Электрощиток

Режут голову русским солдатам. Чеченцы отрезают головы русским солдатам видео

Режут голову русским солдатам.  Чеченцы отрезают головы русским солдатам видео

Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова 1740-1741

Предыстория

Как известно, после возвращения из Первой Камчатской экспедиции в 1730 году Витус Беринг был встречен в Петербурге несколько прохладно. К представленному им рапорту отнеслись с недоверием. Дело в том, что как раз перед ним в Адмиралтейств-коллегии успел наследить казачий полковник, «конкистадор» и покоритель чукчей А.Ф.Шестаков.

Шестаков представил составленную им (в 1724 г.) карту Северо-Восточной Сибири и Курильских островов (!). В 1727 по его предложению правительство инициировало военную экспедицию (~ 600 чел.) для покорения чукчей и поиска земель и островов в Ледовитом и Тихом океанах. Погиб в 1730 г. от рук чукчей.

Но так как Шестаков не то, что карты составлять – писать не умел, то Берингу не составило труда показать преимущество результатов собственной экспедиции. И чтобы окончательно убедить руководство Адмиралтейства в своей правоте, Беринг вышел с инициативой организовать еще одну исследовательскую экспедицию к восточным пределам государства. Он представил краткую записку, в которой предлагал:

1. обойти и подробно исследовать море на юг от Камчатки до Японии и устья Амура

2.обойти весь северный берег Сибири и произвести его съемку;

3.отправиться на восток от Камчатки для отыскания вероятно недалеко расположенных от нее берегов Америки, после чего завести там торговые сношения с туземцами.

Проектом Беринга заинтересовались влиятельные лица во главе с графом Остерманом, отвечающим за флот и являвшимся самым влиятельным на ту пору лицом в государстве.

Граф Остерман . Один из сподвижников Петра I, руководивший внешней политикой Российской империи в 1720-е и 1730-е годы. Фактический руководитель государства при Анне Иоанновне (1730-40). В Россию его привез из Амстердама тот же самый адмирал Корнелий Ивановичем Крюйс, который «сосватал» на русскую службу и Беринга. Остерман был одной из самых влиятельных фигур как при Петре I, (автор множества преобразований и законов, в том числе знаменитой «Табели о рангах») так и при последующих правителях, вплоть до окончания царствования Анны Иановны в 1740. При Елизавете попал в опалу и был сослан в Сибирь.

Адмиралтейств-коллегия поддержала план Беринга об организации следующей экспедиции на Камчатку. Более того, она расширила его до грандиозного проекта по исследованию восточных и северных окраин империи, который вошел в историю как «Великая Северная экспедиция». На Беринга было возложено как общее руководство проектом, так и непосредственные поиски морского пути от Камчатки к Америке.

Задачи Второй Камчатской экспедиции

Командору Берингу и капитану Чирикову поручалось построить в Охотске или на Камчатке, где будет найдено более удобным, два корабля, на которых и отправиться "для обыскания американских берегов, дабы они всеконечно известны были ". Причем полагалось само собою разумеющимся, что эти берега расположены невдалеке от Камчатки. Достигнув берегов, "на оных побывать и разведать подлинно, какие на них народы, и как то место называют, и подлинно ль те берега американские ".

Затем предписывалось плыть вдоль них, "сколько время и возможность допустит, по своему рассмотрению, дабы к камчатским берегам могли по тамошнему климату возвратиться; и в том у него (т.-е. Беринга) руки не связываются, дабы оный вояж учинился не бесплодной, как и первой ".

Высочайший указ о проведении Северной экспедиции был принят 17 апреля 1732 года. Беринг погрузился в организационные мероприятия в Петербурге. Затем перебрался в Тобольск, а к 1734 году был в Якутске. Этот сибирский город стал центральным «штабом» для всего мероприятия. Беринг изнывал под тяжестью организационных хлопот по снаряжению экспедиционных отрядов. Эти административные обязанности его угнетали, Берингу не терпелось, наконец, самому выйти в море. В Охотске, тем временем, были заложены трёхмачтовые пакетботы – «Святой Петр» и «Святой Павел», предназначенные специально для плавания к американским берегам.

Пакетботы "Святой Петр" и "Святой Павел"

Длина каждого пакетбота составляла 80 футов (30 с небольшим метров). Они имели по 14 пушек каждый и грузоподъемность около 100 тонн. Команду обоих кораблей составляли 166 человек. Сам Беринг отправлялся на "Святом Петре". С ним шли лейтенант Ваксель, штурман Эзельберг, подштурман Юшин и гардемарин Иоганн Синд. В числе матросов был и разжалованный в рядовые лейтенант Овцын – бывший командир одного из отрядов Северной экспедиции. «Святым Павлом" командовал капитан Алексей Чириков, с которым были лейтенанты Чихачев и Плаутинг, штурмана Елагин и гардемарин Юрлов. Провианта было взято из расчета на 20 месяцев.

А. Чириков и В. Беринг на берегу Авачинской бухты будущего Петропавловска

Боты "Святой Петр" и "Святой Павел"

Основные корабли должны были сопровождать дубель-шлюпка под командой корабельного мастера Хитрова и галиот, управляемый подштурманом Ртищевым. На дубель-шлюпке должен был разместиться астроном Лакройер и прибывший из Петербурга натуралист Стеллер, а также геодезист Красильников. Оба эти вспомогательные судна отстали в пути и не приняли участие в основной экспедиции.

Пока шли сборы, наступил сентябрь. Плыть в Америку было поздно. Поэтому пошли на восточный берег Камчатки, где и стали на зимовку в необыкновенно удобной бухте реки Авача. Уникальное удобство бухты было сразу подмечено опытным мореходом. Беринг заложил тут населенный пункт, назвав его в честь своих кораблей. Зимовка в Петропавловске прошла без происшествий. К началу лета 1741 все было готово к выполнению главной задачи.

Таинственная земля Жуана де Гамы.

Сам Беринг полагал, что лучший способ добраться до Американского континента – плыть на северо-восток, не выше широты 65 0 . Его мнение разделяло большинство специалистов.

Но тут выступил географ отряда Л. Лакройер, который стал настаивать на первоочередном поиске таинственной Компанейской земли, или земли Жуана де Гама, неведомого мореплавателя, который будто бы видел где-то в этих краях землю, сплошь состоявшую из серебра. Беринг, Чириков, Стеллер, разумеется, не верили этим «сказкам Шахеризады». Но беда была в том, что Адмиралтейство тоже предписывало своих установках эту землю искать. Несуществующая земля была обозначена на карте Лакройера по параллели 45-47 o . Беринг вынужден был уступить.

И рано утром 4 июня 1741 года оба пакетбота двинулись на поиски несуществующей земли, изобретенной фантазией кабинетного ученого. Особенно возмущен и раздражен этим безобразием был ученый-натуралист Стеллер, который больше других желал скорее ступить на американскую землю.

«Святой Павел» Чирикова шел впереди. Корабли, чтобы не потерять друг друга в тумане, постоянно били в колокол и стреляли из пушек. Но 19 июня они таки потеряли друг друга из вида и более не сходились.

Беринг спустился к югу до 45-й параллели, потыкался туда-сюда, и не обнаружив никакой Компанейской земли, взял курс на северо-восток. Это отклонение от прямого пути на Америку стало главной причиной многих неудач путешественников на «Св. Петре».

Америка!!!

После полутора месяцев плавания, около полудня 16 июля 1741 (на широте 58 o 14" и долготе 49 o 31") впереди на севере стали вырисовываться туманные очертания горных массивов. Радости команды не было предела. Больше всех радовался натуралист Стеллер. 20 июля 1741 пакетбот "Святой Петр" смог бросить якорь невдалеке от берега. Американского берега – в этом не было сомнений, потому, что перед ними маячили горные хребты, покрытые ледниками, высота которых составляет порядка 3000-6000 метров над уровнем моря. Ныне эта горная цепь называется «Горы Св. Ильи - Saint Elias Mountains)» на границе Канады и США.

Всеобщего ликования не разделял лишь Беринг. Он был угрюм и с несвойственной ему решительностью объявил команде о необходимости немедленно возвращаться обратно. Мотивировал командор свое решение тем, что до Камчатки далеко, и что впереди зима, и запасов мало, и значительная часть команды больна, включая самого его самого. Очевидно, у Беринга было предчувствие чего-то нехорошего. И сам он очень устал и был болен. Ему ведь было уже за 60 лет… Одним словом, командор настоял на своем решении. Одному лишь Стеллеру удалось побывать на американской земле, и то всего несколько часов. Но и за это ничтожное время неугомонный немец сумел собрать большую коллекцию всяческих растений. Стеллер умолял Беринга побыть здесь еще немного, но командор был неумолим.

Да, за Берингом числились странные и непонятные решения уходить от цели, когда до нее было уже рукой подать. Задержись он на пару недель в 1728 году подольше в Беринговом проливе – уже тогда бы «открыл Америку». Нет, повернул обратно. Пройди он немного к югу в 1727 году и обогни Камчатку с юга – не нужно было тащиться всю зиму 800 верст через горы со всем барахлом в Нижнекамчатск. И тут он мог бы настоять, что сначала Америка – потом Компанейская земля, на обратном пути. Нет. В результате потеряли время, истощили запасы…

Командор урезонил команду тем, что на будущий год они вернутся сюда со свежими силами и уже капитально обследуют все. Тем более, что инструкция Адмиралтейства-коллегии это позволяла.

Обратно в Петропавловск-Камчатский

Обратный путь домой был полон лишений. По пути были открыты ряд островов из группы Алеутских. В конце концов, «Святой Петр» потерпел крушение возле неизвестного безлюдного острова, который путешественники приняли за Камчатку. Оказалось – не Камчатка. До нее не дотянули 180 миль. Впоследствии этот остров назовут именем Беринга. Именно здесь великий путешественник нашел свое последнее пристанище. 8 декабря 1741 года капитан-командора Витуса Беринга не стало. Вместе с ним на этом острове нашла свой последний приют и значительная часть команды. Те, кто выжил, всего 46 человек, на следующее лето, из остатков «Святого Петра», построили самодельное судно и на нем, в августе 1742, года добрались до Авачинской бухты. Перезимовав здесь, путешественники в 1743 году добрались до Охотска, и в том же году прибыли в Петербург.

Памятник В. Берингу в Тюмени 2013

Алексей Чириков и пакетбот «Святой Павел»

А что же Чириков и бот «Святой Павел?» Судьба этой команды была ненамного лучше команды «Святого Петра». После потери из виду корабля Беринга, Чириков прекратил поиски неведомой Компанейской земли и взял курс на восток. 15 июля 1741 года, на полторы суток прежде Беринга, он увидел американский континент. Это был южный берег Аляски и те же горы Св. Ильи. Бросили якорь милях в трех от берега. Снарядили весельный бот с целью высадки на побережье, разведки местности, пополнения запасов воды и установления контактов с местным населением, если таковое окажется. Но бот обратно не вернулся.

Целую неделю «Святой Павел» маневрировал вдоль побережья, ожидая возвращения товарищей. Один день увидели на берегу дым. Снарядили оставшуюся на корабле небольшую лодку с плотницкими принадлежностями, полагая, что ботик потерпел крушение и требует ремонта. Но и лодка не вернулась обратно. Либо обе команды попали в руки индейцев, либо просто лодки разбились о прибрежные камни. Как бы там ни было, но положение команды Чирикова стало критичным. К берегу не на чем было подойти, некак пополнить запасы пресной воды. Про исследования новой земли не могло быть и речи. Нужно было срочно возвращаться обратно.

На обратном пути вдоль Алеутского архипелага к кораблю подходили на лодках алеуты, но ни один из них не поднялся на борт. Не удалось выменять у них хотя бы пресной воды. А вода на корабле заканчивалась, команда валилась от слабости и болезней. Еды и водки было в достатке. Но без пресной воды команда полностью обессилела.

«Святому Павлу» повезло больше, чем «Святому Петру». 8 октября 1741 года штурман Елагин увидел берега Камчатки и «Святой Павел» с еле живой командой на борту добрался до Авачинской бухты.

Чириков был крайне недоволен результатами экспедиции. Быть у американских берегов и даже не сойти на землю! Перезимовав в Авачинской бухте, он на следующий сезон сделал еще одну попытку достигнуть Америки. 25 мая 1742 «Святой Павел» с остатками команды снова вышел в море в направлении Америки. Однако непогода не позволила ему даже отойти от берегов Курильской гряды. И Чириков решил прекратить поход. К августу он и его сподвижники были уже в Охотске, откуда направились прямой дорогой в Петербург.

Так закончилась Вторая Камчатская экспедиция Беринга-Чирикова. Её главным итогом было пребывание российских кораблей возле Западного побережья Северной Америки. Открытие Алеутских островов и целого ряда прочих. Вот, пожалуй, и все.

P.S.

Бытует мнение, что русские открыли берега Северной Америки (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции. Это не так. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки был бот «Св. Гавриил». Тот самый, который построил Беринг и на котором Первая Камчатская экспедиция обнаружила Берингов пролив!

Событие это случилось 21 августа 1732 года. «Святым Гавриилом» командовали геодезист М. Гвоздев и подштурман И. Федоров. Они оба были членами «экспедиции А.Ф. Шестакова - Д. И. Павлуцкого 1729-1735 гг.» А к американской земле подходили как раз в Беринговом проливе. И тоже на нее не сходили. В правдивости сообщений М. Гвоздева и И. Федорова, есть, однако, некоторые сомнения и путаница в показаниях.

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Рождение будущего мореплавателя не ознаменовано никакими важными событиями. Никто и не предполагал, что ребенок станет не просто моряком, а великим первооткрывателем, да еще и состоящим на службе у другого государства. Трудно сказать, какие причины побудили паренька поступить на военно-морскую службу именно в Российской империи: не настолько могучей была наша держава на тот момент. Возможно, Беринг смог увидеть для себя определенные перспективы. Что в некоторой степени и поспособствовало сделанным им открытиям, которые имели практическое, географическое, да и историческое значение. Беринг не только открыл новые земли и острова на севере страны, но еще и составил карты побережья, что было чрезвычайно важно.

Первые годы жизни

Родился Витус Беринг 12 августа 1681 года в Ютландии (современная Дания) в городе Хорсенс. Ничем особенным городок не отличался: несколько церквей и монастырей - вот и все достопримечательности. Развиваться он начал только после 1442 года, когда ему была выдана торговая хартия, и постепенно превратился в коммерческий центр.

Город располагался на берегу моря и имел порт. Герой нашего рассказа с первых лет жизни любовался волнами и мечтал о путешествиях. Хотя его отец был, по сведениям некоторых историков, таможенником, и никогда не покидал родные места. Не очень понятно, по какой причине, но в самом начале своей карьеры моряка подросток взял себе фамилию матери.

Море манило мальчика, поэтому нет ничего удивительного, что, достигнув отрочества, он поступил в Амстердаме в морской кадетский корпус, а в 1703 году, в возрасте 22 лет, успешно закончил его. Но перед этим Витус Беринг совершил небольшое путешествие в Ост-Индию на голландском корабле. Видимо, после этого будущий путешественник Беринг и принял твердое решение связать свою судьбу с морем.

На службе у Петра I

Как попал в русский флот Витус Беринг? Биография его не содержит на этот счет точных сведений. Известно только, что на тот момент по приказу российского государя Петра Первого адмирал русского флота Корнелий Иванович Крюйс занимался набором опытных моряков для службы. Сиверс и Сенявин представили паренька, заявив, что тот успел уже побывать в Ост-Индии, следовательно, каким-никаким опытом все же обладает. Из других источников известно, что Витус хотел служить, как и его двоюродный брат Сиверс, именно на флоте, и непременно в Российской империи. Как бы там ни было, но мечта его сбылась, и Беринг отправляется в Петербург. Там ему поручили управлять судном, которое транспортировало лес для постройки крепости Кронштадт. Не бог весть что, но все-таки море!

Вскоре получил Витус Беринг звание лейтенанта и начал выполнять более ответственные и сложные поручения. Он принимал участие в Азовском походе, отслеживал передвижение кораблей шведов в Финском заливе, участвовал в походе из Архангельска в Кронштадт, служил на корабле «Перл» при перегоне его из Гамбурга в Петербург. И вдруг, не дослужившись до капитана первого ранга, Беринг покидает военную службу.

Послужной список Витуса Беринга

Если составить в хронологическом порядке все чины и звания, которые получал мореплаватель Беринг за время своей военной карьеры, то получим следующую таблицу:

Поступление на военную морскую службу русского флота

Получил чин поручика (современное звание лейтенанта)

Витус Беринг переведен служить в войска на Азовском море

Присвоено звание капитан-лейтенанта

Поручено командование шнявой «Мункер»

Служба на Азовском флоте, участие в войне с Турцией

Перевод на службу в Балтийском флоте

Выборг, женитьба на Анне Кристине

Получено звание капитана 4 ранга

Беринг получает под свое командование корабль «Перл», который он должен доставить из Гамбурга в Россию

Звание капитана 3 ранга

Получает под командование корабль «Селафаил»

Будущий мореплаватель получает звание капитана 2 ранга

Передан под командование корабль Мальбург

Витус Беринг уходит в отставку в звании капитана 2 ранга

Вот таких званий и почестей за 20 лет службы удостоился Витус Беринг. Краткая биография, впрочем, совсем не раскрывает всех заслуг мореплавателя. Для историков и географов более интересна последующая часть его жизни.

Освоение и присоединение Камчатки к Российской империи

Постоянно усиливавшийся гнет крепостного права не мог не сказаться на истории России. Сбежавшие крестьяне искали земли, которые бы служили им убежищем от преследований. Так постепенно люди добрались и до Сибири, а там и до Камчатки. Но территория уже была заселена, поэтому организовывались походы для захвата и освоения земель, богатых пушниной и т. д. В 1598 году было разбито, и территория вошла в состав Российской империи.

Необходимость исследования Камчатки

Освоение Камчатки и прочих сибирских земель было делом государственной важности. Прежде всего необходимо было пополнить казну. Но первопроходцы в большинстве своем были малообразованными людьми, которые в первую очередь искали полезные ископаемые, открывали новые территории и облагали налогом местное население. Государству нужны были карты новых земель, а также морской путь.

В 1724 году Петр Первый издает указ об организации похода на Камчатку, во главе которого поставлен Витус Беринг. Путешественнику было предписано добраться до Камчатки, построить два судна и на них отправится на Север, найти место, где Америка соединяется с Сибирью, и найти оттуда путь в города Европы.

Первая камчатская экспедиция Витуса Беринга

Получив должность руководителя и звание будущий путешественник приступил к выполнению приказа государя. Через 2 недели - 25 января 1725 года - первые участники экспедиции отправились из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), геодезисты, кораблестроители, штурманы, гребцы, матросы, повара. Общее число достигало 100 человек.

Дорога оказалась трудной и сложной. Добираться пришлось различными способами: телеги, сани с собаками, речные суда. Прибыв в 1727 году в Охотск, начали строительство судов для выполнения основных задач экспедиции. На этих кораблях Витус Беринг добирался до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске был отстроен военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватель с командой отправился дальше. Корабль прошел через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за погодных условий моряки не смогли увидеть берега американского континента.

Частично цели экспедиции были выполнены. Однако, возвратившись в 1730 году в подает отчет о проделанной работе и составляет проект следующей экспедиции. Большинство первых лиц государства и академиков не понимали, как и сам Витус Беринг, что он открыл. Но главное было доказано - Азия и Америка не соединяются. А путешественник получил звание капитан-коммандора.

Вторая экспедиция на Камчатку

После возвращения мореплавателя к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Надо было отстаивать свою честь и оправдывать оказанное ему высочайшее доверие. Да и цели еще не все достигнуты. Нельзя останавливаться на полпути. Итак, назначается вторая экспедиция, и командует ею Витус Беринг. Биография, написанная современниками путешественника, утверждает, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, некий Шестаков открыл и пролив, и даже Курильские острова. Да только все эти открытия не были подтверждены документально. Датчанину повезло - он был образован, умел структурировать и анализировать полученные результаты и хорошо составлял карты.

Вторая экспедиция Витуса Беринга имела перед собой следующие цели: исследование моря от Камчатки до Японии и устья Амура, нанесение на карту всего северного берега Сибири, достижение американского побережья и торговля с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

Несмотря на то что на императорском престоле восседала Анна Иоанновна, Россия еще оставалась верна петровским заветам. Поэтому проектом заинтересовались влиятельные чиновники из Адмиралтейства. Указ о проведении похода был издан в 1732 году. Добравшись до Охотска, в 1740 году Беринг строит два пакетбота - «Святой Петр» и «Святой Павел». На них исследователи вышли к восточному побережью Камчатки.

Результаты экспедиции

В этот раз было более удачным. Но и одновременно трагичным - во время зимовки в 1741 году умер Витус Беринг. Что он открыл, смогли оценить только впоследствии. Ведь тогда проверить достоверность результатов его трудов было сложно - дорога в Сибирь еще слишком зависела от капризов природы. Но даже тогда путешественники уже начали пользоваться картами, которые составил Витус Беринг. Открытия великого первопроходца позволяли заняться освоением и эксплуатацией новых земель.

Итак, было проделано следующее:

  • В Ачинской бухте был основан Петропавловск.
  • Через современное Берингово море достигнут берег Аляски.
  • На обратном пути открыты Алеутские и Шумагинские острова.
  • Нанесен на карту Алеутский хребет.
  • Обнаружены и нанесены на карту Евдокеевские острова и остров Чирикова (Туманный).
  • Открыт остров Беринга, на котором и умер в 1741 году мореплаватель.
  • Нанесены на карту территории северной и восточной России, внутренние территории Сибири.
  • Закартографированы Курильские острова.
  • Найден путь в Японию.

Если внимательно изучить историю географических открытий, то можно обнаружить, что эта экспедиция была лишь частью более масштабного похода. Он был завершен только через несколько лет поле смерти Беринга, да и то только благодаря его организаторскому таланту. Ведь именно он разделил на группы участников Северной экспедиции, выдав каждой определенные задания. Несмотря на человеческие потери, поход был завершен весьма успешно.

Как выглядел Витус Беринг?

Внешность первооткрывателя у некоторых биографов вызывает сомнения. Оказывается всем знакомые картины, на которых изображен Витус Беринг (фото тогда не было), не соответствуют действительности. Это портреты его дяди. Споры были разрешены путем исследования черепа и воссозданием внешности при помощи моделирования. В результате было получено настоящее лицо путешественника. И действительно, Витус Беринг (фото представлены в статье) имел совсем другую внешность. Но это нисколько не умаляет важность его открытий.

Характер великого мореплавателя

По имеющимся сведениям, мореплаватель имел несколько мягкий характер, который совсем не годился для главы экспедиции. И все-таки Беринга дважды назначают на эту должность. Нельзя не отметить еще одну странность. Исследователь Сибири не любил доводить дело до конечного результата - он мог остановиться в тот момент, когда до цели рукой подать. Эту особенность Беринга отмечали и друзья, и участники походов. И все-таки именно его порекомендовали в качестве руководителя и организатора и Петру Великому, и Анне Иоанновне. Чем это можно объяснить? Должно быть тем, что, невзирая на все свои недостатки, Витус Беринг был опытным мореплавателем. Он умел выполнять приказы, был очень ответственным и исполнительным, и, что не менее важно, преданным государству, на службе у которого состоял. Да, скорее всего, именно за эти качества он и был избран для осуществления столь важных географических исследований.

Могила исследователя Камчатки

После того как Витус Беринг встретил свою смерть на острове, который он же и открыл, его похоронили и установили, согласно традициям того времени, деревянный крест. Понятно, что со временем дерево истлело и рассыпалось. Однако в 1864 году на месте, где, по записям соратников Беринга, находилась его могила, был установлен новый деревянный крест. Это было заслугой Российско-Американской компании, основанной при императоре Павле.

В 1991 году была организована поисковая экспедиция к местам захоронения исследователя Сибири. На острове была обнаружена могила не только Беринга, но и еще пяти моряков. Останки были извлечены и отправлены в Москву для исследований. По костям и черепу был восстановлен внешний вид путешественника. Также ученые смогли выяснить, что умер он не от цинги, как предполагалось до этого, а от иной болезни (какой именно, именно, достоверно не известно). После завершения исследований останки были возвращены на остров и перезахоронены.

Объекты, которые носят имя великого мореплавателя

В память о путешественнике и его вкладе в географические исследования, его именем названы такие объекты:

  • Улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Нижнем Новгороде, Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Томске, Якутске.
  • Остров, пролив, мыс, ледник, море.
  • Ледокол и дизель-электроход.
  • Государственный университет на Камчатке.
  • Растения, которые растут на Дальнем Востоке.

Кроме того, о путешественнике снят фильм «Баллада о Беринге и его друзьях».

Значение открытий мореплавателя

Нельзя не признать важность морских походов Витуса Беринга. Именно благодаря ему появились первые грамотно составленные карты Сибири. Впоследствии это очень помогло развитию азиатской части Российской империи. Благодаря его экспедициям началось активное освоение края. Начали добывать полезные ископаемые, стала развиваться горнодобывающая и литейная промышленность.

Российская империя получила приток денег в казну и новые территории, усилилось ее мировое значение и влияние. А главное - страна получила возможность вести торговлю с теми странами, до которых невозможно было добраться уже освоенными путями. Ведь эти территории находились в ведении других государств, которые взимали за их пересечение немалую пошлину. Тем не менее, несмотря на все свои заслуги, признание Витус Беринг получил посмертно, только после подтверждения своих открытий другими путешественниками. Так, всем известный ныне получил свое название с легкой руки Джеймса Кука.

В декабре 1724 г. Петр I приехал в сенат, высшее государственное учреждение того времени, и, когда зашла речь о границах России с Китаем, велел показать карты Сибири.

Секретарь сената И. К. Кирилов ответил, что достоверных карт нет, а имеются только отдельные чертежи, на которые нельзя положиться, да неполная китайская карта. Петр приказал нанести их на один лист и назавтра подать ему. А когда Кирилов выполнил этот приказ, Петр увидел, что показать на карте крайний северо-восточный угол Азии вовсе не удалось. Не было даже точно известно, соединены ли Азия и Америка перешейком или разделены проливом. И хотя якутский казак Семен Дежнев еще в 1648 г. прошел морем из Ледовитого в Тихий океан мимо Чукотского п-ва, сообщение о его плавании не было напечатано, а устные рассказы постепенно забылись. В учебнике географии Гибнера, по которому обучались в школах, было сказано: «Кажется, Азия и Америка к северу либо вместе смежны или токмо узкою проливою отделены».

Петр I знал, что вопрос о том, соединяются ли Азия и Америка, вызывает споры среди ученых-географов. Он сам еще в 1719 г., посылая геодезистов Евреинова и Лужина на Камчатку и к Курильским о-вам, приказал им выяснить, есть ли пролив между Азией и Америкой. Геодезисты, занимаясь составлением карты Камчатки и Курильских о-вов, разумеется, не могли в то же время разрешить и эту задачу.

Известный немецкий ученый Лейбниц и члены Парижской академии наук еще за несколько лет до того просили Петра I послать экспедицию, чтобы установить, есть ли пролив между двумя великими материками. Но тогда Россия вела войну со Швецией и Петр не мог заняться этим делом. Когда же война кончилась победой и Российская империя распростерлась от Балтийского моря до Тихого океана, пришла пора точно установить ее границы н очертания берегов.

Просмотрев карту, составленную Кириловым, с белым пятном па месте крайней северовосточной части Сибири, Петр решил послать экспедицию на Тихий океан.

Такая экспедиция нужна была не только для того, чтобы узнать, соединяются ли между собой Азия и Америка. Россия уже стала морской державой и вела обширную торговлю с другими странами через Балтийское море, а по Тихому океану еще не ходили русские торговые корабли. Надо было узнать морские пути в Америку и в Японию, чтобы выяснить, можно ли начать с ними торговлю. Наконец, важно было собрать сведения о самой дальней окраине Российского государства и выяснить, нет ли там еще неизвестных мест, откуда можно получать в большом количестве меха соболей, песцов, морских бобров и других зверей, шкуры которых ценились дорого.

Петр приказал отправить из Петербурга в Охотск или на Камчатку капитана с двумя лейтенантами и штурманами, с корабельным мастером, матросами и опытными плотниками. Они должны были построить там два небольших судна и идти по Тихому океану на север от Камчатки, пока не выяснят окончательно, есть ли пролив между Азией и Америкой. Петр хотел, чтобы русские моряки побывали в тех местах Америки, где живут европейцы.

«Самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды»,- предписывал Петр.

Адмиралтейств-коллегия, которая была морским министерством того времени, назначила начальником экспедиции капитана Витуса Беринга.

Беринг был датчанином, но он уже двадцать лет служил в российском флоте. Вместе с ним в экспедицию были назначены лейтенант Мартин Шпанберг, тоже родом из Дании, и Алексей Ильич Чириков. Шпанберг был деятелен и настойчив, но груб и очень жесток с матросами. А Чириков, которому исполнилось всего двадцать два года, уже успел выдвинуться как образованный и способный офицер, всегда до конца выполнявший свой долг.

В январе 1725 г. обоз экспедиции вышел из Петербурга. Предстояло проехать около 10 тыс. км с тяжелым грузом: инструментами, канатами, парусами, якорями для судов, которые намечалось строить на берегу Охотского моря или Камчатки. Особенно труден был путь от Якутска до Охотска. Тропа длиной около тысячи километров шла то через горы, то между болотами, и по ней могли пройти только верховые и вьючные кони. Громоздкие грузы приходилось везти на лодках сперва по Лене, потом по Алдану, Мае и Юдоме против течения, а затем зимой перетаскивать на нартах до рек Охоты или Урака, впадающих в Охотское море.

Летом 1726 г. Беринг выехал из Якутска и через полтора месяца добрался до Охотска; причем многие вьючные лошади пали в пути, а лодки с грузами застряли на Юдомс до осени, остановленные льдом. Люди, вынужденные тащить грузы на себе, впрягаясь в нарты, выбивались из сил и нередко в пути умирали. Только спустя год все грузы были доставлены в Охотск и переправлены на восточный берег Камчатки.

В начале 1728 г. Беринг поехал со своими спутниками на собаках в Нижне-Камчатский острог, около которого строилось новое судно, бот «Св. Гавриил», предназначенное для плавания по Тихому океану.

В июле 1728 г. бот «Св. Гавриил» вышел в Тихий океан и пошел на север: сперва вдоль берега Камчатской, а потом - Чукотской земли. 8 августа (ст. ст.) с судна увидели, что к ним плывет большая байдара, сделанная из моржовых шкур, в которой сидят эскимосы. Беринг расспросил эскимосов через переводчика об их земле.

Идя проливом между Азией и Америкой, Беринг открыл остров, который назвал именем святого Лаврентия, но противоположного берега пролива, п-ва Аляски, он не видел: расстояние между Азией и Америкой в самом узком месте пролива составляет около 90 км.

16 августа (ст. ст.) моряки дошли до 67°18’с. ш. Берег Азии отклонялся все больше к западу, как и говорили эскимосы, утверждавшие, что их земля «обращается к устью Колымы». Беринг решил, что существование пролива можно считать доказанным, и повернул обратно. Только Чириков настаивал на продолжении плавания, пока судно не дойдет до устья р. Колымы, на запад от которой берег был известен, или до льдов, которые всегда ходят в Ледовитом океане. Это смелое предложение было отвергнуто. На обратном пути заметили остров, который назвали о-вом Св. Диомида.

Перезимовав на Камчатке, Беринг в июне 1729 г. снова вышел в море и направился прямо на восток. Он надеялся дойти до Америки, не зная, что этот материк находится на очень большом расстоянии от Камчатки. Судно прошло около 200 км по Тихому океану в густом тумане при сильном, порывистом ветре, вернулось назад к Камчатской земле, обогнуло ее и с трудом добралось до Охотска. В начале марта 1730 г. участники Первой Камчатской экспедиции возвратились в Петербург.

ВТОРАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Первая Камчатская экспедиция подтвердила мнение, что Азия и Америка разделены проливом. Но это не было окончательно доказано, потому что Беринг повернул обратно, не дойдя до р. Колымы и не увидев берегов Аляски.

В 1732 г. было решено послать на Тихий океан вторую, более значительную экспедицию: двум кораблям надлежало пойти к Америке, а двум другим - к Японии.

Одновременно решили построить новые суда в Архангельске, в Тобольске и в Якутске, чтобы, послав их в Ледовитый океан, выяснить, можно ли пройти вдоль его берегов до пролива между Азией и Америкой, а затем выйти в Тихий океан.

До тех пор еще ни в одном государстве не осуществлялся такой обширный план исследований одновременно на двух океанах. Поэтому вся Вторая Камчатская экспедиция, включавшая не только камчатский отряд, но и отряды, изучавшие побережье Северного Ледовитого океана, вошла в историю географической науки под названием Великой Северной экспедиции (см. стр. 336).

Капитана Беринга произвели в капитан-командоры, а лейтенантов Чирикова и Шпанберга - в капитаны. Беринг и Чириков должны были вести корабли к Америке, а Шпанберг - к Японии.

В Камчатской экспедиции принимала участие Академия наук. В Сибирь поехали ученые: натуралист, т. е. исследователь природы, акад. Гмелин, историк акад. Миллер, астроном проф. Делиль де-ла-Кройер и позднее еще натуралист Стеллер. Вместе с учеными послали и несколько студентов, в том числе солдатского сына Степана Крашенинникова, который стал потом замечательным исследователем Камчатки.

В феврале 1733 г. первые обозы экспедиции вышли из Петербурга. На этот раз предстояло доставить на необжитое побережье Охотского моря большое количество грузов. Для того чтобы тащить бечевой против течения тяжело нагруженные лодки по Илиму, Алдану, Мае, Юдоме и другим рекам, нужно было множество людей. Сибирские власти отправляли на эту работу ссыльных и крестьян, которые нередко были вынуждены покидать свои дома на несколько лет.

Летом 1738 г. два новых судна, построенные в Охотске, смогли выйти в море. Они направлялись к берегам Японии. Летом 1740 г. на воду спустили суда «Св. Петр» и «Св. Павел», которые должны были идти к Америке.

В начале осени Беринг и Чириков вышли в море и, пройдя между первым Курильским о-вом и Камчаткой, вошли в Авачинскую губу на восточном берегу Камчатки. В этом заливе заранее была выбрана прекрасная естественная гавань, в которой корабли стали на зимовку. Капитан Беринг назвал гавань в честь своих кораблей Петропавловской.

Петропавловск-Камчатский теперь один из лучших портов в Тихом океане.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В 1733 году двум мореплавателям, Витусу Берингу и Алексею Чирикову, было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Мореплаватели даже представить не могли, насколько сложным окажется это плавание, сколько всего случится с ними в пути и что для одного из них это путешествие окажется последним. Пока все их размышления были сведены к мыслям о поставленной перед ними задаче – добраться до берегов Северной Америки. Для осуществления такой экспедиции им необходимо было пересечь всю Сибирь и уже от Камчатки отправиться к берегам американского побережья. Такая разведка должна была помочь найти быстрый путь для связи двух материков с последующим созданием торговых отношений с жителями Америки.

Подготовка к дальнему плаванию

Спустя год после получения приказа от Русского Адмиралтейства Беринг вместе с Чириковым отправляются из Тобольска в Якутск, где проведут около трёх лет. За это время экспедиция запаслась всем необходимым для предстоящего длительного путешествия, начиная от продовольствия и заканчивая снаряжением.

Вполне вероятно, что подготовка прошла бы быстрее, если бы местные власти не проявляли бездеятельность, а порой даже не оказывали сопротивление экспедиции. Тем не менее, в 1740 году моряки покидают Якутск и направляются в сторону восточного побережья Камчатки. Понимая, что плыть зимой небезопасно, экспедиция останавливается в районе Авачинской губы в бухте, сейчас известной как Петропавловская.

Плавание « Святого Петра»

Покинули русскую землю экспедиторы летом 4 июня 1741 года. В поход вышли два корабля – «Святой Пётр» , руководимый Берингом, и «Святой Павел» под командованием Чирикова. На море начался сильный шторм. К тому же, ситуацию усложнил и густой туман. В результате такой непогоды корабли потеряли друг друга из виду. Несколько дней мореплаватели пытались отыскать своих товарищей, но поиски не увенчались успехом, и поэтому каждое судно продолжило плавание в одиночку.

Спустя месяц, 17 июля 1741 года, пакетбот Беринга добрался к южным берегам Аляски. Неподалёку от хребта Святого Ильи, в районе острова Каяк, моряки ступают на землю. Правда, на берег не сошёл сам руководитель экспедиции: самочувствие Беринга сильно ухудшилось, и он лишь отдал приказ восполнить запасы пресной воды и продолжить путь.

Из-за встречных ветров «Святой Пётр» медленно продвигался на юго-запад. Во время пути моряки старались отмечать на карте встречающиеся острова. Недостаток витамина C сказывался на команде: один за другим участники экспедиции заболевали цингой. Постепенно уменьшался запас пресной воды.

Спустя ещё месяц, в конце августа, пакетбот причалил к острову. Здесь мореплаватели познакомились с алеутами. Но этот этап экспедиции запомнился путешественникам не только встречей с местным населением, а и печальным событием: здесь был похоронен первый моряк, отдавший свою жизнь за Великую Северную экспедицию, — Никита Шумагин, который умер от цинги. Впоследствии эти места были названы в честь доблестного мореплавателя (острова Шумагина).

Смерть командора

В начале осени, 6 сентября, пакетбот «Святой Пётр» берёт прямой курс на запад. Штормовая погода не давала возможности управлять судном, поэтому около двух месяцев корабль носило словно щепку. Командир экспедиции никак не мог оправиться от своей болезни, поэтому был неспособен стоять за штурвалом. И вот 4 ноября моряки увидели высокие снежные горы. Они ошибочно полагали, что волны прибили их к берегам Камчатки. Но долгожданные берега оказались всего лишь одним из островов архипелага, который известен сейчас как Командорские острова.

Команда решила встать на якорь, чтобы осмотреться, но якорь не выдержал волнения моря, и корабль был выброшен в бухту недалеко от берега. Уставшая от долгого плавания и испытывающая недостаток в провизии, команда сошла на берег. В долине, которая находилась под защитой гор, мореплаватели провели зиму.

Из 75 человек, которые приплыли на архипелаг, после зимовки погибло ещё 30 моряков. Такая же печальная участь постигла и самого командора Витуса Беринга. Не оправившись от своей болезни, он скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров, входящий в архипелаг, будет назван в честь великого мореплавателя. После смерти Беринга командование на себя взял его старший помощник — швед Свен Ваксель.

Борьба за жизнь

Благодаря обилию водившихся на острове животных — морских коров, песцов, каланов и морских котиков, которые не боялись людей и поэтому их без особого труда могли поймать моряки, и прибивавшим к берегу волнами обломков деревьев камчатского леса, которые шли на топливо, удалось перезимовать и наконец-то приступить к строительству нового корабля. Новое судно из обломков «Святого Петра» удалось построить исключительно благодаря казаку Савве Стародубцеву, самоучке из Охотска, ведь сопровождавшие экспедицию плотники погибли, а среди офицеров не было знатоков кораблестроения.

Уже к концу лета корабль был готов к спуску на воду. Да, его размеры были гораздо меньше, чем у «Святого Петра», но он был единственной надеждой для оставшихся в живых участников экспедиции. Им всё же удалось завершить путешествие, начатое Берингом: спустя четыре дня после отплытия судно достигло берегов Камчатки, а 26 августа 1742 года команда вышла к Петропавловску.

Прошло больше года после того, как «Святой Пётр» покинул берега Камчатки. Вернувшиеся 46 мореплавателей с достоинством выполнили поставленную перед ними задачу, а погибшие за время экспедиции моряки не были забыты, ведь их смелость и отвага в очередной раз продемонстрировали, что человек может преодолеть любые препятствия для достижения своей цели.

Из школьных учебников известно, что в 1725 году по распоряжению Петра I из Санкт-Петербурга в сторону Камчатки отправилась экспедиция Витуса Беринга. Ее заявленной задачей было уточнение данных географических карт и проверка существования пролива между Азией и Северной Америкой. Однако, как утверждают современные историки, истинная цель плавания была совсем иной.

Плацдарм для нападения на Америку

Согласно архивным историческим документам, морской поход был организован для изучения возможности захвата земель Северной Америки русской короной. В этом случае опорной базой российских войск должна была стать Камчатка, к берегам которой и был направлен Беринг. Тем не менее официальная задача экспедиции также должна была быть выполнена. Когда корабли достигли побережья полуострова, перед Берингом встал вопрос, как поступить дальше. Можно было продолжить плавание и при полном снаряжении обогнуть Камчатку, достигнув пролива, разделяющего Евразию и Северную Америку. Но был и второй вариант. Чтобы лишний раз не подвергать офицеров и солдат риску плавания по неспокойным северным морям, а также дать им почувствовать твердую землю под ногами, Беринг предложил военным членам экспедиции пересечь Камчатку пешком. Тогда корабли подобрали бы их на другой стороне полуострова. Параллельно солдаты и офицеры должны были разведать наиболее удобные места для возведения крепостей, если Россия начнет военную экспансию на территорию Северной Америки.

Второй вариант был признан лучшим, и основная часть людей сошла на сушу. Но тащить на себе снаряжение и оружие было делом нелегким. Решили привлечь местных жителей - камчадалов из племени народа ительменов. Они уже тридцать лет как были покорены казаками и отлично подходили на роль носильщиков. Вот только, как заставить их помогать бесплатно, было большим вопросом.

Дело в том, что туземцы аккуратно платили налог в царскую казну в виде шкурок зверей. Продажа шкур из России в Европу была крайне выгодной, поэтому от ительменов больше ничего не требовали. Тем не менее верховенство белых людей им не нравилась. А тут еще как снег на голову свалился Беринг, пожелавший, чтобы его команду бесплатно, в интересах царя, проводили через весь полуостров. Плюс все это происходило в разгар сезона охоты, и ительмены опасались, что если они упустят время, то им нечем будет потом платить налог, а это приведет к карательным мерам со стороны местных казаков.

Первая камчатская война

Хитрый датчанин Беринг решил проблему обманным путем. Он пообещал тем, кто посодействует в перевозке людей и грузов, освобождение от царского налога шкурами на три года! Как тут устоять. Аборигены согласились. Они и не подозревали, что Беринг, не обладая подобными полномочиями, просто солгал им. Когда афера вскрылась, корабли мореплавателя были уже далеко.

Однако ительмены не стерпели подлости и поднялись на войну против царской администрации, представленной казаками. В истории эти события сохранились под названием «Первая камчатская война». Сначала были захвачены остроги казаков. Затем ночью ительмены вырезали весь гарнизон крепости «Нижнекамчатск», главного фортификационного сооружения русских на Камчатке. Спастись удалось лишь трем казакам, которые подняли тревогу, правда, в тот момент было уже поздно. Полуостров вернулся под власть местных племен.

В этот момент по иронии судьбы обратно в Санкт-Петербург из Северной Америки возвращался один из кораблей Беринга - бриг «Гавриил» - с солдатами и офицерами на борту. Вооруженные моряки, узнав о восстании камчадалов, сняли корабельные пушки, сошли на берег и, осадив Нижнекамчатск, спустя двое суток взяли его. Мятеж был подавлен. Война выживших казаков и моряков с местными племенами приняла особенно ожесточенный характер. Обе стороны воевали предельно жестоко, пленных не брали. Победили казаки, к 1732 году во второй раз полностью захватив Камчатку.