Бытовые электроприборы

Уильям оккам вклад в психологию. Великие философы - оккам уильям

Уильям оккам вклад в психологию. Великие философы - оккам уильям

ок. 1285 - ок. 1350) Английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV века. Согласно знаменитому принципу «бритвы Оккама», понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. С 1328 года жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую власть. О происхождении, а также о юношеских годах и начале научной деятельности наиболее яркого представителя номинализма в средневековой философии нам известно очень мало. Неясно даже, когда и где родился мыслитель. Согласно Л. Бодри, он происходил из маленького местечка под названием Оккам в графстве Сюррей в 150-ти километрах к юго-западу от Лондона. Сейчас общепризнано, что Оккам - англичанин. О его социальном же происхождении до сих пор нет данных. Однако точно установлено, что философское и теологическое образование Оккам получил в Оксфордском университете, бывшем в то время едва ли не вторым по значимости педагогическим и научным центром в Западной Европе после Парижского университета. В Оксфорде преподавали такие крупнейшие схоластики, как Роберт Гроссетест и Иоанн Дуне Скот. Пребывание Оккама в Оксфорде документально подтверждается свидетельством Бартоломео Пизанского (ум. в 1390 году) в его «Книге конфирмации», где мыслитель именуется «оксфордским бакалавром». Сначала Оккам изучал философию и другие науки из их официального свода, а затем - теологию. Около четырех лет им было отдано чтению курса лекций по Библии и по «Сентенциям» Петра Ломбардского, а потом он готовился к получению докторской степени. В папских документах часто не указывалась ученая степень Оккама. Была ли она вообще у него? Так, ученик Оккама Адам Английский именовал его не магистром, а бакалавром теологии. Однако удалось обнаружить ряд документов (в частности, связанных с политическим процессом Мейстера Экхарта), в которых Оккам без обиняков именуется магистром. Видимо, неполное титулование Оккама в текстах папской курии объясняется весьма прозаически - ненавистью его политических противников, не желающих подчеркивать каких-либо достоинств своего оппонента. К сожалению, пребывание Оккама в Оксфорде не отмечено обширными документальными свидетельствами. Так, например, не ясно, встречался ли он с Дунсом Скотом. Не известно также, кто был основным университетским наставником Оккама. В Оксфорде мыслитель завершает работу над «Комментариями (или Вопросами) к четырем книгам «Сентенций» Петра Ломбардского» (1317–1322), которые открывают список его теологических сочинений. В Оксфорде Оккам приступил в 1319 году к написанию своего фундаментального труда «Свод всей логики», завершенного не ранее начала 1340 года уже в Мюнхене. Назначение своего основного логического трактата Оккам недвусмысленно разъясняет так «без этой науки невозможно умело использовать ни природоведение, ни теорию морали, ни какую бы то ни было другую науку». К логике относится также Оккамов «Трактат о книгах по теории логических ошибок», оставшийся в рукописи. Возводимое на номиналистическом фундаменте здание логики у Оккама привлекало не только глубиной трактовки проблем, но и целостностью замысла, удачным подбором ясных примеров и иллюстраций. В Оксфордском университете «Свод всей логики» имел хождение до конца XVII века. Он состоял из трех частей («о терминах», «о предложениях» и «о силлогизмах»), причем пятый раздел третьей части указанного «Свода» назывался «О неразрешимых предложениях, или Об антиномии «лжец». В1313 или 1314 году Оккам вступил в орден миноритов, примкнув к радикальному направлению спиритуалов, «ересь» которых он защищал, однако не с позиций мистики, а из преклонения перед рациональным познанием. К 1323 году обострился конфликт Оккама с канцлером Оксфордского университета Иоанном Люттереллом, обвинившим его в теологическом скептицизме и в ереси и сообщившим об этом Иоанну XXII. В конце 1324 года Оккама препроводили в Авиньон - тогдашнюю резиденцию папы, где он должен был дать объяснения по обвинениям Люттерелла. Почти четыре года в ожидании суда Оккам провел под стражей в монастырской тюрьме. Комиссия магистров в составе шести человек (в нее кроме Люттерелла входили три доминиканца и два августинца) приступила к систематическому анализу трудов обвиняемого. Таким образом, один из членов комиссии был уверен в справедливости обвинения еще до начала «расследования». Параллельно (и, по-видимому, в контакте с комиссией) делом Оккама занимался также комитет кардинала. Английский король 12 мая 1325 года, до истечения срока судебного разбирательства, отозвал главного свидетеля обвинения Люттерелла, однако помешать начавшемуся процессу не удалось. К концу 1325 года члены комиссии закончили «освидетельствование» Оккамовых «Комментариев к «Сентенциям» Петра Ломбардского» (экземпляр этого труда Оккама в начале 1325 года был послан Люттереллом папе). Итог был неутешительным для Оккама. Магистры обратили специальное внимание на 51 тезис из содержащихся в работе положений, причем 29 были признаны явно еретическими. Сюда зачислялись комментарии мыслителя по проблемам милосердия и греха, познания у Бога, причастия, безупречности поведения Христа, свойств божества и святой Троицы и, наконец, теории идей, в которой комиссия не без основания учуяла скептический и номиналистический привкус. Остальные 22 тезиса были квалифицированы просто как ошибочные, а несколько - как не представляющие никакой значимости. В числе обвинений, так же как и в первоначальном доносе Люттерелла, нет еще указаний на разделявшуюся Оккамом доктрину об апостольской бедности. Позже Оккам писал, что он стал ее приверженцем лишь к последнему году своего пребывания в Авиньоне. Размах процесса заставляет прийти к выводу, что речь шла не просто о политическом преследовании провинциальных миноритов, а о попытке папства идеологически разоружить оппозиционно настроенных «левых» францисканцев, в число видных теоретиков которых выдвигался Оккам. Вместе с Оккамом под папским арестом томились также генерал францисканского ордена Михаил Чезенский и известный юрист Бонаграций. Еще в 1323 году на съезде в Перуджии францисканцы заявили протест против злоупотреблений папской полиции. В мае 1328 года Оккам вместе с Михаилом Чезенским и Бонаграцием под покровом ночи бегут из папской тюрьмы. На лошадях они добираются до побережья, а в открытом море их уже поджидает галера. Они стремятся добраться до Пизы и соединиться с армией императора Людвига Баварского, выступившей против папских войск в Италии. 6 июня Оккама и его друзей отлучают от церкви. Согласно «Хронике» Николая Минорита, Оккам и его спутники морем 9 июня 1328 года прибывают в Геную, а оттуда добираются до Пизы 11 апреля 1329 года они покидают Пизу, а 6 декабря едут в Парму. Здесь по случаю религиозного праздника Св. Николая Михаил Чезенский выступил с проповедью, в которой назвал папу Иоанна XXII «стяжателем», «олухом» и «поджигателем войны», а также обвинил его и в других отклонениях от требований христианской морали. Эта речь была красноречивым ответом на объявление папой 16 ноября 1329 года доктрины Михаила Чезенского антикатолической. Оккамовская партия вскоре пополняется многими новыми сторонниками. В феврале 1330 года Оккам переезжает в Германию и предстает перед Людвигом Баварским. Согласно хронисту И. Тритемию (1462–1546), Оккам обратился к Людвигу Баварскому «О, император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом!» Трудно сказать, были ли эти слова экспромтом или же паролем интеллектуалов-антипапистов, обращавшихся к Людвигу Баварскому с просьбой о предоставлении политического убежища. Мыслитель находит пристанище при монастыре францисканцев в Мюнхене, пользуясь также покровительством друга Людвига - «антипапы» Петра де Корбери. Он развертывает здесь приблизительно двадцатилетнюю бескомпромиссную борьбу с папской курией, решительно оспаривая ее стремление ко всей полноте власти. Острые стрелы его политических трактатов направляются сначала против Иоанна XXII, затем против сменившего его папы Бенедикта XII и, наконец, против Климента VI. В мирских делах он призывает пап подчиняться государям, а в духовных - собору. Философ принимает участие в работе францисканских соборов в Ренсе и во Франкфурте (1338), а также ведет деятельную переписку с коллегами по ордену. В 1338 году Оккам прямо провозглашает себя и «братьев-миноритов» истинно верующими мужами, он не считает ни себя, ни их связанными какими-либо папскими указами. Дополнительный папский гнев на себя и своих друзей он навлек красноречивой обстоятельной защитой права короля облагать налогом церковные владения в тех случаях, когда это представляется необходимым светскому владыке. Список политических трактатов Оккама открывает «Труд девяноста дней», созданный, по-видимому, в 1331 году. Он был написан в защиту Михаила Чезенского от обвинений Иоанна XXII. Полемический огонь по папской курии Оккам открывает в своем «Трактате о догматах папы Иоанна XXII» (1335–1338). В нем философ предстает убежденным защитником концепции апостольской бедности. Он также обсуждает здесь вопрос о происхождении института частной собственности. Главный политический трактат Оккама, «Диалог», уже с 1343 года был широко известен. Написание его первой части относится к 1333–1334 годам. Мыслитель подвергает решительному осуждению верховенство папы и иерархическую структуру католической церкви. По Оккаму, церковь апостольских времен и римская католическая церковь существенно различны. Первая образовывалась из всех верующих во Христа. Вторая - ограничивается рамками римской иерархии. Деспотический моральный и духовный диктат римской церкви находится в явном противоречии со Священным писанием Духовенство не имеет права отпускать грехи, это под силу одному Богу. Отлучать от церкви князя может только общий собор. Особо Оккам выступает против церковной иерархии; в принципе любой священнослужитель не может превосходить никакого другого деятеля культа - в древней церкви не было духовных рангов. Настоящий глава церкви - сам Христос. Ни один священник не должен выполнять каких-либо «светских» функций. Основополагающим в «социологической» доктрине Оккама является понятие «первоначальный человек», или «естественный человек». Допускается, что все люди равны от природы в отношении выполняемых ими основных функций. Мыслитель аргументирует это так «Ибо от Бога и по природе все смертные рождаются свободными и по человеческому праву никому не подчиненными, так что могут по своему собственному почину поручить правителю руководить собой…» В 1340–1342 годах Оккам пишет «Восемь вопросов о папской власти» - один из своих наиболее значительных политических трактатов, особенно популярный в 1380–1440 годах (период, именуемый в истории церкви «Великим расколом»). В предисловии к трактату Оккам сообщает, что написал его по просьбе некоторых лиц, которым он его почтительно посвящает, не называя, однако, поименно. Можно предположить, что лица эти - Людвиг Баварский и кто-то из его окружения. 29 ноября 1342 года умер Михаил Чезенский, и Оккам фактически стал рассматриваться своими сторонниками как вождь францисканского ордена. В Мюнхене Оккам довольно близко сошелся со знаменитым аверроистом Марсилием Падуанским, другом и соратником крупного философа - Жана Жанденского, адаптировавшего арабоязычный перипатетизм. В конце 1342 года Оккам заканчивает работу над «Бревилоквием», а затем принимается за «Трактат о юрисдикции императора в основаниях брачных отношений», завершенный, по-видимому, после 1343 года. Чрезвычайно важный для характеристики политических взглядов мыслителя памфлет «Об императорской и папской власти», созданный около 1347 года, в настоящее время не вызывает никаких дискуссий относительно его принадлежности перу Оккама, хотя до сих пор и не издан. Красноречив заголовок другого сочинения философа, «Разбор заблуждений Иоанна XXII», созданного, по-видимому, в 1335–1339 годах. Боевитостью отличается и Оккамов «Трактат против Бенедикта XII». Наряду с политическими проблемами философ не перестает работать над логическими и философскими. В Мюнхене им создается окончательная редакция фундаментального «Свода логики», дорабатывается теолого-философское сочинение. Натурфилософские воззрения Оккама отражены в его труде «Философия природы (или Краткий свод) в физических книгах», впервые опубликованном в Болонье в 1494 году. После смерти в 1347 году от апоплексического удара Людвига Баварского Оккам, по некоторым документально не подтвержденным данным, якобы предпринимал попытки примириться с церковью. Точная дата смерти Оккама не установлена. По мнению исследователя Ф. В. Кийса, наиболее вероятная дата его кончины - 10 апреля 1349 года. Нет никаких достоверных сообщений о личной жизни Оккама. Разумеется, и для него имел силу обет безбрачия и аскетического пренебрежения к женскому обществу. Однако Оккам за свою жизнь нарушал столько папских предписаний, что трудно поручиться, всегда ли он твердо выполнял и это. Во всяком случае он теоретически не разделял мнения Фомы Аквинского, что в браке мало хорошего, а в его трудах мы не найдем антифеминистских выпадов, от которых «ангельский доктор» был далеко не всегда свободен. Для заведомо более демократического образа мыслей Оккама характерна та настойчивость, которую он проявлял в пропаганде уравнивания прав женщины с мужчиной в области культовых обрядов. По одному из основных вопросов средневековой схоластики - соотношению философии и теологии - Оккам выступал с позиций отрицания каких-либо связей между философией и теологией. Он, по сути, завершает размежевание философии и теологии. Философия, доказывал Оккам, не может быть служанкой теологии, а теология, в свою очередь, не может быть наукой. У каждой из них, по убеждению Оккама, свои задачи и свои возможности. Философия при помощи опыта постигает мир природных тел, а теология, опираясь на веру, обращается к Богу. Бога же разумом постичь невозможно. В лице Оккама номинализм в Англии одержал победу над реализмом. Разуму было отказано в возможности постигать Бога, но и церковь была тем самым ограничена в ее стремлении диктовать науке. Оккам выступал против всех основных схоластических направлений своего времени, что расчищало дорогу развитию новой философии. Этому также способствовала и знаменитая «бритва Оккама», принцип, означающий, что не следует умножать сущностей без необходимости. Этот принцип был направлен против чрезмерного распространения всевозможных обобщений, против схоластических умозрительных спекуляций. «Бритва Оккама» расчищала дорогу эмпирическому развитию нового естествознания. Оккама часто называют последним представителем схоластики.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОККАМ, УИЛЬЯМ (Ockham или Occam, William) (ок. 1284 – ок. 1350), английский философ-схоласт, известный сегодня главным образом благодаря предложенному им принципу экономии мышления («бритва Оккама»). Родился ок. 1284 в местечке Оккам (графство Суррей, Англия). После вступления во францисканский орден учился в Оксфордском университете, где получил степень доктора теологии и должность «инцептора», или бакалавра, т.е. преподавателя низшего ранга. Позднее его последователи называли его «Досточтимым инцептором» (Inceptor venerabilis). Другим его почетным титулом был титул «Непобедимый учитель» (Doctor invincibilis).

В Оксфорде Оккам написал некоторые из важнейших своих философских и богословских трудов, в частности – пространнейший комментарий на Сентенции Петра Ломбардского. Оккамизм противостоял томизму и скотизму (философским системам Фомы Аквинского и Дунса Скота) и приобрел популярность в эпоху позднего Средневековья как выражение «современного» метода философствования (via moderna). Учение Оккама может быть охарактеризовано как чистый номинализм, поскольку Оккам утверждал, что универсалии (общие понятия) представляют собой лишь «имена» – содержащиеся в уме «понятия» и «слова» устной или письменной речи. «Понятия» – это естественные знаки вещей, а «слова» – всего лишь конвециональные (условные) знаки. Реальным существованием обладают не универсалии, а индивидуальные, т.е. единичные, вещи окружающего мира – «партикулярии». Этот акцент на единичном как на единственной реальности выражает суть оккамизма.

Кроме того, Оккам настаивал на том, что всякое подлинное объяснение (а стало быть – любая теологическая или философская спекулятивная система) должно быть предельно простым. Этот принцип «экономии мышления» получил название «бритвы Оккама». Сам Оккам формулировал его следующим образом: «сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип он использовал для того, чтобы удалить из философской системы множество метафизических понятий и принципов, введенных в нее его предшественниками (в частности – Дунсом Скотом), упразднив, например, различение «существования» и «сущности», «общих» и «единичных» субстанций, «души» и «способностей души».

Еще одним ключевым моментом учения Оккама было представление об абсолютном могуществе Бога. Бог не связан никакими физическими или нравственными законами: он может сделать зло добром и, наоборот, добро – злом. Он может также оправдать грешника, который, в своей греховности, отвратился от него. Оккамово учение о том, что «оправдание» человека заключается просто в приятии его Богом, не подразумевающем обязательной перемены в душе побудило Лютера объявить себя приверженцем оккамизма.

В 1324 папа Иоанн XXII призвал Оккама в Авиньон, чтобы тот ответил на предъявленное ему обвинение в ереси . Хотя сам Оккам и не был официально осужден, папская комиссия отвергла 51 тезис, заимствованный из его сочинений, в том числе его учение об оправдании человека и о свободе Бога от нравственного закона, его агностицизм и учение о евхаристии . В 1328 Оккам был отлучен от церкви и бежал из Авиньона, чтобы искать убежища у заклятого врага папы, Людвига Баварского. Здесь он написал трактаты о церкви и государстве, отрицая абсолютную власть папы и выступая в поддержку независимости светских правителей от церкви. Признавая приоритет папы в решении духовных вопросов, он в то же время настаивал на том, что решения вселенских соборов должны ограничивать папскую власть. В последние годы жизни Оккам постарался примириться с тогдашним папой, Климентом VI. В 1349 папа даровал ему прощение. Умер Оккам (вероятно, от чумы) в 1349 или 1350.

Оккам – один из наиболее влиятельных английских философов, теологов и политических мыслителей эпохи позднего Средневековья. Его номинализм проложил дорогу эмпиризму и позитивизму Нового времени. На последующее развитие религиозной и политической мысли оказали глубокое влияние учение Оккама о разделении сфер компетенции веры и разума, церкви и государства, а также его демократический идеал государственного устройства.

Фома Аквинский сформулировал пять доказательств существования бога:

  • 1) Движение: ничто не может начать движение само по себе, для этого необходим первоначальный источник движения.
  • 2) Причина: ничто не является собственной причиной. Каждому следствию предшествует причина, т.е. должна существовать первопричина.
  • 3) Космологическое доказательство: должно было быть такое время, когда физических объектов не существовало. Но поскольку в настоящее время они существуют, должна быть некая не физическая сущность, вызвавшая их существование.
  • 4) Доказательство от степени совершенства. Мы замечаем, что все в мире различно. Существуют различные степени, например, благодати или совершенства. Мы судим о степенях, только сравнивая их с абсолютным максимумом. Человеческой природе свойственно как хорошее, так и плохое, поэтому человек не может обладать абсолютной благодатью. Поэтому в качестве образца совершенства должен существовать другой абсолютный максимум благодати - Бог.
  • 5) Целесообразность. Существующие в мире объекты, особенно живые организмы, производят впечатление созданных с определенной целью. Ничто нам известное не выглядит намеренно сотворенным, если оно не сотворено. Т.е. ничто не может существовать, пока это что-то не сотворят. По этому утверждению все вещи имеют цель своего существования, и эту цель вложил в них Творец.

Уильям Оккам

Уильям Оккам (ок. 1285-1349) - философ, логик, политический писатель, родом из Англии, учился и преподавал в Оксфорде.

Религиозно-политические труды Оккама дают повод исследователям называть его "первым протестантом". Уильям Оккам обращал особое внимание на то, что Бог обладает абсолютной свободой воли - Бог мог бы не только сотворить другие вещи, но и установить другие законы. Защищая это положение, Уильям Оккам подверг критике реализм, учение о реальности универсалий (идей). Признание реальности идей, с точки зрения Оккама, ограничивает свободу божественной воли, поскольку получается, что Бог творит, сообразуясь с идеями.

В противовес реализму Уильям Оккам разработал наиболее последовательную версию номинализма - учения о том, что универсалии суть только общие понятия, формируемые нашим разумом. Согласно Оккаму, Бог творит исключительно индивидуальные и случайные вещи, а не общие и необходимые (каковыми считаются идеи). Оккам старается показать, что допущение реальности универсалий ничем не оправдано, что универсальные сущности лишь мешают познанию. Отсюда знаменитый принцип, получивший название "бритвы Оккама": "Не следует умножать сущности без необходимости".

Также допущение универсалий представляется Оккаму противоречивым. Если "человек вообще" или "человеческая природа" и конкретный человек различные вещи, то "человеческая природа" не является природой данного человека. Если же это одна и та же вещь, то ее не следует приписывать ей различные сущности.

Также Оккам отрицает утверждение реалистов, что универсалии необходимы для познания: если предмета познания и разума недостаточно для познания, то этому не поможет и введение универсалии как посредника, ведь для того, чтобы сравнить предмет и универсалию и убедится, что универсалия есть образ предмета, нужно уже знать предмет. Поэтому Оккам полагает, что человеческий разум способен прямо постигать сами индивидуальные предметы. Такое познание он называет "интуитивным".

Однако это не единственный вид познания. Ведь мы можем мыслить предмет не только непосредственно, но и в его отсутствии, благодаря тому, что его следы сохраняются в памяти. Такое познание Оккам называет абстрактным, то есть отвлеченным. Именно благодаря абстрактному познанию порождаются и общие понятия, которым не соответствует какая-либо особая реальность. Просто представление об индивидуальной вещи может применяться для обозначения другой, сходной с ней вещи и даже множества вещей.

Отвергая универсалии, Оккам пришел и к отвержению реальности категорий причинно-следственной связи, времени, места, отношения и других важных понятий, имеющих многовековую историю. Тем самым Оккам предвосхитил ряд идей Нового времени (Мальбранша, Юма, Канта). Отвержение универсалий заставило Оккама переосмыслить и понятие "материи", которая мыслилась ранее как чистая возможность, не существующая без универсальной формы. Оккам, таким образом, вынужден признать, что материя есть также некая актуальная, индивидуальная и познаваемая сущность. Номинализм Оккама имел также важные последствия для теологии - Оккам решительно отвергал возможность рациональных доводов касательно божественных атрибутов и существования Бога.

Одним из выдающихся представителей номинализма был Уильям Оккам ($1285 – 1347$) – английский философ, схоласт, францисканец.

Замечание 1

Номинализм Оккама отвергает основную идею Средневековой Схоластики, которая строится на уверенности в рациональном познании мира, однозначной гармоничности языка с бытием. Ранее схоластика делала на этом основной акцент своей философии: тождественности слова и мира. Сейчас данное тождество пропадает, поэтому не связанное с анализом слов бытие становится беспредметным. Уильям Оккам вывел радикальный довод из тезиса о неограниченной Воли Бога.

Проблематика воли в философии Оккама

Иоанн Дунс Скот полагал, что в человеке главнее не разум, а воля. Воля обеспечивает стремление. Она первенствует. Если не будет стремления, не будет ничего. Воля должна выбирать. В выборе своем она не руководствуется разумом. Воля приоритетна. Бог сотворил мир, его надо принять безоговорочно. Есть истина, которая не дается в разуме. Это божественная истина. Она дается через откровение и принадлежит церкви. Познать ее можно только через церковь. То, что принадлежит этому миру - это объект разума. Государство относится к миру вещей. Оно должно быть объектом разума. А церковь - не объект деятельности человеческого разума. Тут познание дается только посредством откровения. Если высшая истина не может быть постигнута разумом, церковь выводит себя из деятельности разума. Она претендует только на высшую истину. Если разум не может возвыситься до постижения конечной цели, то где он должен остановиться в своей познавательной деятельности? До первопричины дойти не возможно.

Бритва Оккама

Уильям Оккам иначе смотрел на сложившуюся ситуацию. Он дает свой метод решения проблемы. Оккам предлагает прием, так называемую "бритву Оккама" . Она рассекает детерминистическую цепочку причинно-следственных связей. Не следует увеличивать количество сущностей сверх необходимого.

Необходимое - те знания, которые могут принести нам пользу. Нами движет любовь к пользе.

Острый вопрос того периода – спор об универсалиях и наличии у них сущности, решается с помощью бритвы Оккама :

  • Оккам критично относился к миру идей, полагая их излишними.
  • Он настаивал на существование универсалий только в мышлении, оперируя законом «экономии»: «само по себе совершенство должно быть простым».

Позиция Оккама в споре об Универсалиях

В $XI-XII$ вв. было предложено новое истолкование проблемы универсалий. Предшественники полагали рода и виды реальными. Однако возникало сомнение относительно данного положения. Невозможно, чтобы общее понятие было предикатом какой-либо конкретной вещи. Это сомнение привело к тому, что общее понятие стало считаться лишь словом (vox или nomen). Это стало основанием для возникновения реалистов и номиналистов.

Замечание 2

У. Оккам занимал промежуточное место между двумя этими позициями. Он признавал реальность общих понятий, но полагал их существующими внутри субъекта, в виде умственных образов, или концептов. Оккам представил структуру души, состоящую из перцептов и концептов. Перцепты, в данном случае, понимались им как знаки, которые относятся к единичным предметам, концепты же – знаки, термины, которые обозначают отношения между перцептами, а так же соотносятся с другими схожими объектами.

Понятия выступают в качестве производных от перцептов. Оформление перцеатов в концепты, или преобразование знаков первого рода в знаки второго рода происходи при помощи речи. Знак в цчении Оккама занимает центральное положение. Взаимоотношения между объектом и его образом носит знаковый характер. Универсалии, в таком случае, есть знаки, которые являются результатом мышления. Так же он отрицал существования универсалий в Боге.

С возникновением Доктрины Уильяма Оккама обозначился закат средневековой схоластической философии.

УИЛЬЯМ ОККАМ. ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ НАУКА И ОПЫТ

ВВЕДЕНИЕ

Уильям Оккам является одним из наиболее значимых философов эпохи средневековья. Это фигура, предопределившая закат схоластики и открывающая эпоху “кватроченто”. Как мыслитель своего времени Оккам является схоластом. Уильям Оккам, был сторонником прогрессивной на тот момент времени теории “двойственной истины”, суть которой заключалась в разграничении областей философии и теологии. Философии отдавалась область знания (естественный мир), теологии - область сверхъестественного. Главным смыслом теории “двух истин” было утвердить независимость науки и философии от вероисповедных догм теологии. Кроме того, Оккам не делал ни малейших попыток объяснить истины веры при помощи разума, наоборот, в своих сочинениях он говорит о невозможности такого объяснения и о “прозрачности” некоторых религиозных истин, данных вере в Откровении, что никоим образом не могло устраивать служителей церкви. Вследствие этого Оккам при жизни подвергался гонениям со стороны служителей церкви, а после его смерти долго существовал запрет на его труды, как еретические. Оккам остался в истории как непримиримый борец против папства, немало сделавший, чтобы дискредитировать этот институт.

Отделив философию от теологии, Оккам дал толчок к научному исследованию. Кроме этого некоторые труды Оккама, например, по логике и семиотике не потеряли своей актуальности и в наши дни. Также прогрессивными для своего времени были оккамова философия природы, теория познания, его взгляды на вопросы права, государственного устройства и веры.

Философия Оккама является звеном, предшествующим возникновению естествознания и философии Нового времени.

РАЗДЕЛ 1. Политические, правовые воззрения Оккама в условиях исторической среды

Уильям Оккам замыкает эпоху Средневековья и является наиболее значительным схоластом после Фомы Аквинского. Сведений о его жизни крайне мало. Даты его рождения и смерти точно не известны. По одним источникам он родился около 1280 года, по другим дата его рождения находится между 1290 и 1300 годами. Также не установлена и точная дата смерти, по одним источникам это 10 апреля 1349 года, по другим это 10 апреля 1350 года. Более верной датой смерти кажется 10 апреля 1349 года, так как в этом году свирепствовала “черная смерть” - холера. Неоспоримым фактом является то, что родился он в Англии в селении Оккам.

Учился Уильям Оккам в Оксфорде, где изучал сначала философию и другие науки из их официального свода, а затем - теологию. В то время неотъемлемым элементом схоластического образования были диспуты, организация которых способствовала развитию теории и практики проведения дискуссий. По окончании обучения для получения ученой степени студент был обязан принять участие в таком публичном диспуте: студент выставлял определенные тезисы, ему предлагали возражения, на которые он должен был ответить и т. д. За годы учебы Оккам по праву стяжал себе славу великолепного диспутанта. Диспуты протекали в очень напряженной эмоциональной атмосфере и нередко заканчивались столкновениями с применением физической силы. Уильям Оккам был сначала учеником, а позднее соперником Дунса Скота.

К моменту выхода Оккама на философскую арену Средневековая официальная схоластика достигла апогея в двух крупнейших школах XIII века - томистов, объединившихся вокруг доктрины Фомы Аквинского, и скотистов, следовавших Иоанну Дунсу Скоту и придерживавшихся противоположных томистам взглядов.

Томисты яростно ополчаются против материалистического истолкования аристотелизма у последователей Аверроэса, против тезисов о вечности мира, смертности индивидуальной души. В конечном счете, Фома Аквинский подчиняет знание вере.

Скотисты, с одной стороны, хотели бы отстоять религиозные догмы от критики вольнодумцев, но с другой стороны, скотисты - за науку и хотели бы обеспечить ей возможность беспрепятственного развития. Выход из создавшегося противоречия они нашли в теории двойственности истины. Согласно ей философское и церковное учение две непересекающиеся системы, у каждой из которых имеются свои специфические инструменты для постижения истины.

Это утверждение являлось прогрессивным на тот момент времени, хотя и являлась своеобразной модификацией пресловутой компромиссной формулы “кесарю - кесарево, а богу - божье”. И томизм, и скотизм стали объектом обстоятельной аргументированной критики Оккама . Ни в одном из этих направлений он не находил подходящей основы для философского познания.

После завершения учебы, Оккам преподавал в Оксфорде, где его гибкость в полемике и резкий способ аргументации принесли ему прозвание doctorinvicibilis (непобедимый). В течение четырех лет Оккам читал курс лекций по Библии и по “Сентенциям” Петра Ломбардского.

Возникает закономерный вопрос: была ли у Оккама ученая степень? Ученик Оккама Адам Английский именовал его бакалавром теологии, но удалось также обнаружить и ряд документов, в которых Оккам именуется магистром. Так что на данный момент времени нет однозначного ответа на этот вопрос.

Нет никаких достоверных сообщений и о личной жизни Оккама. В силу обета безбрачия Оккам не был женат. Но он не разделял мнение Фомы Аквинского, что в браке мало хорошего, в его трудах нет антифеминистских выпадов. Для заведомо более демократического образа мыслей Оккама характерна настойчивость, которую он проявлял в пропаганде уравнивания прав женщины с мужчиной в области культовых обрядов .

В Оксфорде Оккам около 1319 года пишет свой фундаментальный труд “Свод всей логики”. Здание логики Оккам выстраивает на номиналистическом фундаменте, сопровождая его удачным подбором примеров и иллюстраций. “Свод всей логики” получил широкое хождение в Оксфорде и имел хождение до конца XVIII века. Кроме “Свода” у Оккама имеется еще несколько фундаментальных работ по логике, к их числу относится “Трактат о книгах по теории логических ошибок”.

В Оксфорде философ завершает работу над “Комментариями к четырем книгам “Сентенций” Петра Ломбардского”, на создание которых у него ушло около пяти лет. Этот труд открывает список его теологических сочинений. К их числу относятся такие как: “О таинстве клятвы”(1324 год); “Трактат о божественных предопределении и предвидении”; “Избранное в семи томах”. В них затронуты проблемы, касающиеся смерти, “кары”, “ада” и “спасения” души. Оккам решительно отвергает реализм Петра Ломбардского и подходит к этим вопросам с позиций номинализма. Помимо теологических проблем, в этих работах уделяется внимание и анализу философских категорий (например, рассматривается вопрос о субстанции).

Освещая философские воззрения Оккама, нельзя не затронуть основные моменты общественно-политических отношений, сложившихся в данную эпоху и оказавших большое влияние на жизнь и философские работы Оккама.

Главной чертой той эпохи является противостояние церковной и светской власти, основанное на имущественных интересах. Началом разногласий является обложение духовенства налогами французским королем Филиппом четвертым, и после последовавшей за этим борьбы, закончившейся, увы, не в пользу “наместника Христа”, перенос папской резиденции из Рима в Авиньон. Этот период известен как “авиньонское пленение пап(1309-1377 годы), когда папа оказался в политической зависимости от французского короля. В результате ущемленные в своих “правах”, авиньонские папы попытались компенсировать свои финансовые потери за счет резкого усиления церковных поборов в Англии и Германии . В этот период в Германии, искавшей защиты от попов у светской власти, был избран императором Людвиг IV Баварский, который, к сожалению, не являлся кандидатом, поддерживаемым папой. Папа, Иоанн XXII “придрался” к факту не единогласного избрания Людвига и потребовал, чтобы решение вопроса о престолонаследии было передано на его усмотрение. После отклонения Людвигом требования папы, тот объявил, что смещает Людвига с трона. После чего Людвигу пришлось апеллировать к Вселенскому собору, единственной власти, которая была выше папской. В результате сам папа был обвинен в ереси.

В это же время начинается конфликт папы с миноритами. Наиболее полно минориты характеризуются Марксом: “минориты - это нищенствующие монахи, ветвь францисканцев с более строгой дисциплиной; они не признавали никакого имущества, жили подаянием, держались строгих нравов и поэтому стояли к народу ближе, чем все остальное духовенство; кроме того, это были крупные схоласты и преподаватели канонического права…” . Генералом ордена в то время являлся Михаил Чезенский. К тому времени орден усилиями папы Григория IX был окончательно превращен в контролируемую церковью организацию. Францисканцы получили право преподавания в университетах.

Конфликт с папской возник из-за вопроса об идеале бедности. У рыцарей ордена существовал порядок, по которому собственность, дарованная братии ордена, передавалась ими папе, разрешавшему им пользоваться ею, не впадая в грех собственничества. Иоанн XXII покончил с этим порядком .

В 1313-1314 годах Оккам вступил в ряды ордена, примкнув к его левому радикальному направлению спиритуалов, “ересь” которых он защищал, однако, не с платформы мистики, а с позиций преклонения перед рациональным познанием .

В 1323 году канцлер Оксфордского университета, Иоанн Лютерелл обвиняет Оккама в ереси. Оккама препровождают в Авиньон для дачи показаний по обвинению Люттерелла, где в монастырской тюрьме города Оккам провел 4 года в ожидании суда. После систематического обследования труда Оккама “Комментарии к “Сентенциям” Петра Ломбардского” папской комиссией из шести человек, в состав которой также входил и Люттерелл, 29 тезисов работы были признаны еретическими, 22 были названы ошибочными, а несколько названы как не представляющие значимости. Сюда зачислялись комментарии Оккама по вопросам милосердия и греха, причастия, безупречности поведения Христа, познания у бога, свойств божества и святой троицы, а также теории идей. К последнему году своего пребывания в Авиньоне Оккам становится приверженцем идеи об апостольской бедности. Вместе с ним под арестом находился генерал францисканского ордена Михаил Чезенский. Гонениям также подверглись Марсилий Падуанский и другие члены ордена.

Размах процесса свидетельствует не просто о политическом преследовании провинциальных миноритов, а о попытки папства идеологически разоружить оппозиционно настроенных “левых” францисканцев, в число видных теоретиков которых выдвигался Оккам.

Ночью 26 мая 1328 года Оккам вместе с Михаилом Чезенским бегут из папской тюрьмы в Пизу. 6 июня 1328 года их отлучают от церкви. После же того, как папа сместил миноритского генерала, Михаила Чезенского они являются главными союзниками Людвига и ведут с папой войну не на жизнь, а на смерть .

Около 1330 года Оккам приезжает в Германию. В то время двор Людвига Баварского был широко открыт для всех борцов против папства. Существует версия, что при встрече с Людвигом Баварским, Оккам обратился к нему с фразой: “О, император, защити меня мечом, а я буду защищать тебя словом”. Оккам находит убежище в Мюнхене при монастыре францисканцев. В последующие годы он разворачивает широкую антипапскую компанию и пишет ряд политических трактатов. Красноречивы заголовки сочинений философа “Разбор заблуждений Иоанна XXII” и “Трактат против Бенедикта XII”. “Труд девяноста дней”, написан в защиту Михаила Чезенского от папских обвинений; “Трактат о догмах папы, Иоанна XXII”, где Оккам защищает концепции апостольской бедности.

Центральный политический трактат “Диалог” находился в широком обращении. В нем осуждается римская церковь, так как ее диктат находится в противоречии со Священным писанием, осуждается церковная иерархия, так как в древней церкви не было духовных рангов, настоящий глава церкви - сам Христос. Оккам высказывается за то, что отлучать от церкви князя может только общий собор, а отпускать грехи имеет право только бог.

Наряду с “Диалогом” также большой популярностью пользовался трактат “Восемь вопросов о папской власти”, в котором Оккам резко критикует церковь. Политические трактаты Оккама написаны в стиле философского диспута, он выдвигает доводы за и против различных тезисов, иногда не приходя ни к какому определенному заключению . Вероятно, в то время такой тип пропаганды был наиболее действенным.

После смерти в 1342 году Михаила Чезенского, Оккам фактически стал рассматриваться как генерал францисканского ордена.

Ряд трактатов написан мыслителем в угоду императору. Например, “Обсуждение дела о бракосочетании” посвящен вопросу: может ли император жениться на своей кузине. Другой посвящен вопросу, может ли государь получить имущество церкви без разрешения папы.

После смерти в 1347 году Людвига Баварского по некоторым, документально не подтвержденным сведениям, Оккам предпринимал попытки примириться с церковью.

Наряду с вопросами, затрагивающими аспекты, как личной жизни императора, так и противостояния папе, Оккам занимался также разработкой и серьезных вопросов. В своем “Диалоге” Оккам освещает вопросы государства и права. В нем он пишет о том, что все люди равны от природы в отношении выполняемых ими основных функций и могут сами избирать себе правителя. Оккам считает рабство унизительным для человечества. Согласно Оккаму, свободные и равные люди образуют мирскую общину, и эта человеческая общность становится носителем общего права. Мыслитель придерживается аристотелевской позиции о личной собственности, отбрасывая противоположную платоновскую о групповой. Признает, что власть государя от бога, с той оговоркой, что она была установлена народной волей, вдохновляемой богом. В конечном счете, как государственное управление, так и законодательство имеют своим источником верховную волю народа. Оккам связывает государство образование с возникновением частной собственности, государство нужно для поддержания “общего блага” как суммы отдельных индивидуальных интересов. Философ выделяет три способа образования государства: 1) народ отдает власть императору на основе общего договора; 2) насильственный способ: покорение одних племен другими и на значение управляющих победителями над побежденными; 3) божественный способ: образование государства непосредственно божьей волей, в качестве примера приводится образование Моисеем Израильского государства.

По Оккаму, основой государственного порядка является право. Носителем всего обычного права является народ. Оккам полагает, что право - это человеческое установление, гармонирующее с естественным правом. Естественное право, по Оккаму, состоит из трех уровней. Первый определяется собственно, здравым смыслом. Второй, обусловленный привычками человека, есть естественная справедливость(aequitasnaturalis). Третье - выводимое из народного права естественное право по соглашению (например, возвращение взятых в долг денег) . Можно заметить, что в теории государства мыслитель явно опережал свое время.

В вопросах веры, по Оккаму, должна быть абсолютная свобода “…никакое постановление папы не есть мерило веры…но лишь священное писание…суть мерила нашей веры” . Мыслитель резко выступает против преобладания церкви над государством, против абсолютизма папской власти. По его мнению, если папа впадет в ересь, его надо отдать под суд духовный, но если он совершит мирское преступление, то его нужно судить светским судом.

Задолго до Лоренцо Валлы Оккам указывает на подложность грамоты Константина, с помощью которой папы “доказывали” своё верховенство над светскими властями. В своём “Диалоге” мыслитель доказывает независимость и правомочность государственной власти вне церкви.

Рассмотрев взгляды Оккама на вопросы государства и права, нельзя не признать, что они не лишены демократических тенденций.

Помимо вопросов государства и права Оккам в своих трудах уделял внимание вопросам этики и нравственности. Большое влияние на взгляды Оккама по нравственно-этическим вопросам оказал Абеляр, под его влиянием Оккам сопоставляет категорию совести с понятием естественного нравственного закона. Поэтому в этике Оккама нравственным может быть признано только то, что согласно с совестью индивида.

Наряду с политическими и нравственно-этическими проблемами философ не перестает работать над натурфилософскими и философскими. В Мюнхене им создается окончательная редакция фундаментального “Свода логики”. Натурфилософские воззрения Оккама отражены в его трудах “Философия природы (или Краткий свод) в физических книгах”, “О неделимых”. Не издано “Толкование “Физики Аристотеля””. Тематически к нему примыкает парижская рукопись ученого “Вопросы к книгам по физики”. Перечень философских работ замыкают две неопубликованные рукописи - “Об отношении” и “О качестве самом по себе”.

Философия того времени была неотделима от теологии, причем философия по отношению к теологии носила лишь вспомогательный характер. Общими чертами религиозно-церковного мировоззрения того времени были идеализм, тяготение к мистицизму, полная нетерпимость к инакомыслящим и воинствующий догматизм. Догмы поведения и мера истинности основывались на истинах Священного писания и канонизированных авторитетов.

Одним из признанных церковью и ставшим официальным было учение Фомы Аквинского, которое являлось удобным для церкви, рьяно боровшейся с одной стороны со свободомыслием, а с другой стороны желавшей учесть возросший авторитет науки и философии. Учение Фомы основывалось на гармонии веры и разума. Вера не должна противоречить разуму, некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души. В конечном счёте, разум и вера направлены к познанию одной и той же истины - Бога. Только для этого разум опирается на науку и философию, вера - на теологию . Бог открывается человеку естественным путём - через сотворённый мир и сверхъестественным путём - через Откровение.

Фома Аквинский отделил философию от теологии, но оставлял за теологией контроль над философией, не было полного обособления веры от знания и знания от веры. Фома полностью исключает возможность признания теории двух истин. Он писал: “В науке и философии не может быть признано истинным то, что является ложным, с точки зрения теологии” . В случае конфликта решающий критерий истины заложен в Откровении. Тем же способом обосновывались “истинность” всех других положений.

Оккам и его последователи способствовали дискредитации такого способа аргументации. Он не пытался совмещать истины религии, основанные на Окровении с истинами науки, основанными на рациональности, логической очевидности. Он завершил начатую его предшественниками критику философских доказательств существования бога - предмет религиозной веры, а не философии, опирающейся на доказательства . “Философия не служанка теологии, а теология не наука, но комплекс положений, связанных между собой не рациональной последовательностью, а цементирующей силой веры”, - писал Оккам.

Однако некоторые проблемы теологии носили философский характер. Первая касалась вопроса о троичности божества. Она послужила одним из источников для возникновения философской проблемы универсалий, она провоцировала размышления о соотношении категорий единичного, частного и всеобщего. Вторая проблема формулируется как вопрос, был ли Христос богом. Дискуссии вокруг неё способствовали постановке вопроса о соотношении бога, мира и человека, а в итоге об отношении общества к личности и личности к обществу. Третья проблема, антропологическая, ставила вопрос, может ли человек “спастись” без помощи церкви, была связана с вопросом о соотношении свободы и необходимости. Оккам утвердительно отвечает на этот вопрос.

Кроме этого, философскими аспектами, несомненно, обладали проблемы “доказательств” существования бога; отношений разума и веры, а также структуры бытия; проблемы добра и зла; “сотворения” мира и “бессмертия” души.

Оккам не предпринимает попыток рационально совместить догму о Святой Троице с человеческими представлениями, он ставит её за пределы разума. В этом бескомпромиссном отказе, отчётливо проступает закат схоластики. Разум не в состоянии предложить поддержку вере, ибо он не имеет ничего более прозрачного, чем данное вере в Откровении . Владения веры и разума не пересекаются.

По Оккаму связь между человеком и богом только в чистом акте Божественной созидательной воли, другой связи нет. Поэтому “универсальные сущности” (посредники между богом и людьми) не что иное, как высокомерие языческого сознания. Тоже относится к метафизике бытия Фомы Аквинского. По Оккаму, следовать этому означает метафизически быть посреди дороги между разумом и верой, при неспособности ни удовлетворить первый, ни поддержать вторую .

Уильям Оккам делает проницаемой перегородку между божественной и человеческой творческой деятельностью. Эта проницаемость даёт человеку возможность действовать и в земном мире, и в божественном творческом мире, создавая возможности для будущей науки . Своими воззрениями Оккам выражал новый философский дух, противоположный классической схоластике, его подход был антисистематическим, антидогматическим, антирационалистическим и антиреалистическим . Освободив философию от препятствовавшей её развитию и даже тянущей её назад теологии, Оккам подготовил почву для развития точного естествознания. Его творчество ознаменовало закат схоластики и являлось переходным звеном к передовой философии Нового времени.

РАЗДЕЛ 2. Онтология Оккама

Каноны научного исследования изложены Оккамом в работах: “Expositiosuperphysicam” (“Изложение помимо физики”); “Quaestionesinlibrosphysicorum” (“Исследования на книги физиков”); “Philosophianaturalis” (“Естественная философия”). Эти работы Оккама связаны с новой логикой и критикуют космологию

2.1. Анализ философских категорий материи, субстанции и категории сущности

Учение Оккама о материи представляет не только значительный философский интерес, для своего времени оно было весьма прогрессивным. Суть его учения в стремлении поставить категорию материи не на службу абстрактным схоластическим рассуждениям о “чистых сущностях”, а использовать её при трактовке вопросов постижения внешней реальности. Оккам не приемлет тезис о том, что никакая вещь не может обладать реальностью в отрыве от формы. Он считает, что материя существует до возникновения вещи, а форма начинает существовать в процессе существования вещи.

Для обоснования этого положения Оккам пользуется понятием первичной материи. Он пишет: “… есть двоякая материя, прежде всего первичная материя, которая в силу своей сущности изначально не включает в себя никакой формы, а наделяется затем различной формой. И эта [первичная] материя есть одна и та же основа в любых подверженных возникновению и порче [предметах]” .

Материя, по Оккаму, один из необходимых принципов бытия, нечто предшествующее любому предмету, она потенциально имеется при всех субстанциональных формах, это некоторый предмет, действительно существующий. Нет никакой необходимости, чтобы материя постоянно обладала тем, что сейчас ей присуще, также как нет необходимости, чтобы она всегда сосуществовала совместно с тем, что сейчас ей сопутствует .

Анализ термина “материя” Оккам сопровождает замечаниями о типичных случаях его употребления. Во-первых, “термин материя” употребляется в значении “предмет”. Часто материя (в логике) понимается не как то, что подвержено превращению, а в смысле объекта или предмета науки. Во-вторых, философ употребляет термин “материя” для обозначения составных частей целого как некоторого абстрактного предмета; например, полукруг есть часть круга, в этом смысле полукруг - “материя” круга. В третьих, материя может пониматься в смысле физического вещества: философ говорит, что медь есть материя статуи, то есть, употребляется, обозначая то, чего раньше не было. В-четвёртых, “материя” в собственном смысле употребляется в значении одной из частей реального объекта, то есть происходит разграничение материи и формы. У Оккама форма понимается как физико-геометрическая характеристика.

Оккам в противовес скотистам различал лишь два начала природных тел: материю и форму. В отличие от томистов оккамисты (и скотисты) допускали возможность существования материи без формы - неоформленной материи. В оккамовском смысле форма понимается непосредственно как одна из частей субстанции, противополагаемой материи. В ряде тезисов Оккама форма отождествляется с силой.

Реально материя существует в единичных вещах. А как общее она дана в интенциональном бытии. Материя не имеет ни начала, ни конца во времени, она вечна и неуничтожима. Он полагает, что разные вещи состоят из разной материи: “Ведь ни одна и та же материи у тебя и у меня, нельзя каким-либо образом вообразить, будто она одна в человеке и в осле”. Из этой предпосылки Оккам, основываясь на следствии, что нельзя найти два предмета, чтобы каждый из них был бы той же самой вещью, что и другой, делает вывод о структуре мира, как состоящего из единичных вещей. Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия .

Оккам полагал людей как объекты, состоящие из двух материй - телесности и разумности, вместе представляющих “составную” материю.

Смелой для своего времени была идея Оккама о материальной однородности космоса с подлунным миром. Для доказательства этой своей мысли Оккам ссылается на принцип простоты или принцип бережливости, который в дальнейшем получит название “бритвы Оккама”.

Знаменитая “бритва Оккама” не допускает преумножение сущностей без необходимости. Если для объяснения достаточно допустить существование единичных вещей, то нет основания, ещё постулировать действительность общего (реалий), псевдокопий действительных вещей . Или другими словами: “Из двух равных теорий предпочтительнее та, что проще с объяснительной точки зрения”. В общем виде, это можно сказать так: если в какой-нибудь науке всё может быть истолковано без допущения той или иной гипотетической сущности, то нет никакой нужды её допускать.

Бритва Оккама внесла большой вклад в развитие науки. К ней не раз прибегали на разных этапах развития науки, как к дополнительному аргументу в целях защиты ряда прогрессивных теорий. Например, её использовали для защиты гелиоцентрической системы Коперника против системы Птолемея.

Рядом с понятием материи анализируется у Оккама понятие субстанции. В одном смысле о субстанции говорится как о любой вещи, отличимой от других вещей; так, авторы обычно приводят следующие примеры: субстанция белизны, субстанция цвета и так далее . Такой смысл имело понятие субстанции у Аристотеля, различавшего первичные субстанции или отдельные реальные вещи и вторичные субстанции как их виды и роды(1). Иногда по Оккаму, термин “субстанция” употребляют в более узком смысле для обозначения любого предмета, в этом смысле субстанцией называют материю и форму, а так же то, что образовано из них(2). В наиболее узком смысле о субстанции говориться как о том, что не является существенной частью чего-либо(3). Материя и форма разновидность субстанции 2. Для Оккама имеют значимость все три смысла понятия субстанции, но наиболее важным он считает понятие субстанции 2.

Учение Оккама о сущем (ens) близко к доктрине Дунса Скота. Он разделял оба утверждения Дунса, касающихся сущего:
1) сущее - это простое понятие;
2) сущее относится ко всему тому, допущение существования которого не содержит в себе никакого противоречия.
Понятие актуального сущего в онтологии Оккама сближается им с понятием первичной материи.

В своём учении о бесконечности Оккам придерживался лишь понятия бесконечности потенциальной. Современный пример для бесконечности в смысле Оккама - натуральный ряд чисел, у которого нет конца, но есть начало - нуль. Идея Оккама о потенциальной бесконечности вселенной оказалась реставрированной уже в XVII веке.

2.2. Оккамова теория движения и пространства

В своей теории движения (motus) Оккам допускает неотличимость движения и движущегося предмета. У него движение ни специфическая субстанция, ни особый предмет в движущемся теле; движение формально, а не субстанционально. Оккам характеризует движение как определяющееся телом, но у него движение не сводится лишь к механическому перемещению тела в пространстве. Так, он говорит об особом природном движении, которое осуществляется в силу деятельного внутреннего начала .

Пространственным движением в широком смысле Оккам считает любое изменение, связанное с изменением своего места, например, испарение, по Оккаму, как частный случай изменения, является пространственным движением. В узком смысле о пространственном движении говорится, когда нечто перемещается в пространстве при этом, не приобретая новых и не теряя старых качеств. Здесь Оккам различает понятия пространственное движение и изменение, то есть “механическое движение” и изменение. Характеризуя пространственное движение, Оккам говорит о том, что тела движущиеся в пространстве не приобретают ничего внутреннего .

Классифицируя виды движения, мыслитель различает равномерное и неравномерное движение. По Оккаму, равномерное движение есть то, которое для одной рассматриваемой величины сохраняет одну и ту же скорость в любые промежутки времени. Движением такого рода является, например, движение небосвода . Неравномерное движение у Оккама двояко. В случае циклического и криволинейного движения оно происходит вследствие постоянного изменения достигнутых характеристик, в случае неравномерного ускоренного и замедленного движения, как о перемещении тела с ускорением в одно время и с замедлением в другое время.

По другому принципу Оккам различает следующие разновидности движения: подталкивание, волочение, вытеснение, изменение, вращение. Вытеснение наблюдается в случае брошенного камня, когда движущееся не связывается с движимым непрерывно. Подталкивание наблюдается, когда приводящее в движение связывается с движимым до тех пор, пока происходит само движение, при прекращении направляющего усилия движение сменяется покоем. Удар - род, как для вытеснения, так и для подталкивания. Волочение имеется, когда движущееся перемещает нечто за собой, а движимое влечётся за другим. Разновидностью движения Оккам считает процесс изменения вообще. Вращение наблюдается, когда нечто движется вокруг оси, и там, где имеется подталкивание и волочение.

Оккамова теория движения была прогрессивной для того времени, в ней наблюдались отклонения от аристотелевской концепции движения. Отказ от этой аристотелевской догмы имел большое значение в дальнейшем для восприятия галилеевского понятия инерции. Мыслитель пишет: “Тяжесть сама по себе движет (тело) вниз, и, аналогично, нагретая вода, испаряется, имея причину испарения в самой себе, и воля движет самое себя, имея причину в самом волении” . Именно в учении о самодвижении (moverese) Оккам сделал определённый шаг в сторону диалектической интерпретации процесса движения.

Следуя Аристотелю, Оккам подчёркивает в пространственном движении, прежде всего непрерывность. У Оккама не наблюдается сведения всех видов движения к механическому. Главными достоинствами теории движения Оккама являются концепция самодвижения и подчёркивание вечности движения. Оккам подготавливал почву для галилеевской трактовки движения и глобальной ревизии механики Аристотеля.

Оккамова теория пространства отличалась от ряда схоластических теорий пространства, прежде всего от скотистской. Скотистское учение имело специфическое понятие о внутреннем месте предмета как некоей модальной сущности, из которой ряд схоластиков того времени выводили принцип геоцентризма. Из этой предпосылки томисты выводили существование так называемого внутреннего времени как особой продолжительности. Это время у них трактуется как особая внутренняя форма предмета, благодаря которой он существует в реальной длительности. Указанная форма есть модус, независящий от самого предмета.

Оккам отбрасывает как скотистскую концепцию “местонахождения”, так и томистскую концепцию “продолжительности”. По Оккаму, время есть движение или что-то принадлежащее движению . Время у Оккама совечно движению. Он выступает против учения Фомы Аквинского о времени как о совокупности “мгновений” последовательно появляющихся и исчезающих “сущностей”.

В своём тексте Оккам следующим образом характеризует время: “Время есть мера, с помощью которой познаётся количество того, что длится, движется или покоится” . Он признаёт, что время как целое не является конечным.

В рассмотрении проблемы сопоставления причины и действия во времени, Оккам не занимает какой-то определённой позиции, не принимая тезис, как об их одновременности, так и утверждение об их разновременности.

РАЗДЕЛ 3. Научное познание начинается с опыта (теория познания)

Оккам решительный сторонник концепции двойственной истины, которая в ту эпоху была прогрессивной, поскольку позволяла чётко ограничить область науки от теологических посягательств. Он отделяет сферу знания, являющуюся предметом гносеологии, от области верования, “изучаемой” в теологии. Религиозные догматы не могут быть доказаны разумным путём. Он отклоняет всякую попытку рационального обоснования веры и не признаёт за богословием право называться наукой.

Всвоёмтруде “Espositio aurea…” Оккам ограничивает возможности бога, бог не властен над прошедшими событиями. Если в настоящем существует какая-то вещь, то в будущем будет правомерно заключение: “Эта вещь была”, и бог не в силах отменить прошлое. Однако, влияние теологии на Оккама очень велико и реальная история, на основе традиционных теологических представлений, описывается им как драматическая арена схватки добра и зла, и притом не как космических сил, но как отражение конфликта между добродетелью и грехом в самой свободной воле человека.

Мыслитель трактует чувственное восприятие, память, опыт и понятие как ступени познания. По Оккаму, каждая дисциплина начинает с индивидуальных предметов. На чувственном восприятии, которое есть ничто иное, как единичное, основывается память, на памяти - опыт, а с помощью опыта достигается общее, которое есть основа искусства и науки . Роль чувственного восприятия как источника познания подчёркивается в следующем тексте Оккама: “Поскольку целиком познание наше проистекает из ощущений, то любая из наук происходит из познаний единичных вещей, хотя ни одна наука не должна трактовать о единичных (вещах) как таковых, в собственном смысле нет никакой науки об индивидуальных (предметах), а есть наука об общих (понятиях), обозначающих эти индивидуальные (предметы)” .

Важная роль чувственных образов не притупляется в связи с возникновением рационального познания. “Любое рациональное познание с необходимостью предполагает чувственные образы (imaginationemsensitivam) как в смысле внешнего, так и внутреннего ощущения” . Эта цитата наглядно свидетельствует о той высокой роли, которую играет у Оккама концепция наглядного знания, сферу последнего он хотел бы максимально расширить.

В своей классификации видов познания Оккам различает, прежде всего, отчётливое познание и смутное познание. Отчётливое познание означает понимание любого объекта в соответствии с его внутренним устройством. Смутное, имеется тогда, когда универсальное постигается как нечто общее, присущее многому.

По другому принципу Оккам различает наглядное и абстрактное познание. Наглядное понимается им как живое созерцание. Наглядное знание вещи есть такое знание, благодаря которому можно выяснить существует ли вещь или не существует . Оно относится к настоящему времени и к сфере случайных истин. Наглядно познаётся, по Оккаму, только то, что обладает предметным бытием в вещи. Для наглядного познания необходима сама вещь без промежуточного звена между ней и тем, кто её воспринимает. Дунс Скот и его последователи как раз допускали наличие такого “промежуточного звена”. Впоследствии многие схоласты неноминалистического направления трактовали чувственные образы как нечто промежуточное между вещью и человеческими представлениями о ней. Используя свою “бритву” Оккам удаляет из гносеологии подобного рода “промежуточные” категории. Итак, для наглядного знания необходимо присутствие вещи. С интуитивного познания начинается познание экспериментальное. И Аристотель, по мнению Оккама, полагал, что наука начинается с освоения экспериментальных вещей. Эмпирическая заявка Оккама, как мы видим, радикальна .

Оккам различал несложное познание, где отдельные предметы описываются отдельными терминами, и сложное, где отдельные термины складываются в предложения. Несложное познание первого типа может быть как интуитивным, так и абстрактным. Без интуитивного познания не было бы ничего другого, оно вращается в сфере возможного. Интуитивное знание выступает также в роли одной из причин, порождающих абстрактное первичное знание.

Схема “нижних этажей” знания у Оккама выглядит следующим образом: наглядное знание, память в широком смысле, первичное абстрактное знание. Отличие ощущения от абстрактного мышления Оккам видит в том, что ни одно ощущение не воспринимает свой собственный акт . Дух же путём размышления постигает свою собственную деятельность.

По Оккаму, абстрактное знание есть такое, с помощью которого в отношении случайной вещи нельзя с очевидностью узнать, существует ли эта вещь или же не существует . Инструментом отвлечённого познания выступает абстрОккам не говорит, что она протяжённа и пространственно локализована. Скорее, это не материальная субстанция, о существовании которой свидетельствуют факты сознания. Её никак нельзя познать, сокровенная природа разумной души навсегда остаётся запредельной опыту. Он сомневается в возможности исчерпывающего познания разумной души как теоретически, так и экспериментальным путём: “…нельзя достоверно познать с помощью рассуждения или опыта, что такая душа есть форма тела” . Спорным вопросом для Оккама является, и неуничтожимость разумной души. В конечном счёте, Оккам сомневается в существовании разумной души как особой субстанции. Он отождествляет душу с душевными способностями, за что попадает под церковное осуждение.

Наряду с выше перечисленным Оккам занимался рассмотрением проблемы об универсалиях. Он критикует томистскую теорию общих понятий (универсалий). Универсалии (в логике) представляют собой лишь термины или понятия, утверждающие нечто о многих других терминах или понятиях. Универсалия, род, вид - всё это термины второго понятия (т.е. термины, относящиеся к терминам же) и поэтому не могут обозначать вещи. Универсалия есть просто знак многих вещей . Универсалии не присущи самой вещи, они всегда существуют после вещи (postrem) существуя только в уме, но они не лишены полностью объективного значения. Хотя универсалия только знак, но такой, который замещает не любые предметы, а только те, которые сами по себе сходны между собой . Оккам заявляет о нереальности универсалий. Фразу “Белизна является белой” Оккам квалифицирует как ложную. Мыслитель трактует универсалии как имена. Он различает два вида всеобщего - естественное и искусственное: “Всеобщее двояко. Первое есть естественный знак, приписываемый многим вещам; например, дым естественно обозначает огонь… Искусственное всеобщее есть нечто устанавливаемое по произволу. Таково, например, высказанное слово, которое есть актуальное качество нумерически единое, и оно есть нечто всеобщее, поскольку его бытие есть произвольно установленный знак для обозначения многих вещей” . Универсальное, по Оккаму, есть суть вещи.

Оккам считает, что единичная вещь, как таковая, не может существовать во многих индивидуальных предметах одновременно. В те времена проблема общего и единичного была чрезвычайно актуальна. Реалисты придерживались мнения, что общие является более подлинным и “реальным”, чем всё единичное. В конечной инстанции научные ценности выводятся из утверждений признанных авторитетов, но не из непосредственного наблюдения природы .

Оккам же придерживался номиналистических взглядов, для которых реальными являются только единичные вещи, а познание начинается с опыта. Обоснование знания у реалистов его не устраивало потому, что они допускали такие абстрактные сущности, которые сами, по меньшей мере, нуждались в разъяснении.

В целом схема пути познания в гносеологии Оккама складывается из следующих этапов:
1. Ощущение единичных вещей, память в узком смысле, акты психологических переживаний, использование универсалий.
2. Переход от первичного абстрактного знания к вторичному абстрактному знанию. Психологическое место, которого Оккам также связывает с памятью в узком смысле. Абстрактное знание - “знание об общем. Хотя источником всех наук является знание о единичном, но трактуют они все об общем.

Являясь номиналистом, Оккам строит свою теорию науки. Науки у него делятся на реальные и рациональные. Реальные науки рассматривают понятия с точки зрения их отношения к вещам, рациональные - с точки зрения их отношения к другим понятиям, а не к вещам. Проиллюстрируем это, основываясь на рассмотрении понятия “термин” в оккамовой концепции. Термины, относящиеся к самим вещам, называются “терминами первого понятия”; термины, относящиеся к терминам же, называются “терминами второго понятия”. Наука пользуется терминами первого понятия; логика - второго . Из этого можно сделать заключение, что логика относится к рациональным наукам.

В трактовке процесса отображения бытия Оккам ограничивается тремя понятиями - разум, вещь и акт разума. Среди многочисленных трактовок акта разума, Оккам, следуя своей “бритве” останавливается на самой простой из них: “Другое мнение может заключаться в том, что впечатление души есть сам акт разума.… И этот последний взгляд имеет такое обоснование: напрасно пытаться посредством большего делать то, что может быть сделано посредством меньшего; вообще же всё то, что может быть объяснено с помощью допущения некоей (сущности), отличной от акта разума, - то же самое объяснимо и без этого различения.… Следовательно, наряду с актом разума не требуется [с целью объяснения] допускать (ещё) что-то другое” . Это одно из самых полезных приложений “бритвы”.

Заканчивая обозрение оккамовой теории познания, необходимо сказать о том значении, которое она имела для своего времени. Радикально отличаясь от бытовавших тогда томистской и скотистской теории познания, она наносила сильнейший удар по схоластицизму, ставшему преградой для развития науки и прогресса. Важным инструментом гносеологии Оккама являлась его “бритва”, которая является одной из первых формулировок принципа простоты, и которая сыграла в дальнейшем важную роль в развитии науки.

Также можно констатировать, что Оккам является сторонником экспериментально обоснованного научного знания. Оккам рассматривает мир как случайный продукт абсолютно свободной воли Всемогущего, в котором кроме множества индивидуального ничто другое не необходимо. Исходя из этого, он считает, что единственный фундамент научного познания - эксперимент. Отсюда первый канон: научно знать можно лишь то, что контролируемо в эмпирическом опыте. К миру реального продвигает логика. Второй канон это замещение вопроса: “что это такое” на фразу “как оно бытует”. Т.е. вместо того, чтобы исследовать природу феноменов, достаточно знать, как они функционируют. Здесь явно проступает образ современной физики, математизированной и не отягощённой метафизическим грузом.

Новое направление физики заложено и в установке Оккама на такое научное исследование, в котором нет места предпосланным принципам необходимого характера. Все эти моменты составляют эпилог средневековой науки и одновременно прелюдию новой физики. Отказ от необходимых причин, категорий времени, пространства, движения, природного места в их объективной целостности, всё это свидетельствует о том, что на смену одной исторической эпохе спешит другая .

РАЗДЕЛ 4. Семиотика и логика

Рассматривая философские воззрения Оккама, нельзя обойти вниманием тот вклад, который философ внёс в логику. Его семиотические идеи выглядят удивительно современно. Он был первым автором классификации знаков.

Обоснование возможности истинного познания Оккам не представлял в отрыве от семиотики - грамматических принципов. Семиотика им рассматривается как вспомогательная и важная для гносеологии единица. Базисным для семиотики является понятие знака (signum).

В широком смысле понятие знака философ употребляет для наименования всего того, что, будучи каким-либо образом, понято, вызывает мысль о чём-то ином, отличном от самого этого знака. В более узком смысле понятие знака используется Оккамом в отношении того, что предназначено подразумевать нечто от себя отличное, а также в отношении того, что предназначено входить в предложение или, наконец, что предназначено быть речью или предложением .

Оккам подразделяет знаки на естественные (signanaturalia) и искусственно установленные (signaadplacituminstituta). Примером первых является понятие, примером вторых - слово. Знаки необходимы для описания и передачи информации, и не следует приписывать символам другой функции, кроме той, которую они выполняют. Главной функцией знака, по Оккаму, является его свойство, обнаруживая себя, представлять одновременно ещё и нечто совсем иное .

Со знаком связано понятие значение (или обозначение). Термин “обозначать” Оккамом понимается в четырёх различных смыслах. Во-первых, в отношении того, что действительно подразумевается в утвердительном предложении для настоящего времени. Например, “Сократ - бел”; во-вторых, тогда когда имя может относиться к тому, что подразумевается в некотором предложении о прошедшем или будущем; в-третьих, в том случае, когда с помощью чего-то конкретного указывается нечто абстрактное, и, наконец, в-четвёртых, термин significare употребляется тогда, когда некоторое имя наряду со своим главным значением обладает ещё сопутствующем значением, выраженным прямо или косвенно, в виде соозначения или сообозначения, утвердительно или отрицательно . Например, имя “треугольный” является примером термина с сопутствующим значением, т.к. обозначает как равносторонний треугольник, так и треугольник вообще.

Рассмотрев проблему знака и значения, Оккам переходит к анализу их роли в предложении. Знаки в предложении суть термины. Оккам выделяет термины первичной интенции и термины вторичной интенции. Первые обозначают вещи, вторые - другие термины. По Оккаму, термины бывают трёх родов - записанные, произнесённые и помысленные. Далее Оккам переходит к анализу соотношения слова и понятия. Суть его состоит в утверждении, что слово имеет произвольное значение, тогда как понятие - значение естественное.

Сколько-нибудь полную трактовку знания, согласно Оккаму, нельзя развить, не присоединяя к приведенным понятиям ещё результаты учения о суппозиции. Термин suppositio не был введён Оккамом, а существовал задолго до него в теоретической грамматике средневековья. Оккам следующим образом определяет это понятие: “Под суппозицией, т.е. состоянием подразумевания чего-либо, понимается употребление термина в предложении для обозначения чего-либо, включая обозначение термином самого этого термина” . Теория суппозиции занимается возможными замещениями терминов в предложении, т.к. термины, кроме собственных свойств, имеют свойства места, занимаемого в пропозиции.

Оккам выделят три типа суппозиций. Первая это персональная суппозиция. Например, “всякий человек - животное”, предполагается, что термин “человек” замещает собой всех отдельных людей. Вторая это простая суппозиция. Она имеет место, когда термин замещён понятием типа “человек это вид”, отсылая к отдельно существующим людям. Наконец, имеется третья материальная суппозиция, типа “человек это имя”, где термин лишён смысла . Иными словами, один и тот же термин может иметь разные смыслы, в зависимости от места и характера пропозиции.

Области суппозиции и значения не полностью покрывают друг друга. Теория значения может рассматриваться как базисная, теория суппозиций - как сопряжённая с ней. По Оккаму, простая суппозиция важна для логики, материальная для грамматики, персональная - для естественных наук.

Свою теорию суппозиций Оккам применяет к трактовке фундаментальной гносеологической проблемы критерия истинного познания. Перед обсуждением проблемы истины Оккам говорит о принятии. Оккам выделяет четыре ступени принятия. Первая - это принятие в силу преклонения перед авторитетом, далее принятие вследствие уверования во что-либо, затем под влиянием акта воления в силу опыта и, наконец, в силу очевидности или доказательства. Очевидное - это то, из чего само по себе не следует невозможное.

Оккам следующем образом трактует предикаты “быть истинным” и “быть ложным”: “…истинность и ложность соответственно неотличимы от истинного и ложного предложения…. Истинность есть истинное предложение, а ложность есть ложное предложение” . Критерии истинности и ложности предложения Оккам устанавливает в соответствии со своей теорией суппозиций. По Оккаму, для истинности утвердительного предложения необходимо чтобы его субъект и предикат обладали одной и той же суппозицией. Для ложности же любого утвердительного предложения в настоящем времени достаточно, чтобы его субъект был лишён суппозиции . Теория суппозиций широко используется Оккамом в его учении о том, как возможно истинное познание.

Когда мы говорим о вещи, мы говорим о ней посредством предложений и терминов. Поэтому непосредственный объект любой науки не сам предмет как таковой, а представление о нём. В реальной науке предложения и термины обозначают и суппонируют вещи.

Особым разделом семиотики Оккама является теория имён (в том числе собственных). Первоначально мыслитель рассматривает синонимы. Это те имена, которые все использующие их относят, безусловно, к одному и тому же предмету согласно одному и тому же способу обозначения, так, например, “Марк и Туллий суть синонимичные имена” . От синонимов Оккам отличает омонимы. Это слова одинаково звучащие, но расходящиеся по смыслу. Имена, не являющиеся ни синонимами, ни омонимами, Оккам именует как разнозначащие имена, частным случаем которых будут антонимы: “другие имена, на самом деле, не сочетаются друг с другом ни как имена, ни как звучания, например, “огонь”, “камень”, “цвет”. Такие имена называются разнозначащими” .

В тесной связи с семиотикой трактует Оккам собственно логические проблемы. Логика, по Оккаму, имеет дело с изучением интенций, которые являются актами творческого мышления человека. “Логика, риторика и грамматика, - писал он, - суть подлинно практические руководства, а не чисто умозрительные дисциплины, поскольку выше указанные три области знания поистине управляют разумом в его деятельности” .

В своём учении о предложении Оккам предвосхищает многие положения современной математической логики. Он трактует предложение как агрегат из субъекта, предмета и связки. Кроме того, он классифицирует предложения следующим образом: категорическое, условное, копулятивное предложение вида “S1 и S2 суть P”; присущности, например “человеку свойственна животность”; единичное; всеобщности и многие другие подразделения . Эта классификация предвосхищает массу соответствующих рубрик традиционной логики.

Завершая краткий обзор логики Оккама, надо отметить, что мыслитель является первооткрывателем закона достаточного основания. Об этом свидетельствуют следующие тексты Оккама: “Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное или по опыту…” и “Мы не должны принимать какое-либо положение как не подлежащее обоснованию, если только это не логический вывод, или нечто, проверенное на опыте, или же благочестивое предписание, требующее от нас поступать именно так, а не иначе” . Эти два текста свидетельствуют о том, что Лейбниц явно должен “уступить” свой приоритет автора закона достаточного основания Оккаму.

Оккамова логика имела большое значение для последующего развития натуралистических элементов в философии природы у Буридана и в Оксфорде, что, в конечном счете, повлияло и на теорию научного метода у Ф. Бэкона, не говоря уже о том, что некоторые её аспекты являются актуальными и в наши дни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая обзор философских и научных трудов Оккама, надо отметить тот вклад, который он внёс в развитие науки. Следствием глубоких изменений, произведённых философией науки Оккама, стала новая концепция научного знания, позитивно повлиявшая на галилеевскую революцию .

У Оккама было много последователей, как на Европейском континенте, так и в Оксфорде. От Оккама пошло новое методологическое направление, - оккамизм. Его ученики составляют школу Оккама. Оккамизм в целом выступает как прогрессивное философское направление, постепенно подтачивающее корень схоластики и формулирующее ряд философских и естественнонаучных концепций, во многих отношениях тяготеющих к Новому времени. Именно через призму оккамизма видна прогрессивность идей самого Оккама . Помимо своих учеников Оккам оставил ряд трудов по логике и семиотике, некоторые аспекты которых являются актуальными и в наши дни.

Заявив о возможности изучения логики и человеческого познания безотносительно к метафизике и теологии, Оккам дал толчок к научному исследованию.

Нельзя не отметить и вклад, который внесла в науку “бритва” Оккама. Она являлась одной из первых отчётливых формулировок простоты и важным инструментом гносеологии Оккама. О ней в дальнейшем неоднократно и уважительно писали многие выдающиеся учёные - от Г. Галилея до К.А Тимирязева.

Завершая анализ философских, естественнонаучных и логических взглядов мыслителя, а также его последователей можно констатировать, что оккамизм является звеном в подготовке точного естествознания и передовой философии Нового времени.