Теория

Кустарник дереза обыкновенная. Дереза обыкновенная в аптеке, где растет в россии

Кустарник дереза обыкновенная. Дереза обыкновенная в аптеке, где растет в россии

(Институт востоковедения РАН).

«Еврейский вопрос» в Российской империи в XIX - начале XX вв.:

попытки его решения: властью, обществом и еврейской общиной.

1. Репрессивная интеграция.

2. Попытки властей реформировать иудаизм.

3. Реакция еврейской массы на политику правительства.

Одним из наиболее важных законодательных актов в отношении евреев за весь период был «Устав рекрутской повинности и военной службы евреев» (1827). По оценке того же Станиславского, по этому Уставу с 1827 по 1854 гг. было призвано около 70 тысяч евреев, около 50 тыс. из которых составляли несовершеннолетние, так называемые кантонисты. По его подсчетам, в николаевскую эпоху было крещено ок. 30 тыс. евреев, из которых лишь ок. 5 тыс. приняли православие добровольно. Рекрутский набор был связан не с военными обстоятельствами, а рассматривался как наиболее эффективный путь «просвещения» и «исправления» через крещение. В кантонисты набирались так же дети польских дворян, после восстания 1831 г. и дети деклассированных элементов. Формально рекрутский устав разрешал еврею и в армии исповедовать свою веру. Но на деле нередко было иначе. Малолетних для того и брали в рекруты, чтобы легче было их сломить. Специальных батальонах и частях для малолетних –школах кантонистов еврейские мальчики оказывались в чуждой и враждебной им среде. Им доставалась за незнание русского языка , за отличия в вере и обычаях. Нередко запрещалось переписываться с родителями, отнимались иудейские молитвенники. Не разрешали говорить и молиться на родном языке. Рекруты, призванные в армию с восемнадцати лет и старше еще могли постоять за себя и свою веру. Детям же было значительно труднее. Их принуждали к переходу в православие, а упорствующих безжалостно истязали. До нашего времени дошло немало воспоминаний бывших кантонистов о тех жестоких и бесчеловечных временах. Мнение Й. Петровского-Штерна, пытавшегося подвергнуть переоценке трагическую историю детей-мучеников вряд ли может быть принято. В одном из народных еврейских преданий рассказывается как однажды на Волге, около Казани собрались в один день окрестить несколько сот еврейских мальчиков-кантонистов. Местное начальство и духовенство в полном облачении расположилось на берегу реки. Стройными рядами стояли дети. Наконец, подъехал сам царь Николай I и приказ детям войти в воду. «Слушаем, Выше Императорское Величество!», - воскликнули все они и дружно прыгнули в реку. Но ни один из них не вынырнул на поверхность. Все дети добровольно утопились. Вместо крещения, они заранее договорились покончить с жизнью, умереть ради своей веры. Совершили «ал кидуш ха-Шем»-осветили Имя Всевышнего», как делали в древности и средневековье в эпоху гонений в разных странах их единоверцы. Они приняли страдания и мученическую смерть во имя веры в Бога и верности предписаниям иудаизма. При крещении обычно давали имена крестных отцов, часто так же и их фамилии. В результате Есель Левиков становился Василием Федоровым. Мовша Пейсахович - Григорием Павловым, Израиль Петровицкий –Николаем Ивановым и т. д..И когда просматриваешь эти бесконечные перечни, писал Саул Гинзбург, невольно является мысль: сколько еврейской крови влито было в русский народ, и как много среди нынешних Ивановых. Петровых, Степановых имеется потомков еврейских детей, которые когда то были насильственно крещены.

Малолетние рекруты набирались прежде всего из неимущих и невлиятельных слоев еврейской общины. Для выполнения рекрутского набора кагальные лидеры образовали институт хапперов («ловчиков»)-специально подобранных людей, которые за деньги занимались похищением детей и сдачей их в армию. Рекрутская политика самодержавия привела к трагическому хаосу в еврейских общинах, резкой потерей влияния и авторитета кагальных руководителей.

Евреи, пытались оказывать сопротивление рекрутским наборам, кроме самоубийств, было активно распространено членовредительство, побег и традиционные способы поведения: посты, молитвы, а так же и взятки чиновникам. Рекрутчина оставила травматический след в исторической памяти народа.

Другим важнейшим актом николаевской эпохи по отношению к евреям стало Положение 1835 г. окончательно установившее внешние границы черты оседлости. В тех границах «черта» просуществовала до Первой мировой войны. Важным аспектом этого Положения стало вмешательство властей в процесс выбора раввина и превращение их, по сути в государственных чиновников. Принятый в 1836 г. Закон о еврейских типографиях, согласно которому были закрыты все еврейские типографии, кроме двух в Вильно и в Житомире, означал дальнейшее наступление правительства на традиционное еврейское общество. Все еврейское книжное дело было подчинено государственной цензуре .

В 1844 г. были учреждены казенные школы для евреев. Эти учебные заведения должны были воспитать новое поколение евреев, верных русской культуре, царю и отечеству. Новые школы встретили серьезное противодействие со стороны административных и духовных лидеров еврейских общин. В эти »еретические» школы шли прежде всего дети из бедных семей, не имевших в кагалах никакого влияния. В последние годы николаевского царствования просветительные идеи стали идеологией не только части интеллектуальной элиты, но и определенной части неимущих слоев. Новые учебные заведения сыграли значительную роль в распространении просвещения и формирования т. н. светской русско-еврейской интеллигенции. Поддерживаемые правительством еврейские просветители являли собой серьезную угрозу традиционному порядку. Маскилим получили новую поддержку в лице евреев –первых выпускников русских гимназий и университетов. Она разделяла взгляды властей на необходимость реформирования быта и религии своих единоверцев. По инициативе С. Уварова в Россию был приглашен выпускник немецкого университета раввин М. Лилиенталь, который должен был возглавить реформу иудаизма в России. Вслед за ним должны были прибыть еще десятки реформистских раввинов. Однако его деятельность, как и весь проект не был реализован.

В том же 1844 г. были отменены кагалы. Система общинного самоуправления была ликвидирована. Кроме того, евреям было предписано носить европейскую одежду. Они обязаны были взять себе фамилии и т. д. Союз между властью и еврейскими просветителями представлял наибольшую опасность для традиционного уклада еврейской жизни. Он вызвал усиление оппозицию режиму у значительной части еврейских масс. Противоречия, существовавшие между хасидизмом и его противниками миснагдим стали отходить на второй план. Более того, недавние, казалось непримиримые противники стали объединиться для борьбы со сторонниками просвещения. Политика Николая I по отношению к русскому еврейству, как пишет Станиславский, оказалась в целом репрессивной и дискриминационной. И она не может быть названа успешной. Вместе с тем одним из важнейших следствий этой политики явилось разрушение изолированного состояния еврейской общины. С замкнутым существованием евреев на задворках России было покончено. Уже в конце николаевской эпохи евреи оказались втянутыми в бурлящий поток российской жизни и политики.

Эпоха Великих реформ.

1. Политика выборочной интеграции.

2. Отношение еврейского сообщества к крещению.

3. Возникновение и особенности русского антисемитизма .

В годы либеральных реформ Александра II изменилась и политика по отношению к евреям. Она проходит по лозунгом «сближения и слияния», хотя маскилим и правительство вкладывались в него нередко различный смысл. Вместе с тем цели и мировоззренческая основа в «еврейской полит - ике» остались прежними, она перестала носить репрессивный характер, насильственный характер. Власти переходят к поощрительным мерам, главной из которых стали отмена черты оседлости для «продуктивных», с точки зрения властей, слоев еврейства: 1859 г.- для купцов 1-й гильдии, 1861 г. для евреев с высшим образованием, 1865 г.- некоторым категориям ремесленников. Таким образом, проводилась, как отмечает Беджамин Натанс, политика «выборочной интеграции». Получили возможность вернуться к иудаизму доказавшие через суд насильственный характер своего крещения николаевские солдаты. Несмотря на выборочную интеграцию евреев в российское общество, лишь крещение открывало в большинстве случаев возможности для полноправия: занятия государственных должностей и продвижения по службе, позиции в высших учебных заведениях и т. д. Признавался лишь церковный брак, и от одной из сторон (не христианина - /иудея/ки) требовалось креститься. Иудей/ка, мог вступить в брак с лицом иной веры, не отказываясь от своей религии, лишь на язычнике/це.

Еврейская община и семья обычно порывали все отношения с выкрестами. Главный герой одноименного романа «Тевье-молочник»- классика еврейской литературы Шолом-Алейхема вынужден порвать отношения с одной своих дочерей Хавой, крестившейся, чтобы выйти замуж за христианина писаря Федора:

»Встань…жена моя, разуйся и сядем на пол –траур справлять по заведу Божьему. Господь дал, господь и взял»…Пусть нам кажется, что никогда Хавы и не было…Наказал я в доме, чтобы имя Хавы никто не смел упоминать, - нет Хавы!».

Так, например, случилось с известным еврейским историком Ш. Дубновым, который полностью порвал отношения с дочерью Ольгой вышедшей замуж за социал-демократа М. Иванова и связи с этим вынужденной совершить неизбежную в этих случаях формальность - креститься. Подобную драму пережила несколько ранее семья известного мыслителя Ахад Гаама, дочь которого Рахель (Роза) вышла замуж за русского писателя, члена партии социалистов-революционеров М. Осоргина.

Моисей Кроль () – известный еврейский общественный деятель, народоволец, политический ссыльный и этнограф в своих воспоминаниях воспроизводит симптоматичный диалог. От имени управляющего делами Комитета министров Кролю одним из подшефных министра Н. Патерсоном было сделано предложение работать в штате канцелярии при условии, если Кроль креститься:

»Не иначе?-спросил я его иронически.- Вы знаете,-продолжал Петерсон тоном сочувствия, - что в настоящее время принять еврея на государственную службу совершенно невозможно.- Но стоит мне только креститься, как я стану совершенно другим человеком, не правда ли?-Конечно, нет, - признался Петерсон, что делать, когда власти требуют выполнения этой формальности. Разве вы так религиозны? –Конечно, нет! - Что же вас может удерживать от крещения? Для вас этот обряд не должен представлять никаких неудобств. Это вроде того. Что вы меняете пиджак на фрак». Его наивный цинизм и полнейшее непонимание всей низости предлагаемой мне сделки с совестью меня прямо обезоружили. Я рассмеялся и сказало ему:»Нет, Николай Петрович, Я очень люблю свой пиджак и не променяю его на самый лучший фрак в мире…Моя работа при канцелярии Комитета министров была закончена».

Дубнов открыто выступил с резким осуждением той части еврейской молодежи, что приняла крещение. Подавляющее число из новообращенных составляли молодые люди, стремившиеся таким образом обойти процентную норму и беспрепятственно поступить в высшие учебные заведения и сделать карьеру. Нельзя не отметить, что многие выкресты были атеистами , и этот шаг не нес для циничных молодых людей по существу никакого морального значения. Некоторые из переходили не православие, а протестантство –что в процедурном отношении было значительно проще. Вместе с тем переход сотен молодых евреев в другую веру, несомненно, свидетельствовал о кризисе традиционных иудейских ценностей в 1900-е годы. Свое письмо, опубликованное летом 1913 г. в журнале «Новый восход» Дубнов назвал «Об уходящих» («Декларация о выкрестах») Он призывал общество установить определенное отношен6ие к ренегатам:»Кто отрекся от своей нации, заслуживает того, чтобы нация от него отреклась». Он обращался особенно к тем, кто еще колебался. Их призывал:

»Вы стоите на пороге измены. Остановитесь, одумайтесь! Вы приобретае гражданские права и личные выгоды, но вы навсегда лишитесь великой исторической привилегии - принадлежать к нации духовных героев и мучеников».

Однако, несомненно, и то, что мало кому это обращение помешало исполнить задуманное. Еще ранее в 1911 г. известный публицист и один из лидеров сионистского движения в опубликовал статью на ту же тему, под характерным названием «Наше «бытовое явление».

Действительно с 1907 г. согласно отчетам обер-прокурора Синода, только в православие из иудаизма перешло: в 1908 гчеловека; 1; 19; в 1; в 1; в 1человек. Далеко не для всех этот акт был простой формальностью. Студент историко-филологического факультета С. Петербургского университета Cоломон Лурье в будущем известный историк античности на крещение решился под сильным нажимом отца, воспитавшего сына атеистом, чуждого какой-либо религиозной веры. Крещение позволило Лурье остаться при университете в качестве «профессорского стипендиата». Тем не менее его не оставляло чувство вины. В одном из писем студент Лурье откровенно заметил своему адресату :»Крещение, во всяком случае, если не подлость, то гнуснейший из компромиссов».

Исследовавший это явление, Анатолий Иванов тем не менее преувеличивает, когда утверждает, что в этот период иудаизм как фундамент еврейского сообщества стремительно терял своих адептов среди еврейской интеллигентной молодежи. Вместе с тем он очевидно прав, когда отмечает, что для евреев-студентов в российских высших учебных заведениях иудаизм перестал быть главнейшим фактором национальной консолидации . Однако не следует упрощать процессы, которые происходили в еврейском обществе в период, последовавший после первой русской революции вплоть до Первой мировой войны. Наряду с «уходом» происходило и «возращение» к своему народу. Еврейское сообщество особенно в Восточной Европе все более осознавало себя не только и не столько религиозной общиной, а народом. В 1897 г. об этом же в Западной Европе заявил и Теодор Герцль своей книге «Еврейское государство»:»Мы - народ, единый народ». Для Западной Европы это заявление носило характер революционного вызова.

Однако условиях усиления секулярных тенденций в российском обществе, и еврейском в частности, возвращение шло подчас не только через традицию «баал тшувы»-возврата к иудаизму, но на светском поприще: возникновением интереса к духовным ценностям своего народа, сопереживание и сострадание к его тяжелым духовным и физическим страданиям. Один из лидеров Бунда - Еврейской социал-демократической рабочей партии впоследствии известный как «легенда еврейского рабочего движения» Владимир Медем, родившийся в семье занимавшего высокое положение военного врача, вспоминал своем детстве и юности, о возвращении к своему народу. Эти воспоминания столь искренни и непосредственны, что мы взяли на себя смелость привести обширный фрагмент из них:

Хотя я был самым младшим именно мне довелось стать первым христианином в нашей семье. Когда я родился (июль 1879 г.) мои родители решили:»Мы достаточно настрадались из-за нашего еврейства. Пусть нашему самому младшему не будут знакомы эти страдания». Я был крещен в православной церкви, … хотя сами родители еще достаточно долго оставались евреями….Но фактически мой отец стал христианином раньше, чем он принял сам обряд крещения. В нашем доме соблюдались все церковные праздники… Когда мне было пять лет я впервые оказался в церкви. Это оставило сильное впечатление: священные картины, мерцающий свет свечей, окутанные тайной обряды, вибрирующий бас протодьякона, поющий хор … Когда я подрос, мои религиозные чувства …начали рассеиваться. Когда я учился во втором классе гимназии, я начал развивать у себя критические взгляды. Последние годы моего пребывания в гимназии, круг моего общения незаметно становился все более еврейским… В 1897 г. я был принят в Киевский университет… Я начал заниматься политэкономией …и узнал о Бунде. Кроме того, что я изучал Маркса, я решил изучить иврит. Но мой интерес к ивриту был скорее литературный, чем еврейский… Я хотел читать Библию в оригинале…Дома во время летних каникул, мне не составило труда найти себя учителя. Митче - мальчик, что жил в нашем дворе, согласился обучать меня в обмен на уроки русского языка…. Он учил меня алфавиту и произношению..Но я подозревал, что Митче сам не слишком хорошо понимает, чему он меня учит…Я так никогда и не выучил иврит, но я получил нечто иное: я изучил алфавит –получив ключ языку идиш…Различными путям и по различным причинам я начал поворачиваться к еврейству. Здесь, я должен упомянуть мою дружбу с Исааком Теуминым, человеком значительно старше меня …он участвовал в еврейском рабочем движении…Он…происходил из традиционной еврейской семьи, знал и любил еврейскую жизнь. Это любовь передалась мне. Это было в Минске…На Йом кипур Теумин взял меня в синагогу. Я хорошо запомнил этот вечер. Я бродил по улицам…лавки были закрыты, улицы пусты и безлюдны…Необычная тишина была в городе. Ощущалось, что именно этот день отличался от всех других. Позже, Теумин и я отправились в синагогу. Я и прежде бывал в синагоге…Но впервые я оказался в старинной синагоге…я ощутил присутствие новой, до сих пор неведомой атмосферы во всей своей неповторимости и очаровании. Это все отличалось от того, что было в русской церкви. Там большая масса людей пребывала в тишине, спокойствии и печали и только священник и хор говорили и пели от имени общины, говорили и пели в красивых, гармонических и сдержанных тонах. Но здесь, я оказался посреди бурлящего, кипящего моря. Сотни и сотни молящихся были поглощены молитвой и каждый молил Бога во весь голос, со страстной настойчивостью. Сотни голосов восходили к небесам, каждый за себя, без какой-либо согласования, гармонии. И все они проистекали вместе в один потрясающий звук. Не приходится и говорить насколько все это было странно для западного уха, но производило глубокое впечатление и обладало необычной красотой страстного массового чувства. Затем мы отправились в другой, еще меньший по размерам молельный дом.… И здесь, так же я оказался в окружении сотен голосов. Но один голос – голос старого седого кантора – сам поднимался и рвался вверх над шумным ропотом масс. Это было ни пение, ни молитва, а именно плач, который вызывал обжигающие слезы исстрадавшегося сердца. И здесь не было ничего от торжественности или размеренной гармонии христианской молитвы. Это было поистине восточная страстность истрадавшейся души, голос из седой древности, которая плачет и молит Бога. И в этом проявлялась великая красота…Несомненно, еврейская рабочая среда сильно повлияла на меня….постоянная связь с евреями и еврейской жизнью иудаизировала меня…Еще свежи мои памяти воспоминания, когда я шел по еврейским улицам, нищим маленьким переулкам с их крохотными домиками. Это была пятничная ночь…субботние свечи горели в каждом доме…я до сих пор помню то неповторимое очарование этой ночи…и я почувствовал в себе романтическую связь с еврейским прошлым; ту теплоту и ту сокровенную близость, которую ощущаешь только именно своему прошлому…И когда настал тот момент, когда в полной мере и бесповоротно я осознал себя евреем? Трудно сказать. Но я знаю, когда я был арестован в начале 1901 г. жандарм дал мне заполнить вопросник, я под пунктом национальность, записал «еврей».

Бурное развитие в России капитализма дало евреям новые возможности занятости. Среди финансово-промышленной элиты страны появляются имена банкиров Гинзбургов, железнодорожных магнатов Поляковых и др. Тысячи евреев поступают учиться в русские университеты, а по их окончанию расселяются по всей стране, составляя заметный процент среди лиц «свободных профессий».

Вместе с тем, конец этой эпохи ознаменовался усилением антиеврейских настроений в русском обществе. В условиях неравноправного существования, евреи сохраняли обособленный сохраняли обособленный характер своей общественной и культурной жизни, что, наряду с успехами отдельных еврейских кругов в экономической сфере и наплыва еврейской молодежи в средние и высшие учебные заведения, способствовало распространению всякого рода мифов о «еврейском заговоре». Зарождается русский антисемитизм, в котором миф о всемирном еврейском заговоре играет занимает важное место. Идеологом русского антисемитизма, как отмечает Д. Клиер, был И. Аксаков. Демонизация Талмуда и кагала в его публицистике играет важную роль.

Антиеврейские настроения в русском обществе достигли апогея после убийства Александра II и вылились в погромы гг.

Эпоха реакции.

1. От интеграции к сегрегации.

2. Процесс Бейлиса.

3. Реакция еврейского населения.

Если до 1880-х гг. правительство стремилось к общественной интеграции евреев, то в поздней имперской России оно перешло на позиции государственного антисемитизма. Погромы начала 1880-х гг. стали одним из переломных моментов в истории евреев России. С них начинается новый поворот к репрессиям в еврейской политике властей. Принятые «Временные правила» (1882) по сути отказывались от интеграционного направления имперской политики в еврейском вопросе. Основной идея этих «правил» базировалась на принципе сегрегации, сведению до минимума, любых контактов между еврейским и христианским населением. По этому закону и сокращалась черта оседлости, запрещалось проживание евреев в сельской местности, запрещалось торговать в воскресенье и христианские праздники. В связи с тем, что мелкая торговля в деревнях черты являлась основных источником существования, новый закон лишил средств к жизни значительное число евреев.

Кровавые погромы (особенно печально знаменитым стал Кишиневский погром 1903 г. и погромы во время революции гг.) и кровавый навет –«дело Бейлиса гг.) стали отличительной особенностью российской жизни в начале 20 в. Принятые правила о «процентной норме» 1887 г. допуска евреев в гимназии и высшие учебные заведения способствовали радикализации еврейской молодежи. За всю историю царской России евреям так и не было разрешено служить на государственной службе, быть офицерами в армии (на эти должности принимали только выкрестов).

Усиление социально-политического гнета вынуждает многих евреев покинуть пределы империи: идет массовая эмиграция евреев в Северную Америку и Южную Америку , Палестину, европейские страны. В еврейском обществе появляются и усиливаются секулярные тенденции. Евреи сами пытаются решить «еврейский вопрос». Обнищание и политика дискриминации ведут к сильнейшему общественно-политическому брожению в среде евреев. Большую популярность приобретает сионистское движение, в 1897 г. создается еврейская социал-демократическая партия Бунд, в 1905 г. Союз для достижения полноправия еврейского народа в России. Еврейские либеральные партии и движения принимают активное участие в выборах в Думу и им удается провести своих представителей в первый российский парламент.

Процесс Бейлиса – самый громкий из всех ритуальных процессов в России и мире в XX в. Вердикт о невиновности Бейлиса был принят большинством голосов присяжных. Те же присяжные ответили положительно на вопрос о том, носило ли убийство христианского юноши ритуальный характер, что создавало прецедент для организации ритуальных процессов в будущем.

Во время Первой мировой войны евреи были официально обвинены русскими властями в пособничестве врагу, а в 1915 г. русская армия осуществила ряд массовых выселений евреев из прифронтовой полосы (было выселено не менее 200 тыс. евреев). Парадоксальным образом, именно переполнившие губернии «черты оседлости» выселенцы и беженцы-евреи, а так же давление международного общественного мнения, стали причиной частичной отмены «черты» в августе 1915 г. Однако евреям по-прежнему запрещалось жить в столицах и некоторых других местах. Окончательно же все наложенные царским правительством ограничения на евреев были отменены сразу после февральской революции 1917 г.

В результате раздела Речи Посполитой в 1772 году под власть Российской империи попали евреи, проживавшие на территориях Белоруссии. Их было около 50 тысяч. Отношение к ним новых властей было благожелательное.

Российские власти стали рассматривать евреев как отдельное сословие. К примеру, они должны платить одинаковый налог, отличный от ставок как для крестьян, так и для купцов - 1 рубль с души в год (меньше, чем у купцов, но больше, чем у крестьян).

Новые власти восстановили широкие полномочия кагала, урезанные в Польше в 1764 году, т.е. еврейского общинного самоуправления. Эта мера объяснялась тем, что власть стремилась поскорее найти эффективного агента для управления новыми, во многом странными для неё подданными. В стремлении компенсировать собственную бюрократическую слабость власти предпочли восстановить самоуправление евреев, а не отдать контроль над ними местным христианским элитам.

Ряд важных законодательных мер в отношении евреев явно отрадал дух просвещённого абсолютизма Екатерины II. Так, по просьбе евреев Шклова в 1787 году Екатерина запретила слово «жид» как оскорбительное и приказала заменить его в официальных документах словом «еврей». Этого власти с тех пор неизменно придерживались.


Особенно важен указ Екатерины II от 1780 года, тоже изданный по просьбе самих евреев. Указ предписал всем евреям приписаться либо к купеческому, либо к мещанскому сословию, после чего они должны были пользоваться всеми правами и привилегиями этих сословий наряду с их христианскими членами.

Это положение противоречило не только польским обычаям, но и вековым традициям Магдебургского права, которое запрещало евреям вступать в ремесленные и купеческие корпорации. Если учесть, что «Патент о толерантности», дарованный Иосифом II евреям Богемии и Моравии, датирован 1781 годом, то пионерский характер указа Екатерины II вполне очевиден.

Слабость указа 1780 года состояла в том, что он предполагал, что все евреи соответствуют именно этим двум категориям - купцам и мещанам, в то время как значительная их часть жила в местечках, не имевших городского статуса. Этот недостаток указа был бы вполне преодолим, если бы число евреев в России не выросло радикальным образом в результате последующих разделов.

Богатые евреи, приписавшиеся к купеческим гильдиям, оказались в 1780-е годы в выигрышном положении по сравнению с остальными купцами. Сенатский указ 1782 года разрешал купцам-евреям, когда того требовали коммерческие интересы, переезжать из одного города в другой, в то время как имперское законодательство запрещало купцам и мещанам покидать города, в которых они были прописаны.

Очень быстро власти столкнулись с типичной реакцией на эмансипаторские меры в отношении евреев, а именно с сопротивлением и протестами христианского населения. Во всех подобных ситуациях по всей Европе как в XVIII, так и в XIX веке правительства первоначально уступали протестам христиан и сохраняли дискриминационные меры в отношении евреев. В России, несмотря на протесты христиан, власти не отменили закона, по которому евреи могли избрать и быть избираемы в местные магистраты. Жалованная грамота городам 1785 года подтвердила право евреев входить во все шесть предусмотренных грамотой разрядов городских жителей, избиравших городскую думу.

В этот непродолжительный период 1780-х годов правовое положение евреев в Российской империи было лучше, чем где бы то ни было в Европе.

Элита евреев, попавших под власть Романовых, переживала в 1770-80-е интенсивный процесс аккультурации, сравнимый с процессами в среде маскилов в Германии. Лидеры еврейской общины активно развивали контакты в среде русской аристократии, получали прибыльные подряды, и благодаря своему богатству и связям, пользовались значительным влиянием.


«Красной линией» отделивший прежнюю свободную жизнь евреев от системы государственных гонений стал императорский указ от 23 декабря 1791 года, в котором купцам-евреям запрещалось проживать и приписываться к купеческим гильдиям за пределами Белоруссии. Но было пока оставлено исключение: кроме появившейся черты оседлости, купцам-евреям дозволялось приписываться к купцам в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск) и Крыму. Основанием для такого указа стала жалоба московских купцов, просивших их оградить от конкурентов-евреев.

«Они торговали на своих квартирах или на постоялых дворах качественными товарами германских фабрик, - писал историк Феликс Кандель. - Разносили их по домам и продавали по более низким ценам, чем местные торговцы. И тогда московские купцы пожаловались властям - в «интересах торговли», а отнюдь не из какого-либо к ним (евреям), в рассуждении религии, отвращения или ненависти».

Перемена отношения к евреям Екатерины II именно в 1791году имело объективные причины. На неё итоги Великой французской революции произвели гнетущее впечатление. 27 сентября 1791 года на рассмотрение Национального собрания Франции повторно было внесено предложение о равноправии евреев, которое до того уже было отвергнуто. На этот раз Национальное собрание проголосовало за права евреев, и в сознании российской императрицы эти два факта трагическим образом объединились: падение монархии и получение евреями равноправия.

В 1794 году практика дискриминации евреев была продолжена - на них был введён двойной налог. Он был объявлен как временный, но впоследствии оставлен как постоянный.

Но и эти положения пока оставались посильными для евреев. Так, после изгнания купцов-евреев из Москвы им было позволено уехать в Петербург. В 1802 году купец Ноткин и его единоверцы основали в Петербурге еврейское похоронное братство, которое официально получило землю для еврейского кладбища (там Ноткин и был похоронен в 1804 году). А Иуда Лейба Невахович, автор первого литературного произведения, написанного евреем по-русски, в 1803 году писал, «как евреи благодарны правительству за благодеяния в отношении евреев, и наше положение в империи благоприятнее, чем где-либо в Европе».

После разделов Речи Посполитой в конце XVIII века в состав Российской империи вошли территории, на которых в течение нескольких веков проживали евреи. Согласно переписи населения 1897 года, еврейская община насчитывала 5 с лишним миллионов человек, живших в пределах учрежденной Екатериной II черты оседлости. Именно это территориальное ограничение проживания еврейского населения предопределило их дальнейшее компактное расселение в штетлах или местечках. Предложенная деятелями прусской Хаскалы (просветительского движения) идея необходимой европеизации евреев и интеграции их в общественные структуры («немцы Моисеева закона») привела к формированию основ национальной идентичности и проектам создания независимого еврейского государства.

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.В обществе сложилось мнение, что евреи лишились лояльности к государству

Движение за национальную идентичность и равноправие сформировал в Пруссии в середине XVIII века философ Моисей Мендельсон, выдвинувший идеологию «все права как гражданам, никаких особых прав как евреям». Этот лозунг подхватили немецкие просветители, в том числе драматург и теоретик Лессинг, - так зародилось движение за права еврейства, Хаскала, влияние которого впоследствии привело к значительному расширению гражданских свобод европейских иудеев.


Значительно расширив территорию своей империи, Александр I вынужден был столкнуться и с решением еврейского вопроса, однако, до конкретных действий дело не дошло, погрязнув в конфликтах как внутри самой еврейской общины, так и связанных с сопротивлением чиновничества и высших сановников. Следующий император, Николай I, был настроен более решительно и даже предлагал проект переселения всех евреев в Сибирь, который, впрочем, получил резкую отповедь двух виднейших министров 1830−40-х годов, Павла Дмитриевича Киселева (автора реформы государственной деревни) и Сергея Семеновича Уварова (создателя «теории официальной народности»). С другой стороны, все-таки опасаясь возможных репрессий, часть евреев воспользовалась лазейкой в российском законодательстве о том, что национальная принадлежность устанавливалась в соответствии с вероисповеданием, а значит, приняв христианство, еврей освобождался от всех правовых и гражданских ограничений и становился дееспособным подданным империи. Так появились «выкресты» - евреи, отказавшиеся от веры предков, перейдя в православие или лютеранство.


Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей - купцов 1-ой гильдии и иностранцев.Проживание евреев разрешалось в специальных городах и местечках

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру - полную отмену черты оседлости.


После восшествия на престол новый император Александр III существенно ограничивает все привилегии, дарованные предыдущим правителем. Обязательным условием стало проживание в рамках черты оседлости без права владения землей, в изолированных поселениях - штетлах или местечках. Вводилась жесткая квота на обучение в высших учебных заведениях и гимназиях империи - 10% в пределах черты оседлости, 5% - на всей остальной территории страны, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, где квота устанавливалась в мизерные 3%. На фоне принятого в том же году печально известного циркуляра «о кухаркиных детях» (ограничивающего возможность получения образования для «неблагородных» слоев населения и детей разночинцев), консервативные настроения в русском обществе усиливались, порождая массу актов сопротивления и бурного недовольства в среде интеллигенции.Рост налогов и преследования привели к обнищанию еврейского населения

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения: прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.


На этом реакционном и негативном фоне в среде еврейства начинают формироваться общественно-политические организации, в частности, «Всеобщий еврейский рабочий союз» (Бунд), насчитывающий в своих членах многих евреев-ремесленников западных губерний империи. Идеологической основой зарождающегося национального движения стал распространившийся из Австро-Венгрии «сионизм», проповедующий идеи создания на территории Палестины независимого еврейского государства, причем многие еврейские интеллектуалы склонялись к социалистической базе построения будущего Израиля. После создания в 1899 году организации по защите прав еврейских рабочих «Поалей-Цион» («Трудящиеся Сиона»), она вступила в открытую конфронтацию с более консервативным «Бундом», тем самым вызвав раскол в еврейском движении. Это противостояние закончилось поражением радикальных идей о построении социалистического общества в пользу борьбы за безопасность еврейского населения и права исповедовать свою религию.

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них - в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа - в Государственной Думе.


Лидером еврейских интеллигентов в либеральных слоях политической элиты был Максим (Мордехай) Моисеевич Винавер - талантливый адвокат и публичный оратор. Став членом I Государственной Думы от партии кадетов, он стал выступать за повсеместное просвещение евреев, собирая под эгидой «Еврейского историко-этнографического общества» разнообразные материалы о традициях и быте русского еврейства. Между прочим, именно благодаря пожертвованиям Винавера, молодой гений Марк Шагал получил стипендию на обучение в Париже, что стало толчком в его карьере живописца. До 1919 года Винавер участвовал в деятельности белого движения, работая на посту министра иностранных дел Крымского правительства. Однако, разочаровавшись, эмигрировал в Париж, где издавал популярную газету «Последние новости», старавшуюся опровергнуть бытовавшее тогда мнение о массовой поддержке евреями большевистского правительства. Позднее юрист и активный деятель еврейского движения начала XX века Генрих Слиозберг напишет: «Я с детства привык сознавать себя прежде всего евреем, но уже с самого начала моей сознательной жизни я чувствовал себя и сыном России… Быть хорошим евреем не значит быть хорошим русским гражданином».

Исполнилось 85 лет со времени падения российского
самодержавия и последовавшей за этим отмены
дискриминационных ограничений, установленных им для
евреев. Положение евреев в дореволюционной России
представляет интерес и сегодня. Этот вопрос в целом и
отдельные его составляющие являются темой многих
исследований. Наиболее известная из последних работ -
монография А.И. Солженицына «Двести лет вместе», ч. 1.
Эта книга дает определённое представление о жизни
евреев в дореволюционной России. Но следует учитывать,
что в ней многие факты искажены, а также предпринята
попытка в определённой мере обелить самодержавие,
преуменьшить, а иногда и оправдать дискриминационные
ограничения для евреев в старой России.
На современной территории России евреи жили задолго
до возникновения государственности восточных славян. В
греческих колониях на побережье Черного моря евреи
обосновались еще в I в. до н.э.
В IХ в. произошло становление Киевской Руси -
государства восточных славян. Столицей его был Киев. В
конце Х в. Киевская Русь приняла христианство по
греческому образцу. В Киеве тогда существовала
еврейская община, игравшая определённую роль в
экономической жизни государства.
В ХШ в. на Русь обрушились монгольские завоеватели.
Более двух столетий она находилась под их игом. Со
времени правления Ивана Ш началось возрождение и
расширение Русского государства.
Цари Московской Руси упорно не допускали евреев в
свои владения. Еврейские купцы из Польши и Литвы
приезжали в Россию, но постоянно жить в ней не имели
права. При Петре I значительное число евреев стало
селиться в пограничных с Польшей русских владениях.
После смерти Петра I прежние ограничения
возобновились. Основная причина была в том, что евреи
не являлись христианами. В 1743 г. Сенат просил
императрицу Елизавету Петровну допустить евреев для
торговли в Малороссию, доказывая, что еврейские купцы
принесут большую пользу краю. Императрица написала на
прошении Сената: «От врагов Христовых не желаю
интересной прибыли». Вряд ли она задумывалась над тем,
что христианство возникло среди евреев, а его основатель
вышел из их среды.
С давних времён на территориях, вошедших в разное
время в Российскую империю, жили евреи: грузинские,
горские, бухарские.
В 1772, 1793 и 1795 гг., в период царствования
Екатерины II, произошло три раздела Речи Посполитой
между Россией, Пруссией и Австрией. В результате этих
разделов в Российской империи оказалось около 1 млн.
евреев, бывших польских подданных. До этого еврейское
население империи было незначительным. Перед властями
возникла необходимость определить статус новых
подданных. В 1775 г. Екатерина II торжественно обещала,
что жители этого края, «какого рода и звания ни были»,
будут пользоваться «всеми теми правами, вольностями и
преимуществами, каковыми древние её подданные
пользуются».
Но это обещание в отношении евреев осталось
невыполненным. В результате неравноправного
положения евреев в Российской империи, установленного
и поддерживаемого самодержавием на протяжении свыше
125 лет, возник так называемый «еврейский вопрос».
В 1791 г. по ходатайству московского и смоленского
купечества Екатерина II определила местности, в которых
евреи могли записываться в сословия. Этим было
положено начало так называемой «черты оседлости». В
1794 г. с евреев, записавшихся в мещанство и купечество,
начали взимать подати в двойном размере по сравнению с
христианами.
Император Александр I в 1804 г. утвердил «Положение
об устройстве евреев». Им открывался доступ в русские
учебные заведения. Поощрялось распространение между
ними русского языка. Евреям, занимавшимся земледелием,
предоставлялись различные льготы, желающим
выделялись свободные земли. Однако во второй половине
царствования Александра I начались попытки обращения
евреев в христианство, практиковалось их выселение из
сельской местности.
В царствование Николая I положение евреев
значительно ухудшилось. В 1827 г. был принят закон о
рекрутском наборе евреев в армию. Нормы набора были
для евреев более жесткими, чем для христиан.
В 1855 г., после смерти Николая I, на престол вступил
Александр II. Он ликвидировал рекрутчину и ввёл
всеобщую воинскую повинность. Евреям с высшим
образованием было разрешено служить в
государственных учреждениях.
После убийства Александра II и восшествия на престол
Александра III ситуация резко изменилась. Начались
погромы, поводом для которых послужило участие
нескольких евреев в деятельности «народовольцев». Была
введена т.н. «процентная норма» для евреев в высших и
средних учебных заведениях. Евреи выселялись из
крупных городов. Из Москвы было выселено 20 тыс.
евреев.
Политику Александра III в отношении евреев
продолжил его сын Николай II, занявший престол в 1894 г.
после смерти отца.
Российское законодательство о евреях складывалось в
течение многих лет, оно неоднократно изменялось и
дополнялось. Немало его положений противоречат друг
другу. Конечно, проще было предоставить евреям те же
права, что и другим российским подданным, как это
обещала Екатерина II после первого раздела Польши. Но
российское самодержавие не было бы самим собой, если
бы оно поступило так.
В России создание и совершенствование ограничений
для евреев происходило примерно в то время, когда в
странах Европы провозглашалось равноправие евреев. Во
Франции это произошло после революции 1789 г. - в 1791
г. В Италии - в 1848 г. В Англии евреи получили все
политические права в 1858 г., большинством прав они
пользовались и раньше. В Швеции и Дании, а также в
Сербии и Болгарии - в 1878 г. В Австро-Венгрии - в 1867
г. На всей территории Германии - после её объединения в
1871 г.
Ограничения для евреев, существовавшие в России,
можно разделить на три основные категории.
- Ограничения в выборе местожительства (черта
оседлости).
- Ограничения в получении образования (процентная
норма).
- Специальные правила военной службы.
Существовали и другие виды ограничений, например, в
праве занимать те или другие должности. Некоторые
ограничения воспринимаются вообще как абсурд,
например, запрет давать детям христианские имена, хотя,
как известно, значительная часть широко
распространённых русских имен (Иван, Михаил, Гавриил,
Мария, Анна, Елизавета и др.) - еврейского
происхождения.
Нужно иметь в виду, что деятели самодержавия,
установившие ограничения для евреев, не были расистами
в современном понимании этого слова. Ограничения
распространялись на лиц иудейского вероисповедания.
Если еврей крестился, он как христианин был свободен в
выборе местожительства, и на него не распространялась
процентная норма и другие ограничения для лиц
иудейского вероисповедания.
Границы черты оседлости неоднократно изменялись. В
начале XX в. в неё входили: Польша, Литва,
Правобережная Украина, губернии Бесарабская,
Херсонская, Таврическая (кроме Ялты),
Екатеринославская, Полтавская, Черниговская. В Киеве
евреи могли жить только в определённых частях города. В
Курляндской губернии могли проживать лишь ранее
поселившиеся там евреи. Существовали ограничения для
проживания в 50-и верстной пограничной полосе вдоль
западной границы.
За пределами черты оседлости имели право жить купцы
1-й гильдии, лица с высшим образованием, медики
средней квалификации, ремесленники некоторых
профессий, отставные солдаты, прослужившие по
рекрутскому набору до 25 лет, и их потомки.
Согласно 1-й всеобщей переписи населения 1897г., в
Российской империи проживало 5,2 млн. евреев, что
составляло 4,13 % от всего населения. Подавляющее их
большинство жило в черте оседлости. Вне этой черты
проживало 6,09 % еврейского населения.
С начала 19 в. правительство России приобщало евреев
к обучению в русских учебных заведениях. Но, когда
многие евреи пошли по этому пути и процент евреев в
средних и высших учебных заведениях стал, по мнению
правительства, чрезмерным, в 80-х годах XIX в. была
введена т.н. «процентная норма» для приема евреев в
средние и высшие учебные заведения. Процентная норма
составляла: 10 % в черте оседлости, 5 % вне черты и 3 % в
Москве и Петербурге. Норма распространялась также на
женские учебные заведения (вопреки утверждению
Солженицына). В некоторые учебные заведения доступ
евреям был вообще закрыт: в военно-медицинскую
академию, петербургское и московское театральные
училища и др.
Что означала процентная норма на практике, мы,
студенты Харьковского строительного института, узнали
после войны от нашего доцента Афанасьева. Перед Первой
Мировой войной он поступал в институт. Пришел на
вступительный экзамен по математике. Взял билет. Когда
он прочел вопросы в билете, ему стало ясно, что ни на
один из них он нормально ответить не сможет, хотя он
учился в гимназии очень хорошо. Заметив его смятение,
экзаменатор спросил: - Фамилия? - Афанасьев. -
Православный? - Да.
Билет ему немедленно заменили. Оказалось, что,
приняв его за еврея, ему дали специальный «еврейский
билет». В технологическом институте процентная норма
для евреев составляла 5 %, т.е. среди ста принятых
должно было быть не более пяти евреев. Конкурс среди
евреев был в несколько раз больше основного конкурса.
Поэтому и изготовлялись «еврейские билеты».
Введение «процентной нормы» явно противоречило
«Положению об устройстве евреев» 1904 г., в котором
сказано: «все дети евреев могут быть принимаемы и
обучаемы без всякого различия от других детей во всех
российских народных училищах, гимназиях и
университетах». Так самодержавие нарушило им же
изданный закон. Процентная норма была одним из
самых ненавистных ограничений, она исковеркала судьбы
тысяч людей.
В своей книге А.И. Солженицын утверждает:
«…процентная норма, несомненно, была обоснована
ограждением интересов и русских, и национальных
меньшинств, а не стремлением к порабощению евреев».
Известно, что ограждение интересов какого-либо
народа не может быть достигнуто за счет ущемления
интересов другого народа. Да и вряд ли русский народ
нуждался в том, чтобы его интересы «ограждали» таким
сомнительным способом. Это вполне подтверждается тем,
что пишет Солженицын дальше: «процентная норма не
ограничила жажду евреев к образованию. Не подняла она и
уровень образования среди нееврейских народностей
Империи, а вот у еврейской молодежи вызвала горечь и
ожесточение». Зачем же было огород городить?
Представляют интерес данные о числе евреев-
студентов, приведённые Солженицыным: 1905 г. - 2247
чел.; 1906 г. - 3702; 1907 г. - 4266. Один студент
приходился на 1300 - 2250 чел. еврейского населения. Это
вызывало раздражение у царских властей.
Евреев впервые стали призывать в русскую армию в
1827 г. До этого они выплачивали рекрутский налог.
Однако немало евреев участвовали в Отечественной войне
1812 г. Известны имена евреев-разведчиков русской
армии: Зелик Персиц, Захарий Фриденталь, Меер
Марковский, Лейба Медведев, Гирш Гордон и др. Денис
Давыдов вспоминал одного из своих улан, бердичевского
еврея, который был награждён Георгиевским крестом, но
не носил его, так как не был христианином.
Надежды российских евреев на улучшение своего
положения после разгрома Наполеона не оправдались.
В середине 20-х годов XIX в. в правящих кругах
России созрел план: «исправить» евреев и «приобщить их
к русской жизни» путем привлечения к личному
отбыванию воинской повинности. В августе 1827 г. был
обнародован соответствующий указ. У христиан брали в
армию по семь рекрутов с тысячи человек раз в два года, у
евреев стали брать по десять рекрутов с тысячи человек
ежегодно. В отличие от других, евреев призывали в армию
не с 18, а с 12 лет. Совершеннолетних определяли сразу же
на военную службу, а малолетних - в батальоны и школы
кантонистов «для приготовления к военной службе».
Повзрослев, они становились солдатами. Пребывание в
кантонистах в срок службы не засчитывалось. Служба
продолжалась 25 лет. Солдат терял связь с семьёй и
прежней средой. Кантонистов, как правило, крестили, и
они не возвращались в свои семьи. Офицеров поощряли
склонять евреев к переходу в христианство. Для солдат-
евреев устанавливались определённые ограничения: их
запрещалось назначать в карантинную стражу, во
вспомогательные роты и команды и т.п. Со временем
военное начальство сообразило, что трудно ожидать
усердной службы от солдат, которые знают лишь
притеснения. В 1832 г. Николай I разрешил производить
евреев в унтер-офицеры, но «лишь за отличия в сражениях
против неприятеля». Через четыре года было разрешено
награждать евреев за боевые подвиги военными орденами,
ещё через год кабинет министров предложил дать право
жительства в Николаеве и Севастополе престарелым
родителям евреев-матросов, отбывающих там службу.
Однако государь наложил резолюцию: «Дозволять одним
вдовым матерям».
С 1841 г. набор евреев в рекруты был увеличен в 5 раз.
Солдатам-евреям было разрешено вступать в брак, но с
условием, чтобы их дети зачислялись в кантонисты.
Процент евреев в армии был выше их доли в населении
страны.
При обороне Севастополя, где евреям запрещалось
жить, 500 воинов-евреев пали смертью храбрых. Им был
поставлен памятник, уцелевший до настоящего времени. В
1856 г. кантонисты моложе 20 лет были возвращены
родителям, а через три года на солдат-евреев было
распространено право на бессрочный отпуск за 15-летнюю
службу. Позднее евреям, отставным солдатам, было дано
право повсеместного проживания в стране. В 1860 г.
евреям разрешили служить в гвардии, в следующем году
их начали производить в унтер-офицеры на равных правах
с христианами.
В 1874 г. при подготовке закона о воинской повинности
Особое присутствие Государственного совета признало
необходимым предоставить евреям право быть офицерами,
мотивируя это тем, что «… по дарованию и умственному
развитию, коими, бесспорно, обладают евреи, от
привлечения их в армию можно ожидать только пользы».
Это решение осталось на бумаге. В 1875 г. высочайшим
повелением было запрещено допускать евреев в военные
училища, но они могли (теоретически, конечно) сдавать
экзамены экстерном на офицерский чин при этих
училищах. О реальности этого пути говорит то, что за все
время в офицеры было произведено три еврея. В 1886 г.
Александр III упразднил и эту возможность.
В истории русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
сохранилось немало эпизодов героических подвигов
солдат-евреев. О некоторых из них писали в своих
воспоминаниях генералы Черняев и военный министр
Куропаткин.
В русско-японской войне принимали участие около 30
тыс. евреев, не считая трёх тысяч врачей. Даже
антисемитская газета «Новое время» вынуждена была
отметить героизм, проявленный евреями-солдатами во
время этой войны: «…немало из них показали себя
прекрасными, храбрыми и распорядительными солдатами.
Немало из них награждено Георгиевскими крестами… эти
кресты давались не начальством, а присуждались самой
ротой!». Солдат Иосиф Трумпельдор лишился в бою левой
руки, но попросил разрешения остаться в строю. За
храбрость и мужество он был награждён Георгиевским
крестом и произведён в офицеры. Таких фактов известно
немало.
Тяжелым бедствием для евреев стала Первая Мировая
война. Военные действия происходили на территории
Польши и Прибалтики, где проживали сотни тысяч евреев.
Многие евреи-солдаты проявили в боях с противником
храбрость и мужество, были награждены орденами и
медалями. В то же время в газетах появились статьи о
сочувствии евреев немцам и австрийцам и т.п. Евреям
даже ставили в вину знание языка идиш, что давало им
возможность разговаривать с немецкими солдатами. В
1915 г. штаб верховного главнокомандующего сообщил о
«вероломном предательстве» евреев в местечке Кужи
Ковенской губернии, где местные евреи якобы помогали
немецкой военной части. В отместку за эту «измену»
немедленно были высланы 200 тыс. евреев из Курляндской
и Ковенской губерний. Известие о «вероломном
предательстве евреев» в местечке Кужи перепечатали
столичные и провинциальные газеты, в России началась
очередная антисемитская кампания. Вскоре выяснилось,
что кужинская история является от начала до конца
провокацией и «липой».
Реальное представление об участии евреев в Первой
Мировой войне дают следующие цифры: в русскую армию
было мобилизовано 400 тыс. евреев, на фронте погибли
свыше 100 тыс. из них. Процент мобилизованных и
погибших выше доли еврейского населения в общем
количестве жителей Российской империи.
Во многих регионах России жизнь евреев была
неустойчивой и опасной из-за периодически
происходивших погромов. Слово «погром» вошло во
многие европейские языки. Первый еврейский погром
вспыхнул в Одессе в 1821 г. Затем в Одессе были погромы
в 1859 и 1871 г. Сотни домов и лавок были разграблены.
После убийства Александра II прокатилась волна
погромов. Они начались 15 апреля в Елисаветграде. По
городу прошел слух, что евреев можно безнаказанно
грабить. Из окрестных сёл на подводах стали прибывать
крестьяне для дележа «еврейского добра». При
бездействии полиции начался грабёж квартир и лавок. Как
только войска получили соответствующее распоряжение,
погром был быстро прекращен. Произошёл погром в Киеве
и 48 местах Киевской губернии. Были погромы в
Черниговской, Полтавской, Екатеринославской, всего в
шести губерниях, в 150 населённых пунктах. От погромов
пострадали также еврейские земледельческие колонии.
После погромов 80-х годов у многих евреев возникло
желание эмигрировать из России. Первые 70 человек
эмигрировали в США из Елисаветграда, затем несколько
сот - из Киева, Кременчуга, Одессы. В 1903 г. произошел
кровавый кишинёвский погром, во время которого, по
официальным данным, погибли 50 человек и около 500
были ранены. Во время погрома в Гомеле в 1903 г.
погибли 10 евреев. Здесь впервые в истории еврейских
погромов в России была организована самооборона,
которая сумела отразить натиск погромщиков.
В 1904 г., после начала русско-японской войны, были
организованы 34 погрома, преимущественно т.н.
«мобилизационных»: 16 из них - в Белоруссии, 12 - на
Украине, 4 - в Польше, 2 - в Смоленской губернии. После
опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 г.
вновь прокатилась волна погромов: в Одессе при
попустительстве властей погром продолжался пять дней,
погромы произошли в Киеве, Керчи, Симферополе,
Евпатории и др. городах. В Херсонской губернии было 82
погрома, в Екатеринославской - 41, Полтавской- 52,
Киевской - 41. Черниговской - 329.
В ряде мест погромщикам противостояли отряды
самообороны, в некоторых из них участвовали рабочие,
например, в Полтаве, Конотопе, Севастополе и др. местах.
В некоторых случаях погромщики встречали отпор со
стороны крестьян. Самодержавные власти несут
непосредственную ответственность за погромы. Там, где
власти действительно стремились не допустить погромов,
они быстро подавлялись. В других случаях происходило
прямое потворство, попустительство, а иногда и прямое
содействие погромщикам. Известно, что погромные
листовки иногда печатались в охранке. Некоторые
официальные представители администрации выражали
своё сочувствие погромщикам, например, генерал
Каульбарс, командовавший войсками в Одессе. Наиболее
активных погромщиков иногда судили и приговаривали к
наказанию, не соответствующему содеянному (убийства,
насилия, грабежи и др.). Но властям и это казалось
чрезмерным. Погромщики были помилованы. В течение
многих лет происходила спекуляция на том, что основным
занятием евреев в России является виноторговля и от неё
зависит жизнь чуть ли не всего еврейского населения
России. По имеющимся данным, в России в начале XX в.
свыше 1,3 млн. евреев занимались ремесленным трудом. С
членами семьи это 3-4 млн. чел., т.е. большинство
еврейского населения.
В 1896 г. в России была введена винная монополия, и
евреи это спокойно пережили. Массовую эмиграцию
евреев из России в конце XIX в. пытались объяснить
введением винной монополии. Такое утверждение
содержится в упомянутой книге Солженицына. Оно не
соответствует действительности. Эмигрировали не
виноторговцы, а, в основном, ремесленники. Среди них
было много портных. Не случайно в Нью-Йорке недалеко
от порта, куда прибывали эмигранты, поставлен памятник
- швейная машина «Зингер». С её помощью многие
эмигранты зарабатывали себе на жизнь. Основная, если не
единственная, причина эмиграции, - дискриминационный
режим для евреев, установленный властями.
Евреи-эмигранты и их потомки сыграли в США
заметную роль во многих отраслях промышленности, в
науке, финансах, торговле. За счет эмиграции из России в
конце XIX - начале XX вв. США приобрели около двух
млн. полезных граждан. Россия из-за косности
самодержавия их потеряла.
Бесправие евреев в царской России, рост
государственного антисемитизма толкали евреев к
активному участию в революционном движении.
Известный историк академик М.Н. Покровский отмечал,
что евреи составляли от четвертой части до трети
организаторского слоя всех революционных партий.
Представители различных еврейских социалистических
групп основали в 1897 г. «Всеобщий еврейский рабочий
союз в Литве, Польше и России» (Бунд). В 1898 г. в
Минске был созван первый съезд РСДРП (Российская
социал-демократическая рабочая партия). На нем, в
частности, было решено, что Бунд войдёт в состав партии
на автономных началах. В дальнейшем РСДРП
раскололась на партии большевиков и меньшевиков, в
деятельности которых евреи принимали активное участие.
Участвовали они также в партии социалистов-
революционеров (эсеров), основанной в 1901-1902 гг. в
результате объединения народовольческих групп. В конце
XIX в. в России стали возникать сионистские партии и
группы различного направления, целью которых было
возрождение еврейского государства на его исторической
территории.
В ответ на участие евреев в революционном движении
реакция развернула погромную антисемитскую кампанию.
На рубеже XIX и XX вв. были сфабрикованы т.н.
«Протоколы сионских мудрецов», составленные в виде
материалов якобы существующего тайного еврейского
правительства, которое стремится захватить господство
над миром. Впервые эта фальшивка была опубликована в
газете «Знамя», издававшейся в Петербурге известным
черносотенцем Крушеваном. «Протоколы» были
представлены Николаю II. Сначала он был в восторге и
начертал: «Какая глубина мысли! Какая
предусмотрительность! «Наш 1905 г. точно под
дирижерство мудрецов» и т.п. Но, узнав, что специальное
жандармское расследование установило подложность
«Протоколов», приказал: «Протоколы изъять, нельзя
чистое дело защищать грязными способами».
В 1913 г. судебными властями было создано «дело» по
обвинению еврея, конторщика Бейлиса, в употреблении
крови христиан для ритуальных целей. Впервые подобные
обвинения против евреев были выдвинуты в Англии в 1140
г. и получили название «Кровавый навет», а восходят они
к древнеримской истории, когда то же преступление
приписывали ранним христианам. Такие «дела»
неоднократно возникали на протяжении веков и каждый
раз позорно проваливались. Дело Бейлиса слушалось в
Киевском суде присяжных. Многие прогрессивные люди
России выступили в защиту Бейлиса. На процесс приехал
выдающийся русский писатель В.Г. Короленко. Он
активно разоблачал черносотенцев, обращался к мировой
общественности. Против черносотенцев и
провокационного процесса выступали А.М. Горький, М.Ф.
Андреева, Д.С. Мережковский, А.А. Блок, А.И. Куприн,
С.А. Есенин, И.Е. Репин, В.И. Вернадский и др.
Забастовки и митинги против провокационного
процесса состоялись на заводах в Харькове, Киеве, Юзовке
и др. городах.
Ни один православный священник не дал заключения,
устраивающего обвинителей. Им пришлось выписать из
Туркестана ксёндза Пронайтиса, который на процессе был
изобличён как невежда в вопросах религии.
Присяжные, в основном, - простые украинские
крестьяне, единогласно оправдали Бейлиса.
Несмотря на многочисленные ограничения и запреты,
евреи играли заметную роль в экономической жизни
России, особенно её западных районов. Согласно данным,
которые приводит Солженицын, в 1872 г. им
принадлежала четверть всех сахарных заводов и треть
акционерных сахарных обществ. В 1878 г. на долю евреев
приходилось 60 % хлебного экспорта. Ими были развиты
лесная промышленность и лесной экспорт, а также
мукомольная, кожевенная, текстильная, табачная,
пивоваренная промышленность. Евреи- промышленники
занимались добычей угля, золота, нефти, строительством и
эксплуатацией железных дорог, речным судоходством; они
играли важную роль в финансовой системе страны. Но
экономическая активность, хотя и имела определённое
значение, коснулась, в основном, сравнительно тонкого
слоя еврейского населения России. Большинство евреев
прозябало в городах и местечках черты оседлости в
нищете и бесправии. Казалось бы, при таком активном
участии евреев в экономической жизни страны власти
должны были, если не оказывать им содействие, то, во
всяком случае, не чинить препятствий, не ограничивать их
права. Но обычная человеческая логика - не для
самодержавия. Трудно даже представить, какой громадный
политический, экономический, нравственный ущерб
нанесла России дискриминационная политика в
отношении евреев. Известный администратор, генерал-
губернатор киевский, подольский и волынский И.И.
Васильчиков писал в 1861 г.: «ограничение прав одной
какой-нибудь народности везде неминуемо обращается во
вред целого государства». В России некоторые евреи
получили известность благодаря своему деятельному
участию в политике, экономике, науке, литературе,
искусстве, медицине. Многие из них приняли
христианство. К ним следует отнести вице-канцлера Петра
Шафирова, руководившего внешней политикой при Петре
I. В финансах большую роль играли Николай и Людвиг
Штиглиц. Последний был возведён в баронское
достоинство. Его сын Александр был управляющим
государственным банком, основал художественное
училище в Петербурге. Кое-кому из евреев удалось
добиться высокого положения, не изменяя своей религии.
Среди них - финансист и общественный деятель Евзель
Гинзбург. Он был учредителем банков в Киеве и Одессе. Е.
Гинзбург стал бароном Российской империи. Сын Евзеля,
Гораций, был одним из учредителей Археологического
общества, финансировал институт экспериментальной
медицины. Он был в числе основателей многих
промышленных и финансовых учреждений, в частности,
ряда золотых приисков. В России были широко известны
сахарозаводчики Бродские. В некоторые годы их заводы
производили четверть российского сахара. Бродские
развили широкую благотворительную деятельность: они
финансировали строительство Киевского
политехнического института, многих медицинских
учреждений и др. Лазарь Бродский владел пароходством
на Днепре. В 1897 г. ему было высочайше присвоено
звание коммерции советника за «полезную деятельность
на поприще отечественной торговли и промышленности».
Большой вклад в развитие русской культуры внесли
художник Левитан, скульпторы Антокольский и Гинзбург,
композитор Рубинштейн и др. Каждый из них, как и
другие евреи, внесшие значительный вклад в развитие
науки, культуры, медицины, заслуживает, чтобы о нём был
написан отдельный очерк.
В 1915 г. евреям было разрешено свободно селиться
повсюду в империи, за исключением столиц, сельских
местностей, казачьих областей и района Ялты. Сделано это
было вынужденно, так как страну захлестнул поток
беженцев из прифронтовой полосы. Но это ещё не
означало упразднения черты оседлости. Полиция
продолжала задерживать в Москве евреев, не имевших
здесь права жительства.
20 марта 1917 г. Временное правительство, «исходя из
убеждения, что в свободной стране все граждане должны
быть равны перед законом», приняло «Постановление об
отмене всех национальных и вероисповедных
ограничений». С этого момента законодательство бывшей
Российской империи, устанавливавшее ограничения для
евреев, перестало существовать, и евреи получили равные
права с остальным населением страны.