Энергосберегающие

Олимпиада по экологии региональный этап. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Олимпиада по экологии региональный этап. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

«Один из четырёх»

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

1. Экология – наука, изучающая:

А) влияние загрязнений на окружающую среду

Б) влияние загрязнений на здоровье человека

В) влияние деятельности человека на окружающую среду

Г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания, в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами

2. В непосредственной близости от автозаправочной станции лучше всего располагать:

А) зеленые растения в) дом отдыха

Б) школу г) военный склад

3.Атмосферный воздух наименее загрязнён:

А) возле котельных в) в лесу

Б) у автодорог г) возле промышленных предприятий

Предприятий

4. Из перечисленных деревьев хвойными являются:

А) берёза в) осина

Б) сосна г) тополь

5. Детский оздоровительный лагерь лучше всего располагать:

А) в лесу в) в центре города

Б) рядом с оживлённым шоссе г) на территории промышленного

Предприятия

6. Связь растений со средой их обитания проявляется:

А) в поглощении воды и минеральных солей из почвы

Б) в передвижении веществ в растении

В) в движении цитоплазмы в клетке

Г) в расположении органелл в клетке

«Собрать названия растений и животных»

«Вставь пропущенное слово»

Впишите пропущенное слово (или слова), исходя из содержания вопроса

8 . Издание, включающее список и характеристику видов растений, животных и грибов, которым угрожает уничтожение, называется …………………… ………………. .

9 . Особо охраняемая природная территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растений, называется ……………………………. .

10. Определите доминантные (наиболее многочисленные) виды в следующих растительных сообществах:

А) ельник-

Б) березняк-

В) дубрава-

Г) сосновый бор-

Д) смешанный лес-

« Подбери пару»

11 . Известно, что многие отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности:

1)Бумага и картон-

2)Пластиковые бутылки-

3)Полиэтиленовые пакеты-

4)Металлолом-

5)Пищевые отходы-

6)Стеклянные бутылки-

Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже (выбери букву):

«Задание с обоснованием»

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

Обоснуйте развёрнуто выбор правильного ответа.

12. Перевод автомобилей на сжиженный газ обеспечивает:

А) снижение количества дорожно-транспортных происшествий

Б) улучшение работы дорожных служб

В) снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

Г) повышение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

Ответы на задания для 7 класса

Бланк ответов для учащихся.docx

Библиотека
материалов

Шифр ______________

Бланк ответов участника олимпиады по экологии 10 класс

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2.

В соответствующей графе «Нет» или «Да» напишите краткое обоснование, почему вы считаете утверждение верным или неверным

2

3

4

5

Задание 3.

1 вопрос

Правильный ответ –

ОБОСНОВАНИЕ:

2 вопрос

Правильный ответ –

ОБОСНОВАНИЕ:

3 вопрос

Правильный ответ –

ОБОСНОВАНИЕ:

Задание 4.

Максимальное количество баллов, набранных участником_________

Шифр ______________

Бланк ответов участника олимпиады по экологии 11 класс

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2.

В соответствующей графе «Нет» или «Да» напишите краткое обоснование, почему вы считаете утверждение верным или неверным

2

3

4

5

Задание 3.

Напротив строки «Правильный ответ» напишите соответствующую букву верного ответа. Далее приводите КРАТКОЕ обоснование Вашего решения.

1 вопрос

Правильный ответ –

ОБОСНОВАНИЕ:

2 вопрос

Правильный ответ –

ОБОСНОВАНИЕ:

3 вопрос

Правильный ответ –

ОБОСНОВАНИЕ:

Задание 4.

Напротив каждого из предлагаемых ответов напишите, является он верным или нет. Обоснуйте свое решение

Выбранный для просмотра документ олимпиада по экологии_10 класс_2017.doc

Библиотека
материалов

10 класс

Максимальный балл - 46

-

-

-

-

-

-

Задание 1.

Выберите только три верных из предложенных вариантов ответов

(правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор всех верных вариантов; максимальное число баллов за задание – 10 б)

1. Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?

1) пирамида видов

2) пирамида чисел

3) пирамида биомассы

4) пирамида энергии

5) пирамида редуцентов

6) пирамида динамики

2. Из приведенного списка выберите биогенные вещества:

1) морская соль

2) базальт

5) ка­мен­ный уголь

6) почечные и желчные камни

3. Выберите особенности круговорота азота:

1) боль­ше всего этого ве­ще­ства со­дер­жит­ся в атмосфере

2) клу­бень­ко­вые бак­те­рии пре­вра­ща­ют это ве­ще­ство в нитраты

3) около 50% воз­вра­ща­ет­ся в ат­мо­сфе­ру растениями

4) зна­чи­тель­ные ко­ли­че­ства на­кап­ли­ва­ют­ся в оса­доч­ных породах

5) в вы­ды­ха­е­мом жи­вот­ны­ми воз­ду­хе со­дер­жит­ся зна­чи­тель­но больше, чем во вдыхаемом

6) по­гло­ща­ет­ся рас­те­ни­я­ми из почвы в виде ми­не­раль­ных солей

4. Отметьте основные отличия биологического вида «Человек разумный» от других представителей царства животных

1) наличие абстрактного мышления;

2) социальное поведение;

3) наличие крупного, хорошо развитого мозга;

4) наличие речи;

5) наличие укороченного периода эмбриогенеза и физиологической зависимости от взрослых.

6) появление диафрагмы

7) наличие нейро-гуморальной регуляции

5. Какие экологические факторы могут лимитировать жизнеспособность и здоровье человека в настоящее время:

1) космическое ионизирующее излучение;

2) мутагенные факторы среды;

3) факторы физического и химического стресса;

4) природноочаговые (эндемические) заболевания;

5) фитогенные факторы.

6) потепление климата

7) похолодание климата

6. Выберите характеристики наземно-воздушной среды обитания организмов.

1) давление в среде низкое

2) высокая плотность среды

4) высокая теплопроводность

5) сезонные температурные перепады

6) ограниченная проницаемость для света

7. Выберите организмы, от­но­ся­щи­е­ся к консументам.

1) бак­те­рии гниения

3) клу­бень­ко­вые бактерии

4) прес­но­вод­ные рачки

5) бактерии-сапрофиты

8. Из приведённого ниже списка выберите признаки автотрофных организмов:

1) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

2) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ

3) использование только готовых органических веществ

4) синтез органических веществ из неорганических

5) выделение кислорода в процессе обмена веществ

6) осво­бож­дение заключенную в ор­га­ни­че­ских веществах энер­гии

9. Выберите примеры симбиотических взаимоотношений:

1) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

2) акула и рыба-прилипало

3) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

4) бактерии в организме человека и животных

5) клубеньковые бактерии

6) гриб трутовик и береза

10. Опре­де­ли­те пра­виль­но со­став­лен­ную пи­ще­вую цепь

1) тля → черная смородина→ божья коровка → паук

2) во­до­рос­ли → чайка → окунь → маль­ки рыб

3) маль­ки рыб → во­до­рос­ли → окунь → чайка

4) во­до­рос­ли → маль­ки рыб → окунь → чайка

5) зерна пшеницы→мышь-полевка → уж → сокол-сапсан→бактерии

6) листовой опад → дождевой червь → крот→ласка

Задание 2.

(ответ и обоснование от 0 до 3 баллов; максимальное число баллов за задание-15 б)

1. При невысокой численности сорняки на полях приносят пользу

Да – Нет.

2. Одно из современных направлений в селекции культурных растений – принцип однородности их популяций

Да – Нет.

3. Самые устойчивые экосистемы – экосистемы, не имеющие почв (водные, наскальные, на отмелях и отвалах)

Да – Нет.

4. Буквальное исполнение лозунга "Превратим Землю в цветущий сад!" неопасно с экологической точки зрения

Да – Нет.

5. Крупные семена имеют больше преимуществ, чем семена более мелких размеров.

Да – Нет.

Задание 3

1. Оксиды азота, выделяемые двигателем автомобиля вместе с выхлопными газами, отрицательно влияют на:

1. легкие и бронхи;
2. печень и желчно-выводящий проток;
3. внутреннюю среду селезенки;
4. сердечно-сосудистую систему.

2. С 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц. Из них гибель 86 % птиц связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?

А) 80

Б) 74

В) 104

Г) 64

3. На приведённом ниже рисунке отражены сезонные изменения характера суточной активности среднеазиатского пустынного грызуна – большой песчанки (по Шеханову, 1952). Проанализируйте данные и выберите правильное утверждение:


А) В марте песчанки активны в вечернее время

Б) В июле наблюдается 1 пик активности песчанок

В) В сентябре достаточно высокая активность песчанок удерживается на протяжении большей части светлого времени суток (с 8 до 17 часов)

Г) В июле наблюдается активное состояние в разгар дня (с 10 до 15 часов), что связано с невысокими дневными температурами.

Задание 4.

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа

(ответ и обоснование от 0 до 3 баллов, максимальное число баллов за задание – 12 б)

Для какого вида птиц дефицит кормовых ресурсов, существующий в городской среде, является главным лимитирующим фактором:

А. домовый воробей;
Б. белая трясогузка;
В. пеночка-весничка;
Г. серая ворона.

Выбранный для просмотра документ олимпиада по экологии_11 клас_2017.doc

Библиотека
материалов

Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2017 год

11 класс.

Максимальный балл - 46

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить четыре вида заданий, которые отличаются по уровню сложности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.

- Внимательно читайте конкурсные задания.

- Задание № 1 предполагает выбор трех правильных ответов из предложенных. Правильным ответом считается выбор всех верных вариантов!!! (максимально 10 баллов за задание).

- Задание № 2 предполагает выбор и обоснование правильного ответа. Выбор правильного ответа – 1 балл, обоснование ответа – до 2 баллов (максимально 15 баллов за задание).

- Задание № 3 предполагает выбор и обоснование правильного ответа. Выбор правильного ответа – 1 балл, обоснование каждого ответа – до 2 баллов (максимально 9 баллов за задание).

Задание № 4 предполагает выбор и обоснование правильного ответа, а также обоснование ошибочности других ответов. Выбор правильного ответа – 1 балл, обоснование каждого ответа – до 2 баллов (максимально 3 балла за задание).

- После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.

- Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.

Задание 1.

Выберите несколько верных из предложенных вариантов ответов

(правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор всех верных вариантов)

1. Примерами вторичной сукцессии могут служить

1) уничтожение леса ураганом

2) образование торфяного болота при зарастании озера

3) появление лишайникового покрова на бывшем ложе ледника

4) появление литофильных мхов на продуктах извержения вулкана

5) появление гипновых мхов на отвалах горных пород

6) формирование елового леса на заброшенных пахотных землях

2. Консументом леса является олень, он

1) хищник с пастбищным типом питания

2) осуществляет первый этап трансформации органического вещества

3) выполняет роль редуцента

4) Потребляет солнечную энергию

5) потребитель готового органического вещества

6) регулирует численность мышевидных грызунов

3. Наиболее часто встречаются в тундре растения:

1) лишайник кладония и морошка;

2) лиственница и ель;

3) берёза и сосна;

4) брусника и вороника черная;

5) сосна и пихта;

6) березка карликовая и ягель

4. Уровни организации жизни следует разместить в порядке возрастания следующим образом:

1) молекулярный < клеточный < организменный < популяционный.

2) организменный < популяционный < клеточный < молекулярный;

3) клеточный < молекулярный < экосистемный < биосферный;

4) клеточный < популяционный < биосферный < экосистемный;

5) организменный < популяционный < биогеоценотический<. биосферный

6) клеточный < популяционный < экосистемный < биосферный.

5. Какие из факторов среды могут быть ограничивающими для волка обыкновенного?

1) вода

2) снеговой покров

3) температура воздуха -50 до +30

5) компании по истреблению

6) основной вид пищи - лось

6. При­спо­соб­ле­ни­ем рас­те­ний к жизни в заболоченных усло­ви­ях слу­жит

1) формирование аэренхимы

2) тонкая кутикула

3) об­ра­зо­ва­ние мно­го­чис­лен­ных устьиц на ли­стьях

4) обширные межклетники

5) ярус­ное рас­по­ло­же­ние ор­га­низ­мов

6) глу­бо­ко ухо­дя­щая в почву кор­не­вая си­сте­ма

7. Укажите основные характеристики любого стабильного биогеоценоза в средней полосе России.

1) постоянная температура воздуха

2) разветвлённость пищевых цепей и сетей

3) количество осадков в год

4) видовое разнообразие

5) замкнутость круговорота веществ

6) многообразие источников энергии

8. Основные характеристики биоценоза:

1) видовое разнообразие

2) биологическая продуктивность

3) экологические ниши организмов

4) плотность популяции

5) приспособленность к условиям среды

6) численность видовых популяций

9. Функционирование природных экосистем и биосферы в целом основывается на следующих принципах:

1) получение ресурсов и избавление от отходов происходят в рамках круговорота всех элементов

2) круговорота живого вещества

3) использования в качестве источника энергии ископаемого топлива

4) использования не загрязняющей среду и практически вечной солнечной энергии, количество которой относительно постоянно и избыточно

5) чем больше биомасса популяции, тем выше занимаемый ею трофический уровень

6) чем больше биомасса популяции, тем ниже должен быть занимаемый ею трофический уровень

10. Основные функции гидросферы:

1) регуляция баланса пресных водных масс

2) улавливание растениями, сосредоточенными в океане энергии солнечных лучей и в месте с неорганическими солями создавать белки, жиры, а атмосферу насыщать кислородом;

3) Испаряясь воды Мирового океана, формируют запасы пресной воды в атмосфере, которые выпадают затем в виде осадков

4) формирование стоков и химического состава воды на суше

5) минерализация остатков органических веществ.

6) является обязательным компонентом практически всех технологических процессов как промышленных так и сельскохозяйственных производств, где выступает как транспортная система, теплоноситель, растворитель и как среда, улавливающая отходы, а также для хозяйственно-бытовых нужд .

Задание 2.

Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко обоснуйте ответ

(ответ и обоснование от 0 до 3 баллов,

максимальное количество баллов за задание - 15)

1. В водной среде условия жизни ее обитателей не различаются в разных частях водоема

Да – Нет.

2. Зеленые насаждения в городе намного улучшают микроклимат.

Да – Нет.

3. Высокая плодовитость всегда приводит к высокой численности вида

Да – Нет.

4. В цепи питания переходит вся продукция фотосинтеза

Да – Нет.

5. Листогрызущие насекомые в небольшом количестве полезны культурным растениям.

Да – Нет.

Задание 3

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным (ответ и обоснование от 0 до 3 баллов; максимальное число баллов за задание – 9 б)

1. Этих животных называют хранительницами равновесия в природе. Эти удивительные существа могут жить и в воде, и на суше, могут полгода спать, не просыпаясь, полгода не есть, не пить…Они ловко плавают и ныряют, мечут икру в воду, прыгают и ползают по земле, охотясь за червями, мухами и личинками.

А) земноводные;
Б) птицы;
В) змеи;
Г) рыбы.

2. Немецкому ученому Майеру, жившему в XIX столетии, принадлежат такие слова: «Природа поставила себе задачей перехватывать на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твердую форму, сложив ее в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые, живя, поглощают солнечный свет». О каких организмах идет речь в высказываниях Майера?

А) лишайники
Б) грибы
В) растения

Г) вирусы

3. 1 га хвойного леса отфильтровывает 35 т пыли в год, а лиственного в 2 раза больше. Сколько гектаров лиственного леса надо посадить, чтобы он отфильтровывал 700 т пыли в год

А) 15 га;
Б) 1 га;
В) 100 га;
Г) 10 га.

Задание 4.

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа

(ответ и обоснование от 0 до 3 баллов, максимальное число баллов за одно задание – 3 б, за все задания -12 баллов)

В Беловежской Пуще зверей содержат в просторных загонах – практически в естественном состоянии. Любопытные зубры, лоси, олени часто подходят к границам загона, поэтому за ними могут наблюдать посетители. Но многие звери прячутся. Поэтому некоторых животных (волков, лис) разместили в клетках или небольших вольерах, чтобы за ними было проще наблюдать. Вначале косуль тоже разместили в таком вольере. Через некоторое время одна из косуль умерла. Вслед за ней погибла другая. Научные сотрудники установили причину гибели косуль и выпустили остальных на волю – в леса Беловежской Пущи. От чего умирали косули?

1) от разрыва сердца (от испуга, от стресса);

2) недостаточного освещения;

3) несбалансированного корма;

4) недостаточной площади для бега.

Выбранный для просмотра документ ответы 10 класс_экология_2017.docx

Библиотека
материалов

Ответы к заданиям

10 класс.

Максимальный балл -46

Задание №1

1

2

3

4

5

2,3,4

4,5,6

1,2,6

1,3,4

2,3,4

6

7

8

9

10

1,3,5

2,4,6

1,4,5

1,4,5

4,5,6

Задание 2.

Критерии оценивания:

Показатель

Балл

Выбран неправильный ответ

Выбран правильный ответ

    Ответ да.

1) сорняки накапливают неусвоенные культурными растениями элементы питания, сохраняя их от вымывания, а затем, разлагаясь, удобряют почву

2) сорняки защищают почву от эрозии, активизируют деятельность почвенных микроорганизмов корневыми выделениями

3) многие сорняки – хорошие медоносы и лекарственные растения

4) сорняки – дополнительный источник питания для домашних животных

2. Ответ нет.

1) неоднородность популяций позволяет включать растения с колебаниями сроков цветения, разной высоты, с неодинаковым расположением корней, с различной устойчивостью к засухе – это позволяет получать стабильные урожаи в меняющихся условиях окружающей среды

2) внутрипопуляционное разнообразие полевых культур позволяет получать стабильные урожаи при значительных снижениях затрат на уход за растениями

3. Ответ нет .

1) почва играет роль накопителя и резерва тех ресурсов, которые необходимы для жизни биоценоза

    Наиболее ценная часть почвы – гумус, который обеспечивает долговременное и надежное питание растений, так как разлагается очень медленно и постепенно, освобождая биогенные элементы. Почвы с большим запасом гумуса отличаются высоким плодородием, а экосистемы - устойчивостью

    В беспочвенных экосистемах круговорот веществ легко прерывается и трудно восстанавливается

4. Ответ нет. Реализация такой "мечты" несет гибель степям, пустыне, тундре да и биосфере в целом, ибо цветущий сад - это уничтожение видового разнообразия на планете

5. Ответ нет. Крупные семена легче становятся добычей животных, не разносятся далеко ветром, обладают небольшой долговечностью, невелико общее количество крупных семян

Задание 3

Критерии оценивания:

Показатель

Балл

Выбран неправильный ответ

Выбран правильный ответ

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

    Правильный ответ Г Воздействие на организм человека оксидов азота более опасно, чем угарного газа, т.к. они не имеют запаха и до достижения критического объема не вызывают неприятных ощущений. При их накоплении в организме образуются нитриты, которые всасываются в кровь, гемоглобин превращается в метаглобин, что приводит к нарушению сердечной деятельности и транспортировки кислорода кровью.

    Правильный ответ А

94: 100 * 86 = 80,8  80 видов птиц. Округление в меньшую сторону связано с тем, что количество видов птиц выражается целым числом, причём число видов нельзя увеличить на 0,2.

    Правильный ответ В

Это связано как с более комфортными температурными условиями, так и с большим количеством корма (созревшие семена), который необходим для того, чтобы можно было запасти его для выживания на протяжении грядущей зимы.

Задание 4

ответ и обоснование от 0 до 3 баллов. Максимальное количество баллов за 1 задание – 3 балла, за все задания – 12 баллов

Показатель

Балл

Выбран неправильный ответ

Выбран правильный ответ

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

Ответ А ошибочный
Домовый воробей только в гнездовой период кормит птенцов насекомыми, а в остальное время эта птица тяготеет к растительным кормам.

Ответ Б ошибочный
Насекомоядная трясогузка довольствуется даже крупными двукрылыми и перепончатокрылыми.

Ответ В правильный
Пеночка-весничка не находит необходимого количества мелких двукрылых, равнокрылых насекомых и гусениц мелких бабочек, поэтому численность этого вида и других пеночек в 8-10 раз меньше, чем в окрестных лесах.

Ответ Г ошибочный
Взрослые серые вороны всеядны, а птенцов кормят животными субстратами и необязательно насекомыми

Выбранный для просмотра документ ответы 11 класс_экология_2017.docx

Библиотека
материалов

Ответы к заданиям

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 2017 год

11 класс.

Максимальный балл – 46

Задание №1

За каждый правильный ответ – 1 б. Максимальное количество баллов – 10 баллов.

1

2

3

4

5

1,2,6

1,2,5

1,4,6

1,5,6

1,2,5

6

7

8

9

10

1,2,4

2,4,5

1,2,6

1,4,6

2,3,6

Задание 2.

Ответ и обоснование от 0 до 3 баллов. Максимальное количество баллов за задание – 15 баллов

Критерии оценивания:

Показатель

Балл

Выбран неправильный ответ

Выбран правильный ответ

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

    Ответ нет.

    в глубине океанов царит вечный мрак и огромное давление, у дна низкая температура воды и низкое содержание кислорода, здесь живут только микроорганизмы и некоторые животные

    верхние слои водной среди пронизаны светом, аэрированы, температура меняется в течение года, обитают водоросли и идет фотосинтез

2. Ответ да.

1) за счет испарения растениями влаги понижается температура воздуха (даже возле газонов на 2-3 градуса прохладней)

2) изменяется состав городского воздуха: 1 дерево выделяет столько кислорода, сколько нужно для дыхания 4 человек; растения поглощают примеси некоторых ядовитых газов и выделяют фитонциды, губительные для бактерий.

3. Ответ нет .

1) высокой плодовитостью обладают те виды, у которых очень велика гибель особей в природе. Избыточное производство зародышей как бы покрывает неизбежный отсев в каждом поколении.

2) У видов с развитой заботой о потомстве плодовитость невелика, однако немногочисленное потомство выживает до взрослого состояния, что приводит к высокой численности вида.

4. Ответ нет. Часть созданного органического вещества расходуется на обмен веществ самого растения (дыхание), расщепляясь на углекислый газ и воду. Часть органического вещества, которое не тратится растением и идет на его рост – чистая биологическая продукция

    Ответ да. Их деятельность осветляет полог листьев и улучшает световой режим для фотосинтеза. При невысокой доле повреждений растения быстро отращивают съеденную листву.

Задание 3

Ответ и обоснование от 0 до 3 баллов. Максимальное количество баллов за задание – 9 баллов

Критерии оценивания:

Показатель

Балл

Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ

1

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

1

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

2

1. Ответ А правильный
Это земноводные, роль которых в природе очень велика. Они уничтожают большое количество вредных насекомых, их личинок, слизней, червей, мух, комаров и других. При этом сами являются кормом для многих птиц, ежей, барсука, лисы, змей, ящериц и других. Если исчезнут земноводные, нарушится один из законов экологии: «Всё связано со всем», произойдет увеличение численности вредителей растений и, наоборот, уменьшение численности хищников, которые питаются земноводными. Пострадает человек, так как его посевы будут уничтожены насекомыми-вредителями, слизнями и другими.

2. Ответ В правильный
Растения. Они усваивают энергию солнца, образуя органическое вещество, которое служит пищей другим обитателям планеты и человеку, выделяя при этом кислород, необходимый для дыхания живых организмов. В этом биосферная функция растений. В цепях питания циркулирует солнечная энергия.

3. Ответ Г правильный
2 * 35 = 70 т; 700: 70 = 10 га

Задание 4

ответ и обоснование от 0 до 3 баллов . Максимальное количество баллов за одно задание – 3 балла, за все задания – 12 баллов

Показатель

Балл

Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ

1

Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет).

1

Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично)

2

Ответ 1) является верным, так как косули – очень пугливые животные. Они всегда держатся подальше от человека. А тут – сплошной поток посетителей, шумные группы детей-школьников. Спрятаться косулям было негде, убежать тоже нельзя. Умирали косули от разрыва сердца в результате испуга (стресса) .

Ответ 2)

Ответ 3) не является верным, так как содержание зверей максимально приближенно к естественным условиям

Ответ 4) не является верным, так как загоны просторные

Найдите материал к любому уроку,

Олимпиадные задания для 7 – 8 классов

по предмету экология (школьный тур)

Часть 1 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    Экология - наука о взаимодействии живых существ, в том числе человека, между собой и с окружающей средой.

    Охрана окружающей среды - комплекс мер по рациональному использованию природных ресурсов.

    Альтернативная энергетика - производство энергии, основанное на использовании возобновляемых энергетических ресурсов.

    Экологический туризм - это путешествия человека по охраняемым природным объектам.

    Кунгурская ледяная пещера - памятник природы, находящийся на территории Пермского края.

    Для сухопутных организмов лимитирующими факторами окружающей среды являются свет, температура и сила ветра.

    Лососи, идя на нерест, совершают длительные миграции из верховий рек в море.

    Борщевик Сосновского - зонтичное растение, достигающее 4-5 метров в высоту, контакт с которым у человека может вызвать отёк дыхательных путей и лёгких, ожёг кожных покровов.

    В условиях Севера и высокогорья многие кустарники и даже деревья приобретают стланиковую форму, стремясь укрыться от морозов и ветра.

    Недостаток растворённого в воде кислорода может привести к замору - массовой гибели рыб.

Часть 2. Вам предлагаются задания, в которых из четырёх предложенных организмов нужно вычеркнуть лишнее. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    Какие из перечисленных экологических проблем не относятся к глобальным:

    загрязнение окружающей среды

    сокращение генофонда биосферы

    опустынивание

    эвтрофикация

    Какие из перечисленных бытовых отходов не относятся к опасным:

    батарейки и аккумуляторы

    лаки, краски и косметика

    вещи из текстиля и шерсти

    медицинские препараты

  1. полиэтилена

  2. целлюлозы

    Территория, на которой запрещены какие-либо виды хозяйственной деятельности, называется:

    заповедник

    заказник

    памятник природы

    парковая зона

    Заповедник, находящийся на территории Пермского края:

  1. Кургальский

    Вепсский лес

    Баргузинский

    Какую среду обитания большинство учёных считают заселённой живыми организмами первой:

    наземную

    воздушную

    Какой из перечисленных факторов окружающей среды относится к антропогенным:

    атмосферное давление

    рельеф местности

    чрезмерная охота

    роза ветров

    После пожара в средней полосе России лес может восстановиться через:

    Модель «хищник-жертва» может быть применима при описании отношений:

    заяц-беляк - тимофеевка луговая

    серый (обыкновенный) волк - заяц-беляк

    тасманийский волк - заяц-беляк

    серый (обыкновенный) волк - тимофеевка луговая

    Какие птицы распространяют семена сосны:

    Взаимоотношения белки и лося относятся к типу:

    конкуренции

    хищник-жертва

    нейтрализма

    Способность живых организмов восстанавливать повреждённые участки тканей, органов, а иногда и целые органы называется:

    трансформацией

    рефлексией

    регенерацией

    мутацией

    Для того чтобы пережить неблагоприятные условия, простейшие способны образовывать:

    Подснежники, прострелы, крокусы относятся к группе:

    суккуленты

    эндемики

    консументы

    эфемеры и эфемероиды

    Какое из перечисленных растений не занесено в Красную книгу Ленинградской области:

    кувшинка белая

    прострел весенний

    ландыш майский

    ветреница лесная

    31 октября 2014 года завершилась всероссийская акция «Аллея России», где всем участникам предлагалось выбрать пять растений, которые будут являться «зелёными символами» каждого из регионов нашей страны. Какое из перечисленных растений вошло в пятёрку «символов» Пермского края и набрало больше всего голосов (52%):

    гинкго Билоба (динозавровое дерево)

    ольха чёрная

    берёза бородавчатая

    купальница европейская

    Какое из этих растений относится к растительному сообществу «болото»:

  1. фиалка опушённая

    мышиный горошек

    лещина обыкновенная

    купальница европейская

    Выберите вариант в котором растения принадлежат к одному ярусу:

    хвощ, лещина, ель

    сосна, ель, лещина

    ландыш, лещина, хвощ

    берёза, сосна, ель

    Для спор бактерий наиболее губительно воздействие:

      замораживания

      кипячения

      ультрафиолетового излучения

    У насекомоопыляемых растений пыльца:

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания, в котором нужно не просто выбрать ответ, но обосновать его. За каждый ответ максимум 3 балла. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Весной одними из первых в родные края возвращаются грачи, скворцы, а ласточки прилетают позже. Чем вызвано это отставание во времени?

    Дальностью перелёта.

    Меньшим размером ласточек.

    Недостатком корма.

    Теплолюбивостью ласточек.

________________________________________________________________________________________

2. В современном городе люди борются с тараканами, поселяющимися в квартирах, с помощью различных ядов и химикатов. А в крестьянской Руси использовали более экологически чистый биофизический метод. Люди уходили из своих домов, оставляя их на несколько дней пустыми. Тараканы пропадали потому что:

  1. им становилось нечего есть

    они погибали от холода

    их истребляли пришедшие мыши и крысы

    они уходили в другой жилой дом

Правильный ответ (….), так как_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

3. Почему высшие грибы считаются неотъемлемой частью биоценоза леса?

    Шляпочные грибы используются в пищу животными и человеком.

    Шляпочные грибы являются основой для образования плодородного слоя почвы.

    Шляпочные грибы являются симбионтами для большинства высших растений.

    Шляпочные грибы являются продуцентами органического вещества биоценоза.

Правильный ответ (….), так как_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Перевод автомобилей на газомоторное вместо бензинового топлива позволяет:

    повысить экологичность транспортных средств

    увеличить срок эксплуатации двигателей

    повысить безопасность дорожного движения

    повысить проходимость транспортных средств

Правильный ответ (….), так как_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ:

Часть 1. 10 баллов (За каждое правильно подчёркнутое слово – 1 балл).

прав. "ДА"

неправ "НЕТ"

Часть 2. 2 0 баллов (За каждое правильное задание - 1 балл).

Часть 3. 1 2 баллов (3 балла за каждый ответ с пояснением: 1 балл за выбранный ответ и 2 балла за пояснение).

Правильный ответ

Пояснение

Грачи и скворцы находят корм на земле, а ласточки ловят насекомых на лету. Летающие насекомые появляются позже.

Правильный ответ

Пояснение

Тараканы холоднокровны и теплолюбивы. При температуре ниже -5ºС они погибают за 30-40 минут. Люди уходили из домов в зимнее время, и избы промерзали. Уйти в другие дома насекомые не могли из-за низкой температуры на улице.

Правильный ответ

Пояснение

Грибы улучшают водный обмен и минеральное питание высших растений.

Правильный ответ

Пояснение

При сгорании газового топлива происходит значительно меньший выброс токсичных веществ в атмосферу (в 5-10 раз снижается выброс угарного газа и сажи, в 1,5-2 раза окислов азота, в 2-3 раза ароматических углеводородов) и снижения уровня шума работы двигателей.

Максимум – 42 балла.

1 место – 34 – 42 балла

2 место – 27 – 33 балла

3 место – 21 – 26 баллов

Twitter WhatsApp Viber Google+ Facebook

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2018-2019

Для тех, кто интересуется экологией и принимает участие в данной олимпиде, можете ознакомиться с заданиями и ответами всероссийской олимпиады.

7-8 классы (задания, за который дают максимальный балл):

№4. (3 балла) Прочитайте описание биологии вида. Верно ли утверждение, сделанное на основе данного описания? Обоснуйте его правильность/ неправильность.

Описание биологии вида. Борщевик Сосновского – опасное сорное растение, занесённое с Кавказа (вид-интродуцент). Агрессивно внедряется в природные биотопы, вытесняет местные виды растений, разрушает сложившиеся экосистемы. На первый год это двулетнее растение образует розетку листьев, на второй год обычно плодоносит и погибает. Неплодоносившее растение может жить ещё несколько лет, но погибает после образования семян. Незрелые плоды борщевика обладают способностью дозревать, уже упав в почву. Растение способно давать новые побеги из почек на главном корне. Утверждение. На участке национального парка появился очаг борщевика Сосновского, состоящий из растений второго года жизни с плодами. Для борьбы с опасным сорным растением хороший эффект даёт скашивание борщевика. Ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести)

Правильный ответ: нет, утверждение неверное.

Обоснование: 1) зрелые плоды при кошении попадают в почву и становятся источником нового заражения; 2) незрелые плоды дозревают на поверхности почвы и способны к прорастанию.

Другой вариант ответа: да, эффективно, но только в том случае, если скашиваются растения с цветами или зелёными плодами.

Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл, за правильное обоснование – 1–2 балла в зависимости от полноты обоснования

9 класс (задания, за который дают максимальный балл):

№18. (4 балла) Выберите правильный ответ, коротко опишите заслуги учёных из других пунктов. Кто из перечисленных учёных ввёл понятие «экосистема»?

а) В. Шелфорд

б) А. Тенсли

в) Э. Зюсс

г) В.И. Вернадский

Правильный ответ: б

В. Шелфорд (1913 г.) предложил закон толерантности.

В.И. Вернадский разработал учение о биосфере (1926) и обосновал понятие «ноосфера» (1944).

Э. Зюсс (1875 г.) ввёл понятие «биосфера».

Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл, за каждое правильное описание заслуг учёных из других пунктов – по 1 баллу.

10-11 класс (задания, за который дают максимальный балл):

№18. (8 баллов) Обоснуйте все приведённые утверждения. Борщевик Сосновского – опасное сорное растение, занесённое с Кавказа (видинтродуцент). Он агрессивно внедряется в природные биотопы, вытесняет местные виды растений, разрушает сложившиеся экосистемы.

Объясните, как приведённые ниже биологические особенности борщевика Сосновского делают его трудноискоренимым интродуцентом (заносным видом) и придают устойчивость его популяциям.

а) При отсутствии возможности перекрёстного оплодотворения семена завязываются в результате самоопыления.

б) В среднем в одной популяции до 10 % растений цветут и завершают жизненный цикл, в то время как прочие сохраняются в вегетирующем состоянии до следующего года.

в) В популяции сохраняется 1–2 % особей, которые могут цвести более одного раза в течение жизни или вегетативно размножаться за счёт деления разросшегося растения на части.

г) В первый год прорастает основная масса (до 70 %) семян. 12 –15 % – на второй-третий год после посева. Некоторые плоды могут прорасти лишь через 5–6, в отдельных случаях даже через 12–15 лет.

Правильный ответ:

а) Благодаря этой способности одно изолированное растение борщевика, выросшее из одного семени может дать начало целой популяции.

б) За счёт неодновременности цветения растений одной популяции, популяции борщевика Сосновского способны переживать неблагоприятные для цветения и семенной продуктивности вегетационные сезоны.

в) Такая особенность увеличивает устойчивость популяции, поскольку даже в неблагоприятные для образования семян годы часть особей популяции может продолжить жить в данном биоценозе.

г) Благодаря этой особенности в почве надолго сохраняется банк семян, что может растянуть борьбу с борщевиком на определённом участке на многие годы.

Критерии оценивания: за правильное обоснование каждого пункта – 1–2 балла в зависимости от полноты обоснования.

В заключительном этапе обычно принимают участие учащиеся 9-11 классов, однако среди участников встречались и учащиеся 7-8 классов. Олимпиада является частью системы всероссийских олимпиад школьников .

Заключительный этап состязания проводится с 1994 года и проходит в различных российских городах. Победители и призёры Всероссийской олимпиады по экологии пользуются льготами при поступлении на биологические факультеты и на факультеты почвоведения различных университетов России.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний. Основными целями и задачами регионального этапа Олимпиады по экологии являются: выявление талантливых обучающихся в области экологии, прошедших школьный и муниципальные этапы олимпиады и формирование из них команды для участия в заключительном этапе олимпиады; а также: популяризация экологических знаний, формирование будущей интеллектуальной элиты государства, а также развитие экологической культуры юных граждан, становление экологического мировоззрения школьников; создание условий для самореализации школьников в сфере экологии; мотивации подрастающего поколения к будущей экологоориентированной профессиональной деятельности; поддержка экологического образования в регионах России.

    История олимпиады

    История Всероссийской олимпиады школьников по экологии неразрывно связана с историей экологического образования в России. А история экологического образования, в свою очередь, отражает мировые тенденции природоохранного движения.

    В 90-е годы прошлого столетия мировое сообщество констатировало, что антропогенное давление на биосферу достигло той грани, за которой экологический кризис становится необратимым. В связи с этим в 1992 году в Рио-де-Жанейро был принят всемирный план действий - Повестка дня на 21 век, - направленный на решение экологических проблем, где особое внимание уделяется образованию, просвещению и информированию населения в области окружающей среды. Был декларирован принцип «sustainable development», переведенный как «устойчивое развитие».

    Становление и развитие экологического образования в России было последовательным процессом, четко обусловленным, с одной стороны, уровнем развития науки экологии, трансформировавшейся в настоящее время в проблемно-ориентированный комплекс научных знаний, а с другой - запросами общества.

    Всплеск интереса к экологическим проблемам не мог ни отразиться на системе образования России, и с 1994 года в перечень Всероссийских олимпиад вошла олимпиада по экологии, а учебный предмет «Экология» был введен в Федеральный компонент Базисного учебного плана для изучения в 9-х классах.

    С 1994 и по 2002 годы Россия принимала участие и в Международной экологической олимпиаде, которая традиционно проводилась в Турции в г.Стамбуле.

    В 1997 году этот предмет был изъят из Федерального компонента Базисного учебного плана и введен в Региональный компонент, причем, только в старших классах (10 и 11 классы), но на проведении олимпиады это не отразилось.

    V заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии традиционно проводится в апреле. В первые годы ее существования количество участников не было большим - 80 человек из 25 - 30 регионов России. В 2011 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 10-15 мая в Республике Башкортостан (г. Уфа).

    В 2012 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 6-12 апреля в Оренбургской области (г. Оренбург).

    В 2013 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 1-7 апреля в Оренбургской области (г. Оренбург).

    В 2014 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 10-15 мая в Республике Татарстан (г. Казань).

    В 2015 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 30 марта-5 апреля в Смоленской области (г. Смоленск).

    В 2016 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 11-17 апреля в Свердловской области (г. Екатеринбург).

    В 2017 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 24-30 апреля в Санкт-Петербурге.

    Этапы проведения олимпиады

    Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, выделяются следующие этапы олимпиады:

    • Школьный этап - организуется и проводится образовательными учреждениями в октябре; участие в нём могут принимать желающие учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений.
    • Муниципальный этап - проводится органами местного самоуправления или местными (муниципальными) органами управления образованием в ноябре-декабре; участие в нём могут принимать учащиеся - победители и призёры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года.
    • Региональный этап - организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования; проводится в январе - феврале; участие в нём могут принимать учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами муниципального этапа текущего года и (или) призёры и победители регионального этапа предыдущего года.
    • Заключительный этап - организуется Федеральным агентством по образованию; проводится в апреля; помимо победителей и призёров предыдущего этапа олимпиады, в заключительном этапе принимают участие победители и призёры заключительного этапа прошлого года, если они по-прежнему обучаются в образовательных учреждениях.

    Школьный этап

    Проводится в один письменный тур. Продолжительность составляет 60 минут.

    Муниципальный этап

    Проводится в один письменный тур. Продолжительность составляет 120 минут.

    Региональный этап

    Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проводится в три тура:

    • заочный отборочный конкурс рукописей экологических проектов
    • теоретический тур;

    Продолжительность составляет 180 минут.

    • проектный тур (очный - защита экологических проектов).

    На представление проекта во втором туре олимпиады каждому конкурсанту отводится до 7 минут.

    Заключительный этап

    Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии: проводится в два тура

    • теоретический тур

    Продолжительность составляет 240 минут.

    • проектный тур

    В установленные Оргкомитетом и Центральной предметно-методической комиссией по экологии сроки в адрес ЦПМК по экологии участники высылают электронный вариант тезисов экологического проекта. Оценка тезисов, присланных своевременно является частью оценки за проектный тур. Тезисы, присланные (привезённые) позже указанного в информационном письме срока, не оцениваются. Все участники заключительного этапа должны иметь при себе рукописи своих экологических проектов. Защита экологических проектов проводится в письменном виде по вопросам разработанным ЦПМК по экологии. На представление проекта в письменном виде конкурсантам отводится 120 минут.

    Апелляция

    Апелляция проводится в случае несогласия участника с результатами оценивания его работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Участник может оспорить результаты только теоретического тура - результаты практического и тестового тура не апеллируются. Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри. После этого оргкомитет олимпиады формирует апелляционную комиссию, которая рассматривает работу участника. На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление. По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений: либо удовлетворяет, либо отклоняет апелляцию. После апелляции на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады вывешивается итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри школьного этапа Олимпиады, которая является официальным итогом заключительного этапа.