Электрощиток

Занятие по теме насекомые в детском саду. Конспект занятия по развитию речи

Занятие по теме насекомые в детском саду. Конспект занятия по развитию речи

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:
«Насекомые».

Платнова Марина Михайловна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы « Школа №285 имени В.А. Молодцова» структурное подразделение №14.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых.
Задачи: - Уточнить знания детей о насекомых (внешний вид, поведение в природе).
- Развивать диалогическую монологическую речь детей.
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Материал к занятию: картинки с изображением насекомых.

Ход занятия

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Угадай».
- Отгадайте загадки. (На доску выставляются картинки-отгадки).
-С ветки на тропинку, с тропинки на травинку.
Прыгает пружинка, зелененькая спинка? (Кузнечик)
-У этого Ивашки красная рубашка.
На спине сорочки- черненькие точки? (Божья коровка)


- Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик? (Стрекоза)


-Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)


- Черен, да не ворон,
рогат, да не бык,
шесть ног, да все без копыт? (Жук)


- Над столом жужжит, летает, очень всем надоедает? (Муха)


- В лесу у пня суетня, беготня, народ рабочий целый день хлопочет? (Муравей)


- Жу- жу-жу! Над цветами я жужжу! Потружусь я над цветком- Вас порадую медком? (Пчела)


Как можно назвать всех одним словом?
Правильно,насекомые.
Насекомые – самый многочисленный и многообразный класс животного мира. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики. Одно из характерных отличий всех насекомых- три пары ног (их еще называют шестиногими), поэтому пауки, например не принадлежат к классу насекомых.
- В какое время года, мы можем их увидеть в природе? (Весной, летом, осенью).
- Зачем нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц, животных)
- Ребята, апокажите части тела насекомых.


(Головка, усики, хоботок, глаза, брюшко, крылышки, лапки)
- Расскажите о том, какую пользу приносят насекомые.
- Людям: пчелы дают мед, воск.
- Лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых.
- Птицам и животным: насекомые служат кормом.
- Расскажите о том, какой вред наносят насекомые.
- Людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни.
- Лесу: жуки – короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений.
- Животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
- А теперь поиграем в игру «Назови ласково»
Комар- комарик.
Стрекоза-…
Таракан-…
Жук-…
Пчела-…
Муха-…
Объясняю детям понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик).
Например: стрекоза питается комарами и мошками, которых хватают, как ласточки, на лету. Крупные стрекозы могут нападать на головастиков и мальков рыб.
- Самые красивые насекомые – бабочки. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают большие, даже гигантские, размером с птицу, и маленькие с ноготок.
- Жуки – обитают не только на суше. Плавунец – хищный жук, которого можно встретить почти в каждом водоеме. Плавунцы нападают на насекомых которые живут в воде, головастиков и даже мальков мелких рыб. Их личинки тоже хищники. Вцепившись в головастика или рыбку, они постепенно съедают часть тела своей жертвы, которая повсюду таскает за собой прожорливого жучка.
- Мухи и комары питаются только жидкой пищей. Личинки комаров живут в воде, а взрослые комары – в воздухе. Комар – самец совершенно безобиден, он кормится соком растений и сладким нектаром. Кусают нас только самки. Чтобы отложить яйца, они должны напиться крови.
- Пчелы – живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из одной матки, которая откладывает яйца, и несколько тысяч рабочих пчел. Каждый член семьи выполняет свои обязанности: молодые пчелы чистят улей, строят соты, заботятся о личинках, а затем начинают вылетать из улья в поисках пыльцы и нектара.
- Муравьи также живут семьями в сложных гнездах в земле, под камнями и в наземных муравейниках, которые они сооружают из сухих веток и хвои. В состав семьи входят бескрылые рабочие самки, крылатые самцы и самки – основательницы (царицы), которые откладывают яйца и живут очень долго, до 20 лет. Основной пищей муравьям служат другие насекомые, семена растений.
- Ребята, давайте поиграем в игру « Подскажи словечко».
- У стрекозы не глаза, а глазищи.
- У муравья не ножки, а …
- У таракана не усы, а …
- У бабочки не крыло, а …
- Наше занятие подошло к концу?
- Какие виды насекомых вы запомнили?
- Молодцы, ребята.

ГУ «Заречная средняя школа» отдела образования акимата Костанайского района

Открытое занятие

По развитию речи

На тему «Насекомые»

Воспитатель КПП «В» Ташетова Ж.К.

Заречная средняя школа

2013 г.

Занятие по развитию речи

«Насекомые»

Цели: Закрепить знания детей о внешних признаках насекомых, об их строении; Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Учить подбирать признаки к предметам; Активизировать словарь по теме «Насекомые»; Развивать память, внимание, мышление; Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых; Воспитывать любовь к природе и ее обитателям. Оборудование : предметные картинки с изображением насекомых, разрезные картинки, конверт с письмом. Ход занятия:
    Оргмомент
    давайте отправимся в путешествие в весенний лес и послушаем звуки лесных обитателей (звуки насекомых) вы узнали, кто издает эти звуки? (муха, пчела, сверчок…) правильно.
Сегодня от них пришел посыльный и принес письмо. Ему удалось выбраться из леса «Дорогие ребята, случилось несчастье. Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Мы просим вашей помощи: для этого нужно рассказать зиме про насекомых, ведь она никогда их не видела. Если зиме понравится, как вы работаете, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нужно постараться и все рассказать о насекомых зиме»
    а как вы думаете, ребята, почему зима про них ничего не знает?
    Стихотворение:
Злые ветры налетают, И метели заметают, И трескучий мороз Заморозил нас до слез. Мы по лету заскучали, На полянку мы позвали Наших летних всех знакомых Самых разных… (насекомых) Фея к нам пришла лесная, Чтоб проверить, как мы знаем Внешний вид их и повадки Загадает нам загадки.
    Приход лесной феи
Дети, кто меня не знает, Фея я зовусь лесная. Насекомых знаю я, Все они мои друзья.

Отгадайте мои загадки и расскажите, что вы знаете о них.

    Загадки: (показ картинок)
1)На ромашку у ворот Приземлился вертолет. Серебристые глаза Кто же это?.... (стрекоза)

2) Всех жучков она милей, Спинка алая на ней А на ней кружочки, Черненькие точки….(божья коровка)

3) Не зверь, не птица, Нос как спица Летит-кричит, Сядет - молчит. Кто ее убьет, Тот кровь прольет…(комар)

4) Черен, да не бык, Шесть ног без копыт Летит-воет, Сядет - землю роет…(жук) 5) С ветки - на тропинку, С травки - на былинку, Прыгает пружинка, Зеленая спинка…(кузнечик)

6) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой Похлопочет над цветком- Он поделится медком…(пчела)

7) Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке…(муравьи)

8) Кто над нами Вверх ногами Ходит не страшится, Упасть не боится? ... (муха)

9) Разбойник садовый Поясок медовый…(шмель)

Как назвать, одним словом этих животных? - каких еще знаете насекомых?

    Беседа о насекомых.

На земле великое множество насекомых (1 млн.500 тыс. видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот отсюда название от слова «насекать» - насекомые. У насекомых 3 части тела, 6 ног. Это - обжоры, которые едят все: зелень, мелких насекомых. Они бывают большие, бывают маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие один день. - Сегодня мы научимся узнавать, какое животное - насекомое, их повадки, среду обитания.

    Рассматривание насекомых

Рассмотрим бабочку. У нее есть голова, грудь, брюшко, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет цветочный нектар. На груди у бабочки крылья и ноги. - сколько крыльев у бабочки? (4) - сколько ног? (6)

Рассмотрим так же стрекозу, божью коровку.

У них те же части тела, только у них нет хоботка. Вместо него – челюсти, потому что эти животные питаются другой пищей. -сосчитайте сколько ног у них. (6) - так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет. (Нужно сосчитать его ножки) - молодцы, вы очень внимательны. Посмотрите теперь на доску и назовите животное, которое не является насекомым. - почему вы считаете, что паук не насекомое? (у паука 8 ног) - да, это не насекомое, а другой вид – паукообразные.

    Игра «Узнай насекомое»

Давайте сейчас поиграем в игру, в которой нужно узнать насекомых по описанию.

    Она сластена, любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом.

(Оса, она любит сладкое)

    Она очень яркая, ее хорошо видно на зеленом листе. У нее темные точки на спинке, но эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которое плохо пахнет и этим отпугивает врагов.

(божья коровка)

    Это насекомое пьет кровь у животных и людей, переварят ее и летят поближе к воде и сырой земле откладывать личинки.

(комар)

    Эти насекомые появляются ранней весной. Они вылезают погреться на солнышке, потому что после зимы они слабые. Но через несколько дней они окрепнут, и будут трудиться все лето. Живут дружно все вместе и строят свой домик, похожий на горку.

(муравьи)

    Игра «Кто, где живет»

Вы узнали много нового и интересного про насекомых, и теперь Зима хочет узнать какие вы внимательные, и сможете ли вы угадать кто, где живет. - Переставьте картинку соответственно их домикам. (пчела - ульи, бабочка-цветок,комар-водоем, муравей-муравейник, саранча-поле)

    Физминутка

Весной бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз – росой она умылась, Два - изящно покружилась Три – качнулась и присела На четыре – полетела. Пять – за парту тихо села.

    Артикуляционная гимнастика

Посмотрите, ребята, сколько у нас уже появилось насекомых, и они не исчезают, наверное, их освободила Зима. От радости они издают столько звуков. - давайте узнаем кто какие голоса подает: Жа-жа-жа – зажужжала муха. Са-са-са – прилетела оса Зу-зу-зу - мы поймали стрекозу Ча-ча-ча - прискакала саранча.

    Игра «Большой - маленький»

Хотя насекомые маленькие, они представляют себе, что они сильные, большие, ловкие. - давайте образуем при помощи суффикса – ище- новые слова. Комар- комарище, Жук – жучище, Оса – осище, Стрекоза – стрекозище Шмель – шмелище Муравей – муравьище

    Игра «Четвертый лишний»

Пока мы играли, среди насекомых появились другие животные. Надо срочно найти, кто не является насекомым. -Галка, овод, саранча, бабочка -божья коровка, мотылек, белка, оса - гусеница, жук, стрекоза, медведь - клоп, грач, пчела, муха.

    Игра «Собери картинку»

Много говорили о насекомых, а теперь попробуем помочь некоторым из них. Соберите картинки, и назовите что это за насекомое.

    Сценка «Стрекоза и муравей»

Многие насекомые приносят пользу, есть трудолюбивые насекомые, есть беспечные, про них написано много сказок, стихов. Например «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Стрекоза и муравей» Сейчас мы посмотрим с вами сценку по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» …. - почему стрекозе негде было жить? - почему муравей не помог ей?

    Стихи о насекомых.

Чтобы не обидеть и других насекомых, послушайте про них.

О многих шестиногих, Прекрасных и убогих, Мы каждому из вас, Расскажем без прикрас.

Днем – обычный червячок, Ночью – в новой роли, Ваша светлость светлячок, Вы Волшебник что ли?

Шел я по лесу босой, И укушен был осой, У осы нет жалости, Даже малой малости.

Эта божья коровка, Очень хитрая плутовка: - я пятнистая букашка, По оранжевой спине, У меня одни кругляшки Нарисованы везде. Если в руки попаду, Извините, обману Сразу вроде без сознанья, Я на спинку упаду.

Муравьишка в чаще Дуб тяжелый тащит, Эй, товарищи друзья, Выручайте муравья! Коли нет ему подмоги, Муравей протянет ноги.

Очень он трудолюбивый Без работы не сидит Землю всю послушным телом Он без устали рыхлит - Это нужно нам самим, Эту землю мы едим – Оторвавшись от работы, Дождевой сказал червяк: - я земле родной не враг.

    Итог.

Ну что, понравилось вам в весеннем лесу? - всех насекомых теперь узнаете летом? - будете бережно к ним относиться?

Природа – наше богатство. Мы должны беречь и охранять всех ее обитателей.

Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачка, Люби цветы, леса, простор полей – Все, что зовется родиной твоей.

Мы играли, про насекомых все узнали. Всех этим увлекли, И цветочки расцвели! Вам они подарят, детки, Очень вкусные конфетки. (на цветах «тычинки» из чупа-чупсов)

Чаплыгина Е., логопед.

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.

Оснащение: поляна; предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Насекомые

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.

Дети. Насекомые.

Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Жук какой?

Ребенок. Большой, рогатый и т.д.

В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки.

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.

4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

5. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”

6. Игра “ Куда спрятались насекомые”

На доске помещена картина с изображением поляны.

Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети. Гусеница под яблоком.

Бабочка укрылась под ромашкой.

Усатый жук заполз под куст. И т.д.

7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам в альбом прилетела

красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

Программные задачи:
Учить детей преобразованию глаголов единственного числа в глаголы множественного числа.
Упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям.
Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к насекомым.
Ход занятия
Логопед. Нас сегодня ждет путешествие в сказку. Отгадав загадку, вы узнаете в какую.
Созвала гостей на чай,
Но попала невзначай
В паутину паука –
Он бы съел наверняка.
Проявил комар отвагу:
В паука вонзил он шпагу.

Дети. Это сказка «Муха-Цокотуха».
Логопед. Правильно. А вы помните, кто автор этой сказки?
Дети. Корней Иванович Чуковский.
Логопед. Молодцы. Я покажу вам картинки, а вы скажите, кто изображен на них.
(На картинках бабочка, стрекоза, муравей, муха, комар).
Дети. Насекомые.
Логопед проводит пальчиковую гимнастику «Насекомые».
Прилетела к нам вчера (дети машут кистями рук, как крылышками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (загибают по одному пальцу на каждое название
И веселый мотылек, насекомого)
Два жука и стрекоза,
Как фонари глаза. (рисуют пальцем кружок, подносят пальцы к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут кистями, затем опускают их на парту) от усталости упали.
Логопед. Хотите ли вы совершить путешествие?
Дети. Да!
Тогда отправимся на сказочную лужайку и посмотрим, какие насекомые там обитают.
Игра «Угадай кто?» (подбор имени существительного к глаголу)
Логопед. Порхает (кто?) – (Бабочка.)
А теперь определите, кто жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает, плетет паутину.
Логопед крепит к доске предметные картинки с изображением насекомых, которых называют дети.
Игра «Один-много» (образование множественного числа имен существительных)
Логопед. Посмотрите, как много насекомых появилось на нашей лужайке. Давайте их назовем. А сделаем это так: я буду называть одно насекомое, а вы – много таких насекомых. На лужайке муха. – На лужайке много мух.
Физкультминутка.
Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза-
Очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг — скок, прыг — скок
Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Игра «Помоги спрятаться» (закрепление в речи предлогов).

Логопед. Ой, на лужайке появился паук. Насекомым нужно спрятаться, чтоб не попасть в паутину.

Дети составляют предложения, используя предлоги над, под, за, на (образец дает логопед).

Бабочка летает над цветком.

Муха заползла под листок.

Паук не нашел насекомых на нашей полянке и уполз. Насекомые выползают из своих укрытий.

Дети составляют предложения, используя предлоги из-за, из-под.

Муха выползла из-под листа.

Жук выполз из-за гриба.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед. Посмотрите, на листочках расселись гости Мухи-Цокотухи, ждут угощения. А все ли здесь насекомые?

Демонстрируются картинки, дети называют лишнюю.

Жук, бабочка, улитка, муравей.

Кузнечик, комар, змея, пчела.

Таракан, жук, оса, мышь.

Но мы не будем прогонять этих гостей, хоть они и не насекомые, Муха угостит их чаем.

7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам в альбом прилетела

Красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

8. Итог занятия.

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 13th Март, 2016
Вы находитесь:

Тема : Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Программное содержание:
· учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
· закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема (взята из Интернета, автор – MaksFro95), картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай», издательство «Страна фантазий», автор – Светлана Вохринцева).
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых.
Ход занятия
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает) .
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:
Проводится пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(загибаем пальцы, начиная с большого).
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол) .
А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека) .
Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).
А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
- Какие насекомые уселись на ромашку?
- Давайте расскажем, кто где находится?
И поиграем в игру «Закончи предложение».
· Муравей сидит около…(цветка)
· Божья коровка ползёт по… (листу)
· Шмель спрятался под…(листом)
· Гусеница сидит на… (цветке)
· Бабочка порхает над…(цветком)
· Жук сидит под…(цветком)
· Стрекоза летает около…(цветка)
- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)
Итог : Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.
Список литературы:
1. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).
2. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 48 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)