Бытовые электроприборы

Белла Мартин, Брюс Ханингтон «Универсальные методы дизайна». Сара Бейдер «Слово дизайнеру

Белла Мартин, Брюс Ханингтон «Универсальные методы дизайна». Сара Бейдер «Слово дизайнеру

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что 8ам не нравится в нём? 2. Какие последствия для развития культуры имел поход Александра на Восток (опорные слова: новые города, Музей, библиотеки)?

Недолог был расцвет греческих городов.

Ещё при жизни Перикла в самой Греции начались междоусобные войны. Сначала между Афинами и Спартой: они соперничали из- за главенства над Элладой. В этой войне победила Спарта. Но потом против Спарты выступили другие полисы Гре­ции. Казалось, войнам не будет конца... Настали страшные времена. Лилась кровь, греки убивали греков. Воины раз­рушали селения, вырубали оливковые рощи и виноградни­ки, вытаптывали пшеничные и ячменные поля. Разорялись земледельцы и ремесленники, а их имущество скупали бо­гачи. Военные столкновения полисов друг с другом и раз­доры между богачами и бедняками ослабляли Элладу.

Между тем усиливался северный сосед Эллады - Маке­донское царство.

1. Македонский царь Филипп стремится покорить соседей. В середине IV (4-го) века до н. э. во главе Македонии - маленькой горной страны на севере Бал­канского полуострова - встал умный и энергичный царь Филипп.

Македонские цари находились под влиянием греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его маленького сына Александра стал крупнейший учё­ный Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

Филипп создал большую и боеспособную армию. Маке­донская конница состояла из знати, а пехота набиралась

из пастухов и земледельцев. Каждый пе­хотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное ко­пьё. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые 6 рядов держали двумя руками ко­пья, направляя их в сторону врага: первый ряд - перед собой, а воины остальных ря­дов клали свои копья на плечи впереди сто­ящих. Если же часть вражеского войска за­ходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные ору­дия, с помощью которых в противника бросали камни, брёвна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колё­сах. Сотни воинов толкали башни - эти страшилища шумели и грохотали, прибли­жаясь к осаждённому городу и наводя ужас на его защитников.


противников, нередко добивался успеха подкупом. Царь с издёвкой говорил, что в самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осёл, нагруженный золотом.

2. Потеря Грецией независимости. Фи­липп начал подчинять себе города Греции один за другим. Эти города были осла­блены тем, что в них шла ожесточённая, порой кровавая борьба между богачами и бедняками. Живший в то время афинский писатель Исократ утверждал: «Врага бо­ятся меньше, чем собственных сограждан. Богатые скорее готовы бросить своё иму­щество в море, чем отдать его беднякам; а для бедных нет ничего желаннее, как ограбить богатых». Исократ видел спасе- Демосфен. Древ- ние родины в добровольном подчинении негреческая ста- Филиппу. Он призывал его объединить туя> всех эллинов и вместе с ними двинуться

походом против персидского царя.

Но были и такие греки, которые выше всего ставили независимость и свободу своего родного города.

В Афинах страстным и непримиримым противником Филиппа стал оратор Демосфен. Разъезжая по Греции и произнося гнев­ные речи против македонского царя, он сплотил ряд горо­дов для борьбы с ним.

Древний писатель Плутарх рассказывает о Демосфене

Демосфен был сыном владельца оружейной мастерской. Семи лет он осиротел, унаследовав от отца большое состояние, но опекуны расхити­ли все его деньги. С детских лет Демосфен мечтал стать оратором. Это было непросто: он рос болезненным ребёнком, имел слабый голос. За­бросив мальчишеские забавы, Демосфен целиком отдался упражнениям в красноречии. Он уединялся в дальней комнате на два-три месяца, выбрив себе половину головы, чтобы от стыда невозможно было выйти наружу. Голос укреплял тем, что, не переводя дыхания, произносил длинные фра­зы. Неясный выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтических произведений. Демосфен выступил в суде против своих опекунов и добился их осуждения.

Знаменитая в истории Греции битва произошла близ го­рода Херонёя в 338 году до н. э. В боевом строю с оружием простого воина стоял Демосфен. Македоняне превосходи­ли греков численностью войск, тем не менее битва дли­лась долго. Под угрозой оказалось владычество Филиппа и даже его жизнь. Тогда царь притворным отступлением увлёк за собой афинские отряды. Не разгадав хитрости, они бросились преследовать противника, призывая друг друга гнать врагов обратно в Македонию. В этот момент восемнадцатилетний Александр во главе конницы нанёс по остальным эллинским отрядам сокру­шительный удар. Видя успехи сына, Фи­липп внезапно повернул назад и обратил греков в бегство. Убитых было множество. После победы вне себя от радости Филипп устроил пиршество прямо на поле битвы среди погибших воинов.

Однако царём Греции умный Филипп себя не объявил. Он добился того, что гре­ческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода македонян и греков на персов.

3. Приход к власти Александра. Всё было готово к выступлению, но осуществить за­думанный поход Филиппу не удалось.

В Македонии шли празднества по слу­чаю свадьбы царской дочери. Филипп, окружённый друзьями и телохранителя­ми, направился в театр. Внезапно один из царских приближённых, выхватив из-под одежд изогнутый клинок, пронзил им Фи­липпа и попытался скрыться. Но стража догнала его и заколола. Навсегда осталось загадкой, по каким причинам убийца под­нял руку на властителя Македонии. Но­вым царём войско провозгласило юного Александра. Александр Македонский ре- шил продолжить дело своего отца Филип- донскийЛДревне- па и возглавить поход в Азию. греческий бюст.

Проверьте себя. 1. Какие войны называются междоусобными? Почему они ослабляли Грецию? 2. Каковы различия во взглядах Исократа и Де­мосфена? К чему призывал каждый из них? 3. Что представляла собой армия Филиппа Македонского? 4. Какую роль в битве при Херонее сы­грал юный сын Филиппа? 5. При каких обстоятельствах Александр стал царём Македонии?

Поработайте с картой (см. с. 115). Найдите Македонию и определите её местоположение. Найдите город Херонею.

Опишите рисунок «Македонская фаланга» (см. с. 197). Как перед боем строилась македонская фаланга? Как она действовала в бою? Подумайте. 1. В чём сильные и слабые стороны построения македон­ской пехоты фалангой? В какой местности фаланга не могла успешно действовать? 2. В наши дни грозную обвинительную речь называют фи­липпикой: как возникло это слово?

(431-404 гг. до н.э.), поражение потерпели Афины. Эллада попала под власть Спарты. Неудовлетворенные политикой Спарты полисы сбросили власть Спарты. Между полисами разразились междоусобные войны, приведшие к ослаблению Греции . Это обстоятельство использовал царь Македонии Филипп II.

Хронология

IV в. до н.э. - македонский царь Филипп II объединил всю страну под своей властью и создал постоянную армию.

338 г. до н.э. - битва близ города Херонея - это главное сражение, которое решило ход столкновения, проигравшей стороной оказались греки. При этом греческие полисы оказались в подчинении у Македонского царства.

Участники

  • Филипп II - царь Македонии (359-336 гг. до н.э.), отец .
  • Демосфен - афинский оратор, призывал к борьбе с Македонией .

Итог

Завоевав Элладу, Филипп не провозгласил себя царем Греции. Но объединил греческие города в союз и стал его военным предводителем. После смерти Филиппа II царем Македонию стал его сын Александр, который возглавил поход в Азию, продолжив завоевательную политику отца.

Греция подчиняется Македонии

В IV в. до н. э. Греция подчинилась Македонии. Почему же Греция, отстоявшая свою независимость в борьбе с персами, спустя 150 лет оказалась под властью Македонии?

Македония меньше Греции. Во времена Перикла эта горная страна делилась на несколько самостоятельных областей и в делах Греции не играла никакой роли.

В IV в. до н. э. умный и энергичный царь Филипп II объединил страну под своей властью. Филипп создал практически непобедимую армию, основой которой была тяжеловооруженная пехота. Воины выстраивались фалангой в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками длинные копья. Фаланга напоминала ощетинившегося ежа. Фаланга была практически неуязвима в бою на равнине. Армия Филиппа имела метательные орудия, осадные башни-тараны. Это способствовало завоеванию Греции.

Но были еще внутренние причины, делавшие греческие города легкой добычей македонян. В каждом греческом городе были сторонники македонского царя. Они надеялись, что Филипп со своим войском сумеет защитить их от черни, которая в результате разорения от междоусобных войн поднялась на борьбу с богачами. Во многих областях Греции оливковые сады и виноградники были вырублены.

Туго приходилось и небогатым ремесленникам. Спокойно жить и работать они могли только в том случае, если на их изделия находились покупатели. Однако обнищавшие крестьяне все реже появлялись на рынках городов: им нечего было продавать и не на что было покупать. Купцы реже стали ездить в колонии и перестали закупать расписные сосуды и ткани, браслеты и серьги. Подобно крестьянам, тысячи ремесленников разорялись, продавали свои мастерские и вели полуголодное существование.

В греческих городах появились, с одной стороны, люди, нажившие богатство на торговле хлебом и оружием, на скупке и перепродаже земли, с другой - множество бедняков. Разорение одних греков и обогащение других привело к вражде между ними. Богачи открыто заявляли: «Поскорее бы явился Филипп II со своим войском, он сумеет защитить нас от бедняков». Другие, боясь демоса, не произносили вслух излишних речей, но также втайне надеялись на это.

Величайшим и сильнейшим противником Филиппа II был оратор Демосфен. Он родился в 384 г. до н. э. в семье зажиточного владельца оружейного завода. В 7 лет он остался без отца сиротой. Опекуны разорили имение Демосфена. Рос он слабым и болезненным. Оставшись без помощи, Демосфен полагался на себя. Чтобы спасти свое имущество от окончательного разорения, он должен был научиться искусно говорить и знать закон. Демосфен стал учиться у известнейших ораторов. Много трудностей ему пришлось преодолеть. «Он имел слабый голос и короткое дыхание, был косноязычен. Ударение слов у него было ошибочно, положение тела неловко; он подергивал одним плечом. Демосфен приложил немалое старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу. Чтобы придать своему языку подвижность и быстроту, он брал в рот черепки и с ними пробовал говорить ясно и громко; чтобы усилить голос и дыхание, он скорыми шагами входил на крутизну, громко произнося места из поэтов... В своем доме он устроил подземную комнату, в которой никто не мешал его упражнениям. Чтобы ничто не соблазняло его оставить свое уединение, выбрил себе половину головы. Также он устроил себе зеркало в человеческий рост и перед ним делал свои упражнения; с потолка этой комнаты свисал острый меч, которым он должен был поранить себя, если бы начал дергать плечом». В первые годы своей общественной деятельности (в 30 лет) он указал на опаснейшего врага для свободы Греции, царя варваров, на которого афиняне не обращали внимания. Но когда Филипп в 352 г. до н. э. попытался вторгнуться через Фермопилы в Среднюю Грецию, Демосфен выступил перед народом с «филиппикой» - т. е. грозной речью, предупреждая о грозящей опасности. Оратору удалось убедить принять решительные меры, но к делу приступили вяло и непродуманно.

Филипп занимал греческие города один за другим. Несколько полисов заключили союз с Афинами и выступили против Филиппа II. В 338 г до н. э. в битве при Херонее македонская армия разбила объединенное греческое войско. Греческие города поклялись в верности македонскому царю и признали его своим военным предводителем.

После завоевания Греции Филипп задумал завоевать богатства персидских царей, но в празднестве по случаю свадьбы царской дочери был убит кинжалом в спину одним из приближенных. Царем Македонии провозгласили Александра. Греки обрадовались этому известию, надеясь выступить против македонян и обрести независимость. Но Александр направил в восставшие Фивы войска, и греки признали власть Александра.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

Краткое описание документа:
Конспект урока по истории для 5 класса «Города Эллады подчиняются Македонии». Цели урока: - создание условий для понимания политической ситуации в Греции в IV веке до н.э.; - формирование собственной позиции, выстраивание аргументации и защита собственной позиции; - овладение навыками публичного выступления. Способы работы учащихся: работа с картой, работа с текстом, работа в группе, публичное выступление, самооценка. Опережающее домашнее задание: прочитать биографию Филиппа II Македонского, биографию Александра Македонского. 1.Македония. Филипп Македонский. Александр Македонский Македония находится в северо-восточной части Балканского полуострова. При Филиппе II начинается подчинение греческих полисов Македонии. Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос: Какие средства использует Филипп для подчинения полисов? (Работа с картой (стр. 192) , параграф 41, пункт 1) Вопрос: Какие территории были включены в Македонское царство при Филиппе II? 2.Греция в IV веке до н.э. (Параграф 41, пункт 2- можно использовать текст параграфа) Учитель: Греческие полисы воевали между собой. Экономика Афин была ослаблена. Росло количество бедных, уменьшалось число средних слоев населения. Имущие круги, скрыто или явно утаивали свое состояние, отказывались выполнять повинности, нести военную службу и какие-либо материальные убытки. Гоплиты стали заменяться наемными войсками. Основа греческой классической фаланги - гоплиты состояли из представителей среднего класса. Платон, сторонник аристократии, отмечал: «Бедные, каких видишь в городе, суть не что иное, как спрятавшиеся в этом месте воры, … святотатцы и мастера на всякое подобное зло... Так вот сидят они в городе, вооруженные жезлами, одни - как обремененные долгами, другие - как лишенные чести, а иные угнетаемые обоими видами зла и, питая ненависть и замыслы против людей, завладевших имением их, да и против всех задумывают восстание». Борьба обострялась с каждым днем. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Как можно решить проблемы греческих полисов? Вопрос: А как предлагали решить эту проблему в Афинах? Греческие ораторы Демосфен и Исократ предлагали разные способы решения проблем, выхода из кризиса: Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками. Он указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска для борьбы с царем македонян. Он предлагал отстаивать свободу, независимость греков. Исократ советует эллинам прекратить распри и войны и соединённые силы Эллады направить на общего врага, царя персов и завоевание Востока, где могли бы поселиться многие нуждающиеся эллины. Оратор предлагал объединиться с царем македонян Филиппом. Выход из кризиса он видит в утверждении монархии. 3.Вопрос: А вы как считаете, как можно решить проблемы Афин? Кому из греческих ораторов отдаете предпочтение? Деление класса на группы. Работа в группах. Варианты работы в группах: I вариант: в группе не должно быть более 7 человек, основных групп -2, можно создать дублирующие группы, организовать работу учащихся с «дополняющими» аргументами. Критерии ответа предлагает учитель. Оценивает работу по критериям учитель, опираясь на оценку учащихся. II вариант: две группы «активных граждан» - позиция Исократа, позиция Демосфена, остальные - «народное собрание» - решают по критериям, кому отдать предпочтение. (Группа – «народное собрание» - самостоятельно составляет критерии, помощь учителя, готовит вопросы для выступающих.) Организация работы в группе, задания для групп: подготовить выступление в «народном собрании Афин» сторонниками Исократа или Демосфена. Возможный план выступления: 1.Обращение к гражданам Афин. 2.Воспроизведение политической ситуации в Афинах. 3. Выход из кризиса. 4. Аргументы (до семи аргументов). 5. Возможные последствия решения проблем таким способом для Афин и его граждан. 4. Выступление групп. Защита своей позиции – ответы на вопросы. Возможные критерии оценивания выступления: 1. Соблюдение плана выступления. 2. Историчность тезисов – соответствие исторической ситуации: использование терминов, дат, имен, географических названий. 3. Логичность тезисов. 4. Количество аргументов. 5. Убедительность аргументов. 6. Логичность возможных последствий. 5.Присуждение победы «ораторам» - выступающим от групп. Возможное использование символического «лаврового венка». Хронометраж урока: 1 этап – 5 минут; 2 этап – 5 минут; 3 этап - 15 минут; 4 этап – 18 минут; 5 этап – 2 минуты. Учебник: История Древнего мира. 5 класс Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 17-е изд. - М.: 2010. Домашнее задание: прочитать о битве при Херонее. Приготовить сообщение о биографии и позиции Демосфена или Исократа, используя материалы урока, дополнительный материал.

>>История: Города Греции подчиняются Македонии

44. Города Греции подчиняются Македонии

1. Упадок Эллады.

Недолог был период расцвета Греции. При Перикле в 431 году до н. э, началась война , которую называют Пелопоннесской. Это была самая большая война между греками. Вся Греция раскололась на два лагеря: во главе одного стояли демократические Афины, во главе другого - олигархическая Спарта.

Пелопоннесская война длилась почти 30 лет и была очень ожесточенной. Погибло множество людей - и воинов, и мирных жителей, тысячи граждан попали в плен и были проданы в рабство. Было вытоптано много посевов, погибла часть оливковых садов и виноградников. Военные действия завершились победой Спарты, которая стала господствовать в Греции. Роль Афин теперь была незначительной.

После войны наступил новый период в истории Эллады - период ее упадка. В Греции многие были недовольны господством Спарты. Ведь спартанцы грубо вмешивались в жизнь попавших в зависимость от них полисов , всюду устанавливали олигархические порядки.

Воспользовавшись положением в Греции, персы вернули себе власть над полисами Малой Азии.

Вскоре против власти спартанцев выступили жители города Фивы в Беотии. Они изгнали из города спартанский отряд и перебили сторонников спартанцев из числа местной знати. Фивы, где установилась демократия, объединили все полисы Беотии в союз, который начал войну со Спартой.

Во главе союза встал фиванец Эпаминонд - замечательный полководец. В 371 году до н. э. в битве около города Левктры в Беотии он применил невиданный ранее боевой строй - косой клин. Основную часть войска он сосредоточил на правом крыле фаланги. Спартанцы, которые считались непобедимыми, были разбиты. В восстали илоты и периэки. Мессения получила свободу.

Пока греки ослабляли друг друга междоусобными войнами, над их страной нависла новая угроза. Эта угроза шла со стороны Македонии.

2. Македония и царь Филипп.

Македония находится к северо-востоку от Греции, на границе с Фессалией. Язык македонян близок к греческому, и сами македонцы считали себя греками. Македония отставала в своем развитии от Эллады. Большинство населения занималось сельским хозяйством. Во главе Македонии стоял царь, в мирное время большую роль играл совет знати.

Все изменилось, когда в 359 году до н. э. царем Македонии стал Филипп. За годы своего правления он превратил страну в могущественную державу, Филипп был прекрасным организатором - решительным и энергичным, талантливым полководцем, красноречивым оратором, осторожным дипломатом. Он был хорошо образован, знал греческую культуру .

В начале своего правления царь значительно укрепил армию. Ее главную силу составляла фаланга, набранная из крестьян. Она напоминала греческую фалангу, но имела и некоторые отличия. Вооружение воина состояло из шлема, кожаного панциря, щита, короткого меча и очень длинного копья.

Во время боя воины первых шести рядов фаланги держали копье двумя руками, направляя его в сторону врага. Остальные ряды держали копья вверх. Македонскую фалангу сравнивали со страшным железным зверем, к которому нельзя приблизиться. Филипп постоянно тренировал воинов, заставляя их ежедневно в полном вооружении проходить по многу километров.

В отличие от греков македоняне придавали большое значение боевой коннице. Конные воины набирались из числа знати, их называли товарищами царя. Для осады городов широко использовали подвижные башни на колесах. Филипп сумел создать армию, которая была лучше греческой по своему вооружению, выучке и дисциплине.

3. Начало завоеваний Филиппа.

С такой армией македонский царь смог начать завоевание соседних земель. Сначала он захватил часть Фракии с богатыми золотыми рудниками, что позволило ему чеканить свою золотую монету. Теперь у Филиппа было много денег, которые он использовал для подкупа греческих политиков. Он говорил, что нет таких ворот в городской стене, через которые не прошел бы осел с мешком золота. Одновременно царь старался расколоть греков. Воюя с одними полисами, он заключал мирные договоры с другими.

Обстановка в Греции была благоприятна для замыслов македонского царя. Ожесточенная борьба шла там не только между полисами, но и внутри их. Усилился раскол между богатыми и бедными гражданами. В некоторых городах борьба между ними доходила до кровавых столкновений.

Среди сторонников Филиппа в Греции оказались не только подкупленные им политики. Некоторые греки искренне верили, что будет лучше оказаться под властью Македонии: Филипп наведет порядок и прекратит междоусобицы. Но большинство греков являлись противниками Македонии. Они понимали, что Филипп хочет поработить их страну. Самым главным врагом царя стал знаменитый афинский оратор Демосфен.

4. Демосфен и его борьба за свободу Греции.

Демосфен приобрел своим красноречием известность по всей Элладе. Даже враги его признавали, что имеют дело с достойным противником. Оратор всю свою жизнь посвятил борьбе с Филиппом. В своих многочисленных речах он призывал эллинов с оружием в руках отстаивать свою независимость. Сначала Демосфен выступал в Афинах, затем объехал все греческие города. Ему удалось совершить настоящее чудо: вечно враждующие полисы объединились для борьбы с Филиппом. Так велика была сила его красноречия.

5. Битва при Херонее и ее последствия.

Решающая битва произошла в 338 году до н. э. Около городка Херонея в Беотии. Здесь македонское войско встретилось с объединенными силами греческих полисов.

В рядах афинского ополчения находился и Демосфен. Союзные войска греков численно превосходили македонян. Они мужественно сражались, но воины Филиппа были лучше обучены и вооружены. Македонцы победили. Более половины греческой армии попало в плен, многие воины погибли.

Греция оказалась под властью Филиппа. Один современник сказал: "Вместе с телами павших при Херонее была зарыта и свобода греков". Филипп созвал в Коринфе представителей всех полисов. Был создан Всегреческий союз во главе с Филиппом. Провозглашался всеобщий мир между полисами, а внутри полисов запрещались любые перемены. Нельзя было отменять долги, производить передел земли, изменить власть. Для соблюдения этих решений во многих городах были размещены македонские войска. В Коринфе приняли также решение о войне с Персией. Ее официальной целью провозгласили месть персам за то, что они разрушили греческие святыни во время греко-персидских войн. Верховным командующим военных сил Греции и Македонии стал Филипп.

Вернувшись в Македонию, Филипп занялся подготовкой к войне. Но он был убит одним из придворных, которого тут же самого закололи. Причина убийства осталась неразгаданной.


В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Школьная программа онлайн, скачать материалы по истории за 5 класс , конспект по истории , учебники и книги бесплатно

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,