Альтернативные источники энергии

Компьютерная программа пожарной информации. Автоматизированные системы в деятельности пожарной охраны и мчс

Компьютерная программа пожарной информации. Автоматизированные системы в деятельности пожарной охраны и мчс

Работа пожарной сигнализации обеспечивается разнообразными техническими средствами. Она предназначена для выявления наличия возгорания, извещения о возникновении пожара, получения информации и управления автоматическими установками пожаротушения. Пожарная сигнализация бывает пороговой, адресно-опросной, адресно-аналоговой. Адресно-аналоговая система пожарной сигнализации (ААСПС) на сегодняшний день является одним из самых надежных, эффективных и перспективных защитных устройств.

ААСПС представлена на рынке отечественными и зарубежными производителями. Ее устройство считается уникальным, поскольку сочетает в себе новейшие компьютерные и электронные достижения. Как целостный комплекс, такая система является довольно сложным механизмом. В практике также применяется адресная пожарная сигнализация.

Что представляет собой адресная система противопожарной сигнализации?

Адресная система пожарной сигнализации (АСПС) применяется на различных объектах. Как уже говорилось, эта система уступает по техническим параметрам ААСПС, однако, она также является достаточно распространенной, так как имеет весьма приемлемую цену. В состав адресной защитной линии входит множество датчиков, которые постоянно передают информацию на единый пульт управления. Благодаря централизованному управлению можно осуществлять непрерывный контроль над работой подсистемы в целом.

При этом в случае неисправности какой-либо части механизма, целостная защитная линия продолжит бесперебойную работу.

Адресные системы пожарной сигнализации работают по очень простому принципу. Установленные датчики незамедлительно реагируют на задымление или резкое повышение температуры. Информация от датчиков поступает непосредственно на пульт управления. Лицо, ответственное за пожарную безопасность и имеющее доступ к центральному пульту, после получения такой информации обязано предпринять необходимые действия по пожаротушению. На сегодняшний день потребители все же отдают предпочтение более гибкой, надежной и многофункциональной адресно-аналоговой системе.

На картинке – компонента адресно-аналоговой системы пожарной сигнализации

Компонентный состав и функциональные особенности адресно-аналоговых устройств

Составными компонентами любой системы являются:

  • Устройства обнаружения пожара (сенсорные датчики и оповещатели);
  • Контрольно-приемные приборы;
  • Периферийное оборудование;
  • Устройство централизованного управления системой (компьютер, оснащенный специализированным программным обеспечением или пульт управления).

Противопожарные защитные системы обладают следующим набором функций:

  • Выявление очага возгорания;
  • Передача и обработка необходимой информации;
  • Запись полученной информации в протокол;
  • Создание и управление тревожными сигналами;
  • Управление механизмами автоматического пожаротушения и дымоудаления.

Технические параметры систем пожарной сигнализации

Адресная аналоговая система оповещения о пожаре позволяет определить точное место возникновения очага возгорания. ААСПС характеризуют технические параметры, которые определяют принцип и качество работы оборудования:

  • Адресная емкость системы (возможность установки до 10000 датчиков и до 2000 модулей, что позволяет организовать сетевую работу);
  • Возможность сетевой работы (взаимодействие до 500 приборов для осуществления обмена информацией в сети);
  • Информационное содержание прибора (возможность организации до 1500 адресно-аналоговых колец, подключенных к одному прибору);
  • Наличие строки уравнений (возможность создания до 1000 строковых уравнений для управления реле);
  • Разнообразие структуры шлейфов (кольцевые, радиальные, древовидные);
  • Множество типов модулей и датчиков в системе (20-30);
  • Краткость и информативность системы на пользовательском уровне;
  • Возможность интеграции с однотипными системами;
  • Наличие дополнительных источников питания (встроенных аккумуляторов);
  • Возможность интеграции ААСПС со СКУД.

Какие преимущества адресно-аналоговых систем?

ААСПС включает в себя новейшие компьютерные, электронные и технические достижения. Установка подобной системы защиты имеет ряд преимуществ:

  • Отсутствие необходимости в установке различных тепловых устройств извещения с указанием предельных порогов температур;
  • Установленные механизмы извещения о пожаре имеют высокую работоспособность в тяжелых условиях;
  • Приемно-контрольный прибор обладает многофункциональностью и не требует установки дополнительных механизмов извещения;
  • Быстрое выявление очага возгорания в связи с применением нескольких параллельных алгоритмов действий по обработке поступающей информации;
  • Благодаря многозадачности контроллера приемно-контрольного оборудования, выполняется быстрый запуск автоматических механизмов пожаротушения;
  • Наличие уменьшенного количества электронных элементов;
  • В оборудовании применяются микроконтроллеры, которые отличаются высокой надежностью;
  • Простота проектирования, прошивки и запуска защитных линий в работу;
  • Завышенная цена оборудования достаточно быстро окупается в процессе эксплуатации.

Адресно-аналоговые подсистемы полностью совмещаются с компьютерными технологиями и оснащены выходом во всемирную сеть. В случае возникновения сбоя, с помощью сети информация может передаваться на центральный пульт охраны или МЧС. Содержание системы и ее техническое обслуживание зависит только от человеческого фактора. В связи с кладкой медных кабелей по линии и их специализированной изоляцией, обеспечивается высокая работоспособность, даже при температуре 100º. Это означает, что при возникновении пожара, система сможет работать и передавать данные, а также управлять процессом автоматического пожаротушения.

На видео – больше информации об адресно-аналоговой системе сигнализации:

Системы безопасности Bolid

Наличие ОПС Болид на любом объекте позволяет получать, обрабатывать и передавать информацию о пожаре. Эта защитная линия представлена сложнейшим техническим комплексом, который позволяет своевременно определить возникновение пожара. Данное устройство объединяет в себе следующие составляющие элементы:

  • Коммуникационные линии;
  • Инженерные объекты;
  • Подсистемы безопасности (с их помощью можно осуществлять контроль доступом, управлять подсистемами оповещения, пожаротушения и т. п.).

Сигнализации Болид бывают аналоговыми, адресно-пороговыми, адресно-аналоговыми и комбинированными. Функциональность такой защитной линии обеспечивается исключительно техническим оборудованием. Пожарные датчики и устройства извещения позволяют выявить возгорание. Тревожные кнопки и датчики охраны определяют незаконный доступ на объект. Периферийные устройства наряду с приемно-контрольными механизмами обеспечивают регистрацию и обработку информации.

Каждое устройство призвано выполнять индивидуальные задачи.

ОПС Болид позволяет давать команды по управлению установками автоматического пожаротушения, линий оповещения и иного оборудования. Помимо основного набора функций, ОПС имеет дополнительные, например: управление и контроль над инженерными и коммуникационными подсистемами. К охранно-пожарной сигнализации предъявляются следующие требования:

  • Круглосуточное наблюдение за охраняемым периметром;
  • Выявление точного места незаконного доступа на охраняемый объект;
  • Предоставление простой и понятной информации о наличии возгорания или незаконного доступа;
  • Выявление очага возгорания в кратчайший промежуток времени;
  • Указание точного месторасположения очага возгорания;
  • Точная работа целостного комплекса и отсутствие возможности ложного срабатывания;
  • Контролирование исправности и непрерывной работы датчиков;
  • Отслеживание попыток преднамеренного выведения ОПС из строя.

Болид могут легко интегрироваться и в составе целостного комплекса выполнять ряд задач, в том числе.

Так какую же роль играют АСУ в деятельности органов пожарной охраны и МЧС? Как их можно использовать для улучшения деятельности указанных структур и возможно ли это?

Дальнейшее совершенствование деятельности пожарной охраны невозможно без широкого внедрения АСУ. Это подтверждается зарубежным опытом, а также результатами внедрения АСУ в ряде гарнизонов пожарной охраны в России.

В крупном плане АСУ в пожарной охране представляет собой объединенную в локальную сеть совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, занимающихся вопросами административно-хозяйственной деятельности; пожарной профилактики объектов; оперативного управления силами и средствами тушения пожаров. Каждая из указанных подсистем обладает достаточной автономностью, целесообразно их поэтапное внедрение. Так как наиболее важной подсистемой является подсистема оперативного управления силами и средствами тушения пожаров, то вполне логично внедрение новых информационных технологий в пожарной охране, начиная с автоматизации этих процессов. В дальнейшем мы будем называть данную подсистему АСОУПО – автоматизированная система оперативного управления пожарной охраной. Более подробное рассмотрение данной АСУ начнем с ее части – автоматизированной системы управления пожарной автоматикой.

1. Автоматизированная система управления пожарной автоматикой (асу па)

Состав технологического комплекса противопожарной защиты:

    противопожарная насосная, имеющая в своем составе насосы воды, насосы пены и циркуляционные насосы;

    камера управления задвижками;

    дозирующие системы с резервуарами и трубопроводами пенообразователя;

    резервуары противопожарного запаса воды;

    водозаборные скважины с водопроводом производственным;

    система противопожарного водопровода;

    приборы приемно-контрольные, пожарные извещатели и оповещатели, установленные на технологическом и административно-бытовом оборудовании.

Структура программно-технического комплекса (птк) асу па

АСУ ПА для конкретного технологического объекта компонуется проектным путем из типовых программных и аппаратных модулей. Модули АСУ ПА поставляются в виде конструктивно и функционально законченных изделий:

    пожарные станции управления;

    операторские станции.

При проектировании АСУ ПА применяется широкая номенклатура модулей ввода-вывода, обеспечивающая возможность создания пожарных станций управления различного назначения и производительности (от единиц до нескольких сотен входных/выходных сигналов).

Такая гибкая модульная структура программно-технического комплекса позволяет обеспечить для каждого технологического объекта оптимальный уровень автоматизации процесса пожаротушения, достаточный для своевременного обнаружения очагов пожара и оповещения о них, а также эффективного управления процессом пожаротушения. Аппаратные и программные средства могут наращиваться поэтапно, что позволяет масштабировать систему в соответствии с текущими потребностями производства. Общая производительность системы может достигать нескольких тысяч входных/выходных сигналов.

АСУ ПА имеет открытую архитектуру, обеспечивающую возможность развития системы и расширения ее функций, подключение к системе различных типов контроллеров, интеллектуальных приборов, устройств сопряжения с вышестоящими системами управления.

Функции системы:

    сбор и обработка информации о пожаре, о работе установок пожаротушения при пожаре и в дежурном режиме;

    распознавание и сигнализация аварийных ситуаций, отклонений параметров от заданных пределов, отказов пожарного оборудования;

    отображение информации о пожаре и состоянии установок пожаротушения в виде мнемосхем процесса и стандартных видеограмм с индикацией на них значений параметров и их отклонений;

    регистрация всех контролируемых и расчетных параметров и событий и архивирование их в базе данных;

    формирование отчетной документации;

    изменение в процессе эксплуатации параметров настройки (уставок сигнализации и блокировок);

    автоматическое управление установками пожаротушения;

    автоматическое управление средствами сигнализации;

    дистанционное управление с рабочего места оператора;

    блокировка технологических и вентиляционных систем при пожаре.

АСУ ПА может быть включена в автоматизированную систему безопасности, т.е. являться компонентом более сложной системы, обеспечивающей комплексную безопасность объекта. Обобщенная схема данной системы представлена на рис.1.5.

Активное использование электронной вычислительной техники и АС началось в ПО в первой половине 70-х годов. Диапазон задач, решаемых с помощью АС, широк – от диспетчирования сил и средств ПО и управления средствами связи до административно-хозяйственного управления и пожарной защиты крупных и особо важных объектов.

Применение электронной вычислительной техники было вызвано возросшими требованиями к результативности деятельности ПО и было направлено:

· в области предупреждения пожаров – на обеспечение ритмичности, высокого качества и эффективности надзорно-профилактической деятельности ПО за счет: организации оптимального долгосрочного и оперативного планирования деятельности; построения рационального графика пожарно-технических обследований и проверок, охватывающих всю организационную структуру ПО; контроля за выполнением плановых заданий подразделениями ПО; обеспечения заданного качества пожарно-профилактической работы, благодаря строгому и точному соблюдению технологии надзорно-профилактических операций, повышению производительности труда сотрудников ПО, своевременному применению санкций к нарушителям правил пожарной безопасности;

· в области тушения пожаров – на повышение качества и эффективности деятельности оперативных служб пожаротушения путем: сокращения времени реакции системы на сообщения о пожарах; устранения ошибок в диспетчировании сил и средств ПО; оперативного представления РТП и службам пожаротушения более полных сведений о горящем объекте; организации действенного контроля за несением караульной службы и готовностью сил и средств к боевым действиям; обеспечения максимального использования пожарной техники.

В сфере управления деятельностью ПО с использованием информационных технологий решаются следующие задачи: обработка планово-учетной и хозяйственной информации; создание новых систем передачи данных; учет и подготовка кадров; учет и организация обслуживания пожарной техники; учет средств обеспечения пожаровзрывобезопасности; ведение делопроизводства; сбор и анализ статистической информации; планирование и контроль выполнения мероприятий по направлениям деятельности органов управления и подразделений ПО и др. В общем виде схема автоматизированного управления пожарной охраной приведена на рис. 1.5.

Рис. 1.5. Структурная схема автоматизированного управления ПО

В организации деятельности противопожарных служб особое место занимает информационное обеспечение. В большинстве случаев скорость получения и достоверность информации определяют успех мероприятий по сокращению ущерба от пожаров. В ГПС МВД России сложилась трехуровневая структура информационного обслуживания органов управления.

К первому уровню относятся подразделения ГУГПС МВД России (центрального органа управления ПО), второй уровень управления образуют региональные и областные органы ГПС, на третьем уровне функционируют районные подразделения ПО и пожарные части.

Совокупность информационных потоков в органах и подразделениях пожарной охраны включает в себя:

информационные потоки общего пользования (директивная, организационно-правовая, нормативно-техническая, справочная информация);

специализированные информационные потоки, учитывающие особенности деятельности территориальных органов ГПС и пожарных частей;

архивную информацию органов и подразделений ПО.

Информация общего пользования сосредотачивается в интегрированных банках данных (ИБД), функционирующих на различных уровнях управления.

В интегрированном банке данных федерального уровня накапливается информация, которая используется при планировании и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов народного хозяйства на федеральном уровне (БД «Пожары», «Техника», «Ресурсы ГПС», «Право» и т.д.).

Важнейшим фактором существенного улучшения информационного обеспечения деятельности ГПС является внедрение информационных технологий на базе компьютерных сетей и обеспечение прямого доступа сотрудников к информации интегрированных банков данных. Компьютерные сети и создаваемые в их составе автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов ПО составляют основу системы информационного обеспечения и предполагают реализацию всех имеющихся информационных связей на всех уровнях управления. Одновременно на основе внедрения систем передачи данных (СПД) с использованием стандартных протоколов предусматривается взаимодействие с другими министерствами и ведомствами и международными пожарными организациями.

В зависимости от назначения автоматизированные системы (АС) подразделяются на информационные, информационно-советующие и управляющие. Подавляющее большинство АС в ПО являются информационно-советующими.

По функциональному признаку наибольшее распространение получили локальные АС , выполняющие функции контроля за деятельностью подчиненных аппаратов, обработку и анализ статистических данных о пожарах, информационно-справочное обслуживание оперативных служб пожаротушения и обработку планово-экономической информации. Эти системы относительно просты и имеют невысокую стоимость.

Более высокую степень автоматизации обеспечивают комплексные АС , осуществляющие на единой технической базе оперативное управление силами и средствами и организационное управление ПО крупных городов и административных центров. Такие системы включают технические средства управления, диспетчирования, обнаружения и сообщения о пожарах и соответствующие технологии обработки информации. Создание сложных комплексных автоматизированных систем связано со значительными финансовыми и материальными затратами и требует решения ряда организационно-методических вопросов по их внедрению, в связи с чем их доля в общем числе автоматизированных систем, используемых в ПО, не превышает 2 %.

Более широкое распространение получили автоматизированные системы на базе микро- и мини-ЭВМ, а затем и персональных компьютеров, которые начали поступать в пожарные части с конца 70-х годов. Такие системы, например, позволяют получать данные обо всех зданиях, находящихся в зоне действия пожарной части, накапливать и обрабатывать информацию о действиях по тушению пожаров и выдавать необходимые статистические данные о работе пожарной части в течение года.

При поступлении сигнала о пожаре на экране отображается подробная информация об объекте, с которого поступил вызов; адрес и маршрут следования к нему. С помощью АС можно проверить состояние пожарной техники, упрощенные и развернутые оперативные планы боевых действий на местах пожаров, готовить описание пожаров, контролировать пожарно-профилактическую работу и получать справочную информацию. Используются также различные системы для обработки информации по учету кадров и финансовой информации.

Возможности информационного обеспечения деятельности ПО существенно расширяются, если в состав программно-аппаратных комплексов включаются специальные информационно-поисковые системы . Для подразделений ПО, дислоцированных в небольших населенных пунктах, разрабатываются простые пакеты программ на основе типовых текстовых процессоров, электронных таблиц и баз данных.

В состав программного обеспечения ПО стали включаться компьютерные системы картографической информации или геоинформационные системы (ГИС). Появление ГИС связано с тем, что традиционные способы обработки и представления информации не обеспечивали возросших потребностей ПО по решению топографических задач, особенно в случаях крупномасштабных и лесных пожаров, а также с общей тенденцией расширяющегося применения графической формы представления информации. Электронные картографические системы позволяют на новом уровне решать традиционные картографические задачи по обеспечению деятельности подразделений ПО, в том числе, подготовке планов пожаротушения и других графических материалов, «привязанных» к местности. Современные аналитические возможности ГИС обеспечивают измерение расстояний, площадей, уклонов, направлений по карте, создание цифровой модели местности и наложение на нее любой доступной информации, расчет статистических показателей и т.д. Наглядность графической информации, визуальное восприятие и возможность проведения оперативных расчетов позволяют руководителю лучше контролировать ситуацию и быстрее принимать необходимые решения.

Широкое внедрение получают микропроцессорные устройства для совершенствования пожарной техники. Микропроцессорами оснащаются устройства управления пожарными автолестницами, что позволяет существенно упростить развертывание автолестницы в боевое положение и исключить возможность возникновения при этом аварийных ситуаций. Для борьбы с пожарами в условиях химического или радиационного заражения разрабатываются автоматизированные комплексы с дистанционным управлением (пожарные роботы), которые позволяют вести борьбу с огнем, не подвергая непосредственной опасности человека. Появление микропроцессорной техники коренным образом изменило характеристики систем пожарной сигнализации . Современные системы имеют режимы самодиагностирования, автоматизированного документирования своей работы и дублирования вышедших из строя блоков и подсистем. Режимы анализа поступающих с датчиков сигналов позволяют отсеять значительную часть ложных срабатываний и повысить надежность работы всей системы.

Усложнение задач, решаемых ПО по защите современных жилых или производственных объектов, требует постоянного совершенствования процессов принятия решений на основе внедрения компьютерных технологий, разработки экспертных систем , способных высокоэффективно решать такие проблемы. Экспертную систему можно рассматривать в качестве средства, обеспечивающего для конкретной предметной области регистрацию знаний человека и доступ к ним. Экспертная система способна оперативно предоставлять разнообразную информацию, эквивалентную совету эксперта в любое время. Первые экспертные системы были внедрены в США для борьбы с лесными пожарами и в Великобритании для проверки выполнения противопожарных требований.

В последние годы цифровые информационные технологии находят все более широкое применение в ГПС МВД России. Растет количество ПЭВМ, используемых в органах управления и подразделениях ГПС, расширяется набор программных средств для автоматизации процессов обработки информации, создаются организационно-правовые и методологические основы компьютеризации противопожарной службы.

Современный этап информатизации ГПС характеризуется наращиванием объема работ по внедрению цифровых информационных технологий и реальному использованию их в практической деятельности ГПС: по вводу в эксплуатацию приобретенных типовых средств информатизации и по инициативной разработке и внедрению оригинальных программных средств. Головной организацией по разработке средств информатизации в ГПС является ВНИИПО МВД России, проводящий также исследования организационно-методических аспектов информатизации и осуществляющий ведение Фонда программных средств ГПС.

Научное обеспечение информатизации ГПС реализуется благодаря широкому комплексу работ, выполняемых на всех этапах жизненного цикла средств информатизации.

На этапе создания средств информатизации:

· определяется реальная потребность в научных исследованиях и разработках средств информатизации на основе сведений о деятельности подразделений ГПС по применению информационных технологий, а также анализа заявок подразделений ГПС на проведение НИОКР в области информатизации;

· производится долгосрочное планирование научного обеспечения деятельности ГПС в области использования информационных технологий;

· осуществляется текущее (ежегодное) планирование (разработка планов НИОКР);

· проводятся плановые исследования при обеспечении высокого научно-технического уровня разработок и эффективности расходования ресурсов, выделяемых на создание средств информатизации;

· разрабатываются ежегодные планы внедрения типовых программно-технических средств информатизации.

На этапе внедрения разработанных средств информатизации:

· проводится опытная эксплуатация создаваемых и модернизируемых средств информатизации в базовых гарнизонах;

· по результатам опытной эксплуатации проводится доработка программных средств с целью придания им статуса типовых программно-технических средств информатизации;

· осуществляется передача типовых программно-технических средств информатизации в подразделения ГПС для их внедрения и практического использования;

· осуществляется организационно-методическая и информационная поддержка подразделений ГПС в применении информационных технологий;

· проводится обучение специалистов-практиков ГПС, им оказывается консультативная помощь.

На этапе практического использования средств информатизации:

· формируются замечания и предложения по совершенствованию эксплуатируемых программных средств;

· подразделения ГПС готовят заявки на проведение работ по созданию и развитию программных средств, а также на внедрение типовых программно-технических комплексов информатизации;

· производится оценка результатов применения средств информатизации подразделениями ГПС, а также их потребности в вычислительной технике.

Основными направлениями функционирования ведомственного Фонда программных средств ГПС является организация приемки и передачи программных средств с оказанием методической и консультативной помощи специалистам-практикам, анализ функционирования действующих средств информатизации и положительного опыта подразделений ГПС в их практическом использовании, подготовка специалистов-практиков к работе в условиях применения современных информационных технологий, разработка организационно-методических документов по внедрению и использованию средств информатизации в деятельности ГПС.

Одним из важнейших направлений работ по сопровождению Фонда программных средств (ФПС) ГПС является приемка разработанных средств информатизации в фонд, а также формирование и актуализация информационных массивов ФПС.

Постоянное пополнение ФПС за счет принятия вновь разрабатываемых программных средств, а также актуализации уже имеющегося в фонде программного обеспечения позволяет в значительной степени удовлетворять потребности подразделений ГПС в области информационных технологий по четырем основным направлениям деятельности:

· оперативно-тактическому;

· надзорно-профилактическому;

· административно-хозяйственному;

· информационно-справочной поддержке.

Сведения о принятых в ФПС программных средствах по состоянию на 1.09.99 приведены в приложении. Большинство принятых в ФПС программных средств сопровождается разработчиками: создаются модернизированные версии, проводятся работы по актуализации банков данных, осуществляется наращивание функциональных возможностей ранее созданных средств информатизации.

Анализ сведений об использовании программных средств показывает, что на практике применяются прежде всего типовые программно-технические средства информатизации, разработанные во ВНИИПО. Наибольшим спросом пользуются такие программные средства, как «Экспертиза», АИС ПБ, АИСС «Право», БД «HIFEX Bank», АРМ «Кадры», АРМ «Техника», АРМ «Гарнизон» и др. Кроме того, значительное количество программных средств разработано и разрабатывается специалистами подразделений ГПС либо сторонними организациями по заказам этих подразделений. Всего за время существования ФПС в органы управления ГПС и их подразделения внедрено около 2300 средств информатизации, из них 244 в 1999 г. (по состоянию на 1.09.99).

В соответствии с приказом МВД России от 10.07.95 № 263 «О порядке внедрения типовых программно-технических средств информатизации органов внутренних дел», ФПС является составной частью Единого территориально распределенного информационного фонда программно-технических средств информатизации органов внутренних дел России (Инфонда). ФПС создан в целях:

· ускорения внедрения новых информационных технологий в деятельность Государственной противопожарной службы МВД России;

· исключения дублирования при создании и внедрении в подразделениях и органах управления ГПС МВД России программных средств различного назначения, а также повышения качества их разработки и практической значимости;

· накопления сведений о типовых программных средствах, их апробации и оценки качества;

· централизованного приобретения и распространения специализированных программно-технических средств информатизации для нужд ГПС МВД России.

На ФПС возлагаются следующие задачи:

· сбор информационных материалов о разрабатываемых, внедряемых или эксплуатируемых в органах управления и подразделениях ГПС программных средствах;

· сбор информации и подготовка аналитических материалов в области использования новых информационных технологий и передовых программно-технических средств для нужд подразделений ГПС;

· получение, учет и хранение программной документации и магнитных носителей;

· проверка работоспособности программных средств, включаемых в фонд;

· информирование пользователей о составе и новых поступлениях в ФПС;

· предоставление сведений по запросам пользователей ФПС;

· пропаганда и распространение научно-технических разработок в области пожарной безопасности;

· разработка методических материалов ФПС, анализ основных характеристик новых программных средств, подготовка рекомендаций по их использованию;

· организация и проведение испытаний программных средств и иных разработок в области новых информационных и коммуникационных технологий, выдача рекомендаций по их использованию в системе ГПС МВД России;

· тиражирование программных средств в области пожарной безопасности;

· анализ потребностей и передача средств информатизации по заявкам органов управления и подразделений ГПС МВД России в установленном порядке;

· передача в органы управления и подразделения ГПС и сопровождение внедренных программно-технических комплексов.

Все материалы ФПС подразделяются на информационный и программный фонды.

Информационный фонд комплектуется:

· информационными и методическими материалами по формированию ФПС;

· массивом учетно-регистрационных данных об используемых и разрабатываемых программных, технических и информационных средствах, банках данных и автоматизированных информационных системах, автоматизированных рабочих местах, информационно-вычислительных сетях;

· информационными материалами о программных средствах и документацией, содержащейся в фонде.

В программный фонд включаются пакеты прикладных программ, операционные системы, типовые проектные решения и другие программные продукты, в том числе лицензионные программные средства, приобретенные (полученные из Инфонда) централизованно.

Максимальное использование цифровых информационных технологий необходимо в целях оперативного управления силами и средствами гарнизонов пожарной охраны крупных городов при поступлении сообщений о пожарах и организации их тушения. В настоящее время разработан базовый комплекс автоматизированной системы связи и оперативного управления пожарной охраны (АССОУПО ). В г. Москве эта система функционирует под названием АСУ-01 . Принципы построения и функционирования этой системы следующие.

В состав АСУ-01 входят функциональные системы нижестоящего уровня: оперативно-диспетчерского управления (СОДУ), оперативно-диспетчерской связи (СОДС), информационно-справочная пожарной безопасности (ИССПБ).

Интеллектуальным ядром АСУ-01 является СОДУ, которая обеспечивает сбор, хранение данных о пожарах, наличии пожарной техники в частях и автоматизированное решение задач по высылке пожарной техники на пожары (формированию оптимального состава техники и маршрутов ее следования).

Технической базой СОДУ являются локальная компьютерная сеть, комплекс передачи информации, терминальное оборудование на рабочих местах диспетчера и в службах УПО, светоплан города, информационное табло коллективного пользования с отображением наличия и состояния пожарной техники в частях. Комплекс передачи информации включает вычислительную технику и средства связи ЦУСС и пожарных частей города.

Система оперативно-диспетчерской связи включает системы телефонной и радиосвязи, которые обеспечивают прием сообщений о пожарах, связь между ЦУСС и пожарными частями, спецслужбами города, охраняемыми объектами и личным составом, находящимся в местах тушения пожаров.

Информационно-справочная система пожарной безопасности содержит сведения о составе и дислокации пожарных частей в гарнизоне, их оснащении пожарной техникой и ее состоянии, охраняемых объектах, транспортных магистралях в городе и их состоянии, статистические данные о пожарах и т.д.

В городах с небольшим населением и малым количеством пожарных частей экономически выгодно иметь АРМ для оперативного управления силами и средствами пожарной охраны. Ниже приведен состав и назначение АРМ «Диспетчер» , разработанное ВНИИПО МВД России. Задачи, решаемые АРМ, сгруппированы в три подсистемы: Мобилизация, Информационное обеспечение служб пожаротушения, Работа с базой данных.

Подсистема Мобилизация содержит комплексы задач: Выезд, Строевая записка, Оповещение, Сбор личного состава, Привлечение сил и средств.

Комплекс Выезд обеспечивает решение задач: Заявка, Обстановка, Передислокация, Техника, Корректировка техники.

Задача Заявка автоматизирует прием первичных и дополнительных сообщений о пожаре, формирование и корректировку проекта приказа на выезд подразделений пожарной охраны и пожарной техники. После обработки сообщения о пожаре на экран выводится проект приказа, в котором определены наиболее рациональный состав пожарной техники для тушения пожара на объекте и ее распределение по пожарным подразделениям гарнизона. При недостатке пожарной техники в боевом расчете на экран выдается сообщение об этом с указанием количества и типов недостающей техники.

Задача Обстановка обеспечивает автоматизацию регистрации всех работ, проводимых подразделениями при тушении пожара, получения справок по пожарам, фиксацию текущего времени работ, проводимых при тушении пожара, и ведение протокола событий. Диспетчер имеет возможность получить дополнительную информацию об объекте: его характеристику, конструктивные особенности, описание чердачных помещений, подвалов (кабельных тоннелей), о пожароопасных особенностях объекта, местах расположения ближайших гидрантов, сведения о наличии на объекте сильнодействующих ядовитых веществ и др.

Задача Техника предназначена для обработки информации о состоянии пожарной техники «ПТ» в гарнизоне, которая отображается на экране терминала по рубрикам: принадлежность к группе ПТ, состояние ПТ, ПТ в боевом расчете, ПТ на тушении пожара, ПТ на выезде, ПТ в резерве, распределение по типам и количеству ПТ в соответствии с рангом пожара, справка о ПТ по запросу.

Комплекс задач Оповещение обеспечивает подготовку отчетных справок для администрации, органов власти, управления и правоохранительных.

Комплекс задач Сбор личного состава обеспечивает формирование и отображение инструкций и необходимых планов организации сбора личного состава гарнизона при крупных пожарах, порядок формирования резерва, порядок действий подразделений по сигналам гражданской обороны.

Комплекс задач Объект обеспечивает выбор из баз данных необходимых сведений об объектах поиск по их основным характеристикам с использованием различных ключей, получение развернутой информации (текстовой и графической о планах пожаротушения на объектах, справки по основным производствам, зданиям, помещениям, а также исследования возможных путей распространения пожаров с оценкой степени их опасности.

Комплекс задач Водоисточники обеспечивает получение информации об основных водоисточниках (гидранты, водоемы) гарнизона, их адресной, объектовой и геодезической привязке, техническом состоянии и характеристиках.

Комплекс задач Службы жизнеобеспечения обеспечивает справочной информацией о службах технического жизнеобеспечения города, инструкциях по организации их работы при ликвидации пожара, функциональных обязанностях сотрудников этих служб.

Приведенные выше материалы показывают, что в конце 90-х годов произошел буквально прорыв в вопросах применения в ГПС цифровых информационных технологий. Дальнейшее развитие этих технологий несомненно связано с широким использованием локальных, региональных, ведомственных и глобальных компьютерных сетей и цифровых систем передачи данных, что позволит повысить качество информационного обеспечения ГПС, организовать дистанционное обучение, проведение конференций, применять АСПВБ в составе различного рода интегрированных систем безопасности объектов, в том числе построенных по новейшей технологии «Интеллектуальное здание». Поэтому в настоящем учебном пособии значительное внимание уделено изложению основ построения и функционирования систем телеобработки данных и систем телекоммуникаций.

В качестве основных направлений дальнейшего внедрения цифровых информационных технологий в ГПС МВД России целесообразно рассматривать следующие:

унификацию и интеграцию АРМов специалистов ГПС;

переход к решению оперативно-диспетчерских и иных управленческих задач с использованием сетевых решений на основе технологии открытых систем, при этом в качестве основного объекта разработки и внедрения информационных технологий должны рассматриваться подразделения ГПС;

повышение уровня и качества разработок на основе применения математических моделей, описывающих поведение объекта управления или изменения параметров среды.

В современных системах автоматической пожарной защиты здания используются все самые передовые технологии пожаротушения, и новейшие аппаратно-программные средства пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления инженерными системами пожарной автоматики.

Система комплексной безопасности современного объекта, оснащенного всеми видами пожарной защиты, сама имеет два уровня защиты: верхний и нижний.

К верхнему уровню пожарной защиты объекта относятся аппаратно-программные средства, поддерживаемые автоматизированным рабочим местом оператора АРМО.

Нижний уровень пожарной защиты объекта включает в себя аппаратно

программные средства автономно работающей системы активной противопожарной защиты САПЗ. В случае сбоя в работе АРМО система нижнего уровня защиты продолжает свою независимую работу.

Комплексная система активной противопожарной защиты (САПЗ) содержит следующие подсистемы:

  • автоматического обнаружения и извещения о пожаре и управления комплексной противодымной защитой;
  • оповещения и управления эвакуацией;
  • автоматического пожаротушения.

Система автоматического обнаружения и извещения о пожаре и управления комплексной противодымной защитой

В состав данной системы входят:

  • адресно-аналоговые станции пожарной сигнализации;
  • адресно-аналоговые дымовые, тепловые и другие пожарные извещатели;
  • адресные модули контроля и управления.

Данное оборудование позволяет использовать все преимущества современных систем пожарной защиты.

Система контроля и управления инженерными подсистемами пожарной автоматики строится на адресных модулях с возможностью управления инженерным оборудованием по общим шлейфам пожарной сигнализации. Это резко сокращает количество прокладываемых кабелей. Система автоматической пожарной защиты здания разбита на пожарные зоны, алгоритм работы которых тесно связан с алгоритмом работы инженерных систем соответствующей пожарной зоны. Наличие в пожарной зоне шлейфов от разных станций требует объединения станций в одну информационную сеть с общим программным полем и алгоритмом работы. С учетом комплекса противопожарной безопасности здания в помещениях и коридорах должны устанавливаться адресно-аналоговые дымовые пожарные извещатели с возможностью ежедневного контроля уровня их загрязненности через автоматизированное рабочее место оператора. Подобные действия предупредят ложное срабатывание пожарной системы, остановку работы инженерных систем и связанные с этим сбои в деловой работе учреждения, значительно упростят и облегчат обслуживание системы, сократят количество обслуживающего персонала. Контроль и проверка работоспособности оборудования пожарной автоматики из центрального диспетчерского поста через адресные блоки пожарной сигнализации требует оснащения системы противодымной защиты соответствующими электрическими приводами и датчиками контроля положения. Затраты на оборудование такой системы пожарной защиты здания окупаются при ее обслуживании.

Автоматизированная система пожарной сигнализации в случае пожара выдает в систему комплексной противодымной защиты следующие сигналы управления:

  • отключение приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования;
  • закрытие огнезадерживающих клапанов и заслонок;
  • включение системы дымоудаления;
  • открытие клапанов дымоудаления;
  • включение системы подпора воздуха в лестничные клетки и шахты лифтов;
  • открытие клапанов и заслонок системы подпора воздуха.

Существует перспективный интересный вариант интеграции систем пожарной безопасности в жилом секторе строительства.

Общая система пожарной сигнализации жилого дома делится на две автономно функционирующие системы: главную и ведомую.

Главная система пожарной сигнализации обеспечивает основную защиту здания, технических помещений, холлов, лестниц и осуществляет управление инженерным оборудованием пожарной автоматики здания, а ведомая - непосредственно защиту жилых помещений (квартир). Стыковка осуществляется через адресные блоки главной системы пожарной сигнализации и контакты выходных реле автономного блока ведомой системы. При этом появляется принцип. возможность оснастить отдельной квартиры пожарной сигнализацией полностью или демонтировать ее по желанию жильцов без нарушения алгоритма работы главной системы пожарной сигнализации здания и ее переналадки и перепрограммирования.

Система оповещения и управления эвакуацией

Современные средства оповещения о пожаре и управления эвакуацией делятся на два типа:

  • специализированные системы оповещения о пожаре;
  • системы оповещения о пожаре, совмещенные с радиофикацией объекта.

Во втором случае при возникновении пожара в автоматическом режиме происходит подключение шлейфов оповещения с динамиками к блоку системы оповещения о пожаре, минуя устройства регулировки громкости.

Управление системой оповещения о пожаре и эвакуации людей осуществляется через адресные блоки по алгоритму, заложенному в станцию пожарной сигнализации. есть разделение тревожных сообщений, посылаемых в пожарные зоны. Для уменьшения возникновения паники на объектах с большим скоплением людей в зону пожара подается сигнал "Пожар", а в другие зоны - сообщение, например, "По техническим причинам..." и т.д.

Существуют так же специализированные средства оповещения. Это системы телефонной и радиосвязи, которые тоже тесно связаны с алгоритмом работы системы пожарной сигнализации, хотя технически независимы. эта система строится на базе мини-АТС.

Центральный пульт управления мини-АТС - базовой элемент управления и контроля. Встроенный микроциклор позволяет производить программирование и настройку всевозможных функций, тестирование и диагностику неисправностей. Небольшое количество входных телефонных линий от районной АТС с помощью микроциклорной станции мини-АТС превращается в разветвленную сеть телефонных линий, обеспечивающих полноценную связь с районной АТС и м. собой. Микроциклорная система мини-АТС позволяет пользоваться всеми современными средствами связи: телетайпами, факсами, междугородной и международной телефонией. Кроме мини-АТС на объекте может быть установлена специализированная телефонная связь на базе пожарной АТС и пожарных телефонов в случае чрезвычайной ситуации. В диспетчерском пункте устанавливаются телефоны прямой связи (пожарные телефоны), входящие в структуру пожарной сигнализации, которые предназначаются для прямой связи с ЦУС УГПС города при возникновении пожара и ЧС. Для связи с вневедомственной охраной автоматических охранных систем предусмотрен также отдельный городской телефонный вход. Дополнительно на объекте, в случае чрезвычайной ситуации, предусматривается специализированная радиосвязь с УГПС города.

Система автоматического пожаротушения

Системы управления пожаротушением могут быть как автономные, так и встроенные - интегрированные в систему пожарной сигнализации. С точки зрения надежности работы автономные установки пожаротушения с выносными табло индикации в центральном диспечерском посту будут работать даже в случае сбоя в работе базовой системы пожарной сигнализации.

В систему управления пожаротушением входят автоматизированные установки водяного, пенного, газового, порошкового, аэрозольного и мелкодисперсного пожаротушения. Принцип построения установок определяет выбор оборудования.

изучим наиболее распространенные системы автоматического газового пожаротушения. При выборе оптимального варианта управления автоматическими установками газового пожаротушения, руководствуются техническими требованиями, особенностями и функциональными возможностями защищаемых объектов. Мы не будем заниматься анализом выбора огнетушащих веществ, значит технологической частью установок газового пожаротушения. Отметим только, что в зависимости от объемов огнетушащего вещества выделяются установки модульного газового пожаротушения на одно направление и огнегасительные станции ОГС на несколько направлений. На на данный моментшний день применяются три основные типовые схемы построения систем управления установками газового пожаротушения:

  • автономная система управления газовым пожаротушением с выносным табло индикации в ЦДП;
  • децентрализованная система управления газовым пожаротушением;
  • централизованная система газового пожаротушения.

Децентрализованная и централизованная системы управления газовым пожаротушением строятся на базе автономных автоматизированных установок газового пожаротушения с выводом информации о своей работе через адресные блоки базовой системы пожарной сигнализации. Централизованная система управления газовым пожаротушением кроме адресных блоков для вывода информации о работе автономной системы запуска и оповещения использует адресно-аналоговые пожарные извещатели базовой системы пожарной сигнализации для автоматического запуска пожаротушения.

Одной из особенностей работы систем АГПТ в автоматическом режиме является использование адресно-аналоговых и пороговых пожарных извещателей в качестве приборов, регистрирующих пожар, по сигналу которых производится выпуск огнетушащего вещества. Адресно-аналоговые датчики дыма и тепла, контролирующие защищаемое помещение, постоянно опрашиваются станцией управления пожаротушением. Прибор постоянно отслеживает рабочее состояние датчиков и их чувствительность (в случае снижения чувствительности датчика станция автоматически компенсирует ее путем установки соответствующего порога). А вот при использовании безадресных систем система не определяет поломку датчика или потерю его чувствительности. Считается, что система находится в рабочем состоянии, но в действительности станция управления пожаротушением в случае реального возгорания не сработает должным образом. Поэтому при установке систем автоматического газового пожаротушения предпочтительно использовать именно адресно-аналоговые системы. Их относительно высокая стоимость компенсируется безусловной надежностью, снижением риска возникновения возгорания и ложных срабатываний с выпуском огнетушащего вещества на защищаемом объекте.

Современные системы пожарной сигнализации, построенные на современном оборудовании, включающие в себя гибкую логику, свободное программирование и мощную циклорную память, являются центром интеграции управления и контроля за всеми инженерными системами пожарной автоматики. Рабочий алгоритм, прописанный в такой системе, - единый центр управления всей периферией. Отсутствие промежуточных релейных шкафов с жесткой логикой, резкое уменьшение количества кабельной разводки, высокая надежность оборудования, гибкая логика в программировании, принцип. возможность внесения изменений без технических сложностей, легкость обслуживания и принцип. возможность уменьшения количества обслуживающего персонала за счет автоматизации контроля, несмотря на затраты, указывает, что будущее - за интеграцией всех систем пожарной защиты под эгидой автоматической системы пожарной сигнализации. Построение интегрированной системы автоматической пожарной защиты здания требует высокой надежности работы не только пожарного оборудования, но и линий цифровой связи.