В квартире

Г образное здание. Типичные виды (схемы) исторической застройки и формообразования зданий

Г образное здание. Типичные виды (схемы) исторической застройки и формообразования зданий

Переулок Чистый (Московские прогулки) vittasim wrote in June 1st, 2012

Начнем прогулку, как ни странно, у дома № 22 по Пречистенке, а все потому, что этот же дом по переулку Чистому числится за №2. Итак: Пречистенка дом 22. И именно на этой, когда-то аристократической улице, воет и погибает несчастный пес Шарик с обваренным левым боком. Голодный пес жадно вкушает запах лука, доносящийся из Пречистенской пожарной команды. Давайте посмотрим на это здание. Изначально двухэтажное Г-образное здание было выстроено в 1764 году архитектором М.Казаковым. Дом принадлежал княгине Хованской, а после пожара в 1812 года - семье генерала А.П.Ермолова. В 1835 году казна приобрела владение, расширила его и расположила здесь Центральное пожарное депо (перенесено с Волхонки, где планировалось поставить храм Христа Спасителя) и отряд полиции.


Сюда ночью 21 июля 1834 года из отцовского дома на углу Сивцева Вражка привезли Александра Герцена и посадили в "комнату под каланчой", о которой он вспоминал в "Былом и думах": "Меня увезли к обер-полицмейстеру, не знаю зачем - никто не говорил со мною ни слова, потом опять привезли в частный дом, где мне была приготовлена комната под самой каланчой."

В начале 1840-х годах здание было надстроено и расширено пристройкой, вдвое удлинившей его фасад; в новой части была сооружена характерная для зрелого классицизма фасадная декорация с монументальным средним ризалитом, украшенным стройными полуколоннами и пилястрами коринфского ордера на рустованном арочном цоколе, симметричная и полностью тождественный первой, что придало зданию укрупненную масштабность и представительность. Раскреповка карниза и соответствующее ей чередование пар полуколонн по краям с парой пилястр в центре создают пластически выразительную и гармоничную композицию. По центру здания была сооружена высокая деревянная пожарная каланча, обусловившая заметную роль здания в городском ансамбле и получившая вид стройной круглой ярусной башни с кольцевой колоннадой (окончена в 1843, разобрана в 1930). В 1906-1907 в здании читались лекции Пречистенских рабочих курсов. В 1908 году на Пречистенке появился первый в Москве пожарный автомобиль с раздвижной лестницей наверху. Правда, поднималась она не выше третьего этажа, но и этого было достаточно. Первыми на автомобиле по тревоге выезжали брандмайор, брандмейстер, фельдшер и несколько пожарных. Сейчас в архитектурном комплексе зданий по Пречистенке, 22 располагается МЧС России, куда, как говорят, сходятся телефонные вызовы 01 со всей Москвы.


В 1915 был выстроен дополнительный протяженный корпус по Чистому переулку, оформление которого повторило главный фасад по Пречистенке. В XVII веке на месте переулка располагались земли обширной дворцовой Конюшенной слободы. В течение XVIII века, в котором слободские земли перешли во владение дворянства, весь район от Арбата до Остоженки продолжал именоваться Старой Конюшенной. По преданию, переулок назван Чистым, потому что местных жителей не затронула ни одна из эпидемий, опустошавших Москву. С конца XVIII века до 7 июня 1922 года назывался: Обухов переулок, по фамилии местного домовладельца начала XVIII века полковника А. А. Обухова.


Переулок, полностью выгоревший в пожар 1812 года, был в последующие два десятилетия застроен одно-двухэтажными дворянскими усадьбами, к которым относится особняк под № 4. Особняк в ампирном стиле, был построенный летом 1821 г. для бригадирши Софьи Волконской.



В 1896 г. как этот, так и соседний участок, были приобретены семейством «железнодорожных королей» фон Мекк, которое стремительно выдвинулось в ряды богатейших семей страны на волне «железнодорожной горячки» 2-й половины 1860-х — 1870-х гг. Начиная с этого времени и вплоть до 1917 г., многие представители династии занимали выдающееся место, как в экономической, так и в общественной и в культурной жизни России.


Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская), любительница музыки, известная меценатка, была другом Чайковского и оказывала ему в течение многих лет материальную поддержку. Именно ей Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту, подарил рукопись «Евгения Онегина» и трех пьес для скрипки и фортепиано. Сын Надежды Филаретовны Александр Фон Мекк был известным коллекционером и председателем Русского горного общества.

Рядом с особняком №4 в 1913 г. по проекту инженера А. Н. Зелигсона был возведен высокий доходный дом (Чистый пер., 6). Это случилось после того, как участок был приобретен коллекционером, председателем Русского горного общества Александром фон Мекк.



Нарядное неоклассическое здание имеет в своей композиционной структуре и черты модерна. Выразительным дополнением декора фасада служат металлические решетки балконов, рисунок которых имитирует балконные решетки московского ампира. В 1920-х гг. здесь находилось общежитие Коминтерна.


Арка дома 6 в Чистом переулке показана в фильме «Гостья из будущего».


Адольф Ноевич (Норбертович) Зелигсон (1867-1919) родился в Польше. Окончил Высшее ремесленное училище в Лодзи. В 1890 г. окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. Практиковался в Германии и в Париже, где выработал свою особенную легкую изящную стилистику, характерную для французской архитектуры рубежа XIX-XX вв. В 1907 году приехал в Москву, где за короткое время стал одним из ведущих архитекторов московского модерна. Уже в 1908 г. Зелигсона приняли в члены Московского архитектурного общества, включили в список архитекторов России в издании "Россия в ее прошлом и настоящем", выпущенном к 300-летию Дома Романовых. Строил доходные дома, банки, особняки. В 1917 годуАдольф Ноевич вернулся в Польшу, где в 1919 г. умер.


Доходный дом наследников Н. П. Циркунова (Чистый пер., 10), выделяющийся оригинальным оформлением фасада с псевдоготическими деталями, построен в 1908-1909 гг. архитектором В. С. Масленниковым. В. С. Масленников родился в многодетной семье (6 детей) в 1882 году. Его отец был земским учителем, мать - домашней учительницей. В. С. Масленников с 15 лет давал уроки, работал чертежником. Виталий Семенович являлся активным участником событий революции 1905 года. В этом же году он во Франции собирал материал для дипломного проекта. В 1907 году В. С. Масленников окончил Училище живописи, с 1908 г. работал помощником участкового архитектора.


В 1909 году Виталий Семенович учился архитектуре у профессора Кормонна в Париже, в 1913 году посетил ряд европейских стран, пополняя профессиональные знания. До Октябрьской революции архитектор работал в Москве, проектируя особняки в разных стилистических направлениях, кондитерские, кафе, хлебобулочные магазины-пекарни и другие объекты в разных городах России. В 1920-х годах вместе с братом Б. С. Масленниковым, знаменитым русским авиатором и основателем первой авиационной школы на Ходынке в Москве (1911 г.), В. С. Масленников сослан "как вредный социальный элемент" в Омск. В 1932 году архитектор переведен в Новосибирск в Сибметаллотрест и находился под надзором на стройке Сибкомбайна. С 1932 года В. С. Масленников преподавал в НИСИ. Умер В. С. Масленников в Новосибирске в 1959 году.


Композиция фасада дома асимметричная и многосоставная. Фасад четко разделен на три части, каждая из которых несет самостоятельную архитектурную тему. Крайняя левая выполнена в формах северного модерна. Ее стены имитируют каменную кладку, а окна третьего этажа имеют характерные скосы в верхней части.


Средняя часть выполнена в классическом стиле. Ее вертикальная структура подчеркнута коринфскими пилястрами, облицованными белой керамической плиткой и объединенными орнаментальным фризом.



Крайняя правая часть похожа на фасад особняка в стиле модерн с двумя башнями по сторонам и куполом над правой башней.

Интересно обилие фактур на стенах этого дома. Входная дверь также выполнена в формах модерна.

Стоит отметить, что появление таких оригинальных зданий в идиллически тихих, старомодных арбатских переулках в начале XX в. вызывало горячие споры и резкие отповеди в печати. Так, автор статьи в «Архитектурно-художественном еженедельнике» 1916 г. считал, что такие дома, как этот, «ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно, красавице-столице».




К сожалению, это не полный рассказ об архитектуре Чистого переулка, так как я фотографировала только здания, которые находятся на четной стороне.

23-10-2015

Николай, Уфа задаёт вопрос:

Здравствуйте! Планируем стены и пол выкладывать плиткой. Подскажите, как рассчитать площадь ванной комнаты в частном доме. Помещение у нас нестандартное, в виде буквы «Г». Не хотелось бы переплачивать за материал. Укладывать кафель думаем ровно (не по диагонали).

Эксперт отвечает:

Ответить на вопрос, как рассчитать площадь в ванной комнате, довольно просто. Чтобы получить этот параметр нужно измерить длину и ширину, а затем умножить. Так как у вас помещение Г-образное, то вычисляете данный показатель для каждого прямоугольника отдельно и складываете. Например, для изображенной на рисунке комнаты:

S 1 = 4,65 * 1,77 = 8,2305 м 2 ;

S 2 = 2,15 * 1,66 = 3,569 м 2 ;

S = 8,2305 + 3,569 = 11,7995 м 2 .

Полученный результат 11,8 м 2 — это площадь помещения и пола одновременно. Но чтобы определить необходимое число кафеля, можно прибегнуть к следующему методу. Например, для пола будет использоваться покрытие размером 30*30. Тогда, чтобы узнать, сколько штук ляжет вдоль стены размером 4,65 м, нужно:

465 / 30 = 15,5, округляем в сторону большего и получаем 16.

Число рядов:

343 / 30 = 11,4, получаем 12 рядов, из них:

177 / 30 = 5,9, то есть 6 длинных и столько же коротких.

В коротком ряду:

215 / 30 = 7,16, округляем в большую сторону — 8.

Общее число кафеля для пола:

16 * 6 + 8 * 6 = 144.

Для Г-образного помещения такой расчет является более точным. Ведь если взять S комнаты и разделить на S плитки, то получится:

118000 / 300 = 131,1, то есть меньше, чем необходимо для покрытия всего пола.

Расчет количества материала для стен

Если планируете облицовывать стены, то необходимо найти площадь для каждой отдельно. Если высота комнаты составляет 2,6 м, а использоваться будет плитка 20 * 30, то рядов:

260 / 30 = 8,67, то есть 9.

Количество штук в каждом из них:

  • 465 / 20 = 23,25;
  • 177 / 20 = 8,85;
  • 250 / 20 = 12,5;
  • 215 / 20 = 10,75;
  • 166 / 20 = 8,30;
  • 343 / 20 = 17,15.

Каждое значение округляем в сторону большего и складываем:

24 + 9 + 13 + 11 + 9 + 18 = 84.

Таким образом, для стен требуется кафеля:

9 * 84 = 756 штук.

Но так как в любом помещении есть двери, то их можно вычесть. Если параметры дверного проема 60 * 200, то:

200 / 30 = 6,66, принимаем 6, так как в этом случае необходимо округлять в сторону меньшего. Следовательно, из общей суммы можно вычесть 18 и получаем 738.

Если ванная комната имеет окно либо нишу, которую не планируете оклеивать, то их площади также нужно исключить. Это же касается и непосредственно места, которое занимает ванна: думаете его облицовывать — расчет остается прежний, если же нет, то из общего числа необходимо вычесть «сэкономленный» кафель (вычисления производятся так же, как и в случае с дверным проемом).

Очень важно правильно определить количество необходимых материалов . Так как плитку во время укладки приходится разрезать, то покупать ее нужно с запасом. Его рекомендуют делать в пределах 8-10% от полученного результата. Такой запас будет гарантией того, что плитки хватит для облицовки всех поверхностей, и в то же время ее не придется докупать во время выполнения работ.

Приведенные примеры на практике использовать можно, но перед покупкой материала все же стоит посоветоваться с мастером, который будет выполнять работы. Он проверит расчет, а при необходимости подкорректирует. Ведь в случае использования декоративного фриза или вставок количество плитки будет уменьшено.

Архитектурный конструктивизм пришёл в Иркутск достаточно поздно в сравнении с Москвой и Ленинградом и не занял лидирующего положения в объёмах капитального строительства города. В 1930-е годы в моду уже входит сталинская архитектура, поэтому многие фасады конструктивистских зданий были дополнены элементами сталинского ампира. Удивительные, ни на что непохожие здания, сотворённые в эпоху авангарда, органично вписаны в городскую среду и являются живыми свидетелями истории. Это оригинальные, любопытные примеры, пусть эти строения не являются образцами «чистого конструктивизма», но всё-таки это именно конструктивистские здания. Они являются редкими примерами творчества иркутских архитекторов — авангардистов.

Дворец культуры авиационного завода , ныне ДК им Ю.А.Гагарина (арх. Н.А. Четвериков, 1937 г.). Яркий пример смешения конструктивизма и неоклассики.

Здание госбанка СССР (арх. В.Н.Волков, 1936 г.). По первоначальному проекту в этом строении были совмещены производственная и жилая функции. Левое крыло здания жилое, для сотрудников банка, окна выглядывали на тихий переулок Кооперативный (ныне ул.Канадзавы). Административная зона была обращена на площадь Кирова. В процессе согласования проект видоизменялся, добавились декоративные черты классического ордера.

Гостиница «Сибирь» , первоначальное название «Центральная» (арх. К.В.Миталь, 1934 г.). Очень удачное в архитектурно-планировочном отношении сооружение. Здание абсолютно лишено фасадного декора. Известна устная легенда, что после завершения строительства гостиницы происходили стихийные демонстрации протеста: обыватели не могли воспринять необычные лаконичные формы с отсутствием декора и любимой лепнины. Проёмы между несущими конструкциями заложены кирпичом и оштукатурены, имитируя бетон. Выделение цветом межоконных простенков даёт ощущение сплошного остекленения, характерного для данного стиля. Это одно из зданий, наиболее точно выразившее идеи конструктивистского стиля в архитектуре Иркутска.

Здание Финансово-экономического института было реконструировано в 1934 году. Ранее там располагалось пятиклассное городское училище, построенное в классическом стиле В.П. Рассушиным. После реконструкции общий силуэт сохранился, но основные пропорции были нарушены двухэтажной надстройкой. Главный вход перенесен, классические детали убраны полностью. Межэтажный карниз разделяет фасад ровно пополам, и появляется оптическое ощущение, что верхняя часть больше нижней.

Здание Сибирского финансового института (арх. И. Ефимов, 1934 г.).

Биологический корпус медицинского университета (ул.Красного Восстания, 1).

Жилой дом сотрудников НКВД (арх. К.В.Миталь, 1934 г.). Удачно расположенное на перекрестке улиц, Г-образное в плане, строение с выступающим цилиндрическим объёмом и опоясывающими балконами, является архитектурным акцентом. Благодаря простым геометрическим формам здание обладает яркой художественной выразительностью.

Жилой дом партактива (арх. К. Миталь, 1933 г.). Жилой дом являлся представителем нового социального типа архитектуры. Г-образное здание разделено на две половины — коммунальную и жилую — по двум улицам, Сухэ-Батора и Свердлова соответственно. Двутавровая перемычка в оконных проёмах позволила растянуть окна в ширину. В квартирах до наших дней сохранилась встроенная мебель из дерева. Характерен архитектурный приём для того времени: полуцилиндр с продольными линиями балконов врезан в два параллепипеда. Витражи вертикального остекления лестниц контрастируют с горизонтальной линией балконов. Отштукатуренный фасадный кирпич имитирует железобетон, но со стороны двора кладка осталась открытой.

Здание курсов марксизма-ленинизма (арх. К.В.Миталь, 1934 г.) расположено между переулком Богданова и 2-х этажным корпусом женской гимназии. (1878 г.). Общее планировочное решение этого здания сформировано в конструктивистском стиле: два параллелепипеда врезаются на углу в основной полуцилиндрический объём; оконные проёмы увеличены по горизонтали за счёт применения железобетонных балок; витражи лестничных переходов вытянулись вверх на два этажа.

«Дом лётчиков» , основополагающие элементы объёмно-пространственной композиции полностью соответствуют принципам конструктивистской архитектуры, но при этом фасад декорирован элементами классического стиля.

Школа № 43 (ул.Авиастроителей, 30).

Дом специалистов железнодорожного транспорта (арх. К.Л. Жилкин, 1935 г.).

Жилой дом для железнодорожников (арх. К.Л. Жилкин, 1934 г.)

Жилой дом по ул. Авиастроителей.

Жилой дом по ул. 5 Армии, 22.

Жилой дом по ул. Канадзавы, 3.

Многоквартирный жилой «Дом специалистов» по ул. Марата, 29. (арх. К.В.Миталь, 1935 г.).

Надстройка и реконструкция внутренних помещений здания бывшего дома Винно-гастрономического товарищества (арх. К.В.Миталь, 1933 г.). Последний этаж, несмотря на новый архитектурный принцип (лишённые декора ровные плоскости) органично вписался в существующую постройку за счёт прорезанных вертикальных витражей лестничных клеток и расположенных в два ряда разных по величине окон.

Здание городского роддома (арх. К.В.Миталь, 1937 г.) было расширено за счёт прилегающего к нему дома. Одноэтажное здание, выходившее на улицу К. Маркса, надстроено одним этажом и соединено с бывшей клиникой доктора Г. А. фон-Бергмана, где и размещался родильный дом. В результате увеличилось количество коек и расширены вспомогательные помещения. Внешне это здание, лишённое декоративных деталей, выглядит как образец конструктивизма, фасад смотрится просто и лаконично, ничего лишнего.

Здание городской управы (Администрация Иркутска) было построено в конце ХIХ века архитектором В.А.Рассушиным и имело чётко вымеренные пропорции и элементы классического стиля. В 1934 году подверглось реконструкции (арх. В.Д. Дмитриев, К.В.Миталь), тогда надстроили два этажа, арочные окна второго этажа замеили на прямоугольные. Выходящий за пределы фасада главный вход, над которым располагался балкон, был демонтирован.

Бывшее заводоуправление Иркутского завода тяжёлого машиностроения им. В.В.Куйбышева (1930-е). Ещё один яркий пример конструктивисткой архитектуры. Два прямоугольных объема разной высотности, расположенные перпендикулярно друг к другу, соединяются на углу цилиндрическим объёмом. Широкие окна и сплошное остекленение лестниц выдают в нём характерный признак конструктивизма.

Бывший Дом культуры Иркутского завода тяжёлого машиностроения им. В.В.Куйбышева (арх. А.А. Оль, 1934 г.). Новый для того времени тип многофункционального общественного здания, куда входили театральный зал, спортзал, библиотека, столовая, фабрика-кухня и другие помещения. Ч-образная в плане, тщательно продуманная функциональная схема связала многочисленные помещения, размещенные в двух-, трёхэтажных объёмах, что позволило создать сложную объемно-пространственную композицию. Функциональное зонирование и конструктивное решение в этой постройке, полностью соответствует «павильонному» методу композиции, присущему конструктивизму.

Управление ВСЖД (арх. К.В.Миталь, Д.Гольдштейн). Современный вид величественное строение, в котором располагается управление по строительству и эксплуатации железной дороги, приобрело в 1947-1950 годах. С точки зрения архитектуры здание сочетает конструктивизм и неоклассику. Первая «версия» здания, построенная в 30-е годы Казимиром Войцеховичем Миталем, была образцом конструктивистской архитектуры, с характерными для этого стиля признаками: широкие окна, выступающие за общий объём пилоны и конструктивная схема железобетонно-балочных конструкций. Но позже Д.Гольдштейн, перестраивая сооружение, добавил множество декоративных элементов, и стиль здания стал более торжественным и приблизился к неоклассицизму. Центральный фасад здания тянется вдоль улицы Карла Маркса несколько ассиметрично. Пять его этажей разделены белыми декоративными поясами. Вход оформлен в виде ниши и обрамлен классическими колоннами, а сверху увенчан фронтоном. Фасад декорирован горельефами с советской и железнодорожной символикой: эмблема путей сообщения, изображения трудящихся, паровоз, мосты, гербы. На фронтоне здания имеются барельефные изображения политических деятелей того времени: Сталина, Калинина, Молотова. Здание является памятником архитектуры федерального значения.

Обычная версия сайта

М естность, где находится этот дом, имела несколько названий. Самое древнее из них - Кулишки. Выражение у «черта на куличках» хоть и не связано с этим местом, очень ему подходит. По преданию, здесь водились черти, которые стонали по ночам и иногда нападали на старушек. А строил дом невероятно модный и востребованный в тот период архитектор Николай Жерихов. Он был признанным мастером модерна, автором роскошных доходных домов на центральных улицах Москвы.

Предыстория

Этимология слова "кулишки" до конца неизвестна, но наиболее распространенное толкование - лужок на заливе, вырубленная поляна. Здесь действительно был Васильевский луг, раскинувшийся в поймах Москвы-реки, Яузы и Рачки. Последняя протекала по улице Солянка, а ныне заключена в трубу.

После победы Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 году название Кулишки стало известно всему Московскому княжеству. В честь победы и в память о погибших воинах Дмитрий Донской велел заложить здесь большой деревянный храм Всех Святых, получивший, по тогдашнему обычаю, адресную приписку - на Кулишках. У стен церкви были торжественно захоронены останки русских воинов, принесенные с Куликова поля. Церковь Всех Святых на Кулишках стала первым храмом - памятником русскому воинству. В 1488 году деревянный храм был перестроен в камне. Во время боев с интервентами в 1612 году храм, находящийся на стратегических подступах к Кремлю, сильно пострадал, и в 1687-1689 годах был построен практически заново, тогда же возвели колокольню. Здание конца XVII века с четырехъярусной колокольней сохранилось до нашего времени.

Владения церкви, в том числе и территория нынешнего дома № 4, простирались на юг и восток от здания храма. В течение нескольких веков здесь то появлялись, то исчезали небольшие деревянные постройки и каменные дома, но место, занимаемое сейчас домом № 4, по крайней мере до середины XIX века оставалось пустым.

Этому способствовали и многочисленные пожары. Только в середине XVIII века их было несколько, и настолько сильных, что в летописи оставили запись: «…при тоя церкви Всех Святых приходские дворы все погорели без остатку». Пожар 1812 года еще раз опустошил Кулишки, пострадала и сама церковь. Восстановление проходило медленно, и церковь с ее владениями была приписана к соседнему храму Кира и Иоанна, находившемуся на улице Солянка (не сохранился).

Храм Всех Святых на Кулишках был отстроен к 1829 году, но его бывшие земли вернулись к нему только в 1845 году. Время восстановления храма почти совпадает со временем появления нового названия местности. В 1819 году началась расчистка будущей площади от ненужных строений и военных укреплений былых времен. К 1823 году Москва получила новую площадь, названную по близлежащим Варварским воротам Варварской. Во владениях церкви появился переулок, вернее, Солянский тупик, существующий и сейчас. Наш дом № 4 фактически стоит в этом тупике, а не на площади.

Как видно из плана Москвы 1852 года, составленного Хотевым, в середине XIX века по правой стороне Солянского тупика появились различные строения, по большей части деревянные. К концу века ситуация не изменилась.

На рубеже XIX-XX веков привычный вид местности стал постепенно меняться. Церковь продала часть своих владений, и практически на месте нынешнего дома № 4 появился четырехэтажный дом фасадом на улицу Солянка. По неизвестным причинам просуществовал он недолго. Остальную территорию за церковью занимал сад.

Дом на Кулишках

Наступление XX века ознаменовалось для древних Кулишек временем больших строек. В начале 1900-х годов некая Колчина (предположительно) приобрела участок рядом с церковью Всех Святых на Кулишках и начала строительство самого большого на тот момент доходного дома в бывших владениях церкви.

Архитектором дома был приглашен невероятно модный и востребованный в тот период Николай Иванович Жерихов. В 1902 году он успешно осуществил свой первый архитектурный проект - доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженке и с этих пор до самой смерти в 1916 году был признанным мастером модерна, строившим роскошные доходные дома на центральных улицах Москвы. Всего за 14 лет активной работы Жерихов построил 46 домов, основными заказчиками которых были состоятельные купцы.

Доходный дом в Солянском тупике должен был быть внушительных размеров, выбор известного архитектора модерна предполагал различные изыски, но средств, судя по всему, у заказчицы было недостаточно. Получив заказ на дом Колчиной, Жерихов столкнулся с непростой задачей совместить желаемое с реальными возможностями. Архитектору это удалось. Строительство было закончено в 1909 году.

Массивное Г-образное здание выходит на площадь торцевой стеной, практически лишенной окон и резко контрастирующей с парадным фасадом, также видным с площади. В целом оформление дома весьма сдержанно и строго, но черты модерна присутствуют и в этом творении Жерихова. Архитектор применил свой излюбленный прием, сделав слегка выступающие ризалиты, равномерно распределенные по фасадам. Они служат основным архитектурным украшением. Дополнением к ним является разнообразный декор окон.

Выделяется главный фасад, где расположен вход в здание: окна на плоскости стены и окна ризалитов отличаются по ширине и членениям. Жерихов, обильно украшавший свои здания лепниной и скульптурой (например, дом на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков или дом Вильнера на Старой Басманной), в доме Колчиной позволил себе лишь небольшую скульптурную шутку. На широком трехчастном окне четвертого этажа появляются две одинаковые маски мифологического персонажа, напоминающего бородатого Лешего.

Когда Жерихов работал над интерьерами здания, очевидно, у него было больше возможностей реализовать свои пристрастия к стилю модерн. Дом строился как жилой, никаких магазинов и контор в нем не предполагалось, поэтому из просторного парадного входа на первом этаже можно было сразу попасть в квартиры. Вход в них был оформлен арками, над каждой из которых в лепном медальоне находился лепной же номер квартиры. Один из них, с цифрой 3, сохранился до наших дней.

Широкая винтовая лестница из каррарского мрамора, плавно скругляясь на поворотах за счет ступеней треугольной формы, ведет на пятый этаж.

Но самой характерной и привлекательной деталью интерьера в стиле модерн является чугунная решетка лестницы. Она полностью сохранилась. Четкий графический рисунок решетки достаточно строг и вместе с тем очень изящен и легок. Композиционно решетка построена из секций с ритмичным повтором прямых вертикальных элементов, скрепленных в верхней части красиво изогнутой, обращенной вниз дугой. Решетка, уходя вверх, плавно повторяет все изгибы винтовой лестницы и вместе с мраморными ступенями составляет великолепный архитектурный ансамбль.

Дом на площади Ногина

Поселившиеся в новом доме жильцы вряд ли были довольны. Через два года под их окнами началось бурное строительство. На площади, справа от церкви Всех Святых на Кулишках, возвели огромное здание Делового двора, а в нескольких метрах от дома № 4 - здание гостиницы. Купцы, приезжавшие по торговым делам в Деловой двор и селившиеся в гостинице, далеко не всегда вели себя тихо и пристойно.

Вид на дом № 4 и переход в соседнее здание. Фото 1980-1985 гг.

Прошло не так много лет, изменилась страна, сменились жильцы обоих домов, изменилось и название площади. В 1924 году она была переименована в площадь Ногина в честь заместителя народного комиссара труда В.П. Ногина. Но адрес дома оставался прежним - Солянский тупик, д. 3. Церковь была закрыта в 1930 году, а ее здание передано в ведомство НКВД.

Квартиры в доме стали коммунальными. По данным mos.memo.ru, трое из жильцов дома разделили судьбу миллионов - были арестованы и расстреляны.

В послевоенное время дом перестал быть жилым. Здесь разместились Госплан РСФСР и Госкомцен РСФСР. Соседнее здание бывшей гостиницы заняло Министерство труда. Для удобства сообщения между домами в 1970-х годах был построен переход на уровне второго этажа, внизу оформленный проездными арками. Сейчас за ненадобностью переход закрыт. Предшественником НИУ ВШЭ до 1995 года был Центр информационных и социальных технологий Минэкономразвития РФ.

В 1991 году в сквере на площади Ногина был поставлен памятник славянским просветителям равноапостольным Кириллу и Мефодию, и площадь получила новое название - Славянская. Сменился и адрес дома: Славянская пл., д. 4, стр. 2. В том же году возобновились богослужения в церкви Всех Святых на Кулишках. Перед церковью установили крест новомученикам, расстрелянным здесь в 1930-е годы. Их останки были обнаружены при реставрации храма.

«У черта на куличках»

Произнося слово «Кулишки», невозможно не вспомнить выражение «у черта на куличках». Оно, как ни странно, подходит и к данной конкретной местности - бывшим владениям церкви. Как гласит предание и народная молва, черти здесь водились.

Впервые они дали о себе знать в 1660 году. Церковные сторожа по ночам слышали стоны, гудение, видели яркий свет неизвестного происхождения («дьявольское свечение»), летающие и падающие предметы - одним словом, настоящую бесовщину. Когда эти явления стали происходить и днем во время богослужений, священники церкви прибегли к длительным и упорным молитвам. Черти поутихли. Но через несколько лет, в 1666 году, на соседней улице Солянке, в двух шагах от нынешнего дома № 4, начали твориться гораздо худшие безобразия.

Почти на пересечении с Солянским проездом в XVII веке стояла женская богадельня. Опять же по ночам сначала негромко, но со временем все сильнее в богадельне стали раздаваться стоны и крики, случались даже нападения на старушек. О дьявольских проделках узнал царь Алексей Михайлович. Проверив слухи, он был вынужден им поверить и послать на битву с чертями иеромонаха Иллариона из Флорищевой пустыни. Пять недель понадобилось Иллариону для того, чтобы изгнать бесов. Мир был восстановлен.

В архиве Музея им. Щусева хранится проект реконструкции площади второй половины 1920-х годов, по которому через площадь, практически по апсидной части церкви и далее на набережную должна была пройти эстакада. Дом № 4 по этому проекту подлежал сносу. Но беда вновь миновала.

А колокольня церкви Всех Святых на Кулишках - это московская «пизанская башня». Со временем она довольно заметно отклонилась от вертикали.

Здание находится в оперативном управлении Высшей школы экономики с 1995 года.

Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта « ».

Двухэтажное кирпичное здание на высоких полуподвалах с оштукатуренным декором, построено в стиле эклектики с элементами неоренессанса начала 1880-ых годов.

Здание угловое, Г-образной конфигурации в плане. Расположено в строчной застройке квартала, ограниченного: ул. Красноармейская, ул. Чкалова, ул. Шаумяна, пер. Яновского, пр. Первомайский.

Объемно-пространственное решение представлено двумя большими объемами, которые симметричны относительно соединяющей их башни и образуют угол в 85°. Башня полукруглая в плане и слегка выступает из целого объема здания, подчеркивая острый угол улицы. Ее завершение решено сложным шатровым покрытием со средней опорой, которая образует шпиль.

Всего здание имеет пять обозреваемых фасадов: три дворовых и два равнозначно главных, поскольку доминирующая входная группа расположена в башне. Здание с западной стороны имеет пристройку, которая стилистически дублирует башню. Фасады выполнены из красного полнотелого кирпича и украшены оштукатуренным декором. Цоколь облицован песчаником.

Вертикально, пластические формы главных фасадов решены двумя слегка выступающими симметричными раскреповками, с рустованными углами (русты чередуются длинные с короткими) на первом и втором этажах. На втором этаже расположены небольшие деревянные балконы, прямоугольные в плане, с коваными ограждениями (абстрактные ажурные мотивы), увенчанными деревянными профилированными перилами. Они расположены на раскреповках и по одному между ними. Плоскость фасадов между раскреповками оформлена декоративными лопатками, обозначенными в простенках первого и второго этажей, которые в плоскости с наличниками слегка выдаются вперед. Они украшены профилированными киматиями нишами на всю глубину.

Горизонтально, пластические формы главных фасадов можно разделить на четыре уровня. Так как рельеф площадки сложный и имеет большие перепады высот, нижний цокольный уровень с востока на запад сходит на нет. Цоколь облицован отесанными модульными блоками песчаника и несколько выступает вперед, по отношению к верхним объемам здания. Оформление проемов на этом уровне очень сдержано и акцентируется лишь крупными замками, которые не выдаются вперед. Цоколь вверху обрамлен профилированной киматиями тягой. Она тянется вдоль главных фасадов, включая башню, как и все пояски, тяги и карнизы фасадов и башни. Уровень первого этажа вверху ограничен пояском и выше профилированным киматиями межэтажным карнизом, покрытым листовой сталью с цинковой пленкой. В нижней части окон этого уровня размещен небольшой профилированный подоконный карниз, который вместе с подоконной стенкой (с небольшой профилированной киматиями базой), слегка выдающейся вперед, тянется вдоль главных фасадов и башни, он также покрыт листовой сталью с цинковой пленкой. Уровень второго этажа очерчен пояском и выше венчающим карнизом. Карниз состоит из двух частей: поддерживающая представлена выносной плитой, сильно выступающей вперед, нависая над нижними элементами декора; венчающая представлена профилированной киматиями тягой. Плоскость стены между пояском и карнизом, т.е. фризовый пояс, пластически обработан двухступенчатыми нишами, которые чередуются парными простыми кронштейнами. Выступающий карниз и плоскость стены соединяются раскрепованной тягой, профилированной киматиями. В нижней части окон этого уровня размещен небольшой профилированный подоконный карниз, который вместе с подоконной стенкой, слегка выдающейся вперед представлен в виде тумбочки и покрыт листовой сталью с цинковой пленкой (с небольшой профилированной киматиями базой), в отличие от уровня первого этажа. Верхний завершающий уровень представлен маленькими аттиками над раскреповками и башней в сочетании с парапетом. Пластическая форма аттиков дублирует фриз, однако ниши здесь чередуются небольшими выступающими столбиками, которые имеют небольшую профилированную киматиями базу. Обрамление вверху представлено небольшим карнизом. Парапет выполнен в виде столбиков, повторяющих выступы на аттиках, соединенных кованными ажурными ограждениями.

Как сказано выше, доминирующая входная группа расположена в полуциркульном объеме башне. Она представлена: дверным проемом, врезанным в башню, обрамленным рустованными наличниками с замками 1/7 ширины окна, которые в плоскости с подоконной стенкой слегка выдаются вперед; полукруглыми в плане ступенями из того же песчаника; и в завершении устроена маркиза корзинного типа. Элемент заполнения исторически представлял собой дверной блок, деревянный, который состоял из коробки, двух филенчатых полотен и фрамуги.

Со стороны южного фасада, в пристройке, располагается еще одна входная группа . Она представлена: дверным проемом, врезанным в фасад, обрамленным рустованными наличниками с замками 1/7 ширины окна, которые в плоскости с подоконной стенкой слегка выдаются вперед; прямоугольными в плане ступенями из того же песчаника; и в завершении исторически была устроена маркиза корзинного типа. Элемент заполнения дверного проема, дверной блок, деревянный, который состоит из коробки, двух филенчатых полотен и фрамуги.

Оконные проемы главных фасадов прямоугольные, распределены равномерно. Ширина простенков равна ширине оконных проемов. Пропорция окон второго этажа 2,1 квадрата, а первого этажа и цоколя 1,9 квадрата. Элементы заполнения оконных проемов, оконные блоки, деревянные, которые состоят из коробки, двух створок, фрамуги и форточки.

Балконные двери стилистически дублируют заполнения оконных проемов. Они представлены: дверными блоками, деревянными, которые состоят из коробки, двух застекленных полотен и фрамуги.

Оформление оконных проемов цоколя , как сказано выше, очень сдержано. Уровень первого этажа выглядит иначе. Здесь оконные проемы с трех сторон обрамлены ступенчатыми рустованными наличниками с замками 1/7 ширины окна, которые в плоскости с подоконной стенкой слегка выдаются вперед. Оформление оконных проемов башни отличается упрошенной формой. Второй этаж более богат декоративными элементами. Оконные проемы с двух сторон обрамлены наличниками с замками 1/8 ширины окна, которые в плоскости с подоконной стенкой слегка выдаются вперед. Они украшены неглубокими расширяющимися наружу нишами. Пустую оштукатуренную перемычку, венчает небольшой профилированный киматиями раскреповывающийся карниз, который поддерживают стилизованные кронштейны. Эти элементы поддерживают лучковые фронтоны сложного профиля с пустым тимпаном, покрытые листовой сталью с цинковой пленкой под небольшим уклоном.

Оконные проемы дворовых фасадов прямоугольные, идентичны оконным проемам главных фасадов, за исключением одного полуциркульного на западном фасаде между первых и вторым этажами. Его пропорция 3,6 квадрата. Поскольку западная стена относится к соседнему зданию, окно стилистически отличается. Элемент заполнения оконного проема, оконный блок, деревянный, который состоит из коробки, трех створок и фрамуги.

Литература:

  • Боглачев С.В., Савенко С.Н. Архитектура старого Кисловодска. Пятигорск: Снег, 2012.
  • Партина А.С. Архитектурные термины: Иллюстрированный словарь. М. : Стройиздат, 1994.
  • Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности. М. : Архитектура-С, 2004 .