Энергосберегающие

Цветной тон или цветовой тон. Смотреть что такое "Тон (цвет)" в других словарях

Цветной тон или цветовой тон. Смотреть что такое
Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию часто сводят к трем цветам красный, зеленый и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами. Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и желтый.

Дополнительные цвета (Complementary Colors)

Когда два или несколько цветов подходят друг к другу, их называет комплиментарными или дополняющими друг друга цветами. Более точным определением будет если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска, пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими или комплиментарными цветами.

Насыщенность (Saturation)

Насыщенность, которую также называют интенсивностью цвета, описывает силу цвета относительно его яркости. Насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определенной яркости освещения. Насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещенности. Например, комната окрашенная в один цвет ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то, что цвет будет неизменен, его насыщенность будет меняться. Это свойство цвета также называют интенсивностью.

Тон можно описать как собственно цвет, краска, оттенок. Именно это слово мы имеем в виду, когда задаем вопрос "Какой это цвет?". Этот термин описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от желтого и синего. Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm). На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются "семействами тонов". Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, черным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью и насыщенностью.

Оттенок (tint), тональность (tone) и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется оттенок (tint). Если цвет делается темнее путем добавления черного, полученный цвет называется тень (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Цветность (Chromaticity, Chroma)

О цветности мы говорим, когда рассуждаем о чистоте цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, черного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми. Это понятие связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако эти термины используются раздельно. Высокоцветные цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, черного или серого. Цвета, расположенные на внешних гранях цветового куба и не касающиеся белого и черного, обладают максимальной цветностью. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его цветность. Цветность, которую часто называют сочностью, является количеством цвета, тона, в цвете. Цвет без тона видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и цветность, за исключением очень светлых цветов.

У этого термина существуют и другие значения, см. Цвет (значения). Закат Цвет качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании во … Википедия

Цвет (зрительное ощущение) - Статья о цвете в обычном смысле. См. также цвет (значения). Закат Цвет качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения, и… … Википедия

тон - См. звук, шум задавать тон, задать тону, подделываться под тон... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тон окраска, расцветка, раскраска, цвет, краска, окраска, колер; мелодия … Словарь синонимов

цвет - Краска, окраска, колер, колорит, масть, шерсть. Ср. . См. качество, масть. видеть что л. в розовом цвете, переливаться цветами радуги См. лучший в цвете лет, зардеться как маков цвет, лишиться цвета, что маков цвет... Словарь русских синонимов и … Словарь синонимов

ЦВЕТ - одно из св в материальных объектов, воспринимаемое как осознанное зрит. ощущение. Тот или иной Ц. «присваивается» человеком объекту в процессе зрит. восприятия этого объекта. В громадном большинстве случаев цветовое ощущение возникает в… … Физическая энциклопедия

тон - а; мн. тона и тоны; м. [от греч. tonos поднятие, возвышение, повышение голоса] 1. Музыкальный звук определённой высоты в отличие от шума. Низкий, высокий т. Колокола разных тонов. Переливчатый т. скрипки. Аккорд из четырёх тонов. Петь, играть не… … Энциклопедический словарь

тон - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? тона, чему? тону, (вижу) что? тон, чем? тоном, о чём? о тоне; мн. что? тона и тоны, (нет) чего? тонов и тонов, чему? тонам и тонам, (вижу) что? тона и тоны, чем? тонами и тонами, о чём? о тонах и о… … Толковый словарь Дмитриева

Тон Шепарда - Тон Шепарда, названный так по фамилии его создателя Роджера Шепарда, это звук, образуемый наложением синусоидальных волн, частоты которых кратны друг другу (звуки расположены по октавам). Повышающийся или понижающийся тон Шепарда называется … Википедия

ТОН - (лат., от греч. teino растягивать, усиливаться). 1) производимый человеческим голосом или инструментом музыкальный звук определенной высоты. 2) звучность инструментов, 3) в живописи: цвет красок. 4) в общежитии: обращение человека с людьми, его… … Словарь иностранных слов русского языка

Цвет (зрительное ощущение) - Цвет, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной Ц. «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение… … Большая советская энциклопедия


Звук - наименьший структурный элемент музыки, её, как казалось до сравнительно недавнего времени, непоколебимая основа, универсальный первокирпичик. Вопрос звука неразрывно связан с признанием или отрицанием социокультурной обусловленности восприятия музыкального звука. Так, существует довольно распространённая точка зрения, в соответствии с которой "звуки сами по себе никакой эмоциональной выразительностью не обладают и из анализа свойств самих звуков мы никогда не сумеем вывести законов их воздействия на нас. Звуки становятся выразительными, если этому способствует смысл слова"*. В такой позиции, безусловно, имеется рациональное зерно: если верно, что "на любой тон мы проецируем какое-то своё внутреннее напряжение"** (а это действительно так или как минимум вполне возможно, что так), то абсолютного значения этот любой тон иметь не может.

Худ. Светлана Богатырь

Однако существует и принципиально иной подход к решению данной проблемы. Например, музыковед Э. Ганслик (19 в.) считал, что "звуки уже от природы и по отдельности обладают символическим значением, воздействующим на нас помимо всякого художественного намерения и до него". Проводя аналогию с другими видами искусства, он утверждал, что "каждый цвет наделён для нас специфическим характером", поскольку "каждый цвет - сила, самой природой приведённая во внутреннее соответствие с определёнными настроениями" ***.

Звуки музыки)

Близкая точка зрения была сформулирована и в советском музыкознании. В соответствии с ней "даже взятые в отдельности музыкальные звучания обладают уже первичными выразительными возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологическое ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки."

Творчеством В.В. Кандинского и его многочисленных последователей было фактически доказано самостоятельное значение цвета. О цветовых представлениях, вызываемых в воображении слушателя звучанием определённого тона, говорили и Н.А. Римский-Корсаков, и А.Н. Скрябин (разработавший даже специальную схему, при помощи которой показал соответствие тональностей цветовому спектру).

Соответствие цветов и тональностей по Скрябину

Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов

Тональность А.Н.Скрябин Н.А.Римский-Корсаков Б.В.Асафьев
До мажор красный белый
Соль мажор оранжево-розовый светлый, откровенный; коричневато-золотистый изумруд газонов после весеннего дождя или грозы
Ре мажор желтый, яркий дневной, желтоватый, царственный, властный солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излусвета (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!)
Ля мажор зеленый ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к Ре мажору
Ми мажор сине-белесоватый синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное
Си мажор сине-белесоватый мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч
Фа-диез мажор сине-яркий серовато-зеленоватый кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор)
Ре-бемоль мажор фиолетовый темноватый, теплый красное зарево
Ля-бемоль мажор пурпурно-фиолетовый характер нежный, мечтательный; цвет серовато-фиолетовый цвет вишни, если ее разломать
Ми-бемоль мажор темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов") ощущение синевы неба, даже лазури
Си-бемоль мажор стальной цвет с металлическим блеском несколько темный, сильный ощущение цвета слоновой кости
Фа мажор красный ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок

А. Скрябин - Этюд ре-диез минор

Но раз звук может вызывать хотя и, безусловно, субъективное представление о том или ином цвете, значит, каждый тон несёт в себе некую информацию, которую просто нужно уметь считывать. Кроме всего прочего, не будем забывать, что вопрос о наличии у звука индивидуального характера был решён положительно уже много столетий назад. Например, в культуре Древней Индии существовало представление о том, что каждой из семи ступеней звукоряда присущи пол и форма, что ей соответствуют определённые цвет, планета, божество, что в ней сидит бог именно этого звука, что последний обладает особой эмоциональной окраской и, даже будучи воспроизведён отдельно, способен вызвать у слушателя специфическую эстетическую реакцию. Звук воздействует на души, но его воздействию доступна более тонкая, чем цвету, их форма (при этом звук и цвет неразрывны, как жизнь и свет).

Потрясающе красивый индийский классический танец

Эта врождённая склонность музыки к выполнению разнообразных прикладных задач, её способность создавать нужный эмоциональный фон, требуемое в данный момент психологическое состояние (у отдельного ли человека, у значительного числа людей) сохранялись на протяжении всей её истории и вновь расцвели пышным цветом в сравнительно недавнее время.

Особенность уже целого музыкального произведения заключается в том, что оно, как и любое художественное явление, воспринимается не просто как физический объект и оказывает не только физическое воздействие, но вызывает и сложные психофизиологические и собственно психические реакции. Физического зрения и слуха для его постижения явно недостаточно и в смотрении и слушании должно присутствовать некое интуитивно-разумное, мистическое и в то же время неразрывно связанное с интеллектом начало, без участия которого проникновение в суть вещей, особенно если эти вещи имеют отношение к искусству, невозможно. "Главное в музыке - это неслышное " - высказался по этому поводу психолог Б. Христиансен.

Шедевр Ференца Листа "Un sospiro" в прекрасном исполнении Клаудио Аррау

Хотя Л. Стоковский отстаивал точку зрения, что "В музыке каждый должен думать и чувствовать за себя", а поскольку все мы разные, постольку "и восприятие музыки у всех людей разное" ****, тот факт, что миллионы людей способны получать удовольствие от одних и тех же музыкальных произведений, вселяет надежду на то, что они, несмотря на свою непохожесть, всё-таки способны прийти к взаимопониманию, в том числе и по другим, гораздо более приземлённым, практическим, но немаловажным вопросам.

Бах - Стоковский

В результате существенным фактором становится то, на основе чего они объединяются, какую музыку слушают и как её воспринимают и понимают. Секрет заключается в том, что подлинное искусство помогает человеку формировать и сохранять свою самость, в то время как эрзац-искусство (или суррогат — неполноценный заменитель) нивелирует (устраняет, уничтожает) его индивидуальные, личностные черты и особенности. В первом случае появляется основание для общения индивидуализированных личностей, во втором - происходит объединение деиндивидуализированных "человеков-массы" (термин Х. Ортега-и-Гассета), хотя как в первом, так и во втором средством объединения является музыка. Просто музыки эти очень разные...

Мне вообще всё интересно, особенно психология музыки. Понимаете, музыку можно использовать как во благо, так и во вред, зная её особенности. Сейчас часто под видом конфетки подсовывают всякую гадость, отравляющую разум и душу. Помните, раньше была военная музыка, которая была призвана поднимать боевой дух... В храмах всегда была духовная музыка, призванная возвышать людские помыслы. В фильмах музыка играет немаловажную роль - создаёт нужную атмосферу, фон, настроение. И так ещё можно продолжать...

Многим известна считалочка, которая помогает запомнить все цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». А что, если придать музыкальным тональностям свою окраску? Возможно ли это? Да, это действительно реально. На самом деле раскрасить музыкальную радугу очень просто, главное взять нужный цвет и начать рисовать. Для этого нужно помнить тональность. Так что же такое музыкальный окрас? Какие цвета нужно использовать для обозначения звуков? Да и существует ли подобное соответствие музыкальных звуков цветам?

Прежде чем познакомить читателя с цветотональностью, нужно сказать, что музыкальная краска представляет собой не просто отдельные звуки и цвета, а целую последовательность, то есть определённую цепочку, другими словами - музыкальную гамму. Гамма образует лады, мажор, минор и тональность. Кстати, в слове «тональность» есть корень «тон», который используется как в музыке , так и в живописи.

Первым, кто предложил использовать цветотональность, был Александр Николаевич Скрябин. Благодаря своему уникальному звуко-музыкальному слуху, он создал целую систему, позволяющую определять цвет в зависимости от тональности звука.

Этот известный музыкант предложил обозначать до-мажор красным цветом, ре-мажор - желтым цветом, соль-мажор - оранжево-розовым цветом, ля-мажор - зелёным. Что касается звучания ми-мажор и си-мажор, то для него эта музыкальная тональность была примерно одинакового, сине-белого цвета. Для фа-диез он предложил использовать ярко-синий цвет. До-диез мажор был обозначен фиолетовым цветом. Тональности ля-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и си-бемоль мажор, обозначались фиолетовым и стальным с серебристым оттенком, соответственно. Для тональности фа-мажор музыкант выбрал тёмно-красный оттенок.

Интересен тот факт, что первые тональности полностью повторяют цветовую гамму радуги, а что касается остальных, то они являются производными. Более того, композитор предложил использовать разделение тональностей на «духовные», к которым отнёс фа-диез мажор, а также «земные» и «материальные», к которым относятся до-мажор и фа-мажор. Аналогично тональностям, композитор охарактеризовал цвета, например, красный символизировал «цвет ада», а фиолетовый и синий - цвет «духовности» или «разума». Слушать радио Европа плюс онлайн на plus-music.org

Вместе с созданием такой цветотональности, композитор Скрябин совместил музыкальное выступление со световой партитурой. Так, например, он впервые в 1910 году создал музыкальное произведение «Прометей», которое использовало не только симфонические переходы, но и партию цвета - Luce. В этом произведение отражались не только музыкальные части, но и всевозможные эпизоды цветовых форм.

В основу своей системы цветотональности, Скрябин заложил утверждение, что все, кто обладает подобным цветовым слухом, воспринимают цвета и звуки так же, как и он. Однако оказалось, что он ошибался. Другие композиторы, обладающие таким же уникальным слухом, воспринимали звуки и соотносили их с цветами совсем по-другому. Например, Римский-Корсаков, видел до-мажор белого цвета, а соль-мажор - коричневым. Кроме того, ми-мажор и ми-бемоль мажор ассоциировались у него с сапфировым и тёмно сумрачным цветами соответственно.

Насыщенность — характеристика цвета, которая характеризует содержание чистого хроматического цвета в смешанном цвете. Насыщенность зависит от чистоты цвета, чем более он чист, тем более он насыщен. Серый цвет придает холод цвету, но делает его менее насыщенным. Наиболее насыщенные цвета — спектральные (чистые).

Светлота — это характеристика цвета, которая определяет близость хроматического и ахроматического цветов к белому. Это единственная из характеристик цветов, которая присуща и хроматическим, и ахроматическим цветам.

Каждый хроматический цвет максимальной насыщенности имеет свою светлоту и не может быть полученным в такой же насыщенности в более светлом или более темном варианте. Применительно к колористике волос насыщенный фиолетовый может быть получен на уровне глубины тона 4, синий — 5, красный — 7, оранжевый — 9 и т. д.

Яркость — характеристика цвета, которую часто путают со светлотой, но это объективное понятие, которое зависит от количества света, попадающего в глаз наблюдателю от объекта испускающего, пропускающего или отражающего его. Объективность данной характеристики обеспечивается тем, что яркость измеряются специальными приборами, а не на глаз.

Наиболее яркий ахроматический цвет — это белый, а наиболее темный — черный. При снижении яркости любой цвет становится черным.

Чем ближе цвета в композиции по яркости, тем более спокойной композиция получается. Чем более контрастные цвета, тем более яркой и экспрессивной будет композиция.

Цветовой тон — основная характеристика хроматических цветов, которая определяет сходство цвета с одним из цветов спектра.

Часто дополнительно разделяют цвета на холодные и теплые. В упрощенной художественной трактовке холодными цветами считаются: синий, фиолетовый, зеленый, а теплыми: красный, оранжевый, желтый. Такая трактовка соответствует психологическому и вегетативному восприятию цвета. Однако, обычно цвета характеризуют только исходя из сравнения цветов между собой. Поэтому все цвета можно более тонко разложить на теплые и холодные оттенки, что позволяет подбирать холодные красные цвета или теплые зеленые. Это явление широко применяется в теории цветотипов при подборе цветов волос, одежды и макияжа.

Для удобной систематизации различных характеристик цвета и подбора гармоничных сочетаний цветов были разработаны системы цветовых кругов, а так же цветовых объемных тел (шаров, цилиндров и т. п.). На практике обычно применяются цветовые круги в различных вариациях градации, так как объемные тела сложны в использовании, хотя и содержат в себе более подробные характеристики цветов.