Теория

Конституционный проект Н. Новосильцева

Конституционный проект Н. Новосильцева

2.1 Конституционный проект Н.Н. Новосильцева

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну.

Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева - государственного деятеля, близкого друга Александра I. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

Конституционный проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи». Для понимания причин появления данного документа, а также сути его основных положений большое значение имеет то обстоятельство, что он был тесно связан с польской конституцией 1815г. Сопоставление и анализ этих 2-х документов свидетельствует о совпадении их наиболее важных положений. Это совпадение объясняется, во-первых, тем, что у документов был, по-видимому, один и тот же автор Н.Н.Новосильцев, который в 1818-1819г. не только руководил работой по созданию «Государственной Уставной грамоте Российской империи» , но и возглавлял российскую администрацию в Польше как раз в период учреждения там конституционных органов (1818-1819). Во-вторых, многое прояснялось в речи Александра на торжественном открытии польского сейма 15 марта 1818 г., в которой он заявил о своем намерении в дальнейшем распространить конституционный опыт Польши на всю империю. Все это говорит о том, что у Александра 1 и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра 1 реализованы не были.

2.2 Основные положения Уставной грамоты

Российское государство со всеми владениями, присоединенными к нему, разделяется на наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний. Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени - губернские, 2-й степени - уездные, а 3-й - все прочие. Корона российского императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима: она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей состоят из государя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента сената), земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, утвержденных государем). Суды действуют по законам, не зависимо ни от какой власти.

По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти

Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг.

2.3 «Русская Правда» П.И.Пестеля

Павел Пестель был сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10 – 15 лет. Его конституционный проект «Русская Правда» есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может».

Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».

Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества.

Свой проект Пестель назвал «Русской Правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. «Русская Правда, им написанная, составляла программу, им предлагаемую для политического государственного устройства».

Пестель придавал большое тактическое значение «Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового конституционного проекта.

В «Русской Правде намечалось 10 глав: первая глава – «о земельном пространстве государства»; вторая – «о племенах, Россию населяющих»; третья – «о сословиях, в России обретающихся»; четвертая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая – об устройстве и образовании верховной власти; седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая об «устройстве безопасности» в государстве; девятая – «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая – наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.

Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это два основных вопроса политической идеологии декабристов.

Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права. Отмена крепостного права – первое и главное дело Временного верховного правления.

«Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия».

Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось, причем истреблялся физически весь царствующий дом.

Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским». Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями.

Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными». Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.

Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.

Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права. Какого-либо ценза, имущественного или ценза грамотности, в конституции Пестеля нет.

Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания», т.е. местные органы власти, а именно: 1) в свое наместное волостное собрание, 2) в свое наместное уездное собрание, 3) в свое наместное окружное ил губернское собрание. В эти три органа власти выборы были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний – «выборные посадники». Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчеты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – волостных уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занимались всеми делами местного значения.

Окружные неместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече. Таким образом, выборы в верховный орган власти в республике Пестеля намечались двухстепенные.

Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Каждый год переизбиралась одна пятая часть Народного веча. Председатель выбирался ежегодно вновь из членов, пребывающих в составе Народного веча последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча, т.к. оно «представляет волю в государстве, душу народа».

Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся тот ее член, который заседает последний (пятый) год.

Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Центральным органом блюстительной власти был намечен по конституции Пестеля Верховный собор, который должен был состоять из 120 членов, именуемых «боярами» и избиравшихся пожизненно. Верховный собор назначал главнокомандующего армией во время войны.

Столицей Российской республики по «Русской Правде» должен был стать Нижний Новгород.

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи. Сословный суд отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

Пестель отстаивал самую широкую и неограниченную свободу торговли. Границы республики должны были раздвинуться до своих «естественных пределов».

Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе печать дворянской ограниченности. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но Пестель считал желательной христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.

Что касается польского вопроса, то Пестель признавал за Польшей право отделения от России, но при следующих условиях: В Польше должна произойти революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и сословий, должна быть провозглашена республика на тех же основаниях, что и в России. После этого Польская республика получала право на самостоятельное политическое существование, отделяясь от России, но сохраняла с ней самый «тесный союз» на мирное и военное время.

Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России.

Наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров. Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения...

А Манифест не предлагал никакой формы правления, учреждая Временное правление и перелагая решение вопроса на новый выборный орган – палату представителей народных. Итак, из двух основных конституционных проектов декабристов только Конституция сохраняла монархию, но в существенно изменённом виде – ни о каком самодержавии не шло и речи. Интерес представляет само появление монарха в Конституции – ...

Александр 1 и его реформы: задуманное и осуществленное. Сперанский, Аракчеев, Новосильцев.

Реформы осуществленные Александра I:

1. указ о «вольных хлебопашцах» (20 февраля 1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных);

2. в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;

3. указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из гос бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.

4. в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав. Надзор за печатными изданиями возлагался на цензурные комитеты, находящиеся в ведении Главного управления училищ Министерства народного просвещения. Цензорам вменялось в обязанность в том месте, которое будет ими сочтено «двойным по смыслу», трактовать в пользу сочинителя. Запрещалось писать лишь против Бога, власти и личной чести граждан.

5. в 1816 введены военные поселения. Целью проекта являлось освобождение страны от содержания армии и прикрыть западные границы

Еще в 1803 году Александр заочно поручил Сперанскому подготовить план устройства судебных и правительственных мест в империи, в котором автор высказался в пользу разграничения ветвей власти и создания представительных органов правления. В 1809 году Александр уже лично предложил Сперанскому разработать проект государственных преобразований. Сперанский смог достаточно адекватно представить себе как потребности страны, так и возможности ее реформирования. Не желая забегать вперед, он, будучи противником крепостничества, не включил в проект крестьянскую реформу. При этом существенные изменения касались сословной системы в целом. Главным критерием получения политических прав должно было стать не происхождение или выслуга, а имущественный ценз, по достижении которого политическими правами наделялся любой гражданин. Причем дворяне малоимущие, недвижимостью не обладавшие, лишались политических прав. Таким образом в России открывались перспективы буржуазного развития. Самодержавная монархия фактически превращалась в монархию ограниченную. Предусматривалось создание Государственной Думы – высшей законодательной инстанции. Причем политическая культура прививалась благодаря четырехступенчатой системе с самого низшего волостного уровня, где создавалась волостная дума (затем окружная и губернская). Хотя окончательно законы утверждаться должны были императором, равно как и сам император мог предлагать законы, ни один из них не получал силу без обсуждения в Государственной Думе. Кроме того, Сперанский предполагал отделить исполнительную власть от судебной путем учреждения Сената правительствующего и Сената судебного. Однако данному полезнейшему проекту не суждено было состояться.

были предприняты попытки ограничения свободомыслия в стране, что проявилось в 1817 году в ограничении свободы университетов, установлении жесткой цензуры. Вместе с тем, в 1817 году по предписанию императора А.А.Аракчеев начал разрабатывать проект отмены крепостного права в России , в 1815 году Царству польскому была дарована конституция, в 1818 году Александр предложил Н.Н.Новосильцеву подготовить конституцию для России . Его проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» был закончен к 1820 году. Произошедшее в этом году восстание Семеновского полка, шефом которого являлся сам царь, заставило императора отложить дальнейшие реформы. В 1822 году последовал запрет тайных обществ в России. Но, несмотря на все эти ограничения, открытой реакции в стране не было. Даже декабристские тайные организации, о деятельности которых знал Александр, продолжали функционировать.

Причины провала либеральных преобразований

Главная причина неудач заключается в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований.

Декабристы: основные программные документы и причины провала восстания. Конец эпохи дворцовых переворотов или рождение революционного либерализма?

Основные программные документы и причины провала восстания

В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

Далее был создан Союз Благоденствия(1818-1821), о существовании которого было известно даже императору. Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества.

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 вИспании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).

1 августа 1822последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

В 1821 году будущие декабристы эволюционировали в два тайных общества, в которых относительно четко были сформулированы цели, задачи и методы деятельности – Северное и Южное. Несмотря на намерения совершить политический переворот, они были категорическими противниками революции. Рассчитывая на собственные силы, декабристы в этом отношении продолжали традиции эпохи дворцовых переворотов. Тем не менее, принятые программные документы («Русская правда» П.Пестеля – Южное общество и «Конституция» Н.Муравьева – Северное общество) заметно выделяли их на фоне авантюрных предприятий дворянских группировок предыдущего столетия. Проект Северного общества предполагал установление в России конституционной монархии, в то время как в «Русской правде» речь шла о республике, Муравьев выступал за федеративное устройство, Пестель – за унитарное государство. Расхождения были достаточно существенными, однако неприятие самодержавной монархии, крепостного права и сословной системы объединяли декабристов.

«Русская Правда» провозглашала республику. Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским». Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.

Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания»

Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Державная дума состояла из пяти членов, избранных народным вечем на пять лет. Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся тот ее член, который заседает последний (пятый) год.

Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи. Сословный суд отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

«Конституция» Н.Муравьева
Женщины по конституции Муравьева были лишены избирательного права. Кроме того, автор был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства.

Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Сверх этого конституция Муравьева вводила ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.

Крестьянин-общинник не считался «владельцем» - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно.

Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным. Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе следующее: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено.

Удельные земли, т.е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными.

Конституция Никиты Муравьева была конституционно-монархической. Но, в крайнем случае, автор предполагал введение республики.
Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он являлся представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье (8 млн. рублей в год) и, если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат (никаких дополнительных средств ему для этого не давалось). Но конституция трактовала всю придворную челядь, всех камергеров и т.д. как личных прислужников царя.

Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Он не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия должна быть федеративным государством, Муравьев был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Было пятнадцать держав (и областей).

Верховным органом законодательной власти по конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата – Верховная дума, нижняя – Палата народных представителей. В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат – палаты выборных и Державной думы.

Причины провала восстания

Неорганизованность, разобщенность, неподготовленность и главное - они не заручились поддержкой населения:
Главной причиной неудачи восстания декабристов было то, что руководители восстания действовали нерешительно, потеряли время, а также упустили инициативу. Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.

Пресловутый "народ", от которого декабристы были "страшно далеки", в силу своей неграмотности и отсталости не мог в течение всего 19 века стать субъектом российской истории, поскольку существовал в условиях традиционной общины. Община же жила по феодальным обычаям и ни в какой конституции не нуждалась.

Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов своей революционной направленностью. Именно в декабристах видел истоки русского революционизма В.И. Ленин, им отводилась роль людей, разбудивших Герцена, который, в свою очередь, развернул революционную агитацию.

Польская конституция 1815 года - конституция Царства Польского, обнародована 20 июня 1815 года. Действовала конституция до восстания 1830 года. В 1832 году император Николай I отменил конституцию Царства Польского. Отданное Александру I Венским конгрессом Царство Польское получило от своего нового Короля Конституцию. Эта конституция превращала только что созданное государство в наследственную монархию, «навсегда соединенную с Российской империей». Король назначал наместника, каковым мог быть лишь поляк; исключение делалось для наместника из членов Императорского Дома. Королю всецело отдавалась исполнительная власть. Все его преемники должны были короноваться в Варшаве и давать присягу в сохранении конституции. Все королевские распоряжения и постановления должны были скрепляться подписью министра, который и будет нести ответственность за все, что могло бы в этих распоряжениях и постановлениях заключаться противного конституции и законам.

Конституция учреждала, кроме того, государственный совет, без которого наместник не мог предпринимать ничего важного. Министерств («комиссий») учреждалось пять: министерство культов и народного просвещения, министерство юстиции, министерство внутренних дел и полиции, министерство военное, министерство государственных доходов и имуществ.Власть законодательная должна была заключаться в особе короля и в двух палатах. Сейм созывался каждые два года на тридцать дней, причем королю представлялось право роспуска сейма, отсрочки сеймовых заседаний и созыва чрезвычайного сейма. Члены сейма в период сессии пользовались неприкосновенностью. Законодательная инициатива признавалась только за королем, но послам и депутатам позволялось представлять королю через государственный совет разного рода желания, касающиеся блага их сограждан.Бюджет утверждался сеймом не более как на четыре года.Заседания обеих палат должны были быть публичными и только по желанию десятой части присутствующих членов палаты могли превращаться в секретные комитеты. Окончательная санкция законов принадлежала королю. Сенаторы (члены императорского дома, епископы, воеводы и каштеляны) назначались королем на всю жизнь и притом (кроме сенаторов первых двух категорий) из двух кандидатов, представленных самим сенатом.Отправление правосудия конституция объявляла независимым: судья должен был выражать свое мнение совершенно свободно от каких бы то ни было влияний со стороны «наивысшей или министерской власти». Судьи, как назначенные королем, так и выборные, объявлялись несменяемыми, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления. Государственные преступления и преступления высших государственных сановников подлежали сеймовому суду из всех членов сената. Наказание конфискацией имуществ отменялось и не могло быть ни в каком случае восстановлено.



Конституционный проект
Н.Н. Новосильцева

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг.

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну.

Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева - государственного деятеля, близкого друга Александра I. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

Конституционный проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи». Для понимания причин появления данного документа, а также сути его основных положений большое значение имеет то обстоятельство, что он был тесно связан с польской конституцией 1815г. Сопоставление и анализ этих 2-х документов свидетельствует о совпадении их наиболее важных положений. Это совпадение объясняется, во-первых, тем, что у документов был, по-видимому, один и тот же автор Н.Н.Новосильцев, который в 1818-1819г. не только руководил работой по созданию «Государственной Уставной грамоте Российской империи» , но и возглавлял российскую администрацию в Польше как раз в период учреждения там конституционных органов (1818-1819). Во-вторых, многое прояснялось в речи Александра на торжественном открытии польского сейма 15 марта 1818 г., в которой он заявил о своем намерении в дальнейшем распространить конституционный опыт Польши на всю империю. Все это говорит о том, что у Александра 1 и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра 1 реализованы не были.

Основные положения Уставной грамоты

Российское государство со всеми владениями, присоединенными к нему, разделяется на наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний. Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени - губернские, 2-й степени - уездные, а 3-й - все прочие. Корона российского императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима: она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет, под председательством государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей состоят из государя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента сената), земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, утвержденных государем). Суды действуют по законам, не зависимо ни от какой власти.

По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной власти

Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после подавления польского восстания 1830-1831 гг. http://duma.tomsk.ru/page/8340/#7 - Предыстория Российского парламентаризма

Период царствования императора Александра I связан с именами трех государственных деятелей: Н.Н. Новосильцева, М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева. Именно на их долю выпала разработка новых законопроектов и преобразований. Деятельность каждого из них соотносится с определенным этапом формирования личности государя и его представлениях о необходимости тех или иных реформ. Н.Н. Новосильцев был членом «Негласного комитета», созданного императором в первые годы своего правления и известного либеральными устремлениями. Однако, просуществовал он недолго. Только в 1819 году Александр вновь обращается к своему товарищу молодости с предложением разработать проект конституции, что и было сделано к 1820 году. Документ получил название «Уставной грамоты Российской империи».

Деятельность М.М. Сперанского относится к 1807 – 1811 годам, когда император уже отошел от либеральных настроений юношества, но все еще хотел провести реформы в стране. Именно Сперанскому было поручено разработать основной план государственного преобразования Российской империи. Проект предполагал введение принципа разделения властей и созыва выборного органа управления, но при сохранении незыблемости императорской власти.

С деятельностью Аракчеева связан уже реакционный период правления, когда идет постепенный отказ от реформ. Граф сосредоточил в своих руках все нити государственной власти. К императору с докладом невозможно было попасть, не имея на то разрешения временщика. С именем Аракчеева связана одна из самых реакционнейших мер последнего периода правления императора – военная реформа, создания военных поселений. Это преобразование, дающее на бумаге свободу крестьянам, на деле еще больше их закрепостило, привязало к земле, и заставило нести службу не только государственную, но и пожизненную армейскую.

БИОГРАФИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А. Аракчеев

Сын небогатого и незнатного помещика. окончил Шляхетских артиллерийский и инженерный корпус.

Служил Павлу I в Гатчине стал графом.

Военный министр, начальник военных поселений, факти­ческий руководитель Государственного Совета на «реакци­онном» этапе правления Александра I

М.М. Сперанский

Сын сельского священника. Окончил духовную академию и начал свою карьеру в чине титулярного советника к канцелярии генерал-прокурора Сената. в 1807 г. стал личным секрета­рем государя.

Его Наполеон Бонапарт
в шутку предложил Александру I обменять на «какое-нибудь
европейское королевство»., считая единственной «умной головой в России»

Предложил создать Государственную думу, осуществить принцип разделения властей.

Был назначен на должность государственного секретаря – председателя канцелярии Совета.

Н.Н. Новосильцев

В 1818 году Александр 1 поручил ему подготовить проект российской конституции(после Сперанского).документ «Государственная уставная грамота Российской империи»(установление в России конституционной монархии; главным источником власти в стране являлся суверенитет монарха)

Согласно проекту Российской государственной уставной грамоты (конституции):

парламенту передавались законосовещательные функции(государственный сейм)