Инструменты

Сущность затвердевания бетона в древнем риме. Древнеримский бетон оказался лучше современного

Сущность затвердевания бетона в древнем риме.  Древнеримский бетон оказался лучше современного

США снова готовятся к борьбе между гигантами. В январе Пентагон обнародовал новую Стратегию национальной обороны, первую за 10 лет, в которой назвал Россию и Китай главными вызовами безопасности США. Министр обороны страны Джеймс Мэттис повторил эту мысль в предисловии к Обзору по конфигурации ядерных сил, где утверждается, что Штаты больше не могут позволить себе сокращение ядерных вооружений на фоне неуклонного роста ядерных арсеналов Китая и России. В Пекине и Москве, похоже, не собираются отступать. Все это предвещает новую эру глобальной конкуренции, сравнимую с периодом Холодной войны. Об этом говорится в материале частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor, который есть в распоряжении "Апострофа".

Новый фокус внимания

Тем не менее до последнего времени истинным фокусом стратегии США в области безопасности была борьба с терроризмом. Львиную долю военных ресурсов забирали продолжающиеся конфликты на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Тем временем Китай и Россия воспользовались отвлечением внимания Штатов и добились больших успехов в создании арсеналов и оттачивании своих военных возможностей. В нескольких областях, таких как противокорабельные ракеты, реактивная артиллерия и наземная противовоздушная оборона, эти две страны, возможно, даже превзошли США.

В свете этих тенденций у Вашингтона есть все основания беспокоиться о противостоянии сверхдержав. Но попытка сохранить первенство только приблизит эту гонку. Пока Штаты стремятся укрепить свои оборонные возможности, Китай и Россия удваивают свои усилия в этом направлении. Обе страны — ревизионистские державы, которые хотят изменить нынешний геополитический баланс (будь то в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях или в бывшем Советском Союзе), не откажутся от своих геополитических амбиций только потому, что США пытаются помешать им.


Повышение ставок

По мере усиления противостояния между Россией, Китаем и США, развитие военных технологий приведет к дестабилизирующей гонке вооружений. Все более функциональные системы противоракетной обороны будут играть центральную роль в этой борьбе. Чтобы оценить действие противоракетной обороны, необходимо рассмотреть перечень баллистических ракет, находящихся в распоряжении США, России и Китая.

Эти страны опасаются, что улучшение технологий ПРО сделает их арсеналы неэффективными. Обезоруживающий ядерный удар одной супердержавы еще больше снизит количество пригодных ракет, а оставшееся оружие может оказаться недостаточно мощным, чтобы преодолеть противоракетную оборону страны-агрессора при ответном ударе. Следовательно, хотя раннее лидерство США в технологиях противоракетной обороны побудит Россию и Китай продолжать работать над собственной защитой, оно также подтолкнет их к наращиванию наступательных вооружений.

Ядерное оружие станет еще одним предметом противостояния. Согласно американскому Обзору по конфигурации ядерных сил, США готовятся изменить свою позицию по поводу использования ядерного оружия и ввести новые единицы, в том числе боевую часть малой мощности для баллистических ракет, запускаемых с подводной лодки. Ядерное оружие малой мощности не является новой разработкой США, но его установка на ракетную подводную лодку — является таковым. Этот шаг вызван растущей обеспокоенностью по поводу того, что потенциальный враг (будь то такая сверхдержава, как Россия, или государство-изгой, как Северная Корея) прибегнет к стратегии "эскалации ради деэскалации". Согласно этой стратегии, уступающая в военной мощи страна будет использовать ядерное оружие малой мощности или тактическое ядерное оружие, чтобы препятствовать наступлению со стороны США с расчетом, что Вашингтон не воспользуется своим стратегическим ядерным арсеналом из страха начать разрушительную войну.

Размещение ядерного оружия малой мощности на подводных лодках предоставит США большую скорость и гибкость в их использовании. Однако решение не лишено рисков. Во-первых, один удар ядерной боеголовкой малой мощности вполне может перерасти в полномасштабную войну с использование стратегического оружия. Во-вторых, поскольку на подводном флоте США установлена значительная часть американского арсенала стратегических ядерных вооружений, добавление ядерного оружия малой мощности может создать проблему реагирования для государств-противников в случае запуска боеголовки. Противник зафиксирует приближающуюся баллистическую ракету, выпущенную с подводной лодки, но не будет иметь возможности понять, несет ли она боеголовку малой мощности или это первый залп массированного удара с использованием стратегического ядерного вооружения.

Появление боеголовок с суперзапалом также увеличивает риски. Технология суперзапала значительно повышает эффективность оружия против хорошо защищенных целей, таких как ядерные бункеры, путем оптимизации способности боеголовки нацелиться и cдетонировать в самой высокой позиции.

Хотя он в настоящее время используется только на стратегических ядерных боеголовках W76, супер-запал мог бы, вероятно, сработать и для ядерного оружия малой мощности. И поскольку ядерное оружие малой мощности не подпадает под действие тех же ограничений договоров о сокращении вооружений, как стратегические ядерные вооружения, повышение их точности с помощью технологии супер-запала может нарушить нынешний ядерный баланс. Чем больше стран приобретает ядерное оружие малой мощности, тем больше вероятность, что оно будет использовано.

Еще одним осложняющим фактором являются гиперзвуковые ракеты. Высокая скорость ракет — как минимум в пять раз больше скорости звука — облегчает их быстрое использование и повышает боеспособность, затрудняя их перехват.

Кроме того, некоторое гиперзвуковое оружие оснащено планирующим летательным аппаратом, что увеличивает его дальность действия, позволяя делать пуски за пределами досягаемости противника. Эти обстоятельства служат большим стимулом для принятия гиперзвуковых ракет на вооружение. По мере того, как все больше стран используют гиперзвуковые ракеты, наступательные способности оружия могут оказаться дестабилизирующим фактором. Государства могут сначала нанести удар (возможно, ядерным оружием), чтобы вывести из игры гиперзвуковые ракеты противника, прежде чем у противника будет возможность их использовать.


Потеря контроля

По мере того, как технологии производства оружия развиваются быстрым темпом, так же быстро устаревают договоры о контроле над вооружениями. США вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны в 2002 году, а в рамках Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности проявляется напряжение, которое должно усилиться с укреплением Вашингтоном своей системы обороны.

Обеспокоенные вложениями США в противоракетную оборону и технологию суперзапала, Россия и Китай аналогично попытаются расширить свои наступательные возможности.

В итоге гонка вооружений, вероятно, забьет последний гвоздь в гроб Договора об РСМД и, возможно, поставит под угрозу Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Тем временем Пекин будет стремиться сохранить свои конкурентные преимущества в развитии гиперзвуковых вооружений, чтобы опередить Вашингтон в сфере противоракетной обороны. Хотя страны будут пытаться заключить новые соглашения о контроле над вооружениями в соответствии с изменившейся ситуацией, такой сделке будет мешать противостояние между тремя непохожими сверхдержавами.

Начало нового противостояния на фоне провала контроля над вооружениями и развития наступательных вооружений может подорвать глобальную стабильность. Усиливающаяся гонка вооружений и невыполнение соглашений о контроле над вооружениями подрывает доверие между великими державами и препятствует сотрудничеству. Между США, с одной стороны, и Россией с Китаем, с другой стороны, будет все больше разногласий и конфликтов.

Подпишитесь на нас

Американские носители космических средств

Полковник А. Апарин, кандидат военных наук

Характерной чертой деятельности США по освоению и использованию космического пространства на современном этапе является активизация работ в области носителей космических средств. По взглядам американских специалистов, уровень их развития в значительной мере определяет реальность выполнения намечаемых космических программ.

В настоящее время США эксплуатируют и развивают два вида носителей космических средств - многоразовые средства выведения космических объектов и одноразовые ракеты-носители (РН), хотя в начале 80-х годов ориентация делалась главным образом на многоразовые транспортные космические корабли (МТКК)

«Шаттл»* . Катастрофа корабля «Челленджер» в январе 1986 года показала несостоятельность ставки только на один вид транспортной системы и обусловила изменение взглядов в области носителей в целом. Суть изменений - отход от взгляда на МТКК «Шаттл» как на универсальное средство решения всех задач выведения космических объектов и переход к формированию смешанной транспортной системы,
включающей в свой состав как одноразовые носители традиционных компоновок, так и многоразовые средства, созданные на базе новых схемных решений.

Рис. 1. Основные типы американских космических носителей (размеры в метрах): 1 - . «Скаут»; 2 - «Торад-Аджена»: 3 - «Тооад-Дельта»; 4 - «Атлас-Аджена»; 5 - «Атлас-Центавр»; 6 - «Титзн-3В-Аджена»; 7 - «Титан-ЗС 1ранстейдж»; 8 - «Сатурн-1B»; 9-, «Сатурн 5»; 10 - МТКК «Шаттл»


Рис. 2. Ракеты-носители серии «Титан» (размеры в метрах); 1 - «Титан-2» (МБР); 2 - «Титан-Джемини»; 3 - «Титан-2» (стандартный носитель); 4 - «Титан-ЗА-Транстейдж»; 5 - «Титан-ЗВ-Аджена»; б - «Титан-ЗС-Транстейдж»: 7 - «Титан-3-Аджена»; 8 - «Титан-ЗЕ-Центавр»; 9 - «Титан-340-Иус»; 10 - «Титан-4»


Рис. 3. Ракета-носитель воздушного запуска «Пегас»: 1 - кабельный канал; 2 - опорные точки подвески ракеты (три штуки); 3 - узел подвески ракеты; 4 - поворотные сопла РДТТ второй и третьей ступеней; 5 - отсек электронного оборудования; 6 - переходник полезной нагрузки; 7 - газоструйные двигатели управления (шесть штук); 8 - бак со сжатым азотом; 9 - головной обтекатель; 10 - РДТТ третьей ступени; 11 - РДТТ второй ступени; 12 - РДТТ первой ступени; 13 - приводы аэродинамических рулей (три Штуки)

Одноразовые ракеты-носители в последние годы являются основным средством выведения космических объектов на орбиты. Для этой цели используется до десяти типов РН различных весовых классов, объединенных в серии «Скаут», «Дельта», «Атлас» и «Титан» (рис. 1 и 2). Одновременно ведется разработка ракеты-носителя воздушного запуска «Пегас» для вывода в космос легких полезных нагрузок, а также тяжелых многоразовых и частично многоразовых носителей для запуска на орбиты крупногабаритных космических объектов. Основные характеристики эксплуатируемых американских РН показаны в таблице.

РН серии «Скаут». Запуски этой твердотопливной ракеты производятся с 1960 года. На орбиты выводились легкие навигационные, геодезические, а также исследовательские ИСЗ по программам США и некоторых западноевропейских стран. В настоящее время наиболее широко используется четырехступенчатая ракета-носитель «Скаут-F». Запуски осуществляются со стартовых комплексов, расположенных на Западном испытательном полигоне (авиабаза Ванденберг, штат Калифорния), полигоне о. Уоллопс (США) и итальянском морском полигоне Сан-Марко (у берегов Кении).

Фирмы LTV (США), головная по созданию ракеты «Скаут», и SNIA BPD (Италия) планируют разработать усовершенствованный вариант носителя, получивший название «Скаут-2». Его максимальная грузоподъемность будет увеличена до 550 кг за счет оснащения дополнительными модифицированными твердотопливными стартовыми ускорителями западноевропейской РН «Ариан», а также замены РДТТ четвертой ступени. Стоимость запуска новой РН возрастет на 50 - 60 проц. по сравнению с современным уровнем в 11 - 12 млн. долларов, из которых 7 млн. составляет стоимость самой ракеты.

РН серии «Дельта» . Начиная с 1960 года в США на базе баллистической ракеты «Тор» был создан ряд модификаций РН серии «Дельта», различающихся размерами топливных баков, двигателями, типом и количеством стартовых ускорителей, некоторыми другими параметрами.

Всего было осуществлено более 180 запусков РН в интересах министерства обороны и НАСА (США), а также других капиталистических стран. Носители этой серии широко применялись для выведения на различные орбиты связных, метеорологических, исследовательских и экспериментальных ИСЗ (в том числе и по программе СОИ). В настоящее время в оперативном использовании находятся РН «Дельта-3920» и «Дельта-6925». Запуском последней в феврале 1989 года положено начало эксплуатации ракет новой серии, получивших название «Дельта-2». Основным заказчиком этих РН является министерство обороны США, которое зарезервировало 20 носителей для запуска навигационных ИСЗ системы НАВСТАР. Кроме того, фирма «Макдоннелл Дуглас», являющаяся головной по производству этих РН, рассчитывает осуществлять коммерческие запуски и уже располагает несколькими заказами от различных фирм на запуск связных ИСЗ. Эксплуатация более мощных вариантов серии «Дельта-2» - «Дель-та-7920» и «Дельта-7925» - планируется на середину 90-х годов. Они будут запускаться как с полигона космического центра (КЦ) имени Кеннеди (два стартовых комплекса), так и с Западного испытательного полигона (один). Пропускная способность каждого комплекса - шесть запусков в год (стоимость одного - 50 млн. долларов).

РН серии «Атлас». Они были разработаны на базе одноименной баллистической ракеты. Первый запуск в качестве носителя космических средств состоялся в 1958 году. С тех пор с их помощью были выведены на орбиту связные, навигационные, экспериментальные и исследовательские ИСЗ. В настоящее время наиболее активно используются «Атлас-F» и «Атлас-Центавр».

Основным заказчиком является министерство обороны США. Фирма «Дженерал дайнэмикс» получила от него контракт на производство 11 усовершенствованных РН «Атлас-Центавр-2» для запуска десяти военных связных ИСЗ DSCS и одного военно-экспериментального спутника по программе STP. В свою очередь НАСА планирует с помощью этого носителя выводить на орбиту метеорологические ИСЗ GOES. Запуски будут осуществляться с двух стартовых комплексов на полигоне КЦ имени Кеннеди. Стоимость коммерческого запуска составит от 59 до 80 млн. долларов.

По оценке специалистов фирмы «Дженерал дайнэмикс», РН «Атлас-Центавр» сможет успешно конкурировать на рынке коммерческих носителей космических средств. В настоящее время разрабатывается несколько ее вариантов. Один из них, получивший название «Атлас-1», представляет собой обычную РН «Атлас-Центавр», но с увеличенными размерами головного обтекателя и новым бортовым электронным оборудованием, в состав которого входят, в частности, лазерные гироскопы. Этот носитель будет способен вывести на переходную к стационарной орбиту 2,25 т полезной нагрузки, а на межпланетную траекторию - 1,5 т. Другую, более мощную ракету «Атлас-2» планируется использовать по контракту с министерством обороны для запуска связных ИСЗ. Она должна обеспечить выведение 2,68 т на переходную к стационарной орбиту. В ее конструкции предусматривается применение топливных баков увеличенной длины. На РН «Атлас-2А» планируется усовершенствовать верхнюю ступень «Центавр», чтобы увеличить грузоподъемность до 2,81 т. Дополнительная установка четырех стартовых ускорителей на последней модели («Атлас-2А») позволит выводить на переходную к стационарной орбиту полезную нагрузку массой 3,5 т.

РН серии «Титан». Ракеты этой серии были созданы на базе МБР «Титан». Впервые в качестве носителя космических средств РН «Титан-2» была использована в 1964 году. С тех пор разработано несколько вариантов, большинство из которых применялось для запуска военных ИСЗ разведки, связи, навигации. На современном этапе в эксплуатации находятся ракеты «Титан-340», «Титан-2» (это МБР, снятая с вооружения и переоборудованная) и новая - «Титан-4». Для выведения коммерческих полезных нагрузок фирма «Мартин Мариэтта» планирует использовать РН «Титан-34D», которая в коммерческом варианте получила название «Титан-3».

Наиболее мощным носителем этой серии является ракета «Титан-4», разработанная на базе «Титан-340». На ней установлены удлиненные топливные баки (на первой и второй ступенях), семисекционные твердотопливные ускорители, а также более вместительный обтекатель для полезной нагрузки. В качестве верхней ступени может применяться ступень «Иус» или «Центавр».

Рис. 4. Проекты перспективных тяжелых носителей ВВС ALS: 1 - носитель фирмы «Дженерал дайнэмикс» с многоразовым жидкостным ускорителем; 2 - носитель фирмы «Боинг» с крылатой возвращаемой первой ступенью; 3 - одноразовые носители фирмы «Мартин Мариэтта» и «Макдоннелл Дуглас» с твердотопливными или жидкостными ускорителями

Рис. 5. Схема ВКС Х-30: 1 - система охлаждения носовой части; 2 - бак жидкого водорода; 3 - бак жидкого кислорода; 4 - кабина экипажа; 5 - система охлаждения планера; 6 - двигательная установка; 7 - ЖРД орбитального маневрирования

В дальнейшем твердотопливные ускорители планируется заменить новыми трехсекционными (фирмы «Геркулес»), что позволит увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на стационарную орбиту, до 5,7 т. Запуски РН «Титан-4» будут осуществляться с полигона КЦ имени Кеннеди и Западного испытательного полигона. С помощью этого носителя министерство обороны США намерено запускать космические аппараты, разрабатываемые по программе СОИ, а также ИСЗ разведки и связи. С этой целью фирме «Мартин Мариэтта» был выдан заказ на поставку 23 РН «Титан-4». В дальнейшем для использования в военных целях предполагается приобрести еще 25 таких ракет. На базе коммерческого носителя «Титан-3» планируется создать РН «Титан-ЗТ», специально предназначенную для доставки полезной нагрузки на переходную к стационарной орбиту. В качестве третьей ступени в этом случае устанавливается ступень «Транс тейдж», способная обеспечить транспортировку 4,6 т груза. Отличительной особенностью является то, что оба носителя («Титан-3» и «Титан-ЗТ») смогут выводить на орбиты сразу по два ИСЗ. Стоимость коммерческого запуска около 100 млн. долларов.

РН «Пегас». Разработка этого принципиально нового носителя была начата фирмами «Орбитал сайен-сиз» и «Геркулес аэро-спейс» в 1987 году. В августе 1989 года на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния) состоялась демонстрация опытного образца ракеты, подтверждающая готов-
ность изделия к летным испытаниям. Отличительной особенностью трехступенчатой твердотопливной РН является наличие крыла и хвостового оперения на первой ступени, выполненных из композиционных материалов (рис. 3). В целом на их долю приходится 94 проц. массы конструкции РН, 5 проц. - на алюминиевые сплавы и 1 проц. - на титановые. Запуск ракеты «Пегас» осуществляется с самолета В-52 на высоте 12,2 км при скорости М = 0,8.

В качестве первой полезной нагрузки для РН «Пегас» выведены в апреле 1990 года на орбиту спутник-ретранслятор «Гломар» в интересах ДАРПА (управление перспективных исследований МО) и спутник НАСА «Пегсат», состоящий из двух контейнеров с экспериментальным оборудованием. До первого запуска РН на орбиту США в августе и ноябре 1989 года провели три испытательных полета самолета-носителя В-52 без отделения ракеты в целях проверки предстартовых операций и линий связи.

Космическая система на базе МТКК «Шаттл». Работы, ведущиеся по этой системе, связаны в основном с повышением ее надежности, увеличением грузоподъемности и частоты запусков. Обеспечение безопасности полетов после катастрофы корабля «Чел-ленджер» обусловило применение твердотопливных ускорителей с новой, более надежной схемой соединения секций РДТТ, отказ от планируемого ранее использования РДТТ из композиционного материала и форсирования тяги основной двигательной установки до 109 проц. номинала. Целью НАСА является доведение надежности ускорителей с 0,98 до 0,999, а всей системы до 0,998 (одна авария на 500 полетов).

В интересах увеличения грузоподъемности корабля «Шаттл» при сохранении заданного уровня его надежности прорабатываются варианты замены существующих ускорителей усовершенствованными твердотопливными или жидкостными. В частности, твердотопливные ускорители ASRM (Advanced Solid Rocket Motor) фирмы «Геркулес», изготовленные с применением новой технологии, смогут увеличить грузоподъемность корабля на 5,4 т. Такой же прирост могут обеспечить жидкостные ускорители, исследования по которым ведутся фирмами «Дженерал дайнэмикс» и «Мартин Мариэтта», причем они имеют преимущества по надежности, возможности регулирования тяги и, кроме того, по Аленее вредному воздействию на окружающую среду. Дальнейшее увеличение грузоподъемности МТКК «Шаттл», по оценке специалистов фирмы «Боинг», может быть достигнуто прежде всего за счет снижения массы внешнего топливного бака. Применение алюминиево-литиевого сплава и композиционных материалов позволит уменьшить массу бака на 20 - 30 проц., что обеспечит выигрыш в грузоподъемности около 5 т.
Одним из серьезных последствий катастрофы корабля «Челленджер» явилось общее снижение числа запусков носителей по различным космическим программам. Эксплуатация трех оставшихся после катастрофы орбитальных ступеней сможет обеспечить в течение года восемь - десять полетов, а после ввода в строй в 1992 году четвертого корабля - 11 - 13.

Все указанные мероприятия, по оценке американских специалистов, являются недостаточными с точки зрения обеспечения грузопотоков, необходимых для выполнения таких перспективных космических программ, как СОИ, развертывание долговременной орбитальной станции, освоение Луны и других. В этих условиях НАСА предприняла исследования по созданию тяжелого грузового носителя «Шаттл-С» на базе элементов МТКК «Шаттл». В зависимости от компоновки его грузоподъемность для вывода полезной нагрузки на низкую орбиту должна быть 45 - 70 т. В состав носителя войдут следующие элементы корабля «Шаттл»: внешний топливный бак, стартовые ускорители и основная двигательная установка. Вместо орбитальной ступени устанавливается грузовой контейнер одноразового применения. Разработка такого носителя (при условии принятия об этом решения) должна занять около четырех лет и потребует 0,7 - 1,5 млрд. долларов.

После 2000 года Для замены МТКК «Шаттл» предусматривается разработка полностью многоразового космического. корабля «Шаттл-2» грузоподъемностью 9-30 т. В его концепцию закладываются требования, которые не удалось реализовать в системе «Шаттл», Это относительно невысокие эксплуатационные расходы, гибкость использования, малое время межполетной подготовки. При создании нового корабля должны широко применяться новые облегченные материалы, упроченная теплозащита, многоразовые трехкомпонентные жидкостные ракетные двигатели, экспертные системы контроля и управления с использованием средств «искусственного интеллекта» и т. п. Начало разработки ожидается в середине 90-х годов, а ввод в эксплуатацию -около 2005 года.

Перспективная ракета-носитель ALS. В апреле 1987 года ВВС США начали НИОКР по программе ALS (Advanced Launch System - перспективная система выведения), целью которой является создание к концу 90-х годов нового носителя грузоподъемностью 45 - 90 т, способного обеспечить выведение в космос полезных нагрузок с годовой интенсивностью, в 2 и более раз превышающей современный уровень (400 т). Отдельным требованием выделяется значительное снижение удельной стоимости выведения полезных нагрузок - примерно до 660 долларов за 1 кг. В августе 1988 года были выбраны проекты носителей, предложенные фирмами «Дженерал дзйнэмикс», «Боинг», а также «Мартин Мариэтта» совместно с «Макдоннелл Дуглас» (рис. 4). Окончательный выбор варианта запланирован на 1991 год. Ввод РН в эксплуатацию ожидается в 1999 году, общая стоимость разработки и производства может составить от 20 до 80 млрд. долларов. Снижению стоимости запусков должно способствовать широкое внедрение средств автоматизации и механизации в процесс обслуживания ИСЗ, а также сокращение количества сборочных и контрольно-проверочных операций при подготовке носителей ALS к повторному пуску.

Воздушно - космический самолет. Он создается в США по специальной программе NASP (National Aerospace Plane), принятой в 1986 году. Задачей программы является разработка и испытания экспериментального летательного аппарата (ЛА) Х-30 (рис. 5), который ляжет в. основу как военных, так и гражданских ЛА, способных совершать полеты на гиперзвукозых скоростях в атмосфере или выполнять роль носителя при доставке грузов на околоземные орбиты.

В настоящее время завершены концептуальные исследования воздушно-космического самолета и ведутся работы по второму этапу (до 1990 - 1991 годов - в зависимости от уровня финансирования): оценка концепций и принятие решения о постройке экспериментальных образцов. Намечено строительство трех ЛА: Х-30А для испытаний в полете на гиперзвуковых скоростях, соответствующих числу М = 5 - 15 на высотах 30 - 100 км; Х-30В в качестве носителя полезной нагрузки, при М<25 с выходом на низкую околоземную орбиту и Х-30С для испытаний на земле на статическую прочность. Начало летных испытаний ориентировано на вторую половину 90-х годов.

Успех программы NASP, по оценке американских специалистов, будет зависеть от решения проблем создания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, использования жидкого водорода в качестве топлива для двигательной установки и системы охлаждения, разработки конструкции планера и двигателя с применением перспективных конструкционных, в том числе композиционных материалов, теплостойкости и жаропрочности основных узлов и деталей. Решающее значение приобретает создание специальной испытательной базы и разработка методов вычислительной: аэродинамики гиперзвуковых скоростей на ЭВМ, поскольку возможности современных аэродинамических труб не соответствуют, выдвигаемым задачам.

Гиперзвуковой летательный аппарат, построенный на базе Х-30, будет сочетать в себе ряд уникальных возможностей, присущих только этому виду ЛА:
- достижение любой точки земного шара в течение 1-2 ч после взлета с базы на территории США;
- возможность применения в любое время суток и в сложных метеоусловиях;
- повышенная выживаемость вследствие рассредоточения взлетно-посадочных полос при базировании аппарата на обычных аэродромах;
- большая продолжительность полета и малая уязвимость благодаря возможности длительное время находиться на орбите и в атмосфере.

В целом, как считают американские специалисты, реализация рассмотренных программ по созданию носителей различных схемных решений позволит после 2000 года существенно повысить потенциал США в области перспективных транспортировок космических средств.

* МТКК «Шаттл» представляет собой связку, в которую входят орбитальная ступень с экипажем, два твердотопливных ускорителя и внешний топливный бак. В печати (как советской, так и зарубежной) название космического корабля, как правило, отождествляется с собственным названием орбитальной ступени: в частности, МТКК «Шаттл» с орбитальной ступенью «Челленджер» проходит в прессе как космический корабль «Челленджер». - Ред.

Зарубежное военное обозрение №5 1990 С.40-45

Другие материалы по теме

  • Национальная политика США в области использования космического пространства

Американский новостной портал Business Insider сообщает о разработке новой противокорабельной ракеты для ВМС США. Она, как ожидают в Пентагоне, сможет «разнести в пух и прах флоты России и Китая».

Надо сказать, что такого рода новости появляются чаще, чем американцы выбирают своего президента. Регулярно появлялись новые модификации ракеты «Гарпун», производящейся компанией «Боинг». Но в конце концов командование ВМС пришло к выводу, что это тупиковая ветвь противокорабельных ракет, и из «Гарпуна» больше ничего не вы выжмешь.

Данная ракета, принятая на вооружение в 1977 году, способна улетать на расстояние чуть больше двухсот километров. Правда, Business Insider отзывается о ней совсем уж уничижительно, ограничивая дальность 120-ю километрами. Но совершенно объективно то, что у нее высокая радиолокационная заметность. Она не может работать с пусковой установки Mk-41, на которую ориентируется американский флот в целях стандартизации боевых технологий.

К достоинствам следует отнести полет на высоте 4 метров, а также два сценария атаки — параллельно поверхности воды или пикируя на цель с высоты 1800 метров. Хотя, конечно, для современных средств ПРО перехват «Гарпуна» не является слишком сложной задачей.

В середине нулевых годов компания «Локхид Мартин» приступила к разработке ракеты под девизом «в пух и в прах» — AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile). И сейчас проходят ее испытания. Ожидается, что ракета будет принята на вооружение через год-два.

Однако «пуха и праха» не получилось. Разработчики затевали сделать две модификации, одна из которых должна была быть сверхзвуковой. Однако в процессе дебатов с Пентагоном и недостатком финансирования было решено делать одну дозвуковую ракету. Правда, весьма дальнобойную — по различным сведениям дальность LRASM лежит в пределах от 800 км до 1000 км. В связи со столь серьезной дальностью конструкторы решили, что называется, не заморачиваться целеуказанием, наведением на цель, сопровождением ракеты в процессе полета и коррекцией ее траектории. Ракета полностью автономна. В процессе полета она производит поиск при помощи РЛС ГСН, то есть ведет свободную охоту. Есть и еще одна ГСН — оптически-электронная. Ракета способна длительное время находиться в воздухе, перемещаясь по спирали, «змейкой» или по иной «охотничьей» траектории. При нахождении цели атакует ее.

LRASM в соответствии с современными требованиями к высокоточному оружию также имеет сниженную заметность и систему борьбы с помехами. Помимо корабельного базирования ракета предназначена для пуска с борта бомбардировщиков В-1, а также палубных самолетов F/A-18.

Также известен вес боевой части — 450 кг. Все прочие характеристики не разглашаются. Но из того, что известно о LRASM, представляется наиболее выигрышным ее дальность и способность самостоятельно искать наиболее «интересные» для атаки цели. Однако есть определенные сомнения относительно ее малозаметности. Поскольку, как бы ни корпели конструкторы над геометрией ракеты и покрытием ее корпуса, но активная радиолокационная ГСН существенно демаскирует LRASM. Особенно если учесть ее барражирование на дозвуковой скорости в зоне действия систем противоракетной обороны кораблей противника. Дозвуковая скорость также облегчает и перехват «свободной охотницы» при помощи противоракеты, а то и вовсе артиллерийской установки.

Также необходимо сказать о том, что LRASM вряд ли станет массовым оружием, поскольку «Локхид Мартин» в каждом своем «эпохальном» продукте доводит цену до умопомрачительных размеров. Как это произошло с неудачным, но чрезвычайно дорогим истребителем F-35. Два года назад было заявлено, что одна ракета обойдется Пентагону не дороже 1 млн. долларов. Но на проект переоснащения ВМС США новыми ракетами выделено больше 5 млрд.

Однако если верить Business Insider, эти деньги будут перенаправлены на другой проект. Потому что ВМС США увлеклись идеей получения ракеты еще более «пуховой и праховой» — с дальностью в 1600 километров. В действительности это никакая не новая ракета, а всем прекрасно известный «Томагавк», который был «зарыт в землю» в новом веке. «Томагавк» именно противокорабельный, одна ракета из разнообразного семейства американских крылатых ракет различного назначения и базирования. Эта ракета, разработанная компанией «Дженерал Динамикс», имела индекс RGM/UGM-109B TASM (Tomahawk Anti-Ship Missile). И находилась на вооружении с середины 80-х годов до начала 2000-х. И имела рекордную дальность для американских тактических ПКР — 450 км.

Есть, точнее — были, еще стратегические ракеты корабельного базирования с ядерной БЧ, их дальность существенно выше: у США - 2500 км («Томагавк» RGM/UGM-109А), у СССР — 5500 км («Метеорит»). Но они были ликвидированы в связи с договором об ограничении стратегического наступательного вооружения.

Любопытно, что при, казалось бы, тех же самых летных и мощностных характеристиках, но при существенно меньшей дальности «Гарпун» в 80-е годы был больше распространен в ВМС США, чем ПКР «Томагавк». Поскольку у моряков сформировалось предубеждение против ракеты, разработанной в компании «Дженерал Динамикс», вполне объективное.

Противокорабельный «Томагавк» был значительно заметнее для радаров ПРО атакуемых кораблей, чем «Гарпун». В связи с втрое большей дальностью уменьшалась вероятность захвата цели, способной уходить за время подлета «Томагавка» за пределы района «свободной охоты». Противокорабельный «Томагавк» также, как и LRASM, имел такую функцию поиска цели. Но поиск осуществлялся с использованием менее эффективных средств — была лишь РЛС ГСН, но отсутствовали оптико-электронные датчики. При этом ракета по причине однородности морского ландшафта не могла иметь мощного инструмента, которым обладают «Томагавки», работающие по наземным целям, — систему ориентирования по рельефу местности. Эта система осуществляет «полет по карте».

Но главная неприятность заключалась в том, что у ПКР «Томагавк» отсутствовала система распознавания «свой-чужой». Это выглядит дикостью, но так оно и было в действительности в силу неясных причин. В конце концов, ВМС от ракеты отказались в пользу менее дальней, но более эффективной ракеты «Гарпун». И вот сейчас, в изменившейся за последнее время технологической ситуации, эффективность «Гарпуна» стала низкой, недостаточной для того, чтобы американские моряки чувствовали себя в безопасности.

При этом Business Insider информирует читателя о том, что ВМС США нечем ответить на российские противокорабельные ракеты «Калибр», у которых и выше дальность, и которые развивают сверхзвуковую скорость. (Отметим в скобках, что в перечислены далеко не все российские ПКР, превосходящие по боевым возможностям «Гарпун»).

На первых порах семейство ракет «Томагавк», к которому относятся практически все виды ракет для ВМС (палубного, подводного, берегового и воздушного базирования), производил разработчик — компания «Локхид Мартин». Впоследствии выпуском занялась компания «Рейтион», специализирующаяся на разработке и производстве ракетного вооружения и радиолокационных станций для авиации и флота. И в 2012 году она предложила Пентагону «реанимировать» противокорабельный «Томагавк». Но при этом повысить возможности ракеты, доведя ее дальность до 1600 км.

Это предложение было «принято к сведению». Было решено дать отмашку на начало конструирования «старой-новой» ракеты в том случае, если с тысячекилометровой LRASM что-то пойдет не так. И можно предположить, это «что-то не так» относится в первую очередь к существенному превышению расходов на разработку и последующее производство LRASM по отношению к запланированным тратам. У всех на слуху, как Трамп настойчиво добивался существенного снижения стоимости истребителя F-35. Но этот проект закрыть уже невозможно, поскольку вовсю начали работать заводы. Остановить же ракету, которая пока не добралась до этапа серийного производства, существенно проще. И такие прецеденты существуют.

Так вот, Business Insider сообщает о том, что ожидается подписание командованием ВМС контракта с компанией «Рейтион». При этом утверждается, что на реализацию проекта уйдет немного средств и времени. Приводятся слова заместителя министра обороны Боба Уорка: «При небольших затратах эта модификация потенциально может изменить весь расклад сил. Такая ракета сможет бить на 1600 километров. Ею сможет пользоваться практически весь наш надводный и подводный флот».

Ожидается, что ракета будет готова в начале 20-х годов. При этом заявлено, что основные усилия конструкторов будут направлены на создание ГСН для ПКР. И что сама ракета якобы уже готова. Действительно, в семействе «Томагавков» есть ракета RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk с дальностью именно в 1600 км. Она предназначена для нанесения ударов по береговым целям для поддержки войск. Технологи за счет использования более легких материалов и несерийного для семейства двигателя, более дешевого, существенно снизили стоимость ракеты. Для Пентагона это важный фактор.

Однако совсем уж запросто переделать ракету в противокорабельную не удастся. Хотя бы потому, что в RGM/UGM-109E наведение на цель осуществляется с помощью GPS. То есть цели неподвижные, привязанные к координатам карты. Но морские цели очень даже подвижны. Ракета дозвуковая, имеющая скорость порядка 800 км/ч. Из чего следует, что пока «Томагавк» пролетит свои 1600 км, пройдет два часа. За это время даже не самый быстроходный корабль сместится на десятки километров. Ракета может и не найти необходимую цель, хоть «змейкой» она будет ее искать, хоть по спирали, хоть каким-нибудь еще замысловатым манером.

Так что большая дальность при низкой скорости — это более недостаток, чем достоинство.

И еще один момент. Если у компании «Локхид Мартин» накоплен значительный опыт в создании ГСН для ПКР, то у «Рейтиона» он совсем мизерный. Эта компания специализируется в основном на ракетах воздушного и наземного (для ЗРК) пуска. Вполне понятно, что перенять опыт у LM не получится. Более того, LM для того, чтобы сохранить заказ на противокорабельную ракету, будет всячески препятствовать реализации проекта ПКР «Томагавк». Все это может вылиться в войну, как минимум — юридическую.

Ну, и в заключение необходимо сказать, что в действительности «пух и прах» может ожидать американский флот в начале 20-х годов с появлением российской гиперзвуковой ПКР «Циркон», которая сейчас находится на стадии испытаний. «Циркон» имеет скорость в 6−7 М, дальность порядка 500 км. Ни одна из существующих систем ПРО не в состоянии перехватить эту ракету.

Довольно эффективна против надводных целей ПКР «Оникс», развивающая скорость 2,6 М и имеющая дальность по стелющейся траектории в 120 км, по комбинированной — 300 км, по высотной — 500 км. Ракета построена по стелс-технологии, имеет станцию радиоэлектронной борьбы, а также действует в группе. То есть при залпе ракеты распределяют между собой цели, что эффективно при борьбе с кораблями авианесущей ударной группы. «Оникс» — универсальная ракета, базирующаяся на кораблях, подводных лодках, самолетах и береговых комплексах.

Не стоит сбрасывать со счетов и последнюю модификацию ракеты Х-35 — Х-35УЭ. Она, как и «Гарпун», дозвуковая. Дальность повыше — 260 км. Но обладает уникальной способностью преодолевать системы ПРО противника. Там, где способен прорваться один «Гарпун» из восьми, прорывается одна из четырех ракет Х-35УЭ.

Не исчерпали своего потенциала и ПКР «Вулкан», развивающие скорость в 2,5 М. После модернизации ракеты ее дальность доведена до 1000 км. Залповая атака ракет «Вулкан» осуществляется с учетом обмена информации между ракетами для распределения целей и захода с разных направлений для дезориентации ПРО.

Ну и, наконец, ракета «Калибр» морского базирования, которую должен превзойти новый «Томагавк». Но, видимо, не превзойдет, поскольку Business Insider приводит не вполне те характеристики российской ракеты. Дальность в 300 км имеют ракеты экспортной модификации. Для российских же дальность не раскрывается. По различным сведениям, полученным от инсайдеров как в российском военном ведомстве, так и в ОПК, ракета может улетать от 500 км до 2000 км при стрельбе по морским целям. Так что 1600 км у «Томагавка», которым нас пугает американский новостной портал, могут оказаться далеко не рекордными. Ну, а если говорить о скоростных характеристиках, то тут американцам хвалиться нечем.

Разработка противокорабельной ракеты "Harpoon" ("Гарпун") велась фирмой "Макдонел Дуглас" с начала 1970-х гг. Проектно-конструкторские работы и летные испытания новой системы продолжались до лета 1978 года.

Попадание и затопление списанного авианосца ракетой "Гарпун" - видео

Противокорабельная ракета "Harpoon" производится в четырех основных вариантах:

  • RGМ-84 для надводных кораблей;
  • UGM-84 для подводных лодок;
  • AGM-84 для самолетов;
  • RGM-84 для береговой обороны.

Каждый из них имеет несколько моделей и модификаций. Модель RGM-84A считается базовой. Для различных зарубежных изданий характерны свои способы обозначения моделей и модификаций ракет "Гарпун". Например, могут равноправно применяться следующие варианты: RGM-84C1 или RGM-84 block 1C, RGM-84C block 1 и RGM 84C mod.1.

На вооружение надводных кораблей первые ракеты "Harpoon" RGМ-84 начали поступать в 1976 г. Авиационные ракеты АGМ-84 первыми получили патрульные самолеты Р-ЗС "Орион" в 1978 г. К середине 1990 г. в ВМС США ракетами "Harpoon" было оснащено более 210 надводных кораблей основных классов (линкоры, крейсера, эсминцы, фрегаты), около 65 % атомных подводных лодок, свыше 800 самолетов (Р-ЗС "Орион", А-6 "Интрудер", А-7 "Корсар", F/А-18"Хорнет", S-3 "Викинг"). Кроме того, в составе ВВС США две эскадрильи бомбардировщиков В-52С переоборудованы под носители противокорабельных ракет.

Состав
Ракета "Гарпун" построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет модульную конструкцию и унифицированный корпус, складывающиеся крестообразное крыло и четыре руля. Крыло трапециевидное с большой стреловидностью по передней кромке, его складывающиеся консоли крепятся к корпусу топливного бака.

Пуск ПКР "Harpoon" оператор может осуществлять по пеленгу и дальности либо только по пеленгу на цель (если дальность неизвестна). В первом случае включение ГСН ракеты производится в момент, назначенный оператором перед пуском, в непосредственной близости от цели, что позволяет уменьшить вероятность обнаружения ПКР и время для возможного создания помех, В этом случае для поиска цели можно использовать малый, средний или большой сектор сканирования радиолокационной ГСН, Первый применяется при стрельбе по группе целей на малой дальности, однако в данном случае с увеличением дистанции эффективность действия ГСН снижается. При стрельбе на максимальную дальность применяется большой сектор сканирования. Для повышения эффективности стрельбы при поиске цели могут задействоваться несколько режимов сканирования, начиная с малого сектора. Если цель не обнаружена, то производится переход на больший сектор сканирования, и так головка самонаведения работает до того момента, пока не произойдет обнаружение и захват цели. ГСН не обладает селективными свойствами, поэтому ПКР поражает первую захваченную цель.

При стрельбе по пеленгу ГСН включается на установленном расстоянии с таким расчетом, чтобы не поразить какой-либо другой корабль. Когда производится атака групповой цели, предусмотрено разновременное включение головок самонаведения разных ракет, что позволяет миновать одни корабли и атаковать другие. В составе системы наведения существует индикатор движущейся цели, что делает маловероятным наведение на облако пассивных помех.
После выполнения стартовой горки ракета снижается до высоты 15 м над уровнем моря и далее совершает маршевый полет. Ракеты первых модификаций (RGM-84A и другие) при подходе к цели совершали горку, захватывали цель и пикировали на нее под углом примерно 30°. ПКР последующих модификаций такой маневр не выполняют, поскольку он не заложен в полетную программу, а атакуют цель, снижаясь до сверхмалых высот (2-5 м).

Еще в конце 70-х годов на смену базовой модели ПКР начали поступать ракеты RGM-84A1, отличающиеся более совершенной ГСН с повышенной помехозащищенностью. В течение трех лет ВМС Великобритании совместно с ВМС США финансировали работы по снижению высоты маршевого полета и изменению программного обеспечения, направленному на отказ от выполнения горки перед атакой цели. Начиная с 1982 года на вооружение стала поступать модификация ракеты (В1) с меньшей высотой полета на маршевом участке траектории. Последующая разработка ПКР (С1, 1984) имеет повышенную дальность стрельбы. Кроме того, у оператора появилась возможность перед пуском задать либо атаку цели на сверхмалых высотах (2-5 м), либо (при атаке малых кораблей) с выполнением малой горки (до 30 м).
Выпускавшиеся ранее модели ракет "Harpoon" (А1 и В1) фирма доработала, преобразовав их в новую модификацию (С1). Поставки этих ракет продолжались до середины 80-х годов.

С 1985 года появилась очередная модель ракеты "Гарпун" - RGM-84D. Первоначально она была создана для противокорабельного комплекса берегового базирования. Увеличение объема запоминающего устройства в 2 раза и усовершенствование программного обеспечения позволили ввести три опорные точки на траектории, в которых ПКР меняет направление полета, проходящего на малых высотах. Благодаря этому можно использовать ракету в закрытых акваториях и среди островов, скрывая истинное направление, с которого нанесен ракетный удар, что не только повышает скрытность носителей, но и обеспечивает проведение атаки на цель с разных направлений. На данной модели ПКР установлена более совершенная ГСН, имеющая более высокую помехозащищенность. Одновременно продолжались работы по созданию радиолокационной ГСН, использующей цифровые методы обработки сигналов, что способствует улучшению помехоустойчивости. Выпуск таких головок самонаведения начат в 1986 году.

В моделях ПКР (С и D) используется горючее повышенной энергоемкости (JP-10 вместо JP-5). При переходе на новое горючее не потребовалось внесения существенных изменений в конструкцию маршевой двигательной установки. Дальность полета увеличилась примерно на 20% (до 150 км). В последующих модификациях ракет предполагается применять это горючее, а выпущенные ранее ПКР будут переводиться на него в ходе специальных регламентных работ на фирме.
Развитие семейства ракет "Гарпун" шло и по пути улучшения программного обеспечения (модель D1). Такие ПКР поставлялись ВМС на экспорт.
При создании варианта ракеты (D2) было решено увеличить топливный бак на 0,6 м, и дальность полета ПКР "Harpoon" RGM-84D2 возрастет почти в 2 раза (до 280 км). Дальность действия увеличивается и за счет меньшего удельного расхода топлива ТРД.
Последней версией ракеты является AGM-84L блок-2, оснащенная боевой частью весом 224 кг. Она имеет диаметр 340 мм, длину - 4,6 м, дальность поражения целей - 130 км.

Ведутся работы по усовершенствованию радиолокационной ГСН. Она должна обеспечить автоматическую классификацию цели по демаскирующим признакам с определением важнейшего корабля среди группы или соединения, возможность повторного наведения на надводную цель, если ПКР промахнулась на первом заходе. Вместе с тем применение радиолокационной ГСН накладывает некоторые ограничения на боевое использование ракет. Так, при уменьшении ЭПР цели снижается дальность ее обнаружения и захвата, радиоизлучение ГСН уменьшает скрытность внезапной ракетной атаки, снижается эффективность стрельбы по надводным кораблям (судам) в базах и портах, а также по наземным целям, наличие ошибки в целеуказании или выход цели из пределов зоны действия ГСН ракеты не позволяют осуществлять перенацеливание ПКР из-за ее полной автономности.

В результате изучения опыта боевых действий командование ВМС США пришло к выводу о необходимости создания недорогой высокоточной телеуправляемой авиационной ракеты большой дальности действия с обычной боевой частью. Такая ракета (AGM-84E) разработана на основе ПКР "Гарпун" и совместима со всеми ее носителями, но предназначается главным образом для поражения кораблей в базах и портах и важных стационарных целей (заводов, электростанций, мостов). Эта модель отличается от предшествующих модулем головного отсека, в котором помещается аппаратура системы наведения. В ее состав входят тепловизионная головка самонаведения (от авиационной ракеты "Maverick" AGM-65f), подсистема передачи данных от управляемой авиационной бомбы "Уоллай" AGM-62A, одноканальный приемник спутниковой навигационной системы НАВСТАР с коррекцией инерциального блока наведения.

Данные о местонахождении цели вводятся в ЭВМ ракеты перед ее пуском. Полет на маршевом участке траектории осуществляется по данным от инерциального блока наведения с коррекцией от СНС НАВСТАР, что обеспечивает высокую точность выхода в заданный район. Включение тепловизионной ГСН производится аналогично предшествующим моделям ПКР. При этом происходит автоматическое включение подсистемы передачи данных с изображением зоны обзора головки самонаведения. Эти данные транслируются на носитель, где на видеотерминале оператор выбирает цель или точку прицеливания. Сопровождение ракеты заканчивается -после передачи этих данных в систему самонаведения ракеты, а затем тепловизионная ГСН работает автономно, захватывает и сопровождает цель, обеспечивая ее поражение.

Минимальная дальность стрельбы снижается за счет захвата цели еще до пуска ракеты. Существующая подсистема передачи данных (от УАБ "Уоллай") не отличается высокой помехоустойчивостью, поэтому специалисты ВВС США предполагают использовать аналогичную аппаратуру от управляемой авиабомбы AGM-130. Для проверки возможностей ракеты RGM-84E при пуске с надводных кораблей в начале текущего года проведены испытания. Палубный вертолет SH-60B системы ЛЭМПС МкЗ был оборудован видеотерминалом, обеспечивающим прием и обработку данных. Кроме того, изучается целесообразность применения вертолета в качестве ретранслятора данных о цели на надводный корабль, с которого производится запуск ракеты.

Пусковые установки.
Стрельбу ракетами "Гарпун" можно вести с различных пусковых установок. Для надводных кораблей и катеров была создана специальная легкая ПУ контейнерного типа Мк141 (см. фото). Она представляет собой алюминиевую раму, на которой под углом 35° могут размещаться до четырех транспортно-пусковых контейнеров из стеклопластика, рассчитанных на 15 пусков. Контейнеры герметичны, в них поддерживается стабильная температура. При хранении в них ракеты не нуждаются в дополнительных работах по техобслуживанию и всегда готовы к боевому применению.

Пуск ракеты "Harpoon" можно осуществлять также с пусковых установок Мк112 ("Asroc"), Мк11 и 13 ("Тартар"). При пуске из торпедного аппарата ПЛ ракета помещается в герметическую капсулу из стекловолокна и алюминиевого сплава. В ее хвостовой части размещены вертикальный киль и два складывающихся стабилизатора, обеспечивающих движение на подводном участке под углом около 45° к поверхности. После всплытия за счет положительной плавучести носовой обтекатель и хвостовой конус отстреливаются, и производится запуск стартового двигателя ракеты. Пуск ПКР с ПЛ может осуществляться с глубин около 60 м при любом состоянии моря. Типовой вариант загрузки американских ПЛА - до шести ракет "Harpoon", хотя их количество может варьироваться в зависимости от характера выполняемой задачи. На них применяются разные системы управления ракетной стрельбой (обычно Мк117, на некоторых лодках Мк113 мод. 10).

Авиационный вариант ракеты "Гарпун"

Авиационный вариант ракет "Гарпун" совместим с большинством боевых самолетов НАТО. Пуск может производиться на различных скоростях и высотах полета. После отделения от носителя обеспечивается стабилизация ракеты по крену и тангажу. Она снижается с углом пикирования около 33° до тех пор, пока не поступил сигнал от радиовысотомера о достижении заданной высоты. Затем автоматически запускается маршевый двигатель. При пуске ракет с самолетов Р-3 "Орион" и S-3 "Викинг", совершающих полеты на небольших высотах с малыми скоростями, запуск маршевого двигателя ПКР "Harpoon" осуществляется еще на пилоне. На самолетах используются специальные пусковые установки: AER065A1 (Р-3 "Орион"), MAU-9A/1 (S-3 "Викинг" и А-7Е "Корсар-2"), AERO-7А1 (А-6Е "Интрудер") и другие.

Береговой вариант противокорабельного ракетного комплекса "Harpoon" размещается на четырех тягачах. На двух находятся легкие ПУ контейнерного типа, а на двух других - запасные контейнеры с ракетами и приборы управления. Для транспортно-пусковых установок могут быть использованы самые разные автомобили, что упрощает комплектование батарей ПКРК. При этом допускается широкое варьирование оборудованием для связи, управления, обнаружения, разведки и целеуказания.

Приборы управления, находящиеся на носителе, согласно полученным данным о цели рассчитывают углы ориентации гироскопических приборов блока инерциального наведения и время включения ГСН. Кроме того, они обеспечивают подачу электропитания до момента активации батареи, вырабатывают боевой курс носителя, осуществляют предстартовую проверку и контроль, подают электрический сигнал для пуска ракеты.

При создании подсистемы обеспечения запуска учитывалось, что комплекс может быть установлен на различных носителях, а приборы управления должны обеспечивать взаимодействие между новыми модификациями ПКР и существующим пусковым оборудованием.

Для обеспечения целеуказания используются данные в аналоговой или цифровой форме, поступающие от воздушно-космических разведывательных систем, средств радиоразведки, РЛС, ГАС и других. Важная роль отводится вертолетам SH-60B, оснащенным обзорной РЛС и системой передачи данных. Они могут скрытно подлететь к цели на малой высоте и, совершив кратковременный набор высоты, произвести радиолокационное обнаружение. Аналогичные задачи способны выполнять беспилотные летательные аппараты, дирижабли и другие перспективные летательные аппараты.

Пусковые установки ПКР "Гарпун". Фрегат F18 Sutherland

Испытания и эксплуатация
Эффективность ракет была продемонстрирована во время испытательных пусков и в боевых условиях. По оценкам американских специалистов, для выведения из строя авианесущего корабля (легкого авианосца) потребуется попадание в него пяти ПКР "Harpoon", для поражения крейсера - четырех, а эсминца - двух; одна ракета способна произвести серьезные разрушения при попадании в небольшой корабль или катер.

В марте 1986 г. в заливе Сидра ракетами "Гарпун" были потоплены 2 ливийских ракетных катера. Так, 25 марта большой ливийский ракетный катер "Эйн Загут", патрулировавший побережье Ливии, был неожиданно обстрелян американским крейсером "Иорктаун" с дистанции всего 11 миль. Две ракеты "Harpoon" RGM-84 попали в катер, который через 15 минут затонул.

Второй ливийский катер "Воход" был потоплен 24 марта ракетой "Harpoon" АGМ-84, запущенной с американского штурмовика "Интрудер" А-6. Ракета попала в надстройку катера водоизмещением 311 т. Надстройка была уничтожена, в ней погиб и командир катера. Двигатели катера остались в строю, но команда решила не тушить возникший пожар. Через час после ухода экипажа катер затонул.
Еще через два года в Персидском заливе ракетами "Harpoon" были потоплены два иранских корабля.

В ходе операции "Буря в пустыне" (17.01.1991-01.03.1991) ПКР "Гарпун" применялись против ВМС Ирака по данным бортовых средств носителей по наведению внешних источников. Дистанции применения ракет не превышали 40 км в связи с трудностями обнаружения малоразмерных целей бортовыми РЛС. Отмечались случаи, когда ракета не могла снизиться настолько, чтобы попасть борт низкобортной малоразмерной цели и попадала в легкую надстройку. При этом боевая часть ракеты взрывалась уже после пролета цели и эффективность огневого воздействия, таким образом, снижалась. В это же время выявленные боевые эпизоды, связанные с применением ПКР "Harpoon", свидетельствуют о том, что эффективность бортовой системы наведения ракеты на цель на конечном участке была исключительно высокой.

Давайте от авиации вновь вернемся к ракетам. Тем более что мое повествование медленно, но верно, приближается к знаменательной дате – началу космической эры.

Когда американское небо бороздили ракетные самолеты, на земле в арсенале «Редстоун» велась разработка первой американской баллистической ракеты. Эту работу поручили команде фон Брауна, для которой она стала «лучом света в темном царстве». После нескольких лет относительного забвения немцам предоставили шанс вновь найти себя. И они этой возможностью воспользовались в полной мере.

Ракета «Редстоун» являлась прямым потомком «Фау-2». Она во многом походила на свою предшественницу. В качестве топлива в ней также использовались этиловый спирт и жидкий кислород. Центробежный турбонасос подачи топлива приводился в действие путем разложения перекиси водорода. Управление полетом ракеты осуществлялось с помощью четырех графитовых газовых рулей, помещенных в потоке истекающих газов.

Вместе с тем были и отличия от ракеты времен Второй мировой войны. Первое из них – это габариты: «Редстоун» имела длину 21,2 метра, диаметр 1,8 метра, стартовую массу 18 тонн. Тяга ракетного двигателя составляла при старте 29,5 тонны.

Для сравнения, «Фау-2» имела длину 14 метров, диаметр 1,65 метра, стартовая масса 12,9 тонны, тяга двигателя при старте 25 тонн. Второе отличие – отделяемая головная часть массой до 5 тонн (у «Фау-2» неотделяемая головная часть имела массу всего 750 килограммов). Дальность полета ракеты была не очень большой – около 300 километров. То есть летала не дальше «Фау-2». Для справки: советские ракеты к началу 1950-х годов летали гораздо дальше. Однако американская армия не ставила на тот момент задачу создания ракеты большой дальности.

Во-первых, основным средством доставки ядерного оружия к целям на территорию Советского Союза генералы Пентагона считали стратегические бомбардировщики, флот которых рос в США от года к году.

Во-вторых, стартовые площадки «Редстоунов» предполагалось разместить в непосредственной близости от территории СССР, что, несмотря на невысокую дальность, делало эти ракеты стратегическим оружием.

Ну и, в-третьих, ракета «Редстоун» изначально рассматривалась как промежуточный, а не конечный результат работы ракетчиков. Поэтому ей можно было простить многие недостатки.

Первый испытательный пуск «Редстоуна» был произведен 20 августа 1953 года с мыса Канаверал и закончился неудачей. А первый успешный, точнее, частично успешный, состоялся только 27 января 1954 года.

Вскоре после этого «Редстоун» под именем «Юпитер-А» была принята на вооружение американской армией и отправилась «нести службу» к границам Советского Союза.

Боевая история «Редстоунов» не столь интересна, как у других ракет. С самого начала она задумывалась как промежуточное звено, таковым и осталась. Но вот как средство исследования космического пространства эта ракета смогла проявить себя гораздо ярче. Тяжелая головная часть делала «Редстоун» почти идеальной первой ступенью для многоступенчатых ракет. Что и было использовано в полной мере.

Первое яркое достижение этой ракеты датируется 20 сентября 1956 года, когда с помощью «Редстоуна» под номером 27 с мыса Канаверал была запущена составная система на твердом топливе. Вторая ступень этой ракеты представляла собой связку из четырех ракет на твердом топливе – уменьшенные ракеты типа «Сержант», получившие название «Малышка Сержант».

Третьей ступенью системы являлась одна ракета «Малышка Сержант».

Эта система показала на испытаниях следующие результаты: первая ступень («Редстоун») упала в 100 километрах от стартовой позиции, вторая – на расстоянии 614 километров, третья была найдена в 5310 километрах от мыса Канаверал. Эта последняя ракета достигла высоты 1096 километров, что стало на тот момент абсолютным рекордом. Описанная выше система получила наименование «Юпитер-С» и в 1958 году была использована для запуска первого американского спутника Земли.

Вторым достижением следует признать «участие» «Редстоу-на» в программе «Меркурий». Именно эту ракету использовали американские ракетчики во время суборбитальных полетов Алана Шепарда и Вирджила Гриссома в 1961 году. Для вывода пилотируемого корабля на орбиту она была слабовата, а вот для «прыжка в космос» – в самый раз. К тому моменту она стала весьма надежной системой и могла обеспечить необходимую безопасность астронавтов.

В активе «Редстоуна» в первоначальной конфигурации и в варианте «Юпитер-С» также запуск нескольких искусственных спутников Земли. Например, в 1968 году эта ракета была использована для запуска первого австралийского спутника WRESAT.

Но самое главное, что принесла американской космонавтике ракета «Редстоун», – это то, что вывела на первый план Вернера фон Брауна и его «ракетную команду». Достигнутый ими успех продемонстрировал правительственным кругам США возможность и необходимость активного использования немцев в гонке за лидерство в космосе. Надежда на собственные силы в середине 1950-х годов не оправдалась, а быть на вторых ролях американцам не хотелось.

Разработка «Редстоуна», по сути дела, завершила первый этап развития американского ракетостроения. Дальше уже был космос, и я перехожу к рассказу об этом периоде. Но сначала небольшое отступление.