Электрооборудование

Как называли и какой пользовались посудой издревле на руси. Профессионалы своего дела

Как называли и какой пользовались посудой издревле на руси. Профессионалы своего дела

Наши предки в Х веке были людьми простыми и неприхотливыми, ценившими меткое слово и краткость речи, наполненность её смыслом. В «Повести временных лет» сохранился рассказ о культурологическом ярком впечатлении славян-язычников во время первого посещения русских послов христианского храма в греческой Византии:

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы - на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить».

Речь наших предков была на редкость лаконичной и ёмкой. Говорить красивые речи было не зачем и не перед кем, кругом одни крестьяне — общинники, да немногочисленные княжеские дружинники. В «Повести временных лет» наши предки разговаривают на редкость ясным языком, понятным нам гораздо больше, чем более развитой русский язык 15-17 веков. Древнерусские писатели умели в короткой фразе выразить чувства и идеи, на которые иные современные авторы тратят целые страницы. Литературные произведения Древней Руси на удивление небольшие по объёму, но очень содержательные по заложенному в них смыслу. Лев Толстой написал по объёму больше, чем все древнерусские авторы. Это говорит, что наши предки старались не растекаться «мыслию по древу» , а формулировали свои мысли кратко, ёмко и доходчиво.

Дошедшие до нас памятники древнерусской литературы демонстрируют нам образцы русской речи Х века. Речь Святослава, обращённая к своим воинам перед битвой с византийцами:

«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь».

А теперь сравним эту же речь в передаче образованного византийца, стремящегося всячески украсить свою речь витиеватыми фразами:
«Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей!»- Лев Диакон «История», кн. IX, 7.

Почувствовали разницу? Те же мысли, но в два раза больше слов и патетики (греч. πάθος - страдание, страсть, возбуждение) — приём обращения к эмоциям аудитории. Да, не любили наши предки зря языком болтать, потому и фразы были короткие, ёмкие, где ценилось каждое произнесённое слово.

Вот, например, знаменитая фраза Святослава Игоревича: «И посылаше къ странам, глаголя: «Хочю на вы ити»» . Коротко и ясно, и враги знали чего можно ожидать от русского князя.

Вот и вся аргументация — коротко и ясно сказано! Слов мало, но все слова проникнуты смыслом и очень убедительны.


А вот диалог с вятичами:

«И пошёл на Оку реку и на Волгу, и набрёл на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам по щелягу с сохи даём»».

Святослав только спросил кому вятичи дань платят, а какой короткий и точный ответ получил, узнал всё — и кому, и сколько, и как именно платят вятичи дань. Вятичи в одной ёмкой, лаконичной фразе из пяти слов описали всю принятую у них налоговую систему.


А вот описание осады Киева печенегами в 968 год :

«И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, - сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, как пройти, - иди»».

Положение осаждённых и задачу горожане Киева сформулировали точно и кратко. Ещё не многословнее оказался некий отрок.


А вот как Святослав объясняет матери свою новую внешнюю политику:

«Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, и мёд, и рабы».

Все разложено на полочкам, все выгоды переноса центра государства на Дунай определены чётко, ясно и кратко. Ни одного лишнего слова.

А вот как новгородцы вели переговоры со Святославом:

«В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдёте к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошёл к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». … И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира».

А это ответ военной дружины князю Игорю во время похода на Константинополь в 944 год:

«Сказала же дружина Игорева: «Если так говорит цесарь, то чего нам ещё нужно, - не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто - кто одолеет: мы ли, они ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть»».

Напомню, византийцы были готовы к нападению — их предупредили болгары о том, что где-то рядом находился греческий флот с греческим огнём. Как точно описали дружинники князя выгоду от договора с византийцами по сравнению с военными действиями, которые могут привести к неизбежному поражению русичей от огненосных дромонов греческого флота.

А вот как выразил свои чувства князь Ярополк над телом брата Олега коротким вопросом старому воеводе Свенельду:

«И пришёл Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: «Смотри, этого ты и хотел!»
Напомню, из-за Свинельда вспыхнула усобица между юными князьями Ярополком и Олегом. Поводом к ней стало убийство дружинниками Олега сына Свенельда, Лота , который охотился в древлянских лесах и дерзко вёл себя с Олегом. Свенельд, желая отомстить за сына, все подговаривал Ярополка: «Пойди на брата и отними у него владение». На третий год пошёл Ярополк войною в древлянскую землю и захватил его город и, вошедши в город, долго искал брата, пока один древлянин не рассказал, что видел, как Олег падал в городской ров. Горько плакал Ярополк над телом погибшего брата: он вовсе не хотел его смерти.

Берестяные новгородские грамоты донесли до нас этот же неповторимый древнерусский стиль общения:

«Грамота отъ Гюрьгя къ отьчеви и къ матери. Продавъше дворъ, идите же сѣмо - Смольньску ли Кыеву ли: дешеве ти хлебе. Али не идете, а присълите ми грамотичу, сторови ли есте».

«От Павъла из Ростова къ Братонѣжъку. Аже то лодия присълана кыяниня, обѣсти ю кънязу, дати не буде присловъя ни тобѣ, ни Павълови».

«Покланяние от Домажира ко Якову. Я у тебе слышу, цето ты молвише. Оце е тобе не годена, а попровади ко моне сестру. Азъ быле лони наделиле, а ныне быхо посолале. А ныне слышю болену сестру. Оце ю Бого поемете, а присоли сыно ко моне со ее знатебою, оте побуде сыно у мене, а я ся имо потешу, и посолю ю опяте во городо. Пакы ли не управише того, а я тя передамо святее Богородице, ко нее же еси заходиле роте».

Итак, наши предки говорили в Х веке очень кратко, их речь была ясной, лаконичной и наполненной смыслом. В коротких, чётких словах, фразах они умели выразить целую гамму чувств, ясно изложить свою мысль, задать правильный вопрос и получить точный ответ. Мы, потомки древней Руси, во многом утратили такой стиль общения.

Наши предки ценили краткое и точное слово, но это не значит, что они не ценили красивое поэтическое слово. Ценили и очень высоко, иначе бы не дошли бы до нас древнерусские былины, иначе бы они не создали литературу Древней Руси. Иначе бы не оценили наши предки красоту греческой риторики. Высоким искусством поэтического слова владели не многие, возможно, единицы, их называли сказителями , а у скандинавов «скальдами», в этом слове хорошо просматривается древнерусский корень «сказ» — «сказальд» — тот, кто сказывает . Судить о поэтическом слове дохристианской Руси можем только по поздним былинам, например о Волхе Всеславьиче:

«Дружина спит, так Вольх не спит,
Разбудил он удалых добрых молодцов:
«Гой еси вы, дружина хоробрая,
Не время спать, пора вставать,
Пойдём мы ко царству Индейскому!».
И пришли оне ко стене белокаменной,
Крепка стена белокаменна,
Вороты у города железныя,
Крюки-засовы все медные,
Стоят караулы денны́-нощны́,
Стоит подворотня дорог рыбей зуб,
Мудрёны вырезы вырезено,
А и только в вырезу мурашу́ пройти».
Из сборника Кирши Данилова, XVIII века.

Как видим, фраза «гой еси»- это только поэтический приём древнерусских поэтов для украшения своих песен, наши предки не употребляли этот оборот речи в обыденной жизни. В Х веке русский язык был живым источником общения, которому предстояло впереди тысяча лет разговорного и литературного развития.

По материалам: https://cont.ws

» от 2003 года. Жирным шрифтом выделен игрок-победитель в тройке. У победителя игры указан его финальный счёт.

Выпуск 1 (617), 10 января 2003

Выпуск 2 (618), 17 января 2003

Выпуск 3 (619), 24 января 2003

Участники:

Игорь Сеченов (г. Саянск) , Наталья Морозова (пос. Савищево), Олег Андриенко (г. Харьков); Рахима Джаратова (г. Костанай), Юрий Фандеев (пос. Радищево) (? очков), Ольга Мараева (г. Барнаул); Александр Лобанов (г. Тверь) , Тамара Козлова (г. Асбест), Наталья Алексеева (г. Санкт-Петербург); Ответ: Картофель
  • Одно из любимейших простонародных кушаний Елизаветы Петровны, которое вызывало раздражение своей неизысканностью у её французского повара. (8 букв)
Ответ: Кулебяка
  • Что запрещалось подавать в русском кабаке, и это, в первую очередь, отличает кабак от корчмы? (7 букв)
Ответ: Закуска
  • Как исстари назывался суп из кваса, куда добавляли хлеб и лук, иногда подсолнечного масла? В старину на Руси о редьке говорили: «В редьке 5 яств: редечка-трихта, да редечка-ломтиха, редечка с маслом, редечка с квасом, да редечка так». В состав какого древнейшего национального русского блюда входила редька? (4 буквы)
Ответ: Тюря

Игрок отказался от суперигры.

Выпуск 4 (620), 31 января 2003

Выпуск 5 (621), 7 февраля 2003

Участники:

Галина Юрченко (г. Екатеринбург), Леонид Омельчук (г. Тернополь), Елена Кравченко (г. Хойники) (2 250 очков); Зоя Трушлякова (г. Славянск) , Альберт Облекшин (г. Уфа), Светлана Трофимова (с. Хонхолой); Александра Ливанова (г. Лакинск), Галина Тищенко (г. Шостка), Гульнара Батырова (г. Ташкент) ;

  • В английских и в русских суевериях кошки предсказывают погоду. Какую погоду предсказывало то обстоятельство, когда кошка лежит клубочком? (5 букв)
Ответ: Мороз
  • Кому, согласно народным представлениям, подчиняется кошка? Именно по этому преданию русским следовало заводить кошку той масти, какого цвета волосы у хозяина дома, иначе кошке не жить. Этот невзлюбит и начнёт выжимать из избы, постоянно сбрасывая с печи. Для кого именно предназначена кошка, которую первой запускает в дом при новоселье? (7 букв)
Ответ: Домовой
  • На боевом знамени войска какого полководца было помещено бронзовое изображение кошки? Полководец великий, имя знает любой. В те времена кошка была символом свободы. (7 букв)
Ответ: Спартак Ответ: Франция

Выпуск 6 (622), 14 февраля 2003

Выпуск 7 (623), 21 февраля 2003

Участники:

Людмила Широкова (г. Пенза) , Пётр Егоров (г. Вологда), Олег Козлов (г. Бор); Светлана Дудникова (с. Кыштовка) , Валентина Чернявская (г. Запорожье), Владимир Глазунов (г. Москва); Пётр Корнюхин (с. Отхожее) (800 очков), Елена Сластина (г. Химки), Галина Саурбетова (г. Каражал);
  • Что означает слово «рыцарь»? (7 букв)
Ответ: Всадник
  • Что, в числе всего прочего, обязательно было в саду каждого рыцарского замка? (6 букв)
Ответ: Огород
  • Перед началом турнира рыцарь давал клятву, что готов отдать жизнь королю сердце дамы и только одно оставить себе… Что? (5 букв)
Ответ: Честь
  • Игра, которую рыцари уважали больше всего на свете? Во всяком случае, считалось неприличным, чтобы рыцарь не знал правил этой игры. (7 букв)
Ответ: Шахматы

Игрок отказался от суперигры.

Выпуск 8 (624), 28 февраля 2003

Выпуск 9 (625), 7 марта 2003

Участники:

Артём Науменко (г. Саратов) , Анастасия Парамонова (г. Красноярск), Ильгиз Гарифуллин (г. Казань); Филипп Юрьев (г. Вильнюс) , Елена Просулупова (г. Рязань), Сергей Финоедов (г. Смоленск); Игорь Ямпольский (г. Москва), Анна Никитина (г. Долгопрудный), Андрей Шишкин (г. Ярославль) (1 500 очков);
  • Как на Руси называли странствующего артиста, главного музыканта, певца и плясуна? (8 букв)
Ответ: Скоморох
  • Дирижёры управляют оркестром с помощью дирижёрской палочки. Дирижёр показывал музыканту, как играть, когда начинать и заканчивать. Было это в XVIII веке. Одним таким инструментом, прообразом которого была виола, был… Какой? (7 букв)
Ответ: Скрипка
  • Самый древний музыкальный инструмент, который изначально делали не только из серебра, но и из хрусталя. (6 букв)
Ответ: Флейта
  • Какого великого композитора сыновья называли «старый парик»? Фамилия этого немецкого композитора переводится как «ручей». (3 буквы)
Ответ: Бах
  • В музыкальной сказке Прокофьева «Петя и волк» звук крадущейся к птичке кошки исполняет кларнет, а злого волка - валторна. В чьём исполнении в этой сказке звучит кряканье утки? (5 букв)
Ответ: Гобой

Игрок отгадал слово и выиграл суперприз: компьютер.

Выпуск 10 (626), 14 марта 2003

Участники:

Галина (г. Кострома), Анна Парамонова (г. Иркутск), Виктор Воробьёв (г. Зубцов) ; Николай Ковальский (г. Чашники), Лилия Коржаева (г. Днепропетровск), Ирина Столярова (г. Гомель) (750 очков); Ольга Ивакина (г. Тавда) , Ясин Хаджи (г. Актау), Валентина Ивченко (г. Егорьевск);

  • Зубцы на Кремлёвской стене называются «мерлонами», всего на Кремлёвских стенах 1 045 таких мерлонов. Какие иначе называются зубцы на Кремлёвской стене? (8 букв)
Ответ: Ласточка
  • Как в древнерусском зодчестве в X-XV вв. назывался замок (более того, в этом же XV веке так именовалась центральная часть укреплённого города в Московском и в Тверском княжестве)? (6 букв)
Ответ: Кремль
  • Как называлось на Руси в старину покрытие галереи в верхней внутренней части оборонительной стены, где помещались защитники древнерусского города? (7 букв)
Ответ: Забрало
  • Как на Руси назывались хорошо замаскированные траншеи для обнаружения работ противника под землёй, которые сооружались снаружи крепостной стены? Предполагалось, что во время нападения или осады противник может сделать подкоп, тогда делали специальные траншеи для того, чтобы обнаружить, не роют ли там. Как они назывались? (4 буквы)
Ответ: Слух

Участница отказалась от суперигры.

Выпуск 11 (627), 21 марта 2003

Участники:

Вера Таскова (пос. Дмитрово), Татьяна Исаченко (г. Минск), Николай Степанов (г. Калуга) ; Лола Бочарова (с. Азино) (3 200 очков), Олег Владыдин (г. Богородск), Елена Уланова (г. Королёв); Диана Шагенова (г. Нальчик) , Николай Ялов (пос. Высокая), Зинаида Василёк (г. Одесса);

  • Кому в столице голландской провинции Фрисландии городе Леувардене поставлен памятник, на котором по-латыни написано «Наши матери»? (6 букв)
Ответ: Корова
  • Людям какой профессии был впервые в мире установлен памятник? (7 букв)
Ответ: Водолаз
  • В дни великой Отечественной войны, чтобы уберечь от вражеских бомб и снарядов скульптурные памятники Ленинграда, большинство из них было снято с пьедесталов и зарыто в землю или укрыто мешками с песком и досками, но три памятника в городе намерено были оставлены открытыми: это памятник Кутузову, памятник Барклаю-де-Толли и памятник… Кому? (7 букв)
Ответ: Суворов
  • Город, где поставлен памятник голубю. Раньше у этого памятника стоял почётный караул, играл военный оркестр. В Первую мировую голубей награждали боевыми орденами за доставку донесения (сейчас этого уже нет). И второе - город, где медики поставили памятник лягушкам. (5 букв)
Ответ: Париж

Участница отказалась от суперигры.

Выпуск 12 (628), 28 марта 2003

Выпуск 13 (629), 4 апреля 2003

Выпуск 14 (630), 11 апреля 2003

Выпуск 15 (631), 18 апреля 2003

Выпуск 16 (632), 25 апреля 2003

Выпуск 17 (633), 1 мая 2003

Выпуск 18 (634), 8 мая 2003

Выпуск 19 (635), 16 мая 2003

Выпуск 20 (636), 23 мая 2003

Выпуск 21 (637), 30 мая 2003

Выпуск 22 (638), 6 июня 2003

Выпуск 23 (639), 11 июня 2003

Выпуск 24 (640), 21 июня 2003

Выпуск 25 (641), 27 июня 2003

Выпуск 26 (642), 4 июля 2003

Выпуск 27 (643), 11 июля 2003

Выпуск 28 (644), 18 июля 2003

Выпуск 29 (645), 25 июля 2003

Выпуск 30 (646), 1 августа 2003

Выпуск 31 (647), 8 августа 2003

Выпуск 32 (648), 15 августа 2003

Выпуск 33 (649), 22 августа 2003

Выпуск 34 (650), 29 августа 2003

Выпуск 35 (651), 5 сентября 2003

Выпуск 36 (652), 12 сентября 2003

Участники:

Андрей Тимофеев (г. Могилёв), Оксана Олейник (г. Киев), Фания Идрисова (дер. Раздолье) (1 300 очков); Илья Акимов (пос. Трубный), Оксана Власенкова (ст. Новолабинск), Александра Медведич (с. Яжелбицы) ; Екатерина Писарева (с. Мешковская), Ольга Артёменко (г. Комсомольск-на-Амуре) , Михаил Михайлов (г. Йошкар-Ола);

  • Из исторических источников известно, что для поддержания сил строителей пирамид в древнем Египте кормили овощами, луком, редисом в том числе, и обязательно вот этим . Интересно, что именно на эти овощи было истрачено 1 600 талантов серебра, в пересчёте на современные деньги эта статья расходов составила бы 330 миллионов долларов. Гиппократ иногда прописывал больным только это, увеличивая его количество каждый день, а другим - призывал воздерживаться. Это растение, которое, по народной молве, надо есть по вечерам перед нашествием комаров, чтобы они не кусались. О чём идёт разговор? (6 букв)
Ответ: Чеснок Ответ: Лук
  • Олимпийский чемпион древности, мастер кулачного боя, философ и математик Пифагор I писал о этом: «Это поддерживает постоянную бодрость и веселье, а также спокойное настроение духа до глубокой старости». Он утверждал, что продолжительность своей жизни обязана именно этому . О чём идёт речь? (7 букв)
Ответ: Капуста
  • Как на Руси издревле называли любой настой на кореньях, ягодах, листьях и травах? (5 букв)
Ответ: Водка

Участница отказалась от суперигры.

Выпуск 37 (653), 19 сентября 2003

Выпуск 38 (654), 26 сентября 2003

Участники:

Дмитрий Цыбульников (г. Ярославль), Римма Щеглова (г. Курск), Валентина Кожеватова (дер. Горка) ; Роксана Грубцова (г. Тавда) (2 650 очков), Владислав Романов (г. Солнечногорск), Лидия Матвеева (дер. Сюльта); Елена Зюзенкова (г. Могилёв), Александр Мочильский (пос. Безенчук) , Татьяна Голубцова (г. Ясиноватая);

  • Во время рыцарских пиров на столах стояли огромные кувшины для вина, чаши, солонки, соусники. На них часто была надпись «Когда ты за столом, прежде всего подумай о…». О ком? (6 букв)
Ответ: Бедняк
  • Как в богатых домах на Руси называли человека, который отвечал за столовые приборы? (10 букв)
Ответ: Скатертник
  • Как на Руси называлась скатерть с тканным узором? (6 букв)
Ответ: Браная
  • В старину до XVIII века стакан на Руси называли достакан, в переводе с немецкого языка «кружка, точные порции». Достакан равнялся первоначально 10 золотникам, это примерно 70 грамм. Как впоследствии стала называться мера объёма? (6 букв)
Ответ: Стопка
  • С древних пор у старей делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Работа эта была непростая, а мастера эти имели специальное название, которое происходило от того, что они делали. (7 букв)
Ответ: Баклуши

Участница отгадала слово и выиграла суперприз: кухонная плита.

Выпуск 39 (655), 3 октября 2003

Участники:

Саргылана Карпова (г. Якутск) , Светлана Науменко (г. Новосибирск), Ольга Данина (г. Нижний Тагил); Александр Фролов (г. Саранск) , Наталья Фролышева (с. Бутылицы), Айвар Юнусов (г. Уфа); Александр Лапин (г. Сыктывкар) (1500 очков), Евгения Шаховцова (г. Владивосток), Евгений Костенков (г. Ижевск);
  • Величайший польский пианист, ученик Антона Рубинштейна, Йозеф Казимир Гофман подарил автолюбителям и автомобилестроителям нечто, что вошло в автомобильную жизнь всех стран мира и до сей поры. (8 букв)
Ответ: Дворники
  • В 1888 году дочь Карла Бенца Берта Бенц без спроса села за руль автомашины, которая стояла в гараже, и уехала к маме за 120 километров. Почему-то по преданию считается, что это была первая женщина за рулём. В пути случилось две поломки: во-первых, засорился топливопровод, и она шпилькой его прочищала, и во-вторых, порвался ремень генератора. Находчивая Берта сделала что-то, чтобы доехать до мамы, и доехала. Чем она воспользовалась? (5 букв)
Ответ: Чулок
  • Какую деталь автомобиля на заре автомобильного века называли «коровьим хвостом»? (4 буквы)
Ответ: Руль
  • Первый слуховой аппарат, названный акустиконом, был запатентован 15 ноября 1901 г. Миллером Ризом Хатчинсоном из Нью-Йорка. А что именно изобрёл Миллер Риз Хатчинсон? (7 букв)
Ответ: Клаксон
  • Что непременно возили с собой первые автомобилисты? (4 буквы)
Ответ: Кнут

Участник отгадал слово и выиграл суперприз: автомобиль из кинофильма «Берегись автомобиля».

Выпуск 40 (656), 10 октября 2003

Выпуск 41 (657), 17 октября 2003

Выпуск 42 (658), 24 октября 2003

Выпуск 43 (659), 31 октября 2003

Выпуск 44 (660), 6 ноября 2003

Участники:

Марина Добронравова (г. Тамбов) (1 500 очков), Назар Казубский (г. Кокчетав), Нина Старчак (г. Боровичи); Людмила Бабенко (г. Северодонецк), Владимир Набока (г. Харьков) , Татьяна Жигарь (дер. Сосновка); Ольга Скворцова (г. Благодарный) , Николай Файбер (г. Днепропетровск), Любовь Сирицкая (г. Ивье);
  • В Сибири считалось, что начало строительства непременно должно начинаться в Великий пост, в новолуние. Какой праздник считался необходимым захватить во время строительства избы? Этот праздник называли именинами земли-матушки. О каком празднике идёт речь? (6 букв)
Ответ: Троица
  • Какой предмет бросали в свет отправляющемуся в дорогу со словами «Скатертью дорога»? Этот предмет вешали на шест в курятнике и называли «куриным богом», он охранял птицу от дурного сглаза. (6 букв)
Ответ: Лапоть
  • По старинному русскому обычаю, над какой-то частью избы в течение года не делали крышу, чтобы всякие беды вылетали из дому. О какой части избы идёт речь? (4 буквы)
Ответ: Сени
  • Какой овощ, согласно старинным деревенским поверьям и обычаям, надо было сеять ночью и без штанов? (4 буквы)
Ответ: Репа

Участница отказалась от суперигры.

Выпуск 45 (661), 14 ноября 2003

Участники:

Татьяна Лизунова (г. Сумы), Сергей Ююкин (г. Краснодар), Калия Мангибаева (г. Ходжейли) ; Татьяна Костылёва (дер. Александровка), Надежда Майер (г. Актобе), Юрий Бабичин (с. Синяя Поляна) ; Виктория Минасова (г. Курчатов) (2 500 очков), Сурен Саркисян (г. Москва), Салигзян Гафаров (г. Уфа);

  • Какой праздник установил первый и древний указ, который выполняется до сих пор? Это было 7 марта 321 года, указ выпустил римский император Константин Великий. (11 букв)
Ответ: Воскресенье
  • При Петре I в 1690 году был произведён фейерверк на реке Пресня. В честь какого праздника? Этот весенний праздник называют ещё и сырной неделей. О чём идёт речь? (9 букв)
Ответ: Масленица
  • Ночь накануне Иванова дня - одна из самых страшных, по преданию, когда нечистая сила, особенно, бесцеремонно вмешивается в людские дела. Что втыкали в дверные щеколды, чтобы воспрепятствовать козням бесовских сил, именно в ночь на Иванов день? (7 букв)
Ответ: Крапива
  • В русских деревнях это то, что не принято было надевать для работы. Это надевали только лишь исключительно в праздники. (7 букв)
Ответ: Валенки

Участница отказалась от суперигры.

Выпуск 46 (662), 21 ноября 2003

Выпуск 47 (663), 28 ноября 2003

Участники:

Вячеслав Кривонос (пос. Комсомольский), Александр Кузьмин (г. Самара), Анна Зоткина (г. Москва) ; Екатерина Ничай (с. Окунёвка), Евгений Безус (г. Верхнеднепровск) , Иван Хлебников (дер. Чернышовка); Евгения Перекотий (г. Анапа), Сулейман Магомедов (с. Кокрек) (2 500 очков), Юлия Аспарова (г. Павлодар);

  • Какое животное африканцы называют тот, кто убивает, улыбаясь? Главное, что на официальном языке Новой Гвинеи носят лишь папуасы «пук-пук». Кого папуасы называют «пук-пук»? (8 букв)
Ответ: Крокодил
  • Какое животное является практически членом папуаской семьи? Папуасы считают его членом семьи, что даже любовно, по их мнению; считают, что это красиво; подрезают ушки, подрезают хвост, наводят макияж, и жрёт за столом и буквально живёт в доме, считается членом семьи. О каком животном идёт речь? (6 букв)
Ответ: Свинья Ответ: Корова
  • Что, согласно легендам многих африканских племён и народов, создал Бог-творец прежде человека? (5 букв)
Ответ: Банан

Игрок отказался от суперигры.

Выпуск 48 (664), 5 декабря 2003

Участники:

Владимир Щербаков (шахта «Распадская»), Людмила Саулина (шахта «Есаульская»), Алексей Фисенко (шахта «Красноярская») ; Егор Дроздецкий, Вадим Черкасов (шахта «Киселёвская») (4 300 очков), Владимир Шишкин (шахта «Зенковская»); Фёдор Лелик (Бачатский угольный разрез), Наталья Ашак (шахта «Физкультурник») , Сергей Фролов (разрез «Черниговец»);

  • Древнейший нефтепродукт, который использовался при висящих садах Семирамиды, одного из чудес света, а также туннеля под Евфратом и Великой Китайской стеной. О чём идёт разговор? (7 букв)
Ответ: Асфальт
  • Один из красных минералов назывался называется «перрон», что в переводе с греческого означает «огонь». Плиний-старший называл его «карбункул», то есть «уголёк». О каком минерале идёт речь? (6 букв)
Ответ: Гранат
  • В XIV веке английское правительство запретило пользоваться углём из-за зловонности этого вида топлива. Разрешено было пользоваться углём людям только одной профессии… Какой? (6 букв)
Ответ: Кузнец
  • Как раньше называли шахту? (5 букв)
Ответ: Дудка
  • Начиная с X века на Руси стали добывать слюду. Добывали её в Карелии, в средневековом Новгороде её уже научились вставлять в окна. Как называлось оконце богатых храмов, куда вставляли самые большие листы слюды? (7 букв)
Ответ: Красная

Игрок отгадал слово и выиграл двухкомнатную квартиру к «шахтёрскому» Новому году.

КАК НАЗЫВАЛИ И КАКОЙ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПОСУДОЙ ИЗДРЕВЛЕ НА РУСИ Слова "посуда" еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли "судно". А то, из чего можно было пить, называли "сосуд". Очень часто, например, в Домострое, слово "сосуд" употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово "посуда" встречается в России в XII веке. ГОРШОК Горшок – («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также – низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями – придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда. ГОРШОК БРАТИНА Горшок Братина – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка. ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА Горшок для топления масла – специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи. ГУСЯТНИЦА Гусятница – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь. ЕНДОВА Ендова – низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку. ЖАРОВНЯ Жаровня – печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч.. КАНДЮШКА Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол. КАНОПКА Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния. КАЦЕЯ Кацея – в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» – брызгать водою. КАШНИК ГОРШОК Кашник – маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш. КИСЕЛЬНИЦА Кисельница – большая миска с носиком. Кисельница – кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя. КОРЧАГА Корчага – глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово – древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом. КРЫНКА (КРИНКА) Крынка – линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока. КУВШИН Кувшин – кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза. КУВШИН КРУПНИК Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.). КУБЫШКА Кубышка – то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии. ЛАТКА Латка – древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится – «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XВ-XВИИ вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в. МИСКА Миски – небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» – после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения – «обрызгивания» – в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XИИ в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XВИИИ-XИX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари – блюдо, тарелку, чашу. ОПАРНИЦА Опарница – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России. ПЛОШКА Плошка – (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая. ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК) Подойник – утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить». ПОЛЕВИК ГОРШОК Полевик горшок – полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик – керамический сосуд для носки питья в поле. РЫЛЬНИК Рыльник – сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик – «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова – длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов. УМЫВАЛЬНИК Умывальник – керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя. ЧЕРЕПУШКА Черепушка – керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд – салатов, соленьев и приправ в древней Руси.

11 февраля в МБОУ «Красноборская СОШ» прошли торжественные мероприятия, посвященные 30-летию вывода советских войск из Афганистана, Дню памяти воинов-интернационалистов. На малой родине Игоря Николаевича Терентьева, погибшего в знойном Афганистане, собрались около 200 школьников из разных уголков нашего района. Мероприятия начались с торжественной линейки, посвященной памяти Игоря, знакомства со страницами его короткой биографии, истории афганской войны. Затем - уроки мужества с участием воинов-афганцев. Ребята с большим вниманием слушали воспоминания о службе Василия Альбертовича Терентьева и Сметанина Германа Александровича, задавали вопросы гостям, интересуясь историей героической и трагической необъявленной войны. Интересно было все: как происходил отбор солдат на отправку в Афганистан, с какими трудностями встретились на чужой земле, как их встретила Родина, ради которой они воевали. Состоялся живой разговор представителей двух поколений – теми, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем, и теми, кому предстоит в скором будущем с оружием в руках охранять мирное небо нашей Отчизны. В благодарность за встречу со школьной сцены для дорогих гостей прозвучали музыкальные открытки. Состоялся митинг у памятника советскому солдату. Старшеклассники возложили венок на могилу Игоря Терентьева. Из уст старшего поколения звучали слова о воинском долге и верности Отечеству, сохранении мира на земле, связи между прошлым, настоящим и будущим. В полдень в сельском доме культуры заиграли первые аккорды фестиваля военно-патриотической песни «Долг Честь Родина». После приветственных слов ВРИО военного комиссара Ижемского района Сянгина Андрея Алексеевича один за другим на сцену выходили юные артисты и их наставники. Песни, которые звучали в их исполнении – искренние, пронзительные - дань памяти мужеству всех участников драматических событий 20-го века, всем, кто находился в тот день в зале, и тем, кто не смог принять участие в празднике. Зададимся вопросом - нужны ли такие встречи? Бесспорно - да! Когда в одном строю с воинами-интернационалистами стоят молодые ребята – будущие защитники нашей Родины, воспитательная составляющая мероприятия усиливается многократно. Наши сегодняшние знания о локальных войнах формируют наше отношение к старшему поколению. Как нагляднее рассказать ребенку о страницах истории своей страны? Самое действенное – на примере его семьи, его земляков. Благодарим Вокуева Виктора Эдиссоновича, Пархачева Илью Петровича, Кожевина Василия Павловича, Терентьева Василия Альбертовича, Сметанина Германа Александровича, Канева Дмитрия Константиновича за участие в мероприятиях! Мы поздравляем воинов-интернационалистов Ижемского района - всех, кому судьба преподнесла суровое испытание пройти через темное пекло пылающего ада войны Афганистана и Чечни, с наступающим праздником - Днем защитника Отечества! Крепкого вам здоровья, наши боевые друзья! До новых встреч! Фото Е.Каневой, Н.Каневой, Д.Игнатовой, А.Бессоновой

Помимо колдунов, ведьм, добрых целителей и прочих лиц, обладающих сверхъестественными способностями, жители Руси выделяли еще один тип людей, имеющих отношение к миру магии и мистики. Их называли знающими.

Любой профессионал, сумевший достичь в своей работе особых высот, успешный охотник или рыбак, попросившийся на ночлег путник, даже играющий на свадьбе музыкант – все они могли оказаться носителями особых знаний. Согласно народным поверьям, такие люди влияли на погоду, предсказывали будущее, прогоняли змей, распознавали колдовство.

Профессионалы своего дела

Талант сам по себе рассматривался нашими предками как вид особой магии. На Руси считали, что человек, овладевший всеми секретами какого-либо мастерства, однозначно знается с чертями. Талантливыми признавали не только людей искусства, но и гончаров, печников, плотников. Например, самый лучший кузнец в округе, чья искусная работа удивляет коллег, разумеется, получил свои умения мистическим способом – от сверхъестественных созданий. И обязательно расплатился с ними, отдав что-то важное: палец, глаз или даже собственного ребенка.

Из поколения в поколение (часто таинственным шепотом) передавались рассказы о мельниках, которым в работе помогают черти. Дескать, кто-то знакомый точно видел, как нехитрый механизм мельницы запускался сам собой, и невидимые обычному человеку существа начинали перерабатывать зерно в муку. Или пьяный мельник сам вроде бы сболтнул какому-то знакомому, что черти заставляют его работать. И он по ночам мелет зерно в муку для рогатых.

Искусных гончаров, чья деятельность связана сразу с тремя стихиями – огнем, водой и землей, наши предки, вообще, считали сродни колдунам. Люди не сомневались, что гончар мог вызвать град или, напротив, предотвратить это стихийное бедствие. Воровать глиняные горшки никто не решался, поскольку в народе поговаривали о способности мастера распознать похитившего и сурово наказать, пригвоздив к месту. Якобы, вор почему-то не сможет сдвинуться, пока гончар его сам не отпустит.

Еще один профессионал, у которого ни в коем случае нельзя ничего красть, это пасечник. Потому что пчеловод может наслать на недобросовестного человека, похитившего мед, серьезную болезнь или даже смерть. Как полагали на Руси, пасечник обладает сверхъестественной способностью – он управляет пчелами с помощью некой магии, которая известна только ему одному. Например, этот знающий человек способен приманить на свою пасеку чужой рой.

У пастухов тоже есть свои секреты, они могут заговорить стадо, обезопасив коров от нападения волков и других случайностей.

К числу профессионалов, отмеченных мистической силой, относили и строителей. В народе поговаривали, что если мало заплатить плотнику или печнику, то он сделает строящийся дом непригодным для проживания. Заложив в угол здания какую-нибудь нехорошую вещь, а также прошептав слова, одному ему ведомые, мастер якобы может «поселить» в доме черта, который будет отравлять жизнь хозяевам.

А чего стоит поверье, что новую церковь или здание ставят «на чью-то голову». Речь идет о жертвоприношении, без которого дом не будет крепким и долговечным. В фундамент строящегося здания мастера якобы обязательно замуровывают какое-либо живое существо, обычно кота или ворону, но могут и человека. По крайней мере, такие жуткие истории передавали в народе из уст в уста.

Странствующие люди

По мнению наших предков, странствующие люди тоже могли обладать особыми, мистическими знаниями. Например, попросившийся переночевать солдат часто оказывался не таким простым, как могло показаться на первый взгляд. В народе рассказывали, что служивый способен прогнать из дома черта, предупредить хозяев об опасности, предсказать будущее родившемуся ребенку.

Образ солдата в этих поверьях имеет позитивную окраску. Это защитник и спаситель, ограждающий людей от злых сил. Часто такой странник мог распознать ведьму или колдуна, помешать свершиться их замыслам. Если человек был превращен в волка, то солдат возвращал ему человеческий облик.

Странствующий нищий оказывался способен исцелить больного, предсказать судьбу хозяина дома. Проезжающие мимо цыгане могли потушить пожар с помощью магических действий, во все это верили на Руси.

Музыканты часто тоже были вынуждены путешествовать по городам и селам, зарабатывая деньги на свадьбах или других мероприятиях. Им ни в коем случае нельзя было недоплачивать, ведь они тоже входили в число знающих людей. Сама способность хорошо играть на музыкальном инструменте, будь то дудочка или гармошка, воспринималась людьми как подтверждение магического таланта. В народе поговаривали, что скрипач может превратить человека, не заплатившего ему обещанных денег, в собаку. А все гости на свадьбе рискуют обернуться в волков, если обидят дудочника.

Часто рассказывалось о соревнованиях двух музыкантов, которые могли встретиться на одной свадьбе. Тогда погода менялась в зависимости от характера сыгранной мелодии, происходили таинственные превращения, а инструменты оказывались предметами, наделенными мистической силой. Проигравший музыкант, как правило, погибал в финале таких историй.

Они способны на все

Возможности знающих людей, по мнению наших предков, поистине безграничны. Они могут выручить в любой ситуации или, наоборот, жутко навредить.

Так, крестьяне после покоса были заинтересованы в ясной и солнечной погоде, чтобы сено не промокло от дождя. Поэтому возникли истории о некой бабке или каком-то соседе, который мог развеять надвигающуюся грозовую тучу или направить ее в другую сторону. Для этого использовались различные предметы: волшебный посох, обычная кочерга или лопата, с помощью которой из печи вынимали испекшийся хлеб.

Знающие люди могли вывести змей, договориться с ними, чтобы ползучие гады сами убрались из какого-либо города или селенья. Часто такой способностью на Руси наделяли нищих или цыган. Они же могли открыть любой замок с помощью сверхъестественных сил. Так что прятать от них ценности считалось бесполезным занятием.

Говорили, что деревенские повитухи призывают на подмогу чертей, чтобы роды прошли благополучно. Кроме того, они предоставляют свои услуги не только людям, но и другим созданиям, помогая рожать лесовихам, водянихам и чертихам. Якобы те их за это вознаграждают, наделяя магическими способностями.

Одним словом, знающий человек может защитить других людей от происков сил зла, преодолеть любое колдовство, предупредить об опасности или, вообще, спасти от неминуемой гибели. Главное, не жадничать с оплатой работы профессионала, не отказывать странникам в ночлеге, не обижать добрых соседей. Все эти народные поверья о знающих людях просто учат нас правилам достойного поведения в обществе.