Инструменты

Цветы целуются. Психотрия возвышенная – уход за цветком в домашних условиях

Цветы целуются. Психотрия возвышенная – уход за цветком в домашних условиях
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Умение понимать и воспринимать партнера по общению - верный шаг на пути к успеху

Достичь ожидаемый результат от общения с клиентом можно лишь в случае правильного построения своего поведения.

А чтобы суметь сделать это правильно, надо обладать умением предвидеть реакцию собеседника на слова и поступки, не упустить ни одной мелочи в общении, а значит понимать, как происходит восприятие информации человеком.

Хорошим доказательством тому служат слова английского писателя и политика ΧΙΧ века Э. Бульвера-Литтона, который сказал следующее:

«Ничто не является поверхностным для глубокого наблюдателя! Именно в мелочах выдает себя характер».

Внутренние качества человека очень часто проявляются в его внешнем виде. Иногда, то, что скрыто внутри, можно увидеть в мелких деталях вешнего вида. Удается такое только наблюдательным людям. Они могут сразу определить, с кем общаются, и, исходя из этого, правильно построить свое поведение.

От умения наблюдать напрямую зависит достижение положительного результата в общении. Кроме того, важно не допустить ошибки в восприятии собеседника, тем самым исключить отрицательного результата.

Каналы восприятия информации человеком

Доказано, что при поступлении информации в сознание человека, используется три канала восприятия информации.

1.Визуальный (зрительные образы).

2.Аудиальный канал восприятия (слуховые образы).

3.Кинестетический канал восприятия (комплексы ощущений).

Человек может принимать информацию, одновременно используя все три канала. Их роль в коммуникации очень важна. Но, по теории нейролингвистического программирования, у человека есть основной приоритетный канал.

Исходя из этого, людей условно можно разделить на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики. Определить тип можно по различию звучания голоса, употребление определенных слов, жестикуляции, движению глаз.

Например, аудиалы часто употребляют в речи такие слова, как «послушайте», «как говорится» и так далее, а визуалы - «посмотрите», «неужели вы не видите» и тому подобное. Для того чтобы определить свой тип, можно пройти тест: ведущий канал восприятия.

Основные показатели распознавания модальности

Показатель

Тип канала

Визуальный

Аудиальный

Кинестетикческий

Восприятие

Вижу я, представьте себе, в перспективе, ясный, в фокусе, мне кажется

Послушайте, говорю, логично, громко, тихо, звучит как

Легко, тяжело, приятно, чувствуйте, удобно, вкусно, какой запах

Темп речи

Аритмичный, торопливый

Размеренный, спокойный, ровный

Певучий, замедленный

Жесты рук

У 73% на уровне лица

У 75% на уровне пояса, при этом локти прижаты к бокам часто

У 80% могут быть на уровне таза или отсутствовать

Движения глаз, направления

Вверх влево, вверх прямо, вверх вправо, или прямо перед собой

Вниз направо или налево

Вниз прямо или вниз влево

Без наблюдательности и определенных навыков определить модальность человека очень сложно. Для этого нужна тренировка: один день разговаривать как визуал, второй - как аудиал, третий - как кинестетик. Такие упражнения позволят понять все каналы восприятия человека и поработать плотно над своим.

Восприятие человека человеком в психологии: особенности

Из-за субъективности восприятия, каждый человек воспринимает в целом своего собеседника по-разному. Об одном и том же человеке можно услышать совсем разные суждения. Происходит такое по нескольким причинам.

  • Во-первых, разные возможности восприятия. Зависят они от особенностей слуха и зрения человека, от его природной или приобретенной наблюдательности.
  • Во-вторых, влияние стереотипов и приобретенного опыта.
  • В-третьих, предварительная установка.

Помимо вышеперечисленного причины смены восприятия человека могут быть и иные, например, на восприятие клиента может сильно повлиять общее состояние продавца. Одинаково отрицательно может сказаться и радостное состояние, и раздражительное.

Ведь счастливый человек часто видит все вокруг через призму «розовых» очков, а несчастный - «черных». Необъективная оценка может проявиться в пристрастном отношении к партнеру: если человеку симпатизируют, он будет восприниматься всегда положительно. Яркий пример, мать и ее ребенок. Для каждой матери ее дети - самые, самые.

Закон восприятия

Ученые установили признаки восприятия человека человеком и на основе этого выделили главный закон восприятия. Следуя ему, в собеседнике первым делом воспринимается что-то самое главное, а все остальные качества служат фоном этого главного.

А вот, от того, что каждый может посчитать главным, и зависит целостное впечатление от человека. Разница впечатлений от одного человека зависит от определения каждым того самого главного. У каждого оно может быть свое. Главный пункт его определения - что важно в данный момент.

Какие факторы влияют на восприятие человека человеком

Большую роль в восприятии играют этические, эстетические и социокультурные нормы и правила, заложенные в людях с раннего детства. «Что такое хорошо и что такое плохо» - этот принцип не теряет своей актуальности с течением времени.

И, как это ни странно звучит, восприятие собеседника или клиента напрямую зависит от собственного представления своего «я». К примеру, если руководитель чувствует себя неуверенно, то любое предложение со стороны другого человека будет воспринимать как проявление угрозы своему авторитету.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что восприятие одного человека другим зависит от установок, опыта, воспитания, желания. Наблюдая и воспринимая собеседника, человек получает информацию и о самом себе. При восприятии важно учитывать существующие причины необъективности оценки.

Основываясь на рассмотренных особенностях восприятия, деловому человеку в современном обществе можно посоветовать следующее:

  • Уделять особое внимание наблюдательности.
  • Всегда получать полную информацию о будущем партнере.
  • Стараться давать наиболее полную информацию о себе.
  • Вести разговор с партнером на его языке.
  • Для беседы выбирать спокойный тон, удобное место, спокойную обстановку.
  • Не поддаваться первому впечатлению от информации, стараться все проверять.
  • Всегда давать объяснения своим действиям.
  • Не считать свое мнение единственно правильным.
  • Стараться делать для окружающих полезные для них вещи.
  • Всегда быть таким, каким хочешь, чтоб тебя представляли.

Механизмы восприятия человека человеком

Индивидуализация и стереотипизация - главные механизмы восприятия и включаются они одновременно. Но, в зависимости от индивидуальных качеств и обстоятельств, один механизм преобладает над другим. А теперь рассмотрим их подробнее.

Стереотипизация - сопоставление существующего образа с имеющимся в сознании стереотипом. Если знать особенности поведения отдельной группы, можно предугадать поведение собеседника.

Индивидуализация - восприятие отдельного человека во всей его неповторимости, со всеми его особенностями.

В общении современного делового общества важность имеют оба механизма. Абсолютно каждый человек принадлежит к определенной социальной группе, к определенному психологическому типу и имеет индивидуальные особенности.

Правильное восприятие всего этого позволит спрогнозировать его поведение и выстроить общение в правильном русле. Ведь общаясь, люди начинают понимать чувства друг друга. А понимать своего собеседника - значит рассуждать и чувствовать с его точки зрения.

«Главное, с чего однозначно начинается понимание других людей, - это четкое формирование у человека той направленности, при которой другие люди были бы обозначены не на периферии, а непременно в центре системы ценностей складывающейся у него », - писал А. А. Бодалев.

Механизм децентрации

Очень часто в среде деловых партнеров можно услышать фразу: «Я от него не ожидал». Обычно, такое произносят с недоумением после несостоявшейся сделки, сорванных переговоров с клиентами и другими подобными вещами.

Но если спросить у партнера, почему он так поступил, можно услышать вполне логический ответ. Такая способность взглянуть на проблему глазами другого человека в психологии называется децентрацией.

Удается такое не каждому. Зависит это от эмоционального состояния личности, ее навыков общения, воспитания, склонности к сопереживанию. Главное - не отожествлять себя с другим человеком, а попытаться воспринять с его точки зрения.

А вот непонимание взглядов другого человека может привести к конфликтной ситуации.

Для того чтоб уметь предвидеть поведение клиента или партнера, надо оценивать ситуацию с его точки зрения.

Если этого не удается, надо проанализировать, в чем причина.Основные причины при ошибках в прогнозировании поведения партнера

  1. Недостаточные сведения о партнере.
  2. Ошибка в определении стереотипа.
  3. Ошибка в представлении поведения или характера людей определенного стереотипа.
  4. Поведение человека сильно разнится от его стереотипа в силу его индивидуальности.
  5. Не до конца понимание ситуации партнера.
  6. Рассуждение по схеме «Я бы на его месте поступил так».

Понимание и восприятие партнера зависит от интереса, который к нему проявляется. Ведь мир бизнеса - это деловой мир, в котором могут достичь успеха только вдумчивые, доброжелательные и наблюдательные люди. Для того чтоб добиться успеха в деловом обществе, надо учитывать умение правильно прогнозировать поведение партнера, уметь взглянуть на ситуацию его глазами.

Впечатления от человека не должно расходиться с представлением о нем. Обязательно надо думать о том, какое впечатление производите сами на других. И тогда успех будет всегда сопутствовать на деловом поприще.

Хотите узнать как заработать в Интернете?
Скачайте бесплатную книгу Владислава Челпаченко
=>> «10 шагов к первому миллиону в инфобизнесе»

Не секрет, у людей выделяют четыре канала восприятия информации, что необходимо учитывать при организации и составления своего выступления или презентации, да и при личностных контактах в бизнесе. Ранее мы усвоили принципы составления .

Конечно, у человека преобладает один из каналов восприятия информации, но было бы смешно полагать, что у него полностью отсутствуют другие составляющие восприятия. Просто пользуется он чаще всего одним, но другие также играют не последнюю роль в общении и усвоении информации.

Наверное, вы замечали в институте или школе, что одни студенты почти ничего не пишут в конспекте, стараются не отвлекаясь слушать или даже записать на диктофон, другие, все подробно записывают, сопровождая свои записи огромным числом иллюстраций, а третьи пытаются систематизировать информацию в виде таблиц и формул.

Вот они аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы.

Способы восприятия информации человеком. Аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы

Чтобы лучше понять, чем они отличаются друг от друга и как воспользоваться особенностями их личности, приведу красочный пример из всем известного мультфильма про Винни- Пуха.

Так вот, кролик- это типичный визуал, Винни-Пух – кинестетик, сова-аудиал и, наконец-то, ослик –дигитал. Представили? Для наглядности можно вспомнить по картинкам.







Теперь немного теории.

Виды информации по способу восприятия

  • Слова

Основными словами визуала будут слова: по- видимому, на мой взгляд, яркий, обзор, вид, красивый.

Кинестетик будет использовать слова: чувствую, схватывать, касаться, прочный, мягкий, спокойно.
Аудиал сделает акцент на словах: я слышал, громко, звук, послышалось, звучит как, приглушённый.
Слова дигитала это: разумно, логичный, по моему мнению, понимать, язык цифр, функциональный.

  • Поза

Обратим внимание в какой позе находится собеседник. Визуал прямой, плечи расправлены, голова приподнята, вспомните нашего кролика. Тело может быть как худощавое, так и полное.

У кинестетика поза расслабленная, голова и плечи опущены, сидит с наклоном туловища вперед, тело чаще пухлое, округлое, мягкое, точно как у Винни-Пуха.

У аудиала голова набок, как будто по телефону разговаривает или прислушивается, посадка прямая. Разве не такая сова из мультика? Дигитал часто скрещивает руки, осанка прямая, голова поднята, тело чаще мягкое и полное, представляем ослика Иа-Иа.

  • Движения

Движения визуала неактивные, зажатые скованные. У кинестетика наоборот гибкие, свободные, в движении принимает участие нижняя часть тела. А вот у аудиала движения то скованные, то свободные, задействована средняя часть тела. А что же дигиталы? Движения их лишены плавности, они как будто неподвижны.

  • Губы

Обратим внимание на форму губ. У аудиала губы чаще в виде ниточек, тонкие, у кинестетика губы толстые, у аудиала они могут быть различные по форме, у кинестетика сжатые.

  • Дыхание

Дыхание у аудиала полное, грудное, у кинестетика низкое, брюшное, у аудиала в полном объеме, у дигитала может быть ограниченное.

  • Голос

И даже в голосе мы найдем характерные черты того или иного типа личности. У аудиала он будет скорее всего высокий, ритмичный, громкий. У кинестетика низкий, медленный, хриповатый. У аудиала мелодичный, ритмичный, меняющийся. У дигитала однотонный, непостоянный, с паузами.

  • Взгляд

Поговорим о направлении взгляда. Аудиал будет смотреть над собеседником, кинестетик под собеседника, у аудиала глаза опущены вниз или он водит ими туда- сюда. А дигитал вообще смотрит над публикой.
Легче всего сориентироваться кто перед вами возможно при общении. Визуал при разговоре будет внимательно смотреть на собеседника, и даже если вы его спросите об этом, он может сказать, что когда смотрит, он лучше слышит.

А вот кинестетик, скорее прикоснётся, чем посмотрит. Аудиал, скорее всего повернёт к вам ухо, по принципу, чтобы услышать, смотреть необязательно. С кинестетиком вообще не будет никакого зрительного контакта.

  • Дистанция

Обратите внимание на какой дистанции вы находитесь с человеком. С визуалом должна быть большая дистанция, чтобы всё видеть и прикосновений они не любят.

Кинестетику важно прикоснуться, значит он расположится близко к вам. Аудиал будет находиться близко, но от прикосновений воздержится. Дигитал лучше будет находиться поодаль.

  • Основные черты

А теперь характерные черты рассматриваемых типов. Аудиалы не хотят быть ниже собеседника, кинестетики из стресса выходят, беря вину на себя.

Аудиалы многословны, однако никогда не зададут риторических вопросов. Дигиталы при стрессе становятся сверхрациональны.
Итак, из всего вышеизложенного подберём основные слова к нашим типам.

  • Визуал – КРАСОЧНО.
  • Кинестетик – КОМФОРТНО.
  • Аудиал – ГРОМКО.
  • Дигитал – ФУНКЦИОНАЛЬНО.

Таким образом, готовясь к любому выступлению или создавая презентацию надо учитывать все осебенности каналов восприятия.

Например, для визуала отразим нашу информацию в красивых иллюстрациях и чётком крупном тексте, для аудиала до мелочей , включая тембр голоса, громкость и паузы.

Для кинестетика создадим условия, чтобы на вашем выступлении ему было удобно. Для дигитала отразим суть доклада в формулах и графиках.

Видео о восприятии информации человеком (визуал, кинестетик, аудиал, дигитал)

Посмотрите видео о восприятии информации человеком.

Продажи продуктов для разных людей должны происходить по-разному, так как все мы разные. Для аудиов — одно, для визуалов — другое.

Вы хотите узнать какие ошибки совершают новички?


99% новичков совершают эти ошибки и терпят фиаско в бизнесе и заработке в интернет! Посмотрите, чтобы не повторить этих ошибок — «3 + 1 ОШИБКИ НОВИЧКА, УБИВАЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТ» .

Вам срочно нужны деньги?


Скачайте бесплатно: «ТОП — 5 способов заработка в Интернете ». 5 лучших способов заработка в интернете, которые гарантированно принесут вам результат от 1 000 рублей в сутки и более.

Здесь готовое решение для вашего бизнеса!


А для тех, кто привык брать готовые решения, есть «Проект готовых решений для старта заработка в Интернет» . Узнайте, как начать свой бизнес в Интернете, даже самому «зеленому» новичку, без технических знаний, и даже без экспертности.

Восприятие человеком информации осуществляется посредством его органов чувств. В этом отношении все они играют существенную роль, но зрение и слух выступают в этом отношении особенно важными, потому что посредством их человек получает основную часть информации.

Острота зрения в большой степени определяется особенностями зрительного анализатора, однако она связана также и с увеличением яркости фона. При уменьшении же контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Именно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы, как правило, не выполняют своего назначения в качестве наглядного средства обучения. Дело в том, что данные в них обычно представлены слишком мелким шрифтом, что затрудняет их восприятие. Величина букв на доске также играет немаловажную роль. Результаты специальных экспериментов показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии 3 метра, для нормального восприятия величина букв на доске должна быть не менее 2 сантиметров. При увеличении же этого расстояния расстоянии до 6-7 метров буквы должны быть уже высотой не менее 5 сантиметров.

Для того, чтобы установить желаемый размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, преподавателю можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине - на 4, а мужчине на 3, т.е. буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шагов.

Наилучшие результаты дает комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информации , так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Исследования показали, что человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме и 25 % – в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, учебное телевидение, компьютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки). Согласно утверждениям Б.Г. Ананьева, через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается человеком лучше, чем на слух.

Установлено, что до 20 % информации, поступающей через органы слуха, может утрачиваться, так как мысли человека текут в 8-10 раз быстрее, чем речь. Кроме того, всегда присутствуют отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители), к тому же через каждые 5 – 10 секунд мозг “отключается” на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же информации различными способами и лексическими средствами. Вообще же у каждого человека существует своя репрезентативная система, посредством которой он и воспринимает в большей степени получаемую информацию.

Восприятие человеком аудиальной информации в существенной мере зависит от свойств речи как процесса практического применения языка в целях общения с другими людьми, в том числе и педагогического общения и форм ее выражения. Эту зависимость можно представить с помощью рис. 57.

Восприятие визуальной информации зависит от удобочитаемости текста , от его расположения его на странице. Например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом. Вертикальная линия текста считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они могут быть равными по величине.

Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на треть быстрее, чем письменный. Не случайно на телеэкране срезаны углы. Это необходимо для того, чтобы не дать глазу выскочить за рамку, как бы “продлить” воображение.

Зрение требует группировки информации. Вертикально следует приводить нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, равно семи плюс-минус два (имен, наименований, характеристик). Установлено, что четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33 % нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28 %), правый нижний (23 %) и левый нижний углы (16 %), как показано на рис. 58.

Рис. 58. Распределения внимания по зонам классной доски

Особое значение в восприятии текста играет цвет печати и цветовой фон . Как показали исследования, наиболее удобочитаемым является черный шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных фонах. Неудобочитаемы желтый шрифт на белом фоне и наоборот.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как влияет цвет на психику, а значит, и на восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим относятся три пары цветов: красный с зеленым, желтый с фиолетовым и синий с оран­жевым.

При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости изображения. Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром.

Цвет оказывает влияние на психическое самочувствие учащихся, причем характер этого влияния зависит от их темперамента. Так, установлено, что зеленый и голубой цвета успокаивает сангвиника и холерика, клонят ко сну флегматика, располагают к замкнутости меланхолика. Замечено также, что красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят. Кроме того, экспериментально доказано, что студенты лучше понимают текст при дедуктивном способе изложения мыслей, характерном, прежде всего, для научно-технических текстов.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48 % людей мыслят логическим путем и 52 % – образным. При этом 24 % логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26 % образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому – теорему, третьему – хронологию исторических событий. Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления.

Восприятием принято считать целостное отражение мира, предмета, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Оно представляет собой активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Различные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится и к слуховому восприятию, и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали и сказали. Он может не только не расслышать того, что было сказано, но и услышать не то, что было сказано. На восприятие существенно влияет то, чего ждет человек. Чем выше для студента вероятность того, что появится именно этот стимул и именно в этот момент, тем эффективнее его опознание, тем меньше времени требуется для его восприятия и опознания. Это обстоятельство нужно особенно учитывать в условиях, в которых есть те или иные помехи для рассматривания, изучения – ограничение вре­мени, недостаточно четкое, малоконтрастное, слишком мелкое изображение и т.д. Незнакомые для студентов термины преподаватель должен повторить несколько раз, записать, объяснить их значение.

Эффективность опознания наглядного материала существенно зависит как от вероятности, с которой студент ждет по­явления именно этого изображения, так и от значимости последнего в данных условиях. Сигнал опознается тем точнее, чем выше вероятностный прогноз его возникновения и чем больше его значимость.

Если перед показом учебного рисунка или графика внимание не привлечено к тому, что на этом изображении наиболее существенно, значимо, учащийся может просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего преподаватель показал данный рисунок или график. Студенты по-разному воспринимают демонстрируемые изображения в зависимости от того, какова была информация, которую они получили от демонстрируемого на лекции материала.

Недопустимо сокращение времени, при котором обучаемый не успевает рассмотреть предлагаемый материал и про­делать с ним мысленно необходимые операции, например, сравнение частей, выделение главного.

Преподавателю необходимо помнить также о конкретном количестве наглядного материала на одно занятие, этот вопрос целесообразно решать в соответствии с психолого-педа­гогическими задачами, стоящими перед данным занятием. Иногда это может быть одна, тщательно подобранная иллюстрация, в других случаях – несколько.

Результаты специально проводимых экспериментов показали, что время, необходимое для операций сравнения наглядного материала, зависит от формы кодирования информации. Например, при графическом кодировании это время оказывается меньшим, чем при цифровом ее кодировании.

Кроме восприятия информации важнейшим показателем эффективности обучения выступает ее понимание . Сущностью понимания является способность человека постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этой способности результат. Понимание представляет собой достаточно сложный феномен, являющийся предметом изучения не только психологии и педагогики, но также и философии, истории, социологии и других дисциплин. Существует даже особая наука о понимании – герменевтика. Общие ее закономерности, примимые к процессам образования, составляют предмет сравнительно новой отрасли знания – психолого-педагогической гер­меневтики.

Исследованиями в этой сфере установлено, в частности, что понимание информации протекает успешнее, если она предъявляется преподавателем в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкрет­ными примерами, учебный материал излагается на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления обучаемых.

Восприятие и понимание студентом учебной информации определяется как психическими особенностями его личности и профессионализмом преподавателя, так и следующими свойствами самого изучаемого материала (рис. 59):


Рис. 59. Условия восприятия и понимания учебного материала

- формой учебного материала, которая может быть предметной, образной, речевой и символической;

- уровнем трудности учебного материала. Она зависит наряду с другими условиями от его связи с имеющимся у студентов опытом, знаниями и умениями;

- значением, важностью учебного материала. Оно может быть гностическим (познавательным), практическим (деловым), этическим (нравственным), социальным (общественным), воспитательным (педагогическим). Этот материал должен быть значимым для самого обучаемого, т.е. отвечать его интересам, целям и потребностям;

- осмыслением. Установлено, что осмысленный матери­ал быстрее и легче усваивается, длительнее и полнее сохраня­ется в памяти.

При организации и осуществлении учебно-воспитатель­ного процесса преподавателю необходимо учитывать также не­которые медико-биологические факторы, влияющие на процесс обучения.

На восприятие информации, обучение студентов существенное влияние оказывает состояние их здоровья, связанное с низкой реактивностью организма, его работой часто на предельных нагрузках, недосыпанием (нехватка только получаса сна в сутки снижает работоспособность студента на 10-20 %). Неудовлетворительному состоянию здоровья и чрезмерному утомлению обучаемых “способствует” также недостаток положительных эмоций, отсутствие удовлетворения результатами учебы, нарушение режима дня, гиподинамия – малоподвижность – самая тревожная болезнь века. Студенты подвержены также нервно-психическим заболеваниям. Причинами неврозов могут быть:

Социально-культурные факторы;

Психологические факторы, связанные с взаимоотношениями студентов в различных микрогруппах;

Психолого-педагогические факторы, отражающие непосредственно воздействие образовательного процесса (адаптационные трудности; несоответствие уровня требований в вузе начальной подготовке студентов; авторитарность преподавателя, конфликтные ситуации с ним; психическое, эмоциональное напряжение; повышение нервозности в период зачетов и экзаменов; чрезмерно большой объем информации; дефицит времени; снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания и другие).

Учитывая все это, преподаватель должен помочь студен­там научиться пережить все эти трудности, активизируя адап­тационные возможности организма студента, правильно орга­низуя процесс восприятия, освоения и воспроизведения инфор­мации, способствуя развитию их интереса к изучаемой дисци­плине.

Таким образом, успешность обучения и воспитания во многом зависят от преподавателя, от его умения сочетать профессиональные знания со знаниями педагогики и психологии, учета психофизиологических закономерностей восприятия информации студентами. Владея ими, преподаватель сможет организовать познавательную деятельность студентов по оптимальному варианту.