Энергосберегающие

Делаем дом под землей. Подземные дома: преимущества и секреты постройки

Делаем дом под землей. Подземные дома: преимущества и секреты постройки

День проникал в просторную мастерскую сквозь окно в потолке. То был большой квадрат ослепительного голубого сияния, светлая дверь в бескрайнюю лазурную даль, в которой быстро мелькали летящие птицы.

Но, едва проникнув в высокое, строгое, задрапированное помещение, радостное сияние дня смягчалось, утрачивало свою яркость, меркло в складках тканей, угасало в портьерах и тускло освещало темные углы, где лишь золоченые рамы горели как пламя. Казалось, здесь находились в заточении тишина и покой, тот покой, который всегда царит в жилище художника, где душа человека вся ушла в работу. В этих стенах, где мысль обитает, где мысль созидает, истощается в яростных усилиях, все начинает казаться усталым и подавленным, как скоро она успокаивается. После вспышек жизни все здесь словно бы замирает, все отдыхает - и мебель, и драпировки, и холсты с неоконченными портретами знаменитостей; можно подумать, что жилище изнемогает от усталости своего хозяина, что оно трудилось вместе с ним, участвуя в его ежедневно возобновляющейся битве. В помещении стоял одуряющий, смешанный запах красок, скипидара и табака, которым пропитались и ковры и кресла; гнетущую тишину нарушали лишь отрывистые, звонкие крики ласточек, пролетавших над открытой рамой, да немолчный, слитный гул Парижа, еле слышный на верхних этажах. Все застыло, и только голубое облачко дыма, образовывавшееся от частых затяжек папиросой, которую, растянувшись на диване, медленно жевал Оливье Бертен, непрерывно поднималось ввысь.

Взор Бертена терялся в далеком небе; он искал сюжет для новой картины. Что он напишет? Этого он еще не знал. Бертен не был решительным, уверенным в себе художником; это была натура беспокойная, и во время своих творческих поисков он беспрестанно то вдохновлялся чем-то, то вновь охладевал. Он был богат, знаменит, он добился всевозможных почестей, но даже и теперь, на склоне дней, этот человек, в сущности, не знал, к какому идеалу он стремился. Он получил Римскую премию; он отстаивал традиции, он, вслед за многими своими предшественниками, воссоздавал великие исторические события, но потом осовременил свои сюжеты и начал писать людей, здравствовавших и поныне, хотя все-таки пользовался классическими аксессуарами. Умница, энтузиаст, упорный труженик, правда, подвластный переменчивой мечте, влюбленный в свое искусство, которым владел в совершенстве, он достиг, благодаря постоянным размышлениям, замечательного мастерства и большой гибкости таланта, гибкости, до некоторой степени возникшей из колебаний и попыток работать во всех жанрах. Быть может, внезапное увлечение света его изящными, изысканными и тщательно выполненными произведениями повлияло на формирование его характера и помешало ему стать таким, каким он стал бы в иных условиях. После триумфального начала своей карьеры безотчетное желание нравиться постоянно томило его и незаметно изменяло его путь, смягчало его убеждения. К тому же это желание нравиться проявлялось у него во всевозможных формах и способствовало его славе.

Его приятные манеры, его привычки, уход за собой, его давняя репутация ловкого силача, искусного фехтовальщика и наездника составляли своего рода небольшой почетный эскорт вокруг его все возрастающей известности. После Клеопатры он сразу стал знаменитостью: Париж неожиданно влюбился в него, сделал его своим избранником, прославил, и он внезапно превратился в одного из тех блестящих светских художников, которые гуляют в Булонском лесу, которых оспаривают друг у друга салоны, которых еще молодыми принимают во Французский институт. И он вошел туда как победитель, признанный всем городом.

Так и вела его Фортуна до приближения старости - вела, лелея и лаская.

И вот, наслаждаясь чудесным днем, ликующим за стенами, он искал поэтический сюжет. Впрочем, он слегка осоловел после завтрака и папиросы и теперь, глядя ввысь, мечтал и мысленно уже набрасывал на фоне лазурного неба быстро проносившиеся фигуры, грациозных женщин в аллеях парка или на тротуарах, влюбленные пары на берегу реки, - все изящные видения, которые тешили его мысль. Переменчивые образы, расплывчатые и сменяющие друг друга, вырисовывались на небе в красочных видениях художника, а ласточки, в своем нескончаемом полете пронизывавшие пространство, словно пущенные стрелы, казалось, хотели стереть эти образы, зачеркнуть их, словно то были настоящие рисунки.

Он никак не мог на чем-то остановиться. Все мелькавшие перед ним лица были похожи на те, что давно уже были им написаны, все возникавшие перед ним женщины были родными дочерьми или сестрами тех, которые уже воплотил его каприз художника, и пока еще смутный страх, который, однако, неотступно преследовал его целый год, - страх, что он выдохся, что фантазия его истощилась, что вдохновение его иссякло, - становился явственно ощутимым при этом обзоре его творчества, при этом бессилии изобрести что-то новое, открыть что-то неведомое.

Он лениво встал и принялся искать в своих папках, среди незаконченных набросков что-нибудь такое, что могло бы навести его на какую-то мысль.

Беспрерывно пуская клубы дыма, он перелистывал эскизы, наброски, рисунки, которые хранились у него под ключом в большом старинном шкафу, но, скоро наскучив тщетными поисками, он пал духом от усталости, бросил папиросу и, насвистывая какой-то затасканный мотивчик, наклонился и вытащил из-под стула валявшуюся там тяжелую гимнастическую гирю.

Отдернув другой рукой драпри с зеркала, служившего ему для того, чтобы он мог следить за правильностью поз, уточнять перспективу и как бы проверять общее впечатление от картины, он стал перед ним и начал упражняться, глядя на свое отражение.

Когда-то он славился в мастерских своей силой, позже, в свете, - своей красотой. Теперь возраст давил на него, ложился на него всей своей тяжестью. У этого высокого, широкоплечего человека с могучей грудью, как у старого борца, появилось брюшко, несмотря на то, что он по-прежнему ежедневно фехтовал и постоянно ездил верхом. Голова его все еще была прекрасна, так же красива, как в былые времена, но красива уже по-иному. Белые волосы, густые и короткие, делали еще более живыми его темно-карие глаза под широкими седеющими бровями. Его длинные усы, усы старого солдата, все еще оставались почти черными и придавали его лицу редко встречающееся выражение энергии и гордости.

Стоя перед зеркалом, сдвинув пятки и выпрямив корпус, он проделывал все предписанные ему упражнения с помощью двух чугунных шаров - он держал их в вытянутой, мускулистой руке - и довольным взглядом следил за ее уверенными и мощными, замысловатыми движениями.

Внезапно, в глубине зеркала, в котором целиком отражалась вся его мастерская, он сперва увидел, что заколыхалась портьера, потом увидел женскую головку, одну только головку, которая поворачивалась то вправо, то влево.

Да, - ответил он, обернувшись. И, бросив гирю, побежал к дверям с несколько деланной легкостью.

Вошла женщина в светлом платье.

Вы занимались гимнастикой, - сказала она после рукопожатия.

Да, я распустил хвост, как павлин, а вы застали меня врасплох, - отвечал он.

В швейцарской никого не было, - со смехом продолжала она, - а так как я знаю, что в это время вы всегда одни, я и вошла без доклада.

Он смотрел на нее.

Как вы хороши, черт побери! И что за шик!

Да на мне новое платье. Недурно? Как вы находите?

Прелестно! И как гармонично! Да, ничего не скажешь: сейчас знают толк в оттенках.

Он ходил вокруг нее, пробовал ткань на ощупь, кончиками пальцев меняя расположение складок, как человек, который разбирается в женских туалетах не хуже дамского портного: его художественное воображение, его атлетическая сила всю жизнь служили ему для того, чтобы с помощью тончайшего кончика кисти рассказывать зрителю об изменчивых, изысканных модах, раскрывать женскую грациозность, таящуюся и запрятанную то в бархатную или шелковую кольчугу, то под снегом кружев.

«Сильна как смерть» – пятый роман великого французского писателя Ги де Мопассана. Работа над книгой началась ранней весной 1888. Через год роман был опубликован. В качестве названия была использована сокращённая строка из «Песни песней»: «Сильна (крепка), как смерть, любовь».

В 1982 году роман был экранизирован. Роль Бертена исполнил Мишель Витольд. Анну де Гильруа сыграла Марина Влади.

Оливье Бертен – известный высокооплачиваемый художник-портретист, живущий в Париже. В его мастерской побывало много богатых и красивых женщин, к которым Оливье всегда оставался равнодушен, видя в красавицах только источник заработка. Но в одну из своих клиенток, Анну де Гильруа, художнику суждено было влюбиться. Анна носит титул графини. Она замужем, воспитывает маленькую дочь Аннетту. Графиня и Бертен становятся любовниками.

Роман Оливье и Анны продлился 12 лет. За это время женщина успела постареть. Гильруа по-прежнему обожает своего возлюбленного. Но Бертен уже не испытывает прежних чувств к постаревшей красавице. Анна, безусловна, дорога ему, но страсть давно покинула его сердце. Оливье воспринимает графиню скорее как хорошую подругу, нежели как любовницу.

Тем временем Аннетта, дочь Анны, успела вырасти и превратиться в очаровательную восемнадцатилетнюю девушку. Увидев однажды Аннетту, Бертен узнаёт в ней свою возлюбленную в молодости. Девушка унаследовала от матери не только красоту. Молодая графиня двигается, говорит и жестикулирует, как когда-то двигалась, говорила и жестикулировала Анна. Девушка становится точной копией своей матери в молодости. Бертен немедленно влюбляется в Аннетту, а точнее, не в саму Аннетту, а в образ, который все эти годы жил в его душе, и которому его любовница больше не соответствовала. Графиня замечает, что художник уже успел потерять голову из-за её дочери, но никак не может изменить ситуацию.

Оливье чувствует, что его время ушло. Постарело не только его тело. Его искусство тоже успело выйти из моды. Бертен ощущает свою ненужность. Когда-то он гордился тем, что не женат и ни с кем не связан обязательствами. С возрастом к Бертену пришло понимание того, что без семьи ни карьера, ни успех, ни деньги не имеют значения. Он начинает завидовать женатым мужчинам и мечтает о семейном счастье.

Любовь Оливье к молодой девушке становится сильнее с каждым днём. Однако Бертен прекрасно понимает, что Аннетта никогда не станет его женой. Молодая графиня не сможет полюбить старого художника. Но даже если бы это и произошло, мезальянс вызвал бы в высшем обществе настоящий скандал. Любовь разрушает Оливье, доводит его до истощения. В конце концов, художник становится жертвой несчастного случая (возможно, это была попытка самоубийства). Лёжа на смертном одре, Бертен просит Анну сжечь всех их любовные письма. Художник боится, что любовная переписка попадёт в чужие руки, а их роман станет достоянием гласности. Вскоре после того, как письма были уничтожены, Оливье Бертен скончался.

Оливье Бертен

Удача всегда сопутствовала художнику. Оливье добился известности. Заказать портрет у Бертена считалось модным и престижным. Богатые парижанки, не скупясь, готовы были платить огромные суммы, чтобы стать клиентками «модного» художника. Красивая и родовитая любовница стала своеобразным трофеем Бертена. О женитьбе он никогда не помышлял. Иметь же любовницу из высшего общества было для Оливье лестно.

С появлением в жизни художника Аннетты благополучие постепенно начинает покидать его мастерскую. Бертен неожиданно начинает видеть и осознавать то, что не видел и не осознавал раньше: художник не смог занять место ни в высшем обществе, ни среди простых людей. Парижская элита охотно пользуется услугами Оливье, но ясно даёт ему понять, что он никогда не станет для неё своим. В то же время Бертен уже успел разорвать связь с низшими слоями общества, став намного выше его представителей. Положение «между небом и землёй» сделало Оливье одиноким навсегда, несмотря на присутствие в его жизни Анны.

Только встретив новую любовь, художник смог понять, насколько фальшивой была его жизнь. Его уважали парижские богачи, но только как живописца, а не как равного себе человека. Как только Бертен вышел из моды, о нём немедленно забыли и перестали к нему обращаться. У Оливье была любимая женщина с титулом графини. Но эта женщина навсегда осталась его любовницей. Судьба позволила ему полюбить во второй раз. Однако новая возлюбленная оказалась ещё менее доступна, чем предыдущая. Умирая, художник делает самое страшное в своей жизни открытие: на самом деле он никогда ничего не имел. Всё было обманом, красивой иллюзией.

Женщины, подобные Анне, решаясь на незаконную любовную связь, выбирают себе мужчин из своего круга. У графини есть всё, о чём можно только мечтать: богатый муж из знатного рода, любимая дочь, комфортная жизнь. При желании она могла бы найти и подходящего любовника. Но есть то, чего она не может найти среди равных по материальному достатку. Это искренность.

Высшее общество обольщает роскошью и блеском, галантными манерами кавалеров и ослепительными улыбками дам. Фальшивый блеск должен скрыть ненависть, зависть и многие другие деструктивные эмоции. Анне же важны искренние отношения. В отличие от своего любовника, потерявшего интерес к состарившейся возлюбленной, графиня сумела сохранить чувства, испытываемые к Оливье 12 лет назад. Для неё не имеют значения ни физическая привлекательность, ни популярность Бертена. Анна, как и прежде, хочет, в первую очередь, духовной близости.

Старость пугает графиню. Но, в отличие от Оливье, она имеет продолжение самой себя. После смерти художника от него ничего не останется на земле. Бертен исчезнет навсегда. У Анны есть дочь, в которой сохраниться красота и обаяние одной из самых красивых женщин Парижа.

Анализ произведения

В романе «Сильна как смерть» Ги де Мопассан попытался рассмотреть взаимосвязь двух, на первый взгляд, не связанных между собой понятий – любовь и старение. Автор пытается сделать точный психологический анализ этих явлений.

Новый взгляд на любовь

Любовь рассмотрена Мопассаном в непривычном для читателя контексте. Для главного героя она становится способом избежать старения и последующей смерти. Автору интересна негативная сторона любви, существование которой иногда просто игнорируется. Самые светлые чувства могут принести самые тяжкие страдания.

Технология строительства домов из земли в ее современном виде, которая получила название Earthships, была разработана почти полвека назад и развивается по сегодняшний день. Грунт как основной участник такого строительства относится к материалам, взятым из природных ресурсов, таким как дерево, солома, кожа, хлопок, камни, торф и многим другим. Все они нейтральны или полезны для здоровья человека и не загрязняют природу.

Выбор грунта для строительства стен во многом обязан энергоемкости материала, которая по сравнению с кирпичом или сталью чрезвычайно низка и составляет до 0,5 ГДж/т. Поэтому при правильной ориентации земляного строения и использовании солнечной энергии по максимуму оно потребует минимального отопления даже в сильный мороз.

Земляные дома, которые эксплуатируются в различных климатических зонах, успешно демонстрируют свою стойкость к пожарам, наводнениям и даже семибалльным землетрясениям. Благодаря тепловой инерции толстые земляные стены замедляют поступление или отдачу тепла почти на 12 часов. А это означает, что днем в земляном доме прохладно и тепло ночью.

В пользу применения грунта как строительного материала говорит несколько весомых факторов:

  • Доступность;
  • Отсутствие потребности в транспортировке, а это сокращает сроки и затраты на строительство;
  • Экологическая безопасность стенового материала, который не оказывает вреда микроклимату дома и окружающей среде;
  • Превосходная теплоизоляция материала, его пластичность, позволяющая придавать земляным домам разные формы;
  • Возможность демонтажа стен и повторного использования их материала.
Большинство проектов домов из земли строго индивидуальны, так как учитывают рельеф конкретного участка и используют для создания ограждающих конструкций местные природные материалы.


К выгодам, получаемым при возведении земляных домов, относится следующее:
  1. Высокая скорость строительства . Для таких строений фундамент обычно не требуется. Поэтому, например, одноэтажную постройку в виде купола с диаметром основания 6 м четыре человека, не обладающие особыми навыками, могут возвести за неделю. Технологии такого строительства позволяют создавать здания различного назначения: жилые или хозяйственно-технические.
  2. Низкая теплопроводность . Ограждающие конструкции земляных домов менее восприимчивы к изменениям температуры воздуха снаружи, чем строения из камня и даже дерева. Низкая теплопроводность грунта как основного материала крыши и стен позволяет обитателям земляного дома не ощущать воздействия плохой погоды и существенно экономить на отоплении зимой, поддерживая оптимальную температуру помещений.
  3. Доступность материалов . Для постройки земляного дома их можно найти где угодно, даже на собственном участке - дерево и камни, грунт и глину. Это сокращает расходы на их доставку к месту строительства. Украсить такое строение снаружи можно местными растениями, которые отлично впишутся в общий пейзаж. Затраты на обслуживание своими руками дома из земли также минимальны. Так как строение почти полностью покрыто грунтом, ему требуется очень мало краски и другого материала.
  4. Пожарная и экологическая безопасность . Дома из земли не горят. По этой причине их без опаски можно использовать под сауну, например, или баню. Благодаря экологической чистоте материалов обломки строения при демонтаже не нужно вывозить - пройдет несколько сезонов, и они сами рассыплются на открытом воздухе. Немного выступая над уровнем грунта, такой дом практически не меняет рельеф участка, благодаря чему площадь земли используется наиболее полно.
  5. Высокая надежность . Стены готового дома морозоустойчивы и практически не дают усадки. Если наружные конструкции просушить, а затем покрыть штукатуркой, они не будут впитывать влагу. За долгое время своего существования земляные дома доказали свою повышенную стойкость к ураганам, засухам, пожарам и даже к землетрясениям. Прочность таких сооружений, по свидетельствам солдат афганской войны, позволяет выдержать попадание снаряда, выпущенного в земляную стену из танка.
  6. Длительный срок эксплуатации . Долговечность земляных домов подтверждается тем фактом, что наиболее древним из них, обнаруженным в Иерихоне, более 8000 лет.
К недостаткам домов из грунта можно отнести отсутствие возможности возводить постройки высотой более 2-х этажей. Однако это можно исправить строительством дополнительных сооружений рядом с главной постройкой, соединив их с помощью коридоров. Выйдет очень красиво!

Сильным врагом технологии Earthships является сырость, которую вызывают дожди. Поэтому, если не выполнить оштукатуривание после того, как будет построен дом из земли, сооружение может оползти. В сырых регионах обустройство таких строений водонепроницаемой крышей обязательно.

Определенные трудности при возведении земляных домов могут быть вызваны психологическими установками владельцев участков. У некоторых из них жизнь под слоем земли ассоциируется с заточением, нищетой и даже смертью.


Возведение небольших сооружений из грунта по силам любому мастеру. Но, для того чтобы построить здание площадью более 20 м 2 либо целую композицию таких объектов, потребуется грамотно изготовленный проект, помощь архитекторов и строителей экологических объектов. Сегодня таких специалистов найти сложно, так как из-за минимальной стоимости материалов мало стало желающих иметь небольшой доход или краткосрочную занятость. Здесь нельзя сэкономить на «утруске» стройматериалов, получить «откат» или дилерскую скидку.

Введение готового строения в эксплуатацию также сопряжено с трудностями. Органы надзора используют давно созданные СНиПы и ДБН, а новые экологические стандарты проходят стадию разработки.

Что касается ипотеки, то для земляного строительства банки предусматривают максимальный риск, считая такую технологию экспериментальной. Поэтому свой процент берут повышенный, соответственно такому риску.

Разновидности земляных домов


Выбор вида дома из земли зависит от типа грунта, особенностей рельефа участка и климата региона. По способу возведения такие постройки бывают заглубленными и наземными. В свою очередь каждый из них имеет свои разновидности.

К наземным домам относятся:

  • Землебит . Стены такого строения возводят, набивая грунтом опалубку, либо из земляных блоков, предварительно изготовленных с помощью специальных форм уплотнением или методом пластической формовки. Второй способ получил наибольшее распространение в мире, так как перед укладкой прочность и форма блоков стабильнее, чем в первом случае. Кроме того, при высыхании и усадке стены из блоков появление трещин маловероятно.
  • Саман . Он относится к композитным материалам, его укладывают вручную при строительстве монолитных стен дома. Саман является смесью, состоящей из глины, грунта, воды, песка и соломы.
  • Earthbags . Это технология строительства стен и создания куполов из мешков, заполненных грунтом. Возведение таких домов сейчас активно ведется во всем мире. Традиционно такая технология присутствовала в строительстве военных укреплений, блиндажей, борьбе с наводнениями и т.д. Если в грунтовую смесь добавить немного цемента, дом из мешков с землей может стоять десятилетиями.
  • Геокар . Это дом из торфяных блоков. Материал имеет свойства, которые позволяют его применять как в качестве утеплителя, так и в виде конструкционного элемента при строительстве домов до трех этажей. Торфяные блоки более всего подходят для природных условий Нечерноземья, отвечают всем требованиям, касающихся прочности, и нормам экологической безопасности.

К заглубленным домам относятся:

  1. Атриумный дом . Так называется подземная структура, в которой атриум является центром дома, а также входом в него. Понятие «атриум» подразумевает центральное пространство строения, освещаемое через проем или световой фонарь. Такой дом строят на ровном участке и покрывают его землей. Заглубление выполняют на 2,7 м, а минимальная толщина дерна, присутствующего на крыше, составляет не менее 0,2 м. Все четыре стены атриума доступны для дневного света. Жилые помещения располагаются вокруг внутреннего двора, на который выходят застекленные проемы, обеспечивающие дому тепло солнечного света. Атриум имеет естественную вентиляцию, немного возвышается над землей и практически не изменяет ландшафт, обеспечивая при этом надежную защиту от ветра в зимний период года.
  2. Выступающий дом . С фасада он открыт свету, а другие его стороны и верх покрыт землей. Открытая стена дома, ориентированная обычно на юг, позволяет солнечным лучам легко проникать внутрь жилища, обеспечивая теплом с фасада всю его площадь, включая санузлы. Структурные элементы здания по сравнению с другими земляными домами наиболее дешевые.
  3. Проникающий дом . Кроме окон и дверей, такое сооружение полностью покрывается грунтом по сторонам и сверху. Преимуществом проникающего дома из земли является перекрестная естественная вентиляция и поступление солнечного света с одной или нескольких его сторон.

Главной целью создания любой из перечисленных земляных построек является максимальное сохранение энергии при полном отсутствии вреда здоровью человека.

Основные технологии строительства дома из земли


Земляные дома возводят используя три способа:
  • Метод скользящей опалубки . Он предназначен для строительства здания с прямыми углами. С обеих сторон стен по всему периметру будущего дома устанавливают стойки. Затем к ним друг против друга крепят одинаковые щиты. Полученную опалубку заполняют грунтовой смесью. После ее трамбовки и схватывания опалубку демонтируют и устанавливают на новом участке. Готовая стена обычно состоит из 15 см уплотненного грунта и известковой прокладки т. 5-6 см. По причине высокой трудоемкости такой способ используется нечасто.
  • Из земляных блоков . Этот метод получил более широкое распространение, чем предыдущий. Для изготовления штучных материалов используют раскладные формы. Их заполняют грунтовой смесью, уплотняют ее, затем извлекают готовые кирпичи и сушат их.
  • Из мешков с землей . Такой способ позволяет возводить строения, отличающиеся по форме и обладающие уникальным стилем. Очень популярны варианты домов куполообразной формы или круглых стен с обустроенной крышей.
Особенности последнего метода мы ниже рассмотрим подробнее.

Как построить дом-купол?


До того как сделать дом из земли в виде купола, нужно выбрать для него подходящее место. В плане он будет иметь круглую форму. Поэтому в центре планируемого сооружения надо воткнуть кол, привязать к нему веревку, отмерить на ней нужный радиус и обозначить окружность стен дома.

Когда разметка площадки будет выполнена, на полученной окружности необходимо предусмотреть место расположения входа, определить размеры дверного проема. Следует учесть, что основание входа в купольный дом немного должно уходить вовнутрь для того, чтобы на наклонной стене дверь можно было установить вертикально.

Затем по готовой окружности следует выкопать траншею глубиной около 40 см и шириной, соответствующей размеру мешка. После этого ее нужно засыпать щебнем, который будет играть роль дренажа и фундамента.

Для постройки стен подойдут пропиленовые мешки из-под сахара или рукава из стойкой к гниению ткани. Мешки нужно заполнять влажной землей, не досыпая по 25 см до верха в каждый из них. В связи с большим весом таких «кирпичиков» эту работу рекомендуется выполнять на стене сооружения. Для того чтобы грунт не высыпался, свободные края мешков следует сшить проволокой.

Первый слой из наполненных грунтом мешков необходимо уложить по окружности дома и утрамбовать его любым способом. Второй слой нужно располагать по аналогии с кирпичной кладкой, выполняя перевязку швов. Он должен иметь меньшую окружность относительно предыдущего слоя. Подобное чередование позволит придать дому куполообразную форму.

Перед укладкой любого мешка под ним следует протянуть по куску синтетической бечевки для стягивания двух или трех следующих уровней стены. В будущем это облегчит оштукатуривание дома. Между слоями из мешков с грунтом нужно прокладывать по две полосы колючей проволоки, играющей в данном случае роль арматуры и скрепляющего раствора.

При кладке круглой стены из мешков с грунтом необходимо оставлять проемы для окон и дверей. Часто их делают в виде арок. После высыхания дом снаружи нужно оштукатурить цементным или глиняным раствором.

Как построить дом из земли - смотрите на видео:


Напоследок совет: до того как строить дом из земли, рекомендуем потренироваться на маленьком сооружении типа сауны или сарая. Удачи!