Инструменты

Не менее 70 см. Требования к расстановке мебели в классном помещении

Не менее 70 см. Требования к расстановке мебели в классном помещении

Елена МАКСИМОВА

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Изменить размер текста: A A

С начала кризиса у российских покупателей недвижимости стали крайне популярны квартиры небольшого метража. Оно и понятно - многим приходится считать каждую копейку, не до лишних метров. Но у проблемы есть другая сторона: нередко новоселы обнаруживают, что планировка новой квартиры не позволяет нормально разместить в ней минимум необходимой мебели. При этом жилье зачастую выбирается еще на стадии строительства, когда квартира существует только «на бумаге» и представить, как там все будет «в реале», иногда не так-то просто.

ПРИХОЖАЯ

Согласно строительным нормам, ее ширина не может быть меньше 1,4 м . Однако это вовсе не означает, что в такую прихожую влезет какая-то мебель. Лучше, если этот показатель находится в диапазоне 1,6-2 м . А совсем идеальный вариант, когда прихожая близка к форме квадрата и при этом размер всех проходных зон (прихожая плюс внутриквартирные коридоры) не превышает 20% от общей площади жилья.

По возможности стоит избегать длинных и узких коридоров, например, шириной 1 м и длиной 4 м. Там невозможно разместить функциональную мебель и их сложно оформить с точки зрения дизайна.

Особое внимание обращаем на ширину простенков около входной двери. Итак...

- Размер простенка 30-40 см, при общей ширине коридора 1,4-1,5 м.

Вы сможете установить только открытую вешалку для верхней одежды и тумбу для обуви.

- Ширина простенка не менее 60 см, ширина прихожей не менее 1,6 м.

Можно разместить стандартный шкаф для хранения одежды и других вещей.

- Ширина простенка не менее 70 см, плюс еще метр пространства остается на проход.

Влезет шкаф-купе.

КУХНЯ

- До 8-10 кв. м.

Это только кухня. В нее встанет необходимая кухонная мебель, холодильник, варочная поверхность, духовой шкаф, посудомоечная машина. Плюс небольшой стол - для двух-трех человек.

- 11- 15 кв. м.

Можно устраивать кухню-столовую. Прямоугольный или овальный стол длиной 120 см на четыре персоны со стульями потребует не менее 3 кв. м., а квадратный или круглый метровый стол – 4 кв. м. Прямоугольный стол длиной 170 см на шесть персон со стульями займет 4,5 кв. м.

Если вы хотите запихнуть на кухню еще и диван (поскольку гостиной нет), для него потребуется 2,5-3 кв. м. Таким образом, либо придется отказываться в пользу дивана от обеденной зоны, либо понадобится пространство размером в 14-18 кв. м.

СПАЛЬНЯ

- 10-12 кв. м.

Это минимальная площадь, куда войдет стандартная двуспальная кровать (1,6 х 2 м) с тем, чтобы к ней оставался еще проход по бокам (по 0,7 м) и со стороны ног (1 м). Плюс две прикроватные тумбы и небольшой комод.

- 13-15 кв. м

В дополнение к двуспальной кровати можно разместить шкафы и другую мебель.

- 16-18 кв. м

Пространство позволяет организовать гардеробную площадью 3-7 кв. м.

Для спальни очень важна ширина помещения. Минимальная длина спального места - 2 м, а для кроватей с мягкими изголовьями – 2,2-2,4 м. Вместе с проходом со стороны ног (1 м) ширина спальни должна быть не меньше 3-3,4 м. Если перед кроватью планируется размещение комода, консоли, туалетного столика или шкафов, то нужно добавить в расчеты их глубину. В результате, необходимая ширина спальни может доходить до 4 и более метров.

ДЕТСКАЯ

Согласно СанПиН, на каждого человека должно приходиться не менее 6 кв. м жилой площади. Таким образом, если в семье подрастает два ребенка, то минимальный размер детской комнаты должен составлять 12 кв. м.

Однако на такой площади можно разместить только, например, двухъярусную кровать, небольшие письменные столы и шкафы. Места для игр или детского спортивного комплекса при таких размерах не останется.

Для двоих детей предпочтительно выбирать комнаты площадью не менее 14-15 кв. м . Если же в детской размером более 12 кв. м живет один ребенок, то это вообще прекрасно. Хватит места, чтобы разместить всю необходимую мебель (для сна, занятий, игр) и сохранить ощущение простора.

ГОСТИНАЯ

Минимальная площадь гостиной, так чтобы в ней комфортно разместились 3-4 человека, составляет 16 кв. м , а максимальная – 25-30 кв. м.

Два небольших двухместных диванчика с журнальным столом займут 4,5 кв. м.

Для стандартного дивана и двух кресел со столиком потребуется минимум 6 кв. м ., а при свободной расстановке мягкой группы9 и более кв. м. Расстояние от дивана или кресла до экрана телевизора должно равняться трем-пяти диагоналям экрана. Таким образом, при наличии телевизора с диагональю 46 дюймов, ширина гостиной должна составлять не менее 3,5 м.

Если гостиную планируется совместить с кухней, то ее площадь может быть немного меньше, чем сумма площадей этих двух помещений. Оптимальный вариант в таких случаях - жилье с европланировкой, где кухня-гостиная уже предусмотрена проектом, а количество комнат измеряется по числу спален.

При покупке квартиры без европланировки необходимо заранее поинтересоваться, есть ли возможность объединить кухню и гостиной. В квартирах, которые сдаются без внутренних перегородок, это можно. Но в типовых проектах панельных новостроек может присутствовать несущая стена между кухней и расположенным рядом помещением, что не позволит воплотить такой замысел.

САНУЗЕЛ

- Туалеты размером 0,9 х 1,2 м до сих пор часто встречаются в проектах типовых панельных новостроек. Они не позволяют наряду с унитазом установить в них раковину для мытья рук. Для того чтобы разместить ее в туалете, необходимо помещение размером 1,2 х 1,5 м.

- Площадь ванной до 3 кв. м (например, 1,7 х 1,7 м) также не оставляет владельцам квартир простора для дизайнерских фантазий. На этой площади можно установить только ванну длиной 160-170 см, компактную раковину и узкий шкаф-пенал или большую раковину с тумбой. Стиральную машину лучше разместить на кухне. Иначе для подхода к ванне и раковине останется «закуток» размером всего 0,6 х 0,9-1 м. Если же на кухне не хватает места для стиральной машины, освободить место под нее можно, заменив ванну небольшой квадратной душевой кабиной. Еще один вариант - объединение ванны и туалета. В результате перепланировки образуется помещение общей площадью 4 кв. м.

- В помещениях площадью 4-5 кв. м хватит места для ванны, раковины и стиральной машины либо дополнительного унитаза. Если же в квартире хочется устроить настоящий уголок релакса с джакузи, душевой кабиной, большой раковиной, унитазом и биде, то нужно выбирать такие планировки, где площадь ванной составляет 6 и более кв. м.

КЛАДОВКА

Практически в каждой семье есть редко используемые вещи. Их хранение превращается в настоящую проблему – многие габаритные предметы не умещаются в обычные шкафы, и для их размещения приходится задействовать балконы, лоджии и гаражи. В результате просторная лоджия со временем превращается в склад.

Если «лишних» вещей много, то при подборе жилья нужно выбирать такие предложения, где в квартире проектом предусмотрена кладовая. Также подсобные помещения можно построить с помощью перегородок, сделав перепланировку пространства в коридоре или холле. Но чтобы места было достаточно, площадь коридора должна составлять не менее 9-10 кв. м.

Еще один вариант – это покупка отдельного помещения для хранения вещей за пределами квартиры. Несколько лет назад кладовые можно было увидеть только в новостройках элитного и бизнес-класса. Но теперь такие предложения нередко встречаются и в домах массового сегмента. Оптимальна кладовка размером 3-7 кв. м. – на такой площади можно с комфортом разместить все вещи, используемые время от времени.

Понятия «идеальная квартира» не существует, – говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». – Площадь различных помещений и их компоновка зависит от образа жизни каждой конкретной семьи. Кроме того, у всех покупателей есть свои представления о том, что такое большая или маленькая кухня, спальня или холл. Тщательное планирование интерьера и расчет необходимой площади позволяет сэкономить значительные средства. Особенно это актуально для двух- и трехкомнатных квартир и многокомнатного жилья: покупка «лишних» 5-10 квадратных метров при неудачной планировке влечет за собой увеличение бюджета на 750 тыс. – 2 и более млн руб. Сейчас на столичном рынке массового жилья представлено рекордное количество предложений – как в типовых новостройках, так и в домах по индивидуальным проектам. Поэтому у покупателей есть возможность выбрать жилье своей мечты из большого числа вариантов.

Номера мебели,

Группа роста, мм

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья

по ГОСТу

оранжевый

фиолетовый

свыше 1750

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы.

Цвет Высота от пола, мм

оранжевый от 1000 до 1150

фиолетовый от 1150 до 1300

желтый от 1300 до 1450

красный от 1450 до 1600

зеленый от 1600 до 1750

голубой более 1750

По этой линейке школьники могут самостоятельно измерить свою длину тела и определить маркировочный цвет необходимой мебели.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Ширина рабочего места за столом должна равняться сумме двух предплечий с кистями плюс 3-4 см на свободу посадки. Крышка стола состоит из горизонтальной и наклонной частей. Рабочая поверхность должна иметь уклон в 30 0 . Наклонное положение крышки стола облегчает аккомодационную работу глаз при письме и чтении, так как при этом расстояние между глазом и любой строкой книги почти одинаково, и степень аккомодации глаз при чтении постоянная.

Высота стула должна равняться длине голени с прибавлением 2 см на высоту каблука. Рельеф сидения должен соответствовать форме бедра и ягодиц, сиденье должно иметь небольшой наклон назад. При такой форме сиденья учащийся не соскальзывает вперед. Глубина (передне-задний размер) сиденья должен равняться не менее 2/3 и не более ¾ длины бедра. При меньшей глубине сиденья уменьшается площадь опоры, и посадка учащегося становится менее устойчивой и более утомительной. При глубине сиденья более ¾ бедра край сиденья сдавливает сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке.

Зная длину тела школьника (данные находятся в индивидуальной карте – форма № 26) и, прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.

Расстановка мебели и рассаживание учеников. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой мебели.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

    между рядами двухместных столов – не менее 60;

    между рядами столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70 см;

    между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

    от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100;

    от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;

    от первой парты до учебной доски – не менее 240;

    наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;

    высота нижнего края учебной доски над полом – 70-90;

    расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;

    угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. В школах, расположенных в I климатическом районе расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием. Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие – ближе к учебной доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. В случае достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Школьников с ревматическими заболеваниями, часто болеющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных путей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Оборудование учебных кабинетов также должно отвечать определенным требованиям. Оборудование кабинетов иностранного языка: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и технических средств обучения, лингафонные рецептивные установки.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, в которых предусмотрены пульты управления проекционной аппаратурой, подача воды, электричества, канализация. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол размещают на подиуме.

В зоне учащихся устанавливаются двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики).

Кабинет химии и лаборантская должна быть оборудованы вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

В настоящее время в школе используются классные доски нескольких видов: для письма мелом, фломастером, мелом с нотным станом (музыкальные), для объявлений (пробковые).

Удобными являются доски, изготовленные на основе стального эмалированного листа. В зависимости от цвета эмали используются доски для письма мелом (зеленого цвета) и фломастерами сухого стирания (белого цвета). Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Стеклоэмалевые доски могут иметь от 1 до 7 рабочих поверхностей, быть стационарными, переносными, одного цвета и комбинированными, а также разных размеров.

Учебные помещения и кабинеты могут быть оборудованы интерактивными досками. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма.

Столярные мастерские оборудуются верстаки, расставленными либо под углом 45 0 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков – не менее 1 м, двухместных – 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 – 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды.

Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами. Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности. В существующих зданиях при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

Страшила Мудрый пригласил на званый ужин дядю Степу и гномиков. Все кроме него чувствовали себя не в своей тарелке. Больше он не будет их приглашать к себе. Чтобы не оказаться в такой ситуации, прислушайтесь к нашим советам.

Создать удобную для человека мебель всегда было основной задачей производителей.

В каждой стране существуют свои стандарты на обеденные столы и стулья.

За обеденным столом должно быть удобно всей семье. Это аксиома, не требующая доказательств. Но достичь гармонии нелегко – серийная мебель может не подойти.

Комфортная высота обеденного стола напрямую зависит от уровня стула и параметров человека.

Высота стола от пола до столешницы рассчитана на человека среднего роста – 1,65 м. Согласно требованиям ГОСТ 13025.3-85 на мебель – стандартная высота обеденного стола составляет 0,72-0,78 м.

Выбирая столовый комплект необходимо, учитывая рост всех взрослых членов семьи.

Если этого недостаточно, то высота обеденного стола рассчитывается по формуле:

В=Рср*ВГОСТ/РСТ,

В – вычисляемая высота стола,

РСР – средний рост взрослых членов семьи,

ВГОСТ – высота стола по ГОСТ – 750 мм,

РСТ – среднестатистический рост взрослого человека – 1650 мм.

Для сравнения, в общественных столовых и закусочных стандарт высоты – 65 см.

Если вы имеете большую кухню, то лучше всего подойдет квадратный стол.

Средний рост членов вашей семьи определяется средним арифметическим значением. Согласно этой формуле рассчитаны основные диапазоны для обеденного стола:

  • Низкорослые люди (до 1,5 м) – 0,75-0,77 м;
  • Ниже среднего роста (1,5-1,65 м) – 0,8-0,83 м;
  • Стандартная величина по ГОСТ (1,65-1,8 м) – 0,85-0,9 м;
  • Для высоких (выше 1,8 м) – от 1 м.

Кухонный стол является центром обеденной зоны. Она должна удовлетворять потребностям тех, кто живет в доме, и тех, кто приходит в гости.

Любая семья раз в полгода собирается на семейное торжество. Праздничный стол должен удовлетворять обязательным условиям:

  • Один человек должен занимать не меньше 0,5 м периметра столешницы;
  • Высоту стола подбирайте в соответствии с вышеприведенной формулой, ширину – не меньше 0,65 м;

Высота стола определяет уровень комфортности пользования. Здесь необходимо учитывать особенности физиологического строения человеческого организма.

Для нормального сидения за столом нам необходимо не менее 70 см, поэтому средняя высота стандартного стола находится в районе 75 см.

НА ЗАМЕТКУ! Выбирайте компактные модели с раздвижной столешницей.

Так уж повелось в Европе и России – за столом принято сидеть на стуле.

Стандартная высота кухонного стула – имеется в виду высота от пола до сиденья 40-45 см.

Он должен иметь удобную спинку и комфортную для человека высоту сиденья, приблизительно равную одной четвертой части среднего роста взрослых членов семьи. При росте 1,8 м ее высота составит 0,45 м.

Оптимальная глубина сиденья 40-45 см (сиденье не должно впиваться под коленки). Человеку среднего роста будет удобно сидеть за столом высотой – 74 см.

НА ЗАМЕТКУ! Расстояние от сиденья до столешницы не должно превышать 0,3-0,34 м.

В гости приходят люди разного роста и подгадать заранее размер стула не получится. Приобретите один-два стула с регулируемой высотой сиденья и подставкой для ног для таких случаев.

Помните, что стандартная высота обеденного стола по ГОСТу «подогнана» под человека ростом в 165 см.

Не будь слоном в посудной лавке…

Устают спина и шея при работе на кухне? Вы неправильно подобрали высоту кухонного гарнитура.

В проектировании кухонного гарнитура существуют определенные стандарты, которые рассчитаны на комфортное пользование мебелью и бытовой техникой, хранение продуктов и других вещей.

Высота кухонного стола для разделки и приготовления пищи должна равняться половине вашего роста, округленной в большую сторону в пределах 5 см. При росте 1,72 м она составит 0,9-0,95 м.

Эти оптимальные размеры рассчитаны на среднестатистический рост хозяйки.

Высота тумб должна быть равна 820 мм, а вместе со столешницей – 850 мм.

Существует другой метод подбора комфортной высоты кухонного стола.

  1. Согните руку в локте.
  2. Измерьте расстояние от пола до локтевого сгиба.
  3. Отнимите от него 15 см.
  4. Полученный результат используйте при подборе кухонного гарнитура.

Все нюансы нужно подбирать в соответствии с нуждами хозяев и особенностями помещения.

НА ЗАМЕТКУ! Чтобы узнать значение для посудной мойки к высоте кухонного стола прибавьте 10 см.

Не нужен лом, чтоб спину ровно держать за рабочим столом…

Наличие удобного рабочего места необходимо для вас и вашего ребенка.

Одной из самых необходимых вещей для вашего чада в школьном возрасте будет письменный стол.

Длительное нахождение в неудобной позе приводят к быстрой усталости. Кроме того возникает риск возникновения или обострения хронических заболеваний спинного и шейного отделов позвоночника.

Выбрать письменный стол будет не сложно, если знать всего несколько основных параметров.

Подбор высоты стола и стула для взрослого человека осуществляется при помощи указанной выше формулы. Обычно они составляют 0,77-0,82 м и 0,45-0,49 м. Длина спинки должна быть не менее 0,35 м.

Правильно рассчитанная высота компьютерного стола способствует хорошему самочувствию и продуктивному труду.

Определить оптимальные габариты стола для ребенка труднее, чем для взрослого. Дети активно растут до 18 лет, поэтому мебель придется менять через каждые 2-3 года. Наиболее актуальной эта проблема становится с 7 лет, когда ребенок начинает ходить в школу.

Многие производители сейчас предлагают «растущие» столы или парты.

При совершении покупки старайтесь выдерживать следующие параметры:

Убедитесь, что соблюдаются важные мелочи:

  • Ступни ног полностью касаются пола при сгибе ноги под углом от 90 до 100°;
  • Зазор между грудной клеткой и краем мебели составляет 0,8 м;
  • Сидящий подросток упирается в столешницу локтями, не сгибая спину и не задирая высоко плечи,
  • Монитор компьютера располагают на расстоянии не менее 0,5 м, ребенок глядит на него под углом 0-30°, сгибание шеи назад недопустимо. Если мебель слишком высокая, а поменять ее нет возможности, то приобретите подставку под ноги и подложите подушку на сиденье стула.

Если ребенок, сидя за столом, опустит руку вниз, то идеальным будет расположение его локтя ниже столешницы на 5-6 см.

При правильном расположении столешница находится на уровне солнечного сплетения ребенка.

ВАЖНО! Заставляйте ребенка через каждые 40 минут делать «переменку».

Позаботьтесь о здоровье и комфорте своих родных и близких. Правильно подобранное значение высоты обеденного стола прибавит ощущение уюта семейному торжеству и вызовет желание встретиться еще раз. Кухонный гарнитур, рассчитанный под особенности фигуры супруги, сохранит на долгие годы ее красивую осанку. Ваш ребенок, сидящий за хорошо отлаженным рабочим столом, будет лучше учиться и меньше болеть.

Чтобы не ломать голову над сложными вопросами эргономики пространства и выбора наиболее удобных габаритов мебели, существуют стандартные размеры.

Большинство изготовителей, непосредственно контактирующих с покупателем, выполняют интересные модели мебели под размеры каждой отдельной семьи.

ВИДЕО: Как выбрать письменный стол для ребенка.

1. Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели (Приложение 5).

2. Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см.

3. Расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной должно быть не менее 50 см.

4. Расстояние между рядом парт и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, должно быть не менее 50 см.

5. Расстояние от последних парт до стены (перегородки), противоположной классной доске, должно быть не менее 70 см и не менее 100 см, если данная стена является наружной.

5. Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см.

7. Расстояние от первой парты до учебной доски должно быть не менее 240 см.

8. Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.

9. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передней партой) должен быть не менее 45°.

10. Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты независимо от их номера ставят первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Для профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год следует менять местами учащихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе.

11. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья.

12. В начальных классах для контроля соответствия роста учащихся функциональным размерам парт следует иметь цветную мерную линейку, на которую наносят соответственно группам мебели цветовые полосы шириной 15 см (фиолетовая - от 1151 до 1300 мм, желтая - от 1301 до 1450 мм, красная - от 1451 до 1600 мм). Линейку располагают вертикально в доступном для учащихся месте, чтобы они могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели.

Требования к организации ученического рабочего места

Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося:

Голова держится прямо или слегка наклонена вперед;

Корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);


Руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

Ноги согнуты под прямым или несколько большим (100 -110º) углом с опорой на пол или подножку парты;

Расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными пальцами.

Для оборудования учебных помещений ученической мебелью необходимо руководствоваться данными о распределении комплектов мебели в начальной школе, представленными в таблице 7.2.1

Таблица 7.2.1

Примерное распределение парт разных номеров в начальных классах, %

В классной комнате, оборудованной партами, в конце каждого из 3 рядов устанавливают по 2 конторки. Кроме того, вдоль стены, противоположной светонесущей стене, вместо одноместных парт возможно размещение ряда конторок.

Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1150-1300 мм составляет 750 мм, 1301-1450 мм - 850 мм и 1451-1600 мм - 950 мм. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками.

Требования к учебным доскам

Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80-90 см.

Учебные доски оборудуют софитами, которые размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м - в сторону класса перед доской.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального образования, могут быть приняты дети, достигшие 6,5 лет к 1 сентября текущего года. Оптимальный возраст начала школьного обучения - 7 лет. Прием детей в первые классы осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья.

Нормативы образовательной нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели (для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней) в соответствии с таблицей 8.1. Объем образовательной нагрузки равномерно распределяют в течение учебной недели.

Таблица 8.1

Обучение в начальных классах целесообразно организовать в первую смену. Для учащихся первых классов обучение в первую смену является обязательным. Учебные занятия следует начинать не ранее 8.30.

В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре - октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, с ноября - четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать 20 часов.

Продолжительность урока в 35 минут должна быть сохранена на протяжении всего учебного года.

Продолжительность урока во 2- 4 классах составляет не более 45 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первом-втором уроках. Контрольные работы целесообразно проводить во вторник - четверг на втором-третьем уроках, но не более одной в день. Основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т. п.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после второго урока) - 15-20 минут. На большой перемене организуют завтрак. После третьего урока - динамическую паузу (обязательную для учащихся первых классов), представляющую собой подвижные игры и спортивные развлечения на свежем воздухе (в случае плохой погоды в помещении) длительностью не менее 40 минут. В те дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры, проведение последующего динамического занятия рекомендуется строить таким образом: первые 20-25 минут самостоятельная двигательная деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в течение 10-15 минут организуют игры средней подвижности.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при положительных результатах гигиенической экспертизы, которую необходимо проводить в установленном порядке в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Структура урока должна быть дробной - включать несколько видов деятельности, но не более шести. Оптимальная плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общей продолжительности урока в процентах) составляет не менее 60% и не более 80%.

Общая продолжительность письма на уроке для учащихся в возрасте 7-8 лет - не более 10 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью в 1 классе составляет не более 4-5 минут; во 2-3 классах - не более 5-7 минут; в 4 классе - не более 10 минут. Продолжительность непрерывной работы с деревом, проволокой в начальных классах не должна превышать 4-5 минут.

Занятия шитьем, вышиванием, вязанием в начальных классах не проводят.

Не допускается работа детей с утилем, стеклом, легко воспламеняемыми материалами, горючими газами и жидкостями, за исключением горючих жидкостей, находящихся в отдельных герметически закрытых емкостях максимальной вместимостью 15 см 3 .

Безопасность предметов для детского творчества должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на уроках для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 20 минут.

Изображение на экране должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок.

При использовании других аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе определяют в соответствии с таблицей 8.2.

Расставить мебель в комнате — дело непростое. Порой, люди копируют примеры родительской квартиры, или устанавливают самый крупный предмет мебели «куда влезет», располагая все остальное уже по отношению к нему. Но порой, такие стихийные планировки приводят к неудобству при эксплуатации мебели. Чтобы не портить покрытия пола, двигая мебель слишком часто, заранее все спланируйте в соответствии с определенными правилами.

Места для прохода должно хватать

В каждой квартире есть особо популярные маршруты. Здесь важно избежать захламления и торчащих углов мебели. Минимальное расстояние между мебелью и стеной должно быть 70 см. Если нужно обеспечить возможность разойтись двум людям — оставляйте не менее 110 см.

Планировка зала

В этой комнате мебель не следует расставлять ни слишком далеко друг от друга (более 60 см), ни слишком близко. Если речь не идет о тумбочках или столиках, расставьте отдельные предметы примерно на 20-30 см. В таком случае комната не будет казаться захламленной. Телевизор установите напротив дивана, не слишком высоко. Ваш взгляд, в идеале не должен смещаться более 15 градусов в любом направлении.

Мебель в спальне

Не ставьте кровать прямо к стене. Лучше всего, чтобы в нее упиралось изголовье. От кровати до стены или ближайшего предмета мебели оставьте не менее 70 сантиметров. Если в спальне есть платяной шкаф, то около него нужно оставить как минимум 80 сантиметров свободного пространства. Еще больше, если на дверце есть зеркало.

Планировка кухни и столовой

Модная идея для просторных кухонь, стол-остров, требует проходов не менее 70 сантиметров. Шкафчики классической конструкции лучше располагать так, чтобы перед ними оставалось пространство около 120 см. Если такой возможности нет, откажитесь от дополнительной мебели или используйте специальные конструкции, позволяющие открывать мебель альтернативным способом. Помогут выдвигающиеся ящики, раздвижные двери, спиральные конструкции. Если в вашей квартире малогабаритная кухня, имеет смысл перенести столовую зону в гостиную.

Размеры ступенек на лестнице

Если вы являетесь счастливым обладателем двухэтажного дома, вам пригодится такая информация. Глубина ступеньки + высота двух подступенков должна составлять 64-65 см. Высота перил проектируется в соответствии с ростом владельца квартиры. Разойтись можно на лестнице не менее 90 см шириной.

Санузел

Важно, чтобы полочки над унитазом вешались не ниже, чем на 5-10 см над крышкой в открытом состоянии. Если у вас небольшой унитаз, лучше сделать запас расстояния, так как со временем вы, возможно, захотите сменить сантехнику. Если нет возможности разместить в комнате полноценную раковину, обратите внимание на модели, которые устанавливают над стиральными машинками.