Теория

История петра и февронии кратко. История вечной любви петра и февронии муромских

История петра и февронии кратко. История вечной любви петра и февронии муромских

День семьи, любви и верности - праздник довольно молодой, но уже полюбившийся многим россиянам. Впервые его отметили 8 июля 2008 года, и некоторые тут же окрестили этот праздник нашим, православным ответом западному .

Дата была выбрана не случайно: 8 июля Русская православная церковь чтит память святых князя Петра и его жены Февронии. Согласно преданию, они являлись образцом супружеской верности, в их браке царили согласие и благочестие.

Широкую известность история муромского князя Петра и дочери древолаза - Февронии - приобрела благодаря написанной в XVI столетии «Повести о Петре и Февронии Муромских». Как полагают исследователи, повесть объединяет в себе два народно-поэтических сюжета: волшебную сказку об огненном змее и сказку о мудрой деве.

Повествование начинается с того, что к супруге Павла, брата Петра, начинает наведываться дьявол в образе змея. Он принимает облик мужа княжны и пытается соблазнить ее. Княжна рассказывает обо всем супругу, и они решают обманом выведать у искусителя, знает ли тот, какая его настигнет смерть. Змей, поддавшись на льстивые речи княжны, раскрывает тайну: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Узнав об этом, Петр решает помочь брату, добывает заветный меч и убивает змея. Однако кровь дьявола оказывается ядовитой, и Петр, обрызганный ею, покрывается страшными струпьями и язвами.

После долгих поисков лекаря до Петра доходят слухи о чудесной девушке по имени Феврония, которая обладает даром исцеления. Мудрая Феврония соглашается вылечить княжеского брата, но при одном условии: тот должен на ней жениться. Петра эта просьба поразила, ведь он из знатного рода и не пристало ему жениться на дочери древолаза. Несмотря на это, он пообещал Февронии сделать ее своей женой, если та его вылечит. Девушка исполнила волю князя, и он стал здоров, только Петр свое слово не сдержал и, поправившись, тут же отправился назад, в Муром.

Но по просьбе проницательной Февронии ничего не подозревавший князь оставил на теле один струп, и, как только двинулся он в обратный путь, от этого струпа пошли новые по всему его телу. Тогда Петр понял, что никуда ему не деться от судьбы своей, и взял Февронию в жены.

Бояре не приняли новую княжну, поскольку та была простолюдинкой, и поначалу прогнали чету из Мурома. Однако после изгнания князя в Муроме начались распри, и вельможи вновь обратились к Петру с просьбой властвовать над ними. Так князь и его благочестивая супруга возвратились в родную вотчину и стали править, а достигнув преклонных лет, приняли обет монашества. Кроме того, как гласит предание, супругов похоронили в разных могилах, но тела их после погребения чудом оказались в одном гробу - так монахи поняли, что на то есть благословение Божие.

Интересно, что жанр повести о Петре и Февронии не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Тем не менее большинство историков сходятся в том, что эти люди существовали в реальной жизни. О том, кто же такие Петр и Феврония, что может помешать обвенчаться в День семьи, любви и верности и почему церковь подарила этим святым еще один день празднования их памяти, читайте в интервью с историком и писателем Дмитрием Володихиным.

«Змей - это не оживший динозавр, а чудовище духовное»

Дмитрий Михайлович, вы являетесь одним из авторов книги «Петр и Феврония: Совершенные супруги». Расскажите, у этих персонажей все-таки были реальные прототипы? И если да, то почему мы ничего не знаем о муромском князе по имени Петр?

Конечно, Петр и Феврония существовали на исторической Руси - это действительные люди, а не литературные персонажи. Другое дело, что определить, кому из известных по летописям и другим источникам муромских князей соответствует святой Петр, известный нам по его житийной повести, - затруднительно. Один из вариантов вы назвали - Давид Юрьевич. Есть и другие варианты: один из князей XII века, один из князей XIV века, с которым связан родством род дворян Овцыных. Мы не можем до конца верно определить, кто из этих князей был святым Петром. Его правление могло приходиться на очень широкий период с XII по XIV век. Но тем не менее сомнений в историчности святого Петра никто не высказывал.

- «Повесть о Петре и Февронии Муромских», насколько мне известно, была написана лишь в XVI веке. Кто был ее автором? И правда ли, что написана она была по заказу Московского митрополита Макария?

- «Повесть о Петре и Февронии» действительно написана в XVI веке, в эпоху , - скорее всего, иноком Ермолаем-Еразмом. Высказывались некоторые другие версии, но эта наиболее распространенная. Однако в Четьи минеи митрополита Макария (Великие минеи четьи - сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы. - Прим. ред. ) этот текст не вошел. «Повесть о Петре и Февронии» - это самостоятельный текст; он есть плод творчества высокоинтеллектуального монашествующего книжника и наполнен христианской символикой. Поэтому для тех, кто погружен в средневековую православную культуру, этот текст представляет собой набор шифров и символов, за которыми открывается христианское содержание, а не просто заключение.

Да, ведь в основе повести лежит сюжет борьбы с дьяволом, который в данном случае явился к жене Павла, брата Петра, в облике змея. Это ведь классический сюжет не только для христианской литературы?

Сюжет о змееборчестве действительно распространенный. Собственно, борьба идет и с дьяволом, и с собственными грехами. Человека одолевают соблазны, и он может с ними справиться, обратившись к Богу, или не справиться, и тогда происходит его грехопадение. Змей и есть такой символ в «Повести о Петре и Февронии». Для книжника-интеллектуала XVI века это, конечно же, был не какой-нибудь оживший динозавр, а чудовище духовное, или, как тогда говорили, словесное. Это то, чем человек побеждается, если он не крепок в своей вере и особенно если он не крещен.

«Исцеление Петра не магия, а твердость в христианстве»

Святых Петра и Февронию все знают как покровителей семьи и брака, и, согласно народному поверью, в день их памяти заключаются счастливые браки. Но вот что я вычитала: оказывается, 8 июля приходится на Петров пост, когда таинство брака в православной церкви не совершается. Правда ли, что из-за этого церковь установила второе празднование?

У святых Петра и Февронии Муромских действительно два празднования. Один из дней поминовения - летний, он отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю), другой - осенний, празднуется в воскресенье перед 19 сентября (6 сентября по старому стилю). Второй праздник был установлен в честь перенесения мощей святых, которое произошло в 1992 году. Тогда мощи святых князей были перенесены из музея, где они выставлялись при советской власти, в соборный храм Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Там они находятся и поныне.

- В 2008 году в России был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности. Он как раз приурочен ко дню памяти святых Петра и Февронии. Но, как ни странно, даже в православной среде нашлись противники этого праздника. Они мотивировали это тем, что Феврония, согласно преданию, женила на себе Петра чуть ли не силой. Кроме того, многие утверждают, что у пары не было детей, а, дескать, какая без детей православная семья! Расскажите, как вы относитесь к этим замечаниям и празднику, который мы отмечаем 8 июля?

Во-первых, конечно же, в «Повести о Петре и Февронии» нигде не сказано, что у них нет детей. Нигде, ни в каком месте это не говорится! То, что они перед смертью приняли монашеский постриг, отнюдь не значит, что они до пострига вели иноческую жизнь. У исторических персонажей, которые могли быть святым Петром Муромским, в двух из трех предполагаемых случаев дети были - это точно установлено. Поэтому я, безусловно, к этому празднику отношусь положительно. Праздник очень хороший, полезный; о таких вещах, как благо брака, о любви и верности следует упоминать по многу раз. От того, что мы лишний раз об этом помянем, ценность не потускнеет, а только воссияет с новой силой. Так что огромный плюс этому празднику! А что касается того, что святая Феврония женила на себе святого Петра, то тут вот в чем дело. Ведь Петр, обещав на ней жениться, отказался от этого и уехал. А в христианстве человек должен быть прямо последовательным: да - да, нет - нет, остальное от лукавого. Дело в том, что святая Феврония несет на себе несколько символических функций: она и премудрость Божия, и премудрая дева. Ее соединение с мужем власти, государственным человеком, есть то, что по Божьему промыслу необходимо. И со стороны Петра было неправильным избегать этого.

В повести говорится, что Феврония имела «дар прозорливости и исцелений». Не о колдовстве ли идет речь? Что подразумевал автор?

Нет, исцеление Петра - это не магия, а просто-напросто твердость в христианстве. Все, что происходит через святую Февронию, - это действие благодати Святого Духа на земле. Конечно же, это не магия и не колдовство, это - сила Господня.

В заключение отметим, что в 2018 году в Музее военной истории Российского военно-исторического общества пройдут тематические мероприятия, приуроченные ко дню памяти святых Петра и Февронии. Гостей Музея Московских стрельцов «Стрелецкие палаты» ждут бесплатные экскурсии по экспозиции «Служилые люди государства Московского» с осмотром выставки «Расшиты шелком, жемчугом и златом». На экскурсии можно увидеть реконструкции костюмов современниц Московской Руси (XVII век) и вдохновиться неповторимой красотой старинного русского женского костюма, сшитого вручную с соблюдением старинных приемов из русских и заморских тканей мастерами студии традиционного костюма «Русские начала».

В Музее военной формы одежды также пройдут бесплатные экскурсии по экспозициям «Спасенные реликвии» и «Спасенные реликвии. Два века славы», в ходе которых посетителям расскажут об , в которой располагается музей, и о любви знаменитого поэта Афанасия Фета и Марии Боткиной.

Мероприятия пройдут и в Смоленске: в проведут бесплатные экскурсии по экспозиции и расскажут о различиях в семейных отношениях в Смоленске как в период власти Московского государства, так и в период владычества Речи Посполитой.

Пары, прожившие в браке более 20 лет, во всех Музеях РВИО ждут памятные сувениры и приятные бонусы (при наличии подтверждающего документа).

В православной семейной традиции принято почитать святых Муромских князей Петра и Февронию, житие которых будет представлено ниже. Вы узнаете, почему они так любимы христианами, за что их почитают даже монахи. Кроме того, мы поделимся с вами, как и где лучше всего просить святых об устроении личной жизни, о создании семьи и благополучии супругов.

Кто они?

Житие Петра и Февронии Муромских повествует о том, что эти люди не просто правили городом Муромом, но и делали добрые дела. Только представьте себе государей, которые желали бы всем добра, мира и любви. Они всегда слышали чужую беду, старались помочь каждому. Петр и Феврония, как повествует житие, стали достойными восприемниками князей Константина и Елены, Владимира и Ольги. К слову сказать, они также причислены к лику святых.

Возможно, именно поэтому даже до настоящего времени город Муром находится в благодатной атмосфере. Каждый паломник, приехавший сюда хотя бы однажды, навсегда запомнит то чувство умиротворения, радости, которое благоухает в окрестностях старого города. Особенно там, где располагаются древние монастыри: Свято-Троицкий, Благовещенский и Спасо-Преображенский.

Ниже будет представлено краткое содержание жития Петра и Февронии Муромских. А позднее подробнее изучим повесть, которая познакомит вас поближе с этими святыми. Итак, содержание следующее:

  1. Князь Павел (брат князя Петра) и его супруга, пострадавшая от дьявола.
  2. Агриков меч и уничтожение дьявола.
  3. Начало болезни князя Петра проказой.
  4. Поиск врача в рязанских деревнях.
  5. Знакомство с Февронией. Мудрые слова деревенской простой девушки.
  6. Отказ князя Петра жениться на простушке и возвращение болезни.
  7. Покорение воле Божией. Свадьба Петра и Февронии.
  8. Совместное правление.
  9. Изгнание князей из Мурома боярами.
  10. Возвращение их теми же боярами в город.
  11. Старость. Подготовка к монашеской жизни.
  12. Честное погребение и чудесное соединение святых в общем гробе.

Примерно такое содержание можно встретить в различных источниках. Кроме того, оно вам поможет, если нужно написать сочинение или изложение на столь полезную и благодатную тему.

Краткая история

Стоит отметить, что повесть об этих святых написал в свое время подвижник Ермолай-Еразм. Согласно описанным им событиям позднее появилось житие, то есть, говоря современным мирским языком, биография. Теперь приступим к изучению краткого жития Петра и Февронии Муромских.

У князя Петра был брат - князь Павел. Однажды к супруге последнего стал наведываться лукавый змий. Дело в том, что сей враг обретал обличье самого Павла, чтобы женщина не догадалась. Но мудрая жена всё поняла, она обратилась к своему мужу за помощью. Долгое время князь не мог понять, как изгнать дьявола. Однажды ему было чудесное видение, подсказавшее, что смерть змия будет от Петрова плеча и агрикова меча.

Никто сначала не мог понять, о каком мече идет речь. Князь Петр однажды зашел в храм помолиться. Друг он увидел тот самый агриков меч. Взяв его, он вернулся домой, дождался появления змия в обличье его брата и убил его. При смерти чудовище брызнуло на Петра ядовитой кровью. С той поры князь Петр был болен проказой. К сожалению, никто помочь ему не мог.

Отправившись на поиски врача, он попал в деревню Ласково под Рязанью. Нашел дом древолаза. Говорили, что его дочь исцеляет больных. Вместо себя князь Петр отправил слугу. Девушка была дома. Завязался очень странный разговор, но мудрая девица Феврония объяснила, что делать Петру. Князь и его слуга выполнили все рекомендации девушки, после чего последовало исцеление. Но никто не догадывался, что Феврония - святая угодница Божия, она провидела волю Господню и велела князю примерно так: женись на мне, тогда исцелишься. Князь пообещал. И правда, наступило выздоровление. Но Петр решил не жениться на Февронии. Болезнь вернулась.

Далее житие Петра и Февронии повествует о том, что свадьба состоялась. Молодые супруги стали править Муромом. Но боярам и их женам очень не нравилось, что выше них - простая деревенская девушка. Они попросили князя Петра, чтобы тот оставил свою супругу ради них. Но Петр этого не сделал. Бояре изгнали своих князей. Святые Петр и Феврония остановились у реки. Князь Петр впал в отчаяние, но Феврония поддержала его. Вместе они смогли пережить эту беду.

Однажды за ними прибыли бояре, прося прощения за свои поступки. В городе был хаос и массовые убийства, достойного правителя так и не нашлось. Тогда все поняли, что править Муромом могут только Петр и Феврония.

В старости святые князья твердо решили послужить Богу в монастыре, поэтому приняли постриг с именами Давид и Евфросиния. Когда князь Петр почувствовал приближение смерти, он отправил письмо своей супруге в женский монастырь. Феврония в этот момент вышивала воздух. Закончив работу, она оповестила своего мужа. Затем они одновременно почили.

Еще перед смертью князь Петр смастерил один широкий гроб для двоих с перегородкой посередине. Но горожане и насельники монастырей переложили их в разные гробы. Чудесным образом почившие супруги снова оказались вместе. Таким образом, все поняли: свершилось чудо, объясняющее, что любящие супруги должны быть вместе не только на земле, но и в загробной жизни.

Смысл повествования

Вот такое интересное житие Петра и Февронии. Но здесь важно уловить суть и понять, что это не сказка, а реальность, которая имела место около восьми веков назад.

Какой смысл кроется в повествовании? Обратите внимание на ключевые моменты: благочестивое и верное супружество. Вспомните, как бояре поставили князю ультиматум: или мы, или уходи вместе с ней! И Петр, как верный и любящий супруг, выбрал изгнание. Для него важно быть вместе с той, кого ему послал Господь в жены. Это, пожалуй, для нас самый важный урок - верность! А верность будет от любви к самому близкому человеку.

Кто им молится

В наше время можно часто слышать о том, что о семейном благополучии обязательно молятся Петру и Февронии. Но разве только супругам дозволено просить о помощи у святых? Конечно же, нет. Одинокие люди, желающие найти свое счастье, также просят искренне о второй половине в молитвах к святым.

Нередко родители, близкие родственники супружеских пар, одиноких, тоже обращаются к ним, чтобы те испросили у Бога для них счастья. К слову сказать, многие из тех, кто почитает эту супружескую чету, знают житие святых Петра и Февронии Муромских, стараются подражать им.

Где молиться

Можно совершать молитву и дома, но лучше пойти в храм, где проводят службы. В современной православной России принято в некоторых церквях регулярно совершать молебен святым Петру и Февронии. Житие является прекрасным помощником в подготовке. Кроме того, читается также акафист. В тексте данного вида моления можно встретить уже знакомые сюжеты из повести Ермолая-Еразма.

По окончании чтения акафиста совершается сама молитва к святым супругам. Каждый, кто пришел на службу в храм, искренне надеется на получение просимого, на поддержку со стороны святых.

Кого слышат святые

Вспомните из краткого цитирования жития Петра и Февронии Муромских сюжет о том, что при жизни супруги всегда слушали людские мольбы о помощи, и они всегда утешали обделенных, обиженных, нищих, давали просимое во благо. Перейдя в Царство Божие, они не перестали помогать людям. С Небес они слышат все наши мольбы, ходатайствуют за нас перед Господом.

Но наибольшую поддержку получают супруги, обвенчавшиеся в Православной Церкви. Они становятся покровителями и защитниками семьи.

Кому читать житие

Повествование о муромских князьях будет интересно послушать не только взрослым, желающим обрести семью, но даже детям. Уже с юных лет желательно рассказывать о том, какой должна быть семья, чтобы в будущем они несли достойно свой крест, были верными и умели любить.

Житие Петра и Февронии - это настольная книга каждой семьи. Его можно перечитывать снова и снова, чтобы освежить все в памяти, заметить что-то новое для себя. Пусть для каждого из вас эти угодники Божии станут верными друзьями!

Вы ознакомились с кратким содержанием жития Петра и Февронии. Желаем вам обретения семейного благополучия, терпения и взаимной любви с близкими, супругами!

А сейчас речь пойдет про Петра и Февронию, Муромских чудотворцев, которые своей историей вечной любви стали символом супружеской жизни. Они смогли воплотить в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, смирения, любви и верности.

Муром уже несколько столетий хранит сказание о жизни и смерти чудотворцев Петра и Февронии. Они провели на Муромской земле всю свою жизнь. И там же хранятся сейчас их мощи.

История их необычной жизни, с течением времени, была приукрашена сказочными событиями, а имена стали символом супружеской преданности и подлинной любви.

Сказание о Петре и Февронии, было увековечено в шестнадцатом веке, иноком Еразмом, известном в мирской жизни под именем Ермолая Прегрешного. Он создал прекрасную повесть, посвященную настоящей вечной любви, прощению, мудрости и истинной вере в Бога.

После того, как церковь приняла решение о канонизации князей, митрополит Макарий распорядился увековечить их имена на бумаге. В результате чего была написана «Повесть о Петре и Февронии ».

Это произошло в 1547 году, когда на церковном соборе были канонизированы святые муромские супруги.

История князя Петра

Петр был меньшим братом благоверного Павла, который княжил в то время в Муроме. Как-то раз в их семье приключилась беда: блудный змей, обернувшись Павлом, повадился ходить к супруге князя. И наваждение это длилось долго.

Бедная женщина не смогла противостоять силе демона и уступила ему. После чего рассказала князю о свиданиях со змеем. Павел приказал жене узнать у дьявольского посланника секрет его смерти. Оказалось, что демон погибнет от плеча Петра и Агрикова меча.

Павел поделился с братом тайной змея, после чего Петр задумался, как ему погубить супостата. И лишь одно останавливало его: не знал он, о каком мече идет речь.

Петр всегда любил ходить в одиночестве по церквям. И вот однажды, решил он сходить в церковь, находившуюся за городом, в женском монастыре. Во время молитвы, явился к нему отрок и предложил показать Агриков меч. Князь же, желая убить змея, ответил, что хочет знать, где хранится меч и последовал вслед за ним. Отрок подвел князя к алтарю и указал на трещину в стене, где и лежало оружие.

Обрадованный Петр забрал меч, а после отправился к брату, чтобы рассказать ему о чуде, которое с ним произошло. С того самого дня ждал он подходящего момента, чтобы рассчитаться со змеем.

Вот однажды, зашел Петр в опочивальню к супруге Павла и застал там змея, принявшего обличие его брата. Удостоверившись в том, что это не Павел, Петр вонзил в него меч. Змей умер, приняв свой истинный образ, но его кровь попала на тело и одежду Петра. С тех самых пор, начал князь болеть, а тело его покрылось ранами и язвами. Он пытался исцелиться у разных врачей на своей земле, но никому из них, не под силу оказалось избавить князя от болезни.

Жизнь святой Февронии

Петр смирился со своей болезнью, отдавши свою судьбу в руки Всевышнего. Господь же, любя раба своего, направил его в земли Рязани.

Однажды, отрок князя оказался в селе Ласково. Подошел он к одному из домов, но никто не вышел его встречать. Он прошел в дом, но опять не увидел хозяев. Пройдя дальше, в горницу, отрок был поражен необычным зрелищем: девушка работала над полотном, а перед нею прыгал заяц.

Увидев вошедшего юношу, она посетовала, что плохо, если в доме нет ушей, а в горнице очей. Отрок, не понял, загадочных речей девушки, и спросил ее о хозяине дома. Ее ответ поразил его еще больше, она сказала, что мать и отец ушли, чтобы поплакать взаймы, а брат отправился в глаза смерти смотреть. Молодой человек опять не понял слов девушки и сказал ей об этом, попросив разъяснить загадочные речи.

Удивившись тому, что он не может понять столь простых слов, девушка объяснила ему, что будь у нее пес, он бы услышал, что кто-то идет и предупредил об этом, ведь собака - это уши дома. Очами же, она назвала ребенка, который мог бы увидеть гостя и также предупредить девушку. Отец же с матерью, как оказалось, ушли на похороны оплакивать покойника, чтобы, когда они умрут, пришли оплакивать их. Вот и есть плачь взаймы. А брат, будучи древолазом, пошел собирать мед. Ему придется лазить по высоким деревьям и смотреть себе под ноги, чтобы не упасть. Вот и получается, что он смерти в лицо глядит.

Подивился отрок мудрости девушки и спросил, как ее зовут. «Февронья», - ответила девушка.

Юноша рассказал ей о беде, постигшей князя Петра, сказав, что направил его Господь в эти земли искать исцеления. Вот он и приехал по приказу князя узнать о врачах здешних, чтобы найти того, кто князя вылечить возьмется.

Выслушав отрока, девушка велела привезти князя к ней, предупредив, что излечиться он сможет, только если верен своим словам и добр сердцем.

Знакомство святых

Петр уже не мог сам ходить. Потому, когда привезли его к дому, он попросил слугу узнать, кто возьмется за лечение. Того кто его излечит, пообещал он наградить щедро.

Феврония сказала, что она сама хочет его лечить, и награда ей не нужна. Но если хочет он исцелиться, то должен жениться на ней, а иначе не станет она ему помогать. Князь решил обмануть Февронию, пообещав жениться, а после излечения отказаться от своего обещания.

Девушка взяла закваску из хлеба, дунула на нее и отдала князю, велев сходить в баню, а после смазать этой смесью все язвы, а одну оставить.

Князь же решил проверить мудрость девушки. Он передал ей маленькую связку льна, велев за то время, пока он будет в бане, соткать ему платок и сорочку. Слуга передал девушке этот пучок вместе с княжеским приказом.

Феврония же попросила слугу принести небольшое полено, после чего отрубила от него щепку и передала князю. Вместе со щепкой, она дала Петру наказ, сделать из этой деревяшки станок и все оснащение, для того, чтобы она смогла соткать для него одежду на этом станке. И сделать его нужно за то время, что она лен будет драть.

Слуга отдал князю щепку от поленца, передав ответ девушки. Петр же отправил слугу обратно к девушке, сказав, что невозможно сделать из куска щепки станок. Выслушав ответ князя, Феврония ответила: «А как можно из маленького количества льна за такое короткое время, сделать одежду для мужчины?»

Слуга передал ответ девушки князю, Петр же удивился ее мудрости.

Чудесное исцеление Петра

Князь исполнил все так, как наказывала ему девушка: сначала помылся, потом смазал все струпья кроме одного закваской из хлеба. Выйдя из бани, он больше не ощущал боли, и кожа его была свободна от струпьев.

Мудрая же Феврония, следовавшая опыту своих предков, не случайно назначила ему такое лечение. Спаситель так же, излечивая больных, врачуя телесные раны, лечил при этом душу. Так и девушка, зная, что болезни даются Всевышним как наказание за какие-то грехи, назначила лечение для тела, исцеляя в действительности, душу князя. А так как Феврония предвидела, что Петр обманет ее, движимый своей гордыней, она и велела ему оставить одну язву.

Князь был поражен столь быстрым исцелением и в благодарность отправил девушке богатые дары. Взять же простолюдинку в жены Петр отказался, так как ему мешала гордость и княжеское происхождение. Феврония же ничего не взяла из даров.

Петр возвращался в Муром выздоровевшим, и только один струп оставался на его теле, напоминая о недавней болезни. Но стоило ему вернуться в свою вотчину, как болезнь вновь настигла его: от оставшегося на теле струпа, пошли новые язвы. И через некоторое время, князь вновь покрылся язвами и струпьями.

Повторное исцеление и свадьба

И снова пришлось Петру возвратиться к девушке для исцеления. Подойдя к ее дому, он послал к ней слугу со словами прощения и мольбой об исцелении. Феврония же без злобы и обиды, просто ответила, что князь может исцелиться, только если станет для нее мужем. Петр же решил взять ее в жены и пообещал на сей раз это искренне.

Тогда Феврония, как и в первый раз, назначила князю точно такое же лечение. Теперь, излечившись, князь незамедлительно женился на девушке, сделав Февронию княгиней.

Вернувшись в Муром, зажили они счастливо и честно, во всем следуя слову Божьему.

После того как умер Павел, Петр занял его место, возглавив Муром. Все бояре любили и уважали Петра, надменные же жены их не приняли Февронию. Они не хотели, чтобы ими правила обычная крестьянка, а потому уговаривали своих мужей на нечестные поступки.

По наветам своих жен, бояре клеветали на Февронию, пытаясь опорочить ее, и даже подняли бунт, предложив девушке уйти из города, забрав все, что ей хочется. Но Феврония желала забрать только своего возлюбленного, что очень порадовало бояр, так как каждый из них метил на место Петра.

Супружеская верность

Святой Петр не стал нарушать Божьей заповеди и расставаться с супругой. Тогда он принял решение оставить княжество и все имеющиеся сокровища и отправиться вместе с ней в добровольное изгнание.

Петр и Феврония отправились по реке на двух кораблях.

Один молодой человек, находившийся вместе со своей женой в одном судне с княгиней, залюбовался Февронией. Девушка сразу поняла, о чем он мечтает и попросила налить в ковш и выпить воды сначала с одной, потом с другой стороны корабля.

Мужчина выполнил ее просьбу, а Феврония спросила, отличается ли вода из двух ковшей. Мужчина ответил, что одна вода ничем не отличается от другой. На что Феврония промолвила, что и женское естество также не отличается и покорила его за то, что он мечтает о ней, позабыв свою собственную супругу. Обличенный мужчина все понял и раскаялся в душе.

Когда наступил вечер, они вышли на берег. Петр очень переживал о том, что теперь с ними будет. Феврония же, как могла, утешала мужа, говоря о милости Бога, заставляя его поверить в счастливый исход.

В это самое время, повар сломал пару маленьких деревьев, для того, чтобы с их помощью приготовить еду. Когда ужин закончился, Феврония благословила эти веточки, пожелав чтоб к утру они превратились во взрослые деревья. Утром все именно так и произошло. Она хотела, чтобы видя это чудо, ее супруг укрепился в вере.

На следующий день из Мурома прибыли послы, чтобы уговорить князей вернуться обратно. Оказалось, что после их отъезда, бояре не смогли поделить власть, пролили много крови, а теперь вновь хотят жить спокойно.

Житие благоверных супругов

Святые супруги без всякой злобы и обиды приняли приглашение вернуться и управляли Муромом долго и честно, во всем следуя законам Бога и творя добрые дела. Они помогали всем нуждающимся людям, с заботой относясь к своим подданным, как нежные родители относятся к своим детям.

В независимости от положения, они ко всем относились с одинаковой любовью, пресекали всякую злобу и жестокость, не стремились к богатству мирскому и радовались любви Божьей. И любили их люди, так как никому они не отказывали в помощи, кормили голодных и одевали нагих, исцеляли от болезней и наставляли на путь истинный заблудших.

Блаженная кончина

Когда супруги состарились, то одновременно приняли монашество, выбрав себе имена Давид и Ефросиния. Они вымолили у Бога милости предстать пред ним вместе, а людям велели, похоронить их в общем гробу, разделенном тонкой стенкой.

В тот день, когда Господь решил призвать к себе Давида, благочестивая Ефросинья вышивала образа святых на воздухе, чтобы пожертвовать свое рукоделие в храм Пресвятой Богородицы.

Давид отправил к ней гонца с известием о том, что пришел его час и обещался ждать ее, чтобы вместе отойти ко Всевышнему. Ефросиния попросила дать ей время, чтобы она могла закончить работу для святого храма.

Князь второй раз послал гонца, чтобы сказать, что он не сможет ждать ее долго.

Когда же в третий раз прислал Давид послание своей любимой жене, о том, что уже умирает, Ефросиния оставила незаконченную работу, обмотала иглу ниткой и воткнула ее в воздух. А блаженному супругу своему отправила известие, что умрет вместе с ним.

Супруги помолились и отошли к Богу. Это произошло 25 июня по старому календарю (или 8 июля по новому стилю).

Любовь сильнее смерти

После того, как супруги умерли, люди решили, что так как они приняли подстриг в конце жизни, то будет неправильно хоронить их вместе. Петра было решено похоронить в Муроме, Феврония же была упокоена в женском монастыре, находившимся за пределами города.

Для них сделали два гроба и оставили на ночь для отпевания в разных храмах. Высеченный же из каменной плиты гроб, сделанный по их желанию еще при жизни супругов, остался пустым.

Но придя в храмы на следующее утро, люди обнаружили, что гробы пусты. Тела же Петра и Февронии были найдены в гробе, который они подготовили заранее.

Неразумные люди, не поняв произошедшего чуда, вновь попытались разлучить их, но и на следующее утро Петр и Феврония оказались вместе.

После того, как чудо повторилось, никто уже не стал пытаться похоронить их отдельно. Князей погребли в едином гробе, возле храма святой Богородицы. С тех пор, туда постоянно приходят люди, нуждающиеся в исцелении. И если они обращаются за помощью с верой в сердце, святые дарят им здоровье и семейное благополучие.

Изначально, гроб святых находился в Богородице-Рождественском соборе города Мурома. Потом, когда к власти пришли коммунисты, они отдали останки князей в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен.

Но уже в конце восьмидесятых годов святыня была возвращена Церкви.

В 1989 году мощи вернули Церкви. А с 1993 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого монастыря.

Вопрос об упоминании Петра и Февронии в исторических летописях остается открытым - прямых отсылок, к сожалению, не сохранилось. Но многие склоняются к тому, что в "Повести" речь идет об известном князе Давыде Юрьевиче и его жене Евфросинии, поскольку в иночестве они приняли имена Петра и Февронии.

Известная "Повесть о Петре и Февронии Муромских" в том виде, как мы ее знаем, появилась только к 1547 году. Ее оформил по распоряжению митрополита Макария писатель Ермолай-Еразм к московскому церковному собору, на котором и были канонизированы святые.

Очень здорово, что в России появился День семьи, любви и верности. Инициатива светлая и добрая, как раз любви сегодня очень не хватает. Но важно, что в "Повести" и слова нет о привычной нам "романтике" между мужчиной и женщиной.

Да, история - о верности, преданности и о христианской любви. Но в первую очередь - об одиночестве перед лицом Бога от рождения и до смерти, о том, что царствие на земле возможно только после признания Царствия Небесного.

Пётр - это "камень"

Начинается повесть с правления Павла и его супруги. Дьявол, "искони ненавидящий род человеческий", послал бедной женщине страшного змея-соблазнителя в обличье мужа.

Разумеется, посещения пресмыкающегося супругам, мягко говоря, не нравились. По наущению мужа женщина разузнала страшный секрет змея - что смерть ему суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча. И Пётр, брат Павла, услышав это, "без колебаний и сомнений" взял миссию на себя.

В повести всегда обращайте внимание на имена главных героев. В данном случае очень важно, что на греческом имя Пётр означает "камень" (к слову, с французского pierre переводится именно так). Ключевая отсылка есть в Евангелии от Матфея, в котором Иисус Христос обращается к апостолу: "И я говорю тебе: ты Пётр, и на сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют её".

Почему "камень"? Святые отцы дают разные варианты толкований. Кто-то говорит, что это значит "крепок во Христе" и на непоколебимой вере простых людей держится Церковь. А в толковании святого праведного Иоанна Кронштадтского под основным камнем надо разуметь самого Иисуса Христа - "камень же был Христос".

Пётр из нашей повести своей верой, стойкостью и силой оправдывает данное ему имя. Он побеждает змея мечом, найденным в алтарной стене церкви (что тоже важный символ). Так что змея Пётр побеждает силой Бога.

Начиналось все не с романтики

Начало отношений Петра и Февронии - не вполне про любовь. Пётр, зараженный ядовитой кровью убитого змея, был смертельно болен, и Феврония (в переводе с греческого Ефросинья - "благомыслящая, радостная") обещает вылечить мужчину, если тот на ней женится. Князь смутился неравенством брака: "Ну как это можно князю дочь древолаза взять себе в жены!". После первого лечения он так и не женился, за что и был наказан новыми струпьями.

Вторая попытка оказалась удачнее. На этот раз Февронии дано "твёрдое слово", и после повторного лечения Пётр женится.

Важно сказать, что сомнения Петра были вызваны не капризом, а чувством княжеского долга жениться на равной. Ведь неблагородное происхождение Февронии становится причиной многих раздоров, и бояре готовят целый сговор против супругов.

Повесть учит нас ещё и тому, что вся земная власть - от Бога. Хитрые бояре изгнали супругов из Мурома и впоследствии поплатились за это.

Перед Петром стоял сложный выбор. Бросить царствование и оставить все неблагонадежным боярам - крайне безответственный шаг для правителя. И все же "блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить" .

После всех перипетий Пётр и Феврония благополучно возвращаются, "и правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям".

Супруги, но монахи

Идеальная жизнь христианина - это монашество. Конечно, в мирской жизни самое верное решение - большая семья, но нельзя представлять ее как онтологически высшую ценность. У каждого на пути к Царствию Небесному свой одинокий путь.

Согласно повести, до встречи Пётр и Феврония предпочитали проводить время в одиночестве: "Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквам"; "За ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст" .

Были ли у супругов дети - вопрос. В самой повести об этом не говорится - только о том, что Пётр и Феврония целиком отдали себя Богу и служили людям, "как чадолюбивые отец и мать". Но если принять версию о прототипе - Давыде Юрьевиче, - то у пары всё же было трое детей.

В конце жизни, согласно повести, Пётр и Феврония приняли монашество, а умерли в один день. Тела их перенеслись в единый гроб, но с тонкой перегородкой, символизирующей одиночество во смерти.

Повесть говорит нам о главном: цель семьи - вовсе не уютное человеческое счастье с детьми на руках и золотистым ретривером у камина. Цель - смотреть в бессмертие и дать шанс новым маленьким душам обрести путь ко спасению.

Семья - это малая церковь, где родные помогают друг другу прожить праведную жизнь. Думайте о смерти каждый день, особенно если вас окружают милые дети и ретривер. Любите и берегите друг друга, радуйтесь но - memento mori. Именно этому нас учит крепкая семья Петра и Февронии.

У же несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.

Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.

Житие святых Петра и Февронии. Автограф Ермолая (Еразма) (РНБ. Солов.. № 287/307. Л. 134)

Святая Феврония. Художник Александр Простев

Феврония передает сосуд со снадобьем и объясняет, как получить исцеление. Фрагмент иконы 17 века

В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.

Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.

После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Пётр и Феврония возвращаются в Муром. Икона

Икона благоверных святых Петра и Февронии.Икона благоверных святых Петра и Февронии.

Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.

Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.