Альтернативные источники энергии

Лабораторная сравнение количества теплоты при смешивании воды. Урок-лабораторная работа "сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры"

Лабораторная сравнение количества теплоты при смешивании воды. Урок-лабораторная работа

Сочинение по картине А. А. Пластова "Сенокос".
Пластов, словно создает животворящую музыку природы. Его полотна показывают, что человек является неотъемлемой частью вселенной. На картине "Сенокос" изображена летняя пора, в которую деревенскому человеку приходится много трудиться. Это волнующая тема для Аркадия Александровича Пластова.
Центром картины "Сенокос" являются рабочие разного возраста, которые трудятся на одинаковом уровне, стараясь выполнять движения синхронно, находясь, на близком расстоянии друг от друга. Из этого можно сделать вывод, что труд является для них привычным делом. Глядя на полотно, создается ощущение диалога старца с подростком: "Как потрудишься, так и поешь!".
Картина показывает нам тяжелое послевоенное время, так как люди на картине худощавые и наполнены стремлением работать, чтобы благополучно пережить лютую зиму. Старик, женщина, подросток и мужчины работают в полную силу, несмотря на летнюю изнуряющую жару.
Яркие летние цвета розового, желтого, фиолетового, разнообразие луговых цветов, сочня зеленая трава выходят на первый план картины. Мы, словно слышим ветер и шелест листьев березы, запах только что скошенного сена и травы, сладкий аромат цветов, звуки поющих птиц и жужжание насекомых. Так и хочется вдохнуть этот чистый, наполненный ароматом воздух полной грудью!
Вдали просматривается темно-зеленая лесополоса, в которой, по всей видимости, и укрываются от жары наши рабочие, чтобы немного отдохнуть и снова браться за работу. Огромное поле теплого желтого цвета говорит о том, что впереди еще много работы, а облака на небе несут легкую прохладу жаркого дня. Тонкие, нежные березки, сочувствуя нелегкому труду рабочих, словно, стараются укрыть своими ветками от жары и зноя. Все вокруг наполнено гармонией и естественной красотой русской природы, среди которой русскому человеку хочется жить и бережно хранить дары щедрой земли.
Трепетное отношение к простому русскому человеку, с уважением описывали в своих полотнах художники. Ведь доброжелательное отношение к природе, и к миру в целом, поможет достичь полной гармонии и любви.

Сочинение по картине "Сенокос".
Лето - это горячая пора в жизни труженика села. В эту пору делаются различные заготовки на зиму и заготавливается сено для скота. Если крестьянин проведет лето беспечно, он не выживет холодной и голодной зимой. Зная это, многие крестьяне собирались группами, помогали друг другу. Так, при заготовке сена часто на поле выходили семьями или селами.
На картине Пластова "Сенокос" мы видим семью, которая вышла на поле. Они трудятся так четко, что становится ясно - они делают привычную работу. Примечательно, что косят на картине женщины и подросток. Это можно объяснить только занятостью мужчин на других, более тяжелых, работах.
Художник выбрал самые яркие краски, которые мог выдумать человек. На картине пестреют красные, фиолетовые и лиловые цветы. Они притаились среди обычной травы, которую скоро скосят. А за всем процессом наблюдают стройные березки, которые являются национальным символом.
Картина мне очень понравилась из-за своего яркого исполнения и сюжета. Она прославляет простой труд и показывает его с идеалистической стороны. Хочется верить, что эта картина напомнит человеку, что не только приборы могут выполнять всю работу, но работать должен и человек.
В этой картине собрана вся радость нашей земли. В ней отражается весь радужный мир с пением веселого рожка, птичьим гомоном, с румяными облаками на нежно-розовом небосводе. Июнь. Сенокос. Мы слышим, как звучит каждый цветок из этого тысяче цветного букета, как нежно звенят сиреневые, голубые, лазоревые, бирюзовые, желтые, шафранные, пунцово багряные, пурпурные и золотые краски. Мощно звучат трубы белоствольных берез. Рассыпаются серебряной трелью под дуновением летнего ветерка миллионы листьев. Волшебный ковер солнечной поляны. Темные перелески. Изумрудные луга. Синеющие вдали дубравы. Высокое небо. Миг тишины. И мы слышим кукушку и гудение мохнатого шмеля, трудолюбивую песню пчелы и стальное звучание косы. "Сенокос" - гимн родной земле, победоносному народу, который выстоял и победил в жестокой и кровавой войне.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

П. Емельяново

Красноярского края

Кузнецова Нина Владимировна

Сочинение – описание по картине А.А.Пластова «Сенокос»

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений анализировать текст (определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, языковых средств), самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения, создавать свой текст, используя различные языковые средства.

Планируемые результаты:

Предметные - определяют основную мысль текста, лексические средства для наиболее точной её передачи, выделяют микротемы, составляют текст на определённую тему, раскрывая основную мысль, отвечают на поставленные вопросы

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурируют знания.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные - умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Тип урока : урок развития речи.

Оборудование : репродукция картины А.А.Пластова, стихотворения, пословицы, приметы, презентация о художнике, презентация «Фестиваль луговых цветов», карточки с заданиями для обучающихся.

Эпиграф: Любитель трав, я считаю, что краше трав

ничего в мире нет.

А.А. Пластов

Сценарий урока

1.Психологический настрой класса. Стихотворение И.Бродского «Ария насекомых»

Пчёлки, бабочки, жучки-

Мы как нотные значки.

Нашу роль нельзя сужать

До умения жужжать.

Наша музыка простая:

Затихает, улетая,

Улетает, затихая.

Возвращается, порхая.

Что вы представили, слушая это стихотворение? (Лето. Яркую зелёную травку. Много жужжащих насекомых на лугу).

Кто из вас был летом на лугу?

Что особенно запомнилось? Какие чувства возникали при этом?

Какую работу выполняют летом на лугу?

2. Стадия вызова.

Прочитайте эпиграф. Объясните, как вы понимаете его смысл.

Сформулируйте тему урока. Поставьте собственные цели.

Сегодня мы познакомимся с работой Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». Напишем сочинение по картине, в котором постараемся выразить своё отношение к предмету описания.

3. Слово предоставляется группе обучающихся, которые подготовили презентацию о творчестве А.А.Пластова.

Задайте вопросы друг другу на понимание. (Приём «толстые и тонкие вопросы»).

4. Стадия осмысления.

Беседа по картине.

Внимательно рассмотрите репродукцию картины А.А. Пластова «Сенокос». Как вы думаете, какое время года он изобразил на картине?

В каком летнем месяце бывает такая молодая, свежая зелень? (В июне)

Что изобразил художник на переднем плане картины? (На переднем плане картины художник изобразил цветущий луг).

Какие краски и цвета использовал А.А.Пластов для изображения луговых цветов и трав?

Какие насекомые изображены на картине?

Кого мы видим в центре картины? (Косцов)

Сколько косцов на лугу?

Что делают эти люди?

Как работают косцы? (Косцы работают умело, споро, сосредоточенно).

Слово учителя: Пластов знал разные крестьянские работы. Он умел и любил косить траву и гордился своим мастерством косаря. Личное чувство слитности с окружающим миром, природой, знание крестьянской жизни, уважение к крестьянскому труду дали художнику возможность воссоздать на полотне чувство естественности и убедительной достоверности жизни и работы людей на родной земле.

Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Сенокос»? (Художник назвал свою картину так, потому что крестьяне косят траву на лугу).

Что вы видите справа? (Справа стоят красавицы берёзки).

Изобразил ли художник на картине солнце? (Нет.)

А почему мы понимаем, что стоит ясный солнечный день? (Художник показал какого оттенка зелень травы, листьев и стволов берёз на солнце, а какого в тени).

Что мы видим на заднем плане картины? (Чистое голубое небо).

Продолжаем собирать материал к сочинению.

Музыкальная физминутка «Две руки»

5.Выполним три задания. Карточки с заданиями у вас на столах.

Задание №1. (пополнение словарного запаса)

Найдите правильный ответ на вопрос. Соедините линией.

1.В каком летнем месяце бывает молодая зелень?

Художник в картине не изобразил солнце жёлтым или красным цветом. Он своим чутким глазом увидел, какого оттенка зелень травы на солнце, а какого в тени.

2.Какие травы и цветы нарисовал художник?

Только в июне бывает такая зелень свежая, яркая, чистая.

3.Почему мы понимаем, что стоит ясный солнечный день?

В тени А.А. Пластов написал стволы сочными, интенсивными красками, а на солнце – светлыми, яркими. Перепады цвета травы, цвета, листьев создали сияние солнечного цвета.

4. Присмотритесь, как меняется цвет стволов берёз, освещённых солнцем.

Художник нарисовал колокольчики: мелкие фиолетовые и голубые большие, пушистые розовые «раковые шейки», белые ромашки, жёлтые одуванчики, иван – чай, душистый горошек с разноцветными лепестками – все цветы, радующие глаз в начале лета, расцвели под кистью художника на холсте.

5.Какими красками писал художник травы и листья?

Косцы работают умело, споро, сосредоточенно. Крестьянский труд предстаёт тяжёлым и праздничным.

6.Как работают косцы?

Зелёные л истья и травы художник пиал не только зелёными, но и синими, голубыми и белыми красками.

Взаимопроверка выполненного задания (работа в парах)

Задание №2. (орфографическая подготовка)

Вставь пропущенные буквы. Назови орфограммы.

Жаркое со.нце, всё выр.сло и ра.цвело, ф.олетовые и голубые к.локольчики, ж.лтые р.машки, в нач.ле лета, расцвели под кистью художника, на х.лсте, лё.кую ги.кость тонких побегов, сочность и хрупкость ст.блей, резные оч.ртания лист.ев, нежность и гла.кость лепестков, ясный солне.ный день, нап.сал цв.ты сочными красками, к.сцы, созданные Пластовым – хозяева земли, труд предстаёт т.жёлым.

Проверка правильности выполнения задания. Обсуждение содержания текста.

Задание №3 (средства художественной выразительности)

Подбери прилагательные к словам. Игра «Кто больше?»

Травы

Цветы

Берёзы

Небо

День

Настроение картины

6.Составление плана сочинения. (Коллективная работа. Учитель записывает на доске. Учащиеся - в тетрадях для творческих работ).

План

1.Вступление. А.А. Пластов – замечательный художник – пейзажист.

2.Основная часть. Описание картины:

а) луговые цветы и травы;

б) тяжёлый и праздничный труд косцов;

в) белоствольные берёзки в сиянии солнечного цвета;

в) голубой небосвод.

3.Заключение. Мои чувства и впечатления.

6.Устные высказывания учащихся. После того, как составлен план описания и подобраны 2 – 3 варианта начала сочинения, несколько учащихся рассказывают, кА они описали бы картину. Рабата в парах: учащиеся рассказывают друг другу, как бы они описали картину.

7.Самостоятельная работа учащихся. (Работа в черновиках).

8. Рефлексия.

С каким произведение вы сегодня познакомились?

О чём рассказал А.А.Пластов в картине «Сенокос»?

Какое у вас настроение?

Домашнее задание: переписать сочинение в чистовик.

Одна из самых известных работ советского художника А.Г. Пластова «Сенокос» написана почти сразу после Великой Отечественной войны, летом 1945 года, и отражает трудовые будни народа, который с энтузиазмом стремиться восстановить ресурсы страны, понесшей существенный урон.

На картине – самый разгар лета: разными цветами украшают луг полевые цветы, зеленеют листья на деревьях, жарко палит высокое солнце. Картина выполнена настолько выразительно, что, кажется, передает не только буйство красок, но и звуки, и запахи. Зритель буквально ощущает щебетание птиц, жужжание насекомых, шелест скошенной травы, легкие и краткие порывы ветерка, душистый запах сена и аромат цветов. Тенистая рощица тонких березок переходит в более густой лес, от которого веет спасительной в жаркий день прохладой. Полоса деревьев как будто по кругу обрамляют большое поле.

В центре композиции усердно трудиться семья крестьян. Дальше всех уже утомленный тяжестью прожитых лет косит траву старик, ближе к зрителю мужчина и женщина средних лет, по-видимому, супруги занимаются той же работой. Их сын, еще юноша, старательно повторяет движения за матерью. Видно, что их жесты очень схожи. По сосредоточенным лицам людей становится понятно, что работа им, пусть и привычна, но не легка: их кожа покрыта бронзовым загаром, значит, работают они уже не первый день и, судя по просторам широкого поля, не последний. Они одеты легко – в широкие штаны, а отец и дед еще и в рубахах. Женщина трудится в длинном светлом платье, на ее голове повязана косынка. В таких незамысловатых образах легко угадываются люди тех лет, которые перенесли тяготы войны, но, несмотря на это, готовы строить светлое будущее.

Работа А.Г. Пластова написана очень живо и естественно. В ней гармонируют и красота природы, и гимн крестьянству. Светлые тона полотна передают зрителю радостное настроение, вдохновляют на то, чтобы ценить труд и восторгаться пейзажем, на котором легко узнать знакомые с детства удивительные просторы нашей Родины.

Подобное сочинение описание картины Сенокос

Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать простых русских крестьян в работе. Так как сам он родился в семье таких же рабочих, то ему была близка данная тема. Когда Аркадий Александрович закончил свою учебу в Москве, он с большим удовольствием и рвением вернулся в родные края. Там он продолжил свою работу художника, но и не забывал про тяжелую работу крестьян. Он так же участвовал в сборе урожая, ремонтов домов или сенокосах.

Одна из его картин, которая называется «Сенокос», раскрывает понятие крестьянского труда того времени. Центровыми персонажами холста есть семья, которая косит траву. Мы видим, что художник изобразил старожилу семьи, мужа, жену и их сына. Они усердно косят высокую и густую траву. Наверное, они встали с самого утра и по картине видно, что солнце уже высоко-высоко в небе. Люди одеты просто, по-рабочему. Старик в белой рубахе, у него закатаны рукава. Видно, что он прожил тяжелую жизнь. Его волосы и борода очень седы. Далее рядом с ним стоит мужчина в ярко-синей рубахе. Волосы русого цвета, на лице борода.

Скорее всего, это его сын. В самом центре художник расположил женщину, хранительницу очага. Она одета в белое цветастое платье. На ее голове одет белоснежный платок. Она идет рука в руку с мужчинами. В самом конце стоит молодой парень, это их сын. На нем только в черные широкие брюки. Вся семья усердно трудится на поле. Около них растут высокие стройные березы. Именно это дерево ассоциируется с красотами русской природы. Позади них широкий, могучий и густой лес, он тянется до самого горизонта. Небо чистое и голубое, но кое-где мелькают белоснежные тучки. К большому сожалению, они не сделают тень для наших героев. А глядя на них, так и хочется, что бы жара немного спала, и подул легкий прохладный ветерок.

Картина наполнена яркими красками, глядя на них, становится спокойно и радостно. Только присмотритесь, какое разнообразие цветов в этой высокой темно-зеленой траве. Трава высокая, оно достает почти до пояса.

Только представьте на минуточку, как сейчас, там красиво. Жаркий летний день, аромат полевых цветов и свежескошенной зелени. Где-то в лесу раздается стук дятла, а вдали слышно кукушку.

Только очень жаль тех людей, очень хотелось бы помочь им в ту минуту.

Для 4, 5, 6, 7 класса

Описание настроения картины Сенокос


Популярные сегодня темы

  • Ромадин

    Советский художник Николай Михайлович Ромадин (родился в 1903 году, умер в 1987) получил известность благодаря таким своим картинам, как «Последний луч», «Село – Хмелевка» и др

  • Сочинение по картине Сурикова Степан Разин 6 класс

    Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода

  • Сочинение по картине Портрет сестёр Шишмарёвых Брюллова 8 класс

    На картине четыре главных действующих лица, - две молодых стройных девушки, игривый пес и красивый, породистый конь. Есть также два второстепенных действующих лица, - это другой конь и конюх

Конспект урока развития речи в 7 классе.

Тема : «Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос».

Цели урока :

    Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. Научить детей составлять связный текст описательного характера по картине.

    Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими описать картину; развить умение учащихся использовать в речи причастия и причастные обороты с целью более точного выражения мысли.

    Закрепить навыки правописания причастий.

    Расширить знания учащихся о творчестве А.А. Пластова. Воспитать у учащихся чувство исторической памяти, раскрыть значение Великой Победы над фашизмом.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, программа создания презентации Power Point, презентация; плакат с изображением луговых цветов (иван-чай, раковые шейки, клевер, золотарник, льнянка).

Презентация: 1-22 слайды.

Оформление доски: Тема урока. Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос».

Эпиграфы к уроку.

Я работал над этой вещью, задыхаясь от счастья.

А.А. Пластов.

Я стремился показать жизнь такой, какая она есть; стремился показать, сколько радости приносит человеку мирный труд.

А.А.Пластов.

Словарная работа:

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Теплый, холодный яркий колорит).

Палитра – (перен.) Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. (Богатая палитра).

Ход урока.

I. Определение с учащимися целей и задач урока.

II. Слово о художнике с использованием презентации.

Слово о художнике и его творчестве.

Вновь сегодня мы обращаемся к творчеству выдающегося русского живописца Аркадия Александровича Пластова, широко известного в нашей стране и за рубежом как певца русской деревни и русской природы.

Слайд № 1 . Портрет художника (1893-1972).

С 1947 года – член АХСССР, награжден двумя орденами Ленина, медалями, это лауреат Ленинской и Государственной премий. Это имя дорого нам потому, что родился в Прислонихе в 1893. Закончил Московское художественное училище в 1914.

В 1917 году вынужден был вернуться в родное село (слайд №2 «Хмурый день» ), понимая, что настало время, когда «мало быть только художником, надо быть еще и гражданином» . В числе безземельных Пластова наделили землей, и он стал пахать, сеять, косить В тяжелом труде , заботах, победах и поражениях познавалась жизнь . Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни. Его картины необыкновенно правдивы, трогательны, влекут и волнуют .

Мастерской тогда у него не было. Его мастерской было все – село (слайд №3 «Выборы комитета бедноты» ), поле (слайд №4 «Костер в поле» ), места, где скапливался народ (слайд №5 «Колхозный ток» ).

Слайд №6 «Фашист пролетел» .

Вдосталь хлебнули прислонихинцы военного лиха. Редкую избу обошла беда, в редкую дверь не постучался почтальон с похоронкой. Более двухсот мужиков и парней ушли в ту суровую пору на фронт. Сто двадцать из них не вернулись с полей сражения. Деревня опустела. Тяготы жизни ложились на плечи женщин, стариков и детей.

Слайд №7 «Жатва» .

Эта картина о горькой цене хлеба военного времени . В каждом куске хлеба, который шел на фронт, жило тепло детских да стариковских рук , сеявших, растивших хлеб все эти длинные военные годы. Вот оно горестное лицо войны.

А в 1945 году, в год окончания войны, появляется его новое полотно – картина «Сенокос» , по которой мы будем писать сочинение.

III. Для этого внимательно рассмотрим репродукцию картины Пластова.

Слайд №8 «Сенокос» .

IV. Работа по картине.

- Какие чувства появляются при виде это картины?

/ Возникают чувства радости, счастья, восторга при виде этой торжественной красоты.

Сколько света, солнца, тепла на этой картине!/

Пластов говорил : «Я работал над этой вещью, задыхаясь от счастья».

- Почему счастье и радость переполняли художника? Вспомните год написания картины.

/ Закончилась война. Это было первое мирное лето. /

«Я, когда писал эту картину, все думал: «Ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь», - делился своими впечатлениями Пластов.

- При помощи чего художник выражает свои мысли, чувства? Как передает радостное настроение? (При помощи красок) словарная работа со словами колорит картины яркий.

- Какие краски использует?

(Художник использует яркие, солнечные краски. Живопись картины сочная, многоцветная.

Радуется глаз тем сочным, ярким краскам, которыми так и брызжет это произведение.)

/ Раннее утро /

- Как вы это определили?

/ Художник показывает косцов, а косят обычно утром /

- Какое утро показано?

/ Летнее солнечное утро /

- Как вы определили, что это солнечное утро? Ведь солнца на небе не видим.

/ Это солнечное утро. Мы видим чистое голубое небо с белыми облаками, еще сохранились розоваты прожилки от недавно взошедшего солнца.

Солнечный свет пронизывает весь пейзаж: особенно красиво играют солнечные блики на белоствольных березах и на ажурной листве, отчего она отливает серебром. Художник будто поймал на кончик кисти лучи солнца и заполнил картину светом, теплом, многоцветием.

Но такое волшебство происходит не со всяким художником, а только с тем, кто имеет это солнце в душе своей, эту всеобъемлющую любовь ко всему живому, к родной природе.

- Посмотрите на изображение тонких веточек, белоствольных берез. О чем еще они говорят?

/ Легкий утренний ветерок играет с ветвями берез, потому словно чувствуешь свежесть и легкую прохладу солнечного утра. /

Воздух настолько чист, свеж и прозрачен, что четко просматривается изображение на дальнем плане? Что видим вдали?

/ Густой сосновый лес, луга со стогами сена, подернутые синевой леса (что свойственно сосновым лесам) /

Обратите внимание на богатую палитру зеленого цвета. Именно солнечный день позволяет нам увидеть разнообразные оттенки зеленого цвета. Какие?

/ Изумрудная зелень трав, яркая зелень молодых сосен, темная зелень дальнего леса, прозрачная на солнце зелень березовой листвы. /

- Что особенно привлекает ваш взгляд?

/ Луг, по которому идут косцы. /

Слайд № 9 . Картина «Сенокос». Крупный план луга.

- Что восхищает? Что удивляет?

Богатая палитра картины, буйство разнотравья.

(Словарная работа со словом палитра).

Луг, как пестрый ковер, играет всеми красками под солнцем.

Словно красивые, драгоценные, цветные камни-самоцветы рассыпались цветы по поляне. Бордовые, красные, синие, фиолетовые, желтые и серебристо-белые луговые цветы горят и сверкают среди травы.

Удивляет , как детально выписан каждый лепесток и каждая травинка, поражаешься, как можно так выполнить масляными красками. Если присмотреться внимательно, можно разглядеть каждый цветок.

- Какие цветы вы узнали?

Сиреневые колокольчики, пушистые розовые «раковые шейки», желтые купавы, Иван-чай. (Обращение к плакату с луговыми цветами).

Каждый цветов дышит, радуется.

Слайд № 10 . Картина «Сенокос». Крупный план берез. Мастерству живописца не устаешь восхищаться: по цветам порхают разноцветные бабочки: желтые лимонницы, белая капустница, оранжевая крапивница.

- В Третьяковской галерее в книге отзывов есть запись: «... первое, что поразило меня в работах Пластова, когда я увидел, как трава написана на картине «Сенокос». Траву на которую никогда прежде внимания не обращал, открыл мне Пластов ».

- На каком плане изображен луг?

(На переднем)

- Какую мысль хотел донести до зрителя художник?

Выжженные огнем войны леса, вытоптанные солдатскими сапогами поля вновь ожили и расцвели, когда на земле воцарился мир.

- Но не ограничивается живописец изображением пейзажа: показывает косарей.

Слайд № 11 . Картина «Сенокос». Крупный план косарей. Рассмотрите фигуры косарей.

- Кто вышел на луг косить?

(Вышли косить глубокие старики, женщина и мальчик-подросток).

- Почему в таком составе?

Картина напоминает нам о тяжелых лишениях и испытаниях, принесенных войной. Пластов показал тех, кто остался в дни войны в колхозе и вынес на своих плечах весь тяжелый крестьянский труд. Нет среди косарей сильных мужчин – не вернулись с войны. Образы косарей вносят печальные ноты.

- Как располагает их художник на картине?

По диагонали, что придает им плавное движение. Никакой эффектности в позах, а для зрителя они словно оживают.

- Как они трудятся?

Самозабвенно, с полной отдачей сил, увлеченно.

- Как говорят о человеке, который умело и легко работает?

Работа кипит в руках; засучив рукава; работают с огоньком.

- С полной отдачей сил работают. А как вы это определили?

По выражению лица . Румяные лица, какая-то сосредоточенность на работе, легкая задумчивость.

- Косить – это легкий или тяжелый труд? Кто-нибудь пробовал из вас косить, брал в руки косу?

- Как художник показал, что очень тяжело косить?

Руки вытянуты, мускулы напряжены, потому что совершают размашистые, свободные, сильные движения.

- А еще почему тяжело?

Трава густая, высокая. по пояс.

Пластов писал: «Лето 1945 года было преизобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать в два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить и вал цветов скошенных не просушить».

- По тому как они одеты?

Одежда на них свободная, легкая, удобная, не стесняющая движений; мальчик снял рубашку: тяжело ему, жарко от работы.

- Да, косить тяжело. У Кольцова, русского поэта, в стихотворении «Косарь» мы найдем такие строчки:

Раззудись , плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня.

- Обратите внимание на слово «раззудись». Как вы понимаете значение этого слова?

Зудит плечо – болит сильно, не переставая, от сильного напряжения рук при косьбе.

Что же придавало силы старикам, которым бы дремать на солнышке или говорить о былом; женщине, потерявшей мужа на войне, и ее сыну-подростку?

Чувство радости от того, что война закончилась, что теперь они могут спокойно трудиться, то есть счастье свободного, мирного труда .

- Подведем итог. Что хотел показать художник на картине?

Обращение к эпиграфу: «Я стремился показать жизнь такой, какая она есть; стремился показать, сколько радости приносит человеку мирный труд».

Слайд № 12 . Фотография Пластова в лесу с букетом цветов. Творчество Пластова отличается большим жизнелюбием, и поэтому картины мирного труда под кистью художника становятся прославлением радостной, счастливой свободной жизни.

На Всесоюзной художественной выставке 1946 года картины «Сенокос» и «Жатва» были замечены, в том же году А.А.Пластов был удостоен Сталинской премии первой степени.

V. Работа над планом сочинения.

Слайд № 13, 14 .

I. Художник А.А.Пластов и его картина «Сенокос».

II. Описание картины.

1. Пейзаж:

а) летнее утро,

в) дальний лес,

г) березки,

д) цветущий луг.

2. Косари:

а) возраст,

б) выражение лица,

в) одежда,

г) поза, движения косарей.

III. Прославление радостной, счастливой, свободной жизни.

VI. Редактирование текста.

Слайд №15-17 . 1. Картина А.А.Пластова «Сенокос» сразу привлекает взгляд. А.А.Пластов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой, праздничной. Радость, счастье, восторг возникают при виде этой торжественной красоты.

Патриотическим чувством любви к Родине, к ее щедрой и прекрасной земле, ожившей и расцветшей после войны, проникнуто полотно «Сенокос», появившееся после войны.

- Понравился текст? Заметили ли вы какой-нибудь недостаток? (Повтор слов)

- Найдите ошибки.

Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.

Значит, надо знать синонимические ряды и умело использовать их в сочинениях.

VII. Лексическая работа.

Слайд № 18, 19 . Обратите внимание на обратную сторону листа с рабочими материалами, там вы видите ряды синонимов, с помощью которых мы и отредактируем текст.

Изобразить – написать, показать, передать, запечатлеть.

Картина – произведение живописи, холст, полотно.

Краски – яркие, солнечные, сочные, насыщенные.

Радостный – ликующий, светлый, праздничный, солнечный.

Пейзаж – притягивает, очаровывает, радует, восхищает.

Слайд № 20 . Отредактированный текст.

Картина А.А.Пластова «Сенокос» сразу привлекает взгляд. Художник использует для своего произведения яркие, солнечные краски, которые делают его необыкновенно праздничным. Радость, счастье, восторг возникают при виде этой торжественной красоты.

Искренним чувством любви к Родине, к ее щедрой и прекрасной земле, вновь ожившей и расцветшей после войны, проникнуто полотно «Сенокос», появившееся в 1945 году.

VIII. Орфографическая работа.

Слайд № 21 . Выжже(н,нн)ые войной леса и поля; поляна, оз...ре(н,нн)ая утре(н,нн)им румянц...м солнца; сине...щие верхушки отдале(н,нн)ого леса; позолоче(н,нн)ая листва берез; сверка...щая на солнце роса; косари, увлеч...ые работой; ле...кая одежда, (не)стесня...щая движений; труд...тся самозабве(н,нн)о.

IX. Подведение итогов. Выводы.

Слайд №22.

Итак, мы с вами описали картину А.А. Пластова «Сенокос», выяснили замысел художника, его мысли, чувства, увидели, как художник с помощью красок и композиции передает свои мысли и чувства. И это вы должны отразить в своих сочинениях.

Примечание. В течение всего урока учащиеся заполняют лист (таблицу) для записи рабочих материалов; тем самым учатся внимательно слушать на уроке ответы товарищей, отбирать лучшее – то есть собирать и систематизировать материал к сочинению.

С целью экономии времени на уроке учащимся раздаются материалы по лексике (синтаксические ряды слов) и для проведения орфографической работы дается задание: вставить и объяснить пропущенные буквы в словах (в основном орфограммы по теме «Причастие»). Данные словосочетания ученик может в дальнейшем использовать в своем сочинении.

ЗАПОЛНЯЙ ТАБЛИЦУ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА

ЧТО НАБЛЮДАЕМ?

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «СЕНОКОС»

1. Замысел художника.

2. Колорит картины.

3. Пейзаж:

а) летнее утро;

б) небо;

в) дальний лес;

г) березки;

д) цветущий луг.

4.Косари:

а) возраст;

б) выражение лиц;

в) одежда;

г) поза, движения.

5. Выводы.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

Художник , мастер, пейзажист, автор картины, живописец.

Картина , произведение живописи, полотно, холст.

Изобразить , написать, показать, передать, запечатлеть.

Краски : яркие, солнечные, сочные, насыщенные.

Радостный , ликующий, светлый, праздничный.

Пейзаж притягивает , очаровывает, радует, восхищает.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выжже(н,нн)ые войной леса и поля; поляна, оз…ре(н,нн)ая утре(н, нн)им румянцем солнца; сине…щие верхушки отдале(н, нн)ого леса;

позолоче(н,нн)ая листва берез; сверка…щая на солнце роса; косари, увлеч…нные работой; ле…кая одежда, (не) стесняюшая движений; труд…тся самозабве(н,нн)о

Сочинение по картине А. А. Пластова «Сенокос»

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) ро­дился в селе Прислониха в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье. Интерес к живописи, по-видимому, передался к маль­чику от деда, который был иконописцем.

Какое-то время Пластов предполагал, что станет священником. После 3-х лет учёбы в сельской шко­ле поступил в Симбирское духовное училище, затем в Симбирскую духовную семинарию. Но тяга к ис­кусству, как видно, не оставляла молодого семина­риста. В 1912 г. юноша уехал в Москву. Сначала посещал занятия в мастерской художника И. И. Маш-

кова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где проучился 2 года. После этого Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако не на живописное, а на скульптурное отделение. Среди его наставников были знаменитые мастера - скульптор С. М. Волнухин, художник А. М. Васнецов и др.

Молодой художник в 1917 г. возвратился в родное село. Здесь он постоянно рисовал с натуры, изображая своих односельчан, их праздники и будни.

Картины Пластова характеризуются не только, вы­соким мастерством, знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут и трудятся на селе. Особенности картин Пластова - жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне пейзажа, лирическая выразительность без напряжён­ности сюжета.

Художник при жизни сделался признанным клас­сиком советской живописи, репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии..

На картине «Сенокос» художник изобразил, как семья выполняет одну из разновидностей сельскохо­зяйственных работ - косит траву на сено. Заготовка сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба - ведь иначе скоту нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и все сельские работы, в стари­ну сенокос сопровождался особыми обрядами, ему посвящено немало пословиц и поговорок.

Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля).

Для косьбы использовался - да и сейчас использу­ется - специальный инструмент, который называется коса. На длинной Деревянной рукоятке - как для ло­пат, грабель и т. п. инструментов - крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия. Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое.

На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они члены одной семьи. Одеты они просто - вероятно, в свою обычную по­вседневную одежду. Подросток, который изображён ближе всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял - может быть, потому что жарко, а может, бережёт её. Неизвестно, есть ли у этих лю­дей праздничная одежда. Художник написал картину в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная война. В эти тяжёлые го­ды у людей зачастую были одни валенки на всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому.

Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом за мальчиком. Двое других косарей - мужчины.

Темноволосый подросток загорел почти до чер­ноты. Но несмотря на зной, он усердно трудится, на пару шагов даже опередил остальных. Видимо, привычен к тяжёлому крестьянскому труду, приоб­рёл немалый навык и необходимую сноровку. В годы войны многим детям приходилось работать наравне со взрослыми, а в деревне это было принято всегда, ребёнок с малолетства приучался к труду.

Женщина одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым платком. Типичный наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит для летнего зноя. Определить возраст женщины сложно. Её лицо потемнело от загара, от тяжёлой работы. Платок, который сейчас ассоциируется с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме молоденьких незамужних девушек. Может быть, эта женщина - мать мальчика, может быть, бабушка.

Следом идёт мужчина в голубовато-зелёной ру­бахе. Светлые курчавые волосы и такая же борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется сила - можно предположить, что это человек средних лет. Может возникнуть вопрос, почему же он не на войне - но ведь не обязательно художник рисовал только тех косцов, кого мог видеть перед собой в данный момент. Либо можно предположить, что солдат получил се­рьёзное ранение, уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село.

Завершает процессию косцов пожилой мужчина - вероятно, этот человек уже далеко не молод, так как его волосы и борода совсем белые. Его фигура почти заслонена фигурой предыдущего косца - может, его сына. Видны лишь левое плечо и руки, держащие косу. Одет он в белую рубаху.

Группа косцов изображена художником практиче­ски в центре картины. Они выступают композицион­ным ядром, вокруг которого раскинулся буйно цвету­щий луг. И если одежда косцов написана в скромных, сдержанных тонах, то для изображения цветущего луга художник не пожалел красок. Лиловые, фиолето­вые, жёлтые цветы разбросаны среди травы, которая едва не доходит косцам до пояса.

В правом углу изображена группа тесно расту­щих берёз, их ветви свисают вниз. Берёза - символ русской природы, одно из самых распространённых деревьев в Европейской части России. Многие рус­ские художники часто изображали берёзы на своих картинах.