Проводка

Кто такой стенька разин. Степан Разин – воплощение народного гнева

Кто такой стенька разин. Степан Разин – воплощение народного гнева

1670–1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в.

Родился ок. 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина, вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем – его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.

В 1658 был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661 вместе с атаманом Ф.Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 стал атаманом, в 1662–1663 его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 воевода и кн. Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 чел., отправился весной 1667 от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось «поход за зипунами» и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания «отстать от воровства». «Ватага» быстро выросла до 2 тыс. чел. на 30 стругах. Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 чел., видевших в его войске «воровское полчище» и пополнил «ватагу» сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, реорганизовал «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками. Всех, кто встречался его «ватаге» и не хотел идти с нею, распоряжался «жечь огнем и заколачивать до смерти». Несмотря на жестокость, остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали «батюшкой».

В 1667–1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине, но уже в то время повсюду расходились легенды о «заговорённом от пули и сабли» разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

В августе-сентябре 1669, вернувшись на Дон, построил себе «со товарищи» крепость на острове – городок Кагальник. На нем разинская «ватага» и он сам раздавала добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.

В мае 1670 года на «большем круге» атаман объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь... чтоб... из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», дать свободу «чорным людем».

Летом 1670 поход превратился в мощную крестьянскую войну. Слух об идущем с Разиным царевиче Алексее (на самом деле умершем) и патриархе Никоне превращал похода в событие, получившее благословение церкви и власти. Под Симбирском в октябре 1670 Степан Разин был ранен, ушел на Дон. Там его вместе с братом Фролом 9 апреля 1671 «домовитые казаки» во главе в Корнилом Яковлевым выдали властям. Привезенный в Москву, Степан был допрошен, пытан и четвертован 6 июня 1671.

Образ Разина вдохновил В.И.Сурикова на написание полотна Степан Разин (1907, Русский музей). Разина запечатлела народная память в названии утеса, урочищ на Волге. Его личность отображена в романах С.Злобина (Степан Разин ), В.Шукшина (Я пришел дать вам волю… ).

Наталья Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ.«ПРЕЛЕСТНЫЕ ГРАМОТЫ» СТЕПАНА РАЗИНА

1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы за(о)дно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить.

И <...> мои казаки како промысь станут чинить, и ва[м] бы <...> итигь к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в по[л]к к моим казакам.

2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <...> (т), и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою наметь знали. К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.

3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китаевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом молотцом и всему великому войску.

Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд.

И кой час к вам ся память придет, и вам бы пожаловать атаманы и молотцы, собрався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всякого мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500.

Да пожаловать бы вам, породеть за дом пресвятые богородицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю провославную християнскою веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей Трофимов челом бьет.

А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого войска в казни, и женам вашим и детем быть порубленым и домы ваши будут розарены, и животы ваши и статки взяты будут на войска.

Степан Тимофеевич Разин был рожден в 1630-м году, о чем мы знаем, читая труды Стрейса, путешественника из Нидерландов. У них было несколько встреч. В 1670-м году писатель отметил в своем произведении, что собеседнику его начал идти пятый десяток. Много интересного узнаем об этой далее из статьи.

Домыслы относительно его рождения

Побережье Дона стало первым домом, который имел Степан Тимофеевич Разин. Биографическая справка не дает более точных данных. Есть версия, которая является наиболее достоверной и гласит, что он появился на свет в Зимовейской станице. Теперь этой земле присвоено название Пугачёвской.

Некоторые исследователи опровергали данную версию. Множество домыслов до сих пор есть вокруг места появления на свет Степана Тимофеевича Разина. Биография его может меняться у разных авторов. Так, некоторые утверждают, что он родился в Черкасске, что сейчас находится в Ростовской области. Так был ли действительно Разин Степан Тимофеевич из рода черкесских султанов? Народные предания отличаются друг от друга.

Его местом рождения зовется и ряд других населенных пунктов, таких как Есауловский или Кагальницкий. Однако называют его родиной именно Черкасск.

Жизнь

Степан Тимофеевич Разин долгое время привлекал к себе внимание многих людей. Вокруг его личности формировался фольклор и зачатки русского кинематографа. На Западе Стенька стал первым русским, о ком защитили диссертацию всего через несколько лет после его смерти.

Умер, не дожив до старости Разин Степан Тимофеевич. Около 1630-1671 гг. жил и вершил свои подвиги. Он и его семейство стали предметом для народных сочинений, в которые превносились новые детали, сделавшие из него практически сказочного персонажа.

Перед тем как произошло восстание

Довольно интересной является Тимофеевича. Основные даты его жизни начинаются с 1652-го года. На тот момент он был атаманом и в силу своих полномочий представлял донских воинов. Разин Степан Тимофеевич - козак, уже тогда имевший богатый опыт военного дела и пользовавшийся уважением своих собратьев по оружию. Даже в свои ранние годы он уже обладал лидерскими задатками.

Степан Тимофеевич Разин воевал в компании своего старшего брата Ивана в составе Донского войска. 1661-й год знаменателен тем, что тогда велись переговоры с калмыками. Спутником воителя был Федор Будан, а также казаки с Дона и Запорожья. Обсуждалось установление мира и общие шаги по изгнанию татар и ногайцев из Крыма.

1663-й год записан в летописях как момент, когда Разин Степан Тимофеевич вел за собой донских и калмыков на воителей из Крыма, которые находились под Перекопом.

В 1665-м г. Долгоруковым был казнен брат атамана. Это случилось, когда разгорелся конфликт, в ходе которого солдаты желали пойти на Дон, несмотря на царскую службу. Степан Тимофеевич Разин исполнился желанием отомстить князю, а также всему окружению царя. Также он хотел получить вольную и спокойную жизнь для своих собратьев, которые шли за ним. Великие идеи стал вынашивать Разин Степан Тимофеевич. должна была стать образцом военного и демократического устройства для всего Российского государства.

Во время восстания

Он поднял свое движение. Причиной этому можно назвать обострившуюся обстановку в социальном плане, которая царила на землях казаков. Эпицентром данных процессов был Дон. В его окрестностях появлялось все больше беглых крестьян. Такой наплыв можно объяснить 1647-го года. Народ находился в полной неволе, был связан по рукам и ногам знатью.

Почему этот человек вошел в список "Великие люди России"? Разин Степан Тимофеевич давал людям возможность вздохнуть свободнее, стать казаками, вольными воинами. В то время каждому хотелось перестать чувствовать себя тягловой силой. И такую возможность давал Степан Тимофеевич Разин. Биография донского казака не припоминает у него большого имущества или родовых связей, которые имели многие другие воеводы. На территории края он жил на равных с другими. К нему применяли термин «голутвенный» казак. Он стоял отдельно от старожилов, испытывал привязанность к простому народу, не имел значительного имущества, не бахвалился титулами.

Кто такой Степан Тимофеевич Разин? Это одновременно и герой, и разбойник. Он был спасителем для своих близких и стихийным бедствием для тех, на кого нападал. Вместе с голытьбой в целях грабежа ходил на Волгу. Ему в тот период нужна была известность и материальные ресурсы. Более богатые и именитые казаки спонсировали эти походы с условием последующего дележа награбленного. Все воинства - яицкое, донское и терское - были вовлечены в данные операции.

Разин Степан Тимофеевич из рода египетских султанов стал тем центром, вокруг которого собирались бедняки, благодаря которому они могли ощущать себя важными и нужными людьми, являясь неотъемлемой частью казачьего войска.

Народная масса стремительно разрасталась и становилась все более заметной благодаря беглым крепостным, желавшим присоединиться к восстанию.

1667-й год стал тем моментом, когда Разин возглавил казаков. Весной собралось около 700 воинов на Волго-Донскую переволоку. Добавились и новые повстанцы, так что их стало уже две тысячи человек. Прошли они близ Волги и Яика. Целью было выражение несогласия с политикой правления Москвы и блокада торгового пути, проходившего через реку. Царские воеводы ответили на вызов и произошло столкновение.

Рост силы казачества

Степан Тимофеевич Разин годы жизни своей посвятил множеству походов, и данный был одним из самых важных. Начался он в мае 1667-го. Его войско отправилось к Волге. Близ Царицына располагался флот Шорина, гостя страны, а также прочих деятелей купечества. Несколько своих кораблей здесь расположил и патриарх Иосаф, о чем впоследствии пожалел. Стенька с разбойниками напали на суда, разграбили их, учинили кровавую расправу над приказчиками и главами судов.

По большому счету казачество часто занималось грабежами. Однако позже простое воровство переросло в восстание, они выступили против правительства, разгромили стрельцов и взяли Яицкий городок. Зима была проведена на территории Яика. Когда начался 1668-й год, новым полем боя стала акватория Каспийского моря. Все больше пребывало донских казаков, черкасцев и жителей из прочих уездов России. Имел место бой против шахских сил возле Решты, города персов.

Это была тяжелая схватка, которая закончилась переговорами. Во время этого процесса шаха Сулеймана посетил вестник царя России и сообщил, что воровские отряды выходят в море. Персов призывали разбить разинцев. Тогда-то переговоры и прервались. Казаки были закованы в цепи. Один из них умер от травли собаками. Повстанцам не оставалось ничего, кроме как взять Фарабат и остаться там на зимовку, отгородившись от войск неприятеля.

Легендарные события

Настал 1669-й год, проведено несколько схваток на территории «Трухменских земель». Там прервалась жизнь друга Разина, казака по прозвищу Кривой. Когда войско попало на Скиной остров, на них осуществили нападение шахские матросы, которыми командовал Мамед-хан. Они сражались не на жизнь, а на смерть.

Противник сцепил свой флот цепью и окружал донское войско, однако стратегия себя не оправдала. Корабль-флагман соперника пошел ко дну. Затем разинцы расправились и с остальным флотом. Им удалось заключить в плен дочь и сына командующего персидских морских сил.

Война крестьян

Наступило новое десятилетие. Как всегда, военные действия начались весной 1670-го. Снова совершен поход к Волге. Теперь был не просто грабеж, а самое настоящее восстание, которое именно под таким статусом и позиционировалось. Все, кому хотелось воли и свободы, призывались Разиным на службу.

В целях атамана не было свержения царя, но он хотел побороть тогдашнюю систему, делавшую из крестьян скот. Планировалось устранение высших чинов, которые олицетворяли дьяки, воеводы и церковники, которые якобы изменяли царской власти. Был распущен слух о нахождении у разинцев царевича Алексея, которой на самом деле был мертв еще с января.

Также они претендовали на то, что имеют власть над жизнью На деле же тот просто отправился в ссылку. Разинцы занимали крепости и города, вводили там свое устройство, расправлялись с местными властителями, уничтожали документы. Если на Волге им попадался купец, его хватали и грабили.

«Грамота от Степана Тимофеевича, от Разина» - так озаглавливали в то время документ, который рассылался черни. Предлагалось служить Богу и государству, а также поддержать войско и его предводителя, выдать всех изменников и людей, кто пьет из народа кровь. Нужно было прийти в совет к казакам.

Массово восставали крестьяне и сопровождали атамана во время его волжского похода. Здешние области были закрепощены недавно и простые люди не соглашались мириться с лишением свободы. Битвы проводились под руководством казачьих воевод этих мест. Боевые действия начинали марийцы, татары, чуваши и мордвы.

Были захвачены Царицын, а также Самара, взяли Астрахань, подчинили себе Саратов и прочие крепости. Осенью 1670-го года провалом завершилась осадная операция под Симбирском. Царем в эти места было отправлено войско в размере 60-ти тысяч человек с целью подавить народный всплеск. Разинцы потерпели поражение в результате схватки у Симбирска.

Воеводой тогда был Юрий Барятинский. Самому Разину нанесли тяжкое ранение, его вывезли к Дону доверенные люди. Некоторое время его пристанищем был Кагалицкий городок. Именно оттуда он выдвинулся с походом годом ранее. Атаман все еще лелеял планы о сборе нового войска. Обстановка обострялась, и гнев царя был уже отнюдь не иллюзорной угрозой. Войсковой атаман Яковлев Корнила и прочие казаки предали своего лидера, сдав его в плен 13-го апреля 1671-го года при штурме Кагалицкого. Разин был отдан русским войскам.

Плен и смерть

Апрель месяц 1671-го года запомнился тем, что атаман и брат Фролка, который был младше его, очутились в руках царских ставленников. Они попали в плен. Приняли их Косогов Григорий - стольник и Богданов Андрей - дьяк.

Повстанцы были доставлены в Москву в разгар июня, их жестоко пытали. В том же месяце Степана привели на эшафот и четвертовали. Вся площадь была тому свидетелем. Приговор был долог. Повстанец слушал со спокойствием. Его прощальным жестом был поклон перед церковью. Палачом сперва была отрублена правая рука до локтя. Затем была отсечена левая нога по колено, и в конце концов голова. Перед тем как Степана обезглавили, его брат Фрол пытался вымолить себе помилование, но ему досталась лишь небольшая отсрочка смерти. Его казнили там же и тем же способом.

На этом военные действия на Поволжье не закончились. Предводителями казаков стали Василий Ус и Федор Шелудяка. Астрахань была отнята у разинцев правительственными войсками только в ноябре 1671-го. Это была особенно жестокая схватка, которая положила конец противостоянию.

Внимание из-за рубежа

Европейские политические деятели внимательно наблюдали за действиями Разина. Важнейшие торговые пути были поставлены на кон в этой схватке. Ими Европа связывалась с Персией и Россией. В то время параллельно проходили повстанческие схватки на территории Германии, Англии и Нидерландов. В этих странах издавали статьи и книги о похождениях атамана. В некоторых были фантастические подробности наряду с важными данными.

Иностранцы наблюдали за тем, как казака привезли в столицу в качестве пленника и казнили. Для царя было особенно выгодно показать, что власть полностью находится в его руках, и никто не может ее пошатнуть. Тем более какой-то бандит, выходец из бедноты.

Хотя победа была еще не окончательной, все-таки смерть предводителя казаков выглядела весьма внушительно. Одним из литературных произведений на эту тему является «Три путешествия», которую написал Ян Стрейс. Он стал свидетелем восстания, побывал на территории, которую контролировал Разин. Для создания данного рассказа использовались собственные наблюдения и материалы, которые писатель почерпнул из информации, изложенной другими авторами.

Научные и литературные труды

В 1674 в стенах Виттенбергского института историки защищали работу, в которой рассказывалось о подвигах атамана. Работу много раз переиздавали в 17-18 веках, Пушкин проявлял к ней большой интерес.

Впоследствии о герое-повстанце стали слагать множество легенд. Например, о нем мы можем прочесть в произведении «Как Степан Тимофеевич Разин ушел из острога».

Об атамане сочинялись в России народные песни. В некоторых его идеализировали как героя, побеждающего в эпических схватках. Порой образ отождествлялся с Ермаком Тимофеевичем, еще одним известным казаком, который завоевал Сибирь. Бывают более точные произведения, сухо излагающие документальные факты, биографию и исторические события.

Александр Сергеевич Пушкин посвятил Разину три свои произведения. Также о нем писал Д.М. Садовников. В 1908-м году появляется первый художественный фильм российского производства. Его назвали «Понизовая вольница». Гиляровский В.А. написал поэму “Стенька Разин”.

Любым революционным движениям нужен сильный лидер, который может откинуть страх и вести за собой большие массы. На фоне общего закрепощения людям нужен был человек, который смог бы собрать и организовать их с целью достижения общей свободы. Степан Разин сделал казаков настоящей семьей, единой силой, которая боролась за свои права. Именно таким, бесстрашным и целеустремленным, он приходит к нам со страниц истории. Даже на смертном одре он не выказал ни единого признака страха и до последнего вздоха придерживался своих взглядов. Именно эти черты и поступки сделали его значимой исторической личностью и героем народного фольклора.

Разин Степан Тимофеевич (около 1630-1671), казачий атаман, предводитель крестьянской войны 1670-1671 гг.

Донской казак из зажиточной семьи. Знал польский, татарский и калмыцкий языки, трижды избирался донцами в посольства в Москву и один раз - к калмыкам. В 1663 г. как наказной атаман разбил крымчаков под Перекопом.

«Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью», - писал современник о 33-летнем Разине.

В 1666 г. царь Алексей Михайлович потребовал провести на Дону перепись и вернуть беглых крепостных. Обозлённый ответом казаков «с Дона выдачи нет!», царь перекрыл им торговлю и подвоз продовольствия.

Весной 1667 г. тысяча «голутвенных» - бедных, но хорошо вооружённых казаков - ушли за Разиным с Дона на Волгу. Взяв на абордаж богатый караван судов и набирая новых бойцов, атаман силой и хитростью пробился на Каспий и уже с полуторатысячным войском зазимовал на реке Яик (Урал).

Весной 1668 г., тщательно подготовив флот, Разин с 3 тыс. бойцов начал поход. Пройдя от Дербента до южных берегов Каспия, казаки добыли много ценного с иранских судов. Хорошо организованное к весне 1670 г. войско рвалось на Волгу. Атаман призывал: «На Русь, на бояр идти».

Разин взял Царицын (ныне Волгоград) и разгромил спешившее к городу тысячное войско стрельцов. Под городом Чёрный Яр стрельцы с барабанным боем и развёрнутыми знамёнами перешли на его сторону. Под Астраханью царский воевода дал сражение, но город восстал и 22 июня впустил Разина.

Атаман послал 2 тыс. бойцов на Дон, а с остальными пошёл вверх по Волге. Саратов и Самара открыли перед Разиным ворота, в Самаре сильное войско Ивана Милославского и князя Юрия Барятинского было заперто разницами в кремле. Осаждая его, Разин потерял месяц и упустил инициативу в войне.

Царь отправил против казаков 60-тысячную армию князя Ю. А. Долгорукова, собирал новые армии в Казани и Шацке. Но каждый день приносил вести о взятии городов и крепостей, о страшной гибели дворян, чиновников, служилых людей и местной знати. Перед восставшими пали Свияжск, Корсунь (ныне Корсунь-Шевченковский), Саранск, Пенза и другие города, в осаде были Нижний Новгород и Кокшайск.

Зимой разинцы понесли ряд поражений от правительственных войск.

Весной 1671 г. домовитые донские казаки, получив от царя помощь войсками, оружием и припасами, взяли Кагальницкий городок и схватили Разина с братом Фролом.

Последний оплот повстанцев - Астрахань пала.

    Спасибо большое! Мне очень помогло и текст действительно правдивый

Стенька Разин - герой песни, буйный разбойник, в порыве ревности утопивший персидскую княжну. Вот все, что большинству известно о нем. И все это - неправда, миф. Реальный Степан Тимофеевич Разин - выдающийся полководец, политический деятель, "отец родной" всех униженных и оскорбленных, был казнен то ли на Красной, то ли на Болотной площади в Москве 16 июня 1671 года. Его четвертовали, тело разрубили на части и выставили на высоких шестах у Москвы-реки. Там оно провисело, по меньшей мере, пять лет.

«Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от притеснений и бесправия бежал из-под Воронежа на вольный Дон Тимофей Разя. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число "домовитых", то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола.

Внешность среднего из братьев описана голландцем Яном Стрейсом: "Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью". Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: "Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести".

Челночный дипламат

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества. К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода "за зипунами" Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов "принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе".

Борец с бюрократией и тиранией

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак - вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана. Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход "за зипунами", то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.

Хитрый полководец

Предводитель голытьбы оказался изобретательным полководцем. Выдав себя за купцов, разинцы взяли персидский город Фарабат. В течение пяти дней они торговали награбленными ранее товарами, разведывая, где находятся дома богатейших горожан. А, разведав, ограбили богачей.

В другой раз хитростью Разин победил уральских казаков. На сей раз разинцы прикинулись богомольцами. Войдя в город, отряд из сорока человек захватил ворота и позволил зайти всему войску. Был убит местный атаман, а яицкие казаки сопротивления донским не оказали.

Но главная из "умных" побед Разина - в битве у Свиного озера, в Каспийском море недалеко от Баку. На пятидесяти кораблях к острову, где был разбит лагерь казаков, приплыли персы. Увидев противника, силы которого превосходили их собственные в несколько раз, разинцы бросились к стругам и, неумело управляя ими, попытались уплыть. Персидский флотоводец Мамед-хан принял хитрый маневр за побег и приказал сцепить персидские корабли между собой, чтобы, как в сети, поймать все войско Разина. Воспользовавшись этим, казаки принялись из всех орудий стрелять по флагманскому кораблю, взорвали его, а когда тот потянул на дно соседние и среди персов поднялась паника, принялись топить один за другим другие суда. В итоге от персидского флота осталось всего три корабля.

Стенька Разин и персидская княжна

В сражении у Свиного озера казаками был пленен сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласно легенде, в плену оказалась и его сестра, в которую был страстно влюблен Разин, которая будто бы даже родила донскому атаману сына и которую Разин принес в жертву Волге-матушке. Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, с которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.

Прелестные письма

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. О ней не уставали писать в иностранных газетах, за ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Эта война уже не была походом за добычей: Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя. Тому способствовала активная агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность, Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон. Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором - Никон.

Расходились по всей Руси разинские "прелестные письма". "За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны", - писал Разин. Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственого крестного отца атамана Яковлева. После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола. В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья. Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города. Затем жестоко пытали и четвертовали.

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудобые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. "Полежит так маленько, отдохнет, встанет... Дай, скажет, уголь, напишет тем углем на стене лодку, насажает в ту лодку колодников, плеснет водой: река разольется с острова до самой Волги; Стенька с молодцами грянут песни - да на Волгу!.. Ну, и поминай как звали!"

Предводитель крестьянской войны 1670-1671 годов, донской казак, атаман, воевал с крымскими и турецкими феодалами. Совершил с отрядами казацкой голытьбы поход на Волгу и Яик (1667), в Персию (1668-1669). Весной 1670 года возглавил крестьянскую войну, в ходе которой проявил себя опытным организатором и военачальником. Был выдан казацким старшиной царскому правительству и казнен в Москве.

Степан Тимофеевич Разин, прозванный Стенькой, был среднего роста, широкоплеч, крепко сложен, отважен, жесток и хитер. Посланный в 1661 году к калмыкам, чтобы склонить их к совместным с казаками действиям против татар, он с успехом выполнил это поручение. Осенью того же года Разин побывал в Москве и совершил паломничество в Соловецкий монастырь.

По словам иностранных летописцев, брат Степана Тимофеевича, служивший несколько позднее в войске князя Георгия Долгорукого, был повешен за дезертирство. Степан и третий брат Фрол, будто бы поклялись отомстить за него боярам и воеводам. Однако этот эпизод пока не нашел документального подтверждения.

В 1667 году, собрав отряд из голытьбы и разбойников, Разин хотел плыть по Азовскому морю и грабить турецкие берега; но черкасский атаман Корней Яковлев не позволил ему этого и некоторое время удерживал казаков в повиновении московскому царю. Тогда Стенька поплыл верх по Дону, грабя богатых казаков и разоряя их дома. Добравшись до того места, где Дон сближается с Волгой, он заложил там стан (около города Паншина, между рек Тишини и Иловли), названный Ригой. Порох и свинец казаки получали от посадских людей из Воронежа, за деньги или в обмен на товар. Когда слух о появлении казацкого стана дошел до Царицына, началась переписка местного начальства с московским, но серьезных мер против казаков никто не принимал.

Чуть позже тысячный отряд Разина напал на караван, спускавшийся по Волге с грузом хлеба из Нижнего Новгорода в Астрахань. Барки были разграблены, агенты, сопровождавшие хлебный транспорт, подвергнуты пыткам и повешены. Одна из барок принадлежала патриарху Иосафу, недавно унаследовавшему сан Никона, - возможно, именно это обстоятельство привело Степана к мысли выдать себя за союзника Никона, мстящего за его низложение. Позднее легенда о пребывании Никона в шайке отважного атамана получила широкое распространение. Один из летописцев писал даже, что Стенька Разин старался поддержать этот слух, для чего возил с собой манекен, похожий на опального патриарха.

Караван сопровождал отряд стрельцов, который не оказал никакого сопротивления. Бездействие стрельцов воспламенило народное воображение. Атаман прослыл колдуном: одним окриком он останавливает корабли; одним взглядом повергает в оцепенение солдат, которым поручена охрана их; от его тела отскакивают пули.

Окрыленный легким успехом, Стенька расположился лагерем на холмах близ Камышина и готовился к новым подвигам. Наконец он отправился к Царицыну, но не взял его, а только напугал воеводу, который беспрекословно подчинился его требованиям, выдал наковальню, мехи и кузнечную снасть. У Стеньки было теперь уже 35 стругов и 1500 человек. Он проплыл мимо Черного Яра, где разбил и высек московского воеводу Беклемишева.

Скорее всего, у Разина вообще не было никакого плана. Авантюрист по натуре, он искал приключений. Стенька обогнул северный берег Каспийского моря до устья Яика, нынешнего Урала, и напал на одноименный городок, не оказавший сопротивления. Командир малочисленного московского гарнизона, расквартированного в Яике, Сергей Яцын, позже говорил, что хотел заманить нападавших в ловушку. Раскрыв двери церкви, в которой разбойники желали помолиться, он надеялся, что захватит их в плен. Но пока стрельцы раздумывали, они были почти все перебиты.

Из этого городка Разин совершал набеги на крымских татар, к устью Волги и против мусульманских кораблей вдоль дагестанского побережья.

В Москве начали проявляться признаки беспокойства, поскольку казаки на Дону все громче выражали желание присоединиться к прославленному атаману. Войсковой старшина Корнил Яковлев чувствовал, что его авторитет падает. Теперь он не чувствовал себя в безопасности; круг отказывался слушать старых и сдержанных казаков.

Переговоры с казаками, захватившими Яик, не дали никакого результата. Не произвели никакого впечатления и послания царя. В конце 1667 года астраханский воевода князь Иван Прозоровский получил приказ выступить в поход. Стенька Разин быстро расправился с высланным против него отрядом; часть солдат он переманил на свою сторону, остальных перебил. Весной следующего года он получил с Дона подкрепление в 700 казаков и вышел в море; начался самый блестящий период его карьеры.

Опустошив персидское побережье от Дербента до Баку, Разин достиг Решта. Вступив с казаками в переговоры и согласившись обменяться заложниками, губернатор города Будар-хан открыл рейд казачьей флотилии. Стенька собирался обосноваться на персидской земле и послал шаху предложение поступить к нему на службу. Однако переговоры затянулись. Тем временем жители Решта тайно напали на казаков и убили 400 человек. Разин отплыл в Фарабат.

Казаки жестоко отомстили за поражение. Явившись в Фарабат будто бы с намерением наладить торговые отношения с местным рынком, они неожиданно напали на жителей. Весной 1669 года казаки вернулись на восточный берег Каспийского моря, чтобы разграбить туркменские улусы и напасть затем на персидский флот. Флот был уничтожен. Персидский адмирал Менедихан спасся всего с тремя судами, оставив в руках победителя сына и дочь, которую Стенька сделал своей любовницей.

Похождения казачьего атамана начали принимать опасный оборот. Переговоры, затеянные шахом, провалились; Стенька и его спутники не знали, что им дальше делать и как поступить с награбленной добычей. Тем временем астраханский воевода, подготовившись на этот раз более основательно, с нетерпением ждал их у прохода с тридцатью шестью судами и 4000 стрельцов.

Не разобравшись в ситуации, Стенька безрассудно сразился с этой внушительной силой, но вынужден был отступить, а затем сдался на милость победителю. Следуя инструкциям, Прозоровский пошел на большие уступки. Казаки предложили возвратить все, что они награбили не на мусульманской территории, разгром же каспийских берегов можно считать ответом на постоянные набеги персидских подданных или данников на московские прибрежные владения. Соображения эти легли в основу переговоров. В астраханском городском приказе, 25 августа 1663 года, Стенька и его сподвижники принесли торжественно повинную. Атаман сложил свою булаву, клятвенно обещал выполнить принятые на себя обязательства и послал в Москву депутацию, отделавшуюся снисходительным выговором.

Стенька пировал с воеводами, одарил их персидскими тканями, бил челом царю городами, отнятыми у шаха, и достиг своей цели - позволения вернуться на Дон с остальной частью добычи. Пообещав сдать свою артиллерию, он сохранил двадцать пушек, - сославшись на необходимость идти через степи, где ему могли угрожать крымские или азовские татары и турки.

Позже воевод упрекали за то, что они не распределили казаков по стрелецким ротам. Но воеводы даже не помышляли об этом: Стенька и его друзья предстали перед ними в таком великолепии - покрытые шелками, с руками, полными золота, - что воскресили в них воспоминание об Олеге и его дружине, ослепивших Киев богатствами, захваченными в греческой империи. На лодках их красовались чуть не легендарные шелковые канаты и паруса! Для стрельцов соблазн был слишком велик: у них могло появиться желание присоединиться к торжествующей казачьей вольнице. Казаки шатались по кабакам в бархатных кафтанах и расплачивались драгоценными жемчужинами.

Стенька, державший в полном подчинении всю эту суровую орду, представлялся таким ласковым, щедрым, великодушным! Воеводы, сравнительно с ним, казались такими требовательными и строгими к бедному люду! Правда, Стенька настаивал, чтобы ему оказывали почти царские почести: приходившие к нему должны были становиться на колени и кланяться лбом до земли; но он позволял делать что угодно, никогда ни в чем не отказывал.

Прибывший в это время в Астрахань на корабле «Орел» голландец Стрюис так описывал атамана:

«Он казался высоким, держался с достоинством, имел вид горделивый. Сложен он был стройно, но лицо было несколько попорчено рябинами. Он обладал даром внушать страх и любовь… Мы застали его в шатре с его наперсником, прозванным „Чертовы усы“ (речь идет, вероятно, о Ваське Усе), и несколькими другими офицерами… Наш капитан поднес ему в дар две бутылки водки, которой он обрадовался, так как давно уже не пил ее… Он сделал нам знак сесть и поднес нам по чарке за свое здоровье… но не говорил почти ничего и не проявил никакого желания узнать, для какой именно цели мы прибыли в эту страну… Мы вторично посетили его и нашли на реке, в раскрашенной и вызолоченной лодке, пьющим и веселящимся с некоторыми из его офицеров. Возле него была персидская принцесса…»

Красота этой наложницы и ее знатное происхождение еще больше поднимали авторитет Стеньки, возбуждая, впрочем, зависть среди его соратников. Этим, вероятно, объясняется неожиданный поступок, которым, согласно преданию, завершился роман с персидской царевной. В самый разгар пиршества, опьяненный вином и страстью, атаман бросил прекрасную персиянку в Волгу, оправдывая свой поступок желанием рассчитаться с любимой рекой, наградившей его властью, золотом, всякими богатствами; он, в свою очередь, пожертвовал ей лучшую часть своей добычи!

Впрочем, вполне возможно, что это все из области легенд - такое же повествование, например, включено в былину о Садко, новгородском госте.

Стенька, как и большинство ему подобных авантюристов, относился с пренебрежением ко всему, даже к человеческой жизни. Не исключено, что он убил и дочь Менеди-хана, - но при условиях не столь мелодраматических. Присвоив себе роль верховного судьи, он приказал, в другом случае, повесить за ноги женщину, уличенную в прелюбодеянии, и утопить ее соблазнителя.

Подобные эпизоды внушили астраханским воеводам желание поскорее избавиться от таких соседей; 4 сентября казаки покинули Астрахань.

Поднимаясь по Волге, Стенька, вопреки договоренности, вошел в Царицын, где поил своих людей водкой за счет жителей, сорвал откуп с царицынского воеводы Григория Унковского и направился, наконец, к Дону. Навстречу ему выехали послы, которых он отправил в Москву.

В Астрахани Разин проникся сознанием своего значения и могущества; он и не думал выполнять только что принятые на себя обязательства. Не вернув, как обещал, оставленных ему двадцати пушек, он окопался между Кагальником и Ведерниковым, вызвал в новую резиденцию свою жену и брата Фрола и как бы поделил область войска Донского: в Черкасске верховодил по-прежнему Корнил Яковлев, под началом Разина было до 2700 хорошо вооруженных казаков, овеянных легендарной славой персидского набега. Многие прибывали к Стеньке даже с отдаленных берегов Днепра: все эти искатели приключений ожидали новой экспедиции, план которой, по-видимому, еще не созрел в голове Разина.

Для того чтобы заручиться поддержкой местного населения, он воздерживался от грабежей и даже не мешал развитию торговых отношений между донской областью и Москвой. Он добивался лишь, чтобы московские купцы отдавали предпочтение Кагальнику перед Черкасском, что, впрочем, совпадало с чаяниями торговцев. Черкасские казаки, конечно, косились на конкурента, угрожавшего им разорением.

Весной 1670 года Степан Разин неожиданно нагрянул в Черкасск с отрядом головорезов, причем именно в тот самый момент, когда Корнил Яковлев с почестями отсылал царского гонца, привезшего благосклонное послание. Стенька обозвал гонца шпионом, подосланным не царем, а боярами, и приказал бросить его в воду вместе с несколькими казаками, протестовавшими против такого самоуправства.

Корнил Яковлев не выдержал конкуренции, и вся власть вскоре перешла к Стеньке, который стал вводить новые порядки. Считая попов агентами московского правительства, он предпринял попытку ввести гражданский брак. В Черкасске сгорело несколько церквей. Казаки просили денег, чтобы отстроить их. Новый вождь процитировал одного из древнейших героев былинного эпоса, Дуная Ивановича: «Зачем вам церкви? К чему нужны попы? Чтоб венчать вас? Поставьте жениха и невесту под деревом, попляшите вокруг них, - вот вам и свадьба!»

Отпраздновав несколько свадеб по этому обряду, он поднялся по Дону до городка Паншина, где соединился с Васькой Усом, разорявшим тем временем помещичьи вотчины около Воронежа и Тулы. Вместе с этим подкреплением, набралось до 7000 вооруженных людей, с которыми Стенька двинулся сухопутным путем к Царицыну.

Жители этого города покорно раскрыли перед ним ворота. Башня, в которой засел градоправитель Тимофей Тургенев, была взята приступом; несчастного воеводу протащили, с петлей на шее, до Волги и утопили. У Стеньки Разина возник грандиозный план: подняться по реке, захватывая по пути города и расправляясь с воеводами, как с Тургеневым, взбунтовать население и пойти на Москву, чтобы положить там конец правлению бояр, врагов народа и царя.

Узнав, что Прозоровский послал сильный отрад из Черного Яра и что одновременно 5000 стрельцов из Москвы спускаются по реке к Царицыну, чтобы зажать его в тиски, Стенька выступил навстречу отряду московских стрельцов, настиг его у острова Денежного, в семи верстах от Царицына, и оттеснил к городу, где стрельцов встретили пушечными выстрелами - часть из них погибла, другая часть попала в плен. Московский военачальник Иван Лопатин и его помощники разделили участь Тургенева. Уцелевшие стрельцы были удивлены, узнав, что Стенька вовсе не сражается против царя, а выдает себя за его защитника от гнусной боярской камарильи.

Астраханские стрельцы также не выдержали натиска и сдались без сопротивления Стенька Разин, соблазнившись возможностью разграбить Астрахань и установить там свое правление, изменил первоначальный план - подняться по Волге и идти на Москву, ослабленную войной с Польшей. Вместо этого он поспешил в южную торговую столицу.

Князю Прозоровскому сообщил о поражении спасшийся командир отряда астраханских стрельцов князь Семен Львов. Прозоровский поспешил укрепить город. Но население его было взбудоражено тревожными слухами и предзнаменованиями. Митрополит Иосиф, жестоко пострадавший от казаков Заруцкого, не находил себе места. Среди стрельцов началось брожение, 15 июня они с угрозами потребовали уплаты просроченного жалованья. При помощи духовенства Прозоровскому кое-как удалось их успокоить. Через неделю Стенька Разин появился под стенами города Два дня спустя, после попытки вступить с осажденными в переговоры, он пошел на штурм.

Астрахань была защищена стенами в четыре сажени (сажень - 2,134 м) вышины и в полторы сажени толщины, с башнями и 460 пушками. Но стрельцы убили лейтенанта Фому Бойля, помощника капитана «Орла» Бутлера, командовавшего артиллерией, - и пушки не помешали казакам влезть по лестницам на укрепления Московские офицеры и чиновники спрятались в соборе. Прозоровский был тяжело ранен пикой. Митрополит успел лишь причастить мужественного воина, с которым его связывала дружба. Заперли тяжелую, из кованого железа дверь храма, но в окна летели пули Наконец, дверь поддалась, и, переступив через тело стрелецкого сотника, защищавшего вход в церковь, казаки накинулись на еще живого Прозоровского и связали его и остальных московских посланников

Расправа не заставила себя ждать Стенька прошептал несколько слов Прозоровскому, воевода отрицательно покачал в ответ на его предложение головой, - и тотчас же казаки потащили умирающего на колокольню, откуда сбросили его на крепостные стены После проведенного для видимости допроса остальные пленники были казнены В монастыре Святой Троицы, где их похоронили, один монах насчитал 441 труп.

За побоищем последовал грабеж.

Стенька Разин превратил Астрахань в казацкий город, разделив жителей на тысячи, сотни и десятки, под начальством избранных есаулов, сотников и десятников, организовал «круг» и говорил, что собирается восстановить древнее вече. Однажды утром население вывели за город, на большое поле, принять присягу на верность царю, атаману и казачьему войску, с клятвой выдавать «изменников». Двое священников отказались от присяги; Стенька велел утопить одного из них, а другому - отрезать руку и ногу. Он приказал сжечь все бумаги архивов и канцелярий, заявив, что поступит так же в Москве и даже в самом дворце царя. Неграмотным казакам эти бумаги были не нужны.

Атаман и его подручные бражничали с утра до ночи, превратив свое правление в непрерывную оргию. Стенька Разин находил все новые жертвы для расправы. После неудачи возобновленных переговоров с Менеди-ханом он приказал повесить пленного сына этого мусульманина, зацепив жертву ребром за железный крюк.

Обедневших жен и дочерей убитых Стенька выдавал замуж за своих казаков. Для этой цели он прибегал даже к помощи немногих уцелевших священников, запретив им, однако, подчиняться митрополиту.

Казалось, митрополит не имел ничего против, в день именин царевича Федора Алексеевича он пригласил к столу Стеньку Разина и сотню его сподвижников. Правда, в доме митрополита скрывалась вдова князя Прозоровского, Прасковья Федоровна. При ней было два сына шестнадцати и восьми лет. Стенька обнаружил все-таки несчастных мальчиков; старший был убит, после ужаснейших пыток, с помощью которых казаки хотели узнать, где прячет князь Прозоровский свою казну, а младший был возвращен матери.

В конце июля Разин почувствовал, что Москва может собраться с силами и тогда с ней не совладать. Он велел выступать в поход. Увы, но благоприятное время уже было потеряно.

Оставив в Астрахани Ваську Уса, Стенька поднялся по Волге на двухстах лодках; две тысячи верховых казаков следовали по берегу. Затем были также захвачены и разграблены Саратов и Самара. В начале сентября Разин достиг Симбирска. Это было время его триумфа.

Симбирский воевода Иван Милославский получил в подмогу из Казани отряд под начальством князя Георгия Барятинского; но оба эти полководца располагали лишь призрачной армией Им прислали достаточно денег для нового набора, но они решили присвоить себе эти средства, вписав в ложные перечни рекрутов убитых или вовсе не существовавших людей.

Барятинский, проявив больше отваги, чем честности, вступил в бой с превосходящими силами крамольного атамана и продержался целый день. Ночью, однако, повторилось то же, что случилось в Астрахани и Царицыне: Жители Симбирска пустили казаков в главный форт города, и под огнем собственных пушек Барятинский вынужден был отступить Милославский стойко Держался в другом форте. Стенька в течение целого месяца не мог вытеснить его оттуда Тем временем Барятинский вернулся со свежими войсками. Разин не сумел использовать своего численного превосходства. Не имея представления о тактике ведения боя, он ничего не смог противопоставить неприятелю. Дважды раненный в схватке, Разин лишился возможности руководить своими людьми и был разбит наголову. Под покровом ночи Степан с донскими казаками спустился по Волге.

Утром Барятинский и Милославский без труда расправились с остатками войска Разина. Несколько сот человек были брошены в воду; остальных или изрубили на куски, или повесили вдоль дорог.

Но до этого разгрома народные волнения стали приобретать гигантский размах. Отступление Барятинского произвело сенсацию; к тому же казаки распространили соблазнительные слухи по всему течению верхней Волги, что среди них находится не только патриарх Никон, но и царевич Алексей - жертва бояр, обманывающих своего государя. В действительности царевич Алексей, наследник престола, умер в январе 1670 года, а Никон пребывал в Ферапонтовском монастыре; но мистификатор более искусный, чем полководец, Стенька окружал глубокой таинственностью две старательно оберегаемых лодки в его флотилии, в которых за красными и черными бархатными драпировками будто бы скрывались высокопоставленные особы.

В своих воззваниях он объявлял беспощадную войну чиновникам всех рангов, предвещал конец всякой бюрократии и всякой власти. Хотя он отрицал, что выступает против царя, однако давал понять, что и этот институт власти уже отжил, но Стенька не хотел заменить его собственным. Как казак, он останется среди казаков, своих братьев, которые в новой организации, скопированной по образцу казачьих установлений, установят всюду полное равенство.

Народ взбунтовался по всей обширной территории между Волгой и Окой, к югу - до саратовских степей, на восток - до Рязани и Воронежа. Крестьяне убивали своих помещиков или их управляющих и массами переходили в казачество. Всюду организовались новые шайки; при их приближении городская голытьба бросалась на воевод и их подчиненных, заменяла их атаманами и есаулами, устанавливая новый режим, не забыв предварительно истребить представителей старого.

Местные инородцы, мордва, чуваши и черемисы, присоединялись к восстанию Движение с особенной силой распространялось на запад, по Симбирской, Пензенской и Тамбовской губерниям, и на северо-запад, к Нижнему Новгороду. Один из народных отрядов направился по Тамбовской дороге, чтобы взбунтовать по пути Зарайск и Пензу. Другой, которым будто бы командовал сам царевич Алексей, двинулся на Алатырь, Курмыш и Ядрин, где заставил духовные и светские власти устроить торжественную встречу с иконами и хоругвями. В Козьмодемьянске и Мурашкине воеводы, не воздавшие почести, мнимому царевичу, были убиты жителями. Лже-Алексей, простой казак, он же Максим Осипов, вынужден был приступом взять монастырь Святого Макария в Желтоводах. Избив монахов и ограбив почитаемую обитель, он собирался пойти на Нижний Новгород, когда пришла весть о поражении Разина.

В Арзамасе прославленный полководец, князь Георгий Долгорукий, перешел в наступление и вскоре очистил от разбойников всю страну…

Из Симбирска Стенька Разин бежал в Самару, оправдывая свое поражение бездействием пушек и отступничеством соратников - подобно тому, как это случилось прежде в Царицыне. Но хитрость эта подорвала легенду. Значит, он не колдун, значит, он утратил свою сверхъестественную силу! Жители Самары, разочаровавшись в нем, закрыли перед Стенькой ворота Так же поступили и саратовцы В Черкасск Корнилу Яковлеву из Москвы поспешно выслали в подкрепление 1000 рейтаров и драгун под начальством Григория Коссогова. К известию о приближении этого отряда присоединились слухи об ужасных репрессиях Долгорукого; участь Стеньки была решена.

Официальные сведения относительно обстоятельств, обусловивших развязку, крайне сбивчивы и противоречивы. Трудно определить, каким именно образом были захвачены Фрол и Стенька: осадили ли их и взяли в крепости Кагальника, выдали ли их принесшие повинную сподвижники, заманил ли их в ловушку старый Яковлев? Так или иначе, Фрола и Степана препроводили в Москву. Атаман сохранял полную достоинства невозмутимость, а брат его, напротив, стонал и причитал

«Чего ты жалуешься? - спросил, наконец, раздосадованный Стенька. - Нам готовят великолепный прием: знатнейшие вельможи столицы выйдут к нам навстречу!»

Вся Москва 4 июня 1671 года присутствовала при въезде легендарного героя. Атаман, к своему великому сожалению, не мог сохранить прежних великолепных одеяний. Его везли в жалких рубищах, на телеге вместе с виселицей.

По преданию, самые жестокие пытки не заставили его проронить ни слова Возможно, это не так: Алексей в своей переписке с Никоном ссылался именно на показания Стеньки относительно сношений крамольного атамана с экс-патриархом.

Предание уверяет, будто суровый разбойник продолжал осмеивать брата, выказывавшего перед палачами малодушие:

«Перестань нюнить, как баба! Погуляли мы с тобой вволю, надо теперь потерпеть немного…»

Стенька будто бы не испугался самой мучительной пытки того времени: капанья холодной воды на обритый затылок Когда ему брили макушку головы, он сострил:

«Ну вот, - меня, бедного, невежественного мужика, украшают тонзурой, точно самого ученого из монахов!»

6 июня его повели на лобное место Стенька выслушал, не моргнув глазом, приговор, присуждавший его к четвертованию, набожно повернулся к соседней церкви, четырежды поклонился народу, прося прощения, и, не теряя самообладания, отдал себя в руки палачей Его положили меж двух досок; сначала ему отрубили правую руку, повыше локтя, затем левую ногу, ниже колена Стенька даже не вскрикнул. Его сочли мертвым; но при виде приготовлений предстоящей мучительной казни Фрол не выдержал и выкрикнул «слово и дело», что давало ему право получить отсрочку для сообщения судьям важных признаний; льгота эта искупалась, впрочем, дополнительными жестокими пытками. Вдруг из-под окровавленных досок, между которыми лежало искалеченное тело Стеньки, раздался грозный окрик: «Молчи, собака!»

Это были последние слова легендарного атамана. Они также не подтверждаются историческими документами. Фрол же добился отсрочки. Он, по-видимому, указал на тайник с важными бумагами или кладом; и хотя поиски тайника не увенчались успехом, Фрол отделался пожизненным заключением.

По преданию, Стенька Разин, готовясь к смерти, сочинил поэму, сохранившуюся в народе; в ней он просит, чтобы его похоронили на перекрестке трех дорог, ведущих в Москву, Астрахань и Киев.