Инструменты

Кто такой оракул в древней греции. Оракул Древней Греции: зачем обнажались предсказательницы

Кто такой оракул в древней греции. Оракул Древней Греции: зачем обнажались предсказательницы

Дельфийский храм Аполлона Пифийского стоял в величественной местности, на круглой скале, на высоте 2.000 футов над долиной Плиста. Конусообразный камень, на который изливалась в этом храме кровь жертвенных животных, считался центром земли (подробнее – см. в статье Дельфийский храм Аполлона). Под храмом была пещера оракула, где из узкой расселины выходил темный газ, производивший наркотическое действие. Над этою расселиной был искусственный грот первобытной постройки, сложенный из пяти огромных камней, и время основания самого храма относится к незапамятной древности. Легенда говорила, что строителями храма были два художника из города Орхомена. У Гомера уже говорится о сокровищах, находящихся за «каменным порогом» бога Аполлона на скалах пифийских полей (Илиада , IX,405). При Дельфийском храме, имевшем оракул, посещаемый множеством народа, возникло в давней древности жреческое государство, подобное тем, какие существовали при храмах на Востоке, и сложившееся, быть может, под влиянием понятий, приобретенных дорийскими переселенцами на Крите и в Малой Азии и переданных ими дорийцам, оставшимся в Греции.

Значение этой жреческой общины в истории Греции огромно. Дельфийским храмом управляла коллегия пяти «святых» или верховных жрецов , которые избирались из самых древних и знатных дельфийских фамилий; сан их был пожизненный. Под их заведованием находились два жреца, совершавшие богослужение, и несколько «пророков», находившихся при пифии, устами которой давал свои ответы оракул, и записывавших её слова. Пифия избиралась из благородных дельфийских фамилий. Прежде, в этот сан выбирали девушку, впоследствии пожилую женщину; по вступлении в сан, она должна была вести святую, чистую жизнь, потому что её устами давал откровения Аполлон. Сначала был лишь один день в году, назначенный для того, чтобы вопрошать оракула. Позже когда число спрашивающих увеличилось, возросло и число дней, в которые оракул давал ответы.

Пифия дельфийского оракула готовилась к прорицанию постом, омовениями, обрядами очищения, жевала лавровые листья, облачалась в длинную одежду и с распущенными волосами садилась на золотой, устланный лавровыми ветвями треножник, поставленный над щелью, из которой шел газ. Действие газа скоро вызывало в ней бред; она в этом состоянии произносила отрывочные слова, а стоящие около неё пророки записывали их, и составляли на основании их ответы, изложенные стихами. Смысл стихов был темный, поддававшийся разным толкованиям. Составив ответ, пророки отдавали его вопрошавшему, который дожидался в комнате над гротом. Итак, ответы пифии не были продуктами пророческой экзальтации; пифия утрачивала самосознание; её личный разум угасал; тем чище передавали её уста голос божества; – так понимали греки пророчествование пифии. Состояние, в какое приводил ее газ, было тяжелое, болезненное. И собственно говоря, ответы, получаемые спрашивающими у оракула, принадлежали не пифии, а её помощникам.

Дельфийская пифия. Художник Джон Кольер, 1891

Пещера пифии была соединена темною, наполненной благоуханием галереею с тем отделом храма, который был самым священным, и в котором находились камень, обозначавшей середину земли, и жертвенник с неугасимым огнем. Вопрошающий оракула приносил на этом жертвеннике какое-нибудь животное, обыкновенно козу; к вопрошению оракула и, жертвоприношению он приготовлялся омовениями и обрядами очищения. После, когда храм стал богат, в священнейшем отделе его стояла золотая статуя Аполлона. Дельфийский храм, посещаемый множеством поклонников, сделался центром обширного рынка; обильные приношения, накопляясь в храме, образовали огромную массу богатств. Храму принадлежали земли, возделываемые подвластными ему поселянами или рабами, и дававшие большой доход. В начале VI века до Р. Х. после Первой Священной войны в собственность храму были отданы все земли города Криссы. Это был целый округ, доходивший до моря, на берегу которого, при устье Плиста, была пристань, местечко Кирра.

Дельфийский оракул, у которого греки спрашивали совета во всех важных делах, был теократическим учреждением, имевшим большое влияние на ход развития государственной и народной жизни эллинов. Он укрощал дикость буйных нравов силою гуманности, содействовал отмене приношения людей в жертву, обуздывал самоуправство, смягчал междоусобицы, кровомщение, другие грубые обычаи, помогал развитию земледелия и всех мирных занятий, требовал, чтобы виновные в убийстве искупали свой грех покаянием; он пробуждал и укреплял чувство национального единства, поставив догматом веры общность происхождения всех греков от Девкалиона и Эллина . Он охранял выработавшиеся у греков религиозные понятия и богослужебные обряды от нововведений и искажений, придавал верованиям и богослужению общий национальный характер. Праздники, совершавшиеся при храме дельфийского оракула, давали основу для правильного счета времени. Оракул содействовал расширению греческой культуры на страны варваров, посылая колонии , указывая пути для торгового мореплавания, поддерживал связи колоний с родиною и её религиозными учреждениями; он возвышал и освящал государственную жизнь, влагая религиозный элемент во все общественные дела. Жреческая корпорация, органом которой служил оракул, обладала многосторонними знаниями, богатым запасом житейского опыта; к ней шли сведения со всех краев обширного греческого мира; поэтому она была в состоянии давать разумные советы, которые были принимаемы с уважением, как откровение Аполлона. Греческий народ и в счастье и в несчастье сохранял полное доверие к ответам дельфийского оракула, исполнял его советы с наибольшим послушанием. Уважение к дельфийскому оракулу стало уменьшаться у греков лишь в поздние времена, когда жреческая корпорация храма стала за золото служить орудием интриг.

Эллинам не было причин раскаиваться в своем доверии к советам дельфийского оракула. Святые мужи на светлой высоте Парнаса стояли в стороне от распрей между племенами и государствами, зоркость их взгляда на политические дела не была омрачена личным участием в борьбе и вообще они имели точные сведения о положении государств; потому они могли судить правильнее и беспристрастнее, чем большинство политических деятелей, ослепляемых страстями, запутанных в раздоры, неспособных смотреть на дела с точки зрения национальных интересов. Дельфийская жреческая коллегия обладала тою рассудительностью, которая передается от поколения поколению в духовных корпорациях. Дельфийские жрецы были проницательны, практичны, хорошо знали людей, умели понимать трудные житейские вопросы. Но они с большим тактом воздерживались от решительных суждений, уклонялись от резкого вмешательства во внутренние дела государств, не вступались за слабых, не запрещали войн. Советы и повеления, которое давал их оракул, были религиозными наставлениями о том, как отвратить от государства гнев богов, или внушениями о надобности установить тот или другой закон.

Но успешнее всего действовал дельфийский оракул, когда давал советы основывать колонии; влияние дельфийских жрецов на ход колонизации было самое благотворное. Дельфийский оракул внушал грекам основывать колонии в Сицилии, в Южной Италии , в Галлии , в Ливии . Первым делом колонистов обыкновенно было – построить на берегу жертвенник Аполлона; все колонии считались принадлежащими Аполлону и постоянно посылали приношения в дельфийский храм. Служение Аполлону в главном его святилище было общее всем греческим племенам и государствам, потому слова пифии повсюду принимались с верою; быстрое развитие колоний свидетельствовало о практичности повелений оракула, который не столько пророчествовали о будущем, сколько давал советы о том, как следует поступить в данных обстоятельствах. Действуя с замечательною верностью своим принципам, дельфийская жреческая корпорация умела в продолжение многих веков поддерживать авторитет своего оракула. Неизменность характера его деятельности среди изменчивости всего кругом него внушала доверие к нему, казалась свидетельствующею о божественности его. В греческих государствах было много волнений и смут, затемнявших чувство справедливости, пробуждавших мучительные сомнения; тем радостнее принимали греки божественные советы дельфийского оракула, разрешавшие их недоумения. Когда люди не знают, как им поступить, то всякое решение – отрада для них.

Легендою о происхождении всех греков от Девкалиона и Эллина дельфийская жреческая корпорация много содействовала развитию общего национального чувства в греках всех племен. Легенда говорила, что союз амфиктионов установлен сыном Девкалиона, Амфиктионом; имя «греки», которым называли эллинов западные племена, легенда производила от имени сына Пандоры , дочери Девкалиона. Таким образом, дельфийские жрецы выработали понятие о национальном единстве всех греческих племен, идею общего отечества, общности происхождения, и камень в дельфийском храме, обозначавшей середину земли, обозначал также, что этот храм – центр национальной жизни эллинов.

Происхождение

Как и другие оракулы, пифия давала предсказания в строго определённые дни - только в седьмой день месяца, притом на зиму святилище закрывалось. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающие должны были приносить в Дельфах обильные жертвы . Люди попроще поэтому обращались не к пифии, а к бродячим прорицателям. Дельфский оракул был закрыт в 393 году по приказу императора-христианина Феодосия Великого как оплот язычества.

Сивиллы и мантика

Уникальность оракулов состояла в том, что они воспринимались как врата, через которые можно было напрямую общаться с божеством, задавать ему вопросы. В эпоху эллинизма конкуренцию оракулам стали составлять сивиллы - прорицательницы, разбросанные по окраинам греческого мира. В отличие от оракулов, они не отвечали на обращённые к ним запросы, а в экстазе пророчили предстоящие людям бедствия. Изречения сивилл заносились в особые книги , к которым в Древнем Риме обращались только с особого разрешения сената .

В отличие от оракулов, сивиллы могли представлять собой общее наследие всех индоевропейских народов - подобные предсказатели известны у кельтов , они описаны в «Рамаяне » и «Махабхарате », у славян ту же функцию выполняли вещие волхвы , у германцев - Вельва и Веледа .

От оракулов и сивилл следует отличать жрецов, которые занимались мантикой , - толкованием знаков, ниспосылаемых богами . В Древнем Риме к их числу относились авгуры , толковавшие поведение птиц, и гаруспики , гадавшие по внутренностям жертвенных животных.

Смотри также

Примечания

Литература

  • Е. В. Приходько. Оракулы в греческой литературе // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: 1994. С. 191-197.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Оракул" в других словарях:

    - (лат. oraculum, от orare говорить, испрашивать). 1) прорицатель; загадочное изречение, неопровержимо высказанное. 2) изречения богов. 3) человек, изрекающий что либо, подобно оракулу, словам которого дают особенную веру. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    Храм бога, в котором жрецы предсказывали будущее и давали ответы на затруднительные вопросы обращающихся к оракулу людей. Иногда “оракул” сам ответ жрецов. Наибольшей известностью в Греции пользовался Пифийский оракул Аполлона в городе Дельфы.… … Энциклопедия мифологии

    См … Словарь синонимов

    ОРАКУЛ, оракула, муж. (лат. oraculum). 1. В античном мире храм, куда обращались за предсказаниями жрецов от имени божества (ист.). Дельфийский оракул. 2. Само прорицающее божество (ист.). «Как вдруг о чудо, о позор! заговорил оракул вздор, стал… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. oraculum, oro – говорю, прошу) – у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, якобы исходившее от божества и передававшееся жрецами вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. Перен. – оракул – человек, все … Энциклопедия культурологии

    оракул - а, м. oracle m. <лат. oraculum изречение, пророчество, прорицание. БАС 1. 1. У древних греков, римлян и народов древнего Востока прорицание, якобы исходящее от божества и объявленное жрецом. БАС 1. Несмысл приемлет слова сии за оракул. 1783. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Оракул - (oracle), место, обычно в святилище, где древн. греки, римляне и нек рые народы Востока обращались к своим божествам за советом или предсказанием. К самым знаменитым О. античного мира относятся: Дельфы, Дидимы на побережье М. Азии, Додона в Эпире … Всемирная история

    - (латинское oraculum, от oro говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передаваемое через жрецов вопрошавшим, а также определённое место, где оглашалось предсказание. В Греции наибольшей известностью пользовались… … Современная энциклопедия

    - (лат. oraculum от oro говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передававшееся жрецами от имени божества вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. В переносном смысле человек, все суждения… … Большой Энциклопедический словарь

    ОРАКУЛ, а, муж. 1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любые вопросы. 2. перен. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной (ирон.). | прил. оракульский,… … Толковый словарь Ожегова

    Муж., лат. прорицатель, предвещатель, вещий; | прорицалище, место, заведенье, где предсказывают. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги

  • Оракул , Фад Роман Алексеевич , Впервые! Оракул от Романа Фада с Мандалой и фирменным королевским амулетом, усиливающим действие всех предсказаний! Оракул от Романа Фада - это уникальная книга-гадание, которая поможет вам… Категория:

История Древней Греции полна парадоксов и противоречий. Такого невероятного конгломерата взаимоисключающих компонентов не было, пожалуй, ни у одной цивилизации. Греция состояла из десятков государств, которые постоянно друг с другом воевали, мирились, образовывали недолговечные союзы и снова воевали. Однако, как только возникала внешняя угроза, греческие полисы легко забывали старые обиды, объединялись и давали отпор врагу. При этом одни из государств были демократиями, другие тираниями. Монархии соседствовали с республиками, аристократы и демос то яростно враждовали, то мирно сосуществовали.

Суровый аскетизм Спарты соседствовал с гедонизмом Коринфа, что не мешало им быть союзниками, в то время как просвещенные эстеты из Афин и Лесбоса пребывали в постоянной вражде. Ионийский, аттический и дорический диалекты отличались между собой почти так же, как русский язык от белорусского и украинского, однако, все это не мешало грекам осознавать себя единым народом. Объединяли Элладу в неразрывное целое общая культура и общая религия. О культуре разговор особый, а вот о религии мы и поговорим.

Боги и оракулы.

Грань между священным и обыденным в античные времена была тонкой и зыбкой. Боги населяли не только Олимп, но и леса, реки, ручьи, горы, небо и моря. Само собой, они навещали храмы, а так же специальные места (рощи, пещеры и т.д.), где проводились жертвоприношения, гадания и мистерии. Греческий пантеон был необъятен. Кроме олимпийских богов в нем состояли титаны, бесчисленные нимфы, сатиры и разнообразные божества природных стихий.

Время от времени они появлялись среди людей и вмешивались в их дела самым непосредственным образом. Некоторые люди в свою очередь, вмешивались в дела богов и даже сами становились богами после смерти. Многие аристократы могли похвастаться божественным предком, а любой простолюдин мог получить мистическое откровение во время священных церемоний. Отношения греков со своими богами были весьма фамильярными. С ними советовались по любому более-менее важному случаю. Свадьбы, путешествия, сделки, лечение, войны, дипломатические союзы и строительство курятника не начинались без предварительной консультации с высшими силами. Благо, узнать божественное мнение было несложно. Святилища-оракулы были практически в любом, даже самом заштатном городке, однако, и в этом деле наблюдалось невероятное разнообразие.

В Олимпии жрецы Зевса гадали по внутренностям животных и по пламени жертвенного огня. В Кларосе прорицатель пил воду священного источника и говорил стихами от имени Аполлона. В Патрах жрецы Деметры давали оракулы больным, используя для этого зеркало, опускаемое на веревке в колодец. В Фарах на площади стояла статуя Гермеса и перед ней жертвенник. Тот, кто хотел услышать пророчество бросал монетку в специальную урну, воскурял благовония и задавал статуе свой вопрос, потом затыкал уши и уходил. Дойдя до края площади, человек открывал уши и первые слова, которые он слышал, считались ответом бога. В Эгире жрица пила бычью кровь, после чего на нее находило озарение, и она пророчествовала от имени Геи.
Оракулы имели не только боги, но и обожествленные герои – Геракл, Асклепий, Трофоний, Амфирай и Амфилох. Ну и, само собой, помимо официальных жрецов практически в каждом городе были толкователи снов и гадатели, занимавшие свою скромную нишу на рынке божественных откровений.

Естественно, не все оракулы были в равной мере почитаемы. Одни имели лишь местное значение, другие славились по всей Греции, а у порога некоторых вместе с простолюдинами толпились с драгоценными дарами цари, аристократы и посланники зарубежных правителей.

Самым древним оракулом на территории Греции был оракул Зевса и Дионы в Додоне, городке, распложенном в области Эпир (Северная Греция), в 20 км к югу от современной Янины. Судя по всему, этот оракул существовал еще до появления греков на Балканах, то есть как минимум за 2500 лет до н.э. Геродот сообщает, что святилище возникло после того, как на священный дуб села голубка и заговорила человеческим голосом. Самому «отцу истории» эта легенда казалась не особо правдоподобной, но более достоверных данных о возникновении оракула в Додоне не сохранилось.

Судя по всему, изначально в Додоне находилась священная дубовая роща, посвященная богине пеласгов Дионе. Потом пришли греки со своими богами. Зевс и Диона каким-то образом нашли общий язык, и священная роща стала общей для обоих богов – жрецы пророчествовали от имени Громовержца, а жрицы от имени Дионы, которую местные жители упорно считали его супругой. Мнение Геры по этому поводу их не интересовало.

Историки и литераторы сообщают о нескольких способах получения оракула в Додоне. Жрецы вслушивались в шелест листьев священного дуба, в воркование голубей и в журчание ручья, протекавшего через рощу. Так же использовался метод вытягивания жребия. Ответ бога жрец записывал на деревянной дощечке или оловянной пластине и вручал вопрошающему. Немало таких пластин было найдено при раскопках на месте святилища.

Слава Додонского оракула была вполне заслуженной. Здесь Одиссею было предсказано, что он умрет руки собственного сына, из-за чего герой изгнал Телемака из Итаки. Судьба сыграла с Одиссеем злую шутку. В полном соответствии с предсказанием он был убит, но другим своим сыном Телегоном, рожденным от Цирцеи (Кирки), о существовании которого и не подозревал.

Перед тем как отправиться в рабство, в Додоне побывал Геракл и получил совершенно недвусмысленное предсказание «Либо ты погибнешь, либо будешь счастлив». Как известно, Геракл не погиб. Он стал рабом лидийской царицы Омфалы и весьма недурно провел у нее три года, обогатив род царицы и ее прекрасных служанок своим полубожественным генофондом.

Из древесины додонского дуба была изготовлена статуя Афины, украшавшая нос легендарного «Арго». Благодаря этому сам корабль стал плывущим оракулом и не раз предупреждал аргонавтов о грозящих опасностях.

Если обратиться к более близким к нам временам, то нельзя не упомянуть о предсказании, которое получили в Додоне спартанцы накануне битвы с фиванцами и их союзниками при Левктрах. Непобедимой доселе Спарте было предсказан полный разгром, что и произошло. Примечательно, что фиванский царь Эпаминонд в свою очередь получил предсказание о победе над спартанцами от оракула Трофония, о котором речь впереди.

Расцвет Додоны пришелся на времена правления знаменитого царя Пирра, который построил здесь сохранившийся поныне театр, а так же устраивал ежегодные спортивные соревнования и музыкальные представления. Благодаря богатым пожертвованиям Додона превратилась в лакомый кусочек для хищных соседей. В 219 году до н.э. святилище было захвачено и разграблено этолийской армией. К началу христианской эры на месте священной рощи оставался один единственный дуб, который был срублен после того, как последний император единой Римской империи Феодосий I в 381 г. запретил все языческие обряды.

Отдавая должное Додоне, следует признать, что самым знаменитым и почитаемым оракулом Греции все же был храм Аполлона в Дельфах. О возникновении Дельфийского оракула сохранилось два предания. Согласно первому пастухи, выпасавшие коз на южном склоне горы Парнас, заметили, что животные, подойдя к одному из источников, начали очень странно двигаться. Когда несколько пастухов подошли ближе, чтобы выяснить, в чем дело, они сами начали биться в конвульсиях и выкрикивать непонятные слова. После этого всем сразу стало понятно, что источник священный, а звуки, издаваемые пастухами не что иное, как божественное откровение.

Второе предание гласит, что Кастальский источник, дарующий пророческий дар принадлежал богине Гее, которая поставила на его охрану могучего змея Пифона. Впоследствии этот источник достался Аполлону, который умертвил змея, после чего отправился к морю, превратился в дельфина, повстречал критский корабль, заставил критян высадиться на берег, отвел их к источнику и приказал морякам установить жертвенник и стать жрецами. В сознании древних греков обе версии мирно уживались и никоим образом не противоречили друг другу.

Согласно современным геологическим изысканиям, скальные породы под Дельфами содержат слои битуминизированного известняка, которые при нагревании выделяют газы, выносимые на поверхность подземными водами. В числе этих газов есть и этилен, имеющий сладковатый запах, о котором упоминали античные авторы, называвшие испарения «сладкой пневмой». При больших концентрациях этилен приводит к обмороку, а при малых может вызывать глубокий транс. А от транса, до общения с богами, как известно, рукой подать. Поэтому историю об особых свойствах Кастальского источника, над которым был возведен храм Аполлона, можно считать вполне достоверной.

Изначально возле источника находился лишь жертвенник. Первый каменный храм в этом месте был сооружен в VII веке до н.э. зодчими Трофонием и Агомедом. Через пару столетий этот храм сгорел и на его месте был выстроен новый, который, в свою очередь был разрушен землетрясением в 373 году до н.э. После этого был выстроен еще один храм, от которого остались живописные руины, и поныне радующие взор туристов.

В закрытой для посторонних части храма прямо над источником испарений находилось специальное помещение. Там на золотом треножнике восседала жрица, которую в память об убитом змее именовали пифией. Надышавшись паров, пифия впадала в транс и начинала пророчествовать. Поскольку ее речь была сумбурной и малопонятной, имелся специальный жрец, который излагал пророчество в приятной на слух стихотворной форме. Некоторые античные авторы упоминают о том, что кроме жрецов к толкованию пророчеств привлекали философов и поэтов.

Как известно, при передаче информации следует избегать лишних промежуточных звеньев, поскольку каждое из них вносит свои помехи. В Дельфийском храме было целых два таких звена – сама пифия и жрец-толкователь, поэтому окончательный вариант оракула мог существенно отличаться от оригинала, однако, это мало кого смущало. Поначалу пророчества давались раз в год, в феврале, в день рождения Аполлона. Но спрос на божественное откровение был столь велик, что храму пришлось перейти на ежемесячную работу, а затем и на ежедневную.

Дельфы считались священным местом не только из-за оракула. Здесь по всеобщему убеждению находился центр мира, отмеченный омфалом, камнем, водруженным Аполлоном над могилой поверженного Пифона. По некоторым сведениям это был тот самый камень, который проглотил Кронос вместо младенца Зевса. Как бы то ни было, омфал считался не только срединой Земли, но и точкой, в которой соединялись обычный и загробный миры.

Не удивительно, что город привлекал толпы паломников, а паломники приезжали не с пустыми руками, поскольку приходить в столь священное место без ценного подарка храму было как-то неприлично. Дельфы быстро богатели и набирали политический вес. Кроме обычных людей сюда наведывались правители греческих полисов и посланцы иноземных держав.

К примеру, когда царь Родоса Дамагет решил жениться, он обратился к оракулу и получил совет «Возьми в жены дочь лучшего из греков». Царь так и поступил, женившись на дочери героя Мессенской войны Аристомена, который с тех пор вошел в историю, как «лучший из греков». Легендарный царь Спарты Ликург получил в Дельфах оракул «Спарта будет сильна, пока соблюдаются введенные тобой законы». А через несколько столетий Дельфийский оракул провозгласил «Спарту погубит любовь к деньгам». Так оно и произошло.

Слава и влияние оракула росли, однако храм начал сталкиваться с серьезной проблемой – испарения Кастальского источника стали нерегулярными. Жрецы, привыкшие к богатым подношениям, не смогли отказаться от искушения чем-то заменить «сладкую пневму». В дни, когда источник «не работал» пифий заставляли вдыхать дым тлеющих лавровых листьев. Эффект от этого паллиатива был значительно слабее, но, тем не менее, опытный жрец-толкователь умело превращал неразборчивую ругань задыхающейся от дыма несчастной женщины в глубокомысленное послание Аполлона.

Со временем в оракулах Дельфийского храма становилось все меньше и меньше конкретики. Пророчества большей частью давались туманные и двусмысленные, над чем вволю насмехались авторы во времена поздней античности. Достаточно вспомнить знаменитый оракул «Начав войну, сокрушишь великое царство», выданный посланцам лидийского царя Креза, который интересовался перспективами своего похода против Персии. В этой войне великое царство, в самом деле, оказалось разрушенным. Только это была не Персия, как надеялся Крез, а его собственное. Филиппу Македонскому повезло больше. Оракул «Завоюешь Грецию серебряными копьями» отец Александра Великого принял как руководство к действию и добился большинства своих побед не столько оружием, сколько дипломатией и подкупом.

Дельфы благополучно пережили и римское завоевание. Правда, святилище было разграблено Суллой, но остальные римские правители были к нему благосклонны. Храм Аполлона был закрыт, как и оракул Додоны, в 381 году н.э., когда христианская церковь окончательно взяла верх над богами античности.

Пещера Трофония.

В некоторых оракулах Древней Греции можно было получить ответы на свои вопросы и напрямую от тех или иных богов, без посредничества жрецов. Дело это считалось рискованным и опасным для душевного здоровья, однако в желающих недостатка не было. Пожалуй, самым известным святилищем такого рода был оракул Трофония, находившийся в Беотии в пещере на горе неподалеку от города Лебадия (ныне Ливадия).

Трофоний и его брат Агамед, сыновья аргонавта Эргина, были легендарными зодчими первого Дельфийского храма. По преданию, когда строительство храма было завершено, братья умерли во сне, что считалось высшим проявлением милости богов. Через некоторое время Беотию поразила жестокая засуха. Чтобы узнать, чем вызвана эта напасть и как от нее избавиться, была отправлена делегация в Дельфы. Ответ пифии гласил: «Принесите жертву оракулу Трофония». Но проблема была в том, что никто не знал, где этот самый оракул Трофония находится.

Рассказывают, что некий путник, проходивший мимо горы возле Лебадии, увидел пчелиный рой. Он последовал за ним, и увидел, что рой залетел в небольшую пещеру. Зайдя вовнутрь, путник увидел человека, который сказал «Я Трофоний, а здесь мой оракул». Об этой новости было сообщено жрецам. Они установили возле пещеры жертвенник и провели все полагающиеся обряды. После этого засуха в Беотии прекратилась, а в Греции появилось новое святилище.

Об оракуле Трофония подробно рассказал знаменитый писатель и путешественник Павсаний, посетивший эти места во II веке н.э. По его словам, получить оракул Трофония было делом очень непростым. Нужно было пройти многодневное очищение и приносить жертвы богам. Если жрецы, гадающие по внутренностям жертвенных животных, убеждались, что знаки благоприятны, проситель пил из ручья, называемого Источником Забвения, чтобы забыть обо всем ненужном, а затем из другого ручья – Источника Памяти, чтобы запомнить все, что с ним произойдет. Потом нужно было взять две медовые лепешки, которые предназначались для подношения духу Трофония, и поздно вечером войти в пещеру.

В пещере был лаз, в который можно было протиснуться. Там находилось небольшое помещение, в котором проситель проводил всю ночь. При этом он слышал голос, который сообщал ему не только ответ на его вопрос, но и рассказывал о самых разнообразных вещах. Утром приходили жрецы и находили просителя у входа в пещеру. Обычно человек после общения с духом Трофония пребывал в глубоком обмороке и долго не мог прийти в себя. Жрецы подробно расспрашивали его обо всем, что с ним происходило, и записывали рассказ на дощечках, которые хранились в специальном храме. Некоторые могли вспомнить только, что когда они спускались в лаз, кто-то схватил их за ноги, отобрал лепешки и мягко ударил по голове. Таким жрецы объясняли, что они сами все вспомнят, когда придет время. Рассказывают, что некоторые посетители были так потрясены, что навсегда теряли способность улыбаться.

Известно, что оракул Трофония посещал непримиримый противник Спарты, вождь мессенского восстания, «лучший из греков» Аристомен. После общения с духом Трофония, который предстал перед ним в виде огромной змеи, он оставил в дар храму свой щит. Через триста лет накануне битвы при Левктрах фиванский царь Эпаминонд так же побывал в пещере Трофония. Ему была предсказана победа в том случае, если он возьмет щит Аристомена. Эпаминонд с разрешения жрецов забрал из храма щит героя и перед сражением установил его на возвышении так, чтобы он хорошо был виден противнику. Спартанцы были деморализованы самим фактом присутствия на поле боя этого легендарного артефакта, принадлежавшего их самому заклятому врагу. Они были наголову разгромлены, потеряв в битве царя и более 400 гоплитов.

О том, когда прекратил действовать оракул Трофония достоверно не известно. Скорее всего, его постигла та же судьба, что и оракулы Дельф, Додоны, и множества других по всей Элладе. Старые боги ушли, наступили новые времена. Но кто знает, может через столетия в Додоне вырастет новая дубовая роща, в Дельфах вновь забьет священный источник, а в пещере Трофония вновь можно будет видеть вещие сны? Ведь возродились же Олимпийские игры, запрещенные императором Феодосием. Впрочем, не будем загадывать – ведь пока оракулы молчат, будущее от нас скрыто.

Любой человек образованный человек, а уж тем более тот, кто интересуется оккультизмом или гадательными системами, наверняка слышал об Оракулах, от которых многое зависело в древнем обществе, чье пророческое слово могло изменить судьбу не только человека, но и целой нации. Так что же такое оракулы? Почему они были так важны для древнего мира?

Значение термина «Оракул»

Термин «оракул» латинского происхождения и правильно произносится «oraculum», что переводится как «говорю, прошу».

Если говорить коротко, то оракул – это распространенная в античном мире форма прорицания, чьей особенностью было прорицание от имени божества, к которому с вопросом обращался избранный жрец, он же и озвучивал ответ. Такого жреца и называли – оракул.

Впоследствии под словом оракул стали понимать предсказание, обладающее высоким уровнем достоверности.

Общие сведения об оракулах

Чтобы познать волю богов, все желающие обращались к оракулам - в храм или святилище, где жрецы и жрицы, вдохновляемые тем или иным божеством, давали предсказания, а также истолковывали знаки и вещие сны.

Как правило, большинство храмов, в которых жрецы прорицали в экстатическом состоянии, возводились таких местах, где имелись особые природные условия - расщелины в скалах, источающие испарения (как тогда говорили - дыхание Геи-земли) или источники воды, обладающие какими-либо свойствами.

Помимо экстатического способа получить ответ от оракула, довольно часто использовалось «чтение» разнообразных символов и знаков, таких как, например, поведение жертвенных животных или изучение их внутренностей.

Получение предсказания у оракула подразумевало разнообразные приготовления - очищение, воздержание от пищи и вина, принесение жертв, чтение заклинаний и тому подобное, причем не только со стороны жрецов, но и со стороны вопрошающего. Это был очень важный момент - подготовиться к встрече с божественным откровением, и все предварительные предписания, подчас очень непростые и даже изнурительные, требовалось соблюдать неукоснительно.

Оракулы в древнем Египте

Древний Египет, как известно, считается «колыбелью магии», поэтому неудивительно, что одни из первых оракулов появились именно там. Одним из самых авторитетных и популярных считался оракул Амона в Фивах. И это не случайно, ведь к концу периода Нового царства Амон-Ра был самым могущественным богом, его храмы были самыми богатыми, а его жрецы фактически управляли Верхним Египтом, принимая свои решения в соответствии с храмовым оракулом.

Известно также, что во время праздника Амона жрецы фиванского храма выносили его статую, и воплощенное в ней божество изрекало в этот день свою волю, вещало оракулы и решало спорные дела.

В эпоху Позднего царства широкой известностью пользовался оракул Беса в Абидосе. Это божество имело вид бородатого карлика с длинными руками, кривыми ногами и круглой остроухой головой.

Оракулы древней Греции

Самый древний оракул в Греции находился в Дельфах, чьи руины сохранились до наших дней.

Основание этого оракула относится еще к доолимпийской эпохе, и первоначально храм посвящался Фемиде. Она была титанидой, то есть принадлежала к старейшему поколению греческих богов и обладала даром прорицания. Оракул в городе Дельфы возле горы Парнас она получила от матери-земли Геи, затем передала его своей сестре Фебе, а та свою очередь - Аполлону.

Именно с храмом в Дельфах связано дошедшее до наших дней выражение «пуп земли». Это название относилось к мраморному камню, обозначавшему центр мира. По легенде, это был тот самый камень, который Кронос проглотил вместо младенца-Зевса. После того, как Зевс сверг своего отца, Кронос исторг всех своих проглоченных детей и в том числе камень. Его установили в Дельфах, а вокруг возвели храм Аполлона.

Жрицы Дельфийского оракула назывались пифиями. Примечательно, что известный древнегреческий историк Плутарх долгое время служил жрецом при дельфийском оракуле.

Вообще, надо заметить, Дельфийский оракул был настоящим религиозно-политическим центром Древней Греции, объединившим вокруг себя множество городов-полисов.

Другой старейший оракул был расположен в городе Додоне, и посвящен Зевсу. Его основание приписывали прародителю людей Девкалиону, продолжившему человеческий род после всемирного потопа.

Согласно другой истории, это святилище основала жрица, увезенная из Египта и проданная в Грецию. Вблизи храма рос священный дуб, и по шуму его листвы жрицы, избиравшиеся из пожилых женщин, толковали волю Зевса.

Свои оракулы имелись и у многих пророков и героев. Как правило, такие оракулы основывались уже после завершения земного пути прорицателя, обычно у его гробницы.

© Алексей Корнеев