способ подчеркнуть торжественность, величие.
Ландшафтный дизайн требует меньше территории, предусматривает свободную планировку размещения строений и растений. Более того, время и культура внесли свои корректировки, что позволило появится на свет целому множеству стилей, построенных по географическому принципу:
Английский стиль. Появился в противовес французскому. Главным правилом которого – казаться природным, естественным. Но при этом предусматривается возможность исправления ландшафта. Объекты разные по величине и форме, создают впечатление равновесия в природе. Извилистые дорожки. Цветов мало, в основном сад имеет более практичную сторону: фруктовые деревья, лечебные травы. Поздней эти сады набрали огромную популярность в США.
Итальянский стиль. Создается по законам регулярного стиля. Характерен для участков малой площади. Изгородь приукрашается зеленью: так называемые «зеленые комнаты», что создает прекрасную обстановку нахождения в саду даже на очень маленькой площади. В середине главным атрибутом является фонтан или скульптура. Мощеные дорожки, патио, все это переносит нас в эпоху ренессанса.
Японский стиль. Бывает разных видов: сад камней, мхов, деревьев, времен года, и другие. Японским садам характерны вода, скамейки, мостики, каменные светильники, разные приспособления, характерные для восточного региона.
Модерн. Принципиально новый стиль, в котором много свободного пространства. Отсутствуют прямые углы, украшения. Сад разделен на зоны, центром которого — сам дом. Прямые линии, простые ограждения, контрастные цвета. Также особенностью стиля является повторяемость мотивов: некоторые элементы могут многократно встречаться в разной форме.

тема 4 Ландшафтный дизайн

Ландша́фтный диза́йн - искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект), и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.

В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Задачи ландшафтного проектирования участков - это, прежде всего, создание гармоничных и красивых ландшафтов, а также оптимизация пространства и реализация возможностей функционально использовать территорию. Грамотное ландшафтное проектирование, которое выполняют опытные специалисты, учитывает назначение территории, ее размер, экологические условия. Более того, удачный ландшафтный дизайн способен во многом изменить к лучшему и исходные данные: создать более благоприятный микроклимат, видоизменить рельеф, сделав его более интересным и привлекательным, улучшить экологию, за счет посадки растений, дающих кислород и фильтрующих атмосферу, устройства искусственных водоемов, увлажняющих воздух.

История ландшафтного дизайна

Как известно, начало ландшафтного дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. Каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны. И как бы человек ни называл свой дом, начиная с античных времен и заканчивая современностью, «замки», «крепости», «дворцы» или коттеджи, - все они неразрывно связаны с Природой, со стремлением к прекрасному. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени. К примеру, роспись в Садовой комнате в Доме Ливии в Риме, выполненная в I веке до н.э., отражает идеализированный образ райского места. Со сменой эпох менялось и представление о красоте. Сады не являются здесь исключением.

Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.

Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.

Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.

Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать «вещицизм» и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе.

XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и ландшафтном дизайне. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту, сместились и стали менее заметными границы их разделяющие.

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре доминирующую роль в которой играли Китай и Япония. Японский бонсай (искусство выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-Шуй использовались дизайнерами всех времен и народов. Рассматривая садовые строения из кирпича и камня, мы упоминали роль стилизованных животных в ландшафтном дизайне Фэн-Шуй. Но этим искусство Фэн-Шуй не ограничивается. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании ландшафтного участка. Многие считают, что процветание Тайваня и Гонконга связано именно с Фэн-Шуй, так как каждый уважающий себя бизнесмен в этих странах пользуется услугами специалистов данного искусства. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы относительно местности - вот отличительная черта Фэн-Шуй. Эти знания законов природы помогают максимально правильно использовать их при формировании ландшафта.

Входу на территорию участка уделяется особое внимание, так он отделяет две условные зоны. Переходя эту границу, простой горожанин становится хозяином. Поэтому ворота являются символом его благополучия и удачливости. Хорошо, когда ворота выполнены в виде арки, то есть, закруглены сверху. Арка символизирует радугу - «небесные врата» и приносит удачу хозяину участка. Точно такой же смысл имеют арки, разделяющие отдельные зоны участка. Они могут быть каменными, деревянными, металлическими или в виде зеленых насаждений. Все зависит от того, в каком секторе участка расположена арка. В южном секторе арка делается деревянной, на юго-западе - кирпичной или каменной, а в западном секторе - желательно делать её из металла.

Размещение дома на участке тоже имеет очень важное значение. Фасад его должен смотреть на юг, восток или юго-восток, менее благоприятное направление фасада на юго-запад или запад и нежелательно северное и северо-западное направление. Через вход в дом проникает благотворная энергия, поэтому важны его парадность и солидность.

Важным атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены.

Наверное, сейчас невозможно точно определить, где появились первые беседки и другие садовые строения, предназначенные для отдыха. Доподлинно известно, что в Древнем Египте строили деревянные беседки за много веко в. до н.э. Небольшие, легкие с раздвижными дверями садовые домики, напоминающие беседки и навесы, уже много веков строят в Китае и Японии. Среди южных народов всегда были популярны навесы, беседки, перголы, которые помогали укрыться от лучей палящего солнца. Особенно популярны были такие сооружения в странах Средиземноморья, которые нашли свое отражение в греческих портиках и римских колоннадах эпохи Возрождения. Беседки без стен, имеющие в плане форму квадрата или восьмиугольника, уже много веков строят в Англии и Нидерландах. Как правило, они строились на самом видном месте и являлись центром роскошного сада или парка, украшая его своими формами и архитектурой. Такие беседки - газебо были позаимствованы многими европейскими странами и стали широко известны всему миру. Из Европы архитектура беседок перекочевала, а Америку вместе с первыми поселенцами. Первоначально они ставились в садах и приусадебных парках только богатых людей как символ благополучия и связи с Европой. Не обошли стороной беседки и Россию, на которую оказывала большое влияние культура Франции и Англии. Практически ни одна богатая усадьба не обходилась без садовой беседки, в которой проводили досуг наши знатные предки. Вместе с беседками широко применялись деки, навесы, террасы, примыкающие к дому или построенные на склоне холма и имеющие дощатый настил. Над этими сооружениями трудились знаменитые архитекторы, создавая воистину произведения искусства. О внешнем виде садовых строений того времени мы можем судить по многочисленным художественным полотнам, которые сохранились до наших дней. И в настоящее время находится немало любителей архитектурных форм прошедших столетий. Но в архитектуре XX века (особенно в его второй половине) произошел революционный сдвиг. Этому способствовало появление в строительстве новых современных технологий и материалов (пластмассовые и алюминиевые профили, различные виды современной кровли и т.д.). Поэтому в садах и приусадебных парках наших современников можно встретить строения самых разнообразных форм и стилей. Но все они преследуют одну цель - создание уютной зоны отдыха на лоне природы.

Виды ландшафтных работ

    Декоративное покрытие садовых дорожек

    Живая изгородь

    проектирование ландшафтного дизайна

    строительство заборов

    дорожки и площадки

    выбор газона

    подпорные стены

    строительство прудов и бассейнов

    водонапорные сооружения

    системы полива

    посадки крупномеров

    посадка хвойных растений

Законы и приемы ландшафтного дизайна

Рассмотрим основные правила создания ландшафтной композиции, используя гармоничное сочетание свойств пространственных структур: геометрической формы, величины, фактуры, положения в пространстве, цвета, освещенности. Пренебрежение этими правилами ландшафтного дизайна может стать причиной того, что вместо прекрасного, радующего взгляд сада Вы получите лишь беспорядочно размещенные, не связанные между собой элементы.

- Единство и соподчиненность . В построении ландшафтной композиции существует 2 принципа: разделение и объединение. Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании участка, выделении различных типов пространств. Например, Вы планируете создать в своем саду въездную зону, зону отдыха, огород и сад, детскую площадку, хозяйственную зону и т.д. Каждая из этих зон несет свою смысловую и практическую нагрузку, т.е. она отличается от других по задачам, способам оформления, размерам, форме и т.д. С другой стороны, для того чтобы Ваш сад выглядел гармоничным и целостным, Вам необходимо объединить различные элементы. Для этого необходимо выявить что-то одно, наиболее важное для Вас, и подчинить этому главному все остальные части (это может быть тематическое подчинение, доминирование цвета, формы и т.д.).

- Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части бOльшая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к бOльшей части 3:5: При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.

Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду симметрично т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и т.д. Для сада в пейзажном стиле, стиле кантри надо отдать предпочтение асимметрии, свойственной Природе.

Ритм. Это повторение какого-либо элемента ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.

Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм (светлый темный, большой маленький, высокий низкий, гладкий шершавый и т.д.). Для создания такого эффекта из уже известного нам правила Золотого сечения убираем один элемент 8:5 убираем: Контраста можно добиться на различности форм: пирамидальная плакучая, шаровидная колоновидная; по фактуре: шероховатая глянцевая поверхность листьев; по цвету растений или декоративных элементов.

Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов (например, композиция из флоксов светлых тонов с преобладанием белых и некоторого количества розовых цветов; или композиция из хвойников с постепенной сменой цвета от желтого к желто-зеленому, затем ярко-зеленому и, наконец, темно-зеленому тону).

Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.

Законы линейной и воздушной перспективы

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Линейная перспектива это изменение величины и формы предмета по мере удаления от него:

    все параллельные линии в перспективе сходятся на линии горизонта в одной точки

    вертикальные линии в перспективе всегда остаются вертикальными;

Воздушная перспектива -изменение цвета,яркости и четкости предмета по мере удаления от наблюдателя. Различные цвета по-разному изменяются по мере удаления от зрителя: желтый цвет становится зеленым; оранжевый – грязно-красным; зеленый – голубовато-синим; фиолетовый цвет растворяется; белый выглядит более эффектно на темном фоне и кажется ближе, чем на самом деле; черный растворяется и светлеет; красный приближает предмет к зрителю, синий, наоборот, удаляет.

Деревья с мягким контуром и с листвой холодного оттенка следует размещать на дальнем плане ландшафта. Там же размещаются синие и голубые пятна цветников и темные хвойные или лиственные композиции.

Построение пейзажной картины.

Пейзажная картина – часть пространства сада, которую визуально (зрительно) можно выделить из общего пространства, мысленно заключив в рамку. Пейзажная картина должна быть целостной, иметь центральный элемент, который не обязательно располагается по центру угла зрения. При этом все элементы пейзажной картины должны просматриваться, не закрывая и не заслоняя друг друга.

“Дизайн - это качество жизни, а дизайнер – планировщик с чувством прекрасного".

Бруно Мунари

Ландшафтное проектирование - это особый вид творческой деятельности, направленный на планирование искусственной среды путем активного использования природных компонентов, таких как растения, вода, рельеф, камень. Как говорил Карл Линней: «С помощью искусства природа творит чудеса» .

Все знают, что хотят иметь на своей территории для комфортного отдыха или даже эффективной работы, далекой от шума и суеты. Это относительно ограниченный набор ландшафтных элементов за исключением самого жилья – дорожки, площадка, беседка, барбекю, игровая зона, баня, какая-нибудь хозяйственная постройка, грядки, сад с фруктами и ягодами, газон, а ещё желательно цветы и прудик с ручьем для души. И этот набор, за некоторыми исключениями, есть на территории всех обладателей собственного дома или дачного участка. Почему тогда нет одинаковых участков? В этом виноваты наши дизайнеры, товарищи!

Отличаются эти участки, в первую очередь, по таким относительным параметрам, как красота и стиль. Для нас красота и гармония являются единым понятием, одно без другого не может быть, тем более, когда речь идет об ансамбле, независимо от материала их изготовления. Эта красота и гармония вначале создается на обычной белой бумаге, товарищи!

На наш взгляд, секретом успеха в ландшафтном дизайне является гармоничное сочетание элементов ландшафта, функциональность, эстетика и комфорт, отвечающих требованию заказчика. Поэтому ландшафтное проектирование является важнейшим этапом благоустройства территории. Красивый, гармонично сочетающийся с домом сад - это результат удачной планировки

«Главное для дизайнера - создавать такие вещи, которые радуют его самого, чтобы работа приносила удовлетворение, а сотрудничество с заказчиком - удовольствие. Нужно понять, что хочет заказчик, и соединить это со своими желаниями и возможностями. Чтобы создать что-то выдающееся, нужен энтузиазм обоих».

Хорхе Пенси

Состав проектной документации зависит от насыщенности участка ландшафтными элементами и пожеланий заказчика. Стандартный пакет состоит из:

  • 1. Эскизного проекта в двух вариантах
  • 2. Генплана на основании выбранного Вами и доработанного Нами варианта
  • 3. Дендроплана с ассортиментной ведомостью и картинками
  • 4. Разбивочного чертежа
  • 5. Схемы дорожно-тропиночной сети и мощение
  • 6. Ориентировочной сметы

Уважаемые посетители нашего сайта, мы готовы к сотрудничеству с удовольствием ради достижения гармонии во всём!

Ландшафтный дизайн – это самое настоящее искусство, которое состоит из трёх больших направлений. Первое направление – это архитектура, строительство и проектирование. Второе направление – это ботаника и наука выращивания растений. И, наконец, третье направление – это история и философия. И только все вместе эти составляющее и будут называться ландшафтным дизайном.

При планировании ландшафтного дизайна дизайнер должен учитывать несколько аспектов. Самое главное – это простота, удобство, практичность, красота и эстетичность.

Кустарники и газоны, деревья и цветы, клумбы, озёра и фонтаны... Здесь всё должно быть очень тщательно спланировано. Именно поэтому на первом этапе проект рисуется на бумаге, а затем воплощается на компьютере. Здесь можно увидеть все недостатки, внести какие-то важные изменения, и, конечно, показать проект человеку, который его заказал.

А самое главное – дизайнер ландшафта ни в коем случае не должен забывать о таком компоненте, как искусственное освещение.

Красиво оформленный ландшафтный дизайн возле дома или даже возле офиса – это отражение индивидуальности человека, который здесь живёт или работает. К тому же замечено, что красивый и правильно сделанный ландшафтный дизайн улучшает настроение, а если такой дизайн будет выполнен возле магазина, то покупателей здесь будет намного больше, чем в магазине, вокруг которого просто уложен асфальт и совсем нет никаких цветов.

Конечно, можно заказать ландшафтный дизайн той или иной территории у профессионала своего дела. Но почему бы не попробовать это сделать самому? Немного фантазии, немного времени и желания – и вашу территорию приусадебного участка или маленького садика возле дома будет просто не узнать!

Самое популярное направление в ландшафтном дизайне – это альпийские горки. Такие горки можно увидеть практически в каждом городе, а нередко и на территории школы, садика, училища или другого общественного здания.

Очень хорошо такие горки сочетаются с небольшими фонтанчиками, ручейками или даже мини-водопадами. Не стоит думать, что альпийская горка – это всего лишь груда камней. Основной элемент здесь – это камни. А вот цветы и растения – это всего лишь дополнение, красивое и очень живое.

Ещё один популярный элемент ландшафтного дизайна – это сухой ручеёк. Здесь вместо воды используются небольшие камешки, которые имитирую течение воды. Такой ручеёк очень и очень красиво смотрится в любом саду. Однако один только сухой ручеёк – это всего лишь начало ландшафтного дизайна. Возле ручейка стоит обязательно установить альпийскую горку, высадить растения, например, на берегу такого ручейка стоит посадить лилии, тростник. Если ручеёк довольно широкий, то через него можно перекинуть деревянный мостик.

Ландшафтный дизайн – это искусство, которое просто невозможно без фантазии и без ярких и свежих задумок. Соорудить альпийскую горку, правильно подобрать растения, сделать сухой ручеёк, расставить по территории большие керамические изделия, сделать красивое озеро… Это и есть искусство. Искусство красоты, без которой мир был бы очень серым и скучным.

Природа дарит нам три основополагающих природных компонента сада – земля, вода, растения. Под землей понимается не только ее количество и качество, но характер ландшафта тоже. Поэтому, основой садово-паркового ландшафта выступает рельеф. Именно форма рельефа подсказывает дизайнеру, какие принципы ландшафтного дизайна применить, как выстроить композицию и какое стилевое решение выбрать.

Начинайте оформление своего участка только если вы действительно «загорелись». Теоретические познания мало что значат, пока нет огромного желания воплотить свои идеи

Рельеф является наиболее стабильным элементом садового ландшафта. От того, какой он есть, будут выстраиваться остальные компоненты. Занимаясь воплощением ландшафтного дизайна на своем участке, мы имеем дело с фрагментом природного ландшафта, в который сознательно вносим искусственные изменения.

Берем ограниченную определенными размерами природную территорию, внешний облик которой формируем, с учетом характерных особенностей рельефа, имеющихся посадок, качества почвы. В садах, которые расположены на наклонной местности, в склон встраивают крупные камни, валуны, имитирующие скальную поверхность. Высаживают вьющиеся многолетние растения с мощной корневой системой.

В ландшафтном дизайне всё должно соответствовать друг другу, чтобы выходил цельный образ. Выберите одну основную идею и ориентируйтесь лишь на неё

Отталкивайтесь от реальных нужд вашей семьи. Не стоит возводить античные колонны как у соседа, если они вам не нужны

Благодаря этим действиям, сад приобретает выразительный художественный образ и замечательный внешний вид. В таком случае видно, что дизайнер нашел удачное сочетание функциональности и внешней красоты.

В каждом виде искусства есть свои средства выражения творческого замысла. Если это живопись, то основным средством найти образ является цвет, в скульптуре — форма. В садово-парковом искусстве, где применены основы ландшафтного дизайна, заключающиеся в совместном творении природы и человека, диапазон элементов создания художественного образа более обширный. Такими элементами выступают:

  • объекты живой природы – деревья и кустарники, цветы, водоемы;
  • объекты искусственной среды – малые архитектурные формы (садовые скульптуры, дорожки, арки, беседки).

Само наличие этих элементов на участке не обеспечит создание художественного образа. Чтобы получилась целостная, гармоничная картина, все должно быть сделано с применением правила ландшафтного дизайна и найдены определенные художественные способы ее воплощения.

Сделайте ставку на натуральные материалы, позволяющие максимально почувствовать сопричастность к природе

Спроектируйте сначала место для отдыха, а затем наполняйте площадки зелеными насаждениями. Так вы получите удобную структуру, которая позднее станет ещё и красивым садом

Основные принципы ландшафтного дизайна

Прежде чем принять решение по планировке и композиционных моментов, следует детально ознакомиться с особенностями территории. Если ваш участок имеет сложную форму, существенно облегчить себе работу возможно, воспользовавшись одним подходом — разделить на несколько простых зон. Они могут иметь прямоугольную, полукруглую, треугольную или иную форму.

Сад смотрится лучше, если в нем есть несколько четких линий. Например, дорожка или аллея с постриженными кустами

Единство стиля – если дом оформлен в деревенских мотивах, то и сад должен ему соответствовать

Этот подход помогает проанализировать особенности каждой из зон территории и, сделав выводы, гармонично скомпоновать объекты. Объединить все воедино следует придерживаясь определенных проектно-художественных принципов ландшафтного дизайна.

Принцип симметрии, совместно с принципом ритмического контраста. В этом случае, крупные и более мелкие по размеру объекты сада чередуются между собой в геометрической, заданной дизайнером, строгой последовательности. Создавая дизайн, проектировщик всегда ищет «стержень» композиции, ее композиционный центр и «доминантные точки». Опираясь на данный принцип, возникает, к примеру, следующий вариант решения – стержнем становится аллея, размещаемая по продольной оси прямоугольного участка. Центр композиции – круглая беседка, с декоративными элементами. По углам сада – четыре стройных кипариса. Они будут доминантными точками, замыкающими композицию.
Ритм. Простым проявлением ритма, является повторяемая через одинаковые промежутки линейная посадка кустов, деревьев. От умело найденного ритма и размещения акцентов, зависит легкость, полнота восприятия композиции сада. Сделать рисунок сада интереснее, можно с помощью возведения альпинария, террас, беседок, создания динамичного узора мощения дорожек.
Плавные формы. Для тех, кто устал от прямолинейных форм городских построек, при проектировании своего участка, используйте этот принцип. Согласно ему, площадки, клумбы, дорожки, живые изгороди имеют свойственные природе мягкие очертания и изгибы.
Нюанс, контраст. Это противоположные по форме проявления, принципы. Действуя по принципу нюансов, обеспечивается плавный малозаметный переход, от созданных дизайнером форм к природному ландшафту. При использовании контрастов все наоборот. Подчеркиваются различия форм, противопоставляются силуэты, очертания. В отличие от нюанса, контраст имеет свои выразительные особенности.

Плавный изгиб садовой дорожки, ведущей к липовой аллее

Пышный миксбордер кругового обзора на лужайке

Это не все, а только основные принципы ландшафтного дизайна. Стоит отметить принцип масштабности – одна и та же архитектурная форма, будет смотреться по- разному, в зависимости от того, в каком саду расположена. С существующими размерами участка, соизмеряйте масштабы планируемых построек, высоту и форму деревьев, кустарников и клумб.

Смешанная посадка высокорослых деревьев для защиты участка от ветра

Центр композиции – сухой ручей из камня

В сад всегда можно добавить что-то новое и интересное. Чем больше различных уголков и оригинальных идей, тем лучше он выглядит

Как оформить входную зону

Условно, участок делиться на 3 зоны:

  • переднюю часть (входная зона и палисадник);
  • боковые;
  • заднюю (включает в себя внутренний двор).

Разделение участка на зоны создает чувство порядка и аристократизма, подобно комнатам в доме

Входная зона не должна быть перегружена лишними деталями

Входная зона – лицо дома, по которому судят о вкусе жильцов, их образе жизни. Основными функциями этой части сада является создание декоративного эффекта, защита внутренней территории сада и дом от пыли, шума, идущего с улицы.

В этой зоне чаще всего размещают разные функциональные строения: навес под автомобиль, дорогу к гаражу, трансформаторные ящики, колодцы для сточных вод, прочие коммуникационные устройства. При правильном размещении и необходимости, эти элементы декорируются с помощью живой изгороди, решетки с вьющимися растениями.

Простой, но очень красивый заборчик перед входом на садовый участок

Шикарное оформление парадной зоны в восточном стиле

Хвойные растения перед входом в дом стабильны, не требуют сложного ухода, солидно выглядят в любое время года

В передней части принято высаживать декоративные кустарники, хвойники. Располагаются они с таким учетом, чтобы посадки не мешали проникновению солнечного света в окна дома. Симметрично посаженные ели или пихты, могут обрамлять вход в сад, а дополнят композицию фактурные валуны.

Еще необходимо позаботится о том, чтобы входная зона была красиво оформлена в любое время года. Для этого разбивается палисадник с растениями и цветами, дополняющими друг друга по оттенкам и периоду цветения. Живая изгородь из самшита, послужит прекрасным обрамлением дорожке и гаражному подъезду, мощеным природным камнем.

Опирайтесь на своё вдохновение, в нём ключ к созданию действительно потрясающего ландшафта

Участок с уклоном. Недостаток превратим в достоинство

Внутри сада часто встречаются перепады уровня, но это не является недостатком. Мастера ландшафтного дизайна полагают, что сад выглядит привлекательнее, чем многообразнее его рельеф. Дизайнеры помогут связать друг с другом разные уровни, изменить существующий рельеф (убрать или увеличить уклон), сформировать террасы.

Террасы – популярный способ придания наклонному участку ступенчатый вид, но работает до тех пор, пока уклон не слишком большой

При воплощении преобразований, следует учесть несколько важных моментов:

  1. Гармонично вписать природные переходы с созданными вертикальными и наклонными линиями лестниц, откосов, подпорных стен.
  2. При формировании горизонталей, стараться обеспечить такой уклон поверхностей, при котором, не будет происходить смыв плодородных слоев почвы. Важно, чтобы уклон был достаточным, способствовал удалению лишней дождевой воды, не давать ей собираться в лужи посреди сада.
  3. Произвести земляные работы – создать основу. Нужно сделать планировку местности, создать основной слой под засыпку или выемку земли, заняться выкапыванием ям и канав, сформировать откосы, засыпать или убрать землю.

Для подпорной стенки из камня высотой в пределах полуметра фундамент не нужен, достаточно правильной укладки и скрепления раствором

Подпорная стенка высотой в метр и выше требует определенной компетентности в строительном деле

Их внешний вид способен повлиять на эстетику сада. Строят их там, где есть откосы, присутствуют большие перепады рельефа, созданы разно-уровневые террасы. Чаще всего воздвигают подпорные стены между террасами.

Материал, из которого выполняют опоры – натуральный камень, сборные бетонные элементы и кирпич, если высота стены небольшая. Выбор материала понятен, так как позволяет создавать интересные архитектурные композиции, прочен и долговечен.

Каменные конструкции отлично вписываются в природный ландшафт и служит многие десятилетия

Деревянная подпорная стенка весьма интересна с точки зрения дизайна, но менее долговечна даже при условии использования твердых пород древесины

Кроме подпорных стен, для закрепления грунтовой поверхности откосов, используют несколько приемов: засев травой, укладка дерна, высадка кустарников. Невысокие подпорные стенки могут заменить садовые скамейки. Следует избегать воздвижения чрезвычайно высоких подпорных стен, из-за возможного нарушения гармоничного восприятия целостности пейзажа и во избежание дополнительных расходов.

Совет! Высокую стену лучше заменить двумя, тремя более низкими. Это облегчит переход между уровнями и не внесет диссонанс в естественность рельефа участка.

При выборе насаждений отдавайте преимущество растениям, растущим в естественных условиях на склонах и камнях

В ландшафтном дизайне существует много принципов и методов, как правильно оформить свой участок. Одна статья не в силах отразить всю информацию. Если у вас небольшой участок, воплощать все на нем, будет неуместно. Выберите несколько правил, которым будете следовать, подходящим вашему мировоззрению, количеству средств и времени, которое вы можете потратить. Этого будет достаточно для создания вашего оазиса!

Не хотите возится с газонами, рокариями и альпийскими горками? Обустройте дикий склон из камня и растений, которые не дают грунту разрушаться своими корнями

Видео: пример удачной реализации собственного ландшафтного проекта