Осветительные приборы

Уход за огородом. Правильный уход за садом и огородом осенью по месяцам

Уход за огородом. Правильный уход за садом и огородом осенью по месяцам

Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, это целостная, динамическая система, обеспечивающая приспособление человека к среде.


Интегральное исследование индивидуальности как структурного объединения свойств различных иерархических уровней в концепции В. С. Мерлина (1986) основано на междисциплинарное изучение свойств индивидуальности, следующих принципах: дифференцированность и принадлежащих всем ступеням развития материи; устойчивая дивергенция характеристик (свойств) каждого уровня в онтогенезе; специфичность взаимосвязей внутри одного иерархического уровня свойств, которые подчиняются закономерностям, самостоятельно исследуемым в отдельных науках, и различение межуровневых связей, которые должны подчиняться иным закономерностям и могут быть выражены в метаязыке; применение статистических критериев как общенаучного метаязыка для описания внутриуровневых и межуровневых взаимосвязей представление о преобладании равновероятных связей и отношений свойств; (много-многозначных) между характеристиками двух любых различных уровней и подсистем индивидуальности, поскольку между ними имеется цикл промежуточных опосредующих переменных. Наиболее универсальной промежуточной опосредующей переменной выступает индивидуальный стиль деятельности, другими опосредующими переменными могут выступать ценностные ориентации группы, стили моторной активности и жизнедеятельности (в зависимости от сопоставляемых соответствующих подсистем).


Эмпирические исследования, выполненные под руководством В. С. Мерлина и продолженные в современных работах пермских психологов под руководством Б. А. Вяткина, представляют достаточно обширный материал в поддержку указанных принципов. По поводу принципа дифференцированности подсистем следует, на наш взгляд, отметить исследования возрастного развития свойств различных уровней индивидуальности в двух аспектах: 1) развитие индивидуальных свойств может протекать как процесс развертывания, изменения степени выраженности отдельных свойств или возникновение новых свойств; 2) развитие связей между свойствами ИИ, что выражается в разрушении старых и образовании новых связей между индивидуальными свойствами, относящимися к одной подсистеме (одноуровневые свойства), так и относящимися к разным подсистемам (разноуровневые свойства). Развитие разноуровневых связей более гибко, пластично, изменчиво. Но вместе с тем, в онтогенезе сохраняются индивидуальные различия по отдельным свойствам и связям между свойствами ИИ. Это создает устойчивость отдельных уровней и системы в целом. Так, в лонгитюде наряду с сохранением индивидуального рангового места испытуемого по психодинамическим свойствам с возрастом изменяется степень выраженности свойств трех иерархических подсистем - свойств нервной системы, темперамента и личности, расширяются устойчивые симптомокомплексы указанных характеристик внутри каждой подсистемы. Вместе с тем отчетливо обнаруживается развитие много-многозначных связей между свойствами различных уровней, вероятно, за счет развития цепи промежуточных опосредующих переменных, различных в зависимости от возраста.


Таким образом, как показали наши исследования, межуровневые связи в онтогенезе все более дивергируют (Силина, 1977). Это можно интерпретировать и как большую специализацию и дифференцированность отдельных подсистем, несводимость закономерностей каждой из них к иерархически ниже- или вышележащим подсистемам и как сохранение стабильности и целостности всей системы индивидуальности. Специфика статистических связей внутри одного уровня и межуровневых связей показана, пожалуй, в самом широком наборе исследований Пермской психологической школы.


В монографии "Интегральная индивидуальность человека и ее развитие" (1999) и многих выпусках Вестника Пермского государственного педагогического университета (Серия 1. Психология. 1998. Вып.1; 2000. Вып. 1-2; 2003. Вып. 1) представлен обширный фактический материал, касающийся характеристик следующих подсистем: нервной системы, темперамента, личности и социально-психологического уровня и типов связи между ними.


Исследование многодетных и однодетных семей (Силина, 1998, 2000; Баландина, 2002, 2003) явилось подтверждением положения о том, что временные характеристики развития человека на каждом этапе развития предстают как целостный феномен. Выявление специфических взаимосвязей разных подсистем ИИ у детей из разных по размеру семей, которые являются сквозными, стабильно сохраняясь в разных возрастах, и которые изменяются с возрастом, но сохраняют специфику семьи, способствует более глубокому и разностороннему пониманию роли конфигурации семьи в развитии индивидуальности ребенка. По поводу принципа существования опосредующих звеньев между разноуровневыми свойствами индивидуальности следует отметить, что стили деятельности и активности, как опосредующие звенья в системе разноуровневых характеристик интегральной индивидуальности, признаются наиболее универсальными и являются предметом устойчивого внимания исследований, выполненных под руководством В. С. Мерлина, Б. А. Вяткина, М. Р. Щукина в Пермской психологической школе. Стилевой механизм выполняет синергизирующую, компенсаторную и приспособительно-опосредующую функции между свойствами подсистем "организм - нервная система", "нервная система - свойства индивида (темперамента)", "свойства индивида (темперамент) - свойства личности". Это дает основание предполагать наличие и других опосредующих звеньев, обеспечивающих взаимодействие различных уровней интегральной индивидуальности. Промежуточными опосредующими звеньями во взаимосвязях свойств интегральной индивидуальности могут выступать и некоторые специфические средовые особенности, в частности конфигурация семьи.


В наших исследованиях отчетливо обнаруживается многозначный характер связи между свойствами подсистемы индивида (темперамент) и личности в различных социальных группах, а именно у детей из многодетных семей и единственных в семье. Так, экстра-интроверсия у детей из однодетных семей связана с личностными отношениями (к матери, родителям как чете, сиблингам) и автономностью матери. У детей из многодетных семей связи экстраверсии с отношениями к членам семьи отсутствуют. Нейротизм у детей из однодетных семей обусловлен их отношением к друзьям и непоследовательностью матери; у детей из многодетных семей - отношением к отцу и взрослым родственникам. При изучении связей темпераментальных свойств детей и воспитательных практик родителей обнаружен различный характер связей в зависимости от конфигурации семьи. Так, у детей из многодетных семей темп (в предметной и социальной сфере) связан с позитивным интересом родителей, их директивностью, автономностью и непоследовательностью. У детей из однодетных семей с аналогичными практиками родителей связаны такие свойства темперамента, как темп (предметный и социальный), эргичность, пластичность и эмоциональная чувствительность (социальные). При этом многозначные связи относительно стабильны в онтогенезе при общей онтогенетической динамике отдельных свойств.


Приведенные взаимосвязи между свойствами темперамента и показателями отношений различаются в зависимости от типа семьи и возраста детей и демонстрируют значимые сферы отношений для детей, в которых отражаются проявления индивидуальности ребенка. Различные свойства темперамента играют разную роль в многодетных и однодетных семьях. Можно считать, что в многодетных семьях наиболее активно востребованы и проявляются свойства темперамента, связанные с предметной сферой, в однодетных - с социальной сферой. Учение интегральной индивидуальности, являясь теоретической основой для изучения семьи, с позиций системного подхода позволяет всесторонне и комплексно рассмотреть психологические особенности детей. Конфигурация семьи создает внутрисемейную систему ценностей, типы интеракции ее членов, поведенческие модели адаптации к семейной и широкой социальной среде, поддерживает оптимальное и результативное самосознание членов семьи и т. п.


Описанные эмпирические факты свидетельствуют, на наш взгляд, в пользу принятия тезиса: конфигурация семьи (в частности, многодетность) выступает опосредующим звеном в системе взаимосвязей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, а именно подсистем индивида и личности.

Силина Е. А., Баландина Л. Л.

Границы семьи изменчивы.

2а. Основное положение: Определение тех, кто включен в семью, постоянно меняется, а ее границы зависят от жизненных обстоятельств.

2а. Ориентирующий принцип: Феноменологическое осознавание дает терапевту больше информации о "сегодняшней” конфигурации семьи, нежели структурная данность.

Этот принцип касается определения того, кто и что составляет семью. Здесь предполагается скорее творческий подход, нежели статичное определение. Ведь семья может включать друзей, дальних родственников и "побочных” членов семьи на любом отрезке времени. "Побочные” члены семьи – это люди, которые не являются частью данной семьи, они могут даже и не быть родственниками, но на деле они играют важную роль в жизни семейной системы. Вовсе не обязательно быть активным участником семейной жизни, для того чтобы оказывать на нее влияние. В некоторых случаях человек влияет на других просто самим фактом своего существования: грубый начальник, бывший муж (жена), высокопоставленный родственник. Таким образом, "побочный” член семьи становится важной составляющей системы, будучи частью ее феноменологического поля.

Из этого следует, что не так-то просто ответить на вопрос, из кого состоит семья, пришедшая к вам на терапию. В рамках конкретной сессии можно очертить любые границы. К примеру, существует некий сосед, который каждый день общается с данной семьей. Можно ли считать этого соседа частью семьи? Является ли отсутствующий, далекий дедушка частью семьи? Важно сделать выбор и определить границы работы, если не для всего ее объема, то хотя бы для определенной части. В разные моменты вы имеете дело с разными соединениями или конфигурацией. Для конкретной интервенции вы можете определить большее или меньшее соединение.

Когда я работал с семьями, ко мне часто приходили дедушки и бабушки, дяди и тети, племянники и двоюродные братья. Все они приходили для того, чтобы помочь семье лучше разобраться в проблеме или просто создать хорошую атмосферу для общения.

Вслед за постоянными изменениями семейной конфигурации терапевт меняет и свои определения, расширяя тем самым поле наблюдения и интервенции.

2б. Основное положение: У семьи существует жизненные циклы.

2б. Ориентирующий принцип: Терапия должна принимать во внимание потребности взрослых и детей на каждой стадии их развития .

Способность семьи меняться со временем становится важнейшим условием для поддержания ее здоровья. Большая часть изменений происходит не во время терапии. Изменения возникают, когда ситуация меняется и требует принятия новых решений. Вчерашние решения сегодня уже не работают, и актуальные события требуют новых решений. Изменения происходят день за днем. Когда семья не принимает нового решения, естественная изменчивость ее жизни притормаживается и у семьи появляются серьезные трудности. Например, если родители общаются со своим шестнадцатилетним сыном как с десятилетним ребенком, у них неминуемо возникает конфликт. В такой ситуации семьи обычно и просят помощи у терапевта.

Изменение – естественное и желательное явление, особенно для открытых систем. Терапевт должен ознакомиться с различными стадиями развития семьи. Интервенция обязательно должна соответствовать стадии.

2в. Основное положение: Каждая семья уникальна, как и любой из ее членов.

2в. Ориентирующий принцип: Интервенция должна учитывать тот факт, что у семьи есть своя собственная определенная конфигурация и структура, при этом усиление динамики осознавания семьи может служить стимулом для ее изменения.

У каждой семьи есть собственная конфигурация. У нее имеются свои уникальные способы решать жизненные вопросы. Каждая семья поддерживает свой собственный образ жизни в этом мире.

Каждая семья задает свой масштаб того, что "достаточно хорошо”. По этой причине мы так или иначе придаем значение контрпереносу. Контрперенос – феномен, при котором, общаясь с данной семьей, терапевт находится под сильным влиянием своего личного опыта, связанного с родителями и собственной семейной жизнью.

Интервенция, основанная на контрпереносе, часто имеет отношение не столько к непосредственным нуждам данной семьи, сколько к незавершенными переживаниями самого терапевта. Например, если терапевт смог пережить трудную семейную ситуацию, сильно отдалившись от матери, отца и брата, поддерживая с ними очень редкие контакты, у него может появиться искушение склонить своего клиента-подростка принять аналогичные решения. Если же терапевт вырос в семье, которая соблюдала строгие границы между детьми и родителями, он может предпочитать жесткое разделение между двумя субсистемами семьи клиентов – даже если семья в действительности нуждается в расширении этих границ.

Было бы слишком просто видеть в каждой семье, приходящей на терапию, подобие своей собственной. Это означает, что семья может показаться нам "хорошей” или "плохой” - в зависимости от того, насколько она напоминает нам собственный семейный опыт.

Феномен контрпереноса охватывает весь спектр прошлого опыта терапевта, он связан не только с незавершенными переживаниями или действиями. На терапевта влияют религиозные или идеологические убеждения, а соответственно, этими убеждениями являются нормы поведения мужчины и женщины, правила воспитания детей, отношение к сексуальным отклонениям, образованию, правильному питанию и т.д. В работе с семьей мы должны уметь отрешаться от собственных представлений о том, что "хорошо” или "плохо” для нас, и считаться только с тем, что приемлемо для конкретной семьи.

Исходя из этих соображений, мы должны быть супервизорами у своих коллег и, наоборот, работать под их наблюдением, участвовать в тренингах, посвященных личному развитию терапевта, а также время от времени проходить личную терапию, особенно тогда, когда мы испытываем трудности в работе с клиентами, переживаем боль или чувствуем раздражение. Я также уверен в том, что "гармоничный” терапевт должен осознавать и учитывать существование самых разных вариантов семейного уклада. Например, итальянские католики будут отличаться от ирландских, религиозные иудеи – от евреев - реформаторов, темнокожие среднего класса – от темнокожих с городских окраин. Хороший семейный терапевт должен быть немного социологом, антропологом, философом, а самое главное – внимательным наблюдателем , которому действительно интересно, как эта семья взаимодействует со своими соседями и со своей социальной средой.

Мы всегда должны осознавать реакции, которые вызывает у нас семья, когда мы:

· реагируем слишком быстро, давая комментарии или высказывая свое мнение

· сильно "любим” или "ненавидим” семью, супружескую пару или члена семьи

· уверены в том, что "хорошо” для данной семьи, не посвящая много времени наблюдению за ними

· поддаемся влиянию кого-то из членов семьи или принимаем определенное ригидное мнение данной семьи

· "принимаем сторону” одного из членов семьи или субсистемы, противопоставляя его другой части семьи

· чувствуем, что с семьей "все в порядке” и она не нуждается в наших исследованиях

· терпимо относимся к слишком грубым или крайним проявлениям кого-то из участников, так как оно напоминает нам наше прошлое, считая, что "во всех семьях такое бывает”.

Я уверен, что вы и сами можете добавить к этому "списку опасностей” контрпереноса еще много признаков, и предлагаю вам составить свой собственный. Это поможет вам очертить более жесткие границы между тем, что хорошо или плохо для вас, а что важно для семьи, с которой вы работаете, и соотносить свою интервенцию с тем, в чем действительно нуждается данная семья.

Наши намерения состоят не в том, чтобы изменить конфигурацию или модель конкретной семьи и решить, какой она должна быть или как она должна решать свои проблемы. Наша задача увидеть, какие модели травмируют кого-то или может ли семья сделать то, что хочет для того, чтобы существовать как союз. Терапевты должны принимать и уважать любую конфигурацию. Уважать то, что может дать им шанс. 1

2г. Основное положение : Семья – это рабочее объединение.

2г. Ориентирующий принцип : Терапевт должен оценивать, насколько семья или ее субсистема хорошо выполняет свои ежедневные задачи.

Семья должна вести хозяйство, растить детей, одевать и кормить их, решать повседневные задачи, которые предъявляет им жизнь. Поэтому члены семьи должны сформировать хорошо работающее объединение. Если такая работа не выполняется, терапевт должен найти причину этому сбою. Что стоит у них на пути? Возможно, модели поведения установлены таким образом, что кто-то не способен с ними справиться? Если это так, во многих случаях такой человек становится "козлом отпущения" или "идентифицированным пациентом”. Часто один человек в системе испытывает боль. Значит, в этом месте сконцентрировано либо очень много, либо недостаточно энергии. Эта точка или слишком "горячая”, или слишком "холодная”.

Терапевт должен очень внимательно рассмотреть и оценить семейную систему. Как упоминалось раньше, семье обязательно надо знать, что она делает хорошо и насколько ее члены состоятельны. Большинство семей больше знают о своей вине, неудачах и промахах, нежели о талантах и успехах. Однако акцент на неудачах или недостатках отнюдь не всегда стимулирует семью к позитивным изменениям. С другой стороны, осознавание своей силы способно повернуть семью в сторону успешного поведения. Хороший терапевт постарается найти способы использовать сильные стороны семьи, для того чтобы преодолеть их слабости.

2е. Основное положение : Культурное влияние более значимо в семейной терапии, нежели в терапии супружеских пар.

2е. Ориентирующий принцип : Семьи всегда придерживаются определенных традиций . В связи с этим очень важно, чтобы религиозные, социальные, культурные или общественные ценности были ясно выражены.

Когда у супружеской пары появляется ребенок и она становится семейной системой, для нее становятся важными взгляды, обычаи и ценности общества, в котором она живет. Религиозные убеждения, этические нормы, социальная принадлежность и традиции поколений выражены в семье гораздо ярче, чем у супружеской пары. Семья передает эти ценности своему ребенку. В супружеских парах эти ценности часто замалчиваются. У пациентов может возникнуть идея "хорошо выглядеть” перед терапевтом, потому что родители чувствуют ответственность за то, как ведет себя их ребенок. Ведь терапевт представляет для них внешний мир.

Культурные традиции родителей могут причудливо сочетаться с субкультурой детей. Каждое поколение имеет свои собственные нормы поведения, игры, язык, музыку, искусство и планы на будущее.

Именно поэтому родители и дети часто воюют между собой из-за этих культурных различий – "Они делают это...” "Они” – весьма неопределенная субстанция, которая устанавливает правила и представляет мнение семьи, соседей или общества в целом: "Джонни должен пойти в детский сад, потому что все трехлетние дети на нашей улице ходят в детский сад”.

Осознавая, что цели семьи и общества должны быть выявлены и высказаны, терапевт поддерживает семью в обсуждении и признании более широкой картины мира. Терапевт часто оказывается передаточным звеном в конфликте поколений.

Социальное

пространство

личности

Дмитрий Корниенко

МЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА В СВЯЗИ С КОНФИГУРАЦИЕЙ СЕМЬИ

Аннотация.Обсуждается возможность исследования детско-родительских отношений в контексте теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Отношения родителей и детей рассматриваются как метаиндивидуальные характеристики, которые опосредованы личностными чертами. На выборках семей разного по численности типа (многодетная, с двумя детьми и с одним ребенком) обсуждаются различия в родительском отношении к детям. Специальное внимание уделено анализу взаимосвязей личностных свойств и параметров отношений к детям у родителей. Метаэффект родителей проявляется в семьях разного типа и по отношению к детям в связи с их порядком рождения.

Ключевые слова: детско-родительские отношения; конфигурация семьи; индивидуальность; метаиндивидуальность.

Abstract. Child-parent relations in the theoretical background of integral individuality theory are discussed. Child-parent relations are metaindividual characteristics which are mediated by personality traits. Empirical study was organized to find differences among families with 1, 2 and 3 children. Correlation betweenpersonality traits and child-parent relation characteristics are also analyzed. The metaeffect (influence of parent individuality) depends on family size and child birth order.

Keywords: child-parent relations; family configuration;individuality;m etaindividuality.

интегральной

индивидуальности

Семью правомерно рассматривать в контексте понятия «метаиндивидуаль-ность»

Проблема детско-родительских отношений является одной из наиболее значимых как в отечественной, так и в зарубежной психологии, однако до настоящего времени она не находила своего изучения в рамках интегрального исследования индивидуальности. Восполнению пробела и посвящено данное исследование. Каким же образом семья с точки зрения детско-родительских отношений может рассматриваться в контексте теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина?

Разрабатывая теорию интегральной индивидуальности, В. С. Мерлин ввел понятие «метаиндивидуаль-ность», которое есть психологическая характеристика отношения людей к данной конкретной индивидуальности . Метаиндивидуальность определяется свойствами индивидуальности (например, свойства темперамента, личности) и особенностями социальных взаимодействий и контактных групп. Свойствами метаи-нидвидуальности являются статусы, стили лидерства-руководства, ценностно-ориентаци он ное единство группы. В работах, выполненных под руководством Б. А. Вяткина, к свойствам метаиндивидуальности стали относить и другие характеристики индивидуальности: устойчивость к стрессу, конфликтность, активность, общая культура.

Семью как социальную группу правомерно рассмо-тривать в контексте понятия «метаиндивидуальность», так как характеристики семьи удовлетворяют следующим теоретическим положениям:

Система социальных отношений, складывающаяся в семье, позволяет каждой индивидуальности устанавливать отношения с социальной действительностью и тем самым проявлять собственную индивидуальность в данной группе, проявлять собственную метаиндивидуальность;

Особенности социальной группы, в данном случае семьи (например, количество членов семьи и специфика отношений между ними) определяют характеристики метаиндивидуальности каждого члена;

Проявления метаиндивидуальности определяются индивидуальными свойствами и соответственно то, как будет происходить взаимодействие, опосредовано не только самой группой, но и характеристиками ее участников;

В основе метаиндивидуальности лежат свойства индивидуальности, т.е. взаимодействие в семье определяется теми характеристиками личности (или индивидуальности), которыми обладают родители и дети;

Изменения, которые происходят с родителями и ребенком в процессе их взаимодействия, можно обозначить термином метаэффект . Соответственно, исследуя особенности индивидуальности и специфику детско-родительских отношений в разных семьях, мы можем говорить о том, как проявляются эти свойства в детях.

Метахарактеристи- Данная идея рассматривалась в работах учеников

ки и мегаэффежт В.С. Мерлина, однако по отношению к другим выборкам. В основном исследовался метаэффект в системе «учителя - ученики». Свойства родителей также можно рассматривать как предикторы свойств детей и на основании этого говорить о проявлении метахарактеристик и метаэффекте.

В качестве иллюстрации подхода, реализованного в настоящем исследовании, можно предложить следующую схему. Свойства индивидуальности родителей, проявляясь в метаиндивидуальности, оказывают прямое влияние (стрелки 1, 2) на детей (метаиндивидуаль-ность и индивидуальность), но родители в свою очередь подвержены влияниям со стороны детей (стрелки 3, 4). В качестве собственно свойств индивидуальности можно рассматривать особенности темперамента и личности родителей и детей, а в качестве свойств, в большей степени являющихся метаиндивидуальными, - характеристики взаимодействия родителя и ребенка.

Представленная схема является первой попыткой взглянуть с позиции теории интегральной индивидуальности на проблему детско-родительских отношений и, естественно, требует дальнейшей проработки. Вместе с тем мы считаем, что вполне правомерным является

Схема 1. Взаимосвязь свойств индивидуальности и метаиндивидуальности родителей и детей

Личность родителя и родительский стиль

Детские черты как переменные, опосредующие связи с родителями

Эмоционально-личностные связи ребенка и родителей

рассмотрение результатов исследования свойств индивидуальности родителей и детей, опираясь на данный теоретический конструкт.

Кратко остановимся на ряде эмпирических фактов относительно взаимосвязей личности родителя и родительского стиля.

Как известно, «зрелая» родительская личность более успешно справляется с родительским функционированием . Впоследствии было проведено множество исследований, посвященных данному вопросу .

В целом эмоциональная стабильность, открытость опыту, доброжелательность и контроль импульсивности положительно связаны с позитивной родительской поддержкой и контролем . Экстраверсия более связана с негативным контролем, но также и с большей теплотой и поддержкой .

В некоторых исследованиях рассматривалась также роль детских черт как переменных, опосредующих связи между личностью родителя и его родительским функционированием . В частности, было показано, что положительные проявления такого свойства детского темперамента как самоконтроль, положительно связаны с материнской чувствительностью и приводят к стремлению матери позитивно регулировать поведение ребенка.

В целом большинство исследователей соглашаются с утверждениями о том, что важными личностными детерминантами родительского поведения являются эмоциональная стабильность, высокая экстраверсия, открытость новому и высокий самоконтроль, равно как и высокое стремление к достижениям и интернальный локус контроля. Такое сочетание черт обеспечивает детям больше поддержки, нежности, отзывчивости и интеллектуальной стимуляции практически независимо от возраста ребенка.

Естественно, что в отечественной психологии проблемы семьи также являются традиционным предметом изучения. В частности большой пласт работ посвящен исследованию эмоционально-личностных связей ребенка со взрослым . Рассматривается проблема привязанности и типы взаимодействия в диаде «родитель-ребенок», формирование образа «я». Исследуется проблема взаимосвязи родительского отношения к ребенку и родительского поведения по отношению к нему , способы регуляции родителем поведения ребенка . Стиль отношения к ребенку не является единым для всех взрослых членов семьи. В семье одновременно могут быть представлены несколько стилей отношения

Структура семьи и личностные особенности ее членов

Организация исследования

Различия между параметрами родительского отношения в семьях разного типа

к ребенку: отца, матери, бабушки и дедушки, которые как согласуются, так и противоречат друг другу .

Обсуждается проблема совместной деятельности ребенка и взрослого, где взрослый - это партнер, помощник и образец действий, то есть главная движущая сила психического развития.

Структура семьи (порядок рождения и количество детей в семье) опосредует взаимосвязи между когнитивными и личностными характеристиками. Влияние фактора порядка рождения на личностные характеристики ребенка в определенной степени опосредовано уровнем интеллекта .

Отдельным направлением является исследование семей с двумя детьми. В исследовании И.Е. Козловой показано, что старшие дети по сравнению с младшими в большей степени склонны к конфликтному, доминирующему поведению в отношении сиблинга*. Антагонизм в сиблинговой паре связан с низким уровнем родительского принятия и эмоциональной близости с детьми .

Для подробного изучения внутрисемейных средовых факторов, характеристик метаиндивидуальности, проявляющихся в семье, нами было организовано исследование на выборках семей разного типа. Были привлечены выборки трех типов семей: многодетная, имеющая трех детей (45 семей); сиблинговая, имеющая двух детей с разницей в возрасте от четырех лет (30 семей); семья с одним ребенком (50 семей). Возраст родителей: матери М = 40,48; SD = 3,65, отцы М = 42,04; SD = 4,85, матери одного ребенка М = 40,12; SD = 4,47; отцы одного ребенка М = 43,10; SD = 3,57, возраст детей: старший ребенок в семье М = 14,68; SD = 2,19, младший ребенок в семье М = 11,12; SD = 2,43, ребенок в однодетной семье М = 11,67; SD = 2,90.

Методами диагностики свойств личности родителей стали опросник Г. Айзенка EPI, опросник субъективного контроля Дж. Роттера. Характеристики мета-индивидуальности оценивались по опроснику И.М. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» .

Различия в показателях родительского отношения также могут являться свидетельством того, что дети испытывают на себе влияние родительского отношения не как общего средового фактора, а как индивидуального, так как к старшему и младшему ребенку родители относятся по-разному и соответственно создают разные условия среды.

* Сиблинги (от англ. siblings) - братья и сестры от общих отца и матери.

Таблица 1

Значимые различия в родительском отношении к детям в сиблинговой семье

Показатель родительского отношения Старший Младший t- значение*

Ср.ар. (ст.откл.) Ср.ар. (ст.откл.)

Требовательность 16,24 (2,97) 15,45 (3,31) -

Строгость 13,78 (2,98) 13,47 (3,65) -

Контроль 16,88 (2,69) 15,21 (2,45) 3,12

Близость 17,07 (3,62) 17,79 (3,72) -

Принятие 17,02 (1,94) 17,12 (2,08) -

Сотрудничество 17,96 (3,26) 17,36 (4,06) -

Согласие 14,43 (2,12) 15,15 (4,52) -

Последовательность 17,98 (3,37) 17,91 (4,06) -

Удовлетворенность отношениями 19,67 (3,81) 19,00 (3,95) -

уровень значимости р < 0,01

Результаты исследования многодетных семей

Из 10 параметров родительского отношения только по двум есть статистически значимые различия (р < 0,001) между отношением родителей к старшему ребенку и младшему (Табл. 1). Это показатели «контроль» и «авторитетность» родителя по отношению к старшему ребенку. Родители проявляют больше контроля за старшим, чем за младшим ребенком.

В многодетной семье отношение родителей отличается для старшего, среднего и младшего ребенка (Табл. 2). Параметром, по которому обнаруживается различие при сравнении всех трех групп, является контроль ребенка, причем значения контроля являются наиболее высокими по отношению к младшему ребенку, затем к старшему и среднему. Такая ситуация представляет интерес, так как старший и младший находятся на границе подросткового возраста, а второй ребенок - в середине. Высокий контроль младшего ребенка связан с его позицией в семье и необходимостью проявлять не только заботу, но и осуществлять действия, ограничивающие или корректирующие поведение. Старший ребенок подходит к юношескому возрасту и, вероятно, появление новых поведенческих особенностей заставляет родителей проявлять дополнительный контроль.

Отношение к среднему ребенку практически не отличается от отношения к младшему, что может объясняться как близостью возрастов, так и тем, что для родителей младший и средний являются одной группой, и отношения с ними выстраивается одинаково. Отличие в отношении к старшему по сравнению со средним ребенком связано с характеристиками требо-

Таблица 2

Значимые различия в родительском отношении к детям в многодетной семье

Показатели родительского отношения Старший Средний Младший Означение*

Ср.ар. (ст.откл.) Ср.ар. (ст.откл.) Ср.ар. (ст.откл.) Ст-Ср Ст-Мл Ср-Мл

Требовательность 15,52 (1,79) 14,52 (2,25) 14,44 (2,15) 2,41 2,68 -

Строгость 14,48 (2,26) 14,69 (2,57) 14,13 (2,84) - - -

Контроль 16,53 (1,69) 14,38 (1,70) 15,40 (1,86) 6,23 3,13 -2,81

Близость 15,29 (2,92) 15,25 (2,79) 16,10 (2,55) - - -

Принятие 16,58 (2,09) 15,71 (1,65) 16,18 (1,98) 2,28 - -

Сотрудничество 17,63 (2,53) 15,52 (2,68) 16,56 (2,96) 3,95 - -

Согласие 15,04 (1,96) 14,27 (2,86) 14,65 (3,02) - - -

Последовательность 15,52 (2,94) 17,33 (2,75) 17,31 (3,13) -3,12 -2,89 -

Удовлетворенность отношениями 17,00 (3,56) 16,21 (2,92) 17,00 (3,05) - - -

* уровень значимости р<0,01

вательности, принятия, сотрудничества и авторитетности родителей, которые проявляются по отношению к старшему. К младшему ребенку родители относятся с меньшей требовательностью и являются для него меньшим авторитетом, но более последовательны в воспитательных воздействиях по сравнению со старшим ребенком.

В семьях разного типа отношение к старшим и младшим детям отличается по одним и тем же параметрам. Родительское отношение различается по показателю контроля: родители больше контролируют старшего и считают себя большим авторитетом для него.

Родители вне зависимости от типа семьи создают разную среду для детей, при этом можно говорить о параметрах, которые являются независимыми от конфигурации семьи, а есть и такие, которые проявляются в семьях определенного типа, определяя специфику внутрисемейной среды.

Тип семьи, следует рассматривать скорее как фактор общей среды, а специфику отношений в семье как факторы индивидуальной среды, так как именно в них проявляются различия между детьми и родителями.

Результаты корреляционного анализа показателей отношения к старшему и среднему ребенку достаточно схожи. Выявлено, что удовлетворенность отношениями со старшим и средним связана с нейротизмом и интернальностью в разных сферах, общая интерналь-ность связана с принятием и последовательностью родителей, а интернальность в области семейных отно-

Показатели свойств личности родителей и параметров родительского взаимодействия в многодетной семье

Младший ребенок в семье и отношение к нему родителей

Специфика отношений к старшему, среднему и младшему ребенку

Удовлетворенность и интернальность

шений - с близостью и согласием с действиями ребенка. Половина взаимосвязей личностных свойств и показателей отношений к старшему и среднему ребенку совпадает: большее число специфических связей наблюдается для показателей отношения к среднему ребенку, чем к старшему. Это означает, что в целом к первым детям в многодетной семье отношение является достаточно схожим: центральное место в структуре взаимосвязей занимают параметры удовлетворенности отношениями и интернальности.

Взаимосвязи параметров отношения к младшему ребенку и личностных свойств родителей имеют большую специфику, по сравнению с отношением к старшим детям.

По отношению к младшему ребенку большую роль играет невротизм родителя, то есть эмоционально нестабильные родители будут склонны к проявлению строгости, отвержения и отстраненности от младшего ребенка. Высокий уровень экстраверсии связан с проявлением большей эмоциональной близости. Интернальность в меньшей степени связана с отношением к младшему ребенку по сравнению со старшим и средним. Так, показателями, наиболее связанными с проявлениями уровня субъективного контроля, являются эмоциональная близость и удовлетворенность отношениями.

Сравнивая между собой взаимосвязи личностных свойств и параметров отношений к старшему, среднему и младшему ребенку, можно утверждать, что у родителей в многодетной семье уровень интернальности в наибольшей степени связан с отношением к старшим детям (старшему и среднему), а отношения к младшему в больше степени связаны с эмоциональной стабильностью.

При сравнении структур взаимосвязей личностных свойств и показателей родительского отношения обнаруживаются три связи, повторяющиеся независимо от порядкового номера возраста ребенка. Это взаимосвязи удовлетворенности и интернальности (общей и в области достижений) и близости с ребенком и интернально-сти в семейных отношениях. Наличие данных связей по отношению к детям с разным порядковым номером означает, что эти взаимосвязи являются независимыми и достаточно устойчивыми. Большее сходство в структуре взаимосвязей обнаруживается в отношении к старшему и среднему ребенку, чем в отношении к младшему. Отношение к младшему ребенку в большей степени связано с экстраверсией и нейротизмом, тогда как отношение к страшим и средним детям в большей степени

Личностные свойства родителей и параметры отношения к единственному ребенку

Связи, общие для всех типов семей

Проявление специфики разных

связано с интернальностью. Такие факты дают основание утверждать, что личностные свойства родителей по-разному определяют отношение к детям, и соответственно для детей создается разная среда.

Рассмотрим взаимосвязи свойств личности и параметров отношений у родителей сиблингов. В целом структура взаимосвязей параметров родительского отношения и личностных черт к старшему и младшему сиблингу отличаются незначительно. Центральное место занимают проявления родителем «непоследовательности -последовательности» в требованиях по отношению к ребенку. Так, эмоционально стабильные родители с внутренним локусом контроля (особенно в отношении внутрисемейного взаимодействия) будут демонстрировать постоянство и стабильность требований.

Взаимосвязи в группе родителей, имеющих единственного ребенка - подростка, заключаются в следующем: чем выше уровень невротичности родителя, тем в большей степени он проявляет контроль и эмоционально отдаляется от старшего ребенка. Высокий уровень экстраверсии связан с проявлениями последовательности, а принятие родителем на себя ответственности за семейную ситуацию - с более высоким авторитетом у ребенка - подростка. Также обнаружено: чем выше уровень субъективного контроля, тем большее согласие в детско-родительском взаимодействии.

У родителей единственного ребенка (младшего школьника) обнаружено, что чем выше уровень субъективного контроля в разных сферах, тем выше удовлетворенность отношениями с ребенком, меньше проявления строгости и контроля.

Рассматривая корреляционные взаимосвязи параметров родительского отношения в трех типах семей в целом, можно обнаружить связи, общие для всех типов семей. Это взаимосвязь интернальности и согласия с ребенком, а также последовательности в родительских требованиях по отношению к старшему ребенку. В выборках многодетных родителей и родителей, имеющих одного ребенка, общими являются связи уровня субъективного контроля и удовлетворенности отношениями с младшим ребенком.

Специфика семей проявляется в следующем:

Высокий уровень невротизма в целом больше присущ матерям, чем отцам, а уровень интернальности наиболее низок у родителей из многодетной семьи.Экстра-версия не является параметром, значимо отличающимся у родителей в разных семьях.

Для родителей из многодетной семьи наиболее значимым личностным свойством по отношению к старшему ребенку является интернальность, а к младшему - невротизм.

В сиблинговой семье последовательность родителей в отношении старшего и младшего ребенка является характеристикой, в наибольшей степени зависящей от личностных свойств.

В семье с одним ребенком обнаруживается малое число связей свойств личности и характеристик родительского отношения. Удовлетворенность родителей отношением с единственным ребенком - младшим школьником находится во взаимосвязи с интернально-стью, однако это не обнаруживается в выборке родителей, имеющих и старших детей.

Полученные данные дают основание утверждать, что личностные свойства родителей по-разному связаны с отношением к детям разного возраста в разных типах семей. Вместе с тем тип семьи определяет структуры взаимосвязей метаиндивидуальных и интраин-дивидуальных свойств. Кроме того, можно обоснованно говорить о проявлении метаэффекта родителей в семьях разного типа по отношению к детям в связи с порядком их рождения.

1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

2. Вяткин БА., Щукина М.Р. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. - М., 1999.

3. Clark LA, Kochanska G, Ready R. Mothers" personality and its interaction with child temperament as predictors of parenting behavior // Journal of Personality and Social Psychology. - 2000. - Vol. 79. - P. 274 - 285.

4. Belsky J., Barends N. Personality and parenting // Handbook of parenting / M.H. Bornstein ^d.). - 2-nd ed. Children and parenting. - New Jersey, 2002. - Vol. 1. - P. 415 - 438.

5. Kochanska G, Clark LA, Goldman M.S. Implications of mothers" personality for their parenting and their young children"s developmental outcomes // Journal of Personality. - 1997. - Vol. 65. - P. 387 - 420.

6. Mangelsdorf S, Gunnar M, Kestenbaum R. Infant proneness-to-distress temperament, maternal personality and mother-infant attachment: Associations and goodness of fit. // Child Development. - 1990. - Vol. 61. - P. 820 - 831.

7. Metsapelto R-L, Pulkkinen L. Personality traits and parenting: neuroticism, extraversión, and openness to experience as discriminative factors // European Journal of Personality. - 2003. - Vol. 17. - № 1. - P. 59 - 78.

8. Kochanska G., Aksan N. Children"s Fearfulness as a Moderator of Parenting in Early Socialization: Two Longitudinal Studies // Joy Developmental Psychology Copyright. - 2007. - Vol. 43. - № 1. - P. 222 - 237.

9. Karreman A. The relation between parental personality and observed parenting: The moderating role of preschoolers" effortful control // Personality and Individual Differences. - 2008. - Vol. 44. - Р. 721 - 732.

10. Смирнова Е.О., Быкова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 35 - 48.

11. Мухина В.С., Хвостов АА. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. - 7-е изд., испр. и доп. - М., 2009.

12. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1996. - №3. - С. 14 - 26.

13. Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д. Влияние размера семьи и порядка рождения детей на взаимосвязь когнитивных и личностных характеристик // Психологические исследования: электрон.науч. журн., 2011. -№ 5(19). URL: http://psystudy.ru (время доступа 20.12.2011).

14. Козлова И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях // Психологические исследования: электрон.науч. журн., 2010. - № 4(12). URL: http://psystudy.ru (время доступа 20.12.2011).

Готовые задания по дисциплине "Психолого-педагогическое сопровождение семьи"

Введение Список литературы Выдержка из работы

Тема 3. Конфигурация семьи и ее влияние на процесс и результат семейного воспитания
Задание 1. Напишите эссе «Влияние конфигурации моей семьи на процесс и результат семейного воспитания».
Задание 2. Разработайте психолого-педагогические рекомендации для родителей. Воспитательная ситуация в неполной семье.

1. Васягина, Н. Н. Диагностика и коррекция самосознания матери [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.] , 2010. - 167с. Кол-во экз. : 5
2. Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст] : монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2013. - 309 с. Кол-во экз. : 5
3. Васягина, Н. Н. Мать как субъект социокультурного пространства [Текст] : монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2010. - 339 с. Кол-во экз. : 5
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии / О. А. Карабанова. - М. : Гардар ики, 2008. - 320 с. Кол-во экз. : 5
5. Основы семейного воспитания [Текст] : учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева [и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. - М. : Академия, 2010. - 192 с. Кол-во экз. : 5
6. Педагогическое сопровождение семейного воспитания [Текст] : программы родит. всеобуча / авт.-сост. В. А. Березина; под ред. О. И. Волжиной. - СПб. : КАРО, 2012. - 144 с. Кол-во экз. : 3
7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов фак. педагогики, психологии и социал. работы / Е. И. Артамонова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. - М. : Академия, 2008. - 192 с. Кол-во экз. : 3

Отношения с бывшим (или несостоявшимся) супругом следует выяснять без ребенка;
в момент и после развода (или после смерти родителя) стоит обратить внимание, что это огромный стресс в большей степени, для вашего ребенка (помочь с ним справиться; постараться сохранить общение ребенка со вторым родителем, если оно объективно не деструктивно для ребенка);
для одиноких пап важно проявлять больше чувствительности к ребенку, восполнять эмоциональные потребности ребенка, выражать терпение и научиться любить ребенка просто так (в отличие от природной мужской любви «за что-то»);
одинокая мама должна дополнять свое поведение мужской строгостью, требовательностью, показателем своего положения главенства в семье, но оставляя за собой и материнские качества;
не стоит пренебрегать и отказываться от п омощи окружающих;
контролируйте количество времени, необходимое для общения с ребенком и постарайтесь увеличить его в случае необходимости (рассмотрите альтернативные варианты работы, например, на дому);
особо тщательно анализируйте состояние дел в школе вашего ребенка, его круг общения, времяпровождение, плохие привычки (в разведенных семьях подростки чаще советуются со своими друзьями, чем с родителями);
изучите законодательные возможности материальной помощи от государства, обратите внимание на центры, школы, сады с группой продленного дня, с полным рабочим днем;
организуйте время от времени веселье и отдых с ребенком, включая развлечения, которые свойственны полу ребенка

Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы. Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.

Сохранение семейных ценностей, поддержка института семьи и брака являются одними из важнейших задач в условиях сложной демографической ситуации в современной России. В данной статье рассматриваются основные меры государственной поддержки семьи, осуществляемые на территории Приволжского федерального округа.

Аймалетдинов Т. , Игушкина О.Н. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. Т. 1. № 125. С. 40-50.

На основе анализа теоретических разработок, а также данных эмпирических исследований и статистических наблюдений проанализировано современное состояние рождаемости в зарубежных странах и России. Выявлена и описана зависимость уровня рождаемости от общественных оценок внешней экономической среды, установок гендерного равенства и отношения к системе национального здравоохранения. Описываются наиболее значимые факторы увеличения числа бездетных семей в российском обществе с позиций распространенных сегодня концепций социально-демографического анализа. Приводятся основные статистические показатели России по числу одиночных домохозяйств, разводов, рождаемости, оценке консервативности граждан. Рассматриваются не только современные демографические тенденции, они детально интерпретируются в контексте современных социологических, в частности гендерных исследований. Подробно описывается влияние регионального и религиозного факторов на внебрачную рождаемость. Описываются современные демографические теории, возникшие в связи с изменением позиций женщин в обществе. Основные гипотезы подтверждаются данными всероссийских опросов, проведенных в России за последние несколько лет. Показано, что гендерное равенство в публичной сфере приводит к росту экономической независимости женщины, что может стимулировать рождаемость посредством понижения социальных рисков. Однако культурные изменения могут привести к разным исходам в зависимости от того институционального макроконтекста, в который они вписаны. Это позволяет сделать вывод о непременной важности сочетания социологических исследований с экспериментальными психологическими подходами. Акцентируя внимание на гендерном равенстве в приватной и публичной сферах, авторы приходят к неожиданным выводам: при усилении тенденции равенства мужчин и женщин рождаемость не продолжит снижение (как это происходит в последние десятилетия), а, наоборот, повысится.

Кучмаева О. В. , Петрякова О. Л. В кн.: Молодежь - культура- политика: Историческая память и цивилизационный выбор: VIII юбилейные Панаринские чтения /Сборник статей. М.: МАКС Пресс, 2012. С. 405-417.

Доклад посвящен проблемам взаимосвязи процессов трансформации института семьи и формирования ценностных ориентаций молодого поколения. Выводы доклада построены на данных статистики, переписей населения и результатах выборочных обследований, в том числе и проведенных с участием авторов.Рассматриваются изменения в сфере брачного и репродуктивного поведения. Сделан вывод об изменении идеальной модели семьи, взаимосвязи представлений об желаемой модели семьи и системе жизненных ценностей, смене воспитательных стратегий в сторону качеств, обеспечивающих личный успех и независимость.

Монография посвящена проблемам анализа трансформации института семьи в России. Подробно рассмотрена роль семьи в современном российском социуме. Описываются существующие подходы к трансформации института семьи и выделяются факторы, определяющие происходящие изменения. Особое внимание уделено роли социально-экономических факторов в процессе трансформации института семьи. Материалы монографии могут быть полезны специалистам, занимающимся изучением современной семьи, разработкой мер семейной политики, демографам и экономистам, работникам социальной сферы.