В квартире

Датчик контроля давления масла. Зачем нужен датчик давления масла в машине? Датчик давления масла, принцип работы

Датчик контроля давления масла. Зачем нужен датчик давления масла в машине? Датчик давления масла, принцип работы

Рабочее место пилотов Формулы-1 часто сравнивают с кабиной самолета. На рулях болидов примерно двадцать переключателей, тумблеров и кнопок. Стоимость каждого «штурвала» может доходить до 50 тысяч евро. «Мотор» отснял рули команд Ф-1 и разобрался, зачем нужны все эти кнопки и переключатели.

Статья с портала motor.ru

Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды. Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля – так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS и KERS. Для последней на руле есть как правило еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии. Для каждой трассы необходимо найти правильный баланс – KERS «помогает» автомобилю на торможениях и чересчур агрессивные настройки системы могут привести к блокировке колес.

В ходе гонок KERS редко используется на протяжении всей гонки на полную мощность, чтобы избежать перегрева. Заставить KERS работать на максимум, в случае необходимости, пилоты могут самостоятельно при помощи переключателей.

Что можно найти на руле болида Формулы-1

На большинстве рулей в удобном месте расположена кнопка подачи воды для питья в шлем гонщика. На руле Шумахера такой кнопки нет.

Основной элемент верхней части руля Формулы-1 – цифровой дисплей. В этом правиле всего два исключения – Red Bull и Toro Rosso. Выглядят цифровые табло у всех команд одинаково. Светодиодная шкала сверху – обороты мотора. На центральном дисплее отображается передача, на два боковых экрана может выводиться разнообразная информация: время на круге, время на отдельных секторах, отставание от своего лучшего результата или от соперника, уровень заряда батареи KERS и другие параметры. Сбоку расположены еще по три диода – они дублируют флаги, показываемые маршалами. Если на трассе желтые флаги – на руле загораются желтые сигналы, красные – в случае остановки гонки, голубые – если необходимо пропустить более быстрого соперника на круг.

Передачи переключаются подрулевыми лепестками, но есть еще две кнопки на передней панели, отвечающие за работу трансмиссии – это включение нейтрали и задней передачи. Наличие последней – требование регламента. Большая часть пилотов обходится без этой кнопки на протяжении всего сезона.

Руль болида Mercedes AMG испещрен цветными переключателями – так пилотам удобнее ориентироваться в гонке.

Место в центре рулевого колеса поделено между переключателями, отвечающими за работу дифференциала (их в большинстве случаев три: для настроек на входе в поворот, в средней части и на выходе), мотора (ограничитель оборотов, настройки педали газа и крутящего момента) и шин. У разных типов резины Pirelli разный диаметр. Пилот должен самостоятельно с помощью переключателя на руле дать автомобилю понять, какой тип покрышек установлен в данный момент. Это необходимо для нормального функционирования всех остальных систем и корректного отображения параметров.

Центральный элемент руля Формулы-1 – многофункциональный переключатель. Здесь можно выбрать режимы работы тех узлов, для которых не предусмотрено дополнительных переключателей, исправить возможные сбои электроники или, например, включить круиз-контроль – его команды используют для работы с аэродинамическими элементами в ходе тренировок и тестов. Дополнительные кнопки (чаще всего обозначенные как «+1» и «+10») позволяют выбрать необходимый режим работы. Запоминать все комбинации гонщику не нужно: обычно гоночный инженер пилота по радио сообщает, какой параметр необходимо выставить. Например, «Топливо, 14».

Еще одна кнопка, чаще всего обозначенная как «Ack» (Acknowledge – в переводе с английского «подтвердить») или «Acc» (Accept – «принять»), нужна для подтверждения операции.

Вид сзади
С обратной стороны руля помимо лепестков коробки передач, располагаются и «ушки» сцепления. Им пилоты пользуются только при старте и на пит-стопах. Рычага сцепления два, но отвечают они за одну и ту же функцию. Лепестки сцепления располагаются внизу. Верхние лепестки служат для выбора передачи. Правый – передача вверх, левый – передача вниз.

За функцию «подтвердить» отвечает и еще одна кнопка, чаще всего – «ОК». Используется она в том случае, если пилот не может выйти на связь, но при этом слышит инженера. Ее нажатие подтверждает, что гонщик понял, о чем сообщает инженер.

Рассмотрим руль каждой команды в деталях.

Red Bull Racing


Руль RB8 – особенный во многих смыслах. Отсутствие дисплея делает его одним из самых маленьких и легких в современной Формуле-1. Центральная панель не такая большая, на ней тесно, и даже кнопкам KERS и DRS здесь не нашлось места. Для них предусмотрены дополнительные лепестки сзади. Всего у руля RB8 их шесть.

Для трех переключателей дифференциала на передней панели также нет места. Его настройки выбираются колесиками «DIF» (1) и «C» (2). У переключателя «C» три положения, обозначающих вход, среднюю часть поворота и выход.

Мультифункциональный переключатель также выглядит нестандартно. Его роль выполняют колесико «MULT» (3) на ручке справа и тумблеры «DEFAULT» (4). Кнопка подтверждения обозначена крестиком. Еще одно колесико – «TRQ» (5), расположенное в правом верхнем углу, – отвечает за крутящий момент. В центре расположены переключатели режимов работы мотора (6 и 7), KERS (8) и сцепления (9), а также определитель типа резины.

Нажатием кнопки «FAIL» (10) пилот информирует команду о сбое, а клавишей «WARM» (11) пользуется на прогревочном круге – либо перед началом попытки в квалификации, либо перед стартом. Она активирует специальный режим работы мотора и коробки передач, который позволяет лучше прогреть резину. Кнопка «OIL» (12) обеспечивает подачу масла к двигателю из дополнительного резервуара.

McLaren


Руль McLaren выглядит аскетично. Кнопки и переключатели здесь значительно меньшего размера, чем на других рулях. Большая часть переключателей отмечена буквами. Так A (1), D (2) и H (3) отвечают за настройки дифференциала, G (4) – за работу педали газа, F (5) – за смесь топлива. Мультифункциональный переключатель C (6) – в левом нижнем углу. Кнопка подтверждения находится выше.

T (7) – радио. Кнопка N (8) в левом верхнем углу – нейтральная передача. Двойное нажатие включает заднюю. Клавиша OT (9) – означает «Overtake» (обгон). Специальный режим позволяет мотору кратковременно раскрутиться до максимальных 18000 оборотов в минуту.

Справа внизу – переключатель (10) для выбора типа резины. В нем четыре основных зоны. DRY – для сликов в сухую погоду, INT – для промежуточных шин, WET – для дождевых. При выборе режимов INT или WET автоматически загорается красный фонарь сзади – он дает возможность соперникам разглядеть автомобиль в туче брызг. Режим D+RL необходим в тех случаях, когда трасса все еще мокрая после дождя, но автомобиль уже переобут в слики. D – в данном случае это «Dry» (сухая резина), а RL – «Red Light» (красный фонарь).

Ferrari


На руле Ferrari обращает на себя внимание отсутствие кнопок DRS и KERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны. На передней панели сразу два переключателя для выбора режимы работы KERS: GHRG (1) отвечает за заряд батареи, BOOST (2) – за отдачу накопленной энергии.

На центральной панели всего один переключатель для настроек дифференциала – колесико слева DIF IN (3), отвечающее за вход в поворот. Остальные параметры дифференциала можно отрегулировать с помощью мультифункционального переключателя MF (4) в центре. Вокруг него пристроены переключатель для выбора топливной смеси MIX (5), ограничитель оборотов REV (6) и крутящий момент TRQ (7). GRP (8) отвечает за работу сцепления.

Как и у McLaren, у пилотов Ferrari есть на руле кнопка обгона – «Ov» (9). Клавиша PUMP (10) – для подачи масла. Вокруг кнопки ограничителя скорости на пит-лейн P (11) сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO (12) – режим «Burn out» для прогрева шин. START (13) пилоту необходимо включить на старте, а WET (14) – если трасса мокрая.

Mercedes AMG


На руле Mercedes AMG нет кнопки DRS – для активации системы пилоты нажимают на дополнительную педаль свободной от торможения левой ногой. KERS обозначена кнопкой BOOST (1) – на нее пилот нажимает большим пальцем левой руки. Для настроек системы рекуперации пилоты используют колесико HARVEST (2). В переводе с английского это значит «урожай» – речь идет о сборе заряда на торможениях.

За дифференциал отвечают два зеленых переключателя (3, 4) под дисплеем и колесико ENTRY (5). Красные переключатели MIX и TRQ – для выбора режимов работы мотора. Голубой переключатель в центре (6) – мультифункциональный.

Справа внизу еще один переключатель для дисплея (7). Пилот может самостоятельно в любой момент выбрать, какую информацию выводить на дисплей. Mercedes AMG – единственная команда, у которой подобная функция выведена на отдельный переключатель. BITEPOINT (8) отвечает за работу сцепления на старте: кнопкой BPF (9), которая означает «Bite Point Find» (или «найти момент сцепления»), пилоты пользуются на свободных заездах при отработке старта. В режиме BPF специальные датчики фиксируют уровень сцепления с трассой, а инженеры затем при помощи показаний телеметрии могут выбрать подходящие настройки для процедуры старта.

Кнопка SC (10) – используется при выезде на трассу машины безопасности. При нажатии клавиши на дисплей будет выведено минимально допустимое время прохождения круга. Регламент обязывает пилотов сбрасывать скорость в режиме Safety Car. Время круга рассчитывается автоматически специальной системой FIA в зависимости от положения пилота на трассе.

Lotus


Руль Lotus симметричен, в плане эргономики он выглядит одним из самых удобных. До любой из десяти кнопок, расположенных по краям центральной панели, можно дотянуться большими пальцами. Здесь наиболее часто используемые кнопки: ограничитель скорости на пит-лейн (1), радио (2), активация режима обгона OV (3) и DRS (4) обозначенная как RW («Rear Wing»), подача воды D (5), а также другие важные функции. «Box» (6) используется пилотами для того, чтобы известить команду о возвращении на пит-лейн. BB (7) – баланс тормозов. При нажатии информация о распределении тормозного усилия выводится на экран. Изменить баланс можно с помощью мультифункционального переключателя (8).

Два колесика на рукоятке справа – настройки дифференциала на входе (9) и в средней части (10) поворота. Настройки на выходе – на переключателе EXIT (11) на центральной панели – он используется значительно реже. Колесики слева отвечают за режимы сбора энергии KERS (12) и работы педали газа (13). За активацию KERS отвечают дополнительные лепестки на обратной стороне руля.

Force India


У Force India за активацию KERS также отвечают подрулевые лепестки. Включение DRS – фиолетовая кнопка «WING» (1). Четыре самые удобные позиции заняты кнопками N (2) – нейтраль, P (3) – ограничитель скорости на пит-лейн, PC (4) – подтверждение посещения пит-лейн и TALK (5) – радио.

Все настройки дифференциала регулируются при помощи колесиков на рукоятках. Слева вверху (6) – вход в поворот, средняя часть (7) – слева посередине, выход (8) – справа вверху. Еще одно колесико справа – ограничитель оборотов. Переключатели в центре: за сбор и отдачу энергии KERS отвечают зеленый (9) и фиолетовый (10) соответственно, красный (11) – крутящий момент, белый (12) – выбор типа резины, желтый (13) – мультифункциональный.

Две белые кнопки внизу WET (14) и DRY (15) позволяют пилоту быстро изменить базовые настройки с «сухих» на «мокрые» и обратно.

Sauber


Руль Sauber – единственный, рукоятки которого отделаны не резиной, а замшей – такой же материал используется на перчатках пилотов для обеспечения максимального сцепления. Остальные команды предпочитают прорезиненное покрытие.

Кнопки активации KERS и DRS обозначены как B (1) и W (2) соответственно. В удобных местах также расположены клавиши PL (3) – ограничитель оборотов и N (4) – нейтраль. Обе находятся в специальных углублениях, чтобы пилот не нажал на них случайно.

Переключатели на центральной панели: настройки дифференциала «Entry» (5) «Prel» (6) и «Visco» (7) для входа, средней части поворота и выхода соответственно; режим работы KERS – «KRel» (8) и «KRec» (9), ограничитель оборотов RPM (10) и педаль газа «Pedal» (11). В центре – многофункциональный переключатель (12), справа внизу – выбор типа шин (13).

У пилотов Sauber разнообразный набор функций на случай, если не работает радио (14). Пилот может известить команду о посещении пит-лейн кнопкой «Box», ответить «да» на сообщение инженера кнопкой «Ack/Yes» (15) или «нет» при помощи маленького лепестка «Prob/No» (16) слева. Его же нажатием можно известить команду о возникшей проблеме. С противоположной стороны на таком же лепестке с литерой D (17) запрограммирована функция «пить».

Williams


На руле Williams FW34 нет ни одного колесика. Все параметры можно отрегулировать при помощи девяти (!) переключателей на центральной панели. Центральный (1) отвечает за выбор типа резины; два голубых сверху – за настройки дифференциала на входе (2) и выходе (3) из поворота; бирюзовые – за сбор энергии (4) на батарею KERS и ее отдачу (5); настройки крутящего момента и педали газа – красные переключатели TRQ (6) и MODE (7); желтые – сцепление CLCH (8) и мультифункциональный переключатель MF (9).

Набор кнопок стандартный. На наиболее удобных позициях, как и в большинстве случаев, находятся нейтраль N/R (10), отвечающая также за заднюю передачу, и ограничитель оборотов LIM (11). На белых кнопках KRS (12) и WING (13) соответственно для систем KERS и DRS сделаны специальные выпуклости, чтобы их легче было отыскать на ощупь.

Toro Rosso


В руле STR7 легко распознать родственника руля RB8. На нем также нет дисплея. Примерно так руль выглядел на автомобиле Red Bull Racing два года назад. В отличие от старшего брата, у руля Toro Rosso кнопки DRS (2) и KERS (1) расположены спереди. Сверху – радио (3) и ограничитель скорости на пит-лейн (4). Нейтраль N (5) и задняя передача R (6) пристроены по бокам снизу.

При помощи колесиков (7, 8, 9, 10), расположенных на рукоятках, регулируются настройки дифференциала и педали газа. У каждого из пилотов свои предпочтения в назначении каждого из переключателей.

В центре – многофункциональный переключатель. Вокруг него переключатели режима работы мотора (11), KERS (12), выбор топливной смеси (13) и «FFW Adjust» (14), предназначенный для регулировки переднего крыла. Пока пилот находится на трассе, изменение угла атаки переднего крыла запрещено. Специальная система лишь помогает механикам в случае необходимости внести коррективы на пит-стопе.

Caterham


На руле Caterham, как и у Williams, сразу девять поворотных переключателей на центральной панели. Настройки дифференциала регулируются тремя переключателями ENTRY (1), MID (2), EXIT (3) слева. Отдельные переключатели для KERS (4), крутящего момента TORQUE (5), сцепления CLUTCH (6), выбора типа покрышек TYRE (7), состав топливной смеси MIX (8).

В дополнение к этому есть еще 13 кнопок, а потому многофункциональный переключатель (9) отвечает лишь за несколько не самых востребованных параметров. На нем всего четыре значения. В удобных позициях: N (10) – нейтраль, PIT (11) – ограничитель скорости на пит-лейн, KERS (12) и WING (13), отвечающая за открытие заднего крыла.

HRT


Автомобиль HRT не оснащен системой KERS. Это позволило команде автоматически избавить руль от двух переключателей и одной кнопки. На центральной панели можно изменить настройки крутящего момента TORQUE (1), сцепления CLUTCH (2), выбрать тип резины TYRE (3), регулировки мотора «Eng» (4), чувствительности педали газа «Ped» (5), и настройки дифференциала в средней части поворота «D Mid» (6). Настройки дифференциала на выходе и выходе – при помощи колесиков «D Entry» (7) и «D Exit» (8). Многофункциональный переключатель (9) расположен под логотипом.

DRS активируется кнопкой W (10), расположенной в левом верхнем углу. Рядом – кнопка радиосвязи «Rad» (11), с противоположной стороны – ограничитель скорости на пит-лейн PIT (12) и нейтраль N (13).

Marussia


Как и HRT, Marussia в сезоне 2012 года не использует KERS. На руле российской команды стандартный набор функций. Единственное серьезное отличие – сразу четыре переключателя для дифференциала. Помимо стандартных ENTRY (1), MID (2) и EXIT (3), есть дополнительный, для высокоскоростных поворотов DIFF HS (4). Помимо этого на центральной панели расположены переключатели CLU (5) – для сцепления, REVS (6) – для оборотов мотора, MIX (7) – для топливной смеси и многофункциональный переключатель MULTI (8). Колесико TRQ (9) – крутящий момент.

Кнопки «+1» (10) и «+10» (11) расположены у Marussia в верхних углах – у остальных команд они пристроены в более труднодоступных местах. Клавиша активации DRS обозначена буквой «O» (12).

Руль Айртона Сенны


Руль первого болида Айртона Сенны 1984 года. Это рулевое колесо бразилец использовал на Гран-при Бразилии 1984 года, когда дебютировал в чемпионате мира. На задней стороне находится пометка с именем «Айртон», которую сделал один из механиков. Руль продавался на аукционе отдельно от болида. Стартовая стоимость составила 12 тысяч фунтов стерлингов.

Современный руль «Формулы-1» напоминает собой штурвал самолета. Такой руль нельзя повернуть на 180 градусов, он более чувствителен и оснащен множеством дополнительных кнопок. Пилоты болидов с помощью него переключают передачи, настраивают мощность двигателя и добиваются самого лучшего результата. Подробное описание характеристик, а также фото руля «Формулы-1» вы сможете найти в этой статье.

Гоночные болиды «Формулы-1»

Гоночные болиды «Формулы-1» соединяют в себе новейшие технологии, которые позволяют разгонять автомобили до немыслимых скоростей. Управлять подобными машинами чрезвычайно сложно, а от водителей требуется максимальная концентрация. Поэтому особое внимание при разработке уделяют рулю - именно он становится своеобразным «мозгом» болида, который отдает команды всем частям машины. Во время гонки водитель должен не только следить за дорогой и соперниками, но и прямо во время движения все время настраивать автомобиль, чтобы он выдал максимально возможный результат. С помощью руля можно контролировать абсолютно все системы болида: от величины крутящего момента до переключения передач. Водители «Формулы-1» переключают передачи и сцепление именно с помощью руля, а не ручки и педалей, как в обычных машинах.

Из-за сложного устройства руля водители болидов должны быть максимально сконцентрированы и внимательны. Ведь судьба гонки зависит от скорости их реакции и умения управляться со сложным устройством. Совсем недавно помимо руля в болидах появился жидкокристаллический дисплей, который также беспрерывно сообщает и обрабатывает информацию о системах автомобиля и об окружающей среде. Возможность протестировать известный руль есть и у обычных людей: для них разработана игровая версия, которая имитирует настоящий гоночный прибор.

Устройство

Руль гоночного болида отличается от привычного всем круглой "баранки" даже внешне. По фото руля болида "Формулы-1" можно заметить, что он похож больше на игровой джойстик, чем на средство управления автомобилем. Но на то есть свои причины. Во время гонок нет надобности разворачиваться и маневрировать в пробках, поэтому и необходимость в круглой детали отпадает. Кроме того, руль болида должен быть гораздо отзывчивее и реагировать на малейшее движение пилота, а этого можно достичь только используя приспособление, аналогичное штурвалу самолета. Именно поэтому угол поворота руля в «Формуле-1» редко бывает большим. На передней его части располагается непривычно много кнопок, которые открывают доступ к управлению практически всеми деталями автомобиля.

Описание руля «Формулы-1» редко можно найти в открытых источниках. Компании предпочитают не афишировать последние разработки во избежание воровства идей. Однако в основном все рули устроены примерно одинаково и включают в себя следующие элементы:

  1. Кнопка для переключения передач. Также отдельно может располагаться кнопка включения нейтральной передачи, которая используется на пит-стопах.
  2. Баланс тормозных сил.
  3. Система управлением антикрыла.
  4. Ограничитель скорости.
  5. Многофункциональный переключатель позволяет выполнять большинство команд по управлению болидом.
  6. Система, которая повышает мощность двигателя.
  7. Кнопка связи с инженером.
  8. Кнопка подачи воды прямо в водительский шлем.
  9. Информация о сцеплении с трассой. Также ее можно передавать инженерам.
  10. Ограничение скорости.
  11. Кнопка повышения оборотов двигателя.
  12. Регулировка крутящего момента.
  13. Кнопка регулирования топливной жидкости.
  14. Настройка дифференциала для высоких скоростей или вхождения в поворот.
  15. Настройка сцепления.
  16. Синхронизация с обслуживающим персоналом. С помощью специальных кнопок водитель может дать понять, что собирается остановиться на пит-стоп.

Руль «Формулы-1» показывает, что эта деталь использует передовые технологии машиностроения для достижения самого лучшего результата.

Управление двигателем

На рулях болидов расположено более 25 переключателей, кнопок и рычагов. Стоимость подобной детали может достигать 60 тысяч евро (более 4,5 млн руб.). Управление «сердцем» машины и его основными деталями происходит с помощью многофункционального дисплея. Обычно он находится в верхней части руля. На нем расположена информация о текущих настройках машины - например, передача, время на круге, качество сцепления, количество текущих оборотов. С помощью дисплея также происходит связь с маршалами. Если гонка остановлена, на руле появляется красный флаг, и голубой, если нужно пропустить более быстрого соперника. На этот дисплей даже можно отправлять короткие сообщения, однако в гонках не злоупотребляют этой возможностью.

Небольшой рычаг в верхнем левом углу отвечает за систему рекуперации кинетической энергии, которая повышает мощность двигателя. Эту опцию нельзя использовать на полную мощность, так как мотор может просто перегреться. Но KERS часто включают на небольших промежутках, когда необходимо повысить скорость и обогнать противника. Сбоку также можно найти кнопку повышения оборотов. Она моментально доводит их до максимального значения - 18 000 в минуту. Отдельным рычажком вынесена кнопка регулировки количества оборотов и чувствительности педали газа. Ведь степень нажима на газ изменяется в зависимости от погодных условий. Если идет дождь, то педаль становится менее чувствительной, и водитель должен внести коррективы для достижения максимальной скорости.

С помощью руля «Формулы-1» возможно также корректировать качество топливной смеси. Если водителю нужно резко разогнаться, то топливо заменяется на смесь, больше обогащенную бензином, в результате чего мощность двигателя возрастает. Также у двигателя есть несколько стандартных режимов, которые изредка используются во время некоторых ситуаций. Например, для ускорения на трассе или точного вхождения в поворот. Обычно за эту функцию отвечает многофункциональный переключатель, который представляет собой рычаг посередине руля.

Управление коробкой передач

Переключение передач также осуществляется прямо на руле. Если водитель захочет включить нейтральную передачу, то ему нужно будет нажать кнопку в верхней левой части руля. Она расположена там не случайно - в этой зоне нет риска того, что водитель случайно заденет ее. По этой же причине в отдельный сектор вынесена и кнопка включения задней передачи. Ведь если водитель включит ее на полной скорости, то автомобиль выйдет из строя и может попросту разбиться, потеряв управление. С помощью руля также можно контролировать сцепление. Так как в «Формуле-1» запрещены системы, улучшающие сцепку с дорогой, при старте машины часто пробуксовывают. Для того чтобы избежать этого, на руле расположены левый и правый рычаги, с помощью которых пилот предотвращает этот неприятный эффект.

Другие функции

На руле «Формулы-1» есть специальные кнопки, которые обеспечивают быстрый переход к информации о тормозном балансе. Обычно он выводится на главный дисплей и позволяет оптимизировать тормозной процесс. Сбалансировав тормозной баланс между передней и задней осью, водитель получает лучшее поведение машины на трассе.

Также на руле расположено несколько кнопок подтверждения команд. Они дают понять команде гонщика, что тот услышал их команду. Например, есть отдельная кнопка для подтверждения сигнала о пит-стопе и о въезде на трассу безопасности. На таких отрезках автомобиль должен ехать не быстрее установленной скорости, поэтому система заранее оповещает пилота об ограничениях. Для снижения лобового сопротивления сзади предусмотрено антикрыло, и на руль также выведена кнопка управление им. Снижается сопротивление с помощью изменения угла антикрыла. Пара кнопок на руле всегда остаются свободными, и пилот может запрограммировать их по своему усмотрению.

Руль RB8

Руль болида «Формулы-1» это очень индивидуальная вещь. Нередко даже в одной команде эти детали отличаются. Описание руля «Формулы-1» показывает, что конфигурация их может быть очень разной. Каждый водитель подбирает руль индивидуально исходя из размера ладони и личных предпочтений. Одним из самых известных считается руль RB8, который является самым компактным в мире гонок. Его маленький размер обусловлен отсутствием дисплея. Да и кнопок на нем не так много: например, отсутствуют функции включения системы сопротивления и рекуперации энергии. Вместо многофункционального переключателя, на панели расположено небольшое колесико и пара тумблеров. Но есть в этом руле и кое-что интересное: дополнительная кнопка «Warm» позволяет выбрать такой режим работы двигателя, который быстрее прогреет резину. Руль RB8 подойдет самым неприхотливым и аскетичным пилотам.

Руль McLaren

Руль от «Макларен» не сильно отличается от RB8: он также оснащен только самыми необходимыми рычагами. Некоторые переключатели отвечают за настройки дифференциала, другие за отзывчивость педали газа. Также на руле можно найти кнопку включения максимального количества оборотов и выбор режима для резины. В зависимости от того, сухое, мокрое или влажное покрытие на трассе, система управления корректирует технические характеристики болида.

Ferrari

Ferrari является одним из самых известных партнеров «Формулы-1». Руль (фото см. ниже) этой компании установлен во многих болидах. Узнать его можно по известному символу, расположенному посередине: лошадь на желтом фоне, вставшая на дыбы. Руль оснащен не только кнопками и рычагами, но и дополнительными лепестками, которые расположены с задней части детали. Они отвечают за режим KERS, а также за заряд батареи и турбо-режим, в котором двигатель отдает накопленную энергию. Также у Ferrari есть специальная кнопка для обгона, которую включают в том случае, если нужно на короткий период разогнаться до максимальной скорости. Кнопка остановки на пит-стоп вынесена в самый дальний угол и дополнительно утоплена в поверхности руля, чтобы пилот не смог случайно нажать на нее. Кнопка «Burn out» отвечает за прогрев шин. На базе этого руля был создан руль для игры «Формулы-1», который с точностью копирует оригинал и позволяет геймерам насладиться гонками в реалистичном режиме.

Mercedes AMG

Руль Mercedes AMG сразу поражает обилием кнопок и рычагов. Это наиболее «укомплектованный» экземпляр среди конкурентов. У этого руля есть дисплей и всевозможный набор кнопок, которые отвечают за рекуперацию энергии, режим работы мотора, режим сцепления на старте, а также за регулировку скорости при выезде машины на трассу безопасности. Рычаги позволяют определить дифференциал, режим торможения. Интересным решением является вынос регулировки заднего антикрыла на отдельную педаль, которую пилот должен нажимать свободной левой ногой.

Lotus

Руль Lotus, может быть, и не так известен, как его предшественники, но является достойным противником. Благодаря симметричному расположению кнопок он по праву считается одним из самых удобных. На руле нет ничего лишнего: небольшой дисплей в верхней части показывает только самую нужную информацию, а до любой кнопки можно без труда дотянуться пальцами, не снимая при этом руку с руля. На «Лотусе» даже есть кнопка управления радио, что, несомненно, делает жизнь пилота чуть веселее. При нажатии на кнопку «Balance» на дисплей выводится результат тормозного усилия, изменить который можно с помощью многофункционального переключателя.

Sauber

У руля «Формулы-1» от Sauber ручки отделаны не привычной резиной, а замшей. Эта маленькая деталь позволяет пилотам лучше контролировать руль. Посередине находится многофункциональный переключатель, а по бокам от него - колесики настроек дифференциала, рекуперации, оборотов двигателя и педали газа. Также здесь есть функция подачи воды и включения радио. Если же пилоту нужно остановиться на пит-стоп, то достаточно нажать кнопку под названием «PL», которая находится в правом верхнем углу. Для общения с командой предусмотрены кнопки «Да» и «Нет», с помощью которых также можно спросить что-либо или сообщить о проблеме.

Marussia

Marussia является российским продуктом. Для снижения количества рычагов на данной модели не используется режим KERS, в результате чего пилот не получает возможности управлять мощностью двигателя. Во всем остальном руль напоминает устройства других фирм. Единственным отличием можно назвать расширенную систему управления дифференциалов, которая включает целых четыре рычага. С помощью них можно подобрать и настроить один из режимов езды: старт, завершение гонки, высокоскоростные и обычные повороты. Кнопки пит-стопа и включения нейтральной передачи располагаются не настолько далеко, как на других моделях, поэтому пилоту нужно быть аккуратным и постараться не нажать на них.

Руль «Формулы-1» для ПК

Если вы не один из пилотов «Формулы-1», но иногда вам хочется получить свою дозу адреналина, то можно использовать возможности, которые дарит нам компьютерная реальность. Автогонки на компьютере могут быть очень реальными, ведь для них давно выпускают все необходимое оборудование. Руль «Формулы-1» для компьютера позволяет максимально погрузиться в атмосферу игры и почувствовать себя настоящим стритрейсером. Цена на игровые модели меньше, чем на настоящие, но все же довольно внушительна: от 5 до 40 тысяч рублей. Помимо самого рулевого колеса, в комплект обычно входят педали газа и тормоза. Самыми известными из игровых рулей считаются Logitech G29 и Thrustmaster T300RS. С последним рулем играть в гонки «Формула-1» одно удовольствие, ведь его разработкой занималась итальянская компания Ferrari, а его внешний вид ничем не уступает настоящим гоночным деталям. Руль работает с помощью ременной передачи, благодаря чему гораздо более отзывчив и прост в управлении. Педали газа и тормоза обладают широким спектром регулировок: их можно настраивать под свое усмотрение. Главной изюминкой Thrustmaster является то, что насадки можно менять, например, заменить на руль Ferrari GT или F1.

Расшифровка руля "Формулы-1" показывает, что на нем кнопкам соответствуют следующие функции:

  • 1 - рычаги переключения передач.
  • 2 - светодиод с помощью светового сигнала показывает, в каком режиме находится игра.
  • 3 - командные кнопки, которые можно программировать на свое усмотрение.
  • 4 - манипулятор D-pad, позволяет настроить режим чувствительно руля и педалей.
  • 5 - кнопка выбора и пуска.
  • 6 - кнопка "Домой", которая используется только в Playstation.
  • 7 - кнопка переключения USB-селектора. Позволяет настроить подключение к ПК или к Playstation.

Для тех, кто хочет полной достоверности, в игровом мире существует руль Fanatec Clubsport Wheel. Дизайн данного устройства полностью повторяет настоящий штурвал болида. В верхней части расположен дисплей, а сам руль даже может имитировать работу антипробуксовочной системы. На переднюю панель руля выведены кнопки контроля тормозной системы, переключения передач, мощности двигателя. Цена на игровой руль "Формулы-1" от Fanatec зашкаливает - в полной комплектации игровой прибор может обойтись геймерам в 150 тысяч рублей. Зато он дает непередаваемый опыт, который по реалистичности не сравнится ни с одним аналогом.

Современный болид Формулы 1 является одной из самых удивительных машин, когда-либо созданных человеком. Когда вы с кем-то боретесь, колесо в колесо, как четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель на скорости 180 миль в час, вы не можете убрать руку с руля, чтобы сделать хоть что-нибудь. Каждое действие гонщика, которое ему необходимо сделать, каждый бит информации, который может понадобиться, все это должно находиться под рукой.

Руль современного болида Формулы 1, таким образом, является удивительным устройством. Это, во всех отношениях, нервный центр болида.
Это так потому, болид Ф1 имеет десятки параметров, которые можно настроить на лету, но только гонщиком. Хоть и происходит безостановочный обмен данными и с для инженерами на пит-уолл и командным штабом, гонщик имеет единоличный контроль над такими настройками, как параметры дифференциала, воздушно-топливной смеси, и изменением крутящего момента. Все эти установки могут меняться несколько раз во время гонки, или на пит-стопах. Корректировки должны быть сделаны не убирая рук с руля и взгляда с трассы, и именно поэтому современный руль болида Формулы 1 имеет около 35 кнопок и переключателей, а также небольшой ЖК-экран установлен на руль в этом сезоне. Гонщики также используют небольшие лепестки за рулем для переключения передач вверх и вниз. Это происходит более чем 4000 раз за гонку. А также, третий лепесток для включения сцепления.

ЖК-экран PCU-8D, сделанный McLaren Electronics, имеет 4,3 дюйма в ширину и разрешение 480 на 272 пикселей. Он может отображать целых 100 страниц любой информации, от оборотов двигателя и температуры масла, до текущей скорости на круге и количества оставшихся кругов. Эти параметры настраивается гонщиком или его инженером. Этот год знаменует собой переход на новую технологию, но при этом некоторые команды, в том числе Infiniti Red Bull Racing, будут использовать более простой, PCU-6D еще один сезон.

Итак, что же, в конце концов, делают все эти кнопки на руле:

  • желтая кнопка N – включает нейтральную передачу
  • белая кнопка KERS – активирует систему рекуперации энергии (добавляет мощности на короткий промежуток времени, из энергии, накопленной по ходу круга)
  • красная кнопка Talk – радио обмен с инженером
  • зеленые 10- 1+ — быстрая навигация и изменение параметров
  • синяя SC/BO – переключатель режимов машины безопасности (Safety Car) и прогрева шин (Burn Out)
  • черная Drink – подача питья
  • красная PIT – ограничитель скорости на пит-лейн
  • белая Wing – активирует систему DRS (открытие заднего крыла)
  • желтая EB – торможение двигателем
  • синяя PC –подтверждение заезда на пит-стоп
  • черная BPF — Bite Point Find (найти точку сцепления) используется для отработки старта на свободных заездах
  • Launch – включение
  • переключатели Entry Mid Exit – настройки дифференциала
  • переключатель KERS – регулировка KERS
  • RPM DEF — -многофункциональный переключатель (обороты двигателя, сброс настроек и т.п.)
  • Torque – регулировка крутящего момента
  • RPM – регулятор оборотов
  • Tyre – выбор типа резины

Вот такие органы управления расположены на руле болида Формулы 1. Рули болидов разных команд отличаются друг от друга, но основной функционал примерно одинаков для всех.

На фото выше показан гоночный руль команды Sauber C33, устанавливающийся на болиды Эстебана Гутьерреса и Адриана Сутиля, участвующих в текущем сезоне «Формулы-1».

Давайте узнаем, какую функцию несут эти кнопочки …

Желтая кнопка N: позволяет включать нейтральную с 1-й или 2-й передачи;
Вращающийся переключатель BRKBAL (баланс тормозных сил): настраивает баланс задней и передней тормозной системы;
Кнопка Black Box: сообщает команде механиков о том, что гонщик едет к питу;
Синяя и оранжевая кнопки S1/S2: их можно запрограммировать на выполнения различных функций;
Переключатель Entry: позволяет гонщику производить изменения показателей работы дифференциала;
Оранжевая и зеленая кнопки BRK-/BRK+: изменяет баланс тормозных сил между запрограммированными настройками и текущими настройками BRKBAL;
Переключатель IGN (воспламенение): отвечает за управление таймингами воспламенения топливной смеси;
Белая кнопка ACK: Отвечает за утверждение внесенных в систему изменений;
Переключатель PREL: отвечает за контроль предварительной нагрузки на дифференциал при смещении крутящего момента;
Красная кнопка Oil: перекачивает масло из вспомогательного бака в основной;
Черная кнопка BP (момент сцепления): активирует процедуру поиска момента сцепления;
Кнопка DRS (система снижения сопротивления): регулирует положение заднего антикрыла в DRS зонах;
Красная кнопка PL (пит-лейн): активирует ограничитель скорости на пит-лейне (обычно она ограничена 100 км/ч);
Черная кнопка R: отвечает за активацию голосовой связи между водителем и командным мостиком;
Переключатель SOC: контролирует уровень состояния заряда ERS-системы, когда система потребляет или генерирует энергию;
Переключатель Pedal: изменяет поведение педали газа при ее нажатии;
Переключатель Fuel: управление уровнем потребления топлива;
Черная кнопка OT: активирует различные предустановки настроек всех систем в зависимости о того, когда водитель пытается защищать свою позицию на трассе, или пытается обогнать соперника;
Переключатель Tire: сообщает центральному блоку управления о том, какой тип шин болид использует в настоящий момент;
Переключатели BBal-/BBal+: используются для точной калибровки балансного соотношения тормозной системы;
MFRS (многофункциональный переключатель): позволяет гонщику и инженерам управлять различным набором систем, функции управления которых не были назначены на отдельные кнопки. Они включают режимы работы двигателя (PERF), ограничитель оборотов (ENG), соотношение воздушно-топливной смеси (MIX), работу турбокомпрессора (TURBO), угол выхода дифференциала (VISCO), лимит режим восстановления MGU-K (BRK), лимит ускорения MGU-K (BOOST), выбор нужной системы (DASH), круиз-контроль (CC, отключается при квалификации и гонке), тип переключения (SHIFT), и смещение момента сцепления (CLU);
Белые кнопки -10/+1: позволяют осуществлять быструю навигацию внутри меню MFRS.

Как можете заметить, на руль вынесен огромный набор доступных для управления гонщиком настроек. И этот список еще не включает набор той информации, которая выводится на LCD-экран. Много информации - не всегда хорошо, поэтому каждый гонщик сам решает, какая информация будет выводится на экран и какой руль в конечном итоге использовать. Однако как говорят инженеры, наличие LCD-экрана дает водителю преимущество, так как он всегда знает, что происходит с его болидом. Что-то, что вполне возможно спасло жизнь Нико Росбергу, когда телеметрическая система его автомобиля дала сбой перед гонкой в Китае. Без получаемой от болида Росберга информации, инженерам пришлось попросить пилота для периодической самостоятельной оценки уровня расхода топлива и других данных. Гонщику команды Mercedes AMG Petronas в конце концов надоели постоянные вопросы своего технического состава и он в буквальном смысле попросил их заткнуться, потому что они мешают ему сосредоточится на гонке и выполнять свою работу, что в конечном итоге закончилось для него вторым местом на финише, когда он пересек черту сразу за своим товарищем по команде Льюисом Хэмилтоном.

Что еще можно найти на руле болида Формулы-1

На большинстве рулей в удобном месте расположена кнопка подачи воды для питья в шлем гонщика. На руле Шумахера такой кнопки не было.

Основной элемент верхней части руля Формулы-1 – цифровой дисплей. В этом правиле всего два исключения – Red Bull и Toro Rosso. Выглядят цифровые табло у всех команд одинаково. Светодиодная шкала сверху – обороты мотора. На центральном дисплее отображается передача, на два боковых экрана может выводиться разнообразная информация: время на круге, время на отдельных секторах, отставание от своего лучшего результата или от соперника, уровень заряда батареи KERS и другие параметры. Сбоку расположены еще по три диода – они дублируют флаги, показываемые маршалами. Если на трассе желтые флаги – на руле загораются желтые сигналы, красные – в случае остановки гонки, голубые – если необходимо пропустить более быстрого соперника на круг.

Передачи переключаются подрулевыми лепестками, но есть еще две кнопки на передней панели, отвечающие за работу трансмиссии – это включение нейтрали и задней передачи. Наличие последней – требование регламента. Большая часть пилотов обходится без этой кнопки на протяжении всего сезона.

Руль болида Mercedes AMG испещрен цветными переключателями – так пилотам удобнее ориентироваться в гонке.

Место в центре рулевого колеса поделено между переключателями, отвечающими за работу дифференциала (их в большинстве случаев три: для настроек на входе в поворот, в средней части и на выходе), мотора (ограничитель оборотов, настройки педали газа и крутящего момента) и шин. У разных типов резины Pirelli разный диаметр. Пилот должен самостоятельно с помощью переключателя на руле дать автомобилю понять, какой тип покрышек установлен в данный момент. Это необходимо для нормального функционирования всех остальных систем и корректного отображения параметров.

Центральный элемент руля Формулы-1 – многофункциональный переключатель. Здесь можно выбрать режимы работы тех узлов, для которых не предусмотрено дополнительных переключателей, исправить возможные сбои электроники или, например, включить круиз-контроль – его команды используют для работы с аэродинамическими элементами в ходе тренировок и тестов. Дополнительные кнопки (чаще всего обозначенные как «+1» и «+10») позволяют выбрать необходимый режим работы. Запоминать все комбинации гонщику не нужно: обычно гоночный инженер пилота по радио сообщает, какой параметр необходимо выставить. Например, «Топливо, 14».

Еще одна кнопка, чаще всего обозначенная как «Ack» (Acknowledge – в переводе с английского «подтвердить») или «Acc» (Accept – «принять»), нужна для подтверждения операции.

Вид сзади

С обратной стороны руля помимо лепестков коробки передач, располагаются и «ушки» сцепления. Им пилоты пользуются только при старте и на пит-стопах. Рычага сцепления два, но отвечают они за одну и ту же функцию. Лепестки сцепления располагаются внизу. Верхние лепестки служат для выбора передачи. Правый – передача вверх, левый – передача вниз.

За функцию «подтвердить» отвечает и еще одна кнопка, чаще всего – «ОК». Используется она в том случае, если пилот не может выйти на связь, но при этом слышит инженера. Ее нажатие подтверждает, что гонщик понял, о чем сообщает инженер.

Рассмотрим руль каждой команды в деталях.

Red Bull Racing

Руль RB8 – особенный во многих смыслах. Отсутствие дисплея делает его одним из самых маленьких и легких в современной Формуле-1. Центральная панель не такая большая, на ней тесно, и даже кнопкам KERS и DRS здесь не нашлось места. Для них предусмотрены дополнительные лепестки сзади. Всего у руля RB8 их шесть.

Для трех переключателей дифференциала на передней панели также нет места. Его настройки выбираются колесиками «DIF» (1) и «C» (2). У переключателя «C» три положения, обозначающих вход, среднюю часть поворота и выход.

Мультифункциональный переключатель также выглядит нестандартно. Его роль выполняют колесико «MULT» (3) на ручке справа и тумблеры «DEFAULT» (4). Кнопка подтверждения обозначена крестиком. Еще одно колесико – «TRQ» (5), расположенное в правом верхнем углу, – отвечает за крутящий момент. В центре расположены переключатели режимов работы мотора (6 и 7), KERS (8) и сцепления (9), а также определитель типа резины.

Нажатием кнопки «FAIL» (10) пилот информирует команду о сбое, а клавишей «WARM» (11) пользуется на прогревочном круге – либо перед началом попытки в квалификации, либо перед стартом. Она активирует специальный режим работы мотора и коробки передач, который позволяет лучше прогреть резину. Кнопка «OIL» (12) обеспечивает подачу масла к двигателю из дополнительного резервуара.

Руль McLaren выглядит аскетично. Кнопки и переключатели здесь значительно меньшего размера, чем на других рулях. Большая часть переключателей отмечена буквами. Так A (1), D (2) и H (3) отвечают за настройки дифференциала, G (4) – за работу педали газа, F (5) – за смесь топлива. Мультифункциональный переключатель C (6) – в левом нижнем углу. Кнопка подтверждения находится выше.

T (7) – радио. Кнопка N (8) в левом верхнем углу – нейтральная передача. Двойное нажатие включает заднюю. Клавиша OT (9) – означает «Overtake» (обгон). Специальный режим позволяет мотору кратковременно раскрутиться до максимальных 18000 оборотов в минуту.

Справа внизу – переключатель (10) для выбора типа резины. В нем четыре основных зоны. DRY – для сликов в сухую погоду, INT – для промежуточных шин, WET – для дождевых. При выборе режимов INT или WET автоматически загорается красный фонарь сзади – он дает возможность соперникам разглядеть автомобиль в туче брызг. Режим D+RL необходим в тех случаях, когда трасса все еще мокрая после дождя, но автомобиль уже переобут в слики. D – в данном случае это «Dry» (сухая резина), а RL – «Red Light» (красный фонарь).

На руле Ferrari обращает на себя внимание отсутствие кнопок DRS и KERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны. На передней панели сразу два переключателя для выбора режимы работы KERS: GHRG (1) отвечает за заряд батареи, BOOST (2) – за отдачу накопленной энергии.

На центральной панели всего один переключатель для настроек дифференциала – колесико слева DIF IN (3), отвечающее за вход в поворот. Остальные параметры дифференциала можно отрегулировать с помощью мультифункционального переключателя MF (4) в центре. Вокруг него пристроены переключатель для выбора топливной смеси MIX (5), ограничитель оборотов REV (6) и крутящий момент TRQ (7). GRP (8) отвечает за работу сцепления.

Как и у McLaren, у пилотов Ferrari есть на руле кнопка обгона – «Ov» (9). Клавиша PUMP (10) – для подачи масла. Вокруг кнопки ограничителя скорости на пит-лейн P (11) сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO (12) – режим «Burn out» для прогрева шин. START (13) пилоту необходимо включить на старте, а WET (14) – если трасса мокрая.

На руле Mercedes AMG нет кнопки DRS – для активации системы пилоты нажимают на дополнительную педаль свободной от торможения левой ногой. KERS обозначена кнопкой BOOST (1) – на нее пилот нажимает большим пальцем левой руки. Для настроек системы рекуперации пилоты используют колесико HARVEST (2). В переводе с английского это значит «урожай» – речь идет о сборе заряда на торможениях.

За дифференциал отвечают два зеленых переключателя (3, 4) под дисплеем и колесико ENTRY (5). Красные переключатели MIX и TRQ – для выбора режимов работы мотора. Голубой переключатель в центре (6) – мультифункциональный.

Справа внизу еще один переключатель для дисплея (7). Пилот может самостоятельно в любой момент выбрать, какую информацию выводить на дисплей. Mercedes AMG – единственная команда, у которой подобная функция выведена на отдельный переключатель. BITEPOINT (8) отвечает за работу сцепления на старте: кнопкой BPF (9), которая означает «Bite Point Find» (или «найти момент сцепления»), пилоты пользуются на свободных заездах при отработке старта. В режиме BPF специальные датчики фиксируют уровень сцепления с трассой, а инженеры затем при помощи показаний телеметрии могут выбрать подходящие настройки для процедуры старта.

Кнопка SC (10) – используется при выезде на трассу машины безопасности. При нажатии клавиши на дисплей будет выведено минимально допустимое время прохождения круга. Регламент обязывает пилотов сбрасывать скорость в режиме Safety Car. Время круга рассчитывается автоматически специальной системой FIA в зависимости от положения пилота на трассе.

Руль Lotus симметричен, в плане эргономики он выглядит одним из самых удобных. До любой из десяти кнопок, расположенных по краям центральной панели, можно дотянуться большими пальцами. Здесь наиболее часто используемые кнопки: ограничитель скорости на пит-лейн (1), радио (2), активация режима обгона OV (3) и DRS (4) обозначенная как RW («Rear Wing»), подача воды D (5), а также другие важные функции. «Box» (6) используется пилотами для того, чтобы известить команду о возвращении на пит-лейн. BB (7) – баланс тормозов. При нажатии информация о распределении тормозного усилия выводится на экран. Изменить баланс можно с помощью мультифункционального переключателя (8).

Два колесика на рукоятке справа – настройки дифференциала на входе (9) и в средней части (10) поворота. Настройки на выходе – на переключателе EXIT (11) на центральной панели – он используется значительно реже. Колесики слева отвечают за режимы сбора энергии KERS (12) и работы педали газа (13). За активацию KERS отвечают дополнительные лепестки на обратной стороне руля.

У Force India за активацию KERS также отвечают подрулевые лепестки. Включение DRS – фиолетовая кнопка «WING» (1). Четыре самые удобные позиции заняты кнопками N (2) – нейтраль, P (3) – ограничитель скорости на пит-лейн, PC (4) – подтверждение посещения пит-лейн и TALK (5) – радио.

Все настройки дифференциала регулируются при помощи колесиков на рукоятках. Слева вверху (6) – вход в поворот, средняя часть (7) – слева посередине, выход (8) – справа вверху. Еще одно колесико справа – ограничитель оборотов. Переключатели в центре: за сбор и отдачу энергии KERS отвечают зеленый (9) и фиолетовый (10) соответственно, красный (11) – крутящий момент, белый (12) – выбор типа резины, желтый (13) – мультифункциональный.

Две белые кнопки внизу WET (14) и DRY (15) позволяют пилоту быстро изменить базовые настройки с «сухих» на «мокрые» и обратно.

На руле Williams FW34 нет ни одного колесика. Все параметры можно отрегулировать при помощи девяти (!) переключателей на центральной панели. Центральный (1) отвечает за выбор типа резины; два голубых сверху – за настройки дифференциала на входе (2) и выходе (3) из поворота; бирюзовые – за сбор энергии (4) на батарею KERS и ее отдачу (5); настройки крутящего момента и педали газа – красные переключатели TRQ (6) и MODE (7); желтые – сцепление CLCH (8) и мультифункциональный переключатель MF (9).

Набор кнопок стандартный. На наиболее удобных позициях, как и в большинстве случаев, находятся нейтраль N/R (10), отвечающая также за заднюю передачу, и ограничитель оборотов LIM (11). На белых кнопках KRS (12) и WING (13) соответственно для систем KERS и DRS сделаны специальные выпуклости, чтобы их легче было отыскать на ощупь.

В руле STR7 легко распознать родственника руля RB8. На нем также нет дисплея. Примерно так руль выглядел на автомобиле Red Bull Racing два года назад. В отличие от старшего брата, у руля Toro Rosso кнопки DRS (2) и KERS (1) расположены спереди. Сверху – радио (3) и ограничитель скорости на пит-лейн (4). Нейтраль N (5) и задняя передача R (6) пристроены по бокам снизу.

При помощи колесиков (7, 8, 9, 10), расположенных на рукоятках, регулируются настройки дифференциала и педали газа. У каждого из пилотов свои предпочтения в назначении каждого из переключателей.

В центре – многофункциональный переключатель. Вокруг него переключатели режима работы мотора (11), KERS (12), выбор топливной смеси (13) и «FFW Adjust» (14), предназначенный для регулировки переднего крыла. Пока пилот находится на трассе, изменение угла атаки переднего крыла запрещено. Специальная система лишь помогает механикам в случае необходимости внести коррективы на пит-стопе.

На руле Caterham, как и у Williams, сразу девять поворотных переключателей на центральной панели. Настройки дифференциала регулируются тремя переключателями ENTRY (1), MID (2), EXIT (3) слева. Отдельные переключатели для KERS (4), крутящего момента TORQUE (5), сцепления CLUTCH (6), выбора типа покрышек TYRE (7), состав топливной смеси MIX (8).

В дополнение к этому есть еще 13 кнопок, а потому многофункциональный переключатель (9) отвечает лишь за несколько не самых востребованных параметров. На нем всего четыре значения. В удобных позициях: N (10) – нейтраль, PIT (11) – ограничитель скорости на пит-лейн, KERS (12) и WING (13), отвечающая за открытие заднего крыла.

Автомобиль HRT не оснащен системой KERS. Это позволило команде автоматически избавить руль от двух переключателей и одной кнопки. На центральной панели можно изменить настройки крутящего момента TORQUE (1), сцепления CLUTCH (2), выбрать тип резины TYRE (3), регулировки мотора «Eng» (4), чувствительности педали газа «Ped» (5), и настройки дифференциала в средней части поворота «D Mid» (6). Настройки дифференциала на выходе и выходе – при помощи колесиков «D Entry» (7) и «D Exit» (8). Многофункциональный переключатель (9) расположен под логотипом.

DRS активируется кнопкой W (10), расположенной в левом верхнем углу. Рядом – кнопка радиосвязи «Rad» (11), с противоположной стороны – ограничитель скорости на пит-лейн PIT (12) и нейтраль N (13).

Руль Айртона Сенны

Руль первого болида Айртона Сенны 1984 года. Это рулевое колесо бразилец использовал на Гран-при Бразилии 1984 года, когда дебютировал в чемпионате мира. На задней стороне находится пометка с именем «Айртон», которую сделал один из механиков. Руль продавался на аукционе отдельно от болида. Стартовая стоимость составила 12 тысяч фунтов стерлингов.

Современный автомобиль Формулы-1 - это один из самых технологически продвинутых механизмов в мире. Поэтому когда вы мчитесь на скорости под 300 км/ч, соревнуясь с такими мастерами, как Кими Райкконен или Фелипе Масса, у вас совершенно нет времени, чтобы отвлечься от руля и изменить какие-либо важные параметры управления болидом. Поэтому каждый элемент управления, каждый бит информации должен быть буквально на кончиках пальцев гонщика. Рулевое колесо современного болида Формулы-1 не имеет ничего общего с самим колесом, зато оно точно круче, чем ваш смартфон. Он представляет собой настоящий нервный центр автомобиля.

Болид имеет целую кучу параметров, которые могут быть изменены персонально водителем прямо на ходу. Конечно, инженеры команды получают всю необходимую информацию по телеметрии, но гонщик обязан иметь прямой доступ к большей части настроек, которые так или иначе влияют на ходовые характеристики болида. Такие параметры, как настройки дифференциала, состав и пропорции топливно-воздушной смеси и крутящий момент могут изменяться несколько раз по ходу одной гонки или даже круга. И все эти изменения в характеристиках болида должны быть доступны с обеими руками на руле, а глазами на трассе. Именно поэтому современный руль болида Ф-1 имеет 35 и более переключателей, кнопок, тумблеров и "крутилок". И конечно, дисплей! Как нетрудно догадаться, экранчик нужен не для настройки климат-контроля или эквалайзера. Кроме того, имеются два лепестка для переключения передач и третий для контроля сцеплением.

Экран модели PCU-8D, разработанный компанией McLaren Electronics выполнен в соотношении 4:3 и имеет разрешение 480х272. Кто-то скажет, что у его допотопной "нокии" и то круче, и окажется прав. Но этого экрана вполне достаточно для отображения более 100 страниц данных от оборотов мотора и температуры масла до времени на текущем круге и оставшегося количества кругов. В этом году в регламенте произошли радикальные изменения и многие команды вынуждены были по-прежнему использовать старую модель PCU-6D.

Руль болида Формулы-1 Sauber C33. Фото: AP

Если вы сядете в любой из серийных автомобилей, доступных в большинстве автосалонов мира, то без труда сможете разобраться, для чего нужна та или иная кнопка на руле или центральной консоли. Бывает даже так, что некоторые жалуются на перегруженность того или иного элемента интерьера кнопками. Посмотрели бы мы на вас, если бы вам дали порулить болидом Ф-1. Какую функцию выполняет та или иная кнопка, догадаться с первого раза рядовому водителю порой практически невозможно, даже если он регулярно устраивает покатушки по Мкадбургрингу на своей "Мазде Шесть".

Так зачем же нужны все эти кнопки? Фотография руля болида С33 команды Sauber, на котором выступают Адриан Сутиль и Эстебан Гутиеррес, и схема, опубликованная самими ребятами из этой команды , поможет нам разобраться в этом.

  • Желтая кнопка N: переключает коробку в нейтраль с 1-й и 2-й передач;
  • Переключатель BRKBAL (brakebalance): настраивает баланс тормозов между осями автомобиля;
  • Черная кнопка Box: подтверждает намерение пилота отправиться в боксы%
  • Голубая и оранжевая кнопки S1/S2: программируемые кнопки для быстрого доступа к запрограммированным функциям;
  • Вращающийся переключатель Entry: изменяет параметры дифференциала при вхождении в повороты;
  • Оранжевый и зеленый переключатели BRK-/BRK+: быстро меняет настройки баланса тормозов с установок BRKBAL на запрограммированные для этих переключателей;
  • Круговой переключатель IGN: настройка опережения зажигания;
  • Белая кнопка ACK: сохраняет внесенные изменения;
  • Круговой переключатель PREL: простое переключение настроек дифференциала;
  • Красная кнопка Oil: перекачивает масло из вспомогательного бака в основной;
  • Черная кнопка BP (BitePoint): запуск механизма поиска оптимальной точки сцепления;
  • Кнопка DRS: активирует систему снижения сопротивления воздуха, опуская заднее крыло;
  • Красная кнопка PL: активирует ограничитель скорости на пит-лейне, не позволяя разогнаться;
  • Черная кнопка R: активирует радио для важных переговоров;
  • Круговой переключатель SOC: управление режимом работы системы рекуперации энергии (накапливание или расход);
  • Круговой переключатель Pedal: изменяет настройки педали акселератора, позволяя менять ее чувствительность;
  • Круговой переключатель Fuel: управление расходом топлива;
  • Черная кнопка OT: активирует различные режимы производительности, помогая пилоту при обгонах и обороне;
  • Круговой переключатель Tyre: сообщает бортовому компьютеру и другим системам, какой тип резины используется в данный момент и каково состояние ее изношенности. Отдельные режимы автоматически зажигают сигнальный фонарь в задней части болида;
  • Две кнопки BBal- и BBal+ по разные стороны руля: точная настройка баланса тормозов.

Sauber C33. Фото: Sauber

Существует также MFRS, или многофункциональный круговой переключатель, который необходим пилоту и инженерам для настройки систем, которые не требуют отдельных кнопок. В их список входят: режимы работы мотора (PERF), ограничитель оборотов (ENG), пропорции топливно-воздушной смеси (MIX), настройка турбокомпрессора (TURBO), настройка работы дифференциала на выходе из поворотов (VISCO), настройка генератора мотора при торможении (BRK) и при дополнительном ускорении (BOOST), опции на передней панели (DASH), круиз-контроль (CC) (отключен во время квалификации и гонки), тип переключения передач (SHIFT), задание оптимальной точки сцепления (CLU).

Есть и белые кнопки -10/+1: они позволяют быстро переключаться между режимами, "запомненными" в MFRS.

Это лишь приблизительное описание того, что умеет делать руль. Конечно, существует еще целая тонна функций, не описанных в нашем материале. К примеру, ни слова не сказано о сотнях страниц информации, которая выводится на дисплей. И да, каким бы продвинутым ни был, в нем по-прежнему отсутствует гудок.


Sauber C33. Фото: Sauber