Энергосберегающие

Гусеницы приспособились к перевариванию полиэтилена. Гусеницы приспособились к скоростному перевариванию полиэтилена

Гусеницы приспособились к перевариванию полиэтилена. Гусеницы приспособились к скоростному перевариванию полиэтилена

Невероятные факты

1. Откуда произошло название?

Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го века чатуранга , чье название переводится с санскрита как "четыре подразделения войска", что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж . Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили "Шах" (от персидского "король") атакуя короля соперника, и "Шах мат" (с персидского "король умер") .


2. Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру "турка" в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист , который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной "машины".


3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат , состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов , и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.


4. Шахбокс

Гарри Каспаров однажды сказал, что "шахматы – это муки разума". Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубинг стал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге–комиксе.

В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске" .

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.


5. Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.

Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах .


6. Можно ли играть в шахматы вслепую?

Шахматы вслепую – это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску . Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш , который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.


7. Бесконечные возможности

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной . Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.


8. Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz , что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами .


9. Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что "партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули ".

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном .


10. Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера.

Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения .

Происхождение игры и ее названия

Прародительницей шахмат является древнеиндийская игра "чатуранга", которая была популярна в VI-м веке. В переводе с санскрита "чатуранга" переводится как "4 подразделения войска" (пехота, конница, слоны и колесницы, чью роль в шахматах выполняют пешки, кони, слоны и ладьи). Придя в Персию в VII-ом веке, игра получила иное название - "шатрандж". То название, которое мы знаем сейчас - шахматы - игра получила именно здесь: когда игрок атаковал короля, он произносил "шах" ("король" по-персидски) и "шах мат" ("король умер" в переводе с персидского).

"Непостоянство" королевы

У королевы (или ферзя) - самый непостоянный характер. Эта шахматная фигура изменялась на протяжении всей истории игры больше всех. Изначально ферзь был советником короля (премьер-министром), однако впоследствии стал самой сильной шахматной фигурой. Сначала ферзь мог ходить по диагонали только по одной клетке, со временем он мог передвигаться сразу на 2 поля, а затем еще дальше, как конь. В современной игре ферзь может делать ходы по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

Уникальный шахматный автомат Кемпелена

В 1770-м году австрийским изобретателем венгерского происхождения Вольфгангом фон Кемпеленом был создан шахматный автомат, представлявший собой сделанную в человеческий рост фигуру человека, одетого в турецкую одежду, который сидел за большим деревянным столом. Безмятежно куря трубку и передвигая фигуры по полю механической рукой, "турок" играл в шахматы со всеми желающими, обыгрывая Наполеона Бонапарта, Бенджамина Франклина и других знаменитостей.

Загадка столь умной машины была разгадана лишь годы спустя: внутри шахматного автомата прятался человек, который и играл за манекен, а когда машину и ее сложные механизмы демонстрировали публике, он скрывался.

Две "самые-самые" шахматные игры: самая длинная и самая короткая

Самой продолжительной за всю историю шахмат является игра, проведенная в 1989-м году в Белграде, участниками которой были Горан Арсович и Иван Николич. Во время шахматной партии продолжительностью 20 часов 15 минут, которая завершилась ничьей, противники сделали всего 269 ходов. Вообще, чисто теоретически, одна шахматная партия может быть еще более продолжительной, однако после того, как были введены правила о 50-ти ходах, стало возможным как-то ограничивать это число.

Самую короткую шахматную партию - мат в два хода ("дурацкий мат") - можно воспроизвести следующим образом: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничью или проигрыш судьи могут зафиксировать и до непосредственного начала игры вследствие определенного сценария, который выявляет турнирная таблица, либо в случае неявки одного из игроков на игру.

Шахматы и бокс в одной игре

Знаменитое высказывание Гарри Каспарова о том, что "шахматы - это муки разума", вдохновило голландского художника Ипе Рубинга на создание шахбокса, объединившего в себе шахматы и физические испытания. Родоначальник шахбокса почерпнул идею совместить бокс и шахматы в одном из комикс-романов.

Этот гибридный вид спорта под девизом "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске", состоит из чередующихся раундов шахмат и бокса. В последнее время игра становится все более популярной, находясь под управлением Всемирной организации шахбокса.

Шахматы с завязанными глазами

Одним из вариантов игры являются шахматы вслепую: шахматист может делать все ходы, не видя шахматной доски. Как правило, у такого игрока есть посредник, который и осуществляет перемещение его фигур.

Такая впечатляющая способность присуща многим сильнейшим шахматистам. Одним из рекордсменов этого варианта игры в шахматы является венгр Янош Флеш, сыгравший вслепую одновременной в 52-мя противниками и выигравший 32 партии.

Шахматные часы, чтобы игроки не засыпали

Изначально во время шахматных партий часы не использовались: игроки могли провести за игрой множество часов подряд (а иногда и несколько суток), изнемогая сами и доводя до изнеможения своего противника. Однажды, во время одного из шахматных турниров, проводимых в 1851-ом году, два игрока даже уснули, так и не завершив партию. Спустя год после этого случая был введен контроль времени, который, до создания в 1883-м году первых механических шахматных часов, созданных британцем Томасом Уилсоном, осуществляли с помощью песочных часов.

Бескрайние возможности

После 3-х ходов со стороны каждого из игроков существует более 9.000.000 возможных позиций. Американским математиком было подсчитано минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и выведено число Шеннона, согласно которому количество возможных уникальных партий (10^120) больше количества атомов в видимой Вселенной (около 10^79).

Мощные шахматные компьютеры

В настоящее время важной частью игры в шахматы являются шахматные компьютеры. Одна из самых известных шахматных партий, сыгранных между компьютером и человеком, была проведена в 1997-м году, когда компьютер Deep Blue выиграл у чемпиона мира Гарри Каспарова, считающегося сильнейшим шахматистом за всю историю шахмат.

Спустя 9 лет, в 2006-м году, другой компьютер - Deep Fritz - обыграл чемпиона мира Владимира Крамника, еще раз заявив о мощи шахматных компьютеров. Сегодняшние шахматные программы, сопоставимые с гроссмейстерами, чаще всего используются для проведения анализа игры и ее улучшения.

Игра в шахматы повышает уровень интеллекта

Шахматы часто упоминаются психологами в качестве эффективного способа улучшения человеческой памяти. Навыки игры в шахматы также могут помочь в решении сложных задач и продумывания идей. Большинство людей полагает, что игра в шахматы - лишь для обладателей высокого интеллекта. Отчасти это так и есть, однако каждый желающий может самостоятельно способствовать повышению уровня своего интеллекта, освоив эту игру и начав играть в шахматы. Во время игры в шахматы активизируются оба полушария мозга, улучшаются творческие способности, концентрация, навыки чтения и критическое мышление. Например, в Армении, чья шахматная школа является одной из сильнейших в мире, начиная с 2011-2012 учебного года, во всех общеобразовательных школах ученики со 2-го по 4-ый класс изучают шахматы в качестве обязательного предмета.

Самая короткая и самая длинная шахматная партия

Самая короткая шахматная партия называется «дурацкий мат», состоящий из двух ходов: 1. f3 (или f4) e5 и 2. g4 Qh4х. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришёл на игру. С каждым годом правила на официальных соревнованиях ужесточаются. Согласно правилуZero tolerance, за любое опоздание на партию (даже на минуту) засчитывается поражение. И кроме того, на всех турнирах сейчас за звонок мобильного телефона (или любой изданный этим устройством звук) судья поставит Вам ноль.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью.

Шахматный автомат Кемпелена

В 1770 году венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых людей, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

Разные роли ферзя

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось всё с того, что в Шатранже она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом всё дальше и дальше.

В шахматах, которые мы имеем сегодня, ферзь может двигаться как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Вначале ферзь был самой слабой, а стал самой сильной фигурой в шахматах.

Бесконечные возможности

После трёх ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что ещё раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы используются игроками для анализа, а зрители часто смотрят трансляцию партий с компьютерной оценкой ходов. Бороться на равных с лучшими программами не сможет ни один игрок.

Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

Через два года в матче Гарвиц - Левенталь впервые соперников ограничили лимитом времени по 10 минут на обдумывание хода. Часы использовались песочные, у каждого свои, а за превышение времени взыскивался денежный штраф. В 1866 году в матче Андерсен - Стейниц песочные часы заменили механическими, правда, они были не шахматные, с двумя кнопками, а обычные.

Впервые специальные шахматные часы были сконструированы английским инженером и шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном из Ланкашира, и применены на турнире в Лондоне в 1883 году.

В наши дни на большинстве турниров используются электронные часы. Чаще всего, даётся определённое время на всю партию и при этом игроку прибавляется несколько секунд за каждый сделанный ход.

Рекорды вдохновляют нас всех стремиться к величию. В шахматном наследии есть немало рекордов, остающихся непревзойденными десятки и даже сотни лет.
Упомянем семь самых удивительных рекордов, навсегда вошедших в историю.

Самая продолжительная победная серия: чемпион мира Бобби Фишер - 20 (или 19?) партий

Бобби Фишер, мировой рекордсмен по количеству побед подряд в профессиональных турнирах. | Фотография из Википедии.

В отборочном цикле, завершившемся победой над Борисом Спасским, Бобби Фишер выиграл невероятные 20 партий подряд у сильнейших соперников. Серия началась в 1970 году на межзональном турнире в Пальма-де-Майорке, где он выиграл семь партий подряд на финише турнира. Оскар Панно сдался без игры в последнем туре, поэтому некоторые историки шахмат не учитывают эту партию.

В матчах претендентов 1971 года Фишер сокрушил Марка Тайманова и Бента Ларсена с одинаковым счетом 6-0 и начал с победы финальный матч претендентов против Тиграна Петросяна. Серия закончилась поражением во второй партии матча с Петросяном.

После этого Фишер уверенно победил и Тиграна Петросяна, и Бориса Спасского и стал чемпионом мира.

Заслуживают упоминания:

  • Чемпион мира Бобби Фишер - 11/11 в чемпионате США 1963/4
  • МГ Фабиано Каруана - семь побед в Кубке Синкфилда в 2014 году

Самая продолжительная серия без поражений: Чемпион мира Михаил Таль - 95 партий

Михаил Таль, мировой рекордсмен по продолжительности серии без поражений в турнирах мастеров. | Фотография из Википедии.

Михаил Таль был известен своим творческим атакующим стилем, который принес ему успех в матче на первенство мира против Михаила Ботвинника в 1960 году. Победа в матче сделала 23-летнего Таля самым молодым чемпионом мира. Этот рекорд был побит только Гарри Каспаровым, победившим Анатолия Карпова в 1985 году в возрасте 22 лет.

Карьера Таля была омрачена проблемами со здоровьем и перепадами формы, поэтому многим неизвестно, что с 23 октября 1973 года по 16 октября 1974 года он сыграл 95 партий без поражений: невероятное достижение, к которому другие шахматисты не подходили даже близко.

Заслуживают упоминания:

  • Михаил Таль (снова!) - 85 партий с июля 1972 года по апрель 1973 года
  • Чемпион мира Хосе-Рауль Капабланка - 63 партий с 10 февраля 1916 года по 21 марта 1924 года

Самое долгое обладание мировой шахматной короной: Эмануил Ласкер - 27 лет

Эмануил Ласкер дольше всех оставался чемпионом мира. | Фотография из Википедии.

Эмануил Ласкер стал вторым чемпионом мира, победив Вильгельма Стейница в 1894 году. Он сохранял свой титул, пока не был побежден Хосе-Раулем Капабланкой в 1921 году. Он продолжал успешно выступать в гроссмейстерских турнирах до середины 1930-х годов. Считается, что чемпионство Ласкера затянулось, потому что начало Первой мировой войны сорвало запланированные матчи с Рубинштейном и Капабланкой. Даже с учетом тех лет, когда матчи на первенство мира не проводились, Ласкер оставался чемпионом намного дольше, чем любой другой шахматист.

Заслуживают упоминания:

  • Чемпион мира Гарри Каспаров - 15 лет с 1985 по 2000 год
  • Чемпион мира Михаил Ботвинник - 13 лет с перерывами с 1948 по 1963 год

Чемпион мира Магнус Карлсен, обладатель наивысшего рейтинга за всю историю шахмат. | Фотография Марии Емельяновой.

Магнус Карлсен достиг этой отметки в рейтинг-листе ФИДЕ за май 2014 года. Неофициально в динамическом рейтинге он добирался даже до 2889. Некоторые считают, что инфляция рейтингов делает этот рекорд бессмысленным, но .

До сих пор только 12 шахматистов когда-либо преодолевали отметку 2800 пунктов. Карлсен - единственный, кто приблизился к 2900.

Заслуживают упоминания:

  • Чемпион мира Гарри Каспаров - 2851 в июле 1999 года
  • МГ Фабиано Каруана - 2844 в октябре 2014 года

Самый юный гроссмейстер: МГ Сергей Карякин - 12 лет и семь месяцев

МГ Сергей Карякин, самый юный гроссмейстер в истории. | Фотография Марии Емельяновой.

На сегодняшний день Карякин является единственным шахматистом, заработавшим титул гроссмейстера в возрасте 12 лет. Он получил первый опыт матчевой борьбы на высшем уровне, когда ему едва исполнилось столько, помогая Руслану Пономареву в качестве секунданта в ходе матча на звание чемпиона мира ФИДЕ с Василием Иванчуком.

В 2016 году Карякин сам принял участие в борьбе за мировое первенство, бросив вызов Магнусу Карлсену. Гроссмейстеры обменялись победами, и 12 классических партий закончилось вничью со счетом 6-6. Исход поединка решался в быстрых партиях на тай-брейке, выигранном Магнусом Карлсеном.

Заслуживают упоминания:

  • Чемпион мира Бобби Фишер - 15 лет, 6 месяцев и 1 день в 1958 году
  • МГ Юдит Полгар - 15 лет, 4 месяца и 28 дней в 1991 году

Самый большой сеанс одновременной игры: МГ Эхсан Гем Магами - 604 партии

МГ Эхсан Гем Магами, мировой рекордсмен по количеству противников в одном сеансе. | Фотография из Википедии.

Сеансер играет одновременно несколько партий против противников, располагающихся в ряд или по кругу, обходит доски и делает ход в каждой партии прежде, чем перейти к следующей.

Эхсан Гем Магами, девятикратный чемпион Ирана, провел невероятный сеанс против 604 противников одновременно, выиграв 580 партий при 16 ничьих и 8 поражениях. Это мероприятие проходило с 8 по 9 февраля 2011 года в Тегеране, столице Ирана, на спортивном стадионе университета Шахид Бехешти.

Заслуживают упоминания:

  • Сьюзан Полгар - 326 противников, 309 побед, 14 ничьих, 3 поражения в 2005 году
  • Хосе-Рауль Капабланка - 103 противника, 102 победы, 1 ничья в 1922 году

Самый большой сеанс одновременной игры вслепую: МГ Тимур Гареев - 48 партий

Тимур Гареев, мировой рекордсмен по игре вслепую. | Фотография Майка Кляйна.

Игра вслепую - один из самых интересных видов шахмат. Игрокам не разрешается смотреть на доску, они должны держать расположение фигур в голове и передавать ходы с помощью шахматной нотации. В сеансе одновременной игры вслепую необходимо помнить все позиции, это невероятное испытание шахматного мастерства и умения сосредотачиваться.

Заслуживают упоминания:

  • МФ Марк Ланг - 46 противников в 2011 году
  • МГ Мигель Найдорф - 45 противников в 1947 году

Нашли вдохновение и хотите сами ставить рекорды?!