Электрооборудование

Травы окружающий мир. Травы

Травы окружающий мир. Травы

ТЕМА: ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Познакомить с названиями групп растений, с видами растений, относящимися к той или иной группе;

Формировать умение классифицировать растения (деревья, кустарники, травы);

Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

1.Орг момент.

Цель: создание положительного настроя на работу.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс нас хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

Ребята, улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешной работы на уроке!

Я люблю побродить

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

На сюрпризы горазд

Молчаливый народ

И за то, что отдаст,

Ничего не берет.

В той стране благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь.

И с зеленой страной

Навсегда подружись.

Что за «молчаливый народ» в ней живет?

Сегодня мы продолжим путешествие в мир природы, попытаемся разгадать некоторые ее секреты и попробуем ответить на вопрос «Какие бывают растения».

2.Повторение пройденного.

Посмотрите на доску. Я утверждаю, что на всех картинках изображены тела природы.

ЛУНА, ПОМИДОРЫ, ЗЕМЛЯНИКА, ШИПОВНИК, ТИГРЕНОК, МАЛИНА, РЯБИНА, ЕЛЬ, МАТРЕШКА, БЕРЕЗА, СОСНА, ОБЛАКА, КОРАБЛЬ, КРЫЖОВНИК, ГОРА, ТЮЛЬПАНЫ.

Что здесь «лишнее»? Почему? Уберите.

Докажите, что остались тела природы.

(ВСЁ ЭТО СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ ЧЕЛОВЕКА)

На какие две группы можно разделить оставшиеся объекты?

(ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ)

Распределите картинки.

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

помидоры луна

земляника гора

шиповник облака

тигренок

крыжовник

тюльпаны

Посмотрите на объекты живой природы.

Какой из них является «лишним»? Уберите.

Как назвать оставшиеся тела живой природы? РАСТЕНИЯ

Докажите, что растения живые существа.

ПИТАЮТСЯ

РАСТЕНИЯ ДАЮТ ПОТОМСТВО

Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира.

Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков, плодов и листьев. Наша с вами задача - ответить на вопрос:

Какие бывают растения? Что мы относим к растениям?

3.Деление растений на деревья, кустарники, травы.

Давайте попробуем определить, на какие группы и по каким признакам можно разделить все растения. Отгадайте загадки:

Нам и в дождь и в зной

поможет друг,

Зелёный и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (дерево)

Какие из перечисленных растений мы отнесём к деревьям? (рябина сосна берёза ель)

Какие признаки для них характерны?

ДЕРЕВО – ЭТО РАСТЕНИЕ, У КОТОРОГО (один толстый ствол, деревянистые твердые наземные и подземные части, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону)

Следующая загадка

Она по осень умирает

И вновь весною оживает

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт все лето,

Коровам без неё беда:

Она их главная еда (трава)

Какие из перечисленных растений мы отнесём к траве?(помидоры земляника тюльпаны)

Какие отличительные признаки вы назовёте?

Травянистое растение имеет мягкий зеленый стебель с листьями и цветками.

В какую группу можно определить оставшиеся растения? (шиповник малина крыжовник)

Это кустарники- Каковы отличительные признаки кустарников?

КУСТАРНИК – это растение, у которого … несколько одревесневших стволиков, начинающихся сразу от земли.

Так как же отличить растения? На какие 3 группы они делятся? (слайд)

Растения:1деревья

2 кустарники

4.Работа с учебником

Рассмотрите рисунки на с.72 учебника. На какие группы можно разделить наши растения? (Деревья, кустарники, травы)

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Я буду называть растения. Если это дерево вы стоя поднимите руки вверх, если кустарник, то делаете хлопок перед собой, если трава приседаете.

Дуб,ландыш,сирень,сосна,крапива,береза,крыжовник.вишня,шиповник,клевер,ива,смородина,клён.

6.Работа по учебнику

Рассмотрите три растения. Как они называются (берёза, сирень, пшеница)

Сравните стебли этих растений Какой стебель у берёзы? (У берёзы толстый стебель, мы называем его стволом)

-_Знатоки растений расскажите нам о берёзе

Раскудрявая красавица-берёза, символ России, единственное дерево с белым станом…

Берёза может прожить до 150 лет. Берёза – дерево сердечное. Даже листья у неё сердцевидной формы. Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления шпона, фанеры, паркета.

Почему кора берёзы белая? В ней присутствует особое, окрашивающее ее вещество «бетулин». Именно это вещество придаёт берёзе белую окраску.

Нельзя представить себе землю без деревьев. С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, березовые рощи, сосновые боры…

Когда будете в лесу, посмотрите внимательно на деревья. У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Одни деревья растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озер. И все деревья красивы и есть среди них такие удивительные …

Самое раскидистое дерево – это родич нам знакомого фикуса – БАНЬЯН. Его еще называют дерево – роща. Это потому, что у баньяна не один ствол, как у всех деревьев, а много. Раскинет молодой баньян свои ветви, а ветви выпустят кроме листьев еще и корни. Как только такой корень доберется до земли, он начинает толстеть и превращаться в очередной ствол. У самого большого баньяна насчитали более 4 тысяч стволов. Это даже не дерево – роща, это дерево – лес!

Ребята, как вы думаете, зачем этому дереву такой ствол?

Сказка про Сейбу.

Жила-была Сейба, высокая красавица с гордой головой и стройным стволом. Не захотела она подчиняться злому волшебнику, и он наслал на неё злые ветры, чтобы они погубили гордую красавицу. Обратилась прекрасная сейба к своим корням: “Помогите, добрые мои верные корни, не дайте злым чарам одержать верх”. Долгая ночь прошла. А наутро гордая красавица опиралась на высокие (до 6 м) плоские корни, которые сделали её ещё более устойчивой. Так не покорилась Сейба злому волшебнику.

Ребята, в той местности, где растёт сейба, часты ураганы и ветры. А дерево это очень высокое. Чтобы сильный ураган не смог сломать дерево, ему нужны такие крепкие корни.

Жемчужина лесов- так можно назвать один из районов Южной Америки. Там встречается 600 видов древесных пород –в три раза больше, чем во всей Европе. Здесь есть деревья, которые невозможно срубить топором, он тупится- настолько прочна древесина. Дерево тонет в воде, как камень или железо, поэтому его называют железным-бакаут.

Бальзовое дерево, наоборот, очень легкое. Из стволов этого дерева делают плоты. Это дерево так быстро растёт, что на древесине не остаётся годичных колец.

Есть саговое, дынное, кофейное деревья и много других, из которых можно получить волокно для мешковины, масло, сахар, кофе, каучук. Вы знаете, что у многих деревьев созревают различные плоды. Эти плоды разнообразны по форме, размеру, вкусу, составу.

Какой стебель У сирени? (У неё несколько стеблей и они тоже твёрдые,но не такие толстые,как у дерева) значит это что за растение (кустарник)

Расскажите нам о сирени:

Трудно представить себе май без цветущих кустов сирени. Они есть почти в каждом саду или городском парке. У сирени есть свой праздник. Сирень является лекарственным растением. Она помогает бороться с температурой, микробами. При воспалениях на коже тоже используют сирень. У цветов сирени сильный запах. Он может вызвать головную боль. Надо помнить, что сирень –ядовитое растение.

Ещё один кустарник это можжевельник.

Спросили однажды у древнего мудреца: «Какой цветок ты можешь мне подарить, чтобы я стал бессмертным?»

Можжевельник, - ответил мудрец.

Из всех кустарников можжевельник самый долговечный (доживает до 2 тысяч лет). Листья у него – маленькие хвоинки, они вечнозеленые. Можжевельник очень хорошо очищает воздух.

Ребята, кто из вас любит есть бананы? Это тоже очень удивительное растение.

Банан - самая высокая в мире трава, достигающая высоты 7 м. В этом растении проявились признаки и дерева, и кустарника, и травы. Поэтому называют его древообразным травянистым кустарником. Банан – одно из самых древних культурных растений. Родиной его считают тропическую Азию. После созревания плодов ложный ствол растения, образованный черешками листьев, отмирает. Но к этому времени из почек корневища начинают развиваться один или несколько новых «стволов».

Спирея – очень нежный и привлекательный кустарник, который отличается обильным цветением и непритязательностью в уходе. Можно посадить в своем саду весенне-цветущий или летне-цветущий кустарник

Какой стебель у пшеницы? (У неё один тонкий, мягкий, зелёный стебель). Значит это что за растение? (трава)

- Расскажите нам о пшенице:

Пшеница была известна древним народам Европы, Азии, Северной Африки. За 4 тысячи лет до нашей эры её возделывали в Китае, Египте, на территории современной Швейцарии.

Питательные и целебные свойства пшеницы высоко ценили в Древней Руси. Отвары из толчёного зерна, мякиша и корочки хлеба использовали при лечении многих заболеваний. Из пшеницы получают муку, крупу, крахмал, спирт, клейковину; из зародышей зерна – масло. Каша из пшеничной крупы хорошо усваивается желудком и кишечником

Есть такая трава, которая повыше и покрепче многих деревьев. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки. Это БАМБУК. Он и есть трава. За каждый день бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет в росте он недолго, всего 40 дней, а иначе дотянулся бы до облаков.

Какие же основные отличительные признаки деревьев, кустарников и трав? Прочитайте в справочнике на с.140

Откройте тетрадь на с.12 и выполним первое задание.

Возьмите синий, красный и зелёный карандаши.

6.Физкультминутка

7.хвойные и лиственные деревья.

Посмотрите на иллюстрацию (слайд Смешанный лес)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём

Что это? (лес)

Отгадайте загадку, о каком дереве сейчас пойдет речь

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.(ель)

Поздно дерево цветёт,

У неё сок липкий.

Собирают пчёлы мёд,

Пьют нектар у

(липы).
Вот так дерево! Иголки

подлиннее, чем у ёлки!

Но на ёлочку похоже –

зелено всё время тоже.

Шишки круглые торчат –

вот забава для ребят! (сосна)

У Лукоморья он один –

Зеленый, крепкий исполин.

Царя деревьев лесоруб

Всегда обходит. Это - … (дуб).
Стройны, кудрявы, белокуры,

И любят русские просторы.

Весной сережки надевают

И вкусным соком угощают. (Берёза)

Рассмотрите эти деревья. В чём их сходство, а в чём отличие?

Слайд 10. Деревья. (На столах карточки с изображением деревьев)

У вас на столах карточки с изображением деревьев. Подумайте, что необходимо с ними сделать? (Разделить на группы) . (Проверяю ) На какие две группы их разделили? (Ель, сосна –это хвойные деревья; дуб, берёза, липа-это лиственные деревья) ) . (Проверяю ) Почему так разделили?

У лиственных деревьев на ветках листочки, а у хвойных иголки, это тоже листочки. Мы их называем хвоинками.

Что происходит с лиственными деревьями осенью? (Они желтеют и опадают)

Что происходит с хвойными деревьями? (Они стоят круглый год зелёные)

Почему хвоинки в течение года одного цвета?

(Хвоинки живут 3-5 лет и опадают с дерева постепенно, не все сразу. Каждый год на дереве появляется новая хвоя. И дерево стоит круглый год зелёным)

Сравните ветку ели и сосны. Расскажите чем они отличаются. Выделите отличительные признаки ели.

Вывод : Ель - иголки короткие, колючие, сидят по одной, деревья меняют их через 5-6 лет.

Назовите отличительные признаки сосны.

Вывод : Сосна - иголки длинные, мягкие, сидят парами, живут 2-3 года.

Особенность сосны давно была подмечена людьми

(Главное отличие сосны от ели в том, что у сосны крона располагается высоко, а у ели ветки начинаются достаточно близко от земли, у ели ветки симметричные примерно и одной формы, а у сосны всегда по-разному

Даже визуально ель и сосну легко отличить . Ель имеет конусообразную крону, ветки которой опущены вниз, закрывая ствол. ... В отличие от ели , у сосны длинная хвоя (больше 4 см), собранная в пучок по две иголки.) В сосновых и еловых лесах воздух очень чистый. Он убивает вредные бактерии.

Возьмите синий и зелёный карандаши и выполните задание №2 на с.12.в тетради

Посмотрите что это за дерево?

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. (лиственница)

Что вы знаете о лиственнице? Какое это дерево: хвойное или лиственное? (Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголочки, но они неколючие. А хвойным деревом её называют потому, что вместо листьев у неё хвоинки)

 Возраст лиственницы - до 500 лет.

 До сер. 19 века в России лиственницу нельзя было просто купить. Она предназначалась для государственного пользования. Например, лиственница использовалась в кораблестроении.

 Дерево выдерживает морозы до -65 градусов. В высоту достигает 50 метров, обхват у основания - до двух метров.

 Древесина лиственницы плотная и тяжелая, она тонет в воде, поэтому ее затруднительно переплавлять по рекам.

 Шишки на дереве появляются через 15 лет после посадки. И плодоношение происходит каждые 6 лет.

8. Итог урока

    На какие группы делятся растения?

    Как вы различаете деревья, кустарники и травянистые растения?

    На какие две группы делятся деревья?

    Какова особенность каждой группы?

    Как отличить ель от сосны?

    Итак, мы с вами достигли тех целей которые ставили в начале урока?

    Как же мы можем определить настроение другого человека?

    По вашим лицам я вижу, что довольны результатам нашего урока.

    Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Начинайте день с улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

    – Покажите, с каким настроением вы покидаете урок.

    У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

    Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

    Простой - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

    Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

    Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. Я говорю вам всем сегодня: « Молодцы! Спасибо за урок!»

    Я желаю вам хорошего настроения, урок окончен.


Что же такое трава? Трава – это небольшое растение с мягким и тонким стеблем. Если много разных трав растёт рядом на Опушке леса, на поляне или на лугу, то их называют красивым словом «разнотравье». Травы похожи на деревья тем, что у тех и у других есть корень, стебель или ствол, листья, цветы и семена. Отличаются они ростом и тонким мягким стеблём.














Недаром её называют жгучей. После укуса крапивы на теле остаются красные пятна, они вызывают неприятный зуд и жжение. Рассмотрев листок, можно заметить очень маленькие волоски, которые словно крошечные бутылочки полны едкой жидкости – муравьиной кислоты. Наверху бутылочек – хрупкая головка. При малейшем прикосновении головка отламывается, острые края волоска прокалывают кожу, и в ранку попадает едкая жидкость.




Подорожник у дороги Дружно топчут наши ноги. Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил своё название. Мчатся машины, идут люди, на листья подорожника насту- пают ногами, а ему хоть бы что! Жёсткие листья и упругий стебель тут же выпрямляются, оставаясь свежим и зелёным. подорожник


В народе эту травку называют полевым рябинником, или дикой рябинкой. Пижму применяют при лечении болезней. пижма Кротко тихое сияние Предосенней красоты. В золотистом одеянье Пижмы пышные кусты. Кажется, что излучает Пижма ровный, мягкий свет И окрестность озаряет, Если в небе солнца нет.


Папоротник У папоротника крупные резные листья, похожие на перья диковинных птиц. Они растут на длинных черешках. Несколько листьев вы- ходит из одного невысо- кого стебля. Осенью листья отмирают, а вес- ной появляются новые молодые листья. Папоротник похож на другие травы тем, что у него есть корень, стебель и листья. У него нет ни цветов, ни соцветий, ни семян.


Мята Знаю, любят детки Мятные конфетки. Они рот слегка кислят, Освежают, холодят! Мяту широко используют в пищевой промышленности, её добавляют в конфеты и жвачки. Мята - настоящий кладезь витаминов и полезных веществ. Из листьев готовят витаминный чай, отвары, настойки, лекарства.


Медуница Не успел сойти белый снег, Появился ранний смелый побег, А цветочки у него все разные, Фиолетовые, синие, голубые, красные, Они меняют окраску, следуя моде Красуются при холодной погоде. Цветы ароматные, содержат много нектара, Цветут в лесу, очень любят дубравы.



Зверобой В старину это лекарство называли «травой от 99 болезней». Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы, и останавливает нагноение и воспаление. Листья содержат эфирные масла, витамины Е и С. Обладает превосходным красящим веществом.



Если летом вы оказались на цветущем лугу, на тенистой лесной полянке или опушке, полюбуйтесь удивительной Страной трав, вдохните свежий аромат зелени, но постарайтесь не мять траву, не ломать её нежные стебельки, не рвать ни лесные, ни полевые цветы. Пусть они украшают землю! Пусть радует нас цветущее разнотравье!





Слайд 2

Слайд 3

Сегодня мы поговорим о травах. Достаточно выйти на зелёную лужайку перед домом или пойти в лесу, и вы окажетесь в стране трав! Вы порой их не замечаете, а ведь они красивые, душистые и полезные. Их так много вокруг нас и все они разные!

Сегодня мы поговорим о травах. Достаточно выйти на зелёную лужайку перед домом или пойти в лесу, и вы окажетесь в стране трав! Вы порой их не замечаете, а ведь они красивые, душистые и полезные. Их так много вокруг нас и все они разные!

Слайд 4

Что же такое трава? Трава – это небольшое растение с мягким и тонким стеблем. Если много разных трав растёт рядом на опушке леса, на поляне или на лугу, то их называют красивым словом «разнотравье». Травы похожи на деревья тем, что у тех и у других есть корень, стебель или ствол, листья, цветы и семена. Отличаются они ростом и тонким мягким стеблём.

Что же такое трава? Трава – это небольшое растение с мягким и тонким стеблем. Если много разных трав растёт рядом на Опушке леса, на поляне или на лугу, то их называют красивым словом «разнотравье». Травы похожи на деревья тем, что у тех и у других есть корень, стебель или ствол, листья, цветы и семена. Отличаются они ростом и тонким мягким стеблём.

Слайд 5

На лужайках и полянах будет много трав густых, трав медовых, свежих, пряных, трав, от солнца золотых. Деревья растут много лет, а травы живут недолго. Многолетние не более 5 лет, а однолетние – всего 1 год.

На лужайках и полянах Будет много трав густых, Трав медовых, свежих, пряных, Трав, от солнца золотых. Деревья растут много лет, а травы живут недолго. Многолетние не более 5 лет, а однолетние – всего 1 год.

Слайд 6

На зелёных речных лугах рассыпают золотые монетки жёлтые одуванчики, розовеют круглые головки клевера. Клевер.

На зелёных речных лугах рассыпают золотые монетки жёлтые одуванчики, розовеют круглые головки клевера. клевер

Слайд 7

Одуванчики.

одуванчики

Слайд 8

На полях и полянках ярко синеют васильки.

Слайд 9

Ромашки. Как ромашка ты мила! Твоя кофточка бела! Воротник золотой, на нас смотришь с добротой!

ромашки Как ромашка ты мила! Твоя кофточка бела! Воротник золотой, На нас смотришь с добротой!

Слайд 10

Иван-чай. Полыхают ярко и красиво розовые кисти иван-чая, налетает ветер шаловливый И соцветья пышные качает. Он разносит по лесным полянам их густой манящий аромат. Пчёлы, что проснулись утром рано, за нектаром сладостным летят.

иван-чай Полыхают ярко и красиво Розовые кисти иван-чая, Налетает ветер шаловливый И соцветья пышные качает. Он разносит по лесным полянам Их густой манящий аромат. Пчёлы, что проснулись утром рано, За нектаром сладостным летят.

Слайд 11

Расскажи – ка нам, вьюнок, как вскарабкаться ты смог на высокую ограду нашего большого сада? Я старался, я трудился, вкруг ограды я обвился, поднимался я всё выше выше сливы, выше вишен, сплошь ограду я увил И цветы свои раскрыл!

Расскажи – ка нам, вьюнок, Как вскарабкаться ты смог На высокую ограду Нашего большого сада? Я старался, я трудился, Вкруг ограды я обвился, Поднимался я всё выше Выше сливы, выше вишен, Сплошь ограду я увил И цветы свои раскрыл!

Слайд 12

Недаром её называют жгучей. После укуса крапивы на теле остаются красные пятна, они вызывают неприятный зуд и жжение. Рассмотрев листок, можно заметить очень маленькие волоски, которые словно крошечные бутылочки полны едкой жидкости – муравьиной кислоты. Наверху бутылочек – хрупкая головка. При малейшем прикосновении головка отламывается, острые края волоска прокалывают кожу, и в ранку попадает едкая жидкость.

Слайд 13

Полынь. У полыни скромен наряд: серебристо-седые листья И соцветий алые кисти на стеблях её не горят. Но когда иду меж полей (влагой веет земля, теплынь) ничего не знаю милей, чем простая трава – полынь!

полынь У полыни скромен наряд: Серебристо-седые листья И соцветий алые кисти На стеблях её не горят. Но когда иду меж полей (Влагой веет земля, теплынь) Ничего не знаю милей, Чем простая трава – полынь!

Слайд 14

Подорожник у дороги дружно топчут наши ноги. Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил своё название. Мчатся машины, идут люди, на листья подорожника насту- пают ногами, а ему хоть бы что! Жёсткие листья и упругий стебель тут же выпрямляются, оставаясь свежим и зелёным. Подорожник.

Подорожник у дороги Дружно топчут наши ноги. Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил своё название. Мчатся машины, идут люди, на листья подорожника насту- пают ногами, а ему хоть бы что! Жёсткие листья и упругий стебель тут же выпрямляются, оставаясь свежим и зелёным. подорожник

Слайд 15

В народе эту травку называют полевым рябинником, или дикой рябинкой. Пижму применяют при лечении болезней. Пижма. Кротко тихое сияние предосенней красоты. В золотистом одеянье пижмы пышные кусты. Кажется, что излучает пижма ровный, мягкий свет И окрестность озаряет, если в небе солнца нет.

В народе эту травку называют полевым рябинником, или дикой рябинкой. Пижму применяют при лечении болезней. пижма Кротко тихое сияние Предосенней красоты. В золотистом одеянье Пижмы пышные кусты. Кажется, что излучает Пижма ровный, мягкий свет И окрестность озаряет, Если в небе солнца нет.

Слайд 16

Папоротник. У папоротника крупные резные листья, похожие на перья диковинных птиц. Они растут на длинных черешках. Несколько листьев вы- ходит из одного невысо- кого стебля. Осенью листья отмирают, а вес- ной появляются новые. Молодые листья. Папоротник похож на другие травы тем, что у него есть корень, стебель и листья. У него нет ни цветов, ни соцветий, ни семян.

папоротник У папоротника крупные резные листья, похожие на перья диковинных птиц. Они растут на длинных черешках. Несколько листьев вы- ходит из одного невысо- кого стебля. Осенью листья отмирают, а вес- ной появляются новые молодые листья. Папоротник похож на другие травы тем, что у него есть корень, стебель и листья. У него нет ни цветов, ни соцветий, ни семян.

Слайд 17

Мята. Знаю, любят детки мятные конфетки. Они рот слегка кислят, освежают, холодят! Мяту широко используют в пищевой промышленности, её добавляют в конфеты и жвачки. Мята - настоящий кладезь витаминов и полезных веществ. Из листьев готовят витаминный чай, отвары, настойки, лекарства.

мята Знаю, любят детки Мятные конфетки. Они рот слегка кислят, Освежают, холодят! Мяту широко используют в пищевой промышленности, её добавляют в конфеты и жвачки. Мята - настоящий кладезь витаминов и полезных веществ. Из листьев готовят витаминный чай, отвары, настойки, лекарства.

Слайд 18

Медуница. Не успел сойти белый снег, появился ранний смелый побег, А цветочки у него все разные, фиолетовые, синие, голубые, красные, они меняют окраску, следуя моде красуются при холодной погоде. Цветы ароматные, содержат много нектара, цветут в лесу, очень любят дубравы.

медуница Не успел сойти белый снег, Появился ранний смелый побег, А цветочки у него все разные, Фиолетовые, синие, голубые, красные, Они меняют окраску, следуя моде Красуются при холодной погоде. Цветы ароматные, содержат много нектара, Цветут в лесу, очень любят дубравы.

Слайд 19

Лопух (репейник). Заросли лопухов можно встретить на лугу, в огороде, в придорожных канавах и во дворах возле домов. Как хорош сегодня наш лопух! Он вчера был тусклым, запылённым, дождь его промыл, он весь набух, стал тугим, блестящим и зелёным.

лопух (репейник) Заросли лопухов можно встретить на лугу, в огороде, в придорожных канавах и во дворах возле домов. Как хорош сегодня наш лопух! Он вчера был тусклым, запылённым, Дождь его промыл, он весь набух, Стал тугим, блестящим и зелёным.

Слайд 20

Горошек.

  • Слайд 21

    Зверобой. В старину это лекарство называли «травой от 99 болезней». Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы, и останавливает нагноение и воспаление. Листья содержат эфирные масла, витамины Е и С. Обладает превосходным красящим веществом.

    зверобой В старину это лекарство называли «травой от 99 болезней». Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы, и останавливает нагноение и воспаление. Листья содержат эфирные масла, витамины Е и С. Обладает превосходным красящим веществом.

    Слайд 25

    Нивяник обыкновенный. Марь.

    нивяник обыкновенный марь

    Слайд 26

    Назови травы! Горошек. Подорожник. Крапива. Иван-чай.

    Назови травы! горошек подорожник крапива иван-чай

    Слайд 27

    Если летом вы оказались на цветущем лугу, на тенистой лесной полянке или опушке, полюбуйтесь удивительной страной трав, вдохните свежий аромат зелени, но постарайтесь не мять траву, не ломать её нежные стебельки, не рвать ни лесные, ни полевые цветы. Пусть они украшают землю! Пусть радует нас цветущее разнотравье!

    Если летом вы оказались на цветущем лугу, на тенистой лесной полянке или опушке, полюбуйтесь удивительной Страной трав, вдохните свежий аромат зелени, но постарайтесь не мять траву, не ломать её нежные стебельки, не рвать ни лесные, ни полевые цветы. Пусть они украшают землю! Пусть радует нас цветущее разнотравье!

    Слайд 28

    Я иду по цветущему лугу, высыхает на листьях роса, ветер травы качает упруго, И мне чудятся их голоса – ни шепчут: « не рви нас, не надо, наши гибкие стебли не мни, мы для глаз и для сердца – отрада, украшенье родимой земли!».

    Я иду по цветущему лугу, Высыхает на листьях роса, Ветер травы качает упруго, И мне чудятся их голоса – Ни шепчут: « Не рви нас, не надо, Наши гибкие стебли не мни, Мы для глаз и для сердца – отрада, Украшенье родимой земли!»

    Рабочая тетрадь "Окружающий мир" за второй класс, часть вторая, УМК "Перспектива", авторы тетради - Плешаков, Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради.

    Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных.

    Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.

    Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс

    Кликайте по номерам страниц, чтобы посмотреть ответы на задания.

    Зима

    Страница 3-5. Зимние месяцы

    Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

    1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.

    2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.

    3 столбец: студень, сечень, снежень.

    2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с


    2) с явлениями живой природы;
    3) с трудом людей.

    Выбрать варианты вы можете на страничке Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей >>

    Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

    Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

    Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.

    Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.

    Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.

    Белая вата весь лес согрела. (Снег).

    Одеяло белое
    Не руками сделано.
    Не ткалось и не кроилось,
    С неба на землю свалилось. (Снег).

    Намело, навьюжило.
    Все деревья в кружеве!
    Снег на соснах, на кустах,
    В белых шубках ели.
    И запутались в ветвях
    Буйные метели.

    Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.

    Городской сад зимой

    Площадь Ленина зимой

    Храм Василия Блаженного зимой

    Храм Христа Спасителя зимой

    Страница 6-7. Зима - время науки и сказок

    Задание 2 . Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.

    Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.
    При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.
    Ясный новогодний день - к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.
    Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.

    Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>

    Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.

    Вспомним сказку "Зимовье зверей". Рисунок:

    Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

    Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.

    Страница 8-9. Зима в неживой природе

    Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.

    Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.

    Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

    Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.

    Задание 3. Запиши даты:

    Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

    Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.

    Страница 10-11. Звездное небо зимой

    Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.

    Полярная звезда - самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.

    Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

    Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку - маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила:
    - Кто ты?
    - Я - Полярная звезда! Я упала с неба - ответила гостья.
    - Зачем ты прилетела сюда?
    Звезда не задумываясь ответила:
    - Чтобы посмотреть, что такое земля.
    Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.

    Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.

    Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади - юг, слева - запад, справа - восток.

    Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.

    Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.

    Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

    Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.

    Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.

    Страница 12-13. Зима в мире растений

    Задание 1.

    Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.

    Задание 2.

    Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.

    Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.

    Ответ: можжевельник.

    Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.

    Примеры рисунков:

    Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.

    Шиповник определим по красным вытянутым плодам.

    Березу определим по белому стволу.

    Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.

    Страница 14-15. Зимние праздники

    Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.

    Коляда, коляда!
    Выходила коляда из Нова-города.
    Как искала коляда Машенькиного двора.
    Нашла коляда Машин двор.
    Машин двор не мал, не велик,....
    Счастья, радости тебе, Машенька!

    Задание 3.

    Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.

    Страница 16-17. Растения в домашней аптечке

    Задание 2. Практическая работа "Лекарственные растения".

    Название растений - Какие части используются

    шиповник - плоды
    зверобой - цветки, листья, стебель
    цикламен - клубни
    ромашка аптечная - цветы
    можжевельник - плоды
    календула - цветы

    Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

    1. Валериана

    3. Календула
    4. Липа
    5. Подорожник
    6. Тысячелистник

    Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

    Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.

    Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей

    1. Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия.

    Задание 2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.

    Задание 3. Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью?

    Птицы все чаще стали прилетать к жилью человека. Синички даже могут залететь на балкон, если открыть окно. Они ищут корм.

    Каких еще птиц вам удалось увидеть?

    Синицы, снегири.

    Понаблюдайте за птицами у кормушки.
    По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.

    Мы смастерили из дощечек кормушку. Папа повесил ее на дереве в парке. Мама насыпала в нее семечки и зернышки. Но птицы долго не прилетали. Наконец, однажды мы обнаружили, что корм исчез! Это означало, что птицы нашли наш подарок! Мы стали приходить чаще и приносить свежий корм.

    Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу

    Задание 1. Как связаны между собой ель и лесные животные?

    Клест, дятел, белка, мышь, заяц кормятся семенами ели и распространяют их. Весной семена, которые уронили эти животные, прорастут, из них вырастут новые ели.

    Задание 2. Прочитайте в учебнике рассказ "Как животные друг другу помогают". Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу.

    Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой

    1. Составь короткий устный рассказ о феврале, используя в нем слова "межа", "граница", "рубеж".

    Рассказ о феврале.

    Февраль - последний месяц зимы, межа между зимой и весной. Между февралем и мартом проходит граница или рубеж между холодом и теплом. Говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Это значит, что становится теплее, и ощущаются первые признаки весны. Снег еще не сошел, но солнце пригревает, образуются проталины.

    Нарисуй картинку к своему рассказу.

    Задание 2. Отгадай загадку.

    Висит за окошком кулек ледяной.
    Он весело плачет и пахнет весной.

    Отгадка: СОСУЛЬКА.

    Задание 3. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нем одноклассникам.

    2 яйца, 3 столовые ложки сахара, 1 литр молока, половина чайной ложки соли, муки столько, сколько вберет тесто (оно должно получиться жидким), растительное масло.

    Смешать яйца с сахаром, добавить муку, соль, молоко. Хорошо размешать тесто, чтобы не было комочков. В тесто можно добавить 3-4 ложки растительного масла.

    Жарить на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.

    Задание 4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.

    Сретение означает встреча. Этот праздник пришел к нам с Библейских страниц. Одному старцу по имени Симеон было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию (Христа). И вот однажды, когда он был в храме, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса, чтобы исполнить закон. Симеон взял Младенца Иисуса на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.". В честь этого события и празднуют праздник Сретение.
    Считается, что в Сретение зима с весной встречается.

    Страница 24-25. Зимний труд

    Задание 1. Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.

    Зимой женщины занимались рукоделием, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Еще они ухаживали за домашними животными.

    Задание 2. Заполнить пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.

    Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах.
    Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
    Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины.
    После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком.
    Комнатные растения зимой поливают редко.

    Задание 3.

    Ответ слева направо: лук, фиалка, декабрист, лимон.

    Страница 26-27. Будь здоров

    Задание 1.

    Задание 2. Подумай и запиши, какие качество развивают игры, в которые ты любишь играть зимой.

    Зимние игры на снегу закаляют мое здоровье, развивают выносливость, ловкость и силу. А при строительстве фигур из снега - фантазию.

    Задание 3. Зимняя игра народов вашего края.

    Приз на столбе

    У многих народов, в том числе и у русских, была такая зимняя забава. Посреди площади устанавливали большой столб. Его обливали водой. На морозе вода превращалась в лед, и столб становился очень скользким. На верхушке столба вешали ценный приз, например, красные сапоги. Вот тут и начиналась игра! Любой парень или мужчина мог попробовать взобраться на самый верх и снять сапоги. Но подняться по скользкому столбу удавалось только самым сильным и ловким.

    Качества, которые развивает эта игра: ловкость, силу, сообразительность, смелость.

    Страница 28-29. Охрана природы зимой

    1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.

    2. Напиши, какие еще пернатые гости бывали в твоей "столовой".

    Ответ: Голуби, сорока, ворона.

    3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.

    Ответ: просо, семечки, сухарики.

    4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.

    Амурский тигр, филин.

    5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесенном в красную книгу России (желательно живущем в твоем крае). Можно дополнить рассказ рисунком.

    Ласка - самый маленький хищник, обитающий в нашем крае. Ласка уничтожает огромное количество мышей. Она живет в полях и лесах, а также по берегам рек и озер. Этот зверек ценится своим мехом. Летом у ласки шубка коричневая с белой грудкой, а зимой полностью белая.

    Страница 30-31. Зимняя прогулка

    Задание 1. Рассмотри фотографии. Подумай, в каких регионах России зимой людям требуется такая теплая одежда.

    Ответ: в северных регионах России.

    Задание 2.



    Весна и лето

    Страница 32-33. Весенние месяцы

    1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце...

    Узнай у старших и запишт в третий столбец названия весенних месяцев в языках народа твоего края.

    1 столбец: мартиус, априлис, майус
    2 столбец: март, апрель, май
    3 столбец (на украинском): зимобор, снегогон, травень.

    2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

    а) с явлениями неживой природы -
    б) с явлениями живой природы -
    в) с трудом людей -

    3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.

    4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:

    Народный прогноз оправдался.

    С. 34-35. Весна в неживой природе

    1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца весной. Объясни свой выбор.

    Ответ: рисунок справа, потому что на нем солнце выше, в природы видны признаки весны: ледоход на реке, прилет птиц.

    Составь список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

    Ответ: потепление, таяние снега, ледоход, полноводие рек, половодье, первая гроза

    3. Запиши дату.

    4. Понаблюдайте за погодой весной...

    Актуальные данные для вашего города можно взять на сайте гисметео ру, в дневнике погоды для школьников.

    Страница. 36-37. Весна - утро года

    1. Запиши даты прихода весны по старинным календарям твоего края.

    2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:

    Благовещение

    Стр. 38-39. Звездное небо весной

    2. ... Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на весеннем небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.

    Созвездия: Кассиопея, Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.

    Звезды: Регул, Полярная звезда, Сириус.

    Созвездие, которое удалось увидеть на весеннем небе: Весы

    3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба.

    Созвездие льва

    Лев – это главная фигура ночного весеннего неба. Расположение ярких звёзд напоминает лежащего льва, голова и грудь которого представляют известный астеризм «Серп», похожий на зеркально отражённый вопросительный знак. Созвездие Льва очень богато на разные интересные объекты, которые очень легко рассмотреть в небольшой телескоп и даже невооруженным глазом. Его можно наблюдать с февраля по март в южной части ночного неба. Самые яркие звезды созвездия Льва: Регул, Денебола, Альгейба.

    Регул - является самым главным объектом созвездия Льва. Звезда находится почти в центре созвездия и часто ассоциируется с сердцем. Это очень яркое светило, яркость которого в 160 раз выше, чем у нашего Солнца. Эта звезда располагается в 85 световых годах от нас, чем и объясняется ее высокий видимый блеск.

    Денебола – второй по яркости объект, который относится ко Льву. Это крайняя звезда, которая часто именуется хвостом.

    Альгейба – двойная звезда, одна из самых красивых на небе. Обозначает величественную гриву. Если присмотреться, то у слегка оранжевой звезды заметный золотистый спутник. Период обращения этой двойной системы примерно 510 лет.

    4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

    Жил был в Африке могучий царь зверей - лев. Все его боялись и в страхе разбегались, когда он издавал свой грозный львиный рык. Но вот однажды ночью лев поднял вверх голову и увидел множество созвездий - там были и заяц, и медведи. Он громко зарычал на них, но ни одна звездочка не пошевелилась. Он зарычал еще громче, но никто на звездном небе не бросился от него наутек. Тогда лев захотел проучить звезды. Он прижался к земле и подпрыгнул так высоко, что попал прямиком на небо, но, посмотрев с высоты на Землю, так испугался, что замер и забыл, зачем он сюда забрался. Так и превратился могучий лев в созвездие Льва.

    Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений

    Слева направо: ветреница, печёночникца, мать-и-мачеха, медуница, чистяк, хохлатка, гусиный лук.

    2. Раскрась цветы. Назови их.

    Слева направо: Хохлатка, медуница, гусиный лук

    3. ... Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.
    Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников - красным.

    4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:

    Мать-и-мачеха - конец марта
    Одуванчик - в мае
    Ландыш - в начале мая
    Черёмуха - в начале мая
    Вишня - конец мая
    Яблоня - конец мая, начало июня
    Тополь - июнь
    Берёза - в апреле
    Ольха - в мае

    5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья орешника, яблони, берёзы, дуба.

    Орешник: начало апреля - май.
    Яблоня: конец апреля - середина мая.
    Береза: конец апреля - середина мая.
    Дуб: середина апреля - конец мая.

    7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой "Зеленые страницы" или другой литературой (по своему выбору).

    Черемуха

    Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что весной черемуха одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.

    Черемуха - это кустарник из семейства розоцветных. Ее ствол полностью покрыт корой темно-серого цвета, на котором встречаются ржаво-бурые пятна. Листья у черемухи обратнояйцевидной формы. Цветки хоть и небольшие, но очень пахучие. Они белые и собраны в очень красивую кисть.

    Черемуха является санитаром леса. У цветков и листьев есть специальный аромат, поэтому и обладает фитонцидным свойством. Это и сделало дерево особенным, так как это наделило его способностью убивать насекомых и микробов. Дерево беспощадно даже для комаров и клещей.

    Про черемуху написано много стихов и песен.

    Стр. 44-45. Чудесные цветники весной

    1. Вырежи из приложения фотографии и приклей каждую в свое окошко.

    2. Раскрась цветы. Назови их (устно)

    Слева направо: тюльпаны, анютины глазки, нарциссы

    3. Определите несколько растений весенних цветников. Нарисуй 2-3 растения или наклей фотографию.

    Примула

    Ландыш

    4. Напиши рассказ об одном из растений весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах.

    Примулы не зря называют первоцветами – весной они зацветают раньше всех.

    В скандинавских сагах примулы называли ключами богини весны Фреи. Как только сойдет снег, приходит юная прекрасная богиня на землю, чтобы украсить ее цветами и травами. И где касается ее разноцветное ожерелье - радуга земли, там и вырастет первоцвет.

    Примулы - многолетние растения и цветут только один раз в году - весной.

    Страница 46-47. Весна в мире насекомых

    1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

    3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку

    Гусеница крапивницы - листья крапивы.
    Гусеница траурницы - листья березы, осины.
    Стрекоза - личинки комаров.
    Личинка стрекозы - личинки комаров.
    Муравей - насекомые.

    Эти насекомые не наносят ущерб человеку.

    4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

    Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей

    1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.

    2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть грача - начало марта, скворца - конец марта, зяблика - конец марта, ласточку - конец мая.

    3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.

    Ёж - насекомые, жабы.

    Медведь - ягоды, насекомые, корни растений, рыба, крупные животные (лось, олень)

    Летучая мышь - насекомые.

    Закрасить кружок рядом с текстом "летучие мыши" - они просыпаются позже всех, потому что питаются только летающими насекомыми, а те начинают летать поздно.

    4. Наблюдение за птицами.

    Недалеко от нашего дома ласточки свили гнездо. Оно находилось под крышей магазина. Каждую весну ласточки возвращаются в своё гнездо и выводят птенцов. В конце лета они покидают свое жилище и улетают в теплые края.

    Я не раз видела, как ласточки кормили своих птенцов. Когда мама или папа подлетали к гнезду, птенцы высовывали свои раскрытые клювы и начинали пищать, требовать корм. Мне очень нравится наблюдать за птицами.

    Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу

    1. С кем дружит ива?

    3. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

    4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнезда каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.

    Кукушка - перелётная птица. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, таких как: трясогузка, горихвостка, зарянка, зяблик, вьюрок. Кукушки поедают мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. У кукушек кукует самец, а не самка.

    Страница 52-53. Весенний труд

    1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.

    С края на край режу черный каравай... Рогожка в окошках всё поле покрыла.

    2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

    Гром гремит, молния сверкает, с одного берега тает, с другого замерзает (ткут полотно).

    Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет (вышивание)

    3. Загадка.

    Клочьями рвали, по полю вязали,
    Били меня, колотили меня,
    Крутили, ткали,
    Под ключ запирали, на стол сажали.

    Отгадка: лён.

    4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье.

    Страница 54-55. Старинные весенние праздники

    1. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.

    Лежит мост
    На семь верст,
    В конце моста -
    Золотая верста.

    Отгадка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ПАСХА.

    2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодоженов.Вместо пропусков запиши пожелания.

    Еще дома ли хозяин,
    Во дому ли господин?
    Поздравляем с молодцом,
    С Алексеюшкой!
    Со вьюницей-молодицей,
    Со Татьянушкой!
    Сколько в лесу пеньков -
    Столько желаем вам сынков!
    Сколько в лугу кочек -
    Столько желаем дочек!

    3. Прочитай текст русской песни о берёзке. Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.

    Ласковые слова (их надо подчеркнуть): березонька, ветерок, дождичек.

    Слова со значением цвета: зеленое, зеленеть, белая, русые.

    4. Подбери и приклей фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.

    Светлая Пасха - Христос воскрес!

    Стр. 56-57. Будь здоров!

    1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунков здесь можно поместить фотографии.

    2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.

    Ответ: Творческие способности, дружелюбие, терпение.

    3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.

    Городки - русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».

    Для игры в городки используются 15 фигур. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала - городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города.

    Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

    Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.

    Ответ: Ловкость, силу, глазомер, умение сосредоточиться.

    Стр. 58-59. Охрана природы весной

    2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.

    3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесенном в Красную книгу России.

    Гриб баран (грифола курчавая)

    Гриб - баран – редкий и очень интересный вид. Обычно он выбирает для своего местообитания леса с широколиственными деревьями. Он любит селиться на кленах и дубах, реже выбирая за своего хозяина каштаны и бук. Собирают же эти грибы только в августе и сентябре, а вес одного гриба иной раз может достигать десяти килограммов.

    Стр. 60-61. Весенняя прогулка

    Фото с прогулки:

    Грачи прилетели

    Верба цветет

    Первоцвет

    Стр. 62-65. Лето красное

    1. Названия летних месяцев.

    1 столбец: юниус, юлиус, августус
    2 столбец: июнь, июль, август
    3 столбец (на украинском): червень, липень, серпень

    2. Запишите названия летних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

    1) с явлениями неживой природы;
    2) с явлениями живой природы;
    3) с трудом людей.

    Выбрать можно со странички: Названия месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей

    3. В разных краях великой нашей Родины у лета свой срок. Запиши даты, когда лето приходит в ваш край и когда уходит.

    Подсказка: здесь не надо искать даты праздников в старинных календарях, ведь того не требует вопрос. Просто, напишите, когда в вашем краю становится тепло. Например, в Краснодарском крае лето часто наступает в середине мая, а уходит в начале октября. На Урале и в Сибири лето приходит в июне, уходит в августе.

    4. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные летом. Придумай и напиши подпись.

    Парк летом

    5. С помощью отрывного календаря узнай, сколько длится светлое время суток в дни летнего солнцестояния, летнего солнцеворота и в Петров день. Запиши свои наблюдения.

    Примечание: Долгота дня записана для Москвы.

    6. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца летом.

    Ответ: на крайнем рисунке справа. Солнце на нем расположено выше всего, деревья одеты в листву.

    7. Запиши даты:

    8. Понаблюдайте за погодой летом. Ведите наблюдения, результаты заносите в таблицу.

    * Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт Гисметео - дневник погоды для школьников, где нужно выбрать город и дату и увидеть данные о погоде.

    Страница 66-67. Летние праздники и труд

    Согнута в дугу, Летом на лугу, Зимой на крюку - КОСА

    Зубастые, а не кусаются - ГРАБЛИ.

    3. Вырежи из приложения рисунки даров лета. Наклей их в окошки слева направо так, как идут друг за другом праздники трех Спасов в августе.

    МЕД ЯБЛОКИ ОРЕХИ

    Даты праздников:

    4. Нарисуй условный знак к выражению "круглый год".

    Стр. 68. Летняя прогулка

    Поместите любые свои фотографии летом.

    Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.