Осветительные приборы

Как определить количество теплоты полученное холодной водой. «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры

Как определить количество теплоты полученное холодной водой. «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры

Тема урока: Лабораторная работа №1. Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры.

Задача:

Цели урока:

Образовательная: формирование умений применять теоретические знания на практике и решать задачи по теме количество теплоты, удельная теплоемкость вещества.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности и бережливости, способность работать в паре.

Развивающая: продолжать формировать навыки использования лабораторного оборудования на уроках физики.

Ход урока.

    Организация урока(2 мин.)
    - приветствие учащихся
    - проверка явки учащихся и готовности класса к уроку.

    Инструктаж по технике безопасности.(3 мин)

    Выполнение лабораторной работы №1.(40 мин)

Лабораторная работа №1.

Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры .

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.

  1. Приборы и материалы: калориметр, измерительный цилиндр (мензурка),термометр, стакан с холодной водой, чайник с горячей водой (один на всех), весы с разновесом.

Примечание: Калориметр – прибор, применяемый во многих опытах по тепловым явлениям. Он подобен термосу.

Калориметр состоит из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком. Дно внутреннего сосуда отделено от внешнего подставкой. Такое устройство позволяет уменьшать теплообмен содержимого внутреннего сосуда с внешней средой.

    1. Указания к работе

    С помощью мензурки отмерьте примерно 50см 3 холодной воды, вылейте ее во внутренний стакан калориметра.

    Измерьте ее температуру.

    Измерьте температуру горячей воды в чайнике и влейте горячую воду в калориметр, смешав ее с холодной водой, не вынимая при этом термометра из калориметра. Термометр держать в воде до тех пор, пока столбик жидкости в нем перестанет подниматься.

    Измерьте температуру смеси холодной и горячей воды именно в этот момент. Важно не прозевать его!

    Измерьте объем этой смеси мензуркой. Путем вычитания определите объем влитой горячей воды.

    Рассчитайте массу холодной и горячей воды.

    Вылив смесь из калориметра и, насухо вытерев его, определите его массу путем взвешивания на рычажных весах.

    Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:

Объем холодной воды V 1 , см 3

Масса холодной воды m 1 , кг

Температура холодной воды t 1 0 С

Температура горячей воды t 2 0 С

Температура смеси  0 С

Объем смеси V,см 3

Объем горячей воды V 2 ,см 3

Масса горячей воды m 2 , кг

Масса внутр.стакана калориметра m ал., кг

    Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси, и количество теплоты, полученное холодной водой при ее нагревании до этой же температуры. Результаты вычислений занесите в таблицу:

Количество теплоты, полученное холодной водой Q 1 , Дж

Количество теплоты, отданное горячей водой Q 2 , Дж

Разность (Q 2 -Q 1), Дж

Отношение Q 1 /Q 2 

10.Сравните количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством теплоты, полученным холодной водой, и сделайте вывод.

11.Рассчитайте количество теплоты Q 3 , полученное внутренним стаканом калориметра, который изготовлен из алюминия. Сделайте вывод, сравнив Q 3 с Q 1 и Q 2 .

Примечания:

1.Удельные теплоемкости воды и алюминия определите по таблице в учебнике «Физика-8».

2.Расчеты производите с учетом правил приближенных вычислений.

3.Произвести оценку погрешностей прямых и косвенных измерений.

________________________

Лабораторная работа №1

Учени___ 8-го класса

«Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Приборы и материалы: калориметр, мензурка, термометр, стакан.

1. Ответьте на вопрос: в каких единицах измеряется

· Количество теплоты __________

· Масса тела __________________

· Удельная теплоемкость _______

2. Напишите формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела _________________________________________

Познакомьтесь с устройством и назначением калориметра:

Прибор состоит из двух сосудов (внутренний и внешний), разделенных воздушной прослойкой

Белая окраска внешнего сосуда

уменьшает теплообмен путем излучения

Назначение : калориметр уменьшает

теплообмен с окружающей средой

Ход работы

Выполните следующие действия:

1. Отмерьте с помощью мензурки 100г горячей воды и налейте ее во внутренний сосуд калориметра

2. Измерьте температуру горячей воды

3. Отмерьте 100г холодной воды и перелейте ее в стакан

4. Измерьте температуру холодной воды

5. Осторожно влейте холодную воду в сосуд с горячей водой, помешайте термометром полученную смесь и измерьте температуру

6. Рассчитайте по формуле Q=c m (t2 – t1) количество теплоты, отданное горячей водой при остывании, и количество теплоты, полученное холодной водой при нагревании

7. Результат измерений и вычислений запишите в таблицу. Сравните Q отданное и Q полученное

Масса горячей воды, m, кг

Начальная температура горячей воды, t1, 0C

Температура смеси, t1, 0C

Количество теплоты, отданное горячей водой, Q1, Дж

Q1=c1 m1(t –t1)

Масса холодной воды, m, кг

Начальная температура холодной воды, t2, 0C

Количество теплоты, полученное холодной водой, Q2, Дж

Q2=c2 m2(t –t2)

8. Сделайте вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка __________________

_______________________

Лабораторная работа №2

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Цель работы: определить удельную теплоемкость металлического цилиндра.

Приборы и материалы: калориметр, мензурка, термометр, стакан, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой.

Ход работы:

Налейте в калориметр воду массой 100-150г комнатной температуры. Измерьте температуру воды. Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой. Измерьте ее температуру (эта температура и будет начальной температурой цилиндра). Затем опустите его в калориметр с водой. Измерьте температуру воды в калориметре после отпускания цилиндра. С помощью весов определите массу алюминиевого цилиндра, предварительно обсушив его. Все данные измерений запишите в таблицу:

Масса воды в калориметре

Начальная температура воды t1

Масса цилиндра m2

Начальная температура цилиндра t2

Общая температура воды и цилиндра t,

6.Рассчитайте:

а) количество теплоты Q1 , которое получила вода при нагревании:

Q1= c1m1(t - t1),

где с1- удельная теплоемкость воды.

б) количество теплоты Q2 , отданное металлическим цилиндром при охлаждении:

Q2= c2m2(t2 – t),

где с2 – удельная теплоемкость вещества цилиндра, значение которой надо рассчитать.

Зная, что количество теплоты, полученное водой при нагревании. Равно количеству теплоты, отданному цилиндром при охлаждении, можно записать

Q1= Q2 , или c1 m1(t – t1) = c2 m2(t2 – t)

Из полученного уравнения выразим неизвестную величину удельную теплоемкость с2

Вывод _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________

Лабораторная работа №3

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Цель работы: научить пользоваться измерительным электрическим прибором –амперметром, убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательной соединенных участках цепи одинакова.

Оборудование: источник тока, электрическая лампочка на подставке, электрический ключ, соединительные провода, амперметр

Ответьте на вопросы: 1.Чему равна цена деления амперметра? _________________

4. Каковы правила включения амперметра в цепь?

_________________________________________________________________________

5. Где должна находиться стрелка амперметра до включения его в цепь?___________

Заполните таблицу:

Название прибора

Амперметр

Назначение

Цена деления

Погрешность измерения

Выполните следующие действия

1. Соберите электрические цепи по схемам, изображенным на рисунках

2. Запишите показания амперметра во всех трех случаях под схемой электрической цепи.

3. Сравните полученные результаты. Сделайте вывод. _______________________________________________________________________________

4. Определите, какой заряд прошел через электрическую лампу, если ключ был замкнут в течение 1 минуты.

5.Соберите цепь, состоящую из источника тока, двух электрических ламп, ключа, амперметра, соединительных проводов. Измерьте силу тока в лампах, показания запишите и сделайте вывод. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________________________

Лабораторная работа №4

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Тема: Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Цель работы: научиться пользоваться измерительным электрическим прибором –вольтметром, убедиться на опыте, научиться измерять напряжение на различных участках цепи.

Оборудование: источник тока, электрическая лампочка на подставке, электрический ключ, соединительные провода, вольтметр, амперметр.

Ответьте на вопросы: 1. Из каких основных частей состоит вольтметр? _________________________________________________________________________ 1.Чему равна цена деления вольтметра? _________________

2. Каков предел измерения прибора?_________________________________________

3. Чему равна погрешность измерения? _______________________________________

4. Каковы правила включения вольтметра в цепь?

_________________________________________________________________________

5. Где должна находиться стрелка вольтметра до включения его в цепь?___________

Заполните таблицу:

Название прибора

вольтметр

Условное обозначение на схемах

Назначение

Цена деления

Погрешность измерения

Выполните следующие действия

Соберите цепь, состоящую из источника тока, двух электрических лампочек, ключа, амперметра, соединительных проводов. Начертите в тетради схему соединения приборов, укажите точки подключения вольтметра. С помощью лабораторного вольтметра измерьте напряжение (U1 и U2) на каждой лампочке и на клеммах источника тока (U). Вычислите сумму напряжений U1 + U2 на обеих лампах и сравните ее с напряжением U. Сделайте вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________________________

_______________________

Лабораторная работа № 5

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Тема: «Регулирование силы тока реостатом»

Цель работы: изучить устройство реостата, научиться пользоваться прибором для

регулирования силы тока в электрической цепи.

Оборудование: амперметр, реостат, источник тока, ключ, соединительные провода.

Рассмотрите полученный лабораторный реостат и прочитайте описание устройства реостата в тексте учебника $47.

Ответьте на вопросы:

1. Для чего предназначен реостат? _____________________________________________________________________________

2. Как условно изображают реостат на схемах электрических цепей?

3. Почему в реостатах используют проволоку с большим удельным сопротивлением?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите основные детали реостата? _____________________________________________________________________________

Выполните следующие действия:

1. Соберите электрическую цепь, включив последовательно реостат на полное сопротивление, амперметр, источник тока, ключ.

2. Запишите показания амперметра и зарисуйте схему собранной цепи

3. Плавно передвигайте ползунок до середины реостата, запишите показания амперметра в этом положении ползунка. Начертите схему цепи.

Продолжайте плавно передвигать ползунок реостата, уменьшая его сопротивление, но не выводя его из реостата полностью (если вывести полностью ползунок, сопротивление станет равным нулю, сила тока резко возрастет и амперметр может испортиться).

Начертите схему электрической цепи и запишите показания амперметра.

Электрическая схема

Сила тока, I, А

Сделайте вывод о том, в какую сторону надо двигать ползунок, чтобы увеличить или уменьшить сопротивление реостата.

Как изменилось сопротивление реостата в выполненной вами лабораторной работе ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ______________________________________________

_______________________________

Лабораторная работа № 7

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Тема: «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.

Оборудование: низковольтная лампа на подставке, амперметр, секундомер, источник тока, ключ, соединительные провода.

Контрольные вопросы:

1. Чтобы определить работу электрического тока, надо ____________________________________

2. Напишите формулу работы электрического тока, которой удобно пользоваться при расчетах

4. В каких единицах измеряется работа электрического тока? ___________________________

5. Чему равна мощность электрического тока? Напишите формулу

6. В каких единицах измеряется мощность?____________________________________________

Указания к работе.

Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив все последовательно (см. рис 68). Измерьте вольтметром напряжение на лампе. Начертите схему собранной цепи и запишите показания приборов. Вычислите мощность тока в лампе. Заметьте время включения и выключение лампы. По времени ее горения и мощности определите работу тока в лампе. Заполните таблицу:

Измерение

Вычисление

Сила тока

Напряжение

Время горения лампы, t

Мощность тока

Работа электрического тока

Работа электрического

Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадают, объясните причину этого.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _____________________________________________

_________________________________________________________

Лабораторная работа № 8

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Тема: «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Цель работы: собрать электромагнит и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Оборудование: источник тока, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.

Повторите по учебнику п. 58.

Составьте электрическую цепь из источника тока, катушки, реостата и выключателя, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите полюсы у катушки. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку будет едва заметно. Вставьте железный сердечник в катушку. Изменилось ли действие электромагнита на стрелку? Как? Сделайте вывод. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сравните магнитное действие одной катушки и двух катушек, соединенных последовательно. Сделайте вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

Назовите три способа усиления магнитного поля катушки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как построить сильный электромагнит, если конструктору дано условие, чтобы сила тока в электромагните была наибольшей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Нужно построить электромагнит, подъемную силу которого можно менять, не меняя его конструкции. Как это сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________________________

_________________________________

Лабораторная работа № 9

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Тема: «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

Цель работы: ознакомиться с основными деталями электрического двигателя постоянного тока.

Оборудование: источник тока, ключ, соединительные провода, модель электродвигателя постоянного тока.

Контрольные вопросы:

Какое физическое явление положено в основу устройства электродвигателя?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Назовите основные части электродвигателя ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С помощью каких деталей осуществляется подвод тока от источника к подвижной рамке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему через каждые пол-оборота ток в рамке изменяет направление на противоположное? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зачем нужно изменять направление тока в рамке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание : Подвижная часть электродвигателя называется якорем. Электромагнит, создающий магнитное поле, называется индуктором.

Порядок выполнения работы

Соберите электродвигатель. Подключите к нему источник тока и приведите электродвигатель во вращение. Если двигатель не работает, найдите причины

Цели урока:

Образовательные : обобщить и повторить знания учащихся о таких понятиях как температура, внутренняя энергия, количество теплоты; о способах изменения внутренней энергии; о видах теплообмена; о законе сохранения энергии. Повысить результативность учебного процесса.

Развивающие: сформировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать результаты лабораторной работы, делать выводы, формулировать закон сохранения энергии, определение количества теплоты; проводить измерения физическими приборами и анализировать результаты.

Воспитательные : показать применение знаний в быту и технике; воспитать трудолюбие, терпение, упорство, которые пригодятся для выполнения всякой серьезной работы, повысить трудовую и творческую активность учащихся.

Ход урока.

1. Организационный этап: (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания).

Учитель . Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит вспомнить и закрепить понятия связанные с изменением внутренней энергии тел, выполнить лабораторную работу № 1, в которой будем сравнивать количества теплоты при смешивании воды разной температуры, объяснять и делать выводы по результатам опытов. Работа предстоит большая, но интересная, и я надеюсь, что все вы прекрасно справитесь с ней.

2. Домашнее задание. Так как на следующем уроке мы будем продолжать обобщать и повторять знания по теме: «Тепловые явления», дома вы читаете и готовитесь к лабораторной работе №2 стр.169 и повторяете §. Также прошу вас заполнить таблицу (таблица раздаётся каждому ученику) .

Сегодня на уроке мне нужны помощники. Раздаю списки и прошу отметить в них отвечающих на вопросы учеников.

3. Актуализация знаний. На прошлых уроках мы изучили такое понятие, как внутренняя энергия, а также рассмотрели способы её изменения.

Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?

Подробнее мы остановимся на теплообмене (теплопередаче).

Какие виды теплопередачи вы знаете?

Сейчас я вам предложу простые опыты, а вы попытаетесь объяснить их, пользуясь своими знаниями.

1) Несгораемая бумага (нужно обмотать плотно железную гирю бумажной полоской, внести в пламя свечи, огонь будет лизать бумагу, закоптит её, но не сожжет до тех пор, пока гиря не раскалится).
2) Зажигаю спичку при трении о коробок и поместив ее в пламя свечи.

Чем отличаются эти процессы и что в них общего?

В процессе теплопередачи внутренняя энергия тел изменяется.

Что такое количество теплоты?
По какой формуле мы можем вычислить количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении?
Назовите физические величины, которые входят в формулу.

4. Составление плана выполнения лабораторной работы №1.

Те теоретические знания, которые нам пригодятся сегодня для выполнения лабораторной работы, мы повторили. Прошу моих помощников подвести итоги по блиц - опросу.

Выделяются наиболее активные ученики, учитель ставит им оценки. Более точные итоги будут подведены на следующем уроке после проверки лабораторной работы.

По ходу выполнения лабораторной работы вы будете вести записи, которые фиксируют протекание процесса и полученные данные.
Перед вами находится форма отчета по данной практической работе, которую вы будете заполнять после моих объяснений (приложение 1). Для тех, кому трудно воспринимать информацию на слух, откройте учебник на странице 169. Один отчет на двоих. Работу выполняете вдвоем, заполняете один отчет.

Перед выполнением лабораторной работы проводится инструктаж по технике безопасности.
Учащиеся ставят свою подпись на бланке отчета, учитель и староста в журнале по технике безопасности.

1) Начнем мы с постановки цели нашей практической работы.

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат, пользуясь законом сохранения энергии.

Какую физическую величину нужно измерить?
В каких единицах измеряется количество теплоты?

2) Решаем, какой способ измерения (прямой или косвенный) будем использовать.

3) Подбираем необходимые приборы, повторяем правила работы с ними:

Термометр;
- калориметр.

Масса горячей и холодной воды задана (100г – перевести в кг).
Термометр:
пределы измерения – нижний предел: 0оС
верхний предел: 100оС
цена деления: 1оС/дел.
Из каких частей состоит калориметр и в чем заключается его особенность?

4) Определяем правила снятия показаний с термометра.

Для наглядности демонстрируется электронная версия лабораторной работы №1. Во время просмотра задаются вопросы:

1. Чтобы вы изменили в последовательности выполнения работы?
2. Почему наливаем холодную воду в горячую?

5) Записываем результаты измерений в таблицу.

6) Математически обрабатываем данные(производим вычисления).
Ученик записывает на доске формулы для горячей и холодной воды.

7) Отвечаем на контрольные вопросы.

8) Делаем выводы.

В отчете о выполнении лабораторной работы выделено три уровня заданий.

Выполнен первый уровень – оценка три;
выполнены первый и второй уровень – оценка четыре;
выполнены все предложенные уровни – отличная оценка.

5. Выполнение лабораторной работы по плану.

6. Выполнение теста (на отдельную оценку) учениками, справившимися с практической работой досрочно.

7. Уборка оборудования, наведение порядка на рабочих местах.

Решение задачи:

мы знаем, что внутреннюю энергию тела можно изменить не только за счет работы, но и за счет нагревания тела. при этом процесс передачи энергии от одного тела к другому без совершения работы называют теплообменом. изменение внутренней энергии при теплообмене называют полученной или
отданной теплотой. мы знаем также, что количество теплоты, необходимое для нагревания тела (или выделяемое им при охлаждении), зависит от рода вещества, из которого оно состоит, от массы этого тела и от изменения его температуры:

измерить количество переданной теплоты можно в калориметрах. это устройство мы будем использовать в этой работе.
калориметр состоит из двух сосудов: внутреннего и внешнего. внешний сосуд должен предохранять внутренний от потери тепла за счет теплообмена с окружающей средой. сверху оба сосуда закрываются крышкой с установленным на ней термометром.
если в калориметр налить воды массой m 1 при температуре а затем еще добавить воды массой m 2 при температуре t 2 , то в сосуде начнется теплообмен, а спустя некоторое время установится состояние теплового равновесия. при этом обе части воды будут иметь одну и ту же температуру t, и количество теплоты, отданное горячей водой, равно количеству теплоты, полученной холодной водой. последнее утверждение составляет смысл уравнения теплового баланса:


пример выполнения работы:

вычисления:

количество теплоты, отданное горячей водой:

Лабораторная работа № 2

Цель работы: определить и полученное холодной водой при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Приборы и материалы:

С помощью какого термометра - 1 или 2- показания температуры будут более точными?_____________________________

Ход работы.

Осторожно! Горячая вода! Стекло! Будьте осторожны при работе с горячей водой. Не разливайте воду - возможны ожоги. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой (термометр, стакан, мензурка). Помните, стекло - хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Ртуть, содержащаяся в термометре, ядовита! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости! На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

  1. Подготовка и проведение эксперимента.
  1. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

Масса горячей воды

m , кг

t 1, 0 C

Температура смеси

t , 0 C

Количество теплоты, отданное горячей водой Q 1, , Дж

Масса холодной воды

m . кг

t 2, 0 C

Q 2, , Дж

  1. Вычисления:

Q 1 = c m ∙( t 1 - t

Q 2 = c m ∙( t - t 2 )=_______________________________ ____________________________________________

Вывод:

  1. Почему количества теплоты Q 1 и Q 2 не равны?
  2. Q 1 было бы равно Q 2 ?

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 2 "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры" для 8 класса»

Лабораторная работа № 2

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Цель работы:

Приборы и материалы: калориметр, измерительный цилиндр, термометр, стакан.

Тренировочные задания и вопросы.

1.Вспомните, как определяется цена деления шкалы прибора. Определите цену деления термометров.

Термометр

Цена деления

Показания

С помощью какого термометра – 1 или 2- показания температуры будут более точными?_____________________________

Ход работы.

Правила техники безопасности.

Осторожно! Горячая вода! Стекло! Будьте осторожны при работе с горячей водой. Не разливайте воду – возможны ожоги. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой (термометр, стакан, мензурка). Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Ртуть, содержащаяся в термометре, ядовита ! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости! На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

    Подготовка и проведение эксперимента.

    Налейте в калориметр горячую воду массой 100 г.

    Налейте в стакан холодную воду массой 100 г.

    Измерьте температуру горячей и холодной воды. Все результаты запишите в таблицу.

    Осторожно влейте холодную воду в сосуд с горячей водой, перемешайте термометром смесь и измерьте ее температуру.

    Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

Масса горячей воды

m , кг

Начальная температура горячей воды

t 1, 0 C

Температура смеси

t , 0 C

Количество теплоты, отданное горячей водой Q 1, , Дж

Масса холодной воды

m . кг

Начальная температура холодной воды

t 2, 0 C

Количество теплоты, полученное холодной водой Q 2, , Дж

    Вычисления:

Q 1 = c m ∙( t 1 - t )=________________________________

____________________________________________

Удельная теплоемкость воды с = 4200

Q 2 = c m ∙( t - t 2 )=_______________________________
____________________________________________

    Сравните количество теплоты, отданное горячей водой и, количество теплоты, полученное холодной водой, и сделайте вывод.

Вывод:

    Почему количества теплоты Q 1 и Q 2 не равны?

    Чем вызваны потери количества теплоты? Назовите все факторы.

    При каком условии количества теплоты Q 1 было бы равно Q 2 ?