Электрооборудование

В какой цветовой тональности можно изобразить жалость. §5 Основные характеристики цвета

В какой цветовой тональности можно изобразить жалость. §5 Основные характеристики цвета

Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый». Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.

Цвет - это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.

Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.

Тон (Hue)

Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.

Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Контраст тонов - явно различные тона.

Контраст тона - различные оттенки, одинаковый тон (синий).

Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm).

На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.

Хроматичность (Chromaticity, Chorma)

О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.

Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.

Высокая хроматичность - очень сияющие, живые цвета.

Низкая хроматичность - ахроматичные, бесцветные цвета.

Хроматичность одинакова - средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.

Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.

Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.

Насыщенность (Saturation)

В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».

Насыщенность одинаковая - та же интенсивность, различные тона.

Контраст насыщенности - различные уровни наполнения, тон одинаковый.

Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.

У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.

Насыщенность/Saturation: 128

Яркость (Value/Brightness)

Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.

Низкая яркость, постоянная - одинаковый уровень яркости.

Контраст яркостей - серый = ахроматичный.

Контраст яркостей - полное различие яркости.

Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие - это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный - менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.

Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):

Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:

Яркость/Value: 128

Светлота (Luminance/Lightness)

Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного - уменьшает.

Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.

Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).

Светлота/Luminance: 128

Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).

Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).

Тональности (добавляем серый к чистому цвету).

Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)

Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».

Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!

Системы цветов RGB, CMYK, HSL

В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света - доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» - «красный/зелёный/синий»).

Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» - «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.

Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» - «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

Все цвета имеют тон. Это означает, что они могут быть определены как светлые или темные. Например, желтый, независимо от насыщенности, всегда находится в светлой области тонального спектра, красный же может располагаться в любой области в зависимости от насыщенности и чистоты. Умение оценивать тональность - необходимое качество хорошего акварелиста, и приведенные ниже упражнения призваны помочь в обретении этого умения.

Определить тон цвета не всегда просто. Сделать это несколько легче, если ограничить объем визуальной информации, сощурив глаза, и, конечно же, если сделать черно-белый снимок натуры (либо черно-белую копию цветной фотографии). Следующие упражнения помогут оценивать тон отдельно взятого цвета.

Упражнение 1. Сопоставление тонов

Попробуйте подготовить десять тонов от черного до почти белого с максимально равномерной их градацией. Необходимо начать с самого насыщенного цвета и постепенно осветлять его, добавляя все большее количество воды.

На листе акварельной бумаги вычертите десять небольших прямоугольников размером примерно 5x4 см. Насыщенным черным цветом закрасьте первый прямоугольник. Убедитесь, что цвет достаточно плотный, и только затем приступайте к более светлому тону. Выделите на палитре десять зон смешения и последовательно перенесите краску с предыдущей, всякий раз добавляя очередную порцию воды. Самый светлый тон будет почти прозрачным. Для получения равномерной градации на палитре вам наверняка придется то и дело возвращаться к предыдущим участкам смешения, добавляя то пигмента, то воды. Когда девять зон смешения на палитре будут представлять максимально равномерную смену тонов, закрасьте оставшиеся девять прямоугольников.

Упражнение 2. Соотнесение цветов с тонами

На другом листе бумаги закрасьте отдельные участки насыщенными яркими и бледными цветами. Когда краска высохнет, вырежьте прямоугольники и попытайтесь по тону совместить их с прямоугольниками, выполненными в предыдущем упражнении. Прикройте глаза, чтобы цвет не мешал делать верное сопоставление. Приведенный снимок иллюстрирует мою мысль.

Упражнение 3. Проверьте себя

Чтобы оценить точность собственных наблюдений, я сфотографировал в черно-белом цвете результат упражнения 2 (можно сделать копию на черно-белом ксероксе). Как видите, сопоставление насыщенного желтого (квадрат № 4) и красного (№ 2) достаточно точное, а вот синего (№ 1) и более бледного желтого (№ 8) далеко от идеала.

Использование тонов для передачи объема

Следующее упражнение развивает способность правильно оценивать градацию тонов. Вы увидите, как трансформируются тона в процессе их наложения - овладеть этим необходимо для понимания большинства описанных в этой книге изобразительных приемов.

Важно уметь оценивать тон, так как это позволяет правильно передавать тени и достоверно воспроизводить объем.

Создайте композицию из светлых и темных вещей. Чтобы легче было определять тона, выберите преимущественно белые или слабо окрашенные предметы простой формы, с четко выделенными плоскостями, например кубики или коробки. Чтобы немного усложнить задачу, пусть один кубик будет интенсивной окраски и станет своего рода цветовым акцентом.

Разместите объекты на одноцветном фоне, например, окрашенной стены и на плоской поверхности. Источник света (подойдет настольная лампа) установите с какой-то одной стороны, чтобы получились интересные тени. (Для достижения желаемого эффекта придется поэкспериментировать с различными положениями источника света и объектов.) Какие-то предметы разместите под наклоном, чтобы получилось сочетание темных и светлых плоскостей, отбрасывались тени разной интенсивности. В отдельных местах может присутствовать резкий контраст тонов, в других их смена едва уловима.

Начните со смешения пяти тонов одного цвета. В этом примере я использовал ламповую сажу с добавлением небольшого количества натуральной сиены, чтобы цвет был теплым и не тусклым. На палитре сложно определить тона, так что не забудьте опробовать их на кромке листа и подождите, пока не высохнут, чтобы посмотреть, как они будут выглядеть в действительности.

Материалы:
  • Карандаш НВ
  • Акварельные краски: ламповая сажа, натуральная сиена
  • Кисти: широкая акварельная, средняя круглая, маленькая соболья

Композиция

В данном примере не составит особого труда оценить тона, определить обращенные к свету и затененные стороны, отбрасываемые предметами тени. Когда в группе присутствуют интенсивные цвета (здесь это красная коробка), рассматривайте предмет, прикрыв веки, что позволит уменьшить воздействие цвета и определить истинный тон. Для простоты объяснения обозначим каждый пример сверху вниз буквами от А до Е, а наклонно стоящую коробку на переднем плане - буквой F.

1
Карандашом НВ вычертите ребра коробок и границы теней, обращая внимание как на позитивные формы (сами коробки), так и на негативные (пространство между ними). Детали на данном этапе не важны - главное выявить плоскости объекта изображения.

2
Покройте самым светлым тоном (тон 1) все, что не является чисто белым (в данном примере - это верх коробки В). Дайте высохнуть.

3
Следующим светлым тоном (тон 2) покройте левую сторону коробки В и верх коробки D, поле бумаги вне конструкции из коробок, не тронутое вами на этапе 2. Воспользуйтесь кистью меньшего размера, чтобы аккуратно обозначить грани. Пусть краска высохнет.

4
Более темным тоном обладает красная коробка А. Воспользуйтесь тоном 3, чтобы закрасить эту коробку, а также тени, которые она отбрасывает на коробку В, тень коробки В на коробке С, тень коробки С на коробке D и все области, за исключением тех, которые, на ваш взгляд, имеют более светлые тона. Дайте высохнуть.

5
Наложите тон 4 на торец коробки В, боковые стороны коробки Е, покройте коробку F, обозначьте тень на полу и стене. Для очерчивания граней воспользуйтесь маленькой собольей кистью, а потом действуйте широкой. Тоном 4 покрываются также две треугольные тени, которые коробка А отбрасывает на коробку В, а коробка С - на коробку D.

6
Самый темный из подготовленных тонов положите на правую сторону коробки Е, верхнюю часть и сторону коробки F. Не обязательно продвигаться исключительно от светлых тонов к темным: тень от крышки коробки D была отмечена дополнительным тоном, занимающим промежуточное положение между тонами 4 и 5.

7
Теперь оцените градацию тонов. Помните, что светлые краски при их наложении на более темные дают относительно темный комбинированный тон. Я нанес второй слой тона 3 на сторону коробки А, тень на полу и стене, затененные участки коробки А и полностью на коробки Ей F.

8
Некоторые ребра коробок оказались скрытыми подслоями краски, а потому придется обозначить их с помощью тонкой кисти. Чтобы не смазать еще влажную краску, воспользуйтесь муштабелем. Я нанес дополнительный слой краски на длинную сторону коробки D и тем самым одновременно затемнил более светлую сторону коробки F. Я также добавил блик, который увидел на блестящей поверхности коробки С.

9
Наконец я решил, что тень на стене и полу должна быть темнее, и наложил дополнительный слой тона 2.

Округлые объекты

Следующая задача - оценка тональности объектов разнообразных форм и цветов.

Возьмите предметы простых, ясных форм и с диапазоном светлых и темных тонов. Например, яблоки - отличный образец светлых и умеренно темных тонов, лимон - носитель светлого тона, а баклажан обеспечит вас темным тоном.

Начните с определения самого светлого тона. Если какой-то объект блестит, на нем играют блики, то он должен быть обозначен самым светлым тоном. Отраженный свет может не быть совершенно белым, но казаться таким по контрасту с окружением. Чтобы определить его истинный цвет, вырежьте в белом листе бумаги отверстие примерно 5 мм в поперечнике и взгляните на отраженный свет через это отверстие. Закройте второй глаз и перемещайте лист так, чтобы был виден один только блик, и тогда вы поймете, белый он или несколько темнее по тону.

Как и в предыдущем случае, смешайте пять тонов одного цвета. Я в данном случае смешал голубовато-зеленую с небольшим количеством гуммигута.

Материалы:
  • Карандаш НВ или В
  • Предварительно растянутая шероховатая акварельная бумага 140 г/м2
  • Акварельные краски: голубовато-зеленая, гуммигут
  • Кисти: широкая акварельная, средняя круглая
Композиция

Помимо не очень отчетливых границ, данная группа предметов отличается как по цвету, так и потону, а поэтому необходимо оценить тона сквозь прикрытые веки. Помните, что отраженный свет влияет на прилегающие тени.

1
Карандашом НВ без нажима сделайте набросок композиции, проводя легкие, но ясные линии. Обозначьте тени и блики. Определите, какие участки объектов находятся в тени: на стыке, где одна плоскость переходит в другую, источник света уже не освещает часть предмета.

Цветовой тон, Насыщенность, Оттенок

Цветовой тон (оттенок цвета) обозначается такими терминами, как «желтый», «зеленый», «синий» и т. д. Насыщенность - степень или сила выражения цветового тона. Эта характеристика цвета указывает на количество краски или на концентрацию красителя.

Светлота - признак, позволяющий сопоставить всякий хроматический цвет с одним из серых цветов, называемых ахроматическими.

Качественная характеристика хроматического цвета:

· цветовой тон

· светлота

· насыщенность. (Рисунок 8)

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название.

Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.

Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.

Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость".

Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый - апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.

Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.

ЦВЕТОВОЙ ТОН НАСЫЩЕННОСТЬ СВЕТЛОТА

Цветовой тон определяет место цвета в спектре ("красный-зеленый-желтый-синий") Это главная характеристика цвета. В физическом смысле ЦВЕТОВОЙ ТОН зависит от длины световой волны. Длинные волны - красная часть спектра. Короткие - сдвиг в сине-фиолетовую сторону. Средняя длина волны - это желтые и зеленые цвета, они наиболее оптимальны для глаза.

Существуют АХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета. Это черный, белый, и вся шкала серых между ними. Они не имеют ТОНА. Черный - это отсутствие цвета, белый - это смешение всех цветов. Серые обычно получаются от смешения двух и более цветов. Все остальные - ХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета.

Степень хроматичности цвета определяется насыщенностью . Это степень удаленности цвета от серого той же светлоты. Представьте, как свежую траву у дороги покрывает пыль слой за слоем. Чем больше слоев пыли, чем слабее виден первоначальный чистый зеленый цвет, тем меньше НАСЫЩЕННОСТЬ этого зеленого. Цвета с максимальной насыщенностью - это спектральные цвета, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона).

Светлота (яркость)- это положение цвета на шкале от белого до черного. Характеризуется словами "темный", "светлый". Сравните цвет кофе и цвет кофе с молоком. Максимальной СВЕТЛОТОЙ обладает белый цвет, минимальной - черный. Некоторые цвета изначально (спектрально) светлее - (желтый). Другие темнее (синий).

В фотошеп: Следующая система, которая используется в компьютерной графике, система HSB . Растровые форматы не используют систему HSB для хранения изображений, так как она содержит всего 3 миллиона цветов.

В системе HSB цвет разлагается на три составляющие:

  1. HUE (Цветовой тон) - частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.
  2. SATURATION (Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.

· BRIGHTNESS (Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный. . (Рисунок 9)


(Рисунок 10)



Многим известна считалочка, которая помогает запомнить все цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». А что, если придать музыкальным тональностям свою окраску? Возможно ли это? Да, это действительно реально. На самом деле раскрасить музыкальную радугу очень просто, главное взять нужный цвет и начать рисовать. Для этого нужно помнить тональность. Так что же такое музыкальный окрас? Какие цвета нужно использовать для обозначения звуков? Да и существует ли подобное соответствие музыкальных звуков цветам?

Прежде чем познакомить читателя с цветотональностью, нужно сказать, что музыкальная краска представляет собой не просто отдельные звуки и цвета, а целую последовательность, то есть определённую цепочку, другими словами - музыкальную гамму. Гамма образует лады, мажор, минор и тональность. Кстати, в слове «тональность» есть корень «тон», который используется как в музыке , так и в живописи.

Первым, кто предложил использовать цветотональность, был Александр Николаевич Скрябин. Благодаря своему уникальному звуко-музыкальному слуху, он создал целую систему, позволяющую определять цвет в зависимости от тональности звука.

Этот известный музыкант предложил обозначать до-мажор красным цветом, ре-мажор - желтым цветом, соль-мажор - оранжево-розовым цветом, ля-мажор - зелёным. Что касается звучания ми-мажор и си-мажор, то для него эта музыкальная тональность была примерно одинакового, сине-белого цвета. Для фа-диез он предложил использовать ярко-синий цвет. До-диез мажор был обозначен фиолетовым цветом. Тональности ля-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и си-бемоль мажор, обозначались фиолетовым и стальным с серебристым оттенком, соответственно. Для тональности фа-мажор музыкант выбрал тёмно-красный оттенок.

Интересен тот факт, что первые тональности полностью повторяют цветовую гамму радуги, а что касается остальных, то они являются производными. Более того, композитор предложил использовать разделение тональностей на «духовные», к которым отнёс фа-диез мажор, а также «земные» и «материальные», к которым относятся до-мажор и фа-мажор. Аналогично тональностям, композитор охарактеризовал цвета, например, красный символизировал «цвет ада», а фиолетовый и синий - цвет «духовности» или «разума». Слушать радио Европа плюс онлайн на plus-music.org

Вместе с созданием такой цветотональности, композитор Скрябин совместил музыкальное выступление со световой партитурой. Так, например, он впервые в 1910 году создал музыкальное произведение «Прометей», которое использовало не только симфонические переходы, но и партию цвета - Luce. В этом произведение отражались не только музыкальные части, но и всевозможные эпизоды цветовых форм.

В основу своей системы цветотональности, Скрябин заложил утверждение, что все, кто обладает подобным цветовым слухом, воспринимают цвета и звуки так же, как и он. Однако оказалось, что он ошибался. Другие композиторы, обладающие таким же уникальным слухом, воспринимали звуки и соотносили их с цветами совсем по-другому. Например, Римский-Корсаков, видел до-мажор белого цвета, а соль-мажор - коричневым. Кроме того, ми-мажор и ми-бемоль мажор ассоциировались у него с сапфировым и тёмно сумрачным цветами соответственно.

Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию часто сводят к трем цветам красный, зеленый и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами. Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и желтый.

Дополнительные цвета (Complementary Colors)

Когда два или несколько цветов подходят друг к другу, их называет комплиментарными или дополняющими друг друга цветами. Более точным определением будет если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска, пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими или комплиментарными цветами.

Насыщенность (Saturation)

Насыщенность, которую также называют интенсивностью цвета, описывает силу цвета относительно его яркости. Насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определенной яркости освещения. Насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещенности. Например, комната окрашенная в один цвет ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то, что цвет будет неизменен, его насыщенность будет меняться. Это свойство цвета также называют интенсивностью.

Тон можно описать как собственно цвет, краска, оттенок. Именно это слово мы имеем в виду, когда задаем вопрос "Какой это цвет?". Этот термин описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от желтого и синего. Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm). На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются "семействами тонов". Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, черным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью и насыщенностью.

Оттенок (tint), тональность (tone) и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется оттенок (tint). Если цвет делается темнее путем добавления черного, полученный цвет называется тень (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Цветность (Chromaticity, Chroma)

О цветности мы говорим, когда рассуждаем о чистоте цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, черного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми. Это понятие связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако эти термины используются раздельно. Высокоцветные цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, черного или серого. Цвета, расположенные на внешних гранях цветового куба и не касающиеся белого и черного, обладают максимальной цветностью. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его цветность. Цветность, которую часто называют сочностью, является количеством цвета, тона, в цвете. Цвет без тона видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и цветность, за исключением очень светлых цветов.