Проводка

Технология выполнения штукатурки сграффито. Штукатурка сграффито - техника выполнения

Технология выполнения штукатурки сграффито. Штукатурка сграффито - техника выполнения

К каким только ухищрениям не прибегают сегодня дизайнеры и строители, чтобы предложить заказчику нечто особенное и неповторимое. Штукатурка сграффито – технология отделки, заслуживающая особого внимания, так как в этом случае вы не просто штукатурите стену, а создаете своими руками настоящее произведение искусства. Таким образом, вы можете подчеркнуть свою индивидуальность, при этом можно воплотить любую свою мечту, сделав фасад дома или внутренний интерьер неповторимым. Это по праву оценят ваши друзья и окружающие, а помочь разобраться, что такое штукатурка сграффито, и как она наносится, помогут советы журнала “Строительный обзор”.

Что собой представляет штукатурка сграффито

Приступая к строительству дома или отделке интерьера квартиры, многие долго не могут определиться с выбором варианта отделки, ведь вместо уже наскучивших обоев хотелось бы увидеть что-то особенное. Идеальным решением вопроса отделки внутреннего пространства или облицовки является . Особого внимания заслуживает декоративная штукатурка сграффито – настоящее произведение искусства, «процарапанное» на вашей стене.

В отличие от традиционной штукатурки, мы имеем многослойную поверхность, причем каждый слой может иметь свой цвет и фактуру. Главной «фишкой» этой модной технологии является возможность нанесения объемного изображения. Для того чтобы справиться с этой технологией, вы не только должны иметь строительные навыки, но и обладать талантом художника, хотя и это не обязательно.

Состав сграффито

Чтобы получить красивое изображение на стене, используя технологию штукатурки сграффито, вам надо проявить немалое терпение, а процесс можно сравнить, разве что, с набиванием чеканки на металл, только в этом случае рисунок чаще всего процарапывается на слое штукатурки. Чтобы понять, с чем придется иметь дело, стоит рассмотреть состав сграффито и основные компоненты, необходимые для приготовления раствора.


Сграффито на природные мотивы на фасаде здания
  • Известковое тесто, полученное путем гашения извести и ее обезвоживания. Для этого известь засыпают в емкость, заливают водой, а затем сливают в другую емкость, процеживая через сито. После испарения воды мы и получаем конечный продукт.
  • Кварцевый песок, который также лучше просеять, чтобы избавиться от крупных частиц, способных испортить наше будущее произведение искусства.
  • Цемент, придающий отделке прочность и не только – используя цветной цемент, можно получить разные цветовые оттенки. Для этой же цели используются различные красители и светостойкие пигменты, что особенно важно, если речь идет об отделке фасада здания.
  • Вам также может понадобиться мраморная крошка, небольшие фрагменты гранита и керамики, а необходимо это для имитации поверхности натурального камня.

В сграффито используется многообразие красок и мотивов

Добавляя любые красители и добавки, вы можете добиться необычных результатов, и здесь все зависит от вашего вкуса. При этом особое внимание стоит обратить на порядок нанесения слоев. Первый из них является основой будущей конструкции, и его толщина может составлять 5-7 миллиметров. Остальные слои, а технология штукатурки сграффито, подразумевает нанесение 5-6 слоев штукатурки, должны иметь незначительную толщину. Это нужно, чтобы на ней легче было прорисовывать фрагменты изображения, к тому же не стоит утяжелять конструкцию стены.

Технология выполнения штукатурки сграффито

Если для отделки своего жилья, торгового или офисного помещения вы выбрали штукатурку сграффито, технология выполнения рисунка может отличаться. Чаще всего рисунок прорезается на верхних слоях при помощи шила, но существует также и технология набивки рисунка. В первом случае вы имеете возможность получить настоящий трехмерный рисунок, зато набивать рисунок несколько проще. Выбор зависит от того, что вы хотите видеть в конечном итоге, не стоит забывать также о финансовой стороне вопроса, ведь технология эта не самая дешевая.


Техника прорезания на штукатурки сграффито
  1. Прорезание рисунка.

Такой способ нанесения изображения на поверхность стены используют довольно часто, а дизайнерские возможности в этом случае неограниченные. После того, как растворы для штукатурки сграффито нанесены на поверхность и разглажены. Делается это традиционными способами, используя шпатели и затирки, следует смочить поверхность, а после ее подсыхания нанести грунтовку, обеспечивающую лучшую адгезию. После высыхания грунтовки, снова смачиваем поверхность и можно приступать непосредственно к нанесению рисунка. Для этого используется заранее изготовленный трафарет – вот здесь и пригодятся навыки художника, хотя можно для этого использовать компьютерную технику.

Прежде чем наносить рисунок на поверхность, стоит выждать 2-4 часа, чтобы стена высохла, подобным образом надо поступать с каждым нанесенным слоем раствора.

Для нанесения рисунка лучше использовать не простую губку, а специально приготовленный ватный тампон, где под тремя-четырьмя слоями ваты скрыт пигмент или мел. После этого надо удалить лишние фрагменты, для чего используется обычная губка, и можно приступать к прорезке фрагментов. Подойдет обычное шило или другой острый предмет, но лучше использовать набор специальных резцов. Прорезать рисунок надо на всю толщину накрывочного слоя. Для придания объема процесс повторяется неоднократно, и на каждом слое появляется свой фрагмент будущего произведения искусства.

Чтобы не испытывать неудобств, наносить рисунок надо до полного высыхания слоя штукатурки, так как в этом случае вы не получите желаемого эффекта. Начинать прорезку рисунка стоит со следующего после основного слоя.

На этом этапе работы от вас понадобится максимум «усидчивости» и терпения, ведь именно от того, насколько качественно вы вырежете рисунок, зависит внешний вид будущей поверхности. После того, как рисунок вырезан, обработанную поверхность надо очистить, а для этого пригодится обычная щетка.


Техника набивки рисунка на штукатурке сграффито
  1. Набивка изображения.

Менее трудоемким считается способ набивки изображения на штукатурку сграффито. Если вы планируете наносить два слоя (рекомендуется, по умолчанию, начинающим), вам понадобится один трафарет для верхнего слоя, а если вы хотите получить объемную картинку, придется изготовить несколько трафаретов, но потраченное время и средства на их изготовление того стоят, поверьте.

Последовательность работ примерно схожая с первым способом, и здесь также важно, чтобы поверхность стены была ровная и гладкая. , или другим способом, наносим грунтовку и переходим к нанесению картинки. В отличие от первого способа, рисунок не прорезается, а набивается на поверхность накрывочного слоя. После высыхания первого слоя наносим второй, и так далее, в зависимости от того, насколько сложное изображение вы выбрали. Следите при этом, чтобы штукатурка не расплывалась за границы трафарета, а лишние фрагменты удаляйте ножом еще до высыхания. Скорее всего, появятся не закрашенные края, но исправить это можно, используя тонкую кисточку.

Сграффито в интерьере квартиры выглядит круто

В заключение пару слов хотелось бы сказать о ом, как ухаживать за поверхностью, облицованную при помощи сграффито. Для этого достаточно периодически протирать ее сухой или влажной тряпкой, иногда можно почистить стену щетинной щеткой, а если предстоит ремонт, то обновлению подлежит каждый отдельно взятый фрагмент нашей картины.

Об искусстве нанесения изображений в технике сграффито известно с древнейших времен. В Древнем Египте технику резьбы по глине использовали для украшения керамических изделий, а позднее сграффито появилось в Италии как прекрасный способ украшения стен. Сейчас это искусство применяют в качестве своеобразной отделки стен разных зданий, как с внутренней, так и с внешней стороны.

Для выполнения сграффито, как правило, используется песчано-известковая штукатурка, обязательно хорошего качества. Также необходимы различные пигменты для ее окрашивания, а для выполнения дополнительных декоративных элементовакриловые краски.

Двухцветное сграффито является самым простым по технике выполнения. Чтобы сделать его, достаточно нанести слой штукатурки необходимого цвета на уже окрашенную стену и соскребать ее, вырисовывая задуманный рисунок. Само собой, цвет штукатурки и стены, на которую ее наносят, должны отличаться.

Существует два способа выполнить многоцветное сграффито.

Первый – это выборка раствора. Для начала необходимо подготовить трафарет. С помощью швейной иглы на картоне делается ряд отверстий, повторяющих контуры рисунка. Главное, чтобы игла была достаточно толстой. Перенести же рисунок можно марлевым тампоном, внутрь которого необходимо положить мел или пигмент.

Следующий этап – подготовка поверхности. Она выполняется посредством нанесения на стену определенного количества слоев штукатурки. Оптимальным для прочности сграффито считается нанесение пяти разных слоев.

Первый слой, толщиной 7-8 мм, должен быть самым толстым. Толщина остальных слоев при этом колеблется от 2 до 5 мм. После последовательного нанесения на заранее подготовленный отрезок стены (площадью примерно 1 м²) всех слоев штукатурки, надо наложить трафарет и постучать по нему марлевым тампоном так, чтобы захватить весь контур рисунка.

Выполняется сграффито путем вырезания фрагментов рисунка на глубину слоя необходимого цвета, начиная с самого нижнего. За ним идет следующий слой и т.д.

Второй способ выполнения многоцветного сграффито в виде художественной росписи стен в этой технике – набивка рисунка. Орнамент при этом не вырезают, а набивают на стене. Для набивного сграффито также необходимо изготовление трафаретов. Только на этот раз для элементов различных цветов трафареты должны быть разные. То есть для каждого цветового слоя – свой отдельный трафарет. Причем элементы на таких трафаретах вырезаются полностью. При необходимости оставляют несколько перемычек, чтобы отдельные части трафарета держались между собой.

Чтобы приступить к выполнению набивного сграффито, необходимо выровнять и затереть самый верхний слой штукатурки и подождать, когда он начнет схватываться, то есть 20-30 минут.

Техника выполнения набивного сграффито довольно проста: трафарет с определенными элементами прикладывают к поверхности стены и с помощью кисточки, смоченной в растворе нужного цвета, торцующими ударами набивают рисунок. При этом важно строго придерживаться вырезанных элементов и не выходить за пределы трафарета.

После того, как первый слой подсохнет, можно приступать к набивке следующего и т.д. Если штукатурка в некоторых местах начинает расплываться за края рисунка, надо немедленно удалять ее излишки со стены ножом, не дожидаясь, пока она схватится. Бывает, что в ходе работы остаются незакрашенные элементы. Их набивку можно закончить с помощью тонкой кисти.

Сграффито выполняется достаточно быстро. Сложность же этой техники заключается в том, чтобы сделать все очень аккуратно, сразу же исправляя любые погрешности.

Очень нтересное видео о технике сграффито:


(Visited 868 times, 1 visits today)

Многоцветная рельефная декоративная штукатурка сграффито предназначена для нанесения на поверхность сложного орнамента или яркого рисунка, который бывает двух типов: заглубленный и набивной. Рисунки первого типа получают путем выцарапывания штукатурки, второго - приемом малярной отделки.

Выполнение штукатурки сграффито способом выборки раствора

Переводить рисунки на оштукатуриваемую поверхность лучше всего при помощи трафаретов из картона или плотной бумаги и марлевого тампона, которые легко сделать в домашних условиях.

Тампон готовят следующим образом: марлевый лоскут складывают в несколько слоев, чтобы получился квадрат, и в центр его насыпают пигмент. Углы квадрата соединяют и завязывают. Рекомендуется выбирать для работы пигмент, контрастный цвету накрывочного слоя штукатурки. Рисунок для трафарета переносят на картон при помощи кальки, а если возникнет желание, можно создать на трафарете и собственное «произведение искусства». По контуру готового рисунка штопальной иглой прокалывают сквозные отверстия. Чтобы трафарет не пострадал от воздействия влаги, содержащейся в растворах штукатурки, его пропитывают олифой, сушат и кладут под груз между фанерными листами.

Но, прежде чем наносить рисунок, поверхность необходимо подготовить . Для этого огрунтованную выдержанную поверхность увлажняют и оставляют на некоторое время, дав возможность воде впитаться. После этого можно приступать к нанесению накрывки. Необходимо сказать, что накрывка штукатурки сграффито имеет несколько слоев из растворов разного цвета. Толщина первого слоя, который располагается непосредственно на огрунтованной поверхности, составляет 7-8 мм, у остальных она колеблется от 2 до 5 мм. Каждый слой наносится с сокола или намазывается штукатурной лопаткой, затем разравнивается полутерком и уплотняется. Последний слой затирается теркой или заглаживается мастерком.

Более прочная штукатурка получается в том случае, когда максимальное число накрывочных слоев соответствует 5. При необходимости остальные слои наносят кистью, методом фресковой живописи - известковой краской или жидким раствором осуществляют роспись по сырой штукатурке. Толщина каждого выполненного кистью слоя не должна превышать 1 мм. Между наложением каждого слоя накрывки должно пройти 15-30 минут. За это время раствор только немного схватится, но не затвердеет окончательно.

При оштукатуривании способом сграффито поверхность делят на захватки, размер которых определяется опытным путем: на участок размером, например, 1 х 1 м наносится штукатурный раствор, засекается время и начинается процесс оштукатуривания. Зная временные затраты на обработку одного квадратного метра поверхности, легко определить размер захватки на 5-6 часов работы. В течение этого времени раствор остается подвижным и пластичным, т. е. пригодным для обработки.

Завершив подготовительные работы, на оштукатуриваемую поверхность переводят рисунок: накладывают трафарет и по всему контуру рисунка простукивают тампоном с мелом или цветным пигментом. Проходя через наколотые сквозные отверстия, мел или пигмент переносят рисунок трафарета на штукатурку. Заполнив одну захватку рисунками или частью большой картинки, переходят к следующему этапу работы. Тонким резцом делают бороздку по контуру рисунка, а внутри него скоблилками удаляют раствор. В случае необходимости поверхность рисунка обрабатывают жидким раствором.

Способом выборки раствора можно выполнить любой рисунок, например, растительный орнамент, состоящий из веточек земляники с ягодами и цветками. Для нанесения такого рисунка используется пять разноцветных слоев штукатурки. Их наносят в такой последовательности: нижний, толщиной 7-8 мм - зеленого цвета - предназначен для листьев, стеблей и плодоножек ягод; затем идет слой красного цвета - для ягод (2-5 мм); белого - для лепестков цветков (2-5 мм); лимонного (фоновый, толщина которого 2-3 мм) и желтого - для выполнения серединок цветков. Последний слой наносят методом фресковой живописи после выцарапывания всего рисунка.

Трафареты располагают на поверхности в один ряд на произвольном расстоянии друг от друга. Затем резцом делают контур орнамента: зеленые фрагменты рисунка проявляются после прорезания штукатурного слоя на глубину 8-14 мм, ягоды располагаются на глубине 5-9 мм, лепестки цветков - 4-5 мм. Прорисовав контуры всего рисунка, скоблилками удаляют с него лишний раствор. Последний этап работы - очищение обработанной поверхности мягкой щеткой или кистью. Важно помнить, что при нанесении штукатурки сграффито способом выборки раствора любое неточное движение может испортить весь рисунок.

Нанесение штукатурки сграффито способом набивки

Малярная отделка позволяет получить на штукатурке набивной рисунок. Этот способ также предполагает использование трафаретов . На лист плотного картона переносят контуры рисунка и вырезают его, оставляя поддерживающие узоры перемычки.

Каждому цвету в многоцветном рисунке соответствует свой трафарет. Перед началом работы их олифят, просушивают и кладут под груз для распрямления. Затем ту сторону трафарета, которая будет прикладываться к оштукатуриваемой поверхности, обрабатывают керосиново-стеариновой смазкой.

Далее на огрунтованную увлажненную поверхность наносят накрывочный слой фонового цвета , разравнивают его, затирают и после того, как раствор начнет схватываться (примерно через 20-30 минут), переходят к набивке рисунка. Трафарет прикладывают к стене или потолку, кисть смачивают в растворе нужного цвета, а затем выполняют торцующие удары по вырезанным отверстиям. Заполняя их, раствор образует набивной рисунок .

В ходе работы трафарет перемещают по обозначенным мелованным шнуром линиям. Чтобы раствор не расслаивался, его периодически перемешивают. Для получения четкого и качественного рисунка смоченную кисть слегка отжимают о край штукатурного ящика. С этой же целью рисунок на трафарете набивают, а не закрашивают. Если после набивки всего рисунка под трафаретом остаются незакрашенные места, в ход идет маленькая кисточка, которой и наносится цветной раствор.

Отрезовкой (если рисунок крупный) или ножом (если рисунок мелкий) удаляют затекший под трафарет раствор. Причем делают это сразу же, пока рисунок не успел затвердеть. Закончив отделку раствором одного цвета, работу приостанавливают до тех пор, пока раствор не схватится. Кисть в это время готовят для дальнейшей работы - тщательно промывают и сушат. В конце работы поверхность обметают кистью или мягкой щеткой.

Способом малярной отделки можно нанести на поверхность любой набивной орнамент, который послужит украшением для всякого помещения. Например, можно оформить стену «под цветущий луг» : на светло-зеленом фоне располагаются розовые и голубые цветы с темно-зелеными листьями. Готовят три трафарета - для голубых, розовых цветов и для листьев. Светло-зеленым (фоновым) цветом выполняется накрывка.

Для изготовления трафаретов используют кальку, размер которой соответствует размеру захватки. На нее наносят полноцветный фрагмент рисунка. На лист картона переводят голубые цветы и острым ножом вырезают их, то же самое проделывают с остальными элементами рисунка. Только переводят их на другие картонные листы.

Примерно через 20-30 минут после затирки раствора накрывочного слоя на поверхность по отбитым линиям устанавливают трафарет и кистью выполняют набивку голубых цветов. После того, как рисунок подсохнет, по этим же линиям размещают следующий трафарет и приступают к набивке розовых цветов. Последний фрагмент рисунка - темно-зеленые листья - наносят жидким раствором после высыхания предыдущего цветного слоя.

Последний этап набивки такого рисунка - его корректировка: тонкой кисточкой наносят раствор подходящего цвета на незакрашенные промежутки и удаляют ножом затекший под трафарет раствор.

Многоцветные штукатурки получают последовательным нанесением друг на друга тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Эту отделку часто называют резьбой по штукатурке потому, что во время работы приходится срезать, выцарапывать один или несколько слоев раствора. В результате можно получить декоративный рисунок, начиная от примитивного орнамента до сложной художественной композиции (рис. 158).


Многоцветная штукатурка «сграффито» проста по выполнению, не требует сложных инструментов.
Растворы для штукатурок «сграффито». Раствор приготовляют в виде жидкого теста. Цвет раствора и его состав может быть различный. Составы растворов для многоцветных штукатурок следующие (в объемных частях):

Растворы для многоцветных штукатурок

Белый


Песок белый.................. 3

Желтый



Охра..................................0,2

Красный

Известковое тесто............... 1
Песок белый................. 3
Мумия......................................0,4

Синий

Известковое тесто............... 1
Песок белый....................................3
Ультрамарин..................................0,3

Коричневый

Известковое тесто............... 1
Портландцемент........... ..... 3
Песок белый....................................3,5
Охра золотистая. . ..........................0,3
Умбра..........................................0,1

Розовый

Известковое тесто................ 1
Песок белый....................................2,5
Кирпич молотый................................0,3

В этих растворах количество пигмента определяется цветом и тоном раствора.
Подготовка поверхностей. Многоцветные штукатурки выполняют в небольших количествах и стоимость их довольно высока. Кроме того, эти штукатурки трудно поддаются ремонту. Чтобы получить долговечные штукатурки, не требующие ремонта, следует не только хорошо приготовить раствор и правильно нанести, но и очень хорошо подготовить поверхность. Подготовка включает тщательную очистку, насечку, выборку швов и промывку поверхностей.
После подготовки производят провешивание, устраивают марки и маяки, наносят обрызг и грунт. Грунт наносят из того же раствора, который приготовляется под декоративную отделку всего фасада. Поверхность грунта нацарапывают бороздками и соответственно выдерживают и просушивают.
Нанесение цветных слоев. Выдержанный грунт до нанесения накрывочных слоев смачивают водой. Как только вода впитается в грунт, приступают к нанесению накрывочных цветных слоев.
Раствор набрасывают или намазывают лопаткой с сокола. Намазывать раствор можно также непосредственно с сокола или полутерком.
Каждый нанесенный слой раствора тщательно разравнивают и одновременно хорошо уплотняют во избежание образования пустот-раковин в толще штукатурки. Этот брак неизбежно приводит к искажению рисунка. Толщина накрывочных слоев должна равняться общей толщине нанесенного накрывочного слоя цветной известково-песчаной, терразитовой или каменной штукатурки. В некоторых случаях, когда на это дается соответствующее указание, толщина слоев многоцветной штукатурки делается меньше. Первый слой многоцветной штукатурки, наносимый на грунт, должен быть не тоньше 5 мм , так как через более тонкий слой может просвечивать грунт. Второй слой может быть от 1 до 2 мм , последующие слои - третий, четвертый и т. д.- могут быть такой же толщины.
Иногда третий и другие слои раствора наносят не лопаткой или полутерком, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм . Раствор обычно наносят в три-четыре слоя, а остальные слои подкрашивают известковым колером по сырому слою.
Для примера рассмотрим порядок нанесения многоцветной трехслойной штукатурки. Первый слой, например черный, наносят на грунт и гладко разравнивают полутерком; после схватывания его, через 15-30 мин в зависимости от погоды, наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет - третий слой, желтый. Последний слой, нанесенный с лопатки, обязательно хорошо затирают, даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти.
Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего хорошо загладить лопаткой или кельмой. В большинстве случаев с лопатки наносят не более трех слоев; остальные слои наносят с помощью кисти.
Если по каким-либо причинам нанесенный накрывочный слой пересохнет, его следует хорошо смочить водой и только после впитывания им воды наносить последующие слои.
Инструменты и приспособления. Для нацарапывания штукатурки используют набор резцов различной формы (рис. 159). Одни резцы применяются для подрезания раствора, другие для его выбирания, третьи для зачистки и т. д.

Устройство трафарета и нанесение припороха. Трафарет и тампон для нанесения рисунка припорохом изготовляют следующим образом.
Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу, обычным рисованием по клеточкам, увеличивая или уменьшая размеры рисунка. Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм , кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и хорошо просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.
Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой, просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок. Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента или мела выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки.
Изготовленный трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета. От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, от чего получается рисунок - припорох в виде точек (рис. 160). Затем трафарет переносят на другое место, где повторяется та же операция.

Выцарапывание. Рисунок выцарапывают по влажной мягкой штукатурке не позднее чем через 5-6 ч после ее нанесения. На пересохшей штукатурке почти невозможно выцарапывание, потому что раствор режется с трудом. Следовательно, накрывочные слои надо наносить на такой площади, которую можно обработать за указанное выше время.
Для этого поверхности разбивают на захватки, учитывая количество имеющихся штукатуров.
К полученным контурам рисунка - припороху приставляют резец и прорезают им узкую борозду. Резец держат в правой руке, так чтобы он был наклонен к поверхности штукатурки под углом 60° (рис. 161).

После обрезки всего раствора по контуру оставшийся между контурами раствор снимают скоблилкой. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет. Например, вырезается орнамент, состоящий из дубовых листьев с желудями; листья - темно-зеленые, желуди - желтые, а чашечки, в которых находятся жёлуди,- светло-зеленые. Весь орнамент располагается на синем фоне. Таким образом, для выполнения рисунка требуются четыре слоя: нижний, темно-зеленый - для листьев, второй, желтый,- для желудей, третий, светло-зеленый,- для чашечек, четвертый, синий,- поле, на котором расположен орнамент.
При выполнении рисунка чашечки приходится прорезать неглубокую бороздку только на толщину верхнего слоя. Когда выполняется рисунок желудя, глубина бороздки больше. Самая глубокая бороздка будет при выполнении рисунка листьев. Выполнять можно в любой последовательности, т. е. начинать или с листьев, с самого глубокого рисунка, или с чашечек, самого мелкого рисунка.
Срезают и соскабливают раствор осторожно, так чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.
При мелкорельефной цветной штукатурке «сграффито» на нижний подкладочный слой наносят не толстый, штукатурный слой, а обычную известковую двух-трехкратную покраску по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.
Работа по выцарапыванию выполняется звеньями из 4-5 человек, в составе двух штукатуров 6-го разряда и двух-трех штукатуров 4-5-го разрядов. Под руководством штукатуров 6-го разряда все звено приготовляет раствор, наносит его и разравнивает. Затем один из штукатуров 6-го разряда занимается со штукатуром 4-го разряда припорашиванием по трафарету, остальные члены звена выцарапывают рисунок.
Выполнение «сграффито» по шаблонам. Этот способ называется имитацией. Выполненные по этому способу рисунки могут быть выпуклыми и углубленными - вдавленными. Для выполнения рисунка такой формы изготовляют шаблоны, которые делятся на формы и лекала. Толщина шаблонов бывает различна, они могут изготовляться из картона, жести, фанеры.
С помощью шаблонов можно получить любой рисунок. Отделка по этому способу производительнее, чем способом выцарапывания, и может быть выполнена менее квалифицированными штукатурами. Так как для выполнения выпуклого, вдавленного, углубленного рисунка нужны шаблоны, отличающиеся от описанных выше, то рассмотрим технику их изготовления на конкретном примере.
Необходимо изготовить шаблоны для выполнения выпуклого и вдавленного рисунка пятиконечной звезды с расположенными в центре серпом и молотом. Для изготовления шаблонов на куске фанеры вычерчиваем звезду в середине с серпом и молотом. Затем пилой-лобзиком выпиливаем звезду и в середине серп и молот.
После выпиливания получается кусок фанеры с вырезанным просветом в виде звезды - форма и лекало в виде звезды. В лекале звезды выпиливаем изображение серпа и молота, просвет от которых будет тоже формой, а оставшаяся фанерная часть - лекалом серпа и молота.
Таким образом получим две формы и два лекала (рис. 162). Форма будет применяться для выполнения выпуклого рисунка, а лекало - углубленного. Так как один шаблон, т. е. лекало или форма, дает только однослойное «сграффито», то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало имеют вид пятиугольника (рис. 163).



форма, дает только однослойное «сграффито», то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного - третий. Форма и лекало имеют вид пятиугольника (рис. 163).
Чтобы во время работы форма и лекало легко вынимались и не делали рваными кромки выполняемого из раствора рисунка, кромки форм и лекал надо срезать на фаску (или на лоск), а шероховатости зачистить. Чтобы удобнее было снимать форму и лекало, к ним рекомендуется прибить ручки.
Изготовив формы и лекало, можно приступить к выполнению рисунка. Для выполнения указанного рисунка нужно приготовить сухие смеси трех цветов: голубого, красного и желтого. Чтобы получить выпуклый рисунок красной звезды с золотым серпом и молотом, поступают следующим образом. Прежде всего берут форму второго шаблона-пятиугольника и устанавливают ее на отделанной штукатурке фаской к поверхности (вниз). Форму можно укрепить гвоздями, придерживать ее руками или приморозить гипсом (рис. 164).
Приготовленный голубой раствор наносят в пространство шаблона, т. е. в форму, разравнивают и затирают. Форма оставляет на поверхности голубой пятиугольник, толщина которого равняется толщине шаблона. На выполненный пятиугольник устанавливают форму звезды так, чтобы звезда находилась в центре пятиугольника. В форму наносят раствор красного цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон снимают, и форма оставляет на поверхности голубого пятиугольника красную пятиконечную звезду (рис. 165).


К звезде прикладывают форму серпа и молота так, чтобы серп н молот находились в центре звезды. В форму наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон формы снимают, и форма оставляет серп и молот (рис. 166).


Чтобы получить углубленный рисунок звезды, также применяют шаблоны, но только в виде лекала. Выполняют рисунок следующим образом. Прежде всего наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. К этому раствору прикладывают лекало серпа и молота и наносят вокруг него раствор красного цвета, разравнивают его на уровне лекала и затирают (рис. 167). После схватывания раствора лекало серпа и молота вынимают и устанавливают лекало звезды так, чтобы ее центр точно находился над серпом и молотом.

Вокруг установленного лекала звезды наносят раствор голубого цвета, разравнивают его и затирают. После схватывания раствора лекало вынимают, и получается красная звезда с золотым серпом и молотом (рис. 168).


На звезду устанавливают лекало пятиугольника так, чтобы звезда была в его центре. Вокруг лекала намазывают, разравнивают и затирают тот раствор, которым оштукатуривают всю поверхность (рис. 169). После схватывания раствора лекало пятиугольника вынимают и получается трехцветный углубленный рисунок (рис. 170).


При намазывании раствора вокруг каждого лекала его следует наносить на площадь несколько большую, чем она занимает. Это необходимо для того, чтобы лекало при установке лежало на цветном растворе для данного рисунка. Чтобы к форме и лекалу не прилипал раствор, их рекомендуется смазывать какой-либо смазкой.
Имитацию такого «сграффито» можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. Во время нанесения раствора совершенно не приходится опасаться попадания раствора на линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки.
Имитацию «сграффито» обычно выполняют два человека - штукатуры 6-го и 3-го разрядов. Штукатур 3-го разряда приставляет и поддерживает шаблоны, подносит и перемешивает материал и выполняет ряд других работ.
Выполнение «сграффито» по трафарету. С помощью трафаретов можно получить любые рисунки независимо от количества цветов.
Для изготовления трафаретов берут плотный картон толщиной в 1 мм . На картоне рисуют или переводят на него с помощью копировальной бумаги контуры рисунка. Затем картон кладут на фанеру или строганую доску, берут нож с острым концом и вырезают рисунок. Вырезать следует так, чтобы форма не отделялась от лекала, для чего между ними оставляют мостики, которые соединяют между собой узоры. Для многоцветной штукатурки для каждого цвета изготовляют свой трафарет.
После изготовления трафареты пропитывают олифой и просушивают, затем кладут между двумя листами фанеры или ровными широкими досками и придавливают грузом. Под грузом трафареты выпрямляются. После каждого дня работы или перед обеденным перерывом трафареты следует класть под груз и выпрямлять, а также просушивать.
Кроме трафаретов, для работы необходимы щетинные кисти-ручники разных размеров.
Для набивки рисунка приготовляют раствор из тех же материалов, что и для выполнения «сграффито» путем выцарапывания, но только он должен быть менее густой.
До начала работ подготовленную поверхность смачивают водой и, дав возможность воде впитаться, наносят на нее основной цветной слой раствора полутерками с последующей затиркой или просто кистью за два раза. Затем на только что нанесенный и слегка схватившийся раствор укладывают трафарет, смачивают кисть в растворе и приступают к набивке рисунка. Чтобы трафарет был на одной прямой, по раствору следует пробить намеленным шнуром линии.
Набивать рисунок по трафарету лучше всего вдвоем. Один рабочий держит трафарет, прижимая его к поверхности, а другой набивает рисунок. Раствор перед каждым смачиванием в нем кисти необходимо перемешивать, а смоченную кисть отжимать с таким расчетом, чтобы раствор не затекал под приставленный трафарет. Кистью следует наносить несильные торцующие удары, заполняя тем самым вырезанное пространство рисунка окрашенным раствором. После снятия трафарета на поверхности остается точная копия вырезанного рисунка из цветного раствора.
Во время набивки многоцветного рисунка каждый цвет раствора следует наносить отдельной кистью и только после того, как схватится ранее нанесенный слой раствора. После набивки рисунка под местами мостиков могут остаться не заполненные раствором места, которые исправляют вручную с помощью маленьких кистей.
Если набивается многоцветное «сграффито» с применением нескольких трафаретов, трафареты следует накладывать так, чтобы рисунки совпадали один с другим. При изготовлении трафаретов на их торцовых сторонах делают вырезки, которые являются направляющими при передвижении трафарета во время набивки рисунка. Эти вырезки должны точно совпадать с пробитыми линиями. При набивке рисунка по трафарету следует помнить следующее правило. Нельзя производить набивку рисунка способом закрашивания, что приводит к затеканию раствора под трафарет. Если появляются затеки раствора, их следует счистить отрезовкой или ножом.
После набивки всего рисунка иногда исправляют его кромки, подрезая их ножом, это подчеркивает резкость рисунков.
Набивкой можно получить красивый рисунок, ничем не отличающийся от рисунка, выполненного способом выцарапывания.
Техника безопасности. При подготовке поверхностей, т. е. очистке, насечке, выборке швов, следует работать в защитных очках или респираторах и рукавицах.
Все инструменты должны быть насажены на прочные, гладкие ручки и хорошо заклинены.
Работая с кислотами, необходимо соблюдать следующие правила. Кислоту переносят только вдвоем и хранят в соответствующем месте. Приготовляя раствор, кислоту следует лить в воду малыми порциями и все перемешивать. Работать надо в резиновых перчатках и респираторах.

Сграффито - это древнейшее искусство нанесения изображений на различные предметы. Еще в Древней Греции резьбой по глине украшали керамические изделия. Позднее эта техника распространилась и в Италии, где ее начали использовать для украшения стен. Современную технику сграффито часто применяют для оригинальной отделки стен внутри и снаружи помещения.

Техника выполнения сграффито достаточно проста. Самый простой вариант - это сделать двухцветное сграффито . Для этого на подготовленную и окрашенную стену наносят первый слой штукатурки. Заметьте, что цвета штукатурки и основы должны отличаться. Затем в некоторых местах штукатурку соскребают, вырисовывая определенный рисунок. Таким образом получается двухцветный рисунок.

Чтобы получить многоцветное сграффито , на стену приходится нанести несколько отличающихся по цвету слоев штукатурки. Затем нанесенную штукатурку соскребают на определенную глубину, чтобы обнажить нужный слой.

Сграффито: техника выполнения

Существует два способа рельефного декорирования стен в технике сграффито. Первый способ - это выборка раствора . Сначала следует подготовить трафарет. Перенесите выбранный рисунок с кальки на картон. С помощью толстой швейной иглы на картоне сделайте ряд отверстий, которые будут повторять контуры рисунка. Переносить рисунок можно с помощью обычного марлевого тампона, наполненного мелом или пигментом. Изготовить марлевый тампон очень легко: возьмите квадратный отрезок марли и сложите его вчетверо. В середину положите пигмент и плотно завяжите тампон.

Теперь следует подготовить поверхность, на которой будет находиться сграффито. Для этого на подготовленную основу стены наносят определенное количество слоев штукатурки. Самое прочное сграффито будет получаться из 5 разных слоев . При чем самый первый основной слой будет самым толстым: 7-8 мм. Толщина всех последующих слоев будет колебаться от 2 до 5 мм. Когда штукатурка нанесена на подготовленную поверхность размером 1 м², можно переносить на нее рисунок для сграффито. Для этого наложите трафарет и постучите по нему марлевым тампоном по всему контуру рисунка.


Сграффито выполняют путем вырезания отдельных фрагментов. Сначала вырезают фрагменты самого нижнего слоя штукатурки . Далее вырезают все элементы четвертого слоя и т. д.

В технике сграффито также может быть выполненной с помощью набивки рисунка . Но в этом случае приходится не вырезать орнамент на штукатурке, а набивать его. Для выполнения такого набивного сграффито снова потребуются трафареты. Только на этот раз для каждого цветового элемента рисунка приходится готовить отдельный трафарет. На трафарете потребуется полностью вырезать все элементы, оставив несколько поддерживающих перемычек на рисунке.

Когда трафарет и основная стена готовы, можно приступать к выполнению сграффито. Для этого фоновый слой штукатурки выравнивают и затирают. Когда слой штукатурки уже начнет схватываться (должно пройти 20-30 минут), можно начинать набивать рисунок . Для этого прикладывают трафарет с определенными элементами и кисточкой, смоченной в раствор нужного цвета, выполняют торцующие удары по поверхности стены, придерживаясь вырезанных элементов. Убрав трафарет со стены, можно увидеть, как начинает вырисовываться ваш сграффито. Если в ходе работы некоторые элементы были не закрашены, их набивку заканчивают с помощью тонкой кисти. Также иногда штукатурка может немного расплываться за края рисунка. Не ждите, пока она схватится, сразу же удаляйте излишки штукатурки со стены тонким ножом. К набивке следующего цвета можно приступать только тогда, когда предыдущий слой немного подсохнет.

Отделка декоративной штукатуркой сграффито не занимает слишком много времени. Но всю работу следует выполнять достаточно быстро и аккуратно. Любые погрешности следует сразу же исправлять .

Сграффито: штукатурка

Для сграффито потребуется самая обычная песчано-известковая штукатурка, только более хорошего качества . Также не забудьте, что для закрашивания штукатурки сграффито вам потребуются различные пигменты. Также в некоторых случаях могут понадобиться акриловые краски для выполнения отдельных дополнительных декоративных элементов.