Электрооборудование

Как проверить масляный датчик. Выявление и устранение неисправности датчика давления масла

Как проверить масляный датчик. Выявление и устранение неисправности датчика давления масла

Рабочее место пилотов Формулы-1 часто сравнивают с кабиной самолета. На рулях болидов примерно двадцать переключателей, тумблеров и кнопок. Стоимость каждого «штурвала» может доходить до 50 тысяч евро. «Мотор» отснял рули команд Ф-1 и разобрался, зачем нужны все эти кнопки и переключатели.

Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды. Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля – так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS и KERS. Для последней на руле есть как правило еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии. Для каждой трассы необходимо найти правильный баланс – KERS «помогает» автомобилю на торможениях и чересчур агрессивные настройки системы могут привести к блокировке колес.

В ходе гонок KERS редко используется на протяжении всей гонки на полную мощность, чтобы избежать перегрева. Заставить KERS работать на максимум, в случае необходимости, пилоты могут самостоятельно при помощи переключателей.

####Что можно найти на руле болида Формулы-1

На большинстве рулей в удобном месте расположена кнопка подачи воды для питья в шлем гонщика. На руле Шумахера такой кнопки нет.

Основной элемент верхней части руля Формулы-1 – цифровой дисплей. В этом правиле всего два исключения – Red Bull и Toro Rosso. Выглядят цифровые табло у всех команд одинаково. Светодиодная шкала сверху – обороты мотора. На центральном дисплее отображается передача, на два боковых экрана может выводиться разнообразная информация: время на круге, время на отдельных секторах, отставание от своего лучшего результата или от соперника, уровень заряда батареи KERS и другие параметры. Сбоку расположены еще по три диода – они дублируют флаги, показываемые маршалами. Если на трассе желтые флаги – на руле загораются желтые сигналы, красные – в случае остановки гонки, голубые – если необходимо пропустить более быстрого соперника на круг.

Передачи переключаются подрулевыми лепестками, но есть еще две кнопки на передней панели, отвечающие за работу трансмиссии – это включение нейтрали и задней передачи. Наличие последней – требование регламента. Большая часть пилотов обходится без этой кнопки на протяжении всего сезона.

Руль болида Mercedes AMG испещрен цветными переключателями -- так пилотам удобнее ориентироваться в гонке.

Место в центре рулевого колеса поделено между переключателями, отвечающими за работу дифференциала (их в большинстве случаев три: для настроек на входе в поворот, в средней части и на выходе), мотора (ограничитель оборотов, настройки педали газа и крутящего момента) и шин. У разных типов резины Pirelli разный диаметр. Пилот должен самостоятельно с помощью переключателя на руле дать автомобилю понять, какой тип покрышек установлен в данный момент. Это необходимо для нормального функционирования всех остальных систем и корректного отображения параметров.

Центральный элемент руля Формулы-1 – многофункциональный переключатель. Здесь можно выбрать режимы работы тех узлов, для которых не предусмотрено дополнительных переключателей, исправить возможные сбои электроники или, например, включить круиз-контроль – его команды используют для работы с аэродинамическими элементами в ходе тренировок и тестов. Дополнительные кнопки (чаще всего обозначенные как «+1» и «+10») позволяют выбрать необходимый режим работы. Запоминать все комбинации гонщику не нужно: обычно гоночный инженер пилота по радио сообщает, какой параметр необходимо выставить. Например, "Топливо, 14".

Еще одна кнопка, чаще всего обозначенная как «Ack» (Acknowledge – в переводе с английского «подтвердить») или «Acc» (Accept – «принять»), нужна для подтверждения операции.

% % %Вид сзади % %С обратной стороны руля помимо лепестков коробки передач, располагаются и "ушки" сцепления. Им пилоты пользуются только при старте и на пит-стопах. Рычага сцепления два, но отвечают они за одну и ту же функцию. Лепестки сцепления располагаются внизу. Верхние лепестки служат для выбора передачи. Правый – передача вверх, левый – передача вниз.

За функцию «подтвердить» отвечает и еще одна кнопка, чаще всего – «ОК». Используется она в том случае, если пилот не может выйти на связь, но при этом слышит инженера. Ее нажатие подтверждает, что гонщик понял, о чем сообщает инженер.

Рассмотрим руль каждой команды в деталях.

###Red Bull Racing

Руль RB8 – особенный во многих смыслах. Отсутствие дисплея делает его одним из самых маленьких и легких в современной Формуле-1. Центральная панель не такая большая, на ней тесно, и даже кнопкам KERS и DRS здесь не нашлось места. Для них предусмотрены дополнительные лепестки сзади. Всего у руля RB8 их шесть.

Для трех переключателей дифференциала на передней панели также нет места. Его настройки выбираются колесиками «DIF» (1) и «C» (2). У переключателя «C» три положения, обозначающих вход, среднюю часть поворота и выход.

Мультифункциональный переключатель также выглядит нестандартно. Его роль выполняют колесико «MULT» (3) на ручке справа и тумблеры «DEFAULT» (4). Кнопка подтверждения обозначена крестиком. Еще одно колесико – «TRQ» (5), расположенное в правом верхнем углу, – отвечает за крутящий момент. В центре расположены переключатели режимов работы мотора (6 и 7), KERS (8) и сцепления (9), а также определитель типа резины.

Нажатием кнопки «FAIL» (10) пилот информирует команду о сбое, а клавишей «WARM» (11) пользуется на прогревочном круге – либо перед началом попытки в квалификации, либо перед стартом. Она активирует специальный режим работы мотора и коробки передач, который позволяет лучше прогреть резину. Кнопка «OIL» (12) обеспечивает подачу масла к двигателю из дополнительного резервуара.

Руль McLaren выглядит аскетично. Кнопки и переключатели здесь значительно меньшего размера, чем на других рулях. Большая часть переключателей отмечена буквами. Так A (1), D (2) и H (3) отвечают за настройки дифференциала, G (4) – за работу педали газа, F (5) – за смесь топлива. Мультифункциональный переключатель C (6) – в левом нижнем углу. Кнопка подтверждения находится выше.

T (7) – радио. Кнопка N (8) в левом верхнем углу – нейтральная передача. Двойное нажатие включает заднюю. Клавиша OT (9) – означает «Overtake» (обгон). Специальный режим позволяет мотору кратковременно раскрутиться до максимальных 18000 оборотов в минуту.

Справа внизу – переключатель (10) для выбора типа резины. В нем четыре основных зоны. DRY – для сликов в сухую погоду, INT – для промежуточных шин, WET – для дождевых. При выборе режимов INT или WET автоматически загорается красный фонарь сзади – он дает возможность соперникам разглядеть автомобиль в туче брызг. Режим D+RL необходим в тех случаях, когда трасса все еще мокрая после дождя, но автомобиль уже переобут в слики. D – в данном случае это «Dry» (сухая резина), а RL – «Red Light» (красный фонарь).

На руле Ferrari обращает на себя внимание отсутствие кнопок DRS и KERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны. На передней панели сразу два переключателя для выбора режимы работы KERS: CHRG (1) отвечает за заряд батареи, BOOST (2) – за отдачу накопленной энергии.

На центральной панели всего один переключатель для настроек дифференциала – колесико слева DIF IN (3), отвечающее за вход в поворот. Остальные параметры дифференциала можно отрегулировать с помощью мультифункционального переключателя MF (4) в центре. Вокруг него пристроены переключатель для выбора топливной смеси MIX (5), ограничитель оборотов REV (6) и крутящий момент TRQ (7). GRP (8) отвечает за работу сцепления.

Как и у McLaren, у пилотов Ferrari есть на руле кнопка обгона – "Ov" (9). Клавиша PUMP (10) – для подачи масла. Вокруг кнопки ограничителя скорости на пит-лейн P (11) сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO (12) – режим «Burn out» для прогрева шин. START (13) пилоту необходимо включить на старте, а WET (14) – если трасса мокрая.

На руле Mercedes AMG нет кнопки DRS – для активации системы пилоты нажимают на дополнительную педаль свободной от торможения левой ногой. KERS обозначена кнопкой BOOST (1) – на нее пилот нажимает большим пальцем левой руки. Для настроек системы рекуперации пилоты используют колесико HARVEST (2). В переводе с английского это значит «урожай» – речь идет о сборе заряда на торможениях.

За дифференциал отвечают два зеленых переключателя (3, 4) под дисплеем и колесико ENTRY (5). Красные переключатели MIX и TRQ – для выбора режимов работы мотора. Голубой переключатель в центре (6) – мультифункциональный.

Справа внизу еще один переключатель для дисплея (7). Пилот может самостоятельно в любой момент выбрать, какую информацию выводить на дисплей. Mercedes AMG – единственная команда, у которой подобная функция выведена на отдельный переключатель. BITEPOINT (8) отвечает за работу сцепления на старте: кнопкой BPF (9), которая означает "Bite Point Find" (или «найти момент сцепления»), пилоты пользуются на свободных заездах при отработке старта. В режиме BPF специальные датчики фиксируют уровень сцепления с трассой, а инженеры затем при помощи показаний телеметрии могут выбрать подходящие настройки для процедуры старта.

Кнопка SC (10) – используется при выезде на трассу машины безопасности. При нажатии клавиши на дисплей будет выведено минимально допустимое время прохождения круга. Регламент обязывает пилотов сбрасывать скорость в режиме Safety Car. Время круга рассчитывается автоматически специальной системой FIA в зависимости от положения пилота на трассе.

Руль Lotus симметричен, в плане эргономики он выглядит одним из самых удобных. До любой из десяти кнопок, расположенных по краям центральной панели, можно дотянуться большими пальцами. Здесь наиболее часто используемые кнопки: ограничитель скорости на пит-лейн (1), радио (2), активация режима обгона OV (3) и DRS (4) обозначенная как RW ("Rear Wing"), подача воды D (5), а также другие важные функции. «Box» (6) используется пилотами для того, чтобы известить команду о возвращении на пит-лейн. BB (7) – баланс тормозов. При нажатии информация о распределении тормозного усилия выводится на экран. Изменить баланс можно с помощью мультифункционального переключателя (8).

Два колесика на рукоятке справа – настройки дифференциала на входе (9) и в средней части (10) поворота. Настройки на выходе – на переключателе EXIT (11) на центральной панели – он используется значительно реже. Колесики слева отвечают за режимы сбора энергии KERS (12) и работы педали газа (13). За активацию KERS отвечают дополнительные лепестки на обратной стороне руля.

У Force India за активацию KERS также отвечают подрулевые лепестки. Включение DRS – фиолетовая кнопка «WING» (1). Четыре самые удобные позиции заняты кнопками N (2) – нейтраль, P (3) – ограничитель скорости на пит-лейн, PC (4) – подтверждение посещения пит-лейн и TALK (5) – радио.

Все настройки дифференциала регулируются при помощи колесиков на рукоятках. Слева вверху (6) – вход в поворот, средняя часть (7) – слева посередине, выход (8) – справа вверху. Еще одно колесико справа – ограничитель оборотов. Переключатели в центре: за сбор и отдачу энергии KERS отвечают зеленый (9) и фиолетовый (10) соответственно, красный (11) – крутящий момент, белый (12) – выбор типа резины, желтый (13) – мультифункциональный.

Две белые кнопки внизу WET (14) и DRY (15) позволяют пилоту быстро изменить базовые настройки с «сухих» на «мокрые» и обратно.

Руль Sauber – единственный, рукоятки которого отделаны не резиной, а замшей – такой же материал используется на перчатках пилотов для обеспечения максимального сцепления. Остальные команды предпочитают прорезиненное покрытие.

Кнопки активации KERS и DRS обозначены как B (1) и W (2) соответственно. В удобных местах также расположены клавиши PL (3) – ограничитель оборотов и N (4) – нейтраль. Обе находятся в специальных углублениях, чтобы пилот не нажал на них случайно.

Переключатели на центральной панели: настройки дифференциала «Entry» (5) «Prel» (6) и «Visco» (7) для входа, средней части поворота и выхода соответственно; режим работы KERS – «KRel» (8) и «KRec» (9), ограничитель оборотов RPM (10) и педаль газа «Pedal» (11). В центре – многофункциональный переключатель (12), справа внизу – выбор типа шин (13).

У пилотов Sauber разнообразный набор функций на случай, если не работает радио (14). Пилот может известить команду о посещении пит-лейн кнопкой «Box», ответить «да» на сообщение инженера кнопкой «Ack/Yes» (15) или «нет» при помощи маленького лепестка «Prob/No» (16) слева. Его же нажатием можно известить команду о возникшей проблеме. С противоположной стороны на таком же лепестке с литерой D (17) запрограммирована функция «пить».

На руле Williams FW34 нет ни одного колесика. Все параметры можно отрегулировать при помощи девяти (!) переключателей на центральной панели. Центральный (1) отвечает за выбор типа резины; два голубых сверху – за настройки дифференциала на входе (2) и выходе (3) из поворота; бирюзовые – за сбор энергии (4) на батарею KERS и ее отдачу (5); настройки крутящего момента и педали газа – красные переключатели TRQ (6) и MODE (7); желтые – сцепление CLCH (8) и мультифункциональный переключатель MF (9).

Набор кнопок стандартный. На наиболее удобных позициях, как и в большинстве случаев, находятся нейтраль N/R (10), отвечающая также за заднюю передачу, и ограничитель оборотов LIM (11). На белых кнопках KRS (12) и WING (13) соответственно для систем KERS и DRS сделаны специальные выпуклости, чтобы их легче было отыскать на ощупь.

Много ли вам известно о болидах, которые участвуют в соревнованиях Формулы 1? Да, это быстрые и мощные средства передвижения. Но что именно находится под капотом такой машинки? И сколько понадобится времени и денег, чтобы создать хотя бы один поистине настоящий болид? Предлагаем вам ознакомиться с конкретными деталями.

Монокок:
По номеру монокока идентифицируют автомобиль Формулы 1, поскольку все остальные узлы и агрегаты на нем съемные и заменяемые. За сезон гонщик меняет в среднем три монокока стоимостью примерно 115 000$ каждый. Итого за сезон только на монококи для одного пилота команды должны закладывать примерно 350 000 $.
Средняя температура в кабине 50 °C

Двигатель :
Стоимость мотора - 163 148 $
Пробег не менее 1000 км. до переборки
Срок жизни мотора – 1600-2000 км
Каждую минуту мотор выделяет энергию в количестве 1750 кВт
Двигатель V8 объемом 2.4 литра
Развивает свыше 19 000 об/м. Средняя мощность около 850 л.с.
Стоимость двигателей на сезон - 2 000 000 $

Коробка передач :
В машинах Формулы 1 использование автоматических коробок запрещено
Используются полуавтоматические последовательные коробки передач
Имеется 7 передних и 1 задняя передача
Пилот переключает передачу за 1/100 секунды
Стоимость одной семискоростной полуавтоматической коробки передач свыше 130 000$. Рассчитана на пробег 6000 км. На сезон хватает 10 коробок, включая тесты. В комплект входит несколько комплектов шестеренок.
Стоимость коробок на сезон - 1 300 000 $

Материалы :
Стоимость материалов – 3 260 211 $
Болид состоит из 80 000 компонентов
Вес машины – 550 кг
Корпус сделан из карбона и сверх легких материалов

Топливный бак :
Изготавливается из прорезиненной ткани, подкрепленной кевларом
12 литровый бак наполняется за 1 секунду
Расход топлива – 75 л/100 км
Имеет объем свыше 200 литров.
20 000 $

Колеса:
Стоимость колес – 40 010 $
На сезон требуется 40 комплектов колесных дисков
Передние диски (без шин) весят около 4 кг, задние – 4,5 кг.

Колесная гайка :
Алюминиевая, Стоимость каждой 110$, на сезон требуется примерно 500 штук.
55 000 $

Дисковые тормоза :
Каждый узел включает в себя: суппорт, диски и колодки. Стоимость такого узла 6000$. В течение сезона требуется 180 таких узлов.
Температура на поверхности тормозных дисков достигает 1000 °C
При скорости в 100 км/час требуется 1.4 секунды и 17 метров, чтобы полностью остановить машину
1 050 000 $

Рычаги передней подвески :
Изготовлены из титана и углепластика. На сезон требуется 20 комплектов по 100 000$.
2 000 000 $

Сиденье пилота :
Выполняется по индивидуальным меркам гонщика из углеволокна. В случаи аварии может быть удалено из кокпита вместе с пилотом.
2000 $

Рулевое колесо :
За сезон используется до 8 штук, стоимостью 40 000$ каждое. На рулевом колесе расположены клавиши переключения передач, а также прочие необходимые пилоту системы управления и контроля, кнопки бортовой радиосвязи и другие.
Имеет 23 кнопки
Контролирует более 120 разных функций
Весит 1,3 кг
Требуется 100 часов сборки на один руль.
Руль вынимают при посадки и высадки пилота из болида
320 000 $

Встроенная видеокамера :
Камера вмонтирована в углепластиковый защитный корпус. Все расходы несет администрация Берни Эклстоуна, которой и принадлежит это оборудование.
140 000 $

Выхлопная система :
Каждый болид снабжается двумя стальными системами выхлопа по 13 000$ на ГП. Замена выхлопной системы разной конфигурации является элементом перенастройки болида. На сезон необходимо 54 комплекта.
700 000 $

Заднее антикрыло :
Изготавливается из углеволокна. За сезон расходуется около 15-ти таких узлов. Стоимость каждого 20 000$.
300 000 $

Носовой обтекатель :
Носовой обтекатель в сборе с передним антикрылом. Стоимость примерно 19 000$ каждый. За сезон обычно расходуется до 10 комплектов.
190 000 $

Шины :
Стоимость одной шины около 800$, на каждую гонку необходимо по 10 комплектов на машину, всего за сезон 760 штук.
Срок жизни шин от 90 до 200 км в зависимости от состава
Вместо воздуха, используется азот
Смена шин составляет 3 секунды
608 000 $

Зеркала заднего вида :
Зеркала изготавливаются из специального отражающего материала повышенной прочности Perspex, монтируются в корпус из углеволокна, поэтому их стоимость относительно мала, но на их аэродинамическую доводку тратятся тысячи долларов.
1200 $

Радиаторы :
По одному новому комплекту алюминиевых радиаторов устанавливается на каждую гонку. Стоимость каждого 11 000. Всего требуется около 20 комплектов.
220 000 $

Рычаги задней подвески :
Изготавливаются из титана и углепластика, каждый комплект стоит 120 000$. За сезон расходуется 20 таких комплектов.
2 400 000 $

Электроника и электрооборудование :
Электрический кабель, длиной 1 км соединяет 100 сенсоров и датчиков
Все электронные системы болида.
4 000 000 $

Днище :
Изготавливается из углеволокна, однако технический регламент также требует установки под днищем доски скольжения из прессованной древесины. На каждом ГП используется несколько днищ с разным размещением балласта в них.
30 000 $

Аэродинамика :
Болид Формулы 1 имеет прижимную силу в 2500 кг
Это в 4 раза больше, чем вес самой машины

Разгон до 100 км/час – Зависит от настройки самого болида, поверхности трассы и погодных условий. Но большинство болидов Формулы 1 способны разогнаться до 100 км/час за 1.9 сек!!! Это самый быстрый показатель для автомобилей на механической тяге. Чтобы достигнуть большего разгона, придется использовать реактивную тягу

Максимальная скорость составляет 340 км/час

Примерная стоимость всех затрат лишь на болиды составляет: 15 миллионов долларов .....

Рабочее место пилотов Формулы-1 часто сравнивают с кабиной самолета. На рулях болидов примерно двадцать переключателей, тумблеров и кнопок. Стоимость каждого «штурвала» может доходить до 50 тысяч евро. «Мотор» отснял рули команд Ф-1 и разобрался, зачем нужны все эти кнопки и переключатели.

Статья с портала motor.ru

Расположение органов управления на руле зависит как от особенностей машины, так и от предпочтений пилотов команды. Чаще всего используемые кнопки располагаются в верхней части руля – так, чтобы пилотам было легко добраться до них большими пальцами. Именно здесь практически на всех рулях можно найти кнопки ограничителя оборотов на пит-лейн, радиосвязи, а также DRS и KERS. Для последней на руле есть как правило еще несколько переключателей, отвечающих за накопление и отдачу энергии. Для каждой трассы необходимо найти правильный баланс – KERS «помогает» автомобилю на торможениях и чересчур агрессивные настройки системы могут привести к блокировке колес.

В ходе гонок KERS редко используется на протяжении всей гонки на полную мощность, чтобы избежать перегрева. Заставить KERS работать на максимум, в случае необходимости, пилоты могут самостоятельно при помощи переключателей.

Что можно найти на руле болида Формулы-1

На большинстве рулей в удобном месте расположена кнопка подачи воды для питья в шлем гонщика. На руле Шумахера такой кнопки нет.

Основной элемент верхней части руля Формулы-1 – цифровой дисплей. В этом правиле всего два исключения – Red Bull и Toro Rosso. Выглядят цифровые табло у всех команд одинаково. Светодиодная шкала сверху – обороты мотора. На центральном дисплее отображается передача, на два боковых экрана может выводиться разнообразная информация: время на круге, время на отдельных секторах, отставание от своего лучшего результата или от соперника, уровень заряда батареи KERS и другие параметры. Сбоку расположены еще по три диода – они дублируют флаги, показываемые маршалами. Если на трассе желтые флаги – на руле загораются желтые сигналы, красные – в случае остановки гонки, голубые – если необходимо пропустить более быстрого соперника на круг.

Передачи переключаются подрулевыми лепестками, но есть еще две кнопки на передней панели, отвечающие за работу трансмиссии – это включение нейтрали и задней передачи. Наличие последней – требование регламента. Большая часть пилотов обходится без этой кнопки на протяжении всего сезона.

Руль болида Mercedes AMG испещрен цветными переключателями – так пилотам удобнее ориентироваться в гонке.

Место в центре рулевого колеса поделено между переключателями, отвечающими за работу дифференциала (их в большинстве случаев три: для настроек на входе в поворот, в средней части и на выходе), мотора (ограничитель оборотов, настройки педали газа и крутящего момента) и шин. У разных типов резины Pirelli разный диаметр. Пилот должен самостоятельно с помощью переключателя на руле дать автомобилю понять, какой тип покрышек установлен в данный момент. Это необходимо для нормального функционирования всех остальных систем и корректного отображения параметров.

Центральный элемент руля Формулы-1 – многофункциональный переключатель. Здесь можно выбрать режимы работы тех узлов, для которых не предусмотрено дополнительных переключателей, исправить возможные сбои электроники или, например, включить круиз-контроль – его команды используют для работы с аэродинамическими элементами в ходе тренировок и тестов. Дополнительные кнопки (чаще всего обозначенные как «+1» и «+10») позволяют выбрать необходимый режим работы. Запоминать все комбинации гонщику не нужно: обычно гоночный инженер пилота по радио сообщает, какой параметр необходимо выставить. Например, «Топливо, 14».

Еще одна кнопка, чаще всего обозначенная как «Ack» (Acknowledge – в переводе с английского «подтвердить») или «Acc» (Accept – «принять»), нужна для подтверждения операции.

Вид сзади
С обратной стороны руля помимо лепестков коробки передач, располагаются и «ушки» сцепления. Им пилоты пользуются только при старте и на пит-стопах. Рычага сцепления два, но отвечают они за одну и ту же функцию. Лепестки сцепления располагаются внизу. Верхние лепестки служат для выбора передачи. Правый – передача вверх, левый – передача вниз.

За функцию «подтвердить» отвечает и еще одна кнопка, чаще всего – «ОК». Используется она в том случае, если пилот не может выйти на связь, но при этом слышит инженера. Ее нажатие подтверждает, что гонщик понял, о чем сообщает инженер.

Рассмотрим руль каждой команды в деталях.

Red Bull Racing


Руль RB8 – особенный во многих смыслах. Отсутствие дисплея делает его одним из самых маленьких и легких в современной Формуле-1. Центральная панель не такая большая, на ней тесно, и даже кнопкам KERS и DRS здесь не нашлось места. Для них предусмотрены дополнительные лепестки сзади. Всего у руля RB8 их шесть.

Для трех переключателей дифференциала на передней панели также нет места. Его настройки выбираются колесиками «DIF» (1) и «C» (2). У переключателя «C» три положения, обозначающих вход, среднюю часть поворота и выход.

Мультифункциональный переключатель также выглядит нестандартно. Его роль выполняют колесико «MULT» (3) на ручке справа и тумблеры «DEFAULT» (4). Кнопка подтверждения обозначена крестиком. Еще одно колесико – «TRQ» (5), расположенное в правом верхнем углу, – отвечает за крутящий момент. В центре расположены переключатели режимов работы мотора (6 и 7), KERS (8) и сцепления (9), а также определитель типа резины.

Нажатием кнопки «FAIL» (10) пилот информирует команду о сбое, а клавишей «WARM» (11) пользуется на прогревочном круге – либо перед началом попытки в квалификации, либо перед стартом. Она активирует специальный режим работы мотора и коробки передач, который позволяет лучше прогреть резину. Кнопка «OIL» (12) обеспечивает подачу масла к двигателю из дополнительного резервуара.

McLaren


Руль McLaren выглядит аскетично. Кнопки и переключатели здесь значительно меньшего размера, чем на других рулях. Большая часть переключателей отмечена буквами. Так A (1), D (2) и H (3) отвечают за настройки дифференциала, G (4) – за работу педали газа, F (5) – за смесь топлива. Мультифункциональный переключатель C (6) – в левом нижнем углу. Кнопка подтверждения находится выше.

T (7) – радио. Кнопка N (8) в левом верхнем углу – нейтральная передача. Двойное нажатие включает заднюю. Клавиша OT (9) – означает «Overtake» (обгон). Специальный режим позволяет мотору кратковременно раскрутиться до максимальных 18000 оборотов в минуту.

Справа внизу – переключатель (10) для выбора типа резины. В нем четыре основных зоны. DRY – для сликов в сухую погоду, INT – для промежуточных шин, WET – для дождевых. При выборе режимов INT или WET автоматически загорается красный фонарь сзади – он дает возможность соперникам разглядеть автомобиль в туче брызг. Режим D+RL необходим в тех случаях, когда трасса все еще мокрая после дождя, но автомобиль уже переобут в слики. D – в данном случае это «Dry» (сухая резина), а RL – «Red Light» (красный фонарь).

Ferrari


На руле Ferrari обращает на себя внимание отсутствие кнопок DRS и KERS. Они, как и у Red Bull, расположены на двух дополнительных лепестках с обратной стороны. На передней панели сразу два переключателя для выбора режимы работы KERS: GHRG (1) отвечает за заряд батареи, BOOST (2) – за отдачу накопленной энергии.

На центральной панели всего один переключатель для настроек дифференциала – колесико слева DIF IN (3), отвечающее за вход в поворот. Остальные параметры дифференциала можно отрегулировать с помощью мультифункционального переключателя MF (4) в центре. Вокруг него пристроены переключатель для выбора топливной смеси MIX (5), ограничитель оборотов REV (6) и крутящий момент TRQ (7). GRP (8) отвечает за работу сцепления.

Как и у McLaren, у пилотов Ferrari есть на руле кнопка обгона – «Ov» (9). Клавиша PUMP (10) – для подачи масла. Вокруг кнопки ограничителя скорости на пит-лейн P (11) сделан небольшой колодец, чтобы пилот не нажал на нее случайно. Внизу на руле пристроены три тумблера. BO (12) – режим «Burn out» для прогрева шин. START (13) пилоту необходимо включить на старте, а WET (14) – если трасса мокрая.

Mercedes AMG


На руле Mercedes AMG нет кнопки DRS – для активации системы пилоты нажимают на дополнительную педаль свободной от торможения левой ногой. KERS обозначена кнопкой BOOST (1) – на нее пилот нажимает большим пальцем левой руки. Для настроек системы рекуперации пилоты используют колесико HARVEST (2). В переводе с английского это значит «урожай» – речь идет о сборе заряда на торможениях.

За дифференциал отвечают два зеленых переключателя (3, 4) под дисплеем и колесико ENTRY (5). Красные переключатели MIX и TRQ – для выбора режимов работы мотора. Голубой переключатель в центре (6) – мультифункциональный.

Справа внизу еще один переключатель для дисплея (7). Пилот может самостоятельно в любой момент выбрать, какую информацию выводить на дисплей. Mercedes AMG – единственная команда, у которой подобная функция выведена на отдельный переключатель. BITEPOINT (8) отвечает за работу сцепления на старте: кнопкой BPF (9), которая означает «Bite Point Find» (или «найти момент сцепления»), пилоты пользуются на свободных заездах при отработке старта. В режиме BPF специальные датчики фиксируют уровень сцепления с трассой, а инженеры затем при помощи показаний телеметрии могут выбрать подходящие настройки для процедуры старта.

Кнопка SC (10) – используется при выезде на трассу машины безопасности. При нажатии клавиши на дисплей будет выведено минимально допустимое время прохождения круга. Регламент обязывает пилотов сбрасывать скорость в режиме Safety Car. Время круга рассчитывается автоматически специальной системой FIA в зависимости от положения пилота на трассе.

Lotus


Руль Lotus симметричен, в плане эргономики он выглядит одним из самых удобных. До любой из десяти кнопок, расположенных по краям центральной панели, можно дотянуться большими пальцами. Здесь наиболее часто используемые кнопки: ограничитель скорости на пит-лейн (1), радио (2), активация режима обгона OV (3) и DRS (4) обозначенная как RW («Rear Wing»), подача воды D (5), а также другие важные функции. «Box» (6) используется пилотами для того, чтобы известить команду о возвращении на пит-лейн. BB (7) – баланс тормозов. При нажатии информация о распределении тормозного усилия выводится на экран. Изменить баланс можно с помощью мультифункционального переключателя (8).

Два колесика на рукоятке справа – настройки дифференциала на входе (9) и в средней части (10) поворота. Настройки на выходе – на переключателе EXIT (11) на центральной панели – он используется значительно реже. Колесики слева отвечают за режимы сбора энергии KERS (12) и работы педали газа (13). За активацию KERS отвечают дополнительные лепестки на обратной стороне руля.

Force India


У Force India за активацию KERS также отвечают подрулевые лепестки. Включение DRS – фиолетовая кнопка «WING» (1). Четыре самые удобные позиции заняты кнопками N (2) – нейтраль, P (3) – ограничитель скорости на пит-лейн, PC (4) – подтверждение посещения пит-лейн и TALK (5) – радио.

Все настройки дифференциала регулируются при помощи колесиков на рукоятках. Слева вверху (6) – вход в поворот, средняя часть (7) – слева посередине, выход (8) – справа вверху. Еще одно колесико справа – ограничитель оборотов. Переключатели в центре: за сбор и отдачу энергии KERS отвечают зеленый (9) и фиолетовый (10) соответственно, красный (11) – крутящий момент, белый (12) – выбор типа резины, желтый (13) – мультифункциональный.

Две белые кнопки внизу WET (14) и DRY (15) позволяют пилоту быстро изменить базовые настройки с «сухих» на «мокрые» и обратно.

Sauber


Руль Sauber – единственный, рукоятки которого отделаны не резиной, а замшей – такой же материал используется на перчатках пилотов для обеспечения максимального сцепления. Остальные команды предпочитают прорезиненное покрытие.

Кнопки активации KERS и DRS обозначены как B (1) и W (2) соответственно. В удобных местах также расположены клавиши PL (3) – ограничитель оборотов и N (4) – нейтраль. Обе находятся в специальных углублениях, чтобы пилот не нажал на них случайно.

Переключатели на центральной панели: настройки дифференциала «Entry» (5) «Prel» (6) и «Visco» (7) для входа, средней части поворота и выхода соответственно; режим работы KERS – «KRel» (8) и «KRec» (9), ограничитель оборотов RPM (10) и педаль газа «Pedal» (11). В центре – многофункциональный переключатель (12), справа внизу – выбор типа шин (13).

У пилотов Sauber разнообразный набор функций на случай, если не работает радио (14). Пилот может известить команду о посещении пит-лейн кнопкой «Box», ответить «да» на сообщение инженера кнопкой «Ack/Yes» (15) или «нет» при помощи маленького лепестка «Prob/No» (16) слева. Его же нажатием можно известить команду о возникшей проблеме. С противоположной стороны на таком же лепестке с литерой D (17) запрограммирована функция «пить».

Williams


На руле Williams FW34 нет ни одного колесика. Все параметры можно отрегулировать при помощи девяти (!) переключателей на центральной панели. Центральный (1) отвечает за выбор типа резины; два голубых сверху – за настройки дифференциала на входе (2) и выходе (3) из поворота; бирюзовые – за сбор энергии (4) на батарею KERS и ее отдачу (5); настройки крутящего момента и педали газа – красные переключатели TRQ (6) и MODE (7); желтые – сцепление CLCH (8) и мультифункциональный переключатель MF (9).

Набор кнопок стандартный. На наиболее удобных позициях, как и в большинстве случаев, находятся нейтраль N/R (10), отвечающая также за заднюю передачу, и ограничитель оборотов LIM (11). На белых кнопках KRS (12) и WING (13) соответственно для систем KERS и DRS сделаны специальные выпуклости, чтобы их легче было отыскать на ощупь.

Toro Rosso


В руле STR7 легко распознать родственника руля RB8. На нем также нет дисплея. Примерно так руль выглядел на автомобиле Red Bull Racing два года назад. В отличие от старшего брата, у руля Toro Rosso кнопки DRS (2) и KERS (1) расположены спереди. Сверху – радио (3) и ограничитель скорости на пит-лейн (4). Нейтраль N (5) и задняя передача R (6) пристроены по бокам снизу.

При помощи колесиков (7, 8, 9, 10), расположенных на рукоятках, регулируются настройки дифференциала и педали газа. У каждого из пилотов свои предпочтения в назначении каждого из переключателей.

В центре – многофункциональный переключатель. Вокруг него переключатели режима работы мотора (11), KERS (12), выбор топливной смеси (13) и «FFW Adjust» (14), предназначенный для регулировки переднего крыла. Пока пилот находится на трассе, изменение угла атаки переднего крыла запрещено. Специальная система лишь помогает механикам в случае необходимости внести коррективы на пит-стопе.

Caterham


На руле Caterham, как и у Williams, сразу девять поворотных переключателей на центральной панели. Настройки дифференциала регулируются тремя переключателями ENTRY (1), MID (2), EXIT (3) слева. Отдельные переключатели для KERS (4), крутящего момента TORQUE (5), сцепления CLUTCH (6), выбора типа покрышек TYRE (7), состав топливной смеси MIX (8).

В дополнение к этому есть еще 13 кнопок, а потому многофункциональный переключатель (9) отвечает лишь за несколько не самых востребованных параметров. На нем всего четыре значения. В удобных позициях: N (10) – нейтраль, PIT (11) – ограничитель скорости на пит-лейн, KERS (12) и WING (13), отвечающая за открытие заднего крыла.

HRT


Автомобиль HRT не оснащен системой KERS. Это позволило команде автоматически избавить руль от двух переключателей и одной кнопки. На центральной панели можно изменить настройки крутящего момента TORQUE (1), сцепления CLUTCH (2), выбрать тип резины TYRE (3), регулировки мотора «Eng» (4), чувствительности педали газа «Ped» (5), и настройки дифференциала в средней части поворота «D Mid» (6). Настройки дифференциала на выходе и выходе – при помощи колесиков «D Entry» (7) и «D Exit» (8). Многофункциональный переключатель (9) расположен под логотипом.

DRS активируется кнопкой W (10), расположенной в левом верхнем углу. Рядом – кнопка радиосвязи «Rad» (11), с противоположной стороны – ограничитель скорости на пит-лейн PIT (12) и нейтраль N (13).

Marussia


Как и HRT, Marussia в сезоне 2012 года не использует KERS. На руле российской команды стандартный набор функций. Единственное серьезное отличие – сразу четыре переключателя для дифференциала. Помимо стандартных ENTRY (1), MID (2) и EXIT (3), есть дополнительный, для высокоскоростных поворотов DIFF HS (4). Помимо этого на центральной панели расположены переключатели CLU (5) – для сцепления, REVS (6) – для оборотов мотора, MIX (7) – для топливной смеси и многофункциональный переключатель MULTI (8). Колесико TRQ (9) – крутящий момент.

Кнопки «+1» (10) и «+10» (11) расположены у Marussia в верхних углах – у остальных команд они пристроены в более труднодоступных местах. Клавиша активации DRS обозначена буквой «O» (12).

Руль Айртона Сенны


Руль первого болида Айртона Сенны 1984 года. Это рулевое колесо бразилец использовал на Гран-при Бразилии 1984 года, когда дебютировал в чемпионате мира. На задней стороне находится пометка с именем «Айртон», которую сделал один из механиков. Руль продавался на аукционе отдельно от болида. Стартовая стоимость составила 12 тысяч фунтов стерлингов.

Давление масла в моторной системе является довольно важным показателем. Некоторые автовладельцы предпочитают не обращать на него внимание, что абсолютно неправильно, так как если датчик давления масла работает некорректно, контроль над уровнем давления становится невозможным. А при чрезмерно низком или высоком давлении масла в системе двигателя, мотор может в ближайшие сроки выйти из строя.

Датчик давления масла, если он работает неверно, как это сказывается на работе машины

Все мы знаем, что основное предназначение масляной системы — подача масла на все поверхности и трущиеся детали мотора, образуя, таким образом, определенное давление, поддерживаемое специальными механизмами. Оно воздействует на снижение износа элементов и обеспечивает долгий срок службы деталей двигателя. С помощью масляной подушки и смазки, детали смазываются полностью и не перегреваются. Поэтому, за давлением масла необходимо следить очень строго, а при обнаружении поломки, следует в срочном порядке устранить неисправность. В противном случае, двигатель либо его отдельные части могут выйти из строя.

Как правило, уровень масла замеряют специальным щупом, на который нанесены пометки минимального и максимального уровня. Он способен точно показать, какой уровень масла сейчас и сколько еще его необходимо долить до оптимального уровня.

С давлением масла все гораздо сложней. Его можно замерять лишь при помощи специального датчика давления, по другому именуемого ДДМ, который применяется для избежания неисправностей и показывает уровень давления масла в моторе. Несомненно, как и все детали, данный датчик способен со временем приходить в негодность.

Виды датчиков давления масла

Как правило, существует два вида датчиков давления масла — цифровой и аналоговый. Они оба выполняют одну и ту же функцию и необходимые на приборной панели. Однако, датчик цифрового типа считается гораздо эффективней, так как электроника способна показывать более точные данные.

Датчик давления масла, принцип работы

Поскольку происходит перемена давления, естественно, датчик должен сигнализировать об этом, для чего внутри него расположена чувствительная к изменению давления масла мембрана. Когда водитель включает зажигание, на приборной панели загорается индикатор низкого давления. Примерно через десять секунд он гаснет, что свидетельствует об образовании давления в масляной системе. Если давления нет, мембрана не давит на толкатель, который, соответственно, давит на контакты, а те, в свою очередь, замыкаются, в результате чего и горит индикатор. При образовании давления, мембрана прогибается, после чего размыкаются контакты. Таким образом, данный механизм реагирует даже на самые слабые колебания давления.

Инструменты помощники и приспособления при работе

Для проверки электронного датчика вам будут необходимы такие приспособления:

  1. Манометр.
  2. Насос.
  3. Мультиметр.

Чтобы проверить датчик механического типа вам понадобятся следующие приспособления:


Как проверить датчик электронного типа, пошаговая инструкция

Во время работы с мультиметром, проверьте, чтобы он работал исправно, без малейших погрешностей, и был заряжен. В противном случае, показания могут быть неправдивыми.


При проверке обратите внимание на контакты. Если между клеммами не будет хорошего контакта, в любом случае, в том числе и при исправном датчике, показания будут отсутствовать.

Как проверить датчик механического типа, пошаговая инструкция

Принцип работы механического датчика давления довольно простой. В корпусе расположен ползунок, который двигается по нихромовой обмотке. В зависимости от давления, происходит изменение сопротивления на датчике. Мембрана двигается и, следовательно, заставляет двигаться ползунок. С учетом такого сопротивления, указатель на датчике приборной панели показывает соответствующее давление.

Для проверки необходимо взять один конец шланга и подсоединить его к насосу, а второй конец — к датчику. С другой стороны подсоединяем датчик, который и будет показывать результат давления. Крайне важно, чтобы все соединения были герметичными. В противном случае, ничего не получится.

Далее накачиваем давление, одновременно делая пометки на листе бумаги, где параллельно необходимо наносить сопротивление. Некоторые автолюбители вместо насоса предпочитают подсоединять запаску транспортного средства, предварительно накачав ее до максимума. Как результат — вы увидите сразу всю шкалу показаний.

Если вы обнаружили, что датчик неисправен, не нужно впадать в панику. Однако и не стоит затягивать с его заменой. Ремонтировать датчик давления масла необходимо на холодном моторе, поскольку во время работы двигателя, масло в нем нагревается. В итоге можно получить травмы или ожоги. Как правило, при замене датчика большинство автолюбителей производит сразу и замену масла. Желательно еще заменить масляный фильтр.

Большинство автолюбителей впервые о понятии "Датчик давления масла " узнают, после того как у них на приборной панели загорается контрольная лампа давления масла в двигателе - именно эта лампа получает сигнал от датчика давления масла в двигателе. Но где находится сам датчик давления масла в автомобиле?

Для поиска датчика давления масла в некоторых случаях приходится разбирать довольно немало узлов под капотом, хотя, это редкость, так как данный прибор стоит в доступном месте. Общих мест для разных машин, где находится датчик давления масла, также не так много.

Итак, в большинстве случаев датчик давления масла находится позади и немного правее от его центра где-либо внизу - часто неподалёку от масляного фильтра . В ряде случаев для доступа к этому датчику потребуется залезть в капот сверху (через крышку капота) - именно здесь приходится снимать пластиковый колпак двигателя или, возможно, ещё небольшой ряд узлов. В других случаях (чаще на иномарках) доступ к датчику давления масла осуществляется через колёсную арку (в подавляющем большинстве случаев - правую), для чего нужно снять правое колесо (реже - также снять подкрыльник или пластиковый изолятор).

Так выглядит датчик давления масла

Таблица с местами нахождения датчика давления масла на популярных автомобилях:

Автомобиль Где находится датчик давления масла Наиболее удобный доступ к датчику
ВАЗ 2108/09/099
ВАЗ 2110/11 (8-клапанный двигатель)
Сверху.
ВАЗ 2110/11 (16-клапанный двигатель) Слева позади двигателя на блоке распределительного вала. От датчика отходит провод, а рядом с ним проходит 2 пучка проводов в изоляторе чёрного цвета. Сверху.
Лада Калина Позади правее двигателя в гнезде главного блока цилиндров, возле щитка ремня. От датчика отходит один провод. Сверху. Необходимо сначала снять пластиковую крышку блока цилиндров.
Audi - большинство моделей В непосредственной близости от масляного фильтра. Может быть и второй датчик - на главном блоке цилиндров. Характерная черта - от него отходит один провод.
Chevrolet Lanos На масляном насосе снизу двигателя. Характерная черта - от него отходит пучок проводов в изоляторе.
Ford Transit Под передним бампером около масляного радиатора посередине автомобиля на двигателе. Снизу (когда авто находится на эстакаде или над ямой.
Mercedes-Benz - большинство моделей На картере немного правее от центра автомобиля. Снизу (когда авто находится на эстакаде или над ямой.
Mitsubishi Lancer Позади и немного правее двигателя (вкручен в двигатель) рядом с масляным фильтром. Характерная черта - от него отходит один провод. Снизу (когда авто находится на эстакаде или над ямой.
Nissan X-Trail Снизу на блоке рядом с насосом гидроусилителя руля. Сняв правое колесо и пластиковый щиток ремней.
Opel Astra На уровне картера справа со стороны генератора. Характерная черта - от него отходит один провод. Сняв правое колесо.
Volkswagen Golf, Jetta Датчик аварийного давления масла находится слева в торце головки цилиндров. Ещё один датчик - недостаточного давления масла - находится на масляном фильтре справа от автомобиля. Сверху и снизу соответственно.
Volkswagen Passat Два датчика: первый находится на кронштейне до масляного фильтра, второй - на выходе из масляного фильтра.
Газель (двигатель ЗМЗ-405) Справа сверху на главном блоке цилиндров. От датчика отходит провод. Сверху.