Инструменты

Значение розоцветных растений в жизни человека. Исследовательская работа "многообразие представителей семейства розоцветные в окрестностях села марусино"

Значение розоцветных растений в жизни человека. Исследовательская работа

И формообразующего аффикса: сосн , пустын , восьм -ой , наш , занимательн -ый , чита . В неизменяемых словах основа равна слову: высоко , мечтая . В некоторых случаях основа может быть прерывистой:

  • глагольные формы, содержащие постфикс -ся / -сь учащ -ие -ся ;
  • основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то / -либо / -нибудь как -ой -то ;
  • основы некоторых сложно-составных существительных шкаф -а -купе ;
  • основы сложных числительных сем -и -десят -и .

В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы - корня : город , стол , жёлт -ый . Производными являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса . Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами : хлеб-н -ый ; с одной или несколькими приставками : пере-лет ; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н -ый ). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.

От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы - основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил является производящей для слова сильн ый .

Литература

  • Огекян И. Н., Волчек Н. М., Высоцкая Е. В. и др. «Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература» - Мн.: Изд-во Современный литератор, 2003. - 992 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основа слова" в других словарях:

    основа слова - 3.5 основа слова: Часть слова, используемая для образования новых слов со сходным значением. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    основа слова - основа словоизменения; основа формообразования; словоизменительная основа) Общая часть форм слова или всей парадигмы словоизменения. Например: зайчонок, зайчонка, зайчонку и т. д …

    Часть слова, в которой содержится его лексическое значение и которая остается, если отнять окончание и формообразующий суффикс. Основа инфинитива. Основа настоящего времени. Основа непроизводная. Основа, в составе которой не выделяются живые… … Словарь лингвистических терминов

    Часть слова без окончания. У существительного одна основа, у глагола – две: инфинитива и настоящего времени. От первой образуются формы прошедшего времени, в т. ч. причастия и деепричастия; от второй – личные формы, она видна в формах… … Литературная энциклопедия

    основа слова в морфемике Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    основа слова в морфемике - Общая часть всех словоформ одного и того же слова, которая остается по отсечении окончания, постфикса те и формообразующих суффиксов … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

    Основа многозначный термин: Основа слова в морфологии. Грамматическая основа предложения в синтаксисе. Основа (система нитей ткани). Основа киноплёнки целлулоидная лента, на которую поливается фотоэмульсия. Основа … … Википедия

    Основа: Основа слова Основа ткани продольная система нитей в ткани. Основа (Харьков) исторический район Харькова. Основа (живопись) … Википедия

    основа инфинитива (прошедшего времени) - Основа слова без формообразующего суффикса инфинитива. Оканчивается О.и. на гласную букву … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    основа настоящего (будущего простого) времени - Основа слова, полученная после отбрасывания окончаний в формах глагола настоящего времени … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Слова. Том 3. Духовная борьба , Паисий Святогорец. Книга "Духовная борьба"-третий том" Слов" преподобного Паисия Святогорца - путеводитель по морю духовной жизни. Люди мучаются от переживаний, бессониц, душевных болезней, а причина тому их…

В русском языке появляются новые конструкции, основы которых берутся уже с имеющихся слов либо словосочетаний. Каждый элемент можно отнести к определенной категории. Их всего две: непроизводные и производные. Существуют также различные виды основ слова. Далее в статье поговорим о том, что собой представляют эти составные части. Также выясним, как найти основу слова. В тексте будут приведены примеры для лучшего понимания.

Типы конструкций

В элементах речи, которые имеют свойство изменяться, основа слова является частью без окончания и аффикса, который придает форму. Например: пустын (я) или сосна, восьм (ой) или чита (л) . В неизменяемых элементах речи основа равняется слову. Примерами можно считать конструкции мечтая или высоко . Есть исключения, в которых основа слова прерывистая:

Глагольные формы, которые имеют постфикс -сь или -ся, например, учащ-ие-ся ;

Местоимения, которые имеют -либо, -нибудь, -то, пример: как-ой-то ;

Сложносоставные существительные - шкаф-а-купе ;

Сложные числительные - сем-и-десят-и .

Структура элементов речи

Основа слова является неизменной частью. Этот элемент передает его лексическое значение. Какая именно перед нами часть - производная или непроизводная - можно определить по ее структуре. Основа слова, которая состоит из единой морфемы, то есть корня, считается непроизводной. Например: стол, город . Основы, в которые входят два и больше словообразовательных аффикса, принято считать производными. Чаще всего это корень, который сочетается с суффиксом (одним или парой), например, хлеб-н-ый . С приставками - пере-лет . А также в редких случаях с приставкой и суффиксом в одном слове: без-дом-н-ый . Все возникающие элементы речи могут формироваться от производной или непроизводной части.

Производящая основа слова

Эти части являются компонентами новых Они не имеют никакого отношения к производным и непроизводным структурам. Примером присутствия производящей основы можно считать слово сильный . Исходным речевым элементом является сила . Основа слов, которые изменяются и которые не изменяются, отличается друг от друга. В элементах, которые меняются, этот компонент является частью без окончания и суффиксов, которые образовывают форму. Например: грустный или окно . Как определяется в этих случаях основа слова? Правило гласит, что нужно убрать окончание и

Непроизводный элемент

В русском языке существуют слова, которые обладают первичным характером. То есть они не формируются ни от каких конструкций. Основу таких слов называют непроизводной. Например: вода, трава, белый . Непроизводная основа слова имеет только корень. Ее невозможно разделить на морфемы. С непроизводной основой можно сочетать аффиксы (суффиксы, приставки, постфиксы и т.п.). Они образовывают новые речевые элементы. Так появляются конструкции с производными основами. Примерами таких слов можно считать: брат - по-братски - братский .

Производный элемент

Так называется основа слова, которая появилась от иного элемента в результате присоединения какой-нибудь морфемы. Главной составляющей компонента данного типа является корень, но в него могут также входить:

Суффиксы. Примеры: мужество, мужественность, мужественный ;

Приставки - за-муж, пра-внук, не-друг ;

Приставка и суффикс в одном слове. Например: по-муж-ск-и, воз-муж-а-л-ый .

Производную форму можно разделить на несколько морфем, она сложена не только из корня. Производная форма может быть непрерывной и прерывистой. Первый тип можно рассмотреть по следующим примерам: мечта-ть, рыбк-а или столов-ый . Примерами прерывистой производимой основы являются слова встречаюсь либо увлекл-а-сь и т.д. Следует отметить некоторые особенности данных конструкций. Любая производная часть имеет свою собственную производящую основу слова. Последняя представляет собой исходный элемент. Для примера можно рассмотреть слово вода , и его производные: водянистый, водяной , а также водянистость .

Как правильно сочетать суффиксы, приставки и постфиксы

Начнем с примеров: за-дох-ну-ть-ся или о-дум-а-вши-сь . В этом случае к основе, которая называется производящая, присоединяются аффиксы, которые образовывают слово, за счет них появляется новый элемент или словосочетание. В результате могут возникнуть различные цепочки из словосочетаний. К ним главным образом относят слова, имеющие непроизводную основу. Каждый речевой элемент, входящий в цепочку, считается родственным, а также однокоренным. Основы, которые имеют такие окончания, как -ий, -ей, могут вызывать некоторые сложности при разборе слова. Также могут возникнуть трудности при необходимости выделения корня. Например: приезжий, статей, лисий . Во избежание ошибок необходимо несколько раз склонить определенное слово и попытаться понять, насколько сильно сохраняется звук (j) в других формах этого слова. Если он отсутствует, значит, перед нами изменяемая часть слова. Другими словами, звук (j) присутствует в окончании. Если он сохранился четко, значит, является основой слова. Например: стать - j - ю , стат - j - я . В случае основу необходимо обозначать квадратной строчкой снизу.

Это применимо в случае письменного способа. В электронных печатных вариантах основа выделяется обыкновенными Это связано с тем, что на клавиатуре компьютера нет необходимой кнопки. Все эти элементарные правила изучаются еще в школе, они являются необходимыми для любого образованного человека.

Подсемейства

Spiraeoideae

(Спирейные)

Rosoideae

(Розовые)

Maloideae

(Яблоневые)

Prunoideae

(Сливовые)

апокарпный

апокарпный, редко монокарпный

ценокарпный

монокарпный

Число плодолистиков

(1)3 - множество

Подчашие

отсутствует

нередко имеется

отсутствует

отсутствует

Тип плода

многокостянка

многоорешек, многокостянка, земляничина, цинародий

однокостянка

Опыление – насекомыми.

Плоды – листовка, костянка, яблоко и очень разнообразные сборные плоды (многоорешек, многокостянка и др.); семена распространяются животными.

Важнейшие роды – рябина (Sorbus ), черемуха (Padus ), яблоня (Malus ), слива (Prunus ), груша (Pyrus ), вишня (Cerasus ), шиповник (Rosa ), малина (Rubus ), земляника (Fragaria ), лапчатка (Potentilla ), кровохлебка (Sanguisorba ), боярышник (Crataegus ).

Хозяйственное значение:

Лекарственные – многие из представителей семейства являются ценными лекарственными растениями (виды рода роза (Rosa ), черемуха обыкновенная (Padus avium ), лапчатка прямостоячая (Potentilla erecta ), земляника лесная (Fragaria vesca ), кровохлебка лекарственная (Sanguisorba officinalis ); из семян абрикоса, персика, сливы, миндаля получают жирное масло (рис. 14. 35 – 38).

Рис. 14. 35 . Черемуха обыкновенная.

Рис. 14. 36 . Кровохлебка лекарственная.

Рис. 14. 37 . Лапчатка прямостоячая.

Рис. 14. 38 . Земляника лесная.

Пищевые – в качестве плодовых и ягодных культур культивируются многочисленные сорта персика, абрикоса, вишни, яблони, груши, айвы, малины, земляники.

Декоративные – многочисленные сорта розы (около 5000 сортов).

Порядок 3. Бобовые – Fabales с е м е й с т в о Бобовые – Fabaceae

(около 650 родов, 17000-18000 видов)

Обычно делят на три подсемейства (цезальпиниевые, мотыльковые, мимозовые).

Распространение – по всему земному шару.

Жизненные формы многолетние травы (редко однолетние), кустарники, деревья.

На корнях значительной части бобовых имеются клубеньки, которые возникают вследствие внедрения азотфиксирующих бактерий из рода ризобиум (Rhizobium ), способных усваивать атмосферный азот, который затем используется растениями.

Листья – очередные, перисто- или пальчатосложные; у некоторых бобовых верхние листочки превращаются в цепляющиеся усики.

Соцветия – чащеботриоидные кисти или метелки, реже головчатые кисти, изредка редуцированы до одного цветка.

Цветки – обоеполые, зигоморфные (у цезальпиниевых и мотыльковых) или актиноморфные (у мимозовых), околоцветник двойной, чаще пятичленный, реже четырехчленный, чашечка из 5, реже 4 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 - 4 лепестков (венчик мотыльковых состоит из самого крупного лепестка – паруса, боковых лепестков – весел и лодочки, состоящей из двух сросшихся вдоль нижнего края лепестков); андроцей у всех бобовых состоит из 10 тычинок, которые могут быть свободными или срастаться, чаще 9 сросшихся и 1 свободная, гинецей монокарпный, завязь верхняя.

­ Са (5) Со 1+2+(2) A 9+(1) G 1 - цветок гороха посевного.

Опыление – насекомыми.

Плоды – боб; распространяются животными, ветром, водой.

Важнейшие роды – клевер (Trifolium ), астрагал (Astragalus ), люцерна (Medicago ), вика (Vicia ), карагана (Caragana ), остролодочник (Oxytropis ), копеечник (Hedysarum ), солодка (Glycyrrhiza ), фасоль (Phaseolus ) , донник (Melilotus ), люпин (Lupinus ), горох (Pisum ) (рис. 14. 39).

Рис. 14. 39 . Горох посевной.

Хозяйственное значение:

Лекарственные – плоды софоры толстоплодной (Sophora pachycarpa ) содержат алкалоиды, используемые в акушерской практике, плоды и бутоны софоры японской (S . japonica ) содержат витамин Р, используемый для профилактики авитаминозов, донник лекарственный (Melilotus officinalis ) содержит кумарины и используется в составе мягчительных сборов для припарок при лечении нарывов (рис. 14. 40).

Рис. 14. 40 . Софора японская.

Пищевые – к числу пищевых культур мирового значения относится соя (Glycine ), фасоль (Phaseolus ), горох (Pisum ), нут (Cicer ), чечевица (Lens ).

Декоративные – в озеленении используется карагана древовидная (акация желтая) (Caragana arborescens ), в цветоводстве выращиваются различные сорта люпина (Lupinus ).

Кормовые - многие бобовые являются ценными кормовыми культурами (люцерна, бобы кормовые, соя) и сидератами (их зеленая масса закапывается в почву в качестве удобрения) (например, люпин, донник).

Класс двудольные. Семейство розоцветные

Растения семейства розоцветные очень разнообразны по строению. Что же объединяет их в одно семейство? Какие розоцветные - культурные растения, как их использует человек?

Разнообразие растений семейства розоцветные. В семействе розоцветные насчитывается около 100 родов и 3 тыс. видов. Это многолетние растения. Одни из них деревья: яблоня, слива, рябина, черёмуха . Другие - кустарники: боярышник, шиповник, спирея . Третьи - травы: земляника, гравилат, манжетка .

Разнообразны и листья: простые - у вишни, груши ; тройчатые - у земляники, костяники и клубники ; непарноперистые - у шиповника, малины, рябины . У многих видов листья имеют прилистники.

Побеги чаще прямостоячие, но у земляники и гусиной лапки побеги укороченные, имеются также столоны - усы. У многих розоцветных есть колючки на стеблях (слива, боярышник, груша) и даже листьях (шиповник), волоски и шипики на плодах (шиповник, миндаль ).

Но особенно разнообразны у розоцветных плоды. Сухие плоды - орешки и многоорешки - у лапчатки , манжетки, гравилата (у последнего - с крючочками, цепляющимися за шерсть животных, одежду). Сочные плоды костянки у абрикоса , сливы, черёмухи; многокостянки у ежевики , малины.

У некоторых - сочные ложные плоды: яблоко у рябины, яблони, земляничина у клубники, земляники.

Цветок у розоцветных правильный, с широким, выпуклым или чашевидным цветоложем. Разрастаясь, оно часто образует ложные плоды. Околоцветник двойной, из 5 чашелистиков и 5 лепестков. Иногда чашечка состоит из двух кругов по 5 чашелистиков. Тычинок много. Если присмотреться, то можно увидеть, что они расположены в кругах и имеют разную длину. Пестик может быть либо один, либо множество. Как правило, цветоложе разрастается и становится сочным в плодах с большим количеством пестиков. Каждый пестик образует один маленький плод - орешек (у шиповника, земляники) или костянку (у малины).


Выполните первую часть виртуальной лабораторной работы

Составьте формулу цветка по данной диаграмме. (Интерактивное задание)

Культурные растения семейства розоцветные. Можно сказать, что наши плодовые сады составлены из розоцветных: яблоня, груша, вишня и черешня, слива, персик и абрикос, а также айва, миндаль . Среди розоцветных есть и ягодные культуры : малина, клубника, земляника.

Из плодовых культур у нас особенно распространена яблоня. Сортов у неё больше, чем у всех других культур - не менее 20 тыс. Более 40 сортов выведено нашим учёным-селекционером И. В. Мичуриным.

Груша - более теплолюбивая культура, живёт она до 200 лет. У груши не только вкусные плоды, но и красивая древесина, из которой изготавливают ценную мебель, делают музыкальные инструменты.

Груша и яблоня - семечковые культуры . На разрезе их плода - яблока - видны 5 плёнчатых гнёзд, образовавшихся из покровов семязачатка, в каждом из которых расположено по 2 семени. Слива, абрикос, миндаль, персик, вишня - косточковые культуры .

Видов декоративных культур немного: спирея с крупными пушистыми соцветиями, которую выращивают в парках, в виде живых изгородей, но самая главная царица всех цветов - роза . Розу в древние времена вывели из дикорастущего шиповника. Почему же у шиповника (некоторые его виды также очень декоративны) всего 5 лепестков, а у роз их десятки? У шиповника много, до 100, тычинок, которые превратились в лепестки розы. В настоящее время известно более 25 тыс. сортов розы, что вполне заменяет недостаток видового разнообразия декоративных розоцветных.

Из розовых лепестков получают розовое масло, которое используется в парфюмерии. Розоцветные приносят нам не просто вкусные плоды, они богаты витаминами (плоды шиповника - одни из рекордсменов по содержанию витамина С) и минералами. Наиболее ценным по содержанию витаминов и минералов является отечественный сорт яблок Антоновка.

МБОУ «СОШ№34 с углубленным изучением отдельных предметов»

«СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ, МНОГООБРАЗИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

методическая разработка урока

учитель биологии

Старый Оскол

ТЕМА: «СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ, МНОГООБРАЗИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

Цель: охарактеризовать обширное семейство розоцветных и дать оценку
его процветания сточки зрения приспособленности к условиям среды, заложенных в способности к широкому разнообразию плодов и семян.

1. познакомить с особенностями семейства розоцветных, многообразием, значением в природе и в жизни человека;

3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица «Семейство розоцветных»; гербарии плодово – ягодных, декоративных, дикорастущих растений розоцветных; рисунки растений и плодов розоцветных; схема диаграммы цветка; карточки-задания для групп, для индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

1. назовите основные систематические категории растений;

2. по каким признакам различают растения класса двудольные и однодольные?

3. какие семейства мы изучили?

4. из предложенного перечня растений убрать лишние и объяснить, почему они лишние.

Донник лекарственный белена черная капуста огородная

Клевер луговой картофель редька дикая

Томат табак душистый чеснок

Фасоль посевная пастушья сумка брюква

5. какие систематические признаки лежат в основе при выделении семейств? Какой признак является главным?

Изучение нового материала.

1. Работа с гербариями.

Представители семейства розоцветных насчитывают около 3-х тысяч видов, из которых в России обитает одна треть – тысяча видов. Розовые обитают в средних широтах и субтропиках, на самом юге Росси, вплоть до Сочи. Рассмотрите гербарные экземпляры растений, рисунки растений. Ответьте на вопросы: какие растения вам хорошо известны?

чем предложенные растения отличаются от растений ранее изученных семейств?

что объединяет эти растения в одно семейство?

2. Работа по группам. Изучение особенностей строения растений семейства розоцветных

Наша с вами задачи выяснить какие признаки объединяют столь разные растения в одно семейство, какие из них являются главными, выявить прогрессивные признаки. Также, нам предстоит выяснить, какое значение растения этого семейства имеют в природе и в жизни человека.

Задание для 1 группы.

План – вопросник.

1. определите жизненные формы предложенных растений. Разбейте их на группы.

2. сделайте вывод: в семействе наблюдается однообразие или разнообразие жизненных форм? О чем это говорит и на что указывает /т. е., является ли систематическим признаком?/

«Царица цветов»

Заслушиваются сообщения /см. приложение/.

ВЫВОД: семейство розоцветные содержит большое количество видов и является широкораспространенным. Растения, входящие в это семейство характеризуются разнообразием жизненных форм, плодов. Характерным признаком семейства является строение цветка: 5 чашелистиков, 5 лепестков венчика, много тычинок, много или один пестик

III. Закрепление.

1. какие вы знаете загадки о представителях семейства розоцветных /см. приложение/.

2. выполнение тестового задания «Выпишите номера признаков, характеризующие семейства крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых».

3. Определите растение и дайте ему полную систематическую характеристику: клевер луговой, горчица сарептская, яблоня лесная, паслен черный.

4. на отдельных листах написаны характеристики изученных семейств, в которых допущены ошибки. Найдите ошибки, назовите семейство.

5. Биологическое домино /см. приложение/

6. Лабиринт /см. приложение/

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.

(Роза.)

2. Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека.

(Яблоко.)

3. У мамы - дочка
На шнурочке.

(Земляника с усами.)

4. Хоть жжет его солнце,
Одет он в суконце.

А сукно золотистое, Тонкое и чистое.

(Персик.)

5. На сучке висят шары.
Покраснели от жары.

(Слива.)

6. Долгоножка хвалится:
Я ли не красавица?

А всего-то - косточка

Да красненькая кофточка. (Вишня.}

7. Листья – плотные да лаковые, плоды желтые, да лакомые. /плод груши/

8. Стебельки ершистые, ягодки душистые.

/куст малины/

9. 9.Синий мундир, белая обкладка,

в середине сладко. /слива/

10. Сижу на тереме, мала, как мышь,

красна, как кровь, вкусна, как мед. /вишня/

11. стоит дерево кудряво,

коготки волчьи,

кто подойдет,

того и обоймет /шиповник/

12. Не жил в ягоде жучок

и не кушал червячок, а сорвал её с куста,

глядь: срединка вся пуста

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных.

1. плоды – костянка, орешек, яблоко, семянка, ягода, многоорешек.

2. соцветие кисть.

3. чашечка цветка состоит из четырех свободных чашелистиков.

4. в цветке пестиков много или один.

5. плод – боб.

6. венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков.

7. соцветие – головка.

8. цветок имеет один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.

9. плод – стручок или стручочек.

10. цветок имеет один пестик и десять тычинок.

11. венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

12. плод – ягода или коробочка.

13. в цветке много тычинок.

14. венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков, реже из четырех

15. венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

16. чашечка цветка состоит из пяти сросшихся у основания чашелистиков.

17. чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

18. цветок имеет один пестик и пять тычинок.

Крестоцветные – 2,3,6,8,9

Бобовые - 5,7,10,15

Пасленовые - 11,12,17,18

Розоцветные - 1,4,13,14,16

1. 17 тысяч видов; однолетние и многолетние травы, деревья, кустарники; соцветия – кисть, головка, зонтик; плод – боб; 5 сросшихся чашелистика; 10 сросшихся тычинок, 1 пестик.

НАЙДИ ОШИБКУ! НАЗОВИ СЕМЕЙСТВО!

2. более 3 тысяч видов; плод – ягода; лепестки венчика срастаются в трубочку; 5 сросшихся чашелистика; 1 пестик и много тычинок.

НАЙДИ ОШИБКУ! НАЗОВИ СЕМЕЙСТВО!

3. плод – стручок или стручочек; 4 чашелистика; 4 лепестка венчика; соцветие – корзинка, головка4однолетние, многолетние травы, деревья и кустарники; 7 тычинок и 1 пестик.

НАЙДИ ОШИБКУ! НАЗОВИ СЕМЕЙСТВО!

4. простой околоцветник; чашечка состоит из 5 свободных чашелистиков; венчик состоит из 5 сросшихся лепестков; плоды – костянка, ягода, многоорешек; многотычинок4 пестиков много или один; преимущественно травы.

Вид: картофель клубненосный

ДАЙТЕ ПОЛНУЮ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ

Вид: горчица сарептская

ДАЙТЕ ПОЛНУЮ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ

Вид: горох посевной