Выключатели

Насекомые 4 5 лет. Такие разные букашки

Насекомые 4 5 лет. Такие разные букашки

Авторы, художники-оформители:

Асриева В., Сепиашвили С., Глушакова В., Бамбурин М., Волченков М., Султанов С., Горохов Н., Ушаков М..

Редактор

Голубенко Татьяна Владимировна (воспитатель).

Издательство ОАНО «Гармония»

Москва, ул. Ращупкина д.3 к.2

0+

Глушакова Валерия «Бабочка Розочка»…………………………………………

Бамбурин Марк «Комар в походе»………………………………………………..

Асриева Виктория «Бабочка - принцесса»…………………………………….

Волченков Максим «Божья коровка в лесу»…………………………………

Горохов Никита «Пчелка»……………………………………………………………….

Ушаков Матвей «Жук - щелкун»…………………………………………………….

Сепиашвили София «Муравей, который любил ходить к своей бабушке» ……

Султанов Сабир «Мушка»………………………………………………………………..

Глушакова Валерия

«Бабочка Розочка»

Бабочка Розочка вылетела на улицу. А паук ее схватил, обмотал ее паутиной. И вдруг на помощь бабочке приполз рак и освободил ее. Паук выскочил и схватил рака. Бабочка Розочка улетела. Но рак был сильнее паука. Он разрезал паутину своими клешнями и уполз к себе в норку. Паук остался без обеда. А бабочка Розочка подружилась с бабочкой Колокольчиком.

Бамбурин Марк

«Комар в походе»

Пошел комар в поход, пожарилшашлыки. Потом перец порезал,не острый, конечно.И начал комар есть перец, не острый. Перец был красный. Потом комар нашел цветочек и сорвал его. Потом он пришел домой из похода. Встретил своего друга, который летал. Это был тоже комар - охранник. И они вместе пошли в поход. Начали жарить мясо. А пока они ехали на автобусе в поход, купили бананы и желтый перец. Таксист довез комаров до парка. Они достали кастрюлю, вытащили мясо и начали жарить его. Комары наелись шашлыка и перец тоже съели, и пошли домой. Дома они стали ложиться спать, потому что наступила ночь.

Асриева Виктория

«Бабочка - принцесса»


Однажды бабочка прилетела в замок к доброй королеве. Королева просила бабочку приносить ей кушать. Бабочка приносила ей нектар. Она собирала его на цветочках. Королева очень любила пить нектар.

Еще королева приказывала бабочке с ней гулять. Королева на самом деле оказалась бабочкой - королевой, а другая бабочка - принцессой. У нее были розовые крылья. Они дружили и улетели в лес. А однажды потеряли своих маму и папу. Оказывается, лес был домом для мамы и папы. Они их нашли в лесу, встретились и стали вместе жить.

Волченков Максим

«Божья коровка в лесу»

Сначала божья коровка полетела на один цветочек, потом на другой. Вдруг прилетели жук и шмель. Они втроем подлетели к улью. Божья коровка и жук были снаружи на воздухе, а шмель залетел внутрь. И он принес на листике им чуть - чуть меда. Они полетели на другой цветочек. Наступила ночь. Цветочек закрылся. Насекомые внутри сделали одну большую кроватку и уснули. Утром цветочек раскрылся. А друзей там не было нигде: ни под кроватью, ни под подушкой. Ни под одеялом их тоже не было.

Оказывается, они спрятались в дырочку в камне. Начался ветер, и их кроватка улетела, врезалась в улей и сломалась. А потом прилетел комарик. Комарик захотел попить носиком кровь у жука. Жук быстро улетел. Божья коровка улетела за жуком. А шмель ужалил комара, и комар упал.

Горохов Никита

«Пчелка»


Пчелка летала на улице и увидела цветочки. Она стала садиться на цветочки и пить нектар. Нектар ей понравился. Потом она летала, садилась в свой домик и кушала мед.

Ночью пчелка спала. Наступило утро, и пчелка проснулась. Она полетела дальше собирать мед. Пчелка подружилась с другой пчелой. Они прилетели в домик и мед кушали. Ночью спали, а утром другая пчелка улетела домой. А потом они встретились и поздоровались.

Ушаков Матвей «Жук - щелкун»


Однажды жил жук - щелкун. Он нашел очень красивые цветы. Однажды онсвалился с цветка. И его спасли его друзья пауки. Потом они устроили праздник, построили башню из кубиков.

Жук - щелкун предложил построить город жуков. Они принялись за работу. На помощь жуку прилетели бабочки и божьи коровки. Даже согласились божьи коровки желтые. Началось строительство. Вскоре город был построен. И там рядом был лес. Еще они захотели построить площадку для насекомых, чтобы там были цветочки разные. И потом они долго жили вместе и дружно.

Сепиашвили София

«Муравей, который любил ходить к своей бабушке»


Жил-был муравей. И он однажды пошел к своей бабушке. Бабушка у него приболела что - то. У нее заболела голова. Муравей принес бабушке гостинцы - пирожное. Он стал разговаривать с бабушкой.

Потом они расстались, и муравей пошел домой. Шел он, шел, а навстречу ему зайчик. Зайчик: «Куда ты идешь, муравей?» Муравей: «Иду домой».

Когда муравей пришел домой, он все рассказал маме; о том, как встретил зайку, и о чем они говорили.

Султанов Сабир

«Мушка»


Муха летела по Москве, потому что кот за ней гнался. Муха укусила кота за хвост. Коты ее схватили, потом отпустили. И муха улетела домой. Дома она отдыхала, читала.Потом она ухаживала задетьми. У мухи были детки.

Она с ними играла в кубики, пазлы, машинки, железную дорогу. Вдруг опять пришли коты. Эти коты хотели погубить муху. Но прилетела муха - бабушка. Она разозлилась на котов, и они убежали. Муха со своей семьей стала жить дружно. А коты к ним больше не возвращались.

Народные песенки и потешки о насекомых для детей

Божья коровушка,

Будет дождь или солнышко?

Если будет солнышко — то лети,

Если будет дождь — то сиди!

Только вишня расцвела,

Прилетела в сад пчела.

Я давно за ней слежу,

Ищет мед она: «Жу-жу!»

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

И звук «Ж» твержу.

Пчелы гудят —

В поле летят.

С поля идут —

Медок несут.

Сидит комар на дубочке,

На зеленом на листочке.

Он сидит, в рожок играет,

Мушек песней забавляет.

Пчелки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечет,

Аль вас солнышко печет?

Летите в горы высокие,

За леса зеленые,

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Вот маленький улей.

Там пчелки сидят.

Спрятались пчелки,

И их не видать.

Вот солнце пригрело,

И пчелки летят,

Пчелки летят, меду хотят:

Стихи русских поэтов о насекомых для детей

Э. Мошковская «Муравей»

Я просил, чтоб Муравей

В гости приходил скорей.

Муравей ответил: да!

Но сейчас он занят.

Дом построит

И тогда заглянет

О. Мандельштам «Муха»

— Ты куда пропала, муха?

— В молоко, в молоко.

— Хорошо тебе, старуха?

— Нелегко, нелегко.

— Ты бы вылезла немножко.

— Не могу, не могу!

— Я тебе столовой ложкой

Помогу, помогу.

— Лучше ты меня, бедняжку,

Пожалей, пожалей.

Молоко в другую чашку

Перелей, перелей!

С. Михалков «Жужжит пчела — она летит»

Жужжит пчела — она летит

На свой медовый луг.

Передвигается, кряхтит,

Ползет куда-то жук.

Висят на нитке паучки,

Хлопочут муравьи,

Готовят на ночь светлячки

Фонарики свои.

Остановись! Присядь! Нагнись

И под ноги взгляни!

Живой — живому удивись:

Они ж тебе сродни!

С. Михалков «Комары»

— Комары! Комары!

Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня!

Отвечали комары:

— Мы и так к тебе добры,

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя!

Э. Мошковская «Вертолетик»

над капустой,

над травой,

над головой, —

над малиной

вертолет стрекозиный...

Э. Мошковская «Кузнечик»

Он прыгнул на дорогу...

А я уж ставил ногу

И чуть не наступил!

И чуть я не убил!

Как подпрыгнул тот кузнечик,

Он веселый! Он живой!

Хорошо, что я заметил!

Хорошо, что он живой!

Э. Мошковская «Песенка про майского жука»

Я бегу по полю, а в руке,

А в руке моей сачок.

От меня не спрячется нигде

Ни один жучок.

Припев:

Здравствуй, солнцем залитое поле,

Свежий ветер, синяя река,

Детский садик вырвался на волю,

Мы поймали майского жука!

Бабочки бывают разные,

Бывают синие, бывают красные.

Я бежал по полю и упал —

АХ, КАКОЙ СКАНДАЛ!

Припев.

Как же это я недоглядел —

Майский жук

Я сломал сачок свой золотой

И пошел домой.

Припев.

Э. Мошковская «Жук в кармане»

В кармане,

На самой глубине.

На глубине,

На самом дне,

И счастлив был вполне. Вполне.

Совсем неплохо было тут:

Еды немного было тут,

Темно и тихо было тут,

И тут сидел он —

Слаб и худ.

Такого щуплого

Жука, Жука, Жука

Нащупала, нащупала

Рука, рука, рука!

И вынула,

Под облака!

«Конец, — подумал Жук. —

Сейчас об землю — стук!»

Увидел Жук

Поля... и лес... и луг...

И даже оказалось,

Что он. Умел

Какая это радость!

Какая благодать!

И загудел он страстно,

Он горько загудел:

«Уж-ж-жасно!

Я напрасно

В кармане просидел!»

Э. Мошковская «Люблю муравья»

Люблю муравья!

как он лез

через лес

муравьиный,

непроходимый,

бревно и еще

одно, и еще

и еще одно!

и не заплачет —

не страшно, значит,

в этой чащобе...

Саша Черный «Про пчел»

Сладок мед, ужасно сладок!

Ложку всю оближешь вмиг...

Слаще дыни и помадок,

Слаще фиников и фиг!

Есть в саду пчелиный домик —

Ульем все его зовут.

— Кто живет в нем? Сладкий гномик?

— Пчелы, милый, в нем живут.

Там узорчатые соты,

В клетках — мед, пчелиный труд...

Тесно, жарко... Тьма работы:

Липнут лапки, крылья жмут...

Там пчелиная царица

Яйца белые кладет.

Перед ней всегда толпится

Умных нянек хоровод...

В суете неутомимой

Копошатся тут и там:

Накорми ее да вымой,

Сделай кашку червякам.

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты...

Пчелы все их облетают —

Те годятся, эти — нет.

Быстро в чашечки ныряют

И с добычей вновь на свет...

Будет день — придет старушка,

Тихо улей обойдет,

Подымит на пчел гнилушкой

И прозрачный мед сберет...

Хватит всем — и нам,

и пчелам...

Положи на язычок:

Станешь вдруг,

как чиж, веселым

И здоровым, как бычок!

Рифмовки о насекомых для детей

Восемь ног, а может, рук.

Бойтесь, мухи, я — ... (паук).

Целый день жужжит на ухо

Надоедливая... (муха).

Любят теплые деньки

В мае майские... (жуки).

Мед в свой улей принесла

Полосатая... (пчела).

Без работы — хоть убей! —

Жить не может... (муравей).

Глядит на нас во все глаза.

Яркая, нарядная, большая... (стрекоза).

Комар случай не упустит —

Сядет на руку — ... (укусит).

Зеленый человечек —

Скачет к нам... (кузнечик).

Сплел удобный гамачок

Меж травинок... (паучок).

Стрекоза, как вертолет,

Отправляется в...(полет).

Предлагаем вам 12 интересных фактов о насекомых, которые будут интересны детям:

1.У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые».

2.Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если посадить ее на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость - даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.

3.Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же, чтобы прыгать!

4.Пчелки, шмели и осы - насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками.

5.Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут.

6.Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью малыши узнают много интересного о жизни этих вездесущих муравьев. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?

7.Главный вредитель для дачного огорода - колорадский жук, регулярно «нападающий» на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, трениря при этом пальчики.

8.Другой серьезный враг огорода – медведка. Это крупное насекомое, которое живет в земле и питается клубнями картофеля, моркови и молодыми частями растений. Найти ее можно во время выкапывания картошки. Медведка наверняка произведет сильное впечатление на детей благодаря большому размеру и устрашающему виду. А особый интерес для маленьких исследователей представляют ее лапы. Они хорошо приспособлены для копания земли. Медведка не кусается. Она умеет летать и даже стрекотать, как сверчок.

9.Ночью интересно следить за светлячками. Летит светлячок зигзагами. Обязательно покажите рукой в воздухе, как летит светлячок. В темноте светлячок светится желтоватым светом.

10.Пчелки собирают нектар, из которого делают мед. Нектар пчелка собирает хоботком. У пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь вы увидите и кисточки для сбора цветочной пыльцы, и корзиночки для переноса пыльцы, и щеточки, которыми пчелки чистят глазки от попавшей в них пыльцы. Пчелы, летая, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Поиграйте с ребенком в пчелок: повторять этот звук полезно для развития речи.

11.Летом в деревне или на даче вы наверняка увидите стрекозу. Эти красивые насекомые охотятся в воздухе: в полете они держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В эти «сачки» и попадают их сонные жертвы. Интересно, что всего за час стрекоза может съесть целых 40 комнатных мух. Если вы хотите слепить стрекозу из пластилина, полезно знать, что у тело у нее состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко.

12.Шмель летает очень быстро, со скоростью взрослого велосипедиста (18 км/ч). У него есть мягкая шерсть, которая помогает ему согреваться ранним утром. Шмели живут в своих «шмелиных городках» (примерно по 200 особей). Утром им не дают поспать. В шмелиных гнездах перед рассветом появляется «трубач», который гудит, поднимая соплеменников на работу по сбору пыльцы. Чтобы «развить» тему про шмелей вы можете поставить ребенку аудиозапись «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Так шмели помогут вашему ребенку приобщиться классической музыке.

Фокус-покус: гусеницы превращаются в бабочек!
Кто из нас в детстве не удивлялся превращению противной гусеницы прекрасную бабочку? Это превращение для малыша сродни волшебству. Поэтому даже если родители крохи никогда раньше не видели, как это происходит, самое время сделать это сейчас вместе с малышом. Для начала нужно отловить несколько гусениц. Лучше, если они будут разными.
Во-первых, не из всех гусениц удастся вывести бабочку, а во-вторых, интересно будет сравнить поведение разных насекомых.
Гусениц бабочки капустницы можно отыскать в огороде, на капусте или редьке. Они сине-зеленые, с тремя желтыми продольными полосками и черными крапинками. Но голыми руками их брать нельзя. Едкие выделения этих гусениц раздражают кожу. Ребенок должен знать об этом. Здесь же могут встретиться и матово-зеленые гусеницы бабочки репницы. А если очень повезет, то на моркови, петрушке или укропе можно отыскать гусеницу махаона. Она большая, хорошо заметная, зеленая с черными полосками и красными крапинками на них. Гусеницы крапивницы обитают там, где им и положено быть по названию – на крапиве. Там же или на малине можно встретить и гусениц бабочки павлиний глаз. На плодовых деревьях грызут листья гусеницы различных шелкопрядов или яблонной моли.
Будущих бабочек нужно собрать и посадить в банку или в платиковую бутылку со срезанным верхом. Туда же следует положить растения или веточки, на которых сидели гусеницы, и закрыть сосуд марлей. Зеленый корм нужно менять каждые 2 дня. Теперь можно наблюдать за своими питомцами вместе с малышом: как они жуют листья, как ползают, растут. Через некоторое время гусеницы окуклятся – превратятся в куколки. В этом состоянии их лучше не тревожить. Остается запастись терпением и ждать. До того чудесного момента, когда из неподвижной куколки выберется на свет красавица-бабочка.

Наталия Мракина
Интегрированное занятие «Насекомые» для детей 4–5 лет

Тема : «Насекомые » (средний возраст 4-5 лет)

Цель : Формировать умения детей узнавать и называть насекомых .

Интеграция образовательных областей : коммуникативная, игровая, музыкальная, художественная литература, художественное творчество (рисование, познание.

Ведущая область : Коммуникация

1. Закрепить умение образовывать существительные единственного числа в множественное число.

2. Развить внимание, понимание и правильное использование предлогов в речи : над, на, под, за.

3. Активизировать словарь по теме насекомые .

4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

5. Индивидуальная работа с Владом Ш. - учить четко и ясно проговаривать все звуки в словах.

Методы и приемы : наглядные, словесные, практические.

Форма организации : игра

Оборудование : иллюстрации с изображением насекомых (бабочка, жук майский, муравей, кузнечик, божья корова, оса, пчела, шмель, стрекоза, комар, муха, мяч, листочки бумаги зеленого, коричневого и желтого цвета (большие и маленькие, картинки для раскрашивания, карандаши.

1. Звучит легкая, спокойная музыка, дети стоят полукругом на поляне леса.

Мы пришли на лесную поляну, чтобы встретиться с полезными маленькими обитателями. С кем, мы узнаем, отгадав загадки. Нужно ответить на вопрос : - Почему вы так считаете? (спрашиваю отгадки у 2-3детей ) .

1. Шевелились у цветка 2. Домовитая хозяйка

Все четыре лепестка. Полетела над лужайкой

Я сорвать его хотел – Похлопочет над цветком -

Он вспорхнул и улетел. (бабочка) Он поделится медком (пчела)

3. Летит, пищит, 4. На поляне возле елок

Ножки длинные тащит Дом построен из иголок.

Случай не упустит : За травой не виден он,

Сядет и укусит. (комар) А жильцов в нем миллион. (муравейник)

5. С ветки на тропинку, 6. надевает эта крошка

С травки на былинку Платье красное в горошек.

Прыгает пружинка – И летать умеет ловко,

Зеленая спинка. (кузнечик) Это….(божья коровка)

7. Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке лежу,

Я на ветке сижу,

Букву «Ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу все время летом. (жук)

Как, одним словом можно их всех назвать? (насекомые )

2. Играем в игру «Один – много»

Ход : Воспитатель называет существительное в единственном числе, бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч : муравей – муравьи, бабочка, кузнечик, божья коровка, муха, стрекоза, пчела, оса, шмель, жук, комар.

Молодцы справились с заданием. Тихо проходим за столы на свои места.

3. Игра «Спрячь насекомое »

Все насекомые такие маленькие и их можно не заметить. Почему, насекомые легко прячутся ? (потому что окраска у них такая же, как и места, где они находятся)

Зачем, им такая окраска? (для защиты от врагов)

Ход : Зеленый маленький листок это кузнечик, коричневый муравей, желтый бабочка. Большие листья это цветок желтый, коричневый дерево или ветка, зеленый листья, трава.

Воспитатель дает команду, дети выполняет различные действия с бабочкой, кузнечиком, муравьем (сажают ее на листок, под листок, за листиком, держит над листком) . В это время спрашивает у ребенка, где бабочка, муравей, кузнечик и контролирует правильность его ответов.

Посадите его на листок. Где он сидит? (сидит на листке, спрашиваю 2-3 детей )

Положите под листок, где он прячется? (прячется под листком, спрашиваю 2-3 детей ) и т. д.

Молодцы не ошиблись, правильно называли, где спряталось насекомое .

Физкультурная минутка

Поднимаем плечики

Прыгают кузнечики

Прык скок, прык- скок

Сели, травушку покушали

Тишину послушали

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

4. Игра "Угадай, кто улетел?"

Ход. Воспитатель раскладывает в ряд на доске картинки. Дети их называют. Затем воспитатель предлагает закрыть глаза, а сам в это время убирает одну картинку. Дети открывают глаза и называют, какое насекомое улетело .

Как называется дом у муравья? (муравейник)

А дом у пчелы? (улей)

А где дом у бабочки? (нет домика, она живет на траве, листочках, цветочках)

Какую пользу приносит пчела? Стрекоза? (дает мед, убивает комаров)

Какие насекомые приносят вред человеку? (комар кусает, муха разносит заразу)

Для, кого нужны насекомые ? (для растений, птиц)

5. На столе у вас листочки лежат, вам надо найти насекомых и раскрасить их в тот цвет, какими они бывают.

Итог :

О ком сегодня говорили? насекомых )

В какие игры играли? («Один-много» , «Спрячь насекомое » , «Угадай кто улетел» )

Еще что делали на занятии ? (отгадывали загадки, раскрашивали)

Цели: познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение; упражняться в составлении предложений с предлогами; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме, внимание, память.

Оборудование: предметные картинки

Ход занятия

1. Организационный момент

Назвать времена года, начиная с зимы.

Какое время года я не назвала?

Лето наступает после какого времени года?

Какое время года наступает за летом?

Назовите три месяца лета.

Назовите приметы лета.

2. Тематическая беседа о насекомых

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:

И под тяжелой ношей

Спешит на помощь друг.

В беде не бросят вдруг.

Без работы - хоть убей! -

Жить не может... (Муравей.)

Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.

Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) (Е. Серова)

(Вывешивается картинка.)

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Логопед загадывает загадку: Иглы взял у кузнеца,

Цвет - у огурца,

Крылья - у морошки,

Ножки - у блошки. (Кузнечик.)

(Вывешивается картинка.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

Подбор слов-признаков, слов-действий (муравей, кузнечик, бабочка).

Дидактическая игра «Составь предложение».

Дети, используя схемы, составляют предложения с предлогами.

г) Логопед загадывает загадку: Шесть ног без копыт

Летит - жужжит,

Упадет - землю роет. (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат.

Голова черная, крылья - красные, на крыльях точки - пятнышки. Да жив ли он? Жив! Только прикинулся мертвым: сложил свои ножки, спрятал усики и ждет, чтобы отпустили. Кто это? (Божья коровка.)

Чем отличается божья коровка от майского жука?

3. Физкультминутка

Прилетела к нам вчера Дети «летают»,

Полосатая пчела машут руками,

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали, жужжат,

От усталости упали, падают.

(Н. Нищева)

4. Отгадывание загадок

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит - стрекочет. (Стрекоза.)

Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком - Он поделится медком. (Пчела.)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Летит - кричит,

Сядет - молчит. (Комар.)

(Дети отгадывают загадки. Логопед выставляет картинки.)

Целый день летает, Вам надоедает, Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха.)

Муха - это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

Дидактические игры «Запомни и повтор и», «Что изменилось», «Назови ласково».

5. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Муха разносит... (болезни).

Пчела собирает... (мед).

Комар кусает... (человека).

Бабочка летает... (цветком).

Жук грызет... (кору).

Божья коровка поедает... (тлю).

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха».

6. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уметь называть и различать насекомых, знать внешние признаки, их строение. Уметь составлять описательные рассказы о насекомых. Закрепить словарь по данной теме.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: комар - комарик.

2. Образование сложных слов.

Например: Бабочки разного цвета. Какие бабочки? - Разноцветные.

3. Согласование числительных с существительными.

Дидактическая игра «Сосчитай».