Электрощиток

Знаменитые орнаменты в интерьере. Что такое орнамент и что есть узор

Знаменитые орнаменты в интерьере. Что такое орнамент и что есть узор

Для нескучного интерьера!

Повторы, чередование, ритм - вот что лежит в основе орнаментов. Их можно сравнить со стихотворной речью, ведь они так же ритмичны, упорядочены и прекрасны. Однотонность и гладкость, наоборот, можно приравнять к молчанию и тишине. Безмолвие по-своему прелестно - оно несет покой и отдохновение. Однако жизнь и бесконечная тишина несовместимы. Покой чередуется с движением - это и составляет гармонию жизни. Введение в интерьер фактур, текстур, рисунков и орнаментов позволяет нарушить «кромешную тишину» и избавить пространство от безжизненности.

Поэзия, по мнению Кафки, «преобразует жизнь». Орнаменты - это поэзия интерьера. Они оживляют и меняют его. Орнаменты - это музыка интерьера. Они нарушают тишину и создают настроение. Материалы с орнаментами - это эффективный инструмент в руках дизайнера, позволяющий не только оживить, но и выделить, акцентировать, украсить, разбавить и «перемешать».

Существуют тысячи орнаментов, но массово популярны лишь единицы из них. Их популярность обусловлена универсальностью и широкой распространенностью в мире. Конечно, немалую лепту вносят и модные дизайнеры, выбирающие тот или иной орнамент для своих проектов. Какие же орнаменты наиболее популярны в мире? Как их применяют в интерьере и в чем их преимущества?

Популярные орнаменты в интерьере

Орнамент «дамаск» или «дамасский узор»

Дамасский узор - самый знаменитый растительный орнамент. Он представляет собой вертикальные ряды симметричного цветочного рисунка, составленного из плавных витиеватых линий. Цветок в дамасском узоре обычно словно обрамлен такими же витыми, сплетенными друг с другом линиями.

Изначально «дамаск» - это узор ткани. Стиль и техника возникли в раннем Средневековье в сирийском городе Дамаске. И по сей день данный орнамент, украшающий теперь не только ткани, но и другие материалы, называют «дамаском» или «дамасским».

Дамасский орнамент чаще всего украшает стены. Обои с узором «дамаск» пользуются огромным спросом. Они очень универсальны и находят применение в самых разных стилях. В классических интерьерах обоями с дамасским узором могут быть оклеены все стены. В современном дизайне их используют обычно для акцентирования и выделения некоторых стен или фрагментов.

Итак, дамасский узор на стенах может: а). придать интерьеру старинный вид и б). привнести в лаконичный современный интерьер немного смягчающей его декоративности.

Ткани с дамасским орнаментом применяют для обивки, а также для создания текстильного декора - , покрывал и т.п.

Почему узор «дамаск» так нравится людям? Возможно, из-за его элегантной сдержанности. Дамасский орнамент, как правило, не отличается яркостью цветовых сочетаний. В обоях и тканях с этим узором присутствуют обычно только сдержанные цвета (как минимум один из них нейтрален) или разные оттенки одного цвета. «Дамаск» ненавязчив, но приятен глазу. Впрочем, в последние годы в моду вошли обои с контрастным черно-белым «дамаском», но их, как правило, применяют только в качестве .

Кстати, есть немало орнаментов, похожих на «дамаск». Большое распространение получили немецкие обои с дизайнерским узором, автор которого - Ульф Мориц. Обои с этим флористическим орнаментом призваны подчеркнуть изысканность и некоторую гламурность интерьера. Ими оклеивают стены в интерьерах таких стилей, как барокко, необарокко и гламур.

Орнамент «пейсли» в интерьере

Этот узор имеет и другие названия: турецкие огурцы, индийские огурцы, турецкий боб. Состоит он из повторяющихся элементов, напоминающих по форме каплю. Орнамент зародился то ли в Индии, то ли в Персии. В любом случае он традиционно считается восточным орнаментом и используется, как правило, при создании интерьеров в восточном и .

Орнамент чаще задействуется в текстиле. Обои с пейсли тоже можно найти в продаже, но их выбор оставляет желать лучшего.

Даже небольшое вкрапление «пейсли» в интерьер привнесет в него дух востока или очарование ретро. Обои и ткани с пейсли бывают как яркими, так и нейтральными, сдержанными. Вторые могут быть использованы в качестве акцентных в современном элегантном интерьере без ярко выраженной стилистики.

Орнамент «решетка» в интерьере

На английском орнамент носит название «imperial trellis». Этот узор не очень известен у нас, однако на Западе он чрезвычайно популярен. Imperial trellis - это геометрический орнамент, одинаково часто обнаруживающий себя в отделке, тканях, предметах мебели и декора.

«Решетка» - это упорядоченность и гармония форм. Сложные решетчатые элементы всегда привлекают внимание, будь то забор, наличники или ставни. Эти элементы доставляют эстетическое удовольствие, радуют глаз. Орнамент «решетка» воспринимается точно так же. Он делает интерьер уютнее.

Орнамент находит применение и в классических, и в современных интерьерах. Особенно удачно его включение в монохромный дизайн. Если преобладает один цвет, комната может получиться плоской и унылой. Монохромный орнамент «решетка» не добавит цвета и излишней декоративности, но эффектно решит проблему однообразия, привнеся структуру и иллюзию объема.

Преимущество «решетки» в ненавязчивости, а также в универсальности, ведь структура орнамента двойственна: с одной стороны - тверда и лаконична, а с другой - мягка и женственна. Поэтому данный узор прекрасно сочетается как с тяжелой грубоватой мебелью, так и с легкой, светлой, почти воздушной.

Кстати, «imperial trellis» - это совсем юный орнамент, придуманный современным дизайнером Келли Уистлер. Келли известна в основном как создатель гламурных интерьеров. Однако ее орнамент «решетка» получился совсем не гламурным, а универсальным. В нем можно разглядеть и греческие мотивы, и марокканскую декоративность, и пасторальную простоту, и классический порядок. А значит, «решетка» будет к лицу многим интерьерам.

Орнамент «гусиная лапка» в интерьере

«Гусиная лапка» - это классический орнамент, который еще называют ломаной клеткой. По-английски он более всего известен под названием Houndstooth. «Гусиная лапка» является текстильным орнаментом. Особую популярность он получил в 20-ом веке благодаря Коко Шанель, создававшей женские костюмы из ткани с этим рисунком. Ну а родина орнамента - Шотландия.

«Гусиная лапка» - двуцветный, обычно черно-белый, геометрический орнамент, состоящий из элементов, напоминающих ломаную клетку или абстрактный четырехугольный рисунок.

«Гусиная лапка» - это практически символ элегантности. Любому интерьеру орнамент придаст строгости, лаконичности, серьезности. Идеален для строгих классических интерьеров, для английского и шотландского стиля, для . Если создается , в декоре можно использовать «гусиную лапку», которая подчеркнет эффект контрастности. Ну а для других интерьеров возможны иные цветовые варианты орнамента.

Подобрать обои с «гусиной лапкой» не так просто, поскольку не все производители переносят этот текстильный орнамент на бумагу. Однако для стен есть и альтернативное решение - нанесение крупной «гусиной лапки» краской по трафарету.

Мелкую и среднюю «гусиную лапку» в интерьере рекомендуется использовать в ограниченном количестве, поскольку от нее может рябить в глазах. Интерьер, в котором много этого орнамента, выглядит перенасыщенным и слишком контрастным. Можно, к примеру, оклеить обоями с «гусиной лапкой» одну акцентную стену, а возле другой стены поставить кресло с этим же орнаментом. Или, например, постелить в спальне ковер с «гусиной лапкой» и положить на кровать пару декоративных подушек с аналогичным рисунком.

Кстати, «гусиная лапка» в интерьере великолепно гармонирует с другими орнаментами и рисунками, особенно с и флористическими узорами, в том числе с «дамаском».

Продолжение экскурсии в мир орнаментов - во . В ней будут рассмотрены следующие узоры: «четырехлистник», «елочка», «тартан», «меандр», «рыбья чешуя» и «вязаные ромбы».

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор» . Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport - «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

- антропоморфный орнамент , где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

- растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

- геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

- зооморфный, или животный , стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» - «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть - зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
- ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
- ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).

То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

1. Шотландка (второе название «тартан»)

Этот узор знают все благодаря узнаваемым килтам, которые использует любой древний род Шотландии для своего символа или флага. В переводе «tuar tan» обозначает «цвет местности». Поэтому каждый почитаемый клан придумывал свой узор и изготавливал из овечьей шерсти уникальное полотно ткани в клетку. А на счет сочетания цветов, то тут каждый выкручивался и старался отличиться как мог: одни красили нитку в черный используя только кору ольхи, другие использовали морские водоросли для получения коричневого цвета, а третьи из черничных ягод получали синий моток ниток. А так как все эти природные красители находились в разных районах Шотландии, то по расцветке тартана можно было понять откуда хозяева своего символа.

2. «Дресс Гордон» (принадлежал клану Гордон), разновидность тартана.

3.«Блек Уотч» (тартан военный)

4.«Барберри» (создан специально для известного бренда)

5. «Роял Стюард» (этот один из самых известных узоров тартан в мире)

6. «Принц Уэльский»

Благодаря нескрываемой благосклонности сына королевы Эдуарда VII к клетчатому узору ткани, она быстро завоевала популярность во всем королевстве. А так как принц был всеобщим любимцем и отлично понимал в придворной моде , то этот принт назвали именно в его честь.

Мадрасская клетка получила название от индийского штата. Отличается от других клетчатых принтов асимметричностью, обилием цветов и крупным размером. Характерна для стиля преппи и кантри.

7. «Виши»

Этот узор начал свое происхождение из небольшого на то время французского города с таким же названием. Что характерно, это всегда была некрупная клетка сочетающая в себе два цвета, основным из которых всегда выступал белый. В классическом сочетании чаще всего можно встретить белый + красный или белый + плюс синий. Например, виши ложится в основу стиля прованс и кантри .

8. «Гленчек»

Классическое сочетание двух контрастных цветов в мелкой фактуре. Самый распространённый это контраст черного и белого . Во все времена жители Шотландии всегда положительно относились ко всем видам клетки, и эта не была исключением.

9. «Border tartan»

Этот узор считается предком весьма известной сейчас «гусиной лапки». Первыми придумали и начали использовать шотландские пастухи, давая понять окружающим что они не принадлежат ни к одному из кланов и придерживаются политики нейтралитета.

10. «Гусиная лапка» (так же «пье-де-пуль», «ломанная лапка»)

Это переделанный вариант Боде тартан. Данный принт представляет из себя деформированную клетку с вытянутым углом мелкой фактуры. Если узор укрупняют, то это уже называется не «гусиная лапка», а «собачий зуб».

А это уже "собачий зуб".

11. «Пепита»

Этот узор часто путают с «гусиной лапкой». Но когда объект движется, рассмотреть текстуру весьма сложно, учитывая что они очень схожи по своей структуре. Но разница между ними заключена в углах. У пепиты углы ромбов с закруглениями, а у «гусиной лапки» острые. Это наглядно можно рассмотреть на рисунке ниже.

12. «Мадрасская»

Самый веселый принт в семье тартан. Его название происходит от древнего индийского города Мадрас. Местные жители сочетали все возможные цвета и их не заботила симметричность рисунка. Но некоторым полюбилась такая вычурность, поэтому ассиметричные многоцветные квадраты вошли и в наш быт.

Меандр

Всем известный древнегреческий узор в виде череды полосок : это прямая имитация моря или морской волны.
«Меандр». Орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей спираль. Родом из древнегреческой эпохи.

1. Морская полоска

Это рисунок состоящий из двух цветов, параллельно друг другу, основным из которым всегда выступает белый. Чаще всего его сочетают с синим, реже с черным и красным. Первым, кто полубил этот принт и доставил его в массы была Коко Шанель .

2. «Райе»

Главное отличие этого узора - контрастность полос. Сейчас его удачно разбавляют различной шириной полосок, но это не является обязательным элементом.

3. «Омбре »

Очень популярный этим летом. Узор представляет собой плавный переход от одного цвета к другому или очень модный сейчас переход от светлого пастельного оттенка к темному и наоборот.

«Зигзаг Миссони» . Зигзагообразный узор, где чередуются полосы разного цвета и ширины. Символ бренда Missoni.

Ромб

1. «Аргайл»

Так же зародился в Шотландии. Узор выполнен из соединенных между собой ромбов разных цветов на шерстяной или трикотажной ткани.

2. «Ёлочка»

Тут название говорит само за себя. Рисунок должен быть похож на иголки елки, а вот ширина и цвет может различаться и быть в контрасте.

Горошек

Самый известный на сегодняшний день почитатель горохового узора является Ив Сен Лоран. Именно он ввел его в моду. Хотя сам горошек появился значительно раньше. Первыми его начали использовать в своем быту индонезийские племена, а после них горох стал популярен в Испании.

1. "Polkadots" («полькадотс», «полька»)

Это параллельно расположенные ряды гороха среднего и крупного размера.

2. «Перец с солью» («мушка»)

Это рисунок хаотично расположенных мелких крапинок контрастных цветов. Его чаще всего используют в драпированной ткани.

Флора

Узоры на тканях не всегда ограничивались примитивными полосками и точками. В давнем Египте всегда изображали всеми почитаемый цветок лотоса , а в древнем Риме лавровую ветвь. Всегда народ поклонялся природе и изображал её на свей одежде. И в наше время цветочный принт не канул в лету, а продолжает радовать глаз. А разнообразию цветов и изображений нет предела, но всегда останутся четыре основных узора флоры на все века.

1. «Пейсли» («пейслийский огурец», «индийский огурец», «турецкий огурец»)

Но всевозможные интерпретации этого названия не имеют ничего общего с огурцом . Данный узор является частью персидского орнамента «Бута». Он изображает изогнутый лист различных размеров.

2. «Арабеска»

Это череда бесконечных узоров. Это повторение и умножение в разных направлениях одного узора, или нескольких. Узор может содержать восточные мотивы или арабские надписи. Фон неразличим, потому что рисунок полностью закрывает его.

3. «Мильфлер»

Французский узор, представляющий собой россыпь мелких цветов на легкой ткани.

4. "Флер-де-Лис" («Fleur-de-lis», «Королевская лилия», «Геральдическая лилия»)

Этот принт тоже взял свои истоки из столицы моды мира - Франции. Этот принт изображал эмблему королевского рода. Поэтому в последствии он стал известен на весь мир. Позже ученые доказали, что цветок, который был изображет это ирис, а не лилия, он его и по прежнему зовут «Королевской Лилией».

Ар нуво (модерн) - стиль, популярный на рубеже XIX-XX веков. Его лозунгом был призыв «назад к природе». Характерная черта - волнообразно изогнутая линия. Растительный узор приобретает гибкие текучие формы с подвижными линиями, плоскими и не дающими тени. Популярные элементы - цикламен, ирисы, лилии, водоросли. Узоры отличаются непрерывностью линий и симметрией, чем схожи с арабесками.

Барокко - витиеватые узоры , которые имитируют ручную вышивку и фактуру. Характерны золотистые и серебристые цвета, благодаря чему стиль ассоциируется с роскошью и изобилием. Растительные узоры отличаются обилием завитков, мелких деталей.

Дамасский (сирийский) узор - подчеркнуто декоративный растительный орнамент, чаще всего двухцветный. Рисунок строго симметричен и повторяется с определенной последовательностью.

Тропический принт использует изображения экзотических растений - пальм, лиан, орхидей. В последнее время появился не только на отпускных нарядах, но и на вполне солидных вещах, для этого модельеры приглушили основные цвета и использовали черную и белую «базу».

Английские розы. Крупные цветы с прорисованными лепестками на однотонном фоне, приглушенном, словно выцветшем на солнце.

Цветы являются основой и для группы узоров, которые объединяют под названием a la russe. Они используют элементы русского национального костюма и традиционные виды росписи: хохлому, гжель, павлопосадские узоры.

Гжель отличается использованием ярко-синей краски, белым фоном и «мазковой» техникой росписи. Для хохломы характерно применение черного или красного фона, тогда как орнамент выполнен в золотом цвете.

Павлопосадские узоры впитали в себя античные, европейские, восточные мотивы. Это могут быть виноградные лозы, вазоны с крупными цветами, бобы и пейсли. По краям традиционного павлопосадского платка расположены крупные пышные цветы, в центре - небольшие гирлянды. Классическая расцветка фона - черная или бежевая, в рисунке часто используются темно-зеленый, бордовый, ярко-красный и синий цвета.

Анималистические принты имитируют узоры животного мира. Змеиный, тигровый, леопардовый - они могут как воспроизводить естественные цвета, так и использовать любые другие.

Инструкция

Орнаменты подразделяются по виду и стилю на графический, живописный, скульптурный, растительный, геометрический. Мотивы орнамента могут быть взяты из самых различных сфер: из геометрии, флоры и фауны. Это могут быть очертания человеческих тел и любые предметы. Мотив орнамента может состоять из одного элемента или из многих, оформленных как одно целое. Мастера сами создают орнаментальные мотивы для своих произведений. Сочетания орнаментов друг с другом, а еще с формой предмета и его материалом и образует характерный для определенного стиля декор.

Классифицируют орнамент по его происхождению, назначению и содержанию. Благодаря орнаменту определяют стиль того или иного произведения искусства.

Технический орнамент возник как результат деятельности человека. Его мотивы можно обнаружить на поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, в рисунке клеток ткани на первобытном ткацком станке, в спиралевидных витках сплетенной веревки.

Символический вид орнамента был распространен в Древнем Египте и прочих странах Востока. Образы его представляют собой символы или системы символов.

Совмещение технического и символического орнамента назвали геометрическим. Варианты изображений в нем более сложные, но лишены сюжетного значения. Отказ от сюжета сделал возможным чередование отдельных природных мотивов, а развитие геометрических форм в нем отличается особым разнообразием и изяществом. Геометрических орнаментов много в и готическом искусстве.

Самым распространенным орнаментом можно считать растительный. Его характерные мотивы в разных странах различаются, но всегда используются одни и те же части растений: листья, цветки, плоды, все вместе или по отдельности. Первоначальная форма растения нередко стилизуется до полной неузнаваемости. Самые распространенные растительные формы практически во всем мире одни и те же: лотос, плющ, лавр, виноградная лоза, папирус, пальмы, дуб.

Каллиграфический или эпиграфический орнамент состоит из букв или стилизованных фрагментов текста. Каллиграфия более всего была развита в Китае, Японии, Иране и прочих арабских странах.

В основе фантастического орнамента лежат изображения несуществующих растений, животных. Особенное распространение получил в Египте, Китае, Индии, Ассирии. В связи с религиозными запретами в средневековье приобрел особую популярность.

Астральный орнамент название получил от слова «астра», «звезда». Изображает небо, облака, солнце, звезды. Распространен в Китае и Японии.

Главные мотивы пейзажного орнамента - горы, скалы, деревья, водопады. Нередки вкрапления архитектурных и животных форм. Он также распространен в Китае и Японии.

Животный орнамент основывается на изображении зверей и птиц, условных или реалистичных. Граничит и перемешивается с фантастическим.

Предметный орнамент возник в античном Риме, во все последующие эпохи широко использовался. Содержание составляют предметы быта, военной геральдики, атрибуты искусства музыкального и театрального.