Проводка

Музыкальные инструменты из подручных материалов для детского сада. Музыкальные инструменты своими руками: как и из чего сделать

Музыкальные инструменты из подручных материалов для детского сада. Музыкальные инструменты своими руками: как и из чего сделать

Колотыгина Светлана Валентиновна,

музыкальный руководитель

МКДОУ детский сад « Мишутка» г. Железногорск-Илимский

Мастер-класс для родителей и детей

"Изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала"

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и использование их в сказках - шумелках.

Цель:

- Расширять представление родителей о многообразии самодельных шумовых музыкальных инструментов;

Показать приёмы и способы изготовления шумовых музыкальных инструментов из бросового материала;

Привлекать детей и родителей к обыгрыванию сказок – шумелок с использованием шумовых музыкальных инструментов из бросового материала;

Способствовать развитию творческого воображения; содействовать совместной творческой работе ребёнка с родителями.

Ход:

Музыкальный руководитель: Таинственный и манящий мир звуков окружает малыша с раннего детства. Как помочь маленькому человеку состояться в мире музыкальных звуков? Учение для дошкольников должно быть не только легким и приятным времяпровождением, но и интересным. Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.

Так что же такое шум? (ответы родителей).

Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

Что относится к шумовым звукам? (ответы родителей),

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т.д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль.

Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки,связки ключей,мешочек с орехами - чудесный шорох Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.Музыкальный руководитель обращает внимание родителей на выставку музыкальных инструментов изготовленных из бросового материала:

На столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите,пожалуйста, себе по одному инструменту,внимательно рассмотрите, и попробуйте описать из чего он сделан и как его можно использовать.

«Шуршунчики

Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Чтобы превратить «шуршунчик» в «погремушку», с одной стороны «киндер-сюрприза» проделывается отверстие для палочки-держалочки. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.

«Часики-шуршалочки» .

Через крышку спичечной коробки протягивается тонкая круглая резинка (по размеру запястья, а в коробку можно положить любые семечки, крупу и т. п. Надев часики на руку, нужно потрясти кистью руки, чтобы «разбудить» инструмент. Этот инструмент удобно использовать и в качестве ориентира (правой, левой стороны) при исполнении музыкально-ритмических движений.

«Озорные колпачки» Колпачки от зубной пасты, дезодоранта, лака разных размеров. Этими инструментами дети с удовольствием отстукивают ритм песни, пляски. В зависимости от тембра «голоса» колпачки приобрели имена: бабушка, дедушка, малышок.

«Хлопушки» .

Чтобы создать этот инструмент, необходимо проделать шилом два отверстия в нижней части баночки от вазелина, продеть через них тонкую резиночку, закрепить узелками внутри баночки, оставив снаружи петлю из резинки, закрыв крышку и соединить обе части клейкой лентой. Хлопушки надеваются на ладошки. Дошколята очень любят хлопать в ладоши различные ритмы, когда в них «прячутся» «хлопушки». Можно по такому же принципу сделать хлопушки их крышек от майонеза.

«Маракасы-преврашалки»

В баночки из-под чипсов насыпаются различные наполнители (крупа, семечки, фасоль, горох) – это маракасы. Если поиграть по крышке маракаса палочкой или пальчиком, то он «превращается» в барабанчик. Такое превращение инструмента позволяет его использовать в играх на определение характера музыки

«Барабанчики с двумя голосами»

получились из прозрачных пластиковых контейнеров для изюма. Дети дали такое название инструменту, заметив разное звучание барабана, если поиграть по цветной стороне и по прозрачной.

Звучащие ключи.

Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

"Звонарики"

Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

"Чудо-кастаньеты"

Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Трещотка "Гармошка"

Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке.

Шейкер.

Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

Музыкальный руководитель :Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.

А теперь давайте позовём наших детей и попробуем изготовить музыкальные инструменты своими руками (приглашаются дети и совместно с родителями делают музыкальные инструменты своими руками).

А сейчас предлагаю дружно поиграем с нашими музыкальными, самодельными инструментами в «Оркестр» (звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени»).

Музыкальный руководитель : Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать звучание.

А сейчас мы с ребятами покажем вам сказку-шумелку « Красная Шапочка».

Сказка-шумелка « Красная Шапочка»

1.(Шарманка) Жила-была маленькая девочка. Звали ее Красная шапочка. Как-то раз

испекла мама пирожок и сказала дочке:

Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

2. (Металлофон ноты по порядку) Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Путь был не близок. Иногда она шла не спеша.

3. (Металлофон ноты через одну) А напевая веселые песни, шла вприпрыжку.

4. (Металлофон – с высоких звуков на низкие) Спускалась с горок вниз.

5. (Погремушки и треугольник). Любовалась красотой летнего луга, с парящими над ним бабочками.

6. (Металлофон – звуки по порядку.Заяц – ксилофон отрывистые звуки, через ступеньку). На пути девочки встречались разные лесные звери, одним из которых был озорной заяц.

7. (Деревянные палочки, маракас, барабан) И вот Красная шапочка вошла в дремучий лес.
8. (Бубен) Где ее заприметил страшный серый Волк.

9. - Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

А далеко живет твоя бабушка?

Далеко, - отвечает Красная Шапочка.

Ладно, - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

10. (Металлофон и бубен) Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самойкороткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.

11. (Бубен) Не успела Красная шапочка еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакалк бабушкиному домику и стучится в дверь:Тук-тук!

12. (Погремушка) - Кто там? - спрашивает бабушка.

13. (Бубен) - Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, - отвечает Волк, - я к вам вгости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.

14. А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:

(Погремушка) - Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!

15. Волк дернул за веревочку - дверь и открылась.

(Бубен) Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден,потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель истал поджидать Красную Шапочку.

16. Скоро она пришла и постучалась: (Колокольчик) Тук-тук!

17. (Бубен)- Кто там? - спрашивает Волк. А голос у него грубый, хриплый.Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла отпростуды, и ответила:

Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла!

Волк откашлялся и сказал тоненьким голоском:

Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется. Красная Шапочка дернула заверевочку-дверь и открылась.

18. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:

Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама прилягрядом со мной!

Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:

(Звучит бубен и треугольник)

Бабушка, почему у вас такие большие руки?

Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие уши?

Чтобы лучше слышать, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

Чтобы лучше видеть, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

19. (Бубен) Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее.

20. (Барабан) Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и испугали волка.

21. (Быстрый стук ладошками по столу) Волк так испугался, что выпустил бабушку на свободу и убежал наутек.

22. (Хлопки в ладоши) А Красная Шапочка и бабушка обе остались целые и невредимые.

Музыкальный руководитель (к родителям) : А вы бы хотели показать сказку-шумелку? (раздаются инструменты родителям).

Сказка «Трусливый заяц» .

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)

Испугался заяц и бежать (барабаним пальцами)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)

Бросился заяц бежать (барабан)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещётки)

Побежал заяц из леса к речке (барабан)

А на берегу речки лягушки сидели (гусли из карандашей)

Увидели они зайца и прыг в воду (звонарики)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

Рефлексия: А сейчас давайте организуем выставку работ музыкальных инструментов, которые Вы сегодня смастерили со своими детьми.

Я предлагаю вам письменно ответить на такие вопросы:

Понравились Вам ваши работы?

Что сегодня узнали для себя нового?

Что бы ещё хотели узнать по вопросам музыкального воспитания? (ответы родители пишут на картинках смузыкальными инструменты, потом их выставили на доске, чтобы получился оркестр).

Галина Фундурак

Уважаемые коллеги! Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они отлично подойдут для изготовления шумовых музыкальных инструментов . Шумовые музыкальные инструменты сделать своими руками не сложно .

Цель : музыкальные игрушки очень интересны и полезны детям, они помогают развитию слуха, внимания, моторики пальцев рук.

Шумовые музыкальные инструменты - это самое интересное и привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке . Внешняя привлекательность и необычность инструментов - главное , что определяет интерес к нему. Они просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. В своей работе на музыкальных занятиях я использую шумовые инструменты , на которых с удовольствием играют дети. Я представляю вашему вниманию фотоотчёт .

"Цыки-тасы-цыки-тасы!

Оживились маракасы.

Не найдёте вы сейчас

Никого подвижней нас!

Всё головками бренчим!

Мы для вас сыграем танго

О стране,где зреет манго!


В пляс, амиго маракасы!

Цыки-тасы, цыки- тасы!"


"Шумелки - погремушки"


"Шумелки - погремушки курочки-Рябы"



"Барабаны"


Динь- динь-динь, мой колокольчик,

Мелодичный мой звоночек.

Колокольцев перезвон -

Очень задушевный он.



Ну - ка, вместе кто как хочет!

Пфи-ти. Бду-у. Цык-дик. Трень-трень.

И наступит новый день!


Публикации по теме:

Цель: изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками для физкультуры и использование его на занятиях и в.

Музыкальные инструменты своими руками дома и в детском саду ТО ПОСОБИЕ РАССКАЖЕТ, КАК СДЕЛАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ. Для изготовления самодельных инструментов.

Изготовление нетрадиционного оборудования для физкультуры в детском саду своими руками Привить навыки здорового образа жизни, с мотивировать.

Форма проведения: мастер-класс Участники: воспитатели и музыкальные руководители ДОУ. Цель: развитие мотивации по использованию системы.

Музыкальные инструменты своими руками. Эта статья предназначена для неравнодушных родителей и творчески настроенных педагогов (скорее.

Вместе с музыкальным руководителем Верой Викторовной Косоуровой и родителями мы решили сделать музыкальные шумовые инструменты для детского.

Своими руками. Конечно, изготовить скрипку или фортепиано без специального обучения, материалов, приспособлений дома неподготовленному к данному виду деятельности мастеру не удастся. И это факт, который следует принять безоговорочно. А вот как сделать довольно простые музыкальные инструменты своими руками - об этом интересующимся расскажет наша статья.

Где найти исходный материал для поделок

Любой предмет, из которого можно извлечь звук, относится к музыкальным. А это практически всё, что нас окружает! Если внимательно проследить за годовалыми малышами, то станет ясно: спинка железной кровати, когда по ней ударяют ложкой, издаёт мелодичный звон, схожий со звуком металлофона. А если стучать деревянными ложками по столу и стульям, то получится удивительное подобие

Получается, что нас окружают сплошные музыкальные инструменты! Своими руками нужно только украсить их нужным способом, собрать в одно место и посадить рядом «музыканта».

Подарок барабанщику

Например прекрасная получается из набора кастрюль, крышек и деревянных палочек. В качестве последних подойдут карандаши, деревянные ложки, кисточки. Можно также выточить специальные палочки для начинающего барабанщика из дерева.

Как видно из фото, сделать подобные своими руками достаточно просто. Для красоты можно даже придумать специальную эмблему и украсить ею каждый предмет. Для «тарелок» подойдут металлические крышки, укреплённые на подставке. Кстати, рядом с кастрюлями будут замечательно уживаться металлические ведра, кружки, миски, тазики. Главное в этом деле - подобрать ёмкости различного размера, которые способны издавать разные звуки.

Инструмент для «ложкарей»

Всем известен такой русский как ложки. Практикуются даже сольные номера, где исполнители умудряются исполнять достаточно интересные композиции.

Можно расширить возможности ложкарей-музыкантов, создав для них целую установку. Для неё потребуется деревянная матрёшка. Расставив их по возрастанию объёма, можно получить превосходный инструмент-установку.

Гуиро своими руками

Искусные мастера по дереву могут изготовить вполне профессиональные музыкальные инструменты. Сделанные своими руками трещотки также сегодня представляют интерес для музыкантов.

Первоначально гуиро изготавливались из плодов горлянкового дерева, на которых делались насечки. Местом происхождения его считают Латинскую Америку. Современные гуиро - музыкальные инструменты, сделанные своими руками из деревянного массива с насечками, по которым следует водить скребком, называющимся «пуа». Музыкант извлекает таким образом интересные стрекочущие звуки, сопровождая пение или исполняя свою партию в оркестре.

Сегодня появляются такого рода музыкальные инструменты, сделанные своими руками из металлических либо пластмассовых трубочек. В России аналогом гуиро были трещотки, выполненные из деревянных дощечек с насечками.

Маракасы, шейкеры - погремушки

Сделать музыкальные шумовые инструменты своими руками можно из самых разных ёмкостей. Для поделки подойдут металлические баночки из-под кофе, пластиковые бутылочки от йогурта, коробочки от яиц «киндер-сюрпризов», деревянные шкатулки и даже внутренние цилиндры от бумажных полотенец или туалетной бумаги из картона. Только последние нужно с обоих концов заклеить, чтобы можно было туда что-либо положить. Делают шейкер и из двух одноразовых стаканчиков, склеив их между собой скотчем.

Для создания звукового эффекта внутрь ёмкости помещают крупу, песок, мелкие камушки, бисер, дробь, пуговицы. Можно прикрепить к круглым ёмкостям ручки, раскрасить их акриловыми красками. Тогда получаться очень красивые музыкальные шумовые инструменты, своими руками которые можно соорудить из подручных материалов.

Кастаньеты

Дети очень любят изготавливать вместе со взрослыми самые разные поделки. Музыкальные инструменты своими руками тоже можно сделать в домашних условиях.

Изготовить кастаньеты можно, воспользовавшись двумя крупными пуговицами, к которым крепятся петли. Надеваются эти приспособления на большой и средний пальцы. Стуком кастаньет при их соприкосновении и извлекается звук.

Из абсолютно ненужных вещей, приготовленных для выноса на помойку, можно изготовить достаточно интересные поделки. Музыкальные инструменты своими руками создаются способом приклеивания крышек на картонные кусочки, после чего заготовки нужно скрепить между собой, сложив их перпендикулярно друг другу.

Бубен

Часто в детских музыкальных инструментах присутствуют колокольчики и бубенчики, которые красиво звенят. Можно навесить их на пустой цилиндр от бумажных полотенец или по краям скреплённых вместе одноразовых тарелок. Складывать последние лучше всего асимметрично.

Раскрасив ярко сделанные таким образом инструменты, можно использовать их в шумовом детском оркестре.

Свистульки и дудочки

Легко и просто сделать своими руками, которые производят звуки, когда исполнитель дует в них. Их делают из полых стеблей травинок, коры веточек, пластиковых ручек, трубочек от коктейлей. Если последние срезать по диагонали на разной длине, то можно получить свистульки, издающие разный звук.

Получаются свистульки и из стручков фасоли, гороха или акации. В детстве каждый хотя бы раз, но «играл» на таком музыкальном инструменте.

Умельцы изготавливают дудочки из дерева, вырезая в полых трубочках дырочки-отверстия. Но тут уж требуется особое мастерство. Не менее сложно - и столь ж интересно! - сделать свистульку-игрушку из глины или солёного теста. Обычно здесь используют вариант «дымковской» игрушки. Хотя можно сделать вещичку, спрятав внутрь уже готовый свисток. Изготовив несколько таких игрушек, которые издают звуки разной высоты, можно даже сыграть на них некоторые мелодии.

Можно изготовить самодельные музыкальные инструменты своими руками практически из ничего. Вот, например, крышка от пластиковой бутылки, на которую натянут кусочек резины, вырезанный из лопнувшего воздушного шарика, станет увлекательной игрушкой для ребёнка.

Можно в качестве свистульки использовать и пустые пузырьки. Если во входное отверстие дуть сверху вниз, прикладывая ёмкость только к нижней губе и держа её вертикально, можно издавать удивительные звуки! Музыканты меняют наклон «инструмента», расстояние между губами и отверстием пузырька, силу выдувания воздуха, и на свет рождаются различные мелодии.

«Литрофон», или «поющие бутылки»

Сегодня всё чаще на сцену выходят исполнители с такими интересными инструментами, что только диву даешься! И из чего только они их не делают! Изготовить своими руками можно, например, из бутылок или фужеров, наполнив их водой.

Различных высот издаваемых звуков добиваются за счет количества наливаемой жидкости, материала изготовления посуды, изменения объёма ёмкости. Чем меньше налито воды, тем тоньше звук. Для красоты и удобства жидкость подкрашивают.

Харп, или «музыкальная расчёска»

Взяв обычную плоскую расчёску («ёжик» не подойдёт), нужно место расположения зубцов накрыть фольгой или папиросной бумагой. Дуя в этот простой инструмент, можно издавать прикольные дребезжащие звуки.

Талантливые музыканты со сцен исполняют на харпе разные музыкальные композиции, вплоть до классических. Особенно интересен этот инструмент, изготовленный из расчёски с разной толщиной зубьев.

Основная тема «Полонеза» Огинского или мелодия народной песни/шлягера выходят до удивления похожими на оригинал!

Гитара, сделанная своими руками

Это поистине удивительно! Но сделать своими руками из подручных материалов, а попросту из хлама, можно даже гитару.

В качестве основы берут закрытые картонные коробки, пустые плоские пластиковые бутылки из-под шампуня. Конечно, звучание инструмента будет зависеть от материала изготовления каркаса гитары и от размера вырезанного в нём отверстия.

Также важно подобрать правильно струны для гитары. Чаще всего берут канцелярские или авиационные резинки и натягивают их с разной силой.

Так что не нужно теперь бежать в магазин детских игрушек, если малыш закапризничал. Ведь можно просто сделать для него увлекательную игрушку - музыкальный инструмент, который станет для ребёнка самой любимой и дорогой вещью.

Как сделать музыкальные инструменты дома своими руками?

Вся прелесть самодельных музыкальных инструментов в том, что стоят они копейки, а процесс от их изготовления придется по душе не только взрослым, но и детям. Только представьте, сколько восторга будет у малыша, который самостоятельно изготовит маракасы, китайский барабан, кастаньеты или свирель! Конечно, самодельные инструменты не издают идеальный звук, но главное не в этом. Подобный опыт нельзя ни с чем сравнить. Занятия по изготовлению самодельных музыкальных инструментов очень полезные хотя бы тем, что ребенок учится различать их виды, понимает принцип действия каждого из них, знает, из каких деталей они состоят. И главное – совместный труд сближает, а это полезно и для родителей, и для их малышей. Так какие музыкальные инструменты можно изготовить своими руками? Рассмотрим наиболее интересные и простые варианты.

Маракасы

Это, пожалуй, один из инструментов, с которым малыш знакомится, будучи еще в пеленках. Маракасы – шумовой инструмент. Погремушки и прочие шумовые игрушки для младенцев являются прототипом маракасов. Сделать их в домашних условиях проще простого, причем вариантов может быть несчетное множество. Так, маракасы можно сделать из:

  • пластиковых бутылок;
  • тыквы;
  • баночек от кофе;
  • яиц от киндера-сюрприза;
  • картонных цилиндров от пергамента или бумажных полотенец и пр.

Схема изготовления маракасов достаточно проста: в подготовленную емкость нужно в небольшом количестве насыпать наполнитель в виде бусин, гороха, пуговиц, бисера, мелких камушков, песка или дроби. Все отверстия в емкости нужно надежно закрыть (если это картонный цилиндр – закройте его с обеих сторон плотным картоном), чтобы наполнитель не высыпался и инструмент издавал звонкий шум. Сами маракасы можно украсить, нарисовав на них яркий орнамент акриловыми красками или наклеив симпатичные наклейки. К круглым емкостям можно приделать ручки для удобного пользования инструментом. Например, если для маракасов вы взяли яйца от «киндеров», закрепите их между двумя пластиковыми ложками и надежно зафиксируйте бечевкой.

Тамбурин

Для изготовления этого инструмента понадобятся деревянные пяльцы для вышивания, 10 металлических крышек от лимонада, 5 металлических прутиков длиной 2-2,5 см, изолента и 5 пластинок из плотного картона, дерева или металла толщиной 2-5 мм и размерами 1,5х1,5 см. Между пяльцами на одинаковом расстоянии располагаем пластинки и фиксируем их изолентой – они будут удерживать круги пяльцев. Крышки по две соединяем друг с другом плоской частью и пронизываем их по центру металлическими прутиками. В итоге у нас должно получиться 5 элементов, которые при помощи изоленты нужно надежно прикрепить между пластинами на одинаковом расстоянии. Как только последний элемент будет прикреплен, инструмент можно использовать по назначению.

Флейта Пана (панфлейта)

Этот музыкальный инструмент очень прост в изготовлении. Для него понадобится скотч, 7 соломинок для коктейля и 2 кусочка плотного картона шириной 3 см, а длина будет зависеть от ширины сложенных вместе трубочек.

Каждую из трубочек нужно немного надрезать, чтобы они издавали разный по тональности звук. Разница между ними может быть в 1-1,5 см. Пусть самая длинная трубочка будет 15,5 см, тогда самая короткая – 5,5-6 см. Когда трубочки обрезаны, выкладываем их на полоске скотча так, чтоб с одной стороны их концы оставались на одном уровне. Фиксируем такое положение трубочек скотчем, обмотав ряд в 2 слоя. Далее на этот скотч крепим картон, чтобы панфлейта выглядела более презентабельно. Концы инструмента нужно залепить пластилином, чтобы он в процессе игры мог издавать звуки.

Китайский барабан

Для этого музыкального инструмента понадобится консервная банка (примерно 5 см в высоту) без крышки и дна. Вместо них на банку можно надеть пластиковые крышки, плотно прилегающие к ее стенкам. Далее нужно взять ленточку или крепкую веревку длиной около 20 см. Стенки банки нужно проткнуть между крышками на одном расстоянии так, чтобы воображаемая линия диаметра проходила четко по центру банки. Через полученные два противоположных отверстия нужно протянуть веревку, оставив концы одинаковой длины с двух сторон, завязав узлы у стенок банки и отступив от края веревки пару сантиметров. На края веревки нанизать по деревянной бусине и зафиксировать их крепким узелком. Инструмент готов.

Колокольчики «музыка ветра»

Если у вас где-то завалялась старая китайская подвеска, именуемая «музыкой ветра», пора дать ей новую жизнь. Для этого разберите ее на составные части – для колокольчиков нам понадобятся только трубочки. Прикрепите эти трубочки на кусочек палки диаметром 0,5-1 см, используя крепкую веревку. Располагайте трубочки на одинаковом расстоянии в порядке от длинной трубочки к наиболее короткой. Теперь этот инструмент можно использовать, как оркестровые колокольчики.

Барабаны разной высоты и диаметра

Для изготовления барабанов понадобится несколько жестяных банок, например, от чая или печенья. Вместо крышки натяните крепкую бумагу, закрепив ее резинками, фольгу или кожу. Музицировать на подобном инструменте лучше карандашами, на одном из концов которых есть резинка. Имейте в виду, что от размеров самодельного барабана зависит звучание инструмента. Поэтому, немного потрудившись вместе с ребенком, можно создать целую барабанную установку.

Колокольчики на картонной трубке или колотушка

Для этого инструмента понадобятся:

  • картонная трубка (например, от фольги или пергамента);
  • 12 бубенчиков (купить их можно в магазине рукоделия или отпороть от старых игрушек);
  • толстая игла;
  • плотные нитки.

В бумажном рулоне с одного конца нужно проколоть дырочки по количеству бубенчиков. Важно, чтобы эти дырочки находились на одинаковом расстоянии друг от друга, располагались в два ряда по всему диаметру трубки. Аккуратно, но надежно крепим бубенцы к трубке при помощи нитки. В итоге инструмент должен выглядеть так:

Кастаньеты

Этот музыкальный инструмент – прекрасный помощник в изучении ритма. Сделать кастаньеты своими руками очень просто: возьмите две металлические крышки, например, от жестяной банки с чаем. К тыльной стороне каждой крышки прикрепите по кусочку ткани так, чтобы ребенок мог надеть кастаньеты себе на пальцы. Итог работы может выглядеть так:

Губная гармошка

Возьмите две одинаковые по размеру расчески и вощеную бумагу. Сложите расчески вместе так, чтобы зубья оставались в одном направлении. Расчески нужно по краям примотать бумагой, скрепив конструкцию бечевкой. Играть на гармошке нужно, дуя между зубьев конструкции.

Флейта дождя

Для этого инструмента понадобится длинная картонная трубка (например, от пищевой фольги, но она коротковата, лучше поискать в строительном магазине аналогичную трубку длиной порядка 70 см). Внутрь этой трубки нужно вставить спираль, сделанную из фольги. Спираль должна соответствовать длине трубки – это важно. Плотно заклеив один торец трубки, внутрь конструкции нужно всыпать горсть бусин, крупы или песка. Далее нужно надежно заклеить второй торец трубки. Все, флейта дождя готова. Теперь, переворачивая ее, можно будет услышать, как медленно спускается наполнитель по трубке, издавая шум дождя.

Проявив немного фантазии, в домашних условиях с детьми можно делать гитары, свистульки, колокольчики, шейкеры, водные ксилофоны, бубны, цимбалы и прочие музыкальные инструменты. Такие предметы будут особенно любимы детьми, ведь сделаны они собственными руками. Но главная польза заключается в том, что ребенок на несколько шагов становится ближе к миру музыки.

Огромный вклад в развитие детей делается в стенах детского сада. И немаловажной его составляющей является музыка. На музыкальных занятиях дошколята учатся распознавать звуки, петь и танцевать, узнают о новых музыкальных инструментах. Возвращаясь в группу, они чаще всего занимаются своими делами: рисуют, играют в куклы или машинки, собирают пирамиды или конструкторы. Но почему бы вам не сделать музыкальные инструменты своими руками для детского сада? Дети смогут поиграть в настоящий инструментальный ансамбль, а заодно разовьют свою .

Немного теории о самодельных музыкальных инструментах

Процесс создания своими руками музыкальных инструментов достаточно кропотлив и требует иногда не совсем обычных для детского сада материалов: пластиковые бутылки, консервные банки, резинки для денег, пуговицы и прочее-прочее. Привлеките родителей – наверняка, в каждом доме есть подобные вещи, которые уже не нужны. Поясните, что ребята буду развиваться творчески в процессе рукоделия и потом похвастаются на очередном утреннике своими изобретениями.

Отметим основные моменты, которые стоит учесть:

  • Звуки, воспроизводимые самодельными музыкальными инструментами, чаще всего не имеют ничего общего с теми, что дают реальные. Ваша задача – показать, что извлекать разные звуки можно из подручных средств. Вы будете импровизировать. И внешний вид настоящих инструментов тоже передать не помешало бы: декор, форма, аксессуары вроде ремешка через плечо.
  • Игрушки из подручных средств часто ломаются. Музыкальные инструменты своими руками для детского сада – не исключение. Сразу расскажите ребятам о хрупкости изделий, их особой ценности для вашей группы (ведь они останутся как память о каждом из воспитанников детского сада).
  • Все материалы должны быть гипоаллергенными и безопасными.
  • Старайтесь придумать такие инструменты, которые смог бы сделать ребенок самостоятельно, особенно если речь идет о подготовительной группе. Концепцию тоже лучше определить изначально: это будут одинаковые изделия у каждого ребенка, или дошкольники будут группами мастерить инструменты своими руками – каждая группа свой инструмент.

Игра в музыку и ее воспроизведение даже в таком виде пойдет детям на пользу. Возможно, в ком-то из них откроется настоящий талант или проснется желание поступить после детского сада в и уже там серьезно заниматься своим увлечением.

Музыкальные инструменты своими руками для детского сада

Приведем несколько небольших мастер-классов по созданию интересных и уникальных музыкальных инструментов. Вот увидите, все гениальное очень просто.

Барабан

Любая металлическая или пластиковая банка, полая внутри, может стать барабаном. В детском саду такие вряд ли найдутся. А вот у родителей можно попросить принести старые пластиковые банки от майонеза, джема или шашлыка. Для разнообразия звуков можно взять и банки разного размера и толщины стенок.

В качестве палочек тоже подойдут абсолютно любые. Важно, чтобы дерево (если вы выбрали его) не могло травмировать руки детей, то есть его стоит покрыть специальным лаком. Например, эту роль могут сыграть палочки, предназначенные для употребления блюд из японской кухни.

Деревянный ксилофон

Музыкальные инструменты своими руками для детского сада делаются из самых разных материалов! Если есть лишний плинтус, то можно сделать инструмент даже из него. Достаточно порезать его на равные отрезки длиной 10-15 см и шурупами прикрутить неплотно к дочке-основанию. Основу обязательно нужно обработать, чтобы дети не получили занозы. Куски плинтуса размещаются в одинаковом положении друг под другом.

Ребенок для извлечения звука из этого музыкального инструмента, сделанного своими руками, проводит любой деревянной палочкой сверху вниз. Чем солиднее будет палочка, тем громче и насыщеннее будет извлекаться звук.

Гусли

Основой может стать обувная коробка, в крышке которой аккуратно вырезан круг чуть со сдвигом от центра. Вокруг нее обматываются резинки для денег или прикручиваются так, чтобы все «струны» проходили над отверстием. Чтобы резинки не лежали на поверхности и смогли издавать звук, их необходимо чем-то подпереть.

В качестве опоры может стать карандаш. Однако, если вам хочется поднять «струны» повыше, то лучше своими руками сделать треугольную конструкцию, ведь, как известно, она самая надежная. Теперь можно играть.

Кугикл

Этот духовой инструмент делается из обыкновенных трубочек, которые детям обычно предлагаются для напитков. Те трубочки, что прикрепляются к сокам, лучше не брать, поскольку он маленькие и имеют пружинку для сгиба в самом не подходящем месте. И так, берется несколько одинаковых в диаметре трубочек (их можно заменить на что угодно: «футляры» от ручек, палочки от воздушных шариков и прочее).

Далее с одного из краев вторая по счету трубочка отпиливается снизу на 1-1,5 см. Третья по счету трубочка отпиливается на удвоенное расстояние. Каждая последующая аналогично отпиливается так, чтобы получилась некая равномерная лесенка. Затем берется широкий скотч, и на него ровно по краю кладутся одна к другой трубочки. Затем скотчем нужно обклеить с обратной стороны.

Если музыкальный инструмент у вас получается большой, то лучше для начала маленьким скотчем обклеить по 2-3 трубочки отдельно, а уже потом все вместе. Нижние отверстия музыкального инструмента своими руками для детского сада нужно закрыть. Это можно сделать пластилином, отрезанными кусочками ластика или даже жвачкой.

Аналог треугольника

Чтобы воссоздать тонкий звук от соприкосновения металлической палочки к другому металлическому предмету, подвешенному в воздухе, можно взять и з этого музыкального инструмента идею. Для изготовления потребуются 2 металлические трубочки, одна из которых будет подвешена на любую импровизированную ручку за прочные ниточки. Другой ребенок будет ударять и извлекать приятный звук.

Маракасы

Для изготовления своими руками для детского сада маракасов может подойти любая полая продолговатая емкость, которую можно наполнить гранулами, крупой или более крупными предметами. Самый простой вариант – взять простой карандаш, проткнуть им пластиковое яйцо от Kinder Surprise и закрепить его. Внутрь кладется горох или рис, в зависимости от желаемого звука на выходе.

Другой вариант – пластиковые бутылки на 0,5 мл. Внутрь можно положить ненужные пуговицы или ту же крупу. Конечно, для придания реалистичности музыкальному инструменту бутылки следует покрасить, лучше акриловой краской, чтобы наверняка. С наполненными пластиковыми яйцами можно поступить и иначе: взять небольшие пластиковые ложки и приложить их с обеих сторон так, чтобы кончики основания соприкасались. В принципе ложки можно посадить на клей, но для красоты их вполне можно обклеить по периметру цветным скотчем.

Те музыкальные инструменты, что дети сделают для детского сада своими руками, позволят им научиться импровизировать со звуками, понимать мир через игру. Ведь даже в магазине детей привлекают больше те игрушки, которые способны издавать какие-то звуки, слова, светиться. Запомните, что почти все, что нас окружает, способно стать музыкальным инструментом.

Например, возьмем обычную пустую картонную коробку. Достаточно постучать по ней руками или палочками – и это уже барабан. Все то, что можно наполнить чем-то и подвигать из стороны в сторону – потенциальный маракас. Музыкальные инструменты своими руками для детского сада - потенциальный источник отдельных звуков для постановки сказок. Громкий стук – раскат грома или рев дикого зверя. Шуршит бумага – это дует ветер или падают осенние листья. Музыка вокруг нас.