Выключатели

Содержание центров природы в доу по фгос. Развивающая среда в доу по фгос своими руками

Содержание центров природы в доу по фгос. Развивающая среда в доу по фгос своими руками

Татьяна Галашова
Центр природы в ДОУ

Консультация для воспитателей

Центр природы в группе

Подготовила старший воспитатель

Галашова Татьяна Васильевна

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы , необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности ДОУ это возможно путем создания разнообразных центров природы в группе .

Центр природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы , который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

Значение центра природы :

Общение с природой положительно влияет на ребенка.

Возможность хорошо рассмотреть объект, наблюдать за ним длительное время.

Развитие познавательных процессов.

Формирование трудовых навыков и трудолюбия.

Воспитательное значение природы трудно переоценить . Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей . Ознакомление детей с природой требует постоянного непосредственного общения с ней.

В центре природы дети имеют возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. Во время работы в центре природы у детей развиваются познавательные процессы : восприятие, мышление, воображение, память. Дети устанавливают причинно-следственные связи, запоминают названия обитателей, придумывают игры с использованием объектов центра природы .

Во время ухода за обитателями центра природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Задачи центра природы :

Младшая группа - формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека.

Средняя группа - сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы ; знакомить с видами растений.

Старшая группа - знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля)

Проведение педагогической работы в центре природы позволит детям увидеть :

Неразрывную связь живого организма с внешней средой,

Многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания,

Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы,

Специфику живого организма, его отличие от предметов,

Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой и многое другое.

Для выполнения своей роли центр природы в ДОУ должен соответствовать определенным требованиям :

Лучше меньше, да лучше – т. е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения

При организации центра природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям или животным

Отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками

Растения и животные должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т. д.

Обитатели центра природы должны быть неприхотливы и доступны в уходе. Обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями.

Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, руководствуясь ООП ДО и СанПиН. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Стеллажи и полки обязательно должны быть закреплены

Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками

Природный материал должен размещаться в контейнерах в доступном количестве

Оборудование для опытов, экспериментов должно быть безопасным

В каждой группе должен быть календарь природы

В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, вьющиеся, лежачие, восходящие и т. д.) .

Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран, жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.) .

Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации.

Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями центра природы .

Всех обитателей центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения :

В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.

В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.

В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами : луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

Временные обитатели уголка природы – это объекты , которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени :

Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала .

Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум.

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других, на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь :

Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Альбомы «Времена года» ; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

Рисунки детей о природе и поделки из природного материала .

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе .

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки) . Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?» , «Чей домик?» , «Чей малыш?» и другие.

Наполнение необходимым материалом зависит от возраста и от требований программы. Оформление центра природы требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой , а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу , бережно относиться к ней.

Но не наличие центра природы в группе сделает процесс ознакомления детей с природой эффективным , а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы.

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы .

Таким образом, центр природы нужен не только как оформление группы, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Консультация для педагогов

«ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕНТРА ПРИРОДЫ

В ДЕТСКОМ САДУ»

(к презентации)

Составила: Лебедева Л. И.

старший воспитатель

ГБОУ Школа №2120

Москва, 2017г

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе центр природы.

Центр природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Центр природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада должен быть свой центр природы. Подбор и размещение объектов в центр природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами.

В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Растения, которые помещаются в природный центр, должны быть безопасны. Не допускается иметь в центре природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах необходимо иметь таблички с названием и схему наблюдения и составления описательного рассказа о растении.

Все обитатели центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями центра природы будут комнатные растения:

  • В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами.
  • В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев.
  • В старшей группе в центре природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.
  • В подготовительной группе в центре природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

1 младшая группа Фикус, фиалка, герань, традесканция, сансевьера.

2 младшая группа Примула, Бегония,Герань,Колеус,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия, Драцена (4-5 видов по 2-3 экземпляра)

Средняя группа Примула, Бегония,Герань,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия,

Драцена, Хлорофитум, Агава, Аспарагус (4-5 видов по 2-3 экземпляра)

Старшая группа 2 вида Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов.

Подготовительная группа 2 виды Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Бегония Рекс, Узамбарская фиалка. Лекарственные алоэ, Туя, Бриофиллюм, Камнеломка, Циперус.

Каждое растение должно иметь название и схему наблюдения

Схема наблюдения

  1. Высота растения - высокое, низкое
  1. Характер растения - светолюбивое, тенелюбивое
  1. Тип стебля - Прямой, вьющийся, стелющийся
  1. Форма листовой пластинки - овальные, круглые, треугольные
  1. Ширина листовой пластинки - широкие, узкие
  2. Поверхность листовой пластины - тонкие, толстые, опушенные
  3. Края листовой пластинки - ровные, с зубчиками
  4. Расположение листьев
  5. Полив
  6. Уход
  7. За что ценится

Временные обитатели центра природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

  • Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
  • Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
  • Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Можно сделать «сухой» аквариум .

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В центре природы должны быть календари наблюдений :

За ростом и развитием растений.

Календарь наблюдений за птицами.

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе

Календарь наблюдений за птицами

Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.

Календарь представлен листом альбомной бумаги с нарисованным деревом и кормушкой, на которых имеются прорези. После прогулки дети младшей и средней группы находят картинки птиц, которые видели на прогулке и вставляют в эти прорези.

На старшей и подготовительной группе ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).

Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).

Календарь наблюдений за ростом и развитием растений

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.

В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения.

В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья).

В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.

Для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.

Примерный перечень растений для посадки

лук-репка,

дольки чеснока,

корнеплоды свеклы,

морковь,

петрушка,

укроп,

листья салата

Можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.

Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь:

  • Муляжи овощей и фруктов.
  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Наполнение центра природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы.

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.


Консультация: «Центр природы в детском саду»

Цель: помощь педагогам в организации предметно-развивающей среды

Центр природы – достаточно традиционный элемент развивающей среды дошкольных учреждений. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. Цели создания живых уголков одинаковы, однако формы могут различаться. В настоящее время эти элементы среды существуют в виде трёх вариантов: отдельное помещение, часть экологической комнаты и центры в группах.

При подборе видового состава обитателей живого уголка учитываются следующие аспекты:

- географический : желательно (по возможности) иметь в уголке представителей разных континентов. Местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения различных занятий;

- экологический: представлены животные различных сред и условий обитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям жарких и холодных стран);

- систематический: представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т.д.);

- природоохранный: отмечены виды, которые в своих странах охраняются.

Видовой состав растений

Очень часто комнатные растения живого уголка выполняют лишь функцию выработки у дошкольников навыков ухода. Однако правильный подбор видов может значительно дополнить её. При подборе растений следует учитывать аспекты:

- географический: представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места произрастания комнатных растений наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту;

- экологический: представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т.д.);

- биологический: представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

Для удобства работы рекомендуется оформить паспорта растений и животных. Варианты оформления могут быть разными: альбом, тетрадь, папка с прозрачными файлами. Последний вариант наиболее удобен, т.к. позволяет при необходимости менять информацию, дополнять её.

При описании каждого растения, животного лучше следовать определённому плану, это облегчит сравнение материалов. В паспорте следует разместить:

    фотографию или рисунок,

    указать научное и бытовое название (например, бальзамин или Ванька мокрый), если есть интересная информация о происхождении названия (например, почему морскую свинку называют морской, хотя к морю она не имеет никого отношения);

    родину растения (животного) – континент, страну;

    условия, в которых оно живёт в природе (тропический лес, пустыня и т.п.);

    экологические особенности – отношение к свету (светолюбивое, теневыносливое), влаге (растение влаголюбивое или засухоустойчивое, животные влажных или засушливых мест обитания);

    особенности питания растений (требование к богатству почвы или нет), для животных -тип питания (хищник, растительноядное, насекомоядное, чем именно питается в природе);

    особенности образа жизни (дневной, ночной);

    связи животных и растений с другими растениями и животными (например, кто питается этими растениями в природе);

    если есть информация, можно внести в паспорт сведения об отношениях человека и описываемых живых объектов (как человек использует растения в природе и быту; подлежат ли растения, животные охране и почему).

Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например, экологические особенности растений показываются при помощи знаков – символов. Другой вариант: каждая характеристика животного обозначается квадратиком, а растения – кружочком, которые размещаются в верхней части страницы. Например, влаголюбивое растение – синий кружок, засухоустойчивые – оранжевый. Разработайте свою систему значков в зависимости от видового состава растений и животных в вашей группе. Такие значки значительно облегчат вашу работу, помогут правильно ухаживать за растениями.

С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещённые в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести и т.д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые растения, что является результатом полного соответствия их потребностей и условия обитания. На наш взгляд в группе должно быть целесообразное количество растений (8-10): все или большая их часть (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в кашпо, композициях, торшерах), подписаны научными названиями. Можно завести 2-3 растения одного вида, различающихся по окраске цветка или по величине. Например, бегонию высокую и низкую.

Общеобразовательные программы ДО рекомендуют во второй младшей группе иметь 2-3 невысоких цветка. На подоконник нужно ставить небольшие, низкие цветы, которые занимают не более 15% см. высоты от подоконника. Большое количество растений на окнах и не в меру разросшиеся цветы могут «съедать» до 50% естественного освещения, а это особенно вредно для маленьких детей, да и в поле внимания ребёнок может держать ограниченное количество объектов.

Педагог привлекает детей к совместному труду по уходу за растениями в виде поручений: расстелить на столе клеёнку, бережно перенести цветок на стол, вымыть поддон, подать необходимое для пересадки оборудование, поднести ведёрко с почвой, поддержать цветок, полить после пересадки. Все растения должны быть пересажены вместе с детьми.

В средней группе в уголок природы добавляют 2-4 новых растения, которые отличаются величиной листьев (кливия), строением стебля (аспарагус, традесканция, плющ). Это даёт возможность сравнивать. Работа в данной группе построена таким образом, что сначала мы создаём общее положительное отношение у детей к объектам природного уголка (дежурство - уход за растениями, кормление животных совместно с педагогом), а затем сведения о них.

В старшей группе вновь добавляются растения. В течение года воспитатель учит сравнивать детей с уже имеющимися, знакомит с правилами ухода за ними. Работа с детьми в природном уголке дополняется разделом по познавательному развитию, темой блока «Царство растений», «Царство животных» (где обговаривается классификация комнатных цветов, начинается работа с тех, которые есть в вашей группе, и постепенно дополняется этот список; а также говорится о диких, декоративных животных: аквариумные рыбы, хомячки, попугайчики, которые живут дома, за ними ухаживает человек).

В подготовительной группе могут быть представлены разнообразные комнатные растения. Дети уже знают правила ухода за ними, помогают поливать растения. Акцент в данном возрасте делается на то, что у каждого ребёнка есть свой любимый цветок, как и воспитателя и ребёнок «несёт за него ответственность», т.е. ухаживает (поливает, опрыскивает), наблюдает за тем как он себя «чувствует» и своевременно говорит об этом воспитателю. Занимаются пересадкой, выращиванием цветов и овощей, отмечая результаты наблюдений, высаживают рассаду весной на участки детского сада. Педагог организует тематические выставки: «Мой любимый цветок», «Редкие растения», «Моё любимое животное». Поддерживает познавательный интерес детей за счёт легенд, познавательных историй о цветах, животных.

При переезде в новое помещение специалисты рекомендуют цветы оставлять на своих местах, т.к. многие из них плохо реагируют на переезд.

К выше сказанному следует добавить требования , которые необходимо соблюдать при организации природных уголков:

    растения и животные должны быть безопасными для детей и взрослых, недопустимы ядовитые и колючие растения;

    подбирать неприхотливые, нетребовательные к уходу и условиям содержания;

    предпочтение отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены;

    уход за растениями (кроме полива) должен осуществлять только персонал ДОУ (СанПин, 2003г., п.2.4. 12);

    обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;

    подбор растений и животных должен быть осуществлён с учётом возрастных особенностей детей;

    придерживаться принципа «лучше меньше, да лучше», т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных, красиво вписывающихся в интерьер помещения.

Оборудование

В природном уголке необходимо выделить полочки для хранения корма и ухода за растениями и животными (клеёнчатые фартуки, полотенца, клеёнка для стола, лейки, опрыскиватели, тряпочки, рыхлители земли). Здесь же можно поместить красочную литературу о его обитателях, фотографии (открытки), календарь природы. На стене размещается географическая карта с обозначением мест происхождения обитателей уголка.

В природном уголке может находиться теплица (ящики для посадки лука, овса, рассады), которая служит, прежде всего, местом выращивания для многих обитателей природного уголка (овёс для попугаев, салат для черепах), наблюдений за растениями и пополнения рациона дошкольников витаминами (лук, чеснок).

Уже становится традиционным экспериментальный уголок в детских садах. В нашем детском саду педагоги из-за нехватки помещения в групповых комнатах экспериментальный уголок объединяют с природным. В данном уголке находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы занятий. Так, во время занятий на темы «Песок, глина, камни» ребёнку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога.

Основное оборудование:

    приборы - помощники: увеличительные стёкла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

    разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы;

    природный материал: камешки, шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.п.;

    утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

    красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель и др.);

    медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;

    прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и т.д.;

Выставочный уголок.

В уголке природы периодически можно размещать детские рисунки и поделки на тему о природе, фотографии детей и родителей во время общения с природой, с обитателями живого уголка.

По мнению Светланы Николаевны Николаевой (автора программы по экологическому воспитанию), расположить природный уголок можно в помещении группы, не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; если позволяет пространство, то можно организовать в приемной групповой или в туалетной комнате. В уголке природы воспитатель организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных (труд в природе), познавательно-ознакомительная работа и общение с природой.

Используемая литература:

    Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду

    Николаева С.Н. Юный эколог

    Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ (журнал Дошкольная педагогика № 5 – 2004г.)

    Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ (журнал Дошкольная педагогика № 1 – 2007г.)

Наталья Сугрина



угрина Н. Ф. ,

старший воспитатель

МБДОУ № 102

Обострение экологических проблем вызывает необходимость формирования у населения экологического сознания , культуры природопользования. Эта работа начинается в ДОУ- первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» , к себе и к окружающим людям. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление познавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать их поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого -развивающая предметная среда.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, дидактические игры и т. д.) также имеет важное имеет значение : его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создание экологических центров , как важных составляющих эколого-развивающей среды .

Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается самостоятельными наблюдениями, проведением опытов, стремлением у ребенка рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.

У нас в каждой группе созданы экологические центры . Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать их для проведения эколого -педагогических мероприятий и организации различных видов детской деятельности : продуктивной, коммуникативной, трудовой, игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, двигательной, восприятия художественной литературы.

Рассмотрим содержание экологических центров в контексте детских видов деятельности.

Для организации продуктивной деятельности экологического содержания созданы картотеки моделей для изодеятельности, собран природный материал для конструирования, атрибуты для нетрадиционного рисования, макеты природных зон, биоценозов, макеты по произведениям писателей В. Бианки, К. Ушинского и др. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы : мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее.

Для организации игровой и коммуникативной деятельности в группах подобраны игры на развитие навыков общения у дошкольников с экологическим содержанием , сюжетно-ролевые игры «Туристы» , «Подводный мир» , «Сельский двор» . Воспитатели придумали и изготовили различные дидактические игры : «На дереве- на земле» , «Домашние и дикие животные» , «Животные и детеныши» , «Подбери лист к дереву» , «Муравейник и его обитатели» , «Весенние цветы» , «День-ночь» , «Обезьянки на дереве» , «Времена года» .

Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль для развития познавательного интереса дошкольников и их творческой активности. Во всех группах для организации детской исследовательской деятельности в природе созданы уголки ученого. Даже дети первой младшей группы вместе с воспитателем проводят простейшие опыты. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.

На территории нашего ДОУ уже много лет работает экологическая тропа- специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для познавательно-исследовательской деятельности. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют , экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Особое значение озелененная территория дошкольного образовательного учреждения имеет в условиях городской среды, где дети максимально изолированы от естественной природы.

В каждой группе с февраля высаживаются «огороды на окне» , где есть лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать за растениями. Кроме наблюдательности, у них формируется чувство ответственности за начатое дело. Ежедневно отмечают состояние природы, выставляют соответствующую картинку в календаре. Мы стараемся поощрять детей, отмечаем наиболее наблюдательных, старательных и активных.

Для организации трудовой деятельности в экологическом центре собраны материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т. д.) При их подборе мы учитывали, что материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Музыкально-художественная деятельность экологического содержания наиболее полно отражается в детских праздниках «В гостях у Осени» , «Волшебница-вода» , «Встречаем птиц!» , «День Земли» и другие. Проведение таких праздников способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывает бережное отношение к природе. Во время таких мероприятий обычно проводятся соревнования, игры, конкурсы, устраиваются выставки детских рисунков, фотоматериалов, что также способствует эмоционально-положительному отношению детей к природному окружению.

В экологическом центре собраны художественные произведения о природе : сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого -развивающей среды педагоги нашего ДОУ используют различные методы и формы работы с детьми, такие как : дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.

Таким образом, в результате применения современных подходов к экологическому образованию дошкольников, повышается уровень их экологической воспитанности , который выражается в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности- Жизни.

Литература

1. Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.

2. С. Н. Николаева. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.

3. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное- рядом – М.: Творческий центр Сфера , 2001.

4. Н. А. Рыжова. Не просто сказки. -М.: Линка-пресс, 2002.

5. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - №4. 2005.

Оксана Мизёва
Предметно-пространственная среда ДОУ. Наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности)

Предметно-пространственная среда ДОУ, наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности во 2-й младшей и средней группах).

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Цель центра «Науки» - экологическое воспитание и развитие исследовательской деятельности детей 3 – 7 лет, как основы интеллектуально-личностного развития детей.

Задачи:

развивающие:

Развивать способность видеть многообразие природного мира в системе взаимосвязей

и взаимозависимостей;

Развивать собственно-познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных

Развивать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;

Развивать художественные способности, эстетические чувства (умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы);

образовательные:

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Расширять перспективы поисково – познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;

воспитательные:

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность:

поэтому необходимо создать условия для:

Совместной деятельности детей и взрослого;

Проявления самостоятельной познавательной активности детей;

Восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы;

Развития креативности и воображения детей;

Участия родителей в жизни группы;

Атмосферу эмоционального комфорта;

Уголок природы (2-я младшая группа).

Примерный объём знаний и воспитательные задачи:

Дети должны знать названия двух, трёх растений, называть их части: цветок, лист;

Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая их характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах, листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску);

Находить в группе растений одинаковые. знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья;

Формировать интерес и бережное отношение к растениям, и желание помогать взрослому в уходе за ними.

Растения уголка природы:

растения должны быть похожи на дерево, траву, неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями; контрастными – всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.

В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и даёт им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (например - полить цветок из лейки);

Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним, необходимо их правильно учить держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно;

Следует развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей пересаживать комнатные растения, комментируя свои действия;

Важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за растениями;

В процессе наблюдения, необходимо научить детей делать выводы о том, когда нужно полить растения.

Наполнение уголка природы

1. Комнатные растения по два, три экземпляра (аспидистра, фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, рейнекия, драцена).

2. Предметы ухода за растениями:

Противень из оцинкованного железа для установки растений во время мытья – 1шт;

Кружка для наливания воды из ведра в лейку – 1шт;

Лейки – 3-4 шт. ;

Пульверизатор – 3шт;

Щётка для мытья горшков – 1шт. ;

Заострённые деревянные палочки для рыхления земли в горшках (для воспитателя;

Глиняные горшки разных размеров для пересадки и размножения растений 5 – 10 шт;

Запас земли для пересадки растений;

Поддонники пластмассовые.

3. Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, капуста, яблоко).

4. Осенние листья (по сезону).

5. Срезанные ветки деревьев в воде.

6. Календарь наблюдения за сезонными явлениями в природе.

7. Календарь наблюдений за ростом и развитием растений.

8. Календарь наблюдений за птицами.

9. Наборы картин и открыток: домашние животные и птицы; перелётные птицы; дикие животные;времена года.

10. Книги с картинками, на которых изображены животные.

11. Картотека игр по экологии.

12. Природный и бросовый материал.

19. Оборудование для экспериментирования.

20. Инвентарь для трудовой деятельности:

Фартуки (на подгруппу);

Тряпочки (на подгруппу);

Верёвка – 1шт;

Прищепки – 10-15шт.

21. Выносной материал для трудовой деятельности на прогулке:

Лейки – 2-4шт. ;

Метёлки – 5шт;

Грабли – 10-15шт;

Корзина с ручками для листвы – 1шт;

Совки и ведёрки для мусора– 10-15шт;

Лопаты для уборки снега – 10-15шт;

Санки для перевозки снега – 5шт. ;

Кормушка – 2-5шт. ;

Щётки для сметания снега – 3-5шт;

Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности (2 младшая группа):

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(стаканчики, пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).

2. Воронки разного материала, объёма.

3. Резиновые груши разного объёма.

4. Губки или паралон.

5. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).

6. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки от мороженного.

7. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.

8. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет. контейнер для яиц, половинки мыльниц.

9. Пакеты, воздушные шары.

10. Колокольчики, звучащие игрушки, коробочки со «звуками» (с различным напол –

11. Макет тела человека.

12. Зеркало.

13.Ёмкости для посадки семян.

14. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).

15. Бросовый материал (ткань, бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха, пробки, деревянные бруски разных размеров и формы, разные коробки).

16. Контейнеры (тазы) с водой и песком.

17. Свеча в подсвечнике.

18. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры, кисти, клей.

19. Краска, кисточки, палитры.

20. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.

21. Тальк, детский крем.

22. Фонарики, лампа настольная.

Уголок природы (средняя группа).

Примерный объём знаний и воспитательные задачи:

Дети должны знать названия четырех, пять растений, называть их части: стебель или ствол, ветки, листья, цветы. Уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая их характерные признаки листьев (овальные, круглые и т. д.); знать ещё одну растительную группу - куст;

Продолжать формировать у детей умение отмечать сходство и различие в форме,величине, окраске листьев и цветов;

Закреплять знания, полученные ранее о животных, подробнее рассматривать внешний

вид, отмечая существенные признаки;

Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, бережное отношение к ним, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Растения уголка природы:

растения должны быть похожи на дерево, траву, неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями; контрастными – всего 4-5

видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, учатся поливать растения, опрыскивать их. У детей пятого года жизни постепенно формируется понимание, для чего необходимо трудиться (чтобы растения росли и не погибали);

Необходимо закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе;

Воспитывать желание ухаживать за растениями;

В процессе наблюдения, необходимо продолжать формировать умение детей делать выводы о том, когда полить растения;

Дежурство в уголке природы:со второй половины года.

Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности

(средняя группа).

1. Овощи, фрукты (по сезону).

2. Коллекция семян и растений.

3. Комнатные растения.

4. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).

5. Мерные ложки, стаканчики.

6. Воронки разного материала, объёма.

7. Резиновые груши разного объёма.

8. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).

9. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.

10. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженного

11. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет, контей

нер для яиц, половинки мыльниц.

12. Бусинки и пуговицы разного размера и формы.

13. Пакеты, воздушные шары, напалечники.

14. Султанчики.

15. Закрытые ёмкости с песком, глиной, землёй.

16.Ёмкости для пересыпания.

18. Свеча в подсвечнике.

19. Фонарики различной мощности, лампа настольная.

20. Краска, кисточки, палитры.

21. Магниты.

22. Технические материалы в контейнерах (гайки, винты, болтики).

24. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

25. Иллюстрации: животных, птиц, насекомых, частей суток, источников света.

26. Рисунки с изображением: профилей с различной формой носа; продуктов с характер-

ным запахом; продуктов с характерным вкусом.

27. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).

28. Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха,

пробки, деревянные бруски, металлические, пластмассовые и резиновые предметы,

разные коробки, верёвки, нитки).

27. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.

28. Тальк, детский крем или вазелин.