Выключатели

Виды искусственного производственного освещения. Виды искусственного освещения

Виды искусственного производственного освещения. Виды искусственного освещения

У р о к 46. Контрольный диктант

I в а р и а н т

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (116 слов.)

II в а р и а н т

Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги. (117 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е (одинаковое для обоих вариантов): графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах, написание суффиксов причастий (задание выполняется по мере записи диктанта, а не после его написания).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

(10 часов +2 часа развития речи)

На изучение деепричастия в VII классе отводится 9 часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные навыки: правописание не с деепричастием, выделение запятыми обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Работа по развитию речи учащихся в период изучения этой темы направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, на предупреждение ошибок, связанных с образованием и употреблением их в речи. В ходе изучения темы учащиеся должны овладеть умениями распознавать деепричастия «в лицо», употреблять их в речи, уметь производить синонимическую замену личных форм глагола и причастий деепричастиями.

При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незнакомыми. Нужно помнить о том, что ошибки, связанные с обособлением деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочисленны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное правило достаточно простое (в сравнении с правилами обособления причастных оборотов). Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать деепричастия, часто смешивают их с личными формами глагола и причастия.

В ходе изучения темы «Деепричастие» важно использовать различные виды работ, убеждающие школьников в том, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной (выделяет основное действие в ряду других или нескольких, выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями) и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица или предмета, дорисовывает основное действие) 15 .

У р о к и 47-48. Понятие о деепричастии

и деепричастном обороте.

Правописание не с деепричастиями

Цель уроков: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастиями; введение понятия о деепричастном обороте; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми.

Работа по развитию речи: конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия; составление связного рассказа на грамматическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного характера.

I . Объяснение нового материала, в процессе которого учитель знакомит семиклассников с грамматическими особенностями деепричастия, подводит их к определению понятия, выявлению роли деепричастия в речи, синтаксической роли в предложении.

Дается задание описать действия учащейся, которая делает задание по русскому языку: как она пишет, какие добавочные действия при этом совершает. «Она заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.»,- отмечают семиклассники.

Записываются и сопоставляются два предложения:

Девочка выполняла домашнее задание и подчеркивала орфограммы.

Девочка выполняла домашнее задание, | подчеркивая орфограммы |.

В ходе анализа предложений учащиеся выясняют, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия как одинаково важные. Во втором предложении выполняла обозначает основное, главное действие, а подчеркивая - добавочное, дополнительное. Учитель сообщает, что часть речи, обозначающая действия, добавочные по отношению к основному, называется деепричастием. В процессе беседы выясняется, что деепричастия образуются от глаголов, имеют, как и глаголы, вид. Но деепричастие имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило, деепричастие можно заменить глаголом-сказуемым.

Опираясь на знания о причастном обороте, учащиеся находят деепричастный оборот, определяют его синтаксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препинания.

II . Закрепление материала.

1. Выразительное чтение знакомого семиклассникам текста, например отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сначала текст читается целиком, затем - по предложениям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами.

И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

О каких основных действиях говорится в отрывке?

Какими средствами языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

(Делается вывод о функции деепричастия в речи - описывается, дорисовывается основное действие.)

2. Замена деепричастием сначала первого глагола, потом второго. Запись предложения с расстановкой знаков препинания. (Нужно обратить внимание учащихся на то, что одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми. Желательно, чтобы деепричастные обороты были поставлены в разные части предложения.)

1) Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Различаются ли по смыслу I и II варианты каждого предложения? Определите вид деепричастий.

III. С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи дается упражнение с заданием заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препинания; по вопросам определить вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)

I V . Анализ текста повествовательного характера.

Полезно напомнить учащимся, что в повествовании мир предстает в динамике, в движении, в нем рассказывается о сменяющихся, следующих друг за другом действиях, как бы создается лента кадров. Чтобы подчеркнуть эту последовательность действий, в этом типе речи часто используются глаголы движения, деепричастия совершенного вида или деепричастные обороты, с помощью которых передается динамичность, стремительность в развитии действия.

Для анализа предлагается отрывок из повести М. Горького «Детство». После чтения учителем текста семиклассники должны найти в нем признаки этого типа речи и сделать вывод о том, что деепричастия «дописывают», дополняют главное действие.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее,- и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, к уж нельзя было отвести глаз от нее - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализируется.

V . Сообщение учителя о написании не с деепричастиями (совпадает с правилом написания не с глаголами).

Выполняются следующие упражнения.

1. Словарный диктант.

Учащиеся определяют, приставкой, частицей или частью корня является не в словах не чувствовал, не чувствуя, не удивляясь, недоумевал, не зависев, не сожалея, не исчезая.

2. Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают деепричастия, графически объясняя написание не с деепричастиями.

Не задумываясь, не думал, не присутствовал, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не спрашивал, не припоминая, не истомившись, не удивился.

Обобщение материала урока.

Какова роль деепричастия в речи? (Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, называемое сказуемым, дополняет его.)

Для какого типа речи характерно употребление деепричастий? (В текстах повествовательного характера для передачи динамичности в развитии действия.)

Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.)

Каковы признаки глагола у деепричастия?

Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.)

Какой еще признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.)

Как пишется не с деепричастиями? Привести примеры. В заключение урока проводится проверочная работа.

I в а р и а н т

I. Найдите предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное к основному действие.

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

II. Найдите предложения, в которых есть деепричастие.

1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2. Я открыл окно и залюбовался видом.

3. Брат склонил голову и писал что-то.

4. Разложив игры, дети сели в кружок.

1. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.

2. Из дома вышел человек и направился к машине.

3. Выйдя из дома, человек направился к машине.

4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

5. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

II в а р и а н т

I. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Закутанный в тулуп;

2. проложенный геологами;

3. укрепил болт;

4. запер на замок;

5. вырастив урожай;

6. раскачивающихся от ветра.

II. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Выкрашенный краской; 4. устроившись на ночлег;

2. выкрасив краской; 5. запертый дома;

3. устроенный по проекту; 6. заперев дом.

III. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

2. Много тайн хранят леса, опаленные войной.

3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

4. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.

5. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

6. Мальчик шел и не разбирал дороги.

IV. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.

3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.

4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.

5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

6. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.

Контрольный листок учителя:

I в а р и а н т II в а р и а н т

I. 2, 5; II. 1, 4; III. 1, 3. I. 5; II. 2, 4, 6; III. 5; IV. 4, 5.

За работу учащимся выставляется оценка. Семиклассники, не справившиеся с заданием, получают его на дом.

По мере выполнения задания учащиеся, справившиеся с ним раньше других, могут придумать и записать предложения с одиночными деепричастиями.

Домашнее задание: § 26, 27, 28; упр. 159 (устно), 172 (письменно). Графически объяснить написание не с деепричастиями, постановку знаков препинания при деепричастных оборотах; повторить порядок морфологического разбора причастия (§ 23).

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Анды - самые высокие горы американского континента, рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь непокоренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.
После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх.
Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой вершине. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город зачаровывает нас. (121 слово)

(По Я. Палкевичу)

Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. Обеспокоенный капитан вышел на мостик.
Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение.
Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Еще мгновение - и бушующее море поглотило бы судно. 1 Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное - все живы. 1 (129 слов)

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Гласные в деепричастиях
перед суффиксами -в-, -вши-

Словарные диктанты

I. Построив шалаш; посеяв рожь; услышав шепот; приготовив уроки; подклеив книгу; почуявши запах; зависев от погоды; залаяв на прохожих; заметив ошибку; раскаявшись в содеянном; быстро успокоившись; развеяв подозрения; растаяв на солнце; раскрасив стены; расстроившись от неудач; высушив одежду; выкатив велосипед; доставив удовольствие; затеявши спор; обидевшись на подругу; утратив надежду; понадеявшись на друга; расставив ударение; подъехав к дому; устроившись поудобнее; направившись к лесу; расправив крылья; насыпав зерен; услышав новость; развеяв сомнения; промаявшись до вечера.

II. Лелеял мечту; обидев малыша; построенный дом; построив гараж; увидел мышь; увидит зарю; увидевши костер; посеял горох; засеяв поле; засеет рожью; засеянный клевером; заклеит книгу; заклеенный конверт; заклеив аккуратно; расстроит родителей; расстроившись от новости; расстроенный известием; затеет спор; затеял ссору; затеявши разговор; затеянная дискуссия; услышит шорох; услышав шум; услышанный треск; заметил огонек; заметит небрежность в работе; заметивши приближение корабля.

Написание не с деепричастиями

Словарные диктанты

I. Не проверив сочинения; не растаяв на солнце; невзирая на лица; негодуя по поводу происшедшего; не чувствуя боли; не щадя себя; не усвоив предыдущего; не останавливаясь перед преградой; не заглядывая в будущее; не погасив огня; недоумевая по поводу случившегося; не оборачиваясь назад; не зная причины; не распечатав письмо; не встретив отца; не посеяв и тени сомнения; не вычеркивая фамилий.

II. Не нарушив слова; не пересечены линией; не законченная вовремя; незамерзающая река; не был на открытии; еще не проснувшийся город; небольшая, а интересная брошюра; неглубокий, а рыбный пруд; долго не заживающая рана; не проснувшись от звонка; дорога не освещена; не прочитав до конца; незасеянное поле; не сократив срока пребывания в горах; ничего не соображая; не просмотрев до конца; не успевшая высохнуть роса; не заметив небольшой речонки; не развеял сомнения; не сказал о неприятностях; не смотря по сторонам; невзлюбил с первого взгляда; негодовал по поводу услышанной неправды.

В зависимости от источника света производственное освещение может быть естественным, искусственным и совмещенным.

Естественное освещение – это освещение помещений дневным светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях. Естественное освещение производственных помещений может осуществляться через окна в боковых стенах {боковое), через верхние световые проемы, фонари (верхнее) или обоими способами одновременно (комбинированное освещение). Верхнее и комбинированное естественное освещение имеет то преимущество, что обеспечивает более равномерное освещение помещений, а боковое освещение создает значительную неравномерность в освещении участков, расположенных вблизи и вдали от окон боковых стен.

Искусственное освещение предназначено для освещения рабочих поверхностей в темное время суток или при недостаточности естественного освещения. Создается оно искусственными источниками света (лампами накаливания или газоразрядными лампами) и подразделяется на рабочее, аварийное, охранное и дежурное. Аварийное освещение разделяется на освещение безопасности и эвакуационное. Искусственное освещение бывает общее и комбинированное.

Общее освещение предназначено для освещения всего помещения, оно может быть равномерным или локализованным. Общее равномерное освещение создает условия для выполнения работы в любом месте освещаемого пространства. При общем локализованном освещении светильники размещают в соответствии с расположением оборудования, что позволяет создавать большую освещенность на рабочих местах.

Комбинированное освещение состоит из общего и местного. Его целесообразно устраивать при работах высокой точности, а также при необходимости создания определенного или изменяемого в процессе работы направления света.

Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях. Оно может быть стационарным и переносным. Применение только местного освещения в производственных помещениях не допускается.

Рабочее освещение – освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность) в помещениях и в местах производства работ вне зданий.

Аварийное освещение нужно предусматривать, если отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение обслуживания оборудования может привести к взрыву, пожару, длительному нарушению технологического процесса, нарушению работы электростанций, насосных установок водоснабжения и других подобных объектов. Наименьшая освещенность, создаваемая аварийным освещением, должна составлять 5% освещенности, нормируемой для рабочего освещения, но не менее 2 лк внутри зданий и не менее 1 лк для территории предприятий. Светильники аварийного освещения для продолжения работы присоединяют к независимому источнику питания.

Освещение безопасности – освещение для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения.

Эвакуационное освещение предназначено для безопасной эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения в местах, опасных для прохода людей, на лестницах. Светильники для эвакуационного освещения присоединяют к сети, независимой от рабочего освещения.

Охранное освещение предусматривается вдоль границ территории, охраняемых в ночное время; оно должно обеспечивать освещенность 0,5 лк на уровне земли.

Дежурное освещение предназначено для минимального искусственного освещения для несения дежурств охраны в нерабочее время, совпадающее с темным временем суток.

Для охранного и дежурного освещения помещений выделяют часть светильников рабочего или аварийного освещения.

В процессе эксплуатации осветительных установок необходимо предусматривать регулярную очистку от загрязнений светильников и остекленных проемов, своевременную защиту отработавших свой срок службы ламп, контроль напряжений в осветительной сети, систематический ремонт элементов осветительной установки, регулярную окраску стен и потолка, контроль освещенности на рабочих местах.

Контроль состояния осветительных установок, необходимый для поддержания требуемой освещенности на рабочих местах, проводится периодически (но не реже одного раза в год). Проверяется освещенность на рабочих местах с помощью люксметров. Сроки чистки светильников и остекления зависят от запыленности помещения: для помещений с незначительными выделениями пыли – 2 раза в год; для помещений со значительным выделением пыли – от 4 до 12 раз в год. Для удобства и безопасности очистки применяют передвижные тележки, телескопические лестницы, подвесные люльки; при высоте подвеса светильников до 5 м допускается обслуживание их с приставных лестниц и стремянок не менее чем двумя лицами. Чистка светильников должна проводиться при отключенном питании.

На сегодняшний день нельзя с уверенностью назвать основные виды освещения, т.к. оно может быть естественным, искусственным, общим, местным, комбинированным, производственным, внутренним и т.д. Чтобы перечислить все разновидности, лучше классифицировать их по назначению и источнику. Сейчас мы постараемся кратко, но доходчиво объяснить, какие бывают виды освещения, и какие требования к нему предъявляются в каждом отдельном случае.

По источнику света

Прежде всего, освещение разделяется на искусственное и естественное, что по нашему мнению самый главный показатель. Естественный источник света – это, конечно же, солнечные лучи, которые проникают в помещение через оконные проемы и другие конструктивные решения. В свою очередь естественное освещение может разделяться на такие системы:

  1. Боковое, когда свет проходит через окна в стенах.
  2. Верхнее – свет проходит через застекленные покрытия либо технологические проемы.
  3. Комбинированное – помещение освещается за счет окон и верхних проемов.

Следует отметить, что данный вид освещения является основным и в помещениях, где люди проводят большую часть времени, естественный свет должен обязательно преобладать. Если по каким-либо причинам нет возможности создать проемы для проникновения солнечных лучей, дополнительно организовывают искусственное освещение, которое разделяется на следующие системы:

  1. Общее – светильники равномерно освещают всю площадь помещения.
  2. Местное – дополнительная подсветка важных объектов, к примеру, рабочего места.
  3. Комбинированное – может использоваться комбинация общее+местное или же естественное+искусственное.

Также по источнику света освещение можно разделить на такие особые типы, как люминесцентное, светодиодное и галогенное. Узнать больше об вы можете в нашем соответствующем разделе сайта.

По назначению

Если говорить о том, как разделяются виды электрического освещения по функциональном назначению, то прежде всего нужно условно включить такой нюанс, как область применения. На сегодняшний день принято рассматривать виды освещения на производстве, в интерьере и на улице. Как раз на по отношению к этим объектам и выполним разделение.

В производственной среде освещение может быть:

  1. Рабочее – используется для того, чтобы обеспечить нормальные, а главное безопасные условия труда персонала на предприятии.
  2. Аварийное – предусмотрено для поддержания минимальной освещенности в момент возникновения аварии, если отключение света может привести к опасным ситуациям (взрыву, пожару и т.д.). По нормам освещенность, которую создают аварийные светильники, не должна быть ниже 5% или 2 Люкс в здании либо 1 Люкс на улице.
  3. Эвакуационное – название вида говорит само за себя, используют эвакуационное освещение для того, чтобы эвакуировать персонал в безопасную зону. Освещенность в этом случае не должна быть меньше 0,5 Люкс в помещении и 0,2 люкс на открытой территории.
  4. Охранное – используется для охраны территории, не должно быть меньше 0,5 Люкс.
  5. Дежурное – подвид охранной системы. Для функционирования дежурной подсветки используют часть светильников, применяемых для рабочего или же аварийного освещения для обеспечения минимальной освещенности на охраняемой территории, а также в местах, где производится дежурство на предприятии.

Кратко но доходчиво все эти моменты рассмотрены на презентации:

Дом и квартира

Что касается интерьера, в доме и квартире выделяют два основных вида освещения: естественное и искусственное. Естественный свет в жилых помещениях может быть боковым, верхним либо комбинированным, об этом мы уже говорили. А вот что касается искусственного, в этом случае принято разделять его на следующие системы:

  1. Общее или как его еще называют – основное. Осуществляется за счет установки потолочных светильников, которые равномерно освещают всю комнату.
  2. Местное (функциональное) – используется для локальной подсветки некоторых объектов, к примеру, рабочей зоны на кухне, письменного стола в детской или же зеркала в ванной. Для местной подсветки применяются настенные бра, торшеры, настольные лампы и точечные светильники, которые излучают яркий направленный свет.
  3. Декоративное. Данный вид освещения в интерьере предназначен для дополнительного украшения комнат и отдельных объектов. Как вариант – подсветка картин, периметра потолка (светодиодной лентой) и т.д. К декоративному также относится праздничное.

Дополнительно про свет в интерьере вы можете узнать из этого видео:

Сад

В саду разновидности освещения очень похожи на те, которые принято организовывать в интерьере. Итак, по назначению уличное освещение делится на следующие виды:

  1. Общее (функциональное). Предназначено для безопасного передвижения по двору. Сюда относится подсветка дорожек, крыльца частного дома, ступенек, а также садовых построек (курятника, гаража, хозблока).
  2. Охранное. Используется для защиты приусадебного участка и самого загородного дома от недоброжелателей. Для наружной охраны территории организовывают подсветку всего периметра участка, стоянки, парадного входа в жилище и других важных зон.
  3. Декоративное. Чаще всего применяются в ландшафтном дизайне для того, чтобы украсить внешний вид территории. Для декоративного освещения на улице создают подсветку искусственных водоемов, малых архитектурных форм, фонтанов и т.д. Также сюда можно отнести , что является современным и весьма популярным решением на сегодняшний день.
  4. Праздничное. С помощью электрических гирлянд и подвесных фонарей на время украшают деревья, фасад дома и даже забор. Как правило, праздничную подсветку используют на Новый Год и другие больше праздники.

Ну и, конечно же, предоставляем к просмотру полезное видео