Электрощиток

Православный рэп. Батюшка в стиле хип-хоп

Православный рэп. Батюшка в стиле хип-хоп

- Невозможно жить так, когда вокруг только деньги,

Ангельское пенье не слышно: оно глохнет в сомненьях!

Это течение создаёт раба вместо гения,

Страхом и ленью опутывает с самого рождения!

В студии нервно ёрзает музыка, в колонках стрекочут биты, слова переворачиваются и складываются в рифмы. Стоя за дверью, можно представить у микрофона дерзкого парня с окраинного промышленного района, читающего о своей не сложившейся судьбе - о попытке выйти за узкие рамки социальных ограничений. Он коротко стрижен, на нём тяжёлая цепь и широкие штаны, его руки в татуировках, а когда куплет заканчивается, он быстро хватает из пепельницы медленно тлеющую сигарету и делает пару нервных затяжек - но, если открыть дверь, вы увидите другую картину.

У микрофона - отец Максим Курленко, он же МС Настоятель - так называется рэп-проект, которым он занимается с 2013 года. Максиму сорок два года, и он православный протоиерей. У него испанская бородка, седеющие длинные волосы и устало-ироничный взгляд. Широкий чёрный подрясник отца Максима лишь дорисовывает мрачные картины индустриального рэпа о жизни гетто и поиске себя в мире городских окраин. С происходящим слегка контрастирует золочёный крест, который висит на крупной цепи и нервно подпрыгивает в такт уличным ритмам, когда Максим характерно и по-рэперски размахивает руками, словно дорисовывая особо важные места текста резкими телодвижениями.

Студия - это небольшой кабинет, который Максим оборудовал в доме, что выделила для него епархия. Здесь стол с компьютером, микрофон на штативе и маленький магнитофон, с которого Максим читает «под плюс», то есть подпевает своей же песне, звучащей из динамиков. Это просто демонстрация возможностей - основные треки его трёх рэп-альбомов он записывал в другом месте - в квартире в Чебоксарах. Но около трёх месяцев назад его перевели в новый храм в селе Чемурша. Студию пришлось перевозить на новое место, где толком оборудовать её пока не удалось.

Свои клипы отец Максим выкладывает в Сеть примерно раз в год. В некоторых священник предстаёт в неожиданном образе брутального рэпера в спортивном костюме за рулём старой иномарки.

Чемурша - совсем небольшое село на 300 домов, находится в Чувашии - в двадцати километрах от столицы, города Чебоксары. Новый храм выглядит опрятно и даже слегка по-хипстерски: небольшой, уютный, аккуратно сложенный из бруса стильно-коричневых оттенков. Добраться до храма тяжело - не потому, что он запрятан, а потому, что дороги в селе чересчур напоминают направления, которые изъедены ямами так же сильно, как нераскаявшийся грешник пороками. Но, несмотря на это, возле храма стоят дорогие иномарки: горожане любят приезжать именно сюда, где нет суеты и шума, а службу ведёт молодой православный батюшка.

Служба в храме проходит на двух языках - русском и чувашском. Тексты Священного Писания на незнакомом языке волжского народа бойко читает сухонькая бабушка в платке. Прочитанные в проброс и речитативом места из Нагорной проповеди по-чувашски звучат диковинно и тоже отдалённо напоминают рэп. Отец Максим заканчивает службу возле алтаря и выходит на амвон. Звучит «Господи, помилуй», прихожане кланяются и крестятся. В храме очень много детей. Их собирают в беспокойную стайку и раздают бумажки с текстом песни. Дети, улыбаясь и переглядываясь, затягивают высокими голосами:

Господи помилуй, Господи прости,

Помоги мне, Боже, крест мой донести.

Я великий грешник на земном пути,

Господи помилуй, Господи прости.

Валера не дружил с внешним миром,

Что бы ни происходило, ему до фонаря.

Валера знал конструкцию любого тренажёра,

Любимый урок в школе - физкультура.

По улицам Екатеринбурга гуляет 2003 год. Группа EK Playaz, что в вольном переводе значит «екатеринбургские игроки», записывает свой самый известный трек «Валера». Их трое: Dry ICE, T BASS и DJ Макс - тот, который ещё не стал отцом Максимом, священником церкви Сретения Господня в селе Чемурша. Но это потом, а сейчас они на пике славы. Они вместе с группой «Каста» выступили на фестивале «Наши люди» в «Лужниках». Они записали свой первый альбом. И рэпер Влади позвал их в Москву в закрытый клуб «Даун Таун».

Максим Курленко не выделяется из команды: на нём джинсы и кеды, серая толстовка с принтом и серая шапка, уверенно натянутая по самые брови. Они пишут ироничный рэп о житейских нелепицах и противопоставляют его депрессивной и агрессивной хмури, популярной у большинства рэп-команд того времени.

А хмури даже в 2003-м в Екатеринбурге было изрядно. Впрочем, не сравнить с 90-ми годами. Максим ещё помнит, как в 91-м году он закончил школу, получая аттестат зрелости под громкое поскрипывание распадающегося Советского Союза.

Он всегда был погружён в себя. В школе предпочитал бесцельному блужданию по улицам и большим компаниям чтение книг по истории. Наполеон, Александр Македонский - их биографию он прочитал в старших классах.

Но, несмотря на увлечение книгами и некое затворничество, за углом школы Максима не поджидала наглая шпана, готовая отжать карманные деньги и крикнуть вслед презрительно: «Ботаник!» В старших классах Максим регулярно ходил в спортзал и подтягивался 20 раз на турнике. Он с детства хотел посвятить свою жизнь чему-то важному, большому и определяющему смысл существования - он всерьёз готовился стать военным.

Впрочем, одного года в командном училище хватило, чтобы понять: нищета, воровство, кумовство, растерянность и хаос - то есть всё то, что иллюстрировало российскую армию на заре 90-х, совсем не то, с чем он мечтает связать судьбу. Он бросил училище и год дослуживал солдатом. Максим охранял склады с химическим оружием.

Он выходил на дежурство и всю ночь стоял в одиночестве. За спиной возвышались бесчисленные цистерны с ядовитым газом, вкопанные в землю ещё при Сталине. Впереди виднелись мутноватые огни большого города. Над головой свисали непривычно яркие для жителя мегаполиса звёзды. Вокруг гудела тишина. Поговорить можно было разве что с нравственным законом внутри.

Была одна ночь, когда звёзды стали ближе и он понял: есть что-то выше начальника смены, генерала и даже министра обороны. Максим приехал домой на побывку и крестился в православие. Так он начал свой путь к себе. Идти в священники в 90-е Максим не собирался - он пошёл в диджеи местного екатеринбургского радио. Его духовные поиски в те годы направляли не церковные писания, а песни Цоя и «Алисы», которые он слушал на старом кассетнике.

А чуть позже появилось MTV и ярый поклонник русского рока открыл для себя рэп - тогда ещё заграничный. Слов песен Максим не понимал, но его захватили неизвестные ритмы и энергетика нового музыкального направления. Россия всегда была для молодого диджея страной Достоевского - то есть страной пасмурной, загадочной, талантливой и литературоцентричной - всё это он нашёл в рэпе.

Вместе с двумя друзьями они запустили первую в Екатеринбурге рэп-программу на местном радио. Они были своего рода миссионерами нового музыкального направления и несли рифмованное слово молодым людям. В эфире они включали самые популярные рэп-телеги из-за океана.

Но, чтобы поставить новую песню на радио, они часами караулили возле телевизора с видеомагнитофоном. Как только на экране начинался клип, нужно было стремительно нажать кнопку записи. А уже после проиграть записанную песню для радиослушателей. Так же по кусочкам друзья собирали эфиры западных станций, где-то находили и включали редкие для Екатеринбурга рэп-альбомы с пиратских кассет.

Ни одна модная вечеринка в Екатеринбурге на заре нулевых годов не проходила без них. В конце концов они решили придумать собственный рэп. Все песни они писали втроём, но немного о разном. Dry ICE и T BASS откровенно стебали окружающую действительность, а DJ Макс хотел даже в ёрнический речитатив вставить строки о поиске смысла, о цели существования, но не всегда лирические зарисовки ложились в концепцию ритмичного уральского скоморошества.

Тем не менее первые же композиции группы зацепили столичную рэп-тусовку, и им предложили записать альбом. Он вышел в 2003-м. Его назвали «Иградапобеда», пластинку снабдили предупреждением: «Внимание! Интеллектуально-юмористическая лексика». На обложке был игровой автомат с четырьмя портретами: священник Максим Курленко - крайний справа, с испанской бородкой и в белой шапке, натянутой по самые глаза.

Громкие вечеринки, лёгкие наркотики, концерты и поклонницы - всё это окружало и сковывало тусовку рэперов. Бодрые биты и речитатив, высмеивание новой российской реальности, которые сперва так забавляли Максима, стали его утомлять. Он вспоминал своё детство, когда уезжал в ростовскую деревню к бабушке и дедушке и всё время проводил там, в тишине и на природе - наедине и в гармонии с собой. Вспомнил звёздную ночь в карауле, когда звёзды медленно опускались к нему, когда нахлынуло мистическое переживание чего-то неизвестного и всеобъемлющего.

Когда ребята сели писать второй альбом и планировали концертный тур, Максим сказал, что уходит из группы. Он поступил в Екатеринбургское отделение Свято-Тихоновского московского богословского института. Уже через три года был рукоположен в сан священника. Это случилось 12 лет назад.

Чтобы это стало мега, нужно быть профессионалом, как отец Фотий, например, - а это нужно очень много времени, денег и подготовки. Такой задачи у меня нет - я даже с проектом «МС Настоятель» нигде не выступал и не собираюсь. Мой дедушка играл на трубе, мой папа играл на трубе джаз - мне всё это близко. Но то, что я делаю, - это нельзя назвать поэзией даже, это скорее проповеди. Первый альбом так и назывался «Проповедь в стиле рэп». Отчасти это какое-то юродство. Как говорил апостол Павел, «ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих», - отец Максим улыбается.

Улыбается священник открыто и искренне. Каждый раз, когда он говорит о рэп-музыке, он значительно оживляется, потом, словно смущаясь своего повышенного интереса к таким мирским вещам, мигом становится серьёзным. Но о молодых годах рассказывает всегда с увлечённой ностальгией.

О том, что стало переломным моментом - точкой перехода из рэпа в православие, Максим прямо не говорит. Он скорее изъясняется притчами, рассказывая про долгие поиски своего я, и про мистический опыт, который подстерегает каждого истинно верующего. За 12 лет, прошедших с последнего альбома, записанного с EK Playaz, в его жизни изменилось всё. В церкви Максим дослужился до протоиерея.

В царском табеле о рангах это звание сродни полковнику в армии, - иронично замечает отец Максим.

В монастыре он познакомился со своей будущей женой. Теперь у него четверо детей - две дочки и два сына. Семь лет он ведёт передачу о вере на местной радиостанции и ездит по университетам с лекциями. В епархии он возглавляет отдел по работе с молодёжью, так что, кажется, о прошлом ничего не напоминает. Но в какой-то момент в жизни отца Максима опять зазвучали биты и ритмы. Это было так же внезапно, как когда-то в армии, в карауле, когда он почувствовал, что верит. Несколько лет назад, уже в сане священника, он понял, что опять хочет записывать рэп.

Настоящая вера преображает, - говорит отец Максим, - поэтому моё нынешнее творчество - это уже не тот я, эта история совсем о другом. Это попытка говорить с молодыми людьми на их языке. Говорить о вещах серьёзных и личных. Я не пытаюсь забросить крючок и на этом крючке всех притянуть к вере. Я, как сеятель, забрасываю семена - какие-то упадут на каменистую почву, какие-то на благодатную. Все же задают себе вопросы: кто я такой? зачем это всё? Эти вопросы задают все - другое дело, какие ответы они находят. Или просто забрасывают это мусором - пусть будет как будет, буду плыть по течению. Вот мой клип с первого альбома «Без благодати» на «Ютубе» посмотрело 90 тысяч человек - я считаю, это весьма неплохо.

У отца Максима, точнее у МС Настоятеля, - много почитателей в социальных сетях. Впрочем, с церковной кафедры он проповедует классическим церковнославянским слогом, не смущая прихожан проповедями в стиле рэп. Многие верующие, особенно пожилые, о творчестве святого отца и не догадываются. Хотя работники храма, даже пожилая монахиня Анастасия, в курсе его творчества.

А что, я внуку показала. Ему 25 лет, он тоже раньше в широких этих майках и штанах ходил, тоже был рэпером. Он послушал и говорит: нормальный у вас там священник.

Попадаются в Сети, впрочем, и не православные тролли и воинствующие атеистические хейтеры-ненавистники, которые пишут отцу Максиму неприятные вещи.

Пишут: священник рэп читает - лучше бы молился. Но, постойте, я и молиться немного умею, - улыбаясь, парирует отец Максим.

Максим не стесняется того, что дружил и до сих пор поддерживает хорошие отношения со многими рэперами. Он очень хорошо отзывается о Влади и Касте, о группе «25/17», хотя последние веяния русского рэпа ему не близки - он говорит, что коммерция съела почти всё творчество, всё искусство и русский рэп стал напоминать выгребную яму вторичных рифм.

Церковное начальство о существовании МС Настоятеля если и знает, то публично творчество не осуждает и запрета на рэп-проповеди не накладывает.

Многие священники меня понимают - видят в этом миссионерское что-то. Но единственное, что как-то один батюшка спросил: «Я слыхал, ты там где-то пляшешь?» Я говорю: «Где?» Это, видимо, видеоклип вышел, хотя особо я нигде не пляшу. Я спрашиваю: «Вы его смотрели?» Он: «Нет, не смотрел». Вот в таком примерно ключе. Я понимаю, что сейчас немного хожу по краю. Но миссионер, он и должен быть немного на краю, чтобы быть мостиком между теми, кто верит, и теми, кто ещё сомневается или вообще ни разу об этом не задумывался.

В протестантской Америке уже много лет существуют целые направления музыки: и госпел-рэп, и холи-хип-хоп. Популярные музыкальные жанры используют, чтобы донести универсальные идеи христианства до разных социальных слоёв - поговорить с ними на их языке. В православной церкви такие явления, как МС Настоятель, единичны и всегда вызывают массу вопросов, удивления и интереса.

Может быть, потому что православие является довольно закрытой и ортодоксальной религией, закрытой прежде всего для новых веяний. Молодёжь не всегда готова воспринимать церковно-славянский язык и не всегда понимает, о чём ей вещают пожилые священнослужители с длинными седыми бородами.

Мы заканчиваем съёмку, отец Максим задумывается и долго смотрит в сторону оператора.

Много ли осталось в финале этой истории? Друзья, с которыми он начинал свой уральский крестовый рэп-поход, по-прежнему продвигают их екатеринбургскую группу да изредка дают интервью интернет-блогерам на лавочке в парке. В этих интервью они шутят, вспоминают Максима, хвалят его творчество, говорят, что он всегда шёл своим путём и к нему нужно прислушиваться. Говорят, что слушали его новые треки и они норм.

Максим пока не обрёл огромной популярности. Его проект «МС Настоятель», безусловно, интересен, но настолько, что каждый новый вышедший альбом добавляет тысячу друзей к его аккаунту в социальной сети. На своей страничке вместе с песнями он выкладывает радиопередачи о православии, которые тоже слушают. Отец Максим не отрицает того, что если вдруг ситуация изменится и высшее духовное начальство потребует наступить на горло собственной песне, церковная субординация вынудит его это сделать и он забросит рэп, однако подобного исхода ему бы не хотелось видеть.

МС Настоятель не сможет стать массовым явлением, и отец Максим, конечно же, не призывает всех священников повально идти в рэперы - это было бы смешно и глупо. Однако если бы верующие и просто думающие люди разбавили коммерческую рэп-музыку чем-то, в чём был высший смысл и чёткий ритм, - такие потуги он крайне одобряет. Не зря же Россия - страна Достоевского.


Фото: © L!FE/Сергей Дубровин

Наконец отец Максим выходит из задумчивости.

О! - внезапно восклицает он.

Он быстро подходит к оператору и о чём-то его расспрашивает. В присутствии икон звучат слова «диафрагма», «объектив», «автофокус».

Отличный фотоаппарат, - резюмирует МС Настоятель, - у меня такой же, но похуже и подержанный.

В этот момент он оживляется, и кажется, что ещё немного - и начнёт читать какой-нибудь фристайл. Впрочем, это впечатление быстро испаряется, и вот уже нас провожает серьёзный и задумчивый православный священнослужитель.

Ангела-хранителя вам в дорогу! - размеренно и ритмично произносит он, и мы покидаем церковь. А вслед словно звучит очередной то ли трек, то ли проповедь то ли рэпера, то ли святого отца, то ли двух людей разом.

Вконтакте

Два года назад костромская группа «Комба Бакх» спела в Москве свой первый концерт, и гуру культурной жизни - журнал «Афиша» - назвал их «лучшей молодой русской группой». За прошедшее время к одобрительным отзывам присоединились многие журналисты, кроме, пожалуй, православных - очень уж тонкую тему выбрали себе музыканты: веру православную да Русь Святую и очень уж непривычную форму - рэп да хип-хоп.

«Русский выдержит любые нагрузки»

Ребята из «Комба БАКХ» говорят слова, которые редко видишь без кавычек, тем более - на сцене:

Где наша светлая память - ГДЕ?
Отчего чужими стали на своей земле?
Что происходит - каждый сам по себе?
Не желаю сердце топить в пустоте!
Вот сносят старые районы в Москве,
«Золотые острова» теперь на Остоженке,
А на Хитровке деловые центры
Будут заменять нам культурные акценты.
Я сам, это, вообще-то, из Костромы,
Но мне есть дело до другой стороны!
Если равнодушны - значит, обречены.
Верю, что мы живы, а не мертвы!
Ведь от нас ожидают только одного -
Чтобы русский сказал: «Отрекаюсь от всего!
Ничего не знаю, моя хата с краю,
И вообще, себе в угоду жить начинаю!»
Деятельность активна в этом направлении,
Основная цель - моё поколение.
Но рано приписывать нам поражение,
Мы верим, что во Христе наше спасение!

Манифест за объединение России »)



Сознательность ребят из «Комбы» простирается и за пределы родной страны, о чем свидетельствует песня «I lovе America»:

Мне снилось, что я - негр и иду по Бостону,
Дышу чистым летним воздухом
И радуюсь, благодарю Господа,
Шагаю легко уверенной поступью.
Вокруг радостные люди - мои сограждане,
Они больше не злые и не продажные,
Их больше не влекут страсти бумажные.
Сегодня мир во всём мире - и это важно!

Как тут не вспомнить легендарную «Гудбай, Америка…» Наутилуса - хотя сами музыканты признаются, что истоки творчества не так возвышенны: их юность пришлась на времена культа Децла и Prodigy. И еще уважают Боба Марли - не только за то, что лучше всех играл регги, но и за социальную направленность песен. Кстати, Боб Марли тоже был православным...

Православие - это, пожалуй, то, что выводит творчество коллектива за все привычные рамки. Ну как это - православный рэп? А очень просто:

Миром Господу помолимся! - сказал мой братела.
А что же нам ещё остаётся делать?
Не хотите молиться - не молитесь, как хотите,
Но только после смерти вы впросак не попадите.
Покаяние, смирение и любовь к ближнему -
Это основные правила любых подвижников.
Но умный иудей-фарисей оставался бесстыжим…
Господь звал ехиднами всех этих книжников!
Князь Владимир крестил мою страну -
Россию, Белоруссию и Украину.
Какие славные люди были в старину!
Что, сейчас нет таких? - ну-ну, ну-ну…
Есть такие! По всей Земли!
От Уганды- Кении до Индонезии,
Панамы, Антарктиды и Японии.

(Православие в Северной Корее )

«"Комба БАКХ" — это почвенничество в самом прямом смысле. Прорастающее от корней через Децла и Prodigy, через землю, которая казалась мертвой», - написал критик афиши Сергей Горбачев. Но и не только: в мотивы современной музыки вплетаются канты, псалмы, церковные распевы:

«Праведник - тот, кто знает, что он чмо»

Ценности, которые воспевают (в буквальном смысле) музыканты из «Комбы», - несомненно, прекрасны. Но почти всегда они, будучи озвученными раз, другой, третий, превращаются в «мертвые слова». А у них не так. Дело то ли в серьезности, то ли - в своеобразной дистанированности: не от себя, мол, говорим, а просто - перессказываем Истину. У кого-то вызовет недоумение язык: «праведник», «чмо», «грех», «маза» - все в одной песне. Но не так ли изъясняются иные из семинаристов и, страшно сказать, батюшек? «Самое важное - чтобы была правда, - рассуждает один из солистов группы Аполлон, сын священника, - Но очень важно эту правду с энергией подать, чтобы было какое-то движение. Движение тела, совершаемое под ритмическую музыку, на самом деле, может быть, близко какому-то подвижничеству»,

Однако есть у «Комбы БАКХ» сокровенные песни - совсем другие по мелодике и языку - про белорусских партизан, про костромского художника-самородка Ефима Честнякова… И иногда электрогитары становятся самыми что ни на есть среднерусскими балалайками:

Всё перемешалось в голове моей.
Снова я в разладе со всей внутренней структурой своей.
И плыву, как лодка
Только без весла…
Я не похож на человека,
Больше я похож на какого-то осла!

(… Разбуди! )


Настя Логван в гостях у "Комбы бакх"

«Как нам быть честными не на словах?»

«Как нам быть честными не на словах?» - пожалуй, основной вопрос, который решает костромская группа в своей деятельности. Девять лет они работали уединенно, не пытались пиариться, пробиваться в столицу. Записали более сорока альбомов и выложили их в Интернет , изобрели «Комба-мову», в общем, сделали отличный сайт, где смотреть - не пересмотреть и слушать - не переслушать. И все - в свободном доступе. Девиз сайта - «Заходите, люди добрые, берите, что хотите!» И когда до них, наконец, добрались журналисты и продюсеры, никого не пришлось долго убеждать в том, что православная музыка может быть и такой. Потому что у «Комбы» уже сошлись слово и дело.

Более пяти тысяч просмотров и прослушиваний, сотни «лайков» и репостов - такова реакция слушателей на православный рэп исполнителя Nastoyatel. Под этим ником скрывается священник Максим Курленко, клирик Чувашской митрополии. До принятия сана он был рэпером и ди-джеем. Спустя девять лет музыкального молчания вернулся - чтобы облечь в рэп-форму проповеди и размышления о жизни во Христе.

Неклассический священник

«Владыка о моей деятельности знает. Если будут с его стороны возражения - занятия музыкой прекращу. Но он пока не ругал. Владыка у нас добрый, доверяет», - иерей Максим Курленко возглавляет епархиальный отдел по работе с молодежью, а еще он - настоятель храма в поселке Сосновка под Чебоксарами.

С молодежью отец Максим общается много и охотно. Ведет программу «С нами Бог» на местном радио, читает лекции, публикуется в газетах, устраивает круглые столы. А еще - идет к тем, кто не воцерковлен. И, пожалуй, именно они - как скажут маркетологи - целевая аудитория рэпа в исполнении чебоксарского батюшки. «Лекции - это хорошо. Но они не для всех, - объясняет отец Максим. - А - эта та же проповедь, облеченная в понятный многим язык».

Ключевая песня в альбоме отца Максима называется «Без благодати». Ее рефрен: «Без благодати, нам с колен не встати» - уверенный речитатив священника сопровождает размеренный бит и перебор гитарных струн. В клипе на песню - история подростка, молодого человека. Каждый день он ходит рядом с храмом: ходит мимо - к тонированной машине, через окошко которой ему продают наркотики. Потом он решается и однажды заходит в храм. Сверток с наркотиками летит в урну.

Отец Максим знает, какие слова и образы понятны молодым. Десять лет назад он был участником рэп-группы EK Players из Екатеринбурга, работал ди-джеем, был погружен в то, что сейчас называют уличной культурой. Его рэп-группа в молодежных кругах была известна: выступала на столичной сцене, их альбомы выходили на кассетах и дисках. Но уже тогда, говорит отец Максим, внутри него не прекращался духовный поиск. И уличная культура для ответа на духовные запросы была мала. Так музыкант из Екатеринбурга оказался студентом в Москве. Во время учебы был рукоположен и уехал в Чебоксары - служить в небольшом храме за городом.

«Для прихожан я священник в классическом понимании этого слова, - говорит он. - Там, в селе, в храм ходят в основном люди пожилые, бабушки и дедушки. Интернета у них нет. О том, что я пишу рэп, не знают».

Хип-хоп служение

Музыку к композициям - так называемые «биты» - подарили бывшие друзья-музыканты. У себя дома отец Максим сделал сведение и мастеринг - эти навыки остались у него еще со времен ди-джейства. Клип сняли при помощи друзей. Как говорит сам священник, на запись и раскрутку альбома он не потратил ни копейки. Тем ни менее, резонанс от композиций, выложенных в интернет, вышел нешуточный. Сработало сарафанное радио: песни отца Максима, скрывшегося под сценическим именем «Настоятель», стали распространять по сети. Сотни людей написали и поблагодарили за творчество. Нежданно-негаданно пришла известность.

История из клипа отца Максима иногда повторяется и в жизни. «Ребята некоторые пишут, что послушали альбом и теперь, якобы, бросили вредные привычки и ходят в Церковь. Мне такие истории, честно говоря, кажутся не совсем правдой», - говорит отец Максим. Но он признает: если его творчество действительно заставит человека задуматься и что-то пересмотреть - цель будет достигнута. «Препоны, которые якобы есть между молодым человеком и Церковью - это картонные заборы. От них нужно избавляться».

Священник планирует и дальше писать рэп - пока это не будет мешать его службе. Его опыт обращения к хип-хопу как форме проповеди - не единичен. Свой рэпер есть , где молодой семинарист по имени Антон Панченко тоже пишет рэп-тексты православной тематики. Два года назад он даже получил благословение от владыки на миссионерские концерты. Тогда в епархии так прокомментировали это начинание: служение Господу возможно разными способами, и рэп - один из них.

Михаил Боков