– Мария, как родилась идея объединить под одной обложкой два вида искусства – поэзию и моду?
– Я начну традиционно – спасибо моим родителям. Мама всегда учила меня любить и понимать искусство. Моими настольными книгами в детстве были художественные альбомы, которые она коллекционировала. Даже еще не умея читать, я могла часами рассматривать эти книги. И если обычно дети учатся читать, складывая по слогам «Мама мыла раму», то первым прочтенным мною именем было «Рогир ван дер Вейден». А любовь к поэзии мне прививал папа, и Игорь Северянин был одним из первых поэтов, с творчеством которых я познакомилась. Но к тому, чтобы писать книги (а это моя вторая работа), я шла очень долго. Как мне пришло в голову взглянуть подробнее на материальную сторону поэзии? Очень просто. Я подумала, что поэты, на самом деле, очень много и точно пишут о материальном мире, в частности, об одежде. Вот, например, Ахматова: «Я надела узкую юбку, чтоб казаться еще стройней». Понятно, что ее стихотворение не об одежде, но из него видно, что она думала о том, как одеться! И это стихотворение без описания элементов костюма было бы неполным. А вот строки Северянина из стихотворения «Кензели»: « В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом / По аллее олуненной Вы проходите морево… / Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, / А дорожка песочная от листвы разузорена – / Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый». Шуршащее платье этой дамы в стихах поэта подчеркивает ее одиночество, а остальные детали ярко показывают читателю элементы известного стиля начала XX века. Не буду раскрывать какого, об этом можно прочитать в книге.
А еще я хочу поблагодарить историка моды Александра Александровича Васильева, на курсе которого я училась, и который на самом деле дал мне путевку в жизнь, ведь именно он повлиял на это мое увлечение. Изучая теорию моды, я столкнулась с интересным фактом – женщина начала ХХ века не могла одеться и раздеться самостоятельно! Даже для того, чтобы просто затянуть корсет, ей требовалась помощь либо горничной, либо близкого мужчины. Вот почему мужчины-поэты той эпохи так хорошо были осведомлены в тонкостях женского туалета. Но не все они оперировали этими знаниями.
Поэзию я, наверное, могла бы сравнить с живописью (и когда-нибудь напишу об этом). Представьте себе, что ваш портрет решили написать разные живописцы. Работы эти получатся абсолютно разными, хоть на них и будет изображен один и тот же человек. То же самое и в поэзии. Все поэты начала XX века писали о России, но описана она по-разному, разными красками, с разными акцентами. И женщины, о которых поэты часто грезили, тоже разные. У Есенина немного трагические (в голубой кофте и с синими глазами), у Маяковского… не будем говорить какие, а у Северянина – поэтические и феерические: в муаровом платье, страусовых перьях, с боа, и леопардовым пледом… Северянин влюблялся во всех своих героинь…
– Почему главным действующим лицом Вашей новой книги стал именно Игорь Северянин?
– Работая над первой книгой, я обратила внимание на то, что Игорь Северянин – это отдельный мир: такого количества стихов, в которых упоминаются элементы моды, стилей, перечисляются фактуры тканей – нет больше ни у кого. В его стихах все – от пуговки до аэроплана. Вот он пишет: «К ее лицу шел черный туалет… / Из палевых тончайшей вязи кружев» . И мы видим красоту воспетой дамы. А вот стихотворение «В блесткой тьме», посвященное пустому светскому обществу: « В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи / В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив» (до сих пор, бывает, смотришь светскую хронику и видишь такие же лица). Так что, рассказывая о том, как выглядит человек, Северянин мог и высоко поднять его, и враз опустить…
– И все же его часто называют салонным, второстепенным поэтом…
– Он во многом был заложником своего имиджа, работал для читающей его публики, но в конце жизни (когда жил в Эстонии) стал писать совершенно другие стихи. Это было связано, в том числе и с тем, что общество потеряло к нему интерес… Одно из моих любимых стихотворений этого периода – «Поэза моих наблюдений».
– Ваша книга необыкновенно оформлена…
– Мне показалось, что раз сама книга необычна по своей задумке, то и иллюстрации должны быть ей под стать. Старинные почтовые карточки иллюстрируют совсем другой ритм жизни, отличный от современного, скоростного, но, как нельзя лучше, подходят к красочности поэзии Игоря Северянина. Мы постарались показать читателям и старинные виньетки, и красивые дарственные надписи начала века, сохранившиеся на этих документах эпохи.
– Будет ли продолжение книги?
– У меня изначально была запланирована серия изданий под общим названием «Поэзия моды». В нее должны входить три книги. Первая, которая так и называлась «Поэзия моды», рассказывала обо всей русской поэзии XX века – от Гиппиус до Высоцкого. Сейчас я готовлю эту книгу к переизданию, поскольку у меня накопилось очень много нового материала. Вторая книга – о Северянине – вышла недавно. Третьей я хочу сделать работу об Анне Ахматовой, потому что она для меня – самая яркая фигура русской поэзии ХХ века. Это – наиболее часто изображаемая женщина-поэт за всю историю мировой литературы, причем в разных техниках (она есть даже в мозаике авторства Бориса Анрепа). Я планирую, что книга будет называться «Поэзия моды. А.А.А.» – Анна Андреевна Ахматова.
В завершение хотела бы поблагодарить и весь коллектив «Московского Дома Книги» и лично Надежду Ивановну Михайлову за интерес к моей работе и поддержку проекта. В год 130-летия Игоря Северянина это особенно важно.
Цели:
Обучающая:
- дать понятие интерьера;
- ознакомить учащихся с деловым и художественным описанием помещения;
- научить учащихся описывать помещение в художественном стиле.
Развивающая:
- развитие речи учащихся;
- наполнение речи учащихся лексикой, необходимой для описания помещения (общественного и бытового).
Воспитательная:
- воспитание интереса к русскому языку.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование:
- учебник “Русский язык 6 класс” (
- распечатки текстов (Приложение 2);
- памятка “Как работать над сочинением-описанием помещения” (Приложение 2);
- мультимедийное оборудование;
- презентация к уроку (Приложение 1).
План урока
№ | Этап урока | Предполагаемое время |
1. | Организационный момент. | 1 минута |
2. | Определение понятия интерьера. | 7 минут |
3. | Ознакомление с деловым и художественным описанием помещения. | 12 минут |
4. | Ознакомление с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”. Анализ текста сочинения ученика. | 12 минут |
5. | Запись примерного плана описания помещения. | 8 минут |
6. | Итог урока. | 4 минуты |
7. | Домашнее задание. | 1 минута |
Ход урока
1. Организационный момент (записать в тетрадях для развития речи дату и тему урока, ознакомить учащихся с целями урока).
Дать понятие интерьера.
2. Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием интерьера и будем учиться описывать помещение. Давайте узнаем, что такое интерьер.
- Выполнить устно упражнение 105 учебника (стр. 56).
- Ответы на вопросы по прочитанному:
Что такое интерьер?
Какие два типа интерьера различают?
Что относится к общественному интерьеру?
Чем создается интерьер?
Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:
ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная. Различают два типа интерьера:
- общественный и жилой.
3. Знакомство с деловым и художественным описанием помещения.
Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.
Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении ).
Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения ).
Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.
В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому ярко выражено.
Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.
Текст №1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер...
(Из путеводителя)
Слово учителя:
Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната ) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.
Прочитайте текст №2.
Текст №2
Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.
Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа...Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.
(В.Крапивин.)
Вопросы и задания к тексту:
К какому стилю речи относится этот текст?
Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.
Как характеризует обстановка помещения его хозяина?
Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.
Слово учителя:
В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.
Прочитайте текст №3.
Текст №3
У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.
Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.
(В.Крапивин)
4. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.
Памятка
- Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
- Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
- Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от..., налево от..., у окна, над столом, в углу, слева от..., возле, где-то и др.
- В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
- Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок.
Текст №4
Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.
Мне моя комната очень нравится.
Вопросы для анализа:
Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.
6. Запись в тетрадях для развития речи примерного плана к описанию помещения.
План
1. Само помещение: (какое?)...
- Стены – (какие?)...
- Дверь – (какая?)...
- Полы – (какие?)...
- Окна – (какие?)...
2. Мебель, обстановка.
- Стол – (какой?)...
- Стулья – (какие?)...
- Гардероб, шкаф – (какой?)...
- Диван – (какой?)...
- Другие предметы в комнате.
3. Как предметы расставлены, в каком порядке.
7. Итог урока. Обобщение по вопросам.
Что такое интерьер?
В каком стиле можно описать помещение?
Какими средствами может быть выражено отношение автора к описываемому помещению?
8. Домашнее задание.
Собрать материалы к сочинению “Моя комната” по примерному плану.
План-конспект урока по русскому языку для 6 класса
Тема: Развитие речи. Описание помещения
Цели:
Обучающая:
дать понятие интерьера;
ознакомить учащихся с деловым и художественным описанием помещения;
научить учащихся описывать помещение в художественном стиле.
Развивающая:
развитие речи учащихся;
наполнение речи учащихся лексикой, необходимой для описания помещения (общественного и бытового).
Воспитательная:
воспитание интереса к русскому языку.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование:
учебник “Русский язык 6 класс” (
распечатки текстов (Приложение 2);
памятка “Как работать над сочинением-описанием помещения” (Приложение 2);
мультимедийное оборудование;
презентация к уроку (Приложение 1).
План урока
Этап урока | Предполагаемое время |
|
Организационный момент. | ||
Определение понятия интерьера. | ||
Ознакомление с деловым и художественным описанием помещения. | ||
Ознакомление с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”. Анализ текста сочинения ученика. | ||
Запись примерного плана описания помещения. | ||
Итог урока. | ||
Домашнее задание. |
Ход урока
1. Организационный момент (записать в тетрадях дату и тему урока, ознакомить учащихся с целями урока).Дать понятие интерьера.
2. Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием интерьера и будем учиться описывать помещение. Давайте узнаем, что такое интерьер.
Работа с учебником (стр. 92).
Ответы на вопросы по прочитанному:
Что такое интерьер?
Какие два типа интерьера различают?
Что относится к общественному интерьеру?
Чем создается интерьер?
Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:
ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная. Различают два типа интерьера:
общественный и жилой.
3. Знакомство с деловым и художественным описанием помещения.
Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.
Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении ).
Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения ).
Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.
В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому ярко выражено.
Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.
Текст №1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер... (Из путеводителя)
Слово учителя:
Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната ) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.
Прочитайте текст №2.
Текст №2
Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.
Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа...Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”. (В.Крапивин.)
Вопросы и задания к тексту:
К какому стилю речи относится этот текст?
Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.
Как характеризует обстановка помещения его хозяина?
Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.
Слово учителя:
В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.
Прочитайте текст №3.
Текст №3
У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.
Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.
(В.Крапивин)
4. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.
Памятка
Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от..., налево от..., у окна, над столом, в углу, слева от..., возле, где-то и др.
В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок.
Текст №4
Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.
Мне моя комната очень нравится.
Вопросы для анализа:
Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.
6. Запись в тетрадях для развития речи примерного плана к описанию помещения.
План
1. Само помещение: (какое?)...
Стены – (какие?)...
Дверь – (какая?)...
Полы – (какие?)...
Окна – (какие?)...
2. Мебель, обстановка.
Стол – (какой?)...
Стулья – (какие?)...
Гардероб, шкаф – (какой?)...
Диван – (какой?)...
Другие предметы в комнате.
3. Как предметы расставлены, в каком порядке.
7. Итог урока. Обобщение по вопросам.
Что такое интерьер?
В каком стиле можно описать помещение?
Какими средствами может быть выражено отношение автора к описываемому помещению?
8. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение “Моя комната” по примерному плану.
Цели:
- Обучающая : учить учащихся описывать помещение, его внутреннее пространство, характеризуя его обитателя;
- Развивающая : формировать учебные умения и навыки через составление текста описания помещения; развивать речь и мышление учащихся;
- Воспитательная : воспитывать внимательное отношение к миру вещей, которые их окружают;
Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал, презентация.
Эпиграф к уроку: “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…” (М.Рощин )
Урок сопровождает презентацией (См. Приложение 1 .)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Тема нашего урока “Описание помещения как приём характеристики его обитателя (хозяина)”, сегодня на уроке мы будем с вами учиться описывать помещение, его внутреннее пространство.
3. Вступительное слово учителя
– Помещение – тот кусочек действительности в пространстве которого чаще всего находится человек, оно постоянно его сопровождает. Это и квартира, комната, школа, класс, дача, кинотеатр, музеи, магазины, театры, Дома творчества и т.д. Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда возникает необходимость описать помещение: купили новую квартиру – она какая; пришли в театр – какое прекрасное фойе, открыли новый магазин – необычный интерьер; школа первого сентября – всё в ней ново и неожиданно. Помещение может поразить, удивить, а может и разочаровать, оно может что-то сказать об авторе и обитателе.
4. Работа с ключевым словом “интерьер”
– Каждое помещение имеет свой интерьер. С французского языка это слово обозначает “внутренний”. Этот термин пользуется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания. Различаются следующие типы интерьера: общественный, жилой, театрализованный, спортивный и т.д.
Рассмотрим домик Барби:
– Какой он? (Красивый, двухэтажный… То что находится внутри домика и будет составлять интерьер домика Барби.)
5. Работа с картиной Т.Н. Яблонской “Утро”
“Обратим внимание на интерьер комнаты на картине Яблонской “Утро”. Высокий потолок, высокая балконная дверь, окно необычной формы придают ей простор, уют, не так много предметов: деревянная кровать, стул и стол, но во всём ощущение домашности, может быть от того, что нет в комнате строго порядка: постель ещё не заправлена, на стуле лежит форма девочки, на столе кувшин, хлебница, ещё что – то, оставленные там накануне…
6. Работа с эпиграфом к уроку
– Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку: “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…”:
У писателей есть даже такой приём: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам. Через художественное описание (комнаты, кабинета, дома) автор раскрывает особенности характера героя, его привычек, занятий, показывает свое отношение к персонажу.
Работа с текстами из художественной литературы в форме игры “Кто в домике живёт?”:
Текст 1. “И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком . Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.
В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик , который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика , в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно.
– Ну, а где твои картины с петухами? Они что, тоже взорвались?
– Нет, они не взорвались. Вот, гляди. И он указал на пришпиленный к стене возле шкафа лист картона. На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок . “Очень одинокий петух”, – так называлась картина.
Вопросы к тексту :
- Кто он, этот герой? (Карлсон – маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик.)
- Какие детали интерьера (обстановки) помогают нам понять характер героя? – Какими языковыми средствами обозначены говорящие детали? (В тексте преобладают слова с оценочным значением, уменьшительно – ласкательные суффиксы берут на себя смысловую нагрузку.)
- Определите порядок следования слов, почему автор выбирает предложения типа Что? – Где?
Текст 2. Жил-был в норе под землей…. (хоббит, но имени пока не нужно называть)
Нора начиналась идеально круглой, как иллюминатор, дверью, выкрашенной зеленой краской, с сияющей медной ручкой точно посередине. Дверь отворяется внутрь, в длинный коридор, похожий на железнодорожный, но туннель без гари и дыма и тоже очень благоустроенный: стены там были обшиты панелями, пол выложен плитками и устлан ковром, вдоль стен стояли полированные стулья, и всюду были прибиты крючочки для шляп и пальто, так как хозяин норы очень любил гостей…”
Вопросы к тексту :
- Кто живет в этом помещении?
- Какие детали обстановки помогают вам понять характер героя?
(Ответ : Да, ребята, это хоббит из сказки Джона Роналда Толкиена “Хоббит, или туда и обратно”. Герой её – удивительный и трогательный народец хоббит. Во всем любит порядок и основательность. Одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое, башмаков не носят. У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица; смеются они густым утробным смехом (особенно после обеда), а обедают они, как правило, дважды в день, если получится).
Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся…
Учитель: Представьте себе: повесть “Муму” вам ещё неизвестна. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?
7. Работа над планом описательного текста
– Любое сочинение-описание пишется по плану. Составим план предыдущего текста (описание каморки Герасима).
Краткий план может быть таким:
Развёрнутый план описания может быть таким:
8. Орфографическая работа по карточкам:
Карточка 1
Вставить пропущенные буквы :
Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, п..ртер, к..ртина, п..т..лок.
Карточка 2
Прочитайте и запомните написание слов :
Письменный; зеркало, справа, слева, направо, налево, неподалёку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине.
9. Работа с памяткой
Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”.
Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок, сгруппируйте в соответствии с планом).
Примерный план описания
I. Помещение.
- Размеры комнаты.
- Стены.
- Окно.
- Полы.
II. Мебель.
- Стол.
- Стулья.
- Диван.
- Шкаф.
III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).
10. Итоги урока
– Что мы узнали сегодня на уроке? (Ответы учещихся.)
Выставление оценок.
11. Домашнее задание
– Напишите сочинение-описание помещения, включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять героя.