Бытовые электроприборы

Ягоды дерезы. Дереза обыкновенная, или годжи

Ягоды дерезы. Дереза обыкновенная, или годжи

В данной статье мы рассмотрим проблематику еврейского вопроса, который на протяжении всей Российской истории занимал немаловажное место в политике государства. Центральное место в национальной политике Российской империи еврейский вопрос начинает занимать только в конце XVIII века.

В работе мы коснёмся предыстории еврейских общин в России, а также рассмотрим политику Екатерины II и Александра I по отношению к еврейскому населению.

История еврейского народа на территории Российского государства насчитывает не одну сотню лет. Первые евреи появились на территориях входящих в состав Российской империи еще до нашей эры, затем в VIII–IX веках на территориях Северного Кавказа существовал Хазарских Каганат, где евреи занимали достаточно влиятельное положение . Известно, что уже в X веке существовала еврейская община в Киеве. Таким образом мы видим, что евреи исторически проживали на территории Российской империи. При этом количество евреев в Российской империи вплоть до второй половины XVII века было невелико .

Однако, в период правления Екатерины II происходят разделы Речи Посполитой, в результате которых в состав империи входят земли, которые были населены в значительной степени евреями. Ввиду отсутствия переписей населения нельзя назвать точное количество евреев проживающих на этих территориях. Согласно точке зрения историка Феликса Канделя еврейское население Российской империи к концу XVIII века составляло около семисот тысяч человек . Евреи активно занимались торговлей и промышленностью, поэтому Екатерина решает использовать их потенциал для развития экономики Российской империи .

Важным звеном в политике Екатерины Великой по отношению к евреям было объявление свободы вероисповедания на территориях раннее принадлежавших Речи Посполитой. По мнению Е.В. Абакумовой провозглашение данного принципа впервые в истории давало евреям право селиться и проживать на территории Российской империи . Своими законодательными актами, касающимися евреев на вновь присоединённых территориях, Екатерина сохраняла за евреями право заниматься теми профессиями, в которых они уже были задействованы, но при условии их повиновения новым властям .

По решению Екатерины II c 1780 года евреи должны были записаться в мещанское или же в купеческое сословие . Большинство еврейского населения стало принадлежать к сословию мещанскому, и получило все его права, в области финансового управления территориями, а также в области местного самоуправления. Однако в последствии эти права были ограниченынако в последствии эти права были ограничже в области местного самоуправлен получило все его права, в области ввиду недовольства нееврейского населения. Кроме того евреев лишили традиционного права на винокурение.

Главным событием еврейской жизни конца XIX века стало введение черты осёдлости. 23 декабря 1791 года Екатерина издаёт указ о создании черты оседлости, куда входили территории на которым евреям разрешалось постоянно проживать. В черту оседлости вошли все вновь присоединенные территории, а также Малороссийские территории. Введение черты оседлости имело широкий спектр причин, таким образом государство старалось прикрепить евреев к своим общинам, остановить экономическую экспансию евреев на территории центральных губерний, вызывавшую недовольство местного купечества и мещанства .

В 1794 году Екатерина издаёт указ «О сборе с евреев, записавшихся по городам в мещанство и купечество, установленных податей вдвое против положенных с мещан и купцов Христианского закона разных исповеданий», который обязывает евреев указанных сословий уплачивать налоги вдвое большие, чем уплачивали христиане тех же сословий .

Среди причин такой политики Екатерины II по отношению к еврейскому населению на наш взгляд следует отметить желание правительства одновременно и защитить интересы купечества российских губерний, желание извлечь максимальную выгоду из присутствия евреев на территории империи, а также необходимость пополнять государственную казну, истощенную войнами конца XIX века. Другим источником такой политики Екатерины II было желание заселить Новороссию, а согласно законодательству империи все переселенцы освобождались от податей в пользу государства .

За своё короткое царствование Павел I не успел совершить каких-либо глубоких решений в направлении еврейского вопроса, однако именно при нём решением Сената было подтверждено, что крепостное право евреев распространяться не может. По мнению историка Ф. Канделя евреи фактически были полноправными гражданами, с ограниченной свободой передвижения .

В 1801 году императором Российской империи становится сын Павла I и внук Екатерины Великой – Александр I. Александр воспитывался при активном участии своей бабушки в либеральном духе, поэтому начало его правления было ознаменовано началом реформ. Еврейский вопрос также попал в сферу реформ молодого императора. В ноябре 1801 года он создаёт Комитет по благоустройству евреев, куда вошли несколько влиятельных государственных деятелей, таких как Михаил Сперанский, Адам Чарторыйский, Гаврила Державин и другие. Целью создания этого комитета было улучшение положения евреев, а также совершенствование законодательства, касающегося евреев.

Итогом работы данного комитета стало Положение о устройстве евреев, изданное в декабре 1804 года, которое стало основным законодательным источником по отношению к евреям в первой четверти XIX века . Можно сказать, что данный документ улучшил положение евреев, государство способствовало переходу евреев земледелию, для чего им было разрешено приобретать незаселенные земли и нанимать работников-христиан, и не только на территории черты оседлости, но в Кавказской и Астраханской губерниях. Была отменена двойная подать с евреев, а также еврейские предприниматели были полностью уравнены с христианами-предпринимателями .

Кроме того евреям разрешалось открывать свои школы, в которых должно было вести преподавание на одном из европейских языков. Положение разрешало евреям поступать во все без исключения учебные заведения империи, при условии запрета ношения традиционной еврейской одежды.

Однако ряд пунктов документа вызвали недовольство евреев, например пункт о выселение евреев из деревень и сёл. Десятки тысяч евреев оказались выселены из своих жилищ и отправлены в города черты оседлости. Правительство рассчитывало, евреи станут либо земледельцами, либо наёмными работниками. Действительно на пустующих южных губерний было основано несколько еврейских сельскохозяйственных поселений. Однако никаких шагов в сторону развития промышленности в губерниях черты оседлости сделано не было, и поэтому тысячи семей оказались в тяжком положении.

Невозможность выполнения данного пункта вызвало повторное создание комитета по еврейским вопросам в 1807, а затем в 1809 годах. Последний комитет пришел к выводу, евреи приносят пользу экономике империи, а выселение усугубляет их положение .

Мы считаем, что Положение об устройстве евреев имело своей целью использовать их потенциал в экономическом развитии России, способствовать занятию евреями земледелием, а также положить начало их ассимиляции в российском обществе. Но выселение евреев из сел и деревень губительно сказалось на материальном положении большой доли представителей этой этнической группы.

После окончания Отечественной войны 1812 года, а также последовавшего за ней Заграничного похода русской армии, начинается новый этап правления Александра I. В последнее десятилетие своего правления император переходит к более консервативной политике, и не проводит крупных реформ либеральной направленности. Александр первый отходит от активной государственной деятельности и углубляется в религиозный мистицизм.

Под влиянием религиозных идей в 1817 году Александр создаёт «Комитет для всех обращающихся в христианство евреев». Перешедшие в христианство евреи имели право на получение в собственность сельско-хозяйственных земель для работы на них, а государственные органы должны были оказывать им всяческое содействие. Кроме того учреждается и «Общество израильских христиан», в данное общество вступали евреи, принимавшие христианство, а покровительствовал обществу сам император.

Члены общества получали ряд прав, которых евреи ведущий традиционный образ жизни не имели. Александр предполагал создать из членов общества отдельные поселения, земли были выделены в Екатеринославской губернии, но так и не были заселены.

Принявшие христианство получали целый ряд привилегий, таких как освобождение от рекрутской повинности, освобождение от земских повинностей, получали право производить винно-водочную продукцию, а также свободу торговой и ремесленной деятельности по всей империи. Также они имели право организовывать собственные полицейские органы в поселениях .

Несмотря на предоставленные привилегии евреи не стремились обращаться в христианство, по сообщениям князя Голицина, бывшего александровским министром духовных дел и народного просвещения, из более чем миллионного еврейского населения империи в христианство перешло лишь несколько сотен человек, из которых невозможно было создать ни одно поселение. В итоге «Общество израильских христиан» было упразднено в 1833 году уже Николаем I .

По нашему мнению политика Александра I по отношению к евреям была направлена на разрушение традиционного уклада еврейской жизни и ассимиляцию евреев в российском обществе.

Таким образом, рассмотрев политику российского государства по отношению к евреям в конце XVIII и начале XIX века мы можем сделать вывод, что данная политика носила двойственный характер. Можно сказать, что отношения государства к еврейскому населению изменялось волнообразно. Первоначально государство не стремилось ограничить права евреев, но по мере увеличения количества еврейского населения их права всё же ограничивались. Государство вводило черту оседлости, двойные подати для евреев, ограничивало свободу их передвижения. Во времена правления Александра I государство стремилось разрушить замкнутую еврейскую общину, ассимилировать евреев среди остального населения империи, русифицировать их.

Говоря о характерных чертах правового положения евреев в данном временном периоде, следует отметить, что государство стремилось извлечь максимальную выгоду из их присутствия на своей территории, а также ослабить влияние замкнутой национально-религиозной общины на своих западных рубежах.


Библиографический список
  1. Абдулпатахова Х.М. К вопросу о распространении иудаизма в Хазарии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008 год. № 80. С. 13–16.
  2. Россия. Евреи на территории Древней Руси до XIV // Краткая Еврейская Энциклопедия. Том 7. Иерусалим, 1994. 1046 с.
  3. Кандель Ф. Очерки времён и событий из истории российских евреев. Часть вторая. Иерусалим: Тарбут. – 1990 год. 297 с.
  4. Козлитин Г.А. Правовое положение евреев в российской империи XVIII – XIX века: цивилистический аспект // Вестник Института мировых цивилизаций. 2014 год. № 8. С. 52-58.
  5. Абакумова Е.В. Правовое положение евреев в Российской империи в конце XVIII – начале XIX вв.: диссертация кандидата юридических наук. Москва, 2014. 363 c.
  6. Егоров В.В. Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века // Юридическая наука и практика. 2012. № 20. С. 149 – 152.
  7. Егоров В.В. Положение «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 г. Как источник законодательства, регулировавшего правовой статус еврейского населения российской империи в начале XIX в // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012 год. № 4. С. 330-334.
  8. Егоров В. В. Основы конфессиональной политики правительства Александра I в отношении евреев в первой четверти XIX века. // Вестник Нижегородской Правовой Академии. 2014. № 1. С. 12-20.
  9. Егоров В.В. Христианизация российских евреев в первой четверти XIX века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. № 6. С. 106-109.

После разделов Речи Посполитой в конце XVIII века в состав Российской империи вошли территории, на которых в течение нескольких веков проживали евреи. Согласно переписи населения 1897 года, еврейская община насчитывала 5 с лишним миллионов человек, живших в пределах учрежденной Екатериной II черты оседлости. Именно это территориальное ограничение проживания еврейского населения предопределило их дальнейшее компактное расселение в штетлах или местечках. Предложенная деятелями прусской Хаскалы (просветительского движения) идея необходимой европеизации евреев и интеграции их в общественные структуры («немцы Моисеева закона») привела к формированию основ национальной идентичности и проектам создания независимого еврейского государства.

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.

Движение за национальную идентичность и равноправие сформировал в Пруссии в середине XVIII века философ Моисей Мендельсон, выдвинувший идеологию «все права как гражданам, никаких особых прав как евреям». Этот лозунг подхватили немецкие просветители, в том числе драматург и теоретик Лессинг, — так зародилось движение за права еврейства, Хаскала, влияние которого впоследствии привело к значительному расширению гражданских свобод европейских иудеев.

Значительно расширив территорию своей империи, Александр I вынужден был столкнуться и с решением еврейского вопроса, однако, до конкретных действий дело не дошло, погрязнув в конфликтах как внутри самой еврейской общины, так и связанных с сопротивлением чиновничества и высших сановников. Следующий император, Николай I, был настроен более решительно и даже предлагал проект переселения всех евреев в Сибирь, который, впрочем, получил резкую отповедь двух виднейших министров 1830−40-х годов, Павла Дмитриевича Киселева (автора реформы государственной деревни) и Сергея Семеновича Уварова (создателя «теории официальной народности»). С другой стороны, все-таки опасаясь возможных репрессий, часть евреев воспользовалась лазейкой в российском законодательстве о том, что национальная принадлежность устанавливалась в соответствии с вероисповеданием, а значит, приняв христианство, еврей освобождался от всех правовых и гражданских ограничений и становился дееспособным подданным империи. Так появились «выкресты» — евреи, отказавшиеся от веры предков, перейдя в православие или лютеранство.


Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей — купцов 1-ой гильдии и иностранцев.

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру — полную отмену черты оседлости.


После восшествия на престол новый император Александр III существенно ограничивает все привилегии, дарованные предыдущим правителем. Обязательным условием стало проживание в рамках черты оседлости без права владения землей, в изолированных поселениях — штетлах или местечках. Вводилась жесткая квота на обучение в высших учебных заведениях и гимназиях империи — 10% в пределах черты оседлости, 5% - на всей остальной территории страны, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, где квота устанавливалась в мизерные 3%. На фоне принятого в том же году печально известного циркуляра «о кухаркиных детях» (ограничивающего возможность получения образования для «неблагородных» слоев населения и детей разночинцев), консервативные настроения в русском обществе усиливались, порождая массу актов сопротивления и бурного недовольства в среде интеллигенции.

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения: прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.


На этом реакционном и негативном фоне в среде еврейства начинают формироваться общественно-политические организации, в частности, «Всеобщий еврейский рабочий союз» (Бунд), насчитывающий в своих членах многих евреев-ремесленников западных губерний империи. Идеологической основой зарождающегося национального движения стал распространившийся из Австро-Венгрии «сионизм», проповедующий идеи создания на территории Палестины независимого еврейского государства, причем многие еврейские интеллектуалы склонялись к социалистической базе построения будущего Израиля. После создания в 1899 году организации по защите прав еврейских рабочих «Поалей-Цион» («Трудящиеся Сиона»), она вступила в открытую конфронтацию с более консервативным «Бундом», тем самым вызвав раскол в еврейском движении. Это противостояние закончилось поражением радикальных идей о построении социалистического общества в пользу борьбы за безопасность еврейского населения и права исповедовать свою религию.

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них — в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа — в Государственной Думе.

Лидером еврейских интеллигентов в либеральных слоях политической элиты был Максим (Мордехай) Моисеевич Винавер — талантливый адвокат и публичный оратор. Став членом I Государственной Думы от партии кадетов, он стал выступать за повсеместное просвещение евреев, собирая под эгидой «Еврейского историко-этнографического общества» разнообразные материалы о традициях и быте русского еврейства. Между прочим, именно благодаря пожертвованиям Винавера, молодой гений Марк Шагал получил стипендию на обучение в Париже, что стало толчком в его карьере живописца. До 1919 года Винавер участвовал в деятельности белого движения, работая на посту министра иностранных дел Крымского правительства. Однако, разочаровавшись, эмигрировал в Париж, где издавал популярную газету «Последние новости», старавшуюся опровергнуть бытовавшее тогда мнение о массовой поддержке евреями большевистского правительства. Позднее юрист и активный деятель еврейского движения начала XX века Генрих Слиозберг напишет: «Я с детства привык сознавать себя прежде всего евреем, но уже с самого начала моей сознательной жизни я чувствовал себя и сыном России… Быть хорошим евреем не значит быть хорошим русским гражданином».

После разделов Речи Посполитой в конце XVIII века в состав Российской империи вошли территории, на которых в течение нескольких веков проживали евреи. Согласно переписи населения 1897 года, еврейская община насчитывала 5 с лишним миллионов человек, живших в пределах учрежденной Екатериной II черты оседлости. Именно это территориальное ограничение проживания еврейского населения предопределило их дальнейшее компактное расселение в штетлах или местечках. Предложенная деятелями прусской Хаскалы (просветительского движения) идея необходимой европеизации евреев и интеграции их в общественные структуры («немцы Моисеева закона») привела к формированию основ национальной идентичности и проектам создания независимого еврейского государства.

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.

В обществе сложилось мнение, что евреи лишились лояльности к государству

Движение за национальную идентичность и равноправие сформировал в Пруссии в середине XVIII века философ Моисей Мендельсон, выдвинувший идеологию «все права как гражданам, никаких особых прав как евреям». Этот лозунг подхватили немецкие просветители, в том числе драматург и теоретик Лессинг, — так зародилось движение за права еврейства, Хаскала, влияние которого впоследствии привело к значительному расширению гражданских свобод европейских иудеев.

Значительно расширив территорию своей империи, Александр I вынужден был столкнуться и с решением еврейского вопроса, однако, до конкретных действий дело не дошло, погрязнув в конфликтах как внутри самой еврейской общины, так и связанных с сопротивлением чиновничества и высших сановников. Следующий император, Николай I, был настроен более решительно и даже предлагал проект переселения всех евреев в Сибирь, который, впрочем, получил резкую отповедь двух виднейших министров 1830−40-х годов, Павла Дмитриевича Киселева (автора реформы государственной деревни) и Сергея Семеновича Уварова (создателя «теории официальной народности»). С другой стороны, все-таки опасаясь возможных репрессий, часть евреев воспользовалась лазейкой в российском законодательстве о том, что национальная принадлежность устанавливалась в соответствии с вероисповеданием, а значит, приняв христианство, еврей освобождался от всех правовых и гражданских ограничений и становился дееспособным подданным империи. Так появились «выкресты» — евреи, отказавшиеся от веры предков, перейдя в православие или лютеранство.

Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей — купцов 1-ой гильдии и иностранцев.

Проживание евреев разрешалось в специальных городах и местечках

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру — полную отмену черты оседлости.

После восшествия на престол новый император Александр III существенно ограничивает все привилегии, дарованные предыдущим правителем. Обязательным условием стало проживание в рамках черты оседлости без права владения землей, в изолированных поселениях — штетлах или местечках. Вводилась жесткая квота на обучение в высших учебных заведениях и гимназиях империи — 10% в пределах черты оседлости, 5% - на всей остальной территории страны, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, где квота устанавливалась в мизерные 3%. На фоне принятого в том же году печально известного циркуляра «о кухаркиных детях» (ограничивающего возможность получения образования для «неблагородных» слоев населения и детей разночинцев), консервативные настроения в русском обществе усиливались, порождая массу актов сопротивления и бурного недовольства в среде интеллигенции.

Рост налогов и преследования привели к обнищанию еврейского населения

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения: прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.

На этом реакционном и негативном фоне в среде еврейства начинают формироваться общественно-политические организации, в частности, «Всеобщий еврейский рабочий союз» (Бунд), насчитывающий в своих членах многих евреев-ремесленников западных губерний империи. Идеологической основой зарождающегося национального движения стал распространившийся из Австро-Венгрии «сионизм», проповедующий идеи создания на территории Палестины независимого еврейского государства, причем многие еврейские интеллектуалы склонялись к социалистической базе построения будущего Израиля. После создания в 1899 году организации по защите прав еврейских рабочих «Поалей-Цион» («Трудящиеся Сиона»), она вступила в открытую конфронтацию с более консервативным «Бундом», тем самым вызвав раскол в еврейском движении. Это противостояние закончилось поражением радикальных идей о построении социалистического общества в пользу борьбы за безопасность еврейского населения и права исповедовать свою религию.

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них — в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа — в Государственной Думе.

Лидером еврейских интеллигентов в либеральных слоях политической элиты был Максим (Мордехай) Моисеевич Винавер — талантливый адвокат и публичный оратор. Став членом I Государственной Думы от партии кадетов, он стал выступать за повсеместное просвещение евреев, собирая под эгидой «Еврейского историко-этнографического общества» разнообразные материалы о традициях и быте русского еврейства. Между прочим, именно благодаря пожертвованиям Винавера, молодой гений Марк Шагал получил стипендию на обучение в Париже, что стало толчком в его карьере живописца. До 1919 года Винавер участвовал в деятельности белого движения, работая на посту министра иностранных дел Крымского правительства. Однако, разочаровавшись, эмигрировал в Париж, где издавал популярную газету «Последние новости», старавшуюся опровергнуть бытовавшее тогда мнение о массовой поддержке евреями большевистского правительства. Позднее юрист и активный деятель еврейского движения начала XX века Генрих Слиозберг напишет: «Я с детства привык сознавать себя прежде всего евреем, но уже с самого начала моей сознательной жизни я чувствовал себя и сыном России… Быть хорошим евреем не значит быть хорошим русским гражданином».

История бегства и депортации евреев, продиктованная преимущественно антисемитизмом, берет начало еще в античные времена — впервые о еврейских беженцах упоминается в Библии. Только до начала нашей эры имели место несколько насильственных выселений евреев из Израильского царства после его захвата Ассирией — из Иудеи, Рима, Палестины, Александрии. В Средние века депортации носили довольно частый характер, особенно на территории Европы, где евреев винили в неурожаях, распространении болезней и других проблемах. В тот же период евреев стали обвинять в убийствах христиан в ритуальных целях.

Порой преследования были продиктованы религиозными мотивами. В Испании в 589 году было принято католичество, а в 613 году с территории страны были изгнаны евреи, отказавшиеся принять крещение. В 1492 году ситуация повторилась: евреи были обязаны либо креститься, либо покинуть страну. Аналогичные требования предъявлялись евреям и во Франции и Австрии.

В Швейцарии, Германии, Португалии происходили погромы и массовые казни.

В Киевской Руси еврейский погром произошел в 1113 году во время волнений, связанных со смертью князя Святополка Изяславича и борьбой за власть.

Евреи в годы правления Святополка «получили многие пред христианы вольности», что было одной из причин недовольства киевлян.

В Российской империи первый указ о высылке евреев издала в 1727 году императрица Екатерина I. «Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать», — гласил он.

13 декабря 1742 года дочь Екатерины I и Петра I, императрица Елизавета Петровна издала новый указ -

«О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о невпускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого вероисповедания».

Ссылаясь на указ, изданный матерью, Елизавета отмечала, что «оные Жиды еще в Нашей Империи, а наипаче в Малороссии под разными видами, яко то торгами и содержанием корчем и шинков жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников, Нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно». Поэтому всех евреев предлагалось выселить за границу вместе со всем имуществом и не пускать обратно ни под каким предлогом. Исключение императрица была готова сделать для тех, кто желал стать христианином — их предлагалось крестить и разрешать им жить на территории Российской Империи, но при этом «вон их из Государства уже не выпускать».

В 1743 году Генеральная войсковая канцелярия Малороссии и Лифляндская губернская канцелярия предъявили императрице ходатайство, в котором просили разрешить въезд в страну купцам-евреям и рассказывали об огромной выгоде такого решения для государственной казны.

Однако Елизавета отказала им со словами: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».

А в 1791 году, когда после Второго раздела Речи Посполитой во власти Российской Империи оказались ее восточные территории вместе с местным еврейским населением, императрица Екатерина II обозначила границы территорий, за которыми запрещалось проживать евреям. Черта постоянной еврейской оседлости охватывала более 1200 тыс. км² и включала в себя населенные пункты в Литве, Белоруссии, Царстве Польском, части территории современной Украины.

С приходом к власти императора Александра II получили разрешение проживать за пределами черты оседлости купцы первой гильдии (категория зависела от суммы капитала, которой располагал купец). Позже ограничения были сняты с евреев с высшим образованием, врачей, цеховых ремесленников, отслуживших рекрутов.

К концу XIX века на территории Российской Империи проживало около пяти млн евреев. При этом лишь около 200 тыс. имели право проживать вне черты оседлости. Сложности, связанные с выходом за пределы черты оседлости, привели к эмиграции — с 1881 по 1914 год из России в США перебралось около 1,5 млн евреев.

Черту оседлости отменило Временное правительство после Февральской революции 1917 года.

Несмотря на то, что евреи были уравнены в правах с прочими гражданами, во время гражданской войны 1917-1923 годов они сильно пострадали от прокатившейся по стране волне погромов.

С конца 1920-х годов в Приамурье началась подготовка к созданию еврейской национальной автономии. Еврейская автономная область была образована в 1934 году. Она граничит с Китаем, Амурской областью и Хабаровским краем. Несмотря на то, что область создавалась как территория для переселенцев, к настоящему времени основная часть еврейского населения покинула ее из-за крайне низкого уровня жизни (в 1994-1998 годах из ЕАО в Израиль уехало более половины евреев).

В 2010 году в области проживало 1628 евреев — менее 1% населения. Существуют проекты по присоединению ЕАО к Хабаровскому краю и Амурской области.