Бытовые электроприборы

Корень мандрагоры где растет. Корень мандрагоры: мифы и легенды

Корень мандрагоры где растет. Корень мандрагоры: мифы и легенды

Mandragora officinarum
Таксон : семейство Паслёновые (Solanaceae )
Другие названия : мандрагора осенняя, мандрагора весенняя, ведьмин корень, яблоко дьявола, любовное яблоко
English : Mandrake, Satan"s apple, Love Apple, Devil"s Apple, Alraun, Devil"s Testicles

Ботаническое описание мандрагоры лекарственной

Многолетнее травянистое растение. Её корень морковно-образной формы, углубляющийся на глубину до 60 см (по некоторым источникам до 1.2. метров), имеет темно-коричневый цвет снаружи и белый внутри, он часто раздваивается, становясь похожим на туловище человека.
Цветки мандрагоры лекарственной имеют фиолетовый цвет и появляются осенью, а цветки дикого вида появляются весной и имеют светло-зеленоватый оттенок. Цветки крупные (до 5 см в диаметре), колокольчикообразные, с пятью лепестками.
Листья мандрагоры несколько напоминают листья свеклы или табака, крупные, короткочерешковые, яйцевидно-продолговатые, часто с неравнозубчатым краем, пластинки сильно гофрированы, длиной до 40 см, располагаются в прикорневой розетке.
Плоды похожи на маленькие желтые яблоки и издают сладкий и нежный запах. Именно плоды этого растения египтяне считали средством, возбуждающим чувственность, к ним же, в свою очередь, эти знания перешли от арабов, называвших эти плоды «яблоками дьявола» из-за вызываемых ими возбуждающих снов.
Весенняя мандрагора (Mandragora vernalis ) считается мужским видом и произрастает в более северных районах. От женской, или лекарственной, мандрагоры мужская отличается также более толстым корнем - беловатого цвета как снаружи, так и изнутри, ярче выраженным неприятным одуряющим возбуждающим запахом, который распространяется от листов и цветов растения; наконец, его плоды значительно больше, чем у мандрагоры женской разновидности. Однако оба вида растения являются в равной степени гермафродитами.

Места произрастания мандрагоры лекарственной

Вид лекарственной мандрагоры произрастает в южной и центральной Европе и в странах по всему Средиземному морю, а также на Корсике.
Мандрагора способна выдерживать длительную летнюю засуху, оставляя на поверхности земли лишь розетку листьев, поднимающихся на большую высоту. Температура ниже -15 ° C губительна для растения.
Мандрагора предпочитает хорошо дренированные, кислые или нейтральные песчаные и суглинистые почвы. Любит солнечный свет, но может расти и в полутени.

Сбор и заготовка мандрагоры лекарственной

Парацельс рассказывал о своеобразном способе вырывания растения из земли. По его мнению, это можно делать только вечером, склонившись в направлении заходящего солнца, отворачивая лицо от растения. Собирают в Иванов день и хранят скрытно до Великого четверга. Считалось, что, если в этот день окурить мандрагорой ружье, охота будет удачной. Из старины пришло, что плоды мандрагоры и само растение можно безопасно собрать, если окопать вокруг нее землю, оставив небольшую часть корня. Затем следует привязать к корню собаку и уйти. Собака, пытаясь вытянуть корень, чтобы последовать за хозяином, удавится. Гибель собаки придаст корню мандрагоры силу, необходимую для защиты от демонов.
Согласно суеверия, люди, которые вырвут корень мандрагоры будут обречены на ад. Извлеченный из земли корень мандрагоры будет кричать, убивая всех, кто слышит его. Поэтому, в прошлом, люди использовали животных, чтобы вытащить корни из почвы.
Листья мандрагоры собирают до конца плодоношения, сушат в тени, и используют из-за психоактивного эффекта в курительной смеси (с табаком или другими травами) или воскуривают на ладане. Корень также применяют в качестве благовония, хотя его запах не совсем приятен.

Химический состав мандрагоры лекарственной

Свежий или сушеный корень мандрагоры содержит 0,4 % тропановых алкалоидов, в том числе атропин, гиосциамин, скополамин, скопин и кускогигрин.
Соотношение содержания в мандрагоре гиосциамина, скополамина и атропина - 18: 2,5: 1.
Тропановые алкалоиды обладают мощным действием на центральную нервную систему.

Фармакологические свойства мандрагоры лекарственной

Мандрагора обладает наркотическим и настолько сильным анестезирующим свойством, что человек, находящийся под ее воздействием, кажется мертвым.
Вероятно, мандрагора возбуждает чувственность; вызываемые ею видения, галлюцинации и бредовые состояния могут привести к слабоумию, что в свое время было замечено Гиппократом. Ассирийцы использовали ее как снотворное и средство. Гиппократ уточнял, что в малых дозах она является эффективным средством от страха и . В более значительных количествах она вызывает странные сенсорные впечатления, близкие к галлюцинациям. В еще более крупных дозах мандрагора оказывает и действие и, наконец, вызывает глубокий сон, сопровождающийся полной бесчувственностью. Гомер упоминал, что эпилептиков лечили вдыханием паров мандрагоры.
Свежий корень мандрагоры имеет мощное рвотное и действие.

Применение мандрагоры лекарственной в медицине

Мандрагора была наиболее важным магическим растением средневековья, её история окутана мистикой и суевериями. Проповедники эпохи Просвещения успешно развеяли все мифы и сказки, сопровождающие это растение на протяжении веков. Сегодня мандрагора больше не используется в медицине.

В древние времена мандрагора использовалась в качестве анестезирующего средства при операциях.
Сок из мелко натертого корня мандрагоры применялся наружно для облегчения ревматических болей.
Листья мандрагоры обладают холодящим эффектом, их раньше использовали для изготовления мазей при лечении наружных язв.
Диоскорид рекомендовал отвар корня мандрагоры, смешанного с медом в качестве слабительного средства.
Вареный в молоке корень мандрагоры используется в качестве припарки при хронических незаживающих язвах.
Мандрагора применялась внутренне для лечения меланхолии, судорог и маний. Она также была использована в качестве средства для лечения тревоги и .
Древние греки использовали настой свежих или сушеных корней мандрагоры в вине в качестве афродизиака. Для этого горсть измельченного корня мандрагоры добавлялась в 0,75 литровую бутылку вина. Вино выдерживалось одну неделю, не фильтровалось. Кислое вино более эффективно экстрагирует мандрагору, а для улучшения вкуса добавлялись две или три палочки корицы и столовую ложку шафрана.
Плоды мандрагоры считались афродизиаком, полагали, что они увеличивали потенцию и фертильность.
Мандрагора широко используется для лечения , болезней желудка, осложнений во время родов.
От помогает жевание свежих листьев мандрагоры.
При кашле и вдыхают дым от горящих сухих листьев мандрагоры.
Настойка мандрагоры используется в .

Противопоказания применения мандрагоры лекарственной

Мандрагора является ядовитым растением, её употребление категорически не рекомендуется, так как возможны тяжелейшие побочные явления, вплоть до смертельного исхода.
Непоправимый вред, который может быть результатом употребления мандрагоры: потеря памяти, когнитивные нарушения функции мозга.
Признаки отравления мандрагорой: тошнота, головокружение, помутнение зрения, расширенные зрачки, сухость во рту, головная боль, пошатывание при ходьбе и рвота.
При приеме внутрь в больших дозах мандрагора возбуждает бред и безумие.
В свежих плодах мандрагоры низкое содержание алкалоидов, их можно съесть. Потребление свежих фруктов мандрагоры безопасно, не было отмечено передозировки даже после употребления нескольких плодов.

Использование мандрагоры лекарственной в хозяйстве

Корень мандрагоры используется в производстве пива (как основной ингредиент в процессе пивоварения) и вина (в качестве добавки). В пиво на корне мандрагоры для улучшения вкуса иногда добавляют корицу и шафран. Пиво с мандрагорой довольно крепкое, пить с осторожностью, доза не должна превышать один литр! .

Немного истории

Мандрагору сравнивали с духом мертвых. Прежде всего об этом говорит ее древнее латинское наименование - Atropa, перешедшее затем к белладонне, которая характеризовалась несколько похожими свойствами. На протяжении многих тысячелетий и вплоть до недавнего времени мандрагора считалась растением по преимуществу священным. В Средние века это растение называлось «вредным для скота».
Растение часто упоминается в колдовских рецептах средневековья. Наиболее высоко ценились и, соответственно, больше стоили те корни, которые более точно передавали форму человеческого тела.
Много ходит легенд о происхождении мандрагоры и о её свойствах. Древние арабы и немцы верили в мандрагор, напоминавших маленьких безбородых человечков, которые обитали в этих растениях. В Древней Греции мандрагору называли растением Цирцеи, богини ведьм, которая готовила из корня сок и воспользовалась им, чтобы превратить спутников Одиссея в свиней. Говорят, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни под виселицами, на которых умирали нераскаявшиеся преступники, порочные с самого рождения. Подразумевалось, что корень вырастает из того места, куда просачивается истлевающее тело преступника. В соответствии с христианским учением, ведьмы моют корни в вине и заворачивают их в шелк и бархат. Затем кормят священными просфорами, похищенными из церкви во время причастия.
Мандрагора имеет репутацию растения, способного усиливать любовное влечение и плодовитость, известное под названием любовных яблок. В Книге Бытия бесплодная Рахиль, жена Иакова, съела корни мандрагоры и зачала Иосифа. Мандрагору дают женщинам, чтобы они рожали как можно больше сыновей, арабские мужчины носят корни мандрагоры в качестве амулетов, чтобы усилить свою мужественность. Из легенд известно, что мандрагора сжимается при приближении человека. Прикосновение к ней может быть роковым. Выдернутая с корнем мандрагора кричит и сочится кровью, а тот, кто вырывает ее, умирает в мучениях. Также верят, что корень может предсказывать будущее: он качает головой в ответ на задаваемые вопросы.

Используемая литература

1. Мазнев Н.И. Энциклопедия лекарственных растений. 3 изд. - М.: Мартин, 2004
2. John Gerard (1597). "Herball, Generall Historie of Plants". Claude Moore Health Sciences Library.
3. Hanuš, Lumír O.; Řezanka, Tomáš; Spížek, Jaroslav; Dembitsky, Valery M. (2005). "Substances isolated from Mandragora species". Phytochemistry 66 (20): 2408–17.
4. A Modern Herbal, first published in 1931, by Mrs. M. Grieve, contains Medicinal, Culinary, Cosmetic and Economic Properties, Cultivation and Folk-Lore.
5. Ratsch, Christian. The Encyclopedia of Psychoactive Plants: Ethnopharmacology and Its Applications. Rochester, VT: Park Street Press, 2005
6. Fleisher, A., and Z. Fleisher. The Odoriferous Principle of Mandrake, Mandragora Officinarum L. Aromatic Plants of Holy Land and the Sinai. Part IX.” Journal of Essential Oil Research 4 (1992): 187–188
7. Grieve, Maud. “Mandrake” A Modern Herbal.1931
8. Peduto VA: The mandrake root and the Viennese Dioscorides. Minerva Anestesiol 2001, 67: 751-766
9. Piccillo GA, Mondati E, Moro PA: Six clinical cases of mandragora poisoning: diagnosis and treatment. Eur J Emerg Med 2002, 9:342-347

Фотографии и иллюстрации мандрагоры лекарственной

Многие растения - цветы, деревья, травы - издавна почитались разными народами сообщает народный лекарь. В некоторых случаях с тем или иным растением была связана какая-нибудь легенда, например история с нарциссом. В других случаях люди обращали внимание на необычные условия, в которых живет растение, форму и запах цветка и другие специфические свойства, благодаря которым это растение и выбиралось в качестве символа.
Из измельченных листьев, плодов и корней многих растений получали различные вещества, используемые для приготовления мазей, настоек, эссенций, обладающих способностью воздействовать на разум и чувства человека. В лечении многих болезней использовались растения, у которых листья, корни или плоды были похожи по очертаниям на органы или части человеческого тела. Например, для укрепления волос использовался длинный пушистый мох, растущий на дубах.

Но, пожалуй, наиболее таинственные и сильные магические свойства предписывались мандрагоре. Люди давно заметили, что ее корень по форме напоминает человека. Пифагор называл мандрагору «человекоподобным растением». В культурах некоторых народностей даже различали растения женского и мужского пола. В старинных травниках это растение обычно изображалось в виде человека с пучком листьев, растущих из головы.

Мандрагора обладает сильными наркотическими свойствами. Поэтому еще древние греки использовали ее в качестве средства для наркоза при хирургических операциях. Она отождествлялась также с волшебным растением баарас, с помощью которого древние иудеи заклинали разных духов и демонов. Издавна корень мандрагоры использовался также как средство для лечения бесплодия - это свойство описано в одном из библейских сказаний.

По старинному преданию, от человеческого прикосновения мандрагора сжимается и издает при этом громкий крик, стараясь снова попасть в землю, из которой ее вытянули. Тот, кто услышит этот крик, либо умирает на месте, либо сходит с ума. Чтобы избежать этого, нужно окопать корень так, чтобы ослабла связь растения с землей, а затем обвязать его веревкой, привязав другой ее конец к собаке. Собака, послушная зову хозяина, выдернет из земли магический корень и сама станет жертвой проклятия этого волшебного растения. После этого корень становится для человека безопасным.

Во многих легендах мандрагора связывается с нечистой силой. Например, в Аравии было распространено поверье, что мандрагора светится ночью, поэтому там ее называли «свечой дьявола». А в средневековой Европе это растение часто именовалось цветком ведьмы. Считалось, что с помощью мандрагоры колдунья может лишить человека красоты и рассудка, околдовать его.

Но вместе с тем мандрагора делает человека неуязвимым и помогает обнаружить спрятанные сокровища. Она использовалась также в медицине, а позже и в алхимии. Подсушенные корни носили в качестве амулета. Такое массовое поклонение мандрагоре вызвало в средние века появление целой «индустрии» изготовления фальшивых корней.

Мандрагора (Mandragora) - род травянистого растения семейства пасленовых. Многолетние бесстебельные или с очень коротким стеблем травы с толстым, прямым, иногда напоминающим человеческую фигуру, корнем. Из-за необычной формы корня растение в древности называли planta semihominis (трава-получеловек) и anJrwpomorjh (человекоподобное растение).

Листья крупные, кудреватые, цельные, длиной до 80 см, в густой прикорневой розетке. Обычно овальные или ланцетные. Цветки одиночные, состоящие из пятираздельной крупной чашечки, пятилопастного колокольчатого венчика, пяти тычинок и пестика, с одногнездною многосменностью завязью; зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Цветет в июле-августе. Плод - крупная оранжевая или жёлтая ягода.

Различают пять или шесть видов, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях:
- Мандрагора (Atropa mandragora);
- Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum L.);
- Мандрагора весенняя (Mandragora vernalis);
- Мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis Spreng);
- Мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica).

Самым малоизученным видом является мандрагора туркменская говорит народный лекарь. Это многолетнее растение с толстым, веретено видным корнем, достигающим 60 см. Цветки зеленовато-белые, плод - шаровидная ягода желтого цвета диаметром 2-3 см, вполне съедобен. Она занесена в международную Красную книгу. Обладает поразительной живучестью: в отрыве от земли сохраняется способность к росту в течение года.

В 1973 году я глубоко изучал горы Байсун и Капыт-даг. В Туркменском Капит-даге нашел мандрагору, первый раз в жизни увидел своими глазами слезы этой легендарной растении. До сих пор использую эти слезы как гомеопатическое средство для лечения больных.

Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum) и близкий европейский вид мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis syn. Atropa mandragora, Mandragora praecox, Mandragora acaulis, Mandragora vernalis) относятся к семейству Пасленовых (Solanaceae). В диком виде они встречаются в Средиземноморье, Южной Европе и Средней Азии. Корень веретеновидный, мощный, мясистый, толстый, до 60 см длиной. Листья крупные, коротко черешковые, яйце видно-продолговатые, часто с неравно зубчатым краем. Цветоножки несут по одному цветку, имеющему большую пяти зубчатую чашечку и зеленовато-жёлтый венчик около 3 см в диаметре. Плод серебристая и жёлтая шаровидная ягода.

В западной Туркмении (Копетдаг) в 1942 описан новый вид мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica). Это многолетнее растение с распластанными на земле листьями, похожими на листья табака. Среди листьев к весне созревает гроздь - до тридцати оранжевых плодов, похожих на зеленые томаты, с запахом дыни. Цветет в мае. Плоды созревают в июле-августе.

Это одно из старейших лекарственных растений. Оно упоминается в папирусе Эберса, одном из первых письменных источников человечества по фитотерапии, под забавным названием «дья-дья». Пифагор называл ёё «человекоподобной».

В средние века верили, что обладатель мандрагоры приобретает на вечные времена молодость, любовь, красоту и счастье, что мандрагора помогает разыскивать зарытые клады. В общем, перспектива заманчивая, но выкопать её было не так просто. В средние века считали, что мандрагора растет только на могилах и местах казни.

Все эти суеверия были настолько распространены, что корень мандрагоры даже в книгах XV века изображался в виде фигуры человека. И только в 1560 году ботаник Бок в своем «Травнике» впервые изобразил мандрагору как обыкновенное растение.

Сок (слезу) мандрагоры применяли как абортивное средство, вводя его во влагалище. Сок из корней и плодов этого растения смешивали с вином и давали как снотворное средство.

Корни, плоды и семена мандрагоры лекарственной и осенней содержат алкалоиды гиосциамин, скополамин и другие алкалоиды утверждает народный лекарь. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. В корнях мандрагоры туркменской содержатся алкалоиды найден гликоалкалоид соланин.

В настоящее время мандрагора в научной медицине практически не применяется. А в народной медицине ее изредка используют как болеутоляющее при подагре и ревматизме (наружно). Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств против желудочно-кишечных заболеваний, а также мышечных, суставных и невралгических болей.

В гомеопатии используется эссенция из свежей травы для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и головных болей, а препараты из корня при нарушениях кровообращения, нарушениях желчеотделения и заболеваниях печени, а также ишиасе.

Согласно гомеопатическим воззрениям - внешние черты указывают на целительную силу - корень мандрагоры вплоть до Нового времени рассматривался как универсальное целительное средство, несущее «божественный знак».

Мандрагора обладает болеутоляющим, успокаивающим, снотворным и холагенным действием. Разжижает слизь. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антистатических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.

Настойка: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3-10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло : нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «Цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,… людям опасно корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.

Гиппократ, известнейший врачеватель античности, тщательно изучил действия мандрагоры и пришел к выводу, что в малых дозах она является эффективным средством от страха, тоски и депрессии, а в более значительных оказывает седативное действие.

Римский врач Гален отмечал качества мандрагорового вина. Его завозили в столицу империи в больших количествах.

Авиценна называл мандрагору «йабрухус- санам» - идолом, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать один дирхам сока (слезы) растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же «слезами» сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном - к больным суставам. Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.

Ореол таинственности окутывает мандрагору с давних времен. О мандрагоровых яблоках (плодах) упоминается в Библии, как о средстве для обеспечения зачатия, которым воспользовались Лия и Рахиль. В Аравии существовало поверье, что мандрагора ночью светится, и потому ее называли «свечой дьявола» или «цветком ведьмы». В древнегреческой мифологии мандрагора использовалась для того, чтобы избавиться от приворотного заклятия. Ее носили с собой в качестве любовного амулета. Египте это средство, усиливающее половое влечение; в Израиле как средство, способствующее зачатию; в Риме как возбуждающее травяное снадобье.

В Германии мандрагора применялась для изображения домашних богов альрунов. Ходило множество легенд, как особо сильным магам удавалось оживить корни, сделав из них настоящих гомункулусов (зомби), которыми можно управлять.

Практически по всей Европе считалось, что мандрагора вырастает из спермы повешенных, поэтому под виселицами можно было часто встретить колдунов и ведьм.

Мандрагора обладает поразительными магическими свойствами, но воспользоваться ими могут только настоящие профессионалы, владеющие всеми знаниями по применению этого растения.

Чаще всего мандрагора используется как средство защиты от вредоносных чар, так как корень ее является аккумулятором астральной энергии, а потому считается одним из лучших растений-оберегов утверждает народный лекарь. Обереги эти настолько сильные, что работают даже без нанесения на них каких-либо магических знаков или символов.

Ношение при себе корня мандрагоры избавит от негативного влияния любых злых энергий, ведь благодаря ему создается очень мощный энергетический щит, способный защитить от сглаза, порчи, наговора и даже проклятья. С давних времен считалось, что мандрагора покровительствует торговым сделкам, особенно подпольным, секретным и нелегальным, предохраняя от раскрытия. Ее применяют в качестве талисмана для операций, связанных с деньгами. В старину считалось, что мандрагора, положенная в сундук с монетами, удваивает их количество.

Иметь в доме мандрагору является хорошим знаком. Ее аура будет притягивать достаток, богатство и благополучие. В качестве личного талисмана корень мандрагоры способен одарить своего владельца власть, но при одном условии: обладатель не должен расставаться с талисманом ни днем, ни ночью.

Однако, наиболее востребована мандрагора в магии любовной, хотя область воздействия лежит больше на уровне физиологическом: она обладает фантастическими свойствами по разжиганию страсти и любовного желания. Для приворотных зелий используется либо корень, либо настойка из корней и листьев. Следует учитывать, что приворожить мужчину нужно «женским» корнем, а женщину - «мужским».

В черной магии мандрагора используется как средство для лишения человека рассудка или красоты.

В малых дозах мандрагора используется в качестве антидепрессанта, а в более значительных - оказывает седативное и снотворное действие. Утверждается, что мандрагора может сделать человека неуязвимым для холодного оружия.

Мандрагора способна помочь в поисках клада и в предсказании будущего в виде маятника.

Вырывать мандрагору можно только вечером. Прежде всего, целитель должен склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное божествам ада. После этого железной шпагой или кинжалом, никогда не бывшей в употреблении, необходимо начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, все время отворачивая лицо во избежание зловещих эманаций, которые проникают в тело. Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения, а привязать к растению собаку и бросить ей кусок мяса, до которого она бы не смогла дотянуться. Потянувшись за мясом, собака вырвет корень из земли, приняв на себя всю негативную энергетику.

Как домашний талисман, мандрагора требует особого отношения. Фигурку человека, вырезанную из корня, следует одеть и хранить в потаенном месте дома, подальше от посторонних взоров. Во время еды фигурку садят на почетное место, давая «вкусить» сперва мандрагоре, а уж после себе. По субботам мандрагорного человечка требуется купать в вине, а в первый день нового лунного месяца обряжать в новую одежду.

В некоторых традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия: mandrake и womandrake. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой.

Испокон веком мандрагора привлекает магов своими волшебными свойствами, а простой народ - как мощное средство против сил зла. Это общеизвестно, также как и известно то, что мандрагора обладает сильным наркотическим воздействием, может снять боль, погружать человека в состояние сна. Психотропные качества мандрагоры несметное количество мифов, легенд и грез вокруг этого растения, свидетельствует о природе знака Рыб (под управлением Нептуна).

Наркотическое и анестезирующее воздействие мандрагоры настолько мощное, что человека можно принять за умершего. Мандрагора возбуждает центры чувственности, а вызываемые ей видения, бредовые состояния и галлюцинации могут привести к слабоумию, что в свое заметил еще Гиппократ сообщает народный лекарь. Ассирийцы использовали мандрагору как обезболивающее и снотворное средство. Гиппократ заметил, что в незначительных дозах мандрагора очень эффективна, как средство от страха и депрессии. При увеличении употребляемой дозы она способна вызвать довольно странные сенсорные впечатления, сродни галлюцинациям. Если дозы продолжать увеличивать, то мандрагора окажет седативное и снотворное действие и, вызывая, наконец глубочайший сон, сопровождающийся полным отсутствием чувствительности. Гомер в своих заметках описывал лечение мандрагорой эпилептиков.

Средневековые врачи использовали мандрагору в микстурах, сиропах и других препаратах против бессонницы и болей различного происхождения. Для того чтобы ускорить засыпание, достаточно было всего лишь подержать в руке перед сном яблоко мандрагоры. Кожуру, корень мандрагоры и сок, настоянные на коньяке, принимали больные в качестве анестезирующего перед операцией.

Мандрагору приравнивали в древности к "духу мертвых". Многие тысячелетия, вплоть до недавнего времени, мандрагора считалась растением священным.

Происхождении мандрагоры и о ее свойства овеяны ореолом многочисленных легенд. Древние немцы и арабы верили в мандрагор - демонических духов, которые напоминают маленьких безбородых человечков, избравших обителью эти растения. В Древней Греции мандрагора называлась растением Цирцеи - легендарной верховной богини ведьм, готовившей из корня сок и чтобы превратить воинов Одиссея в свиней. Ходят слухи, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни мандрагоры под виселицами, где встретили свою смерть не раскаявшиеся преступники.

По христианскому учению, ведьмы омывают корни в вине, после чего заворачивают их в бархат и шелк, а после кормят священными просфорами, украденными из церкви во время святого причастия. Мандрагора обладает и удивительным свойством усиливать любовное влечение и плодовитость, и потому известна под другим своим названием - любовное яблоко. В Книге Бытия рассказано, как бесплодная Рахиль, жена Иакова, ела корни мандрагоры после чего и зачала Иосифа. Мандрагора, как считается должна употребляться женщинами для рождения как можно большего количества сыновей, а арабы носят корни мандрагоры как амулет, для усиления своей мужеской силы.

Целители пользуются мандрагорой в качестве снотворного и обезболивающего средства, и как наркотик при операциях. В действительности, такое действие наука объясняет наличием в огромном количестве в корне мандрагоры очень ядовитого алкалоида гиосциамин, который содержат и в другие растения из семейства пасленовых: белладонна, дурман, белена, скополия. Присутствует в составе мандрагоры и другой набор алкалоидов – мандрагорин, скополамин. Надо сказать, что мандрагора - достаточно редкое растени

Русские названия: Адамова голова, Мужской корень, Сонное зелье, Пупочник, Шишкарник, Пустосел, Кукушкины сапожки, Трава-покрик.

В Руси лечили желудочно-кишечные заболевания, мышечные, суставные и невралгические боли, уплотнения желез, опухоли, отеки, витилиго, воздушная болезнь.

Настойка : измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3-10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло: нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применяют в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.

Настойка мандрагоры входит в состав лекарств против витилиго (заболевание из группы дисхромий кожи) и воздушной болезни (временного болезненного состояния человека в полете, вызванного длительным раздражением вестибулярного аппарата).

О мандрагоре упоминается во многих источниках - в древнеегипетских свитках, в работах греческих целителей. Мандрагора была хорошо известна и в Азии.

В египетском папирусе Эберса мандрагора описывается как средство, возбуждающее чувственность. Из плодов мандрагоры изготавливался особый «любовный напиток».

Ассирийцы использовали мандрагору как снотворное и обезболивающее средство.

Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «Цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,… людям опасно c корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.
Мандрагора (Mandragora)
Никколо Макиавелли (Niccolo Machiavelli) 1459-1527
Комедия (1518, опубл. 1524). Итальянская литература.

Е. Д. Мурашкинцева

(короткое содержание)

Действие происходит во Флоренции. Завязкой служит беседа Каллимако со своим слугой Сиро, обращенная, по сути, к зрителям. Юноша объясняет, почему вернулся в родной город из Парижа, куда его увезли в десятилетнем возрасте. В дружеской компании французы и итальянцы затеяли спор, чьи женщины красивее. И один флорентинец заявил, что мадонна Лукреция, жена мессера Нича Кальфуччи, прелестью своей затмевает всех дам. Желая проверить это, Каллимако отправился во Флоренцию и обнаружил, что земляк ничуть не покривил душой - Лукреция оказалась даже прекраснее, чем он ожидал. Но теперь Каллимако испытывает неслыханные муки: влюбившись до безумия, он обречен томиться неутоленной страстью, поскольку совратить добродетельную Лукрецию невозможно. Остается только одна надежда: за дело взялся хитрец Лигурио - тот самый, что всегда является к обеду и постоянно клянчит деньги.

Лигурио жаждет угодить Каллимако. Поговорив с мужем Лукреции, он убеждается в двух вещах: во-первых, мессер Нича необыкновенно глуп, во-вторых, очень хочет иметь детишек, которых Бог все никак не дает. Нича уже советовался со многими докторами - все в один голос рекомендуют съездить с женой на воды, что совсем не по душе домоседу Нича. Сама же Лукреция дала обет отстоять сорок ранних обеден, но выдержала только двадцать - какой-то жирный священник стал приставать к ней, и с тех пор у нее сильно испортился характер. Лигурио обещает познакомить Нича со знаменитейшим врачом, недавно прибывшим во Флоренцию из Парижа, - по протекции Лигурио тот, быть может, и согласится помочь.

Каллимако в роли доктора производит на мессера Нича неизгладимое впечатление: он великолепно изъясняется по-латыни и в отличие от прочих врачей демонстрирует профессиональный подход к делу: требует принести мочу женщины, дабы выяснить, в состоянии ли она иметь детей. К великой радости Нича, вердикт выносится благоприятный: его супруга непременно понесет, если выпьет настойку мандрагоры. Это вернейшее средство, к которому прибегали французские короли и герцоги, но есть у него один недостаток - первая ночь смертельно опасна для мужчины. Лигурио предлагает выход: нужно схватить на улице какого-нибудь бродягу и подложить в постель к Лукреции - тогда вредное действие мандрагоры скажется на нем. Нича горестно вздыхает: нет, жена никогда не согласится, ведь эту набожную дуру пришлось уламывать даже для того, чтобы получить мочу. Однако Лигурио уверен в успехе: в этом святом деле просто обязаны помочь мать Лукреции Сострата и ее духовник фра Тимотео. Сострата с энтузиазмом уговаривает дочь - ради ребенка можно потерпеть, да и речь-то идет о сущем пустяке. Лукреция приходит в ужас: провести ночь с незнакомым мужчиной, которому придется заплатить за это жизнью, - как можно решиться на такое? В любом случае она не пойдет на это без согласия святого отца.

Тогда Нича и Лигурио отправляются к фра Тимотео. Для начала Лигурио запускает пробный шар: одна монашка, родственница мессера Кальфуччи, по случайности забеременела - нельзя ли дать бедняжке такого отвара, чтобы она выкинула? Фра Тимотео охотно соглашается помочь богатому человеку - по его словам, Господь одобряет все, что приносит пользу людям. Отлучившись на минутку, Лигурио возвращается с известием, что надобность в отваре отпала, ибо девица выкинула сама - однако есть возможность совершить другое доброе дело, осчастливив мессера Нича и его жену. Фра Тимотео быстро прикидывает, что сулит ему затея, благодаря которой можно ждать щедрой награды и от любовника, и от мужа - причем оба будут ему благодарны по гроб жизни. Остается только уговорить Лукрецию. И фра Тимотео без особого труда справляется со своей задачей. Лукреция добра и простодушна: монах уверяет ее, что бродяга, возможно, не умрет, но раз опасность такая существует, нужно поберечь мужа. А прелюбодеянием это «таинство» никак нельзя назвать, ибо совершится оно во благо семьи и по приказу супруга, которому должно повиноваться. Грешит не плоть, а воля - во имя продолжения рода дочери Лота некогда совокупились с собственным отцом, и никто их за это не осудил. Лукреция не слишком охотно соглашается с доводами духовника, а Сострата обещает зятю, что сама уложит дочь в постель.

На следующий день фра Тимотео, которому не терпится узнать, чем завершилось дело, узнает, что все счастливы. Нича с гордостью повествует о своей предусмотрительности: он самолично раздел и осмотрел уродливого бродягу, который оказался совершенно здоров и на удивление хорошо сложен. Убедившись, что жена и «заместитель» не отлынивают от своих обязанностей, он всю ночь беседовал с Состратой о будущем ребеночке - конечно, это будет мальчик. А оборванца пришлось чуть не пинками поднимать с постели; но, в общем-то, обреченного юношу отчасти даже жаль. Со своей стороны Каллимако рассказывает Лигурио, что Лукреция прекрасно поняла разницу между старым мужем и молодым любовником. Он ей во всем признался, и она увидела в этом Божье знамение - подобное могло произойти только по соизволению небес, поэтому начатое следует непременно продолжить. Беседу прерывает появление мессера Нича: он рассыпается в благодарностях великому доктору, а затем оба они вместе с Лукреций и Состратой отправляются к фра Тимотео - благодетелю семьи. Супруг «знакомит» свою половину с Каллимако и приказывает окружить этого человека всяческим вниманием как лучшего друга дома. Покорная воле мужа Лукреция заявляет, что Каллимако будет их кумом, ибо без его помощи она никогда бы не понесла ребенка. А довольный монах предлагает всей честной компании вознести молитву за удачное завершение доброго дела.

Люди с развитыми тактильными ощущениями и интуицией лучше всего интерпретируют результаты гаданий, поэтому именно для них подходит такое гадание, как маятник, который привязывается на нитке к указательному пальцу.

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

Корень мандрагоры в магии

Несмотря на широко известные, множество раз «воспетые» магические свойства мандрагоры, она не относится к редкой или экзотической флоре. Эта трава из огромного пасленового семейства, родственник картофеля или томата. Надо сказать, что среди пасленовых немало и достаточно опасных растений - к примеру, белена или дурман, которыми частенько пользовались древние отравители.

Вот и мандрагора - ядовитое растение, которое способно убивать неопытных «экспериментаторов». В малых дозах корешок действует на человека как сильнейший галлюциноген, наркотик: сначала растормаживает и вызывает эйфорию, потом порождает видения, но в конце погружает человека в состояние бреда или в кому, может лишить памяти. Несмотря на такое обилие побочных эффектов, зелье из коня мандрагоры было очень важным магическим снадобьем в эпоху Средневековья.

Корень мандрагоры - магические свойства и легенды

Где искали

Растение одновременно влекло к себе и пугало. Говорили, что оно вырастает только по воле Сатаны и лишь в «особых» местах - там, где пролилась невинная кровь. Или под импровизированным эшафотом, где-нибудь в лесу, возле дерева, на котором повесили человека. Предки считали, что не только использование «по назначению», но даже случайное обнаружение мандрагоры могло привести к смерти.

Как собирали

Чтобы избежать опасности, древние алхимики и колдуны использовали для добычи растения черных собак . Именно они (как помощники Дьявола) могли беспрепятственно выкопать вожделенный корешок. Правда, после этого (по легенде) животное все-таки умирало в страшных муках. В дальнейшем мандрагору высушивали и применяли для создания колдовских эликсиров.

Как использовали

Отвар из корня мандрагоры считался сильнейшим средством от мужской половой слабости и женского бесплодия. Понятно, что всегда находились желающие рискнуть здоровьем ради такого важного приза. Корешки ценились по весу, как золото - особенно, если визуально они напоминали сморщенную человеческую фигурку. Маги использовали растение для того, чтобы входить в состояние транса, путешествовать между мирами и общаться с мертвыми.

Мандрагора для «наружного применения»

Если бы нужный эффект оказывал только прием средства внутрь, население средневековой Европы значительно уменьшилось бы без всяких войн. К счастью, и магический, и медицинский потенциал растения проявляется при наружном употреблении. Мазями на основе мандрагоры много веков успешно лечили суставные боли и радикулиты, а дымом от сгорающих в камине сухих листьев - бронхиты и нестерпимые головные боли.

Интересна во многих отношениях. Во-первых, с ней связано очень много древних легенд, возникших задолго до нашей эры. Роль мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определённых психотропных, снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл М. «человекоподобным растением», а Колумелла — «травой-получеловеком»). Более того, мандрагора была культовым растением в зороастризме - религии персидских огнепоклонников, и играла в этой религии очень важную обрядовую роль. Корневище мандрагоры может достигать метра и более в длину; оно часто принимает причудливые формы, напоминающие человеческое тело. За это мандрагору в древности наделяли сверхъестественными свойствами. Плиний Старший утверждал, что - это самец, а черная - самка. В некоторых народных традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им в духе народной этимологии соответствующие названия: mandrake и womandrake.. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу мандрагоры и ее роль в зачатии плода; ср. библейское предание о мандрагоровых яблоках (плодах мандрагоры), которыми пользуются для обеспечения зачатия Лия и Рахиль. В Книге Бытия повествуется о том, что Лия зачала и родила от Иакова пятого сына после того, как "купила" его за мандрагоровы яблоки, найденные ее сыном Рувимом, у Рахили. (Быт. Глава 30, стихи 14-23). , которая согласно кабалистическим верованиям является символом единения, могла использоваться в древнем Израиле в тайных мистических обрядах. В Греции мандрагору связывали с Афродитой, которая иногда получала соответствующий эпитет, и с Цирцеей - считалось, что с помощью колдовского снадобья из мандрагоры Цирцея возбуждает в людях влечение и любовь. Юноши носили иногда кусочки мандрагоры в качестве любовного амулета. Известны сюжеты, в которых Мандрагора связана с нечистой силой - с дьяволом: в Аравии распространено поверье, что ночью мандрагора светится, в связи с чем ее называют "свечой дьявола". Также часто мандрагору связывали с ведьмами: в средние века мандрагора в ряде европейских традиции именовалась "цветком ведьмы", считалось, что с помощью мандрагоры они могли лишить человека красоты и рассудка, околдовать, причинить вред. У германских народов из корня мандрагоры изготавливали изображения домашних богов - альрунов. Там же, в Германии, крестьяне изготовляли из зерен проса глаза для своих мандрагор и обходились с ними весьма любезно: купали, одевали, заботливо укутывали на ночь, иногда уложив в гроб. Все это они делали, чтобы получить возможность советоваться с мандрагорой по важным вопросам. По-старонемецки мандрагора называется "Alruna", слово это происходит от слова "руна", которое означало тайну, нечто сокровенное, а затем стало наименованием одной из букв древнего германского алфавита. Бытовало поверье, что корень мандрагоры служит могущественным сгустителем астральной энергии, а свойственная ему форма человека рассматривалась как основание для фантастических теорий магов, желавших найти в нем жизненный эликсир. Во Франции мандрагору считали близкой эльфам и называли "main-de-gloire" (рука славы) или "magloire". Томас Браун в 1646 писал о питающем ее жире и семени повешенных. Дно из названий мандрагоры « Покрик» связано с легендой, что при выдергивании из земли мандрагора будто бы издает дикий крик, способный свести человека с ума. Варварский средневековый обряд добывания корня мандрагоры состоял в том, чтобы к подкопанному корню необходимо было привязать черную собаку, заткнуть себе уши смолой или воском (чтобы не услышать крика и стонов корня, несущих смерть) и заставить собаку выдернуть мандрагору. Бедная собака, разумеется, после этого издыхала, но в руках у выжившего счастливца оставался сочный спелый волшебный корень. В магии ренессанса и в раннем современном оккультизме мандрагора использовалась как фимиам, находящийся под влиянием луны. В Мекленбурге (регион на севере Германии) мандрагору ранее подкладывали под подушку, чтобы увидеть вещие, пророческие сны. На Аппенинском полуострове эротический культ мандрагоры просуществовал до начала 20 века. В этом культе мандрагора рассматривалась как растение жизни и смерти и считалась магическим любовным и возбуждающим средством. Растение собирали в полнолуние между Пасхой и праздником Вознесения.

2. Ботаника и химия

Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый Мандрагорой при её выкапывании из земли, должен умереть; надо привязать к корню собаку, которая вытащит корень из земли и умрёт - чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую Мандрагоре.

Мандрагора - растение, род многолетних трав семейства паслёновых.
Растение ядовито . Корни , плоды и семена содержат психоактивные алкалоиды:

* атропин (atropine)
* гиосциамин (hyoscyamine)
* мандрагорин (mandragorine)
* скополамин (scopolamine)

Корни иногда напоминают человеческую фигуру , как у женьшеня, в связи с этим в древности мандрагоре приписывали магическую силу.
В природе имеется несколько видов: в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях.

Наиболее распространены виды мандрагоры Mandragora Autumnalis (мандрагора осенняя), Mandragora Officinarum или Mandragora Officinalis (мандрагора лекарственная), Mandragora Turcomanica (мандрагора туркменская), Mandragora Caulescens (мандрагора стеблевая) и Mandragora Vernalis (весенняя мандрагора). Корень мандрагоры обладает выраженным психотропным действием.



При выкапывании Мандрагоры сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии.

Плиний считал, что белая мандрагора - это самец , а черная - самка . Вырывать мандрагоры из земли было опасно (Шекспир в «Ромео и Джульетте» пишет: «Стоны мандрагоры, когда ее с корнями вырывают, - тот звук ввергает смертного в безумье»), и для этого следовало использовать специально обученную собаку.


Предполагалось, что это растение имеет различные магические свойства. Оно считалось способствующим сексуальной активности и деторождению.

Так, например, в Библии бездетная Рахиль возжелала мандрагоры, собранные Рувимом, сыном Лии; в Древней Греции мандрагора ассоциировалась с Афродитой и Цирцеей (как любовное снадобье).

В средние века она связывалась с дьяволом, нечистой силой.

Мандрагора также символизировала возбуждение, мужской принцип; в языке цветов она выступала как образ редкого, необычного.

Древние арабы и немцы верили в мандрагор, демонических духов, напоминавших маленьких безбородых человечков, которые обитали в этих растениях. В средневековье считали, что мандрагора сжимается при приближении человека. Прикосновение к ней может быть роковым. Выдернутая с корнем мандрагора кричит и сочится кровью, а тот, кто вырывает ее, умирает в мучениях.


Плоды ее и само растение можно безопасно собрать, если окопать вокруг нее землю, оставив небольшую часть корня. Затем следует привязать к корню собаку и уйти.


Собака, пытаясь вытянуть корень, чтобы последовать за хозяином, удавится. Гибель собаки придаст корню мандрагоры силу, необходимую для защиты от демонов. Также верят, что корень может предсказывать будущее: он качает головой в ответ на задаваемые вопросы.

В Древней Греции мандрагору называли растением Цирцеи, богини ведьм, которая готовила из корня сок и воспользовалась им, чтобы превратить спутников Одиссея в свиней.
В Греции и в Риме растение также применяли в качестве анестезии перед прижиганием и хирургическим лечением.

Говорят, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни под виселицами, на которых умирали нераскаявшиеся преступники, порочные с самого рождения. Подразумевалось, что корень вырастает из того места, куда просачивается истлевающее тело преступника.

В соответствии с христианским учением, ведьмы моют корни в вине и заворачивают их в шелк и бархат. Затем кормят священными просфирами, похищенными из церкви во время причастия.


Мандрагора имеет репутацию растения, способного усиливать любовное влечение и плодовитость, известное под названием любовных яблок. В Книге Бытия бесплодная Рахиль, жена Иакова, съела корни мандрагоры и зачала Иосифа. Мандрагору дают женщинам, чтобы они рожали как можно больше сыновей, арабские мужчины носят корни мандрагоры в качестве амулетов, чтобы усилить свою мужественность.




Примечание:

Упоминание в Библии

* Библия, Бытие глава 30, стихи 14-16

14. Рувим пошёл во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.

15. Но она сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

16. Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне; ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лёг он с нею в ту ночь.

* Библия, Песнь песней Соломона глава 7, стих 14

14. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: [это] сберегла я для тебя, мой возлюбленный!

Упоминание в разных произведениях

* В романе В. Гете "Фауст" мандрагора упоминается Мефистофелем ("О мандрагорах вздор твердите / И глупости о черном псе"): согласно средневековому поверью корни мандрагоры указывают местонахождение кладов; корень мандрагоры может быть выкопан только черным псом; человек, дерзнувший его вырыть, погибает.
* В фильме «Лабиринт Фавна» Фавн даёт героине волшебный живой корень мандрагоры, который нужно положить под кровать Кармен, беременной матери героини, для её выздоровления. Когда капитан находит корень, а Кармен сжигает его в очаге и ей немедленно становится плохо. Во время родов она умирает.
* В фильме «Плоть и кровь» корень мандрагоры находят в земле, которая пропиталась выделениями повешенных. Герои фильма откусывают каждый от корня, так как, по поверию, это должно привести к тому, что они навсегда влюбятся друг в друга.
* В повести Ганса Гейнца Эверса «Альрауне» мандрагора служит отправной точкой смелого эксперимента: зачатия, осуществлённого спермой повешенного.
* В романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и тайная комната» студенты Хогвартса под руководством профессора Стебель выращивали в оранжереях мандрагоры. Причём, плач мандрагор мог убить человека. Сок зрелых мандрагор применяется для расколдовывания опасных заклинаний, к числу которых относится и заклинание Окаменения.
* В пятой книге из [серии романов Анджея Сапковского|Ведьмак_(серия_романов)] «[Крещение огнём|Крещение_огнём_(роман)]» чародейки изготовляют из мандрагоры мазь, которая даёт ослепительную красоту; мандрагору используют для эликсиров, обеспечивающих вечную молодость, а также дистиллируют из неё невероятно ценный самогон. Герои распивают самогон, изготовленный из корней мандрагоры, рассматривают корни и обсуждают способы добычи корней. Упоминаются легенды о корнях мандрагоры.
* У И. А. Бунина есть стихотворение «Мандрагора».
* У Пера Лагерквиста в повести "Палач" упоминается корень мандрагоры, благодаря которому "хоть воруй, хоть чего хочешь делай - все тебе в руку пойдет, пусть даже и рук нету!"
* Писатель Евгений Немец написал книгу "Корень мандрагоры"
* Мишель Турнье в произведении «Пятница, или Тихоокеанский лимб» упоминает мандрагору, как цветок, рождающийся на том месте, куда попала сперма человека.