Энергосберегающие

Как научить английскому языку ребенка. Как научить ребенка английскому языку самостоятельно

Как научить английскому языку ребенка. Как научить ребенка английскому языку самостоятельно

И в саду у ребенка английский был, и в школе — со второго класса, а копнешь поглубже — ни бэ ни мэ. Отправить к репетитору? В усиленно рекламирующий себя языковой центр? На курсы в Лондон с проживанием в семье? Или сразу к гипнотизёру, чтобы, очнувшись, отпрыск объяснялся исключительно на языке интернета, Гарри Поттера и пиратов Карибского моря?

Для начала необходимо осознать следующее: иностранный язык принципиально отличается от всех других предметов школьной программы. Нет, не тем, что "без английского сейчас никуда", хотя это, безусловно, верно, а тем, что для его успешного освоения требуется куда больше усилий. "Почему? — спросите вы. — Ведь родной-то язык мы вообще не учили, а, говорим, не задумываясь!" Родному языку нас с вами действительно никто не учил. Как не учил сосать материнское молоко, переворачиваться, ползать, садиться и вставать на ноги. Язык — это выработанное эволюцией свойство Homo Sapiens, благодаря которому наш биологический вид живет и здравствует на планете, не имея ни когтей, ни клыков, ни даже шерсти. Но "запрограммированы" мы на то, чтобы овладеть каким-то одним языковым кодом, и на овладение вторым затратим гораздо больше сил, чем на любое другое новое знание, поскольку это будет преодолением некоего достаточного для жизни биологического предела.

Поэтому в смысле обучения иностранный язык правильнее сравнивать с большим спортом, чем с физикой или химией. А что нужно, чтобы воспитать чемпиона? Правильно, начать тренировки с раннего возраста, тренироваться подолгу под руководством квалифицированного тренера и, самое главное, иметь природную склонность к данному виду спорта. Простой усидчивостью и прилежным выполнением домашних заданий, здесь, увы, не ограничишься.

Теперь спроецируем спортивный подход на английский (и любой другой иностранный) язык. Никто не начинает готовить мастеров спорта в утробе матери. Точно так же и аудиозаписи, прослушивая, которые мать, якобы, формирует у будущего ребенка "предрасположенность" к английскому — не более чем фикция. Не будем забывать о том, что изучение иностранных языков — огромная индустрия со всеми присущими ей недостатками, в том числе, предложением бессмысленных услуг, которые готов оплатить недостаточно осведомленный покупатель.

Дошкольник: игры, песни — и гувернеры

Когда же следует начинать обучение английскому? Если один из родителей не является носителем языка и не станет говорить на нем с ребенком с самого рождения, то с пяти лет. (Кстати, примерно в этом же возрасте начинают готовить будущих спортсменов-профессионалов). По опыту могу сказать, что разница в усвоении материала между пятилетним и четырехлетним ребенком разительная. Более раннее начало занятий вреда, конечно, не нанесет, но результат никак не будет соответствовать ожиданиям.

Какую форму занятий выбрать? В дошкольном возрасте идеальный способ усвоения языка — игровой, поэтому, отдавая ребенка в группу при каком-нибудь развивающем центре, обязательно добейтесь права поприсутствовать на одном занятии. Если вы увидите традиционный школьный урок, то очень советую поискать другую группу. Вы же не хотите, чтобы английский ассоциировался у сына или дочери с тоской и принудиловкой?

Какие еще впечатления о качестве преподавания можно вынести с первого занятия? Даже если вы не знакомы с методикой как наукой, вы все равно сможете оценить урок, руководствуясь следующим подходом: что дает ребенку выполняемое упражнение? Вот, например, дети поют песенку. Это прекрасная разминка перед уроком, передышка в середине урока или последний аккорд в заключение урока, но никак не должно быть единственным средством обучения, поскольку люди не общаются друг с другом фразами из песен, это соус, а не основное блюдо. Также обязательно поинтересуйтесь, понимают ли дети, что они поют. (Знаю анекдотический случай, когда 6 -летняя девочка идеально исполняла на испанском песню из телесериала "Моя вторая мама", не понимая при этом ни слова).

А вот если, скажем, вы увидите, что педагог берет в руки большой мяч, говоря при этом: "big" ("большой"), а затем — еще больший мяч со словом "bigger" ("больше"), после чего проделывает те же манипуляции с маленькими мячами и словами "small" ("маленький") и "smaller" ("меньше"), то у вас есть все основания полагать, что он в игровой форме объясняет сравнительную степень прилагательных. Мысленно ставьте ему плюс. Равно как и учительнице, которая раскрывает зонтик со словами It’s raining ("Идет дождь"), а закрывает со словами It’s sunny ("Солнечно"), передавая потом этот зонтик детям и призывая их продолжить игру.

Групповая форма обучения — лучшая для ребенка-дошкольника, но, возможно, хорошей группы поблизости не найдется, и вы решите пригласить индивидуального учителя. Не забывайте, что принцип должен быть тем же самым — обучение в игре. Но игра непременно должна подчиняться системе. Обязательно поинтересуйтесь, как учитель планирует строить свою работу и какие результаты намерен получить после каждой серии уроков. Если в ответ вы услышите что-то вроде: "Да я с ним собираюсь буквы разучить, ну и вообще..." — то советую вспомнить о гувернере Петруши Гринева из "Капитанской дочки" и его педагогических достижениях. Вас устроит такой результат?

Кстати, о гувернерах: эта форма обучения языку начала возрождаться. Но, увы, если в XIX веке даже семья среднего достатка могла позволить себе нанять бедную девушку-иностранку, то в наши дни выписать гувернантку из Европы — роскошь, доступная немногим. Однако следует признать, что после года-полутора общения с гувернанткой ребенок начинает щебетать на английском совершенно непринужденно.

Существует и более простой способ "заполучить" человека, с которым ребенок сможет общаться на иностранном языке. В Москве живет много носителей английского языка, предлагающих свои услуги в качестве преподавателей. Если этот человек будет проводить в вашем доме как минимум 3-4 часа несколько раз в неделю, играя с ребенком, гуляя с ним, обедая, то это будут не занятия в прямом смысле слова, а настоящее повседневное. Но встречи на один час два раза в неделю дадут не больше, чем обычный урок.

Следует ли говорить о том, как важно при выборе учителя/гувернера обращать внимание на психологический контакт с ребенком? It’s a must ("Это обязательно"), говоря по-английски.

Школьник: 3 пути к знаниям

Когда ребенок приходит в первый класс, что могут сделать родители для того, чтобы добиться от последующих одиннадцати лет наилучшего результата? Прежде всего — избавиться от распространенного заблуждения, что в детском возрасте кто угодно может выучить язык. Да, может, но при условии, что он постоянно находится в языковой среде. Если нет, то огромную роль будут играть его врожденные способности. Однажды веселый шкода, крутившийся на стуле весь урок, не слышавший, казалось, ни единого учительского слова и в итоге свалившийся под парту, прямо оттуда правильно ответил на мой вопрос, обращенный к другому ученику. А неглупый и усердный пятиклассник при вопросе What’s the time? ("Сколько времени?") смотрел на меня глазами человека, приговоренного к смертной казни. Так что трезвая оценка способностей вашего ребенка — это первый шаг к тому, чтобы английский язык не стал ему врагом на всю жизнь, а был хоть как-то усвоен.

Репетитор

Самый традиционный и простой способ улучшить знания для тех, кто на уроке английского чувствует себя, как на допросе в гестапо — это репетитор. Репетиторы условно делятся на креативных, пафосных и средненьких. Как же определить, к какому типу относится выбранный вами специалист?

Средненький репетитор будет объяснять грамматику так: "Чтобы задать вопрос к предложению с глаголом to be, следует поставить его перед подлежащим".

А креативный — так: "Глаголы is и are — очень любопытные и шустрые ребята. Когда они хотят о чем-то спросить, то всегда забегают вперед и интересуются: Is he?, Are you?"

Средненький репетитор так объяснит связь между английской фонетикой и орфографией: "Межзубные звуки выражаются на письме сочетанием букв t и h".

А креативный — так: "Буквы t и h терпеть друг друга не могут, поэтому, когда встречаются, всегда показывают друг другу язык и шипят, как змеи (издает соответствующий звук) или звенят, как комары".

Проницательные читатели уже догадались, что из пары средненький/креативный следует выбирать креативного . А вот как быть с пафосным? У пафосного преподавателя, как правило, куча регалий: научные степени, учебные пособия, свои методики и т. п. Но! Все это, отнюдь не гарантирует, что вы получите от него именно то, что требуется — улучшение знаний вашего ребенка. Ведь пафосный репетитор зачастую презирает такие примитивные задачи, как помощь с домашними заданиями и отработка пройденного на уроке материала. У него своя стратегия, которая должна привести ребенка к светлому будущему, а школьная программа при этом остается где-то в стороне. Результат: после занятия с репетитором домашняя работа так и не сделана, и ее в полдвенадцатого ночи с грехом пополам выполняют за ребенка родители, потому что сам ученик не воспринимает уже ничего.

Языковые курсы

Альтернатива репетитору — языковые курсы. О чем следует помнить в процессе их сравнения и выбора? В первую очередь о том, что никаких революционных способов изучения языка, благодаря которым знания сами влетают в голову ребенка и не вылетают из нее уже никогда, до сих пор не придумано.

Во вторых: если занятия дают носители языка, это еще не значит, что обучение более качественное. Знать язык и уметь обучить ему — совершенно разные вещи. Мне вспоминается преподаватель-американец, после годичного обучения у которого дети с потрясающей интонацией и безупречным произношением произносили всего два слова: Hi! ("Привет!") и Bye! ("Пока!").

В-третьих, идти надо не на курсы, а на учителя. В соседних классах одного и того же учебного заведения уроки могут так же отличаться друг от друга, как политические режимы на Кубе и в США. Поговорите с родителями других учеников, ожидающих окончания урока, или с самими учениками, в идеале — посетите пробное занятие.

Курсы английского за границей

Некоторые родители видят панацею от всех бед с английским в отправке ребенка на курсы в Лондон или на Мальту. Вот там-то он, наконец, окажется в языковой среде и заговорит! А теперь давайте трезво посмотрим на то, чего можно ждать от этого двух-трех недельного обучения.

Прежде всего: ключевое значение для успеха всего проекта будут иметь не сами курсы, а та семья, в которой ребенка поселят. И дело даже не в том, насколько тепло, по-отечески к нему отнесутся, а в том... станут ли с ним вообще разговаривать. Хорошо, если ваш ненаглядный окажется в обществе милых пенсионеров, которые будут засыпать его вопросами о России и взахлеб рассказывать о своих собственных детях и внуках. А если он попадет к матери-одиночке с 2-летним малышом, которая под вечер падает от усталости и способна лишь на то, чтобы поставить тарелку с ужином на стол? Турфирма гарантирует расселение в семьях, но отнюдь не склонность членов семьи общаться с гостями и не правильность их речи.

А ведь практически вся языковая среда вашего ребенка за границей будет состоять из учителя на курсах и семьи, куда его определят для проживания. С кем еще ему общаться? Заговаривать с людьми на улицах и в магазинах? На это и не всякий взрослый-то способен. Да и в семье ребенок может элементарно стесняться не только вести светские беседы, но даже попросить о чем-то важном. Знаю случай, когда девочка, отправленная в Лондон за знаниями, коченела по ночам от холода, но не решалась обратиться за вторым одеялом. И даже когда она заболела, хозяева не догадались как-то ее согреть.

В доверительных разговорах сотрудники турфирм, отправляющих школьников на курсы заграницу, сами признают: для детей до 12 лет — это впустую потраченные деньги. Для более старших ребят деньги могут быть потрачены и с пользой, но при условии, что ребенок общителен и мотивирован. Общительность вашего ребенка — залог успеха и в том случае, если вы отправляете его в языковой лагерь.

"Хорошо, — скажете вы, — но как же все-таки быть, если мы хотим существенно повысить уровень знаний ребенка? Есть ли какой-нибудь выход?"

Выход есть, но он требует большой предварительной подготовки. Это проживание в семье за границей по обмену — то есть с тем, чтобы впоследствии принимающая сторона гостила у вас. Туристическими компаниями такие поездки не организуются, поэтому, чтобы она состоялась, придется задействовать всех имеющихся у вас знакомых, а также школьных учителей, задавая вопрос: нет ли у них на примете семьи в англоязычной стране, где был бы ребенок, примерно соответствующий по возрасту вашему? Некоторым родителям для этого проще обратиться к вездесущему Интернету. Затем — связаться с этой семьей и, в случае их согласия, подробно обсудить все вопросы, связанные с длительностью проживания, питанием, совместным времяпрепровождением и т. п. И лишь после этого отправлять туда ребенка не меньше, чем на две-три недели. Подчеркиваю, это долгий и трудоемкий процесс, но результат того стоит. Вернувшись из подобной поездки, дети начинают по-настоящему говорить, а не натужно строить фразы по образцу в учебнике.

И напоследок — комически-оптимистическая история.

Время действия — 70-е годы прошлого века. Место действия — московская семья: папа, мама, дочка. Папа работает во внешнеторговой организации, бывает в командировках за рубежом. К тому моменту, как девочке исполняется лет пять, папа принимает решение: дочь должна жить совсем на другом глобусе. Единственный реальный путь осуществить это намерение — выйти замуж за иностранца. Решено: учим английский!

К девочке приглашают учительницу, и к моменту поступления в первый класс она уже в состоянии бойко рассказать о себе потенциальному жениху. За партой английской спецшколы девочка чувствует себя, как рыба в воде. Желая получить гарантированный результат, ей вновь нанимают репетитора — до тех пор, пока родители не убеждаются: скорее Москву накроет цунами, чем их дочь получит по английскому что-нибудь ниже пятерки с плюсом.

Однако именно на этом этапе всплывает проблема: девочка совершенно не мотивирована. Родители, тем не менее, уверенно ведут ее к светлому заграничному будущему. Для девочки уже выбран вуз — МГУ, факультет — филологический и отделение — РКИ (русский как иностранный). Однако по иронии судьбы, начав подрабатывать на втором курсе гидом-переводчиком, девушка идею об эмиграции решительно отметает. Зачем он, этот иностранный жених, если можно так замечательно работать и зарабатывать в родной стране? На третьем курсе она за приличные деньги переводит контракты. На четвертом — устные переговоры об образовании совместных предприятий (после перестройки в страну как раз хлынули иностранные инвесторы). На пятом — совещания в оффшорных банках. Вершиной своей профессиональной деятельности эта женщина считает перевод научной книги по психолингвистике.

Вы готовы прикладывать недюжинные усилия? Пойдете на жертвы ради того, чтобы вырастить языкового чемпиона? Тогда результат рано или поздно вас обрадует!

Многие родители замечают, что часто дети в школе усваивают не все знания, которые дают им учителя. Объясняется это тем, что внимания одного взрослого не достаточно для большой численности учеников, которая порой превышает 20 человек. Поэтому то, насколько полноценно и многогранно будет развитие ребенка, зависит от родителей.

Изучение иностранных языков набирает популярность. С каждым днем становится актуальнее вопрос: как научить ребенка английскому языку в домашних условиях, с чего начать обучение?

Для того, чтобы самостоятельно обучить свое чадо, родитель должен знать о важнейших нюансах.

— Если взрослый не владеет языком и не знаком хотя бы с азами, обучение не будет успешным.

— Своих детей учить сложнее, чем чужих. Перед родителем ребенок может капризничать, сопротивляться, баловаться — ведь мама все равно пожалеет, а папа с удовольствием прервется для веселой игры. Поэтому необходимо запастись терпением и усидчивостью.

— Занятия должны быть регулярными, каждый день необходимо выделить время для обучения.

Обучение можно начать легко, используя простые приемы.

1. Родной язык ребенок сначала начинает воспринимать, и лишь затем повторять и самостоятельно говорить. Данная методика является самой естественной и эффективной в изучении языков. Рекомендуется изучать сначала разговорную речь и только после — грамматику.

2. Изучение грамматики можно начинать с простейшего — алфавита. Затем переходить к простым английским словам, обозначающих предметы, животных, часто используемые выражения, фиксируя все на карточках. Эти упражнения позволят тренировать зрительную память.

3. Если разговаривать со своим чадом на английском языке хотя бы час в день, то через несколько месяцев маленький человечек начнет понимать иностранную речь.

4. Зарубежные мультфильмы и песни без перевода стимулируют ребенка к познанию языка и способствуют его слуховому восприятию.

5. Уместны различные языковые игры. Например, родитель называет слово на русском языке, а ребенок его переводит. Затем можно поменяться ролями.

6. Разучивание рифмованных стишков и маленьких песен на английском помогут легко пополнить словарный запас.

7. В случае, если у школьника уже преподается язык, родителю следует вместе с ребенком повторять пройденные темы и давать дополнительные задания для закрепления материала.

Для самостоятельного обучения потребуется приложить множество усилий и терпения. Но результат обязательно порадует родителей и компенсирует их старания.

Возможно вам также понравится:


Ребенок не хочет читать — как ему помочь?
Ребенок постоянно дерется в школе — что делать родителям?
С какого возраста ребенку дарить деньги и правильно ли это Как объяснить ребенку падежи русского языка?

    The English Channel “Baby TV”.

    Замечательный детский канал на английском, который, как магнит, притягивает детей независимо от возраста. Не зная и толком не понимая, о чем говорят герои английских передач, дети сидят перед экраном, полностью поглощенные происходящим, пассивно впитывая короткие английские фразы, слова, вопросы. Безусловно, родителям нужно быть рядом, ведь основной груз ляжет на них: кратко комментировать происходящее, записывать полезные фразы в блокнот, с тем, чтобы потом отработать их с ребенком в похожих ситуациях. Английская речь героев предельно понятна, хоть и без субтитров. “Emma’s Theatre”, “Charlie and the numbers” и много-много других программ — таких занимательных и таких увлекательных!

    Английский с Хрюшей и Степашкой.

    Многими любимые герои «Спокойной ночи, малыши» Хрюша, Степашка, Каркуша, Филя вместе с тетей Юлей в самой простой и доступной форме, начиная с самых азов предлагают Вам целую серию уроков по английскому языку.

    Мультфильмы на английском.

    Можно начинать смотреть в любом возрасте. Например, серии про Muzzy, Pippi Longstocking, Peppa Pig и много других. Ваш ребенок сам Вам подскажет, что ему больше нравится. Возвращайтесь к этим сериям снова и снова – не заметите сами, как начнете петь английские песенки из мультфильмов и цитировать героев!

    Magic English.

    Заслуживает отдельного внимания — видео уроки на основе Диснеевских мультфильмов с английскими субтитрами!

    Flash cards.

    Составлять рассказики на английском.

    Если Вы ходите на курсы или берете уроки английского частным образом, то закреплять полученные знания можно с ребенком, учитывая его возрастные особенности, конечно. Например, разговорная тема «My life without money» будет вряд ли понятна маленькому ребенку. А такие как “About myself”, “My family”, “Travelling”, “Food” вполне будут интересны 3-летнему ребенку. На основе собственных текстов о себе составьте небольшие рассказики вместе с ребенком про его жизнь, запишите вместе на отдельные карточки и повторяйте, время от времени меняя тему.

    Составлять диалоги на английском.

    Описывайте на английском свои действия.

    Например, когда Вы рисуете вместе с ребенком, лепите из пластилина, теста, глины; готовите еду, убираете… Провоцируйте ребенка на диалог.

    Грамматику подавать через говорение.

    Нет смысла объяснять всю грамматику маленьким детям. Лучше просто делать акцент на изучении новых слов, а грамматические конструкции типа: ”There is/are ”, “I’ve got”, “I can see”, времена The Present Continuous, The Past Simple и т. д. просто использовать в своей речи в разных ситуациях, постепенно расширяя знания детей о них. Хотя у меня есть реальный пример, когда 3-летка отлично понял мое объяснение образования множественного числа имен существительных и после этого, впоследствии, начал добавлять к ним окончание — s в своих играх.

    Настольные игры — на английском.

    Как говорил герой мультфильма “Путешествие вокруг света за 80 дней”: ”Используй все, что под рукою, и не ищи себе другое”. Договоритесь с ребенком, что в некоторые игры Вы будете играть с ним ТОЛЬКО на английском (желательно, чтоб в этих играх присутствовали картинки). Например, лото, домино… Используйте любые игры на родном языке.

    Создайте искусственно англоязычную среду дома.

    Чем чаще ребенок будет слышать английскую речь в доме, тем быстрее запустится механизм говорения. Окружите его и себя английским. Для этого ставьте английские песенки, аудиосказки, стишки каждый день – Вы сами узнаете много нового!

    Развесьте карточки со словами

    На кухне, в детской, в туалете, меняйте темы, например, каждую неделю.

    Учите сразу фразы, короткие предложения.

    Слова — основа любого языка, но мы говорим не отдельными словами, а предложениями. Поэтому выучите 4-5 полезных вопросов, которые Вы сможете задать, обращаясь к ребенку, например, “Would you like an apple?”, “Are you hungry/thirsty?”, “May I help you?”, “Do you like this cartoon?” и старайтесь их использовать при удобном случае. Также продумайте ответы ребенка на эти вопросы и ненавязчиво подскажите, как можно ответить.

    Будьте наблюдательны.

    Книги для детей на английском языке.

    Например, издательства “А-ба-ба-га-ла-ма-га”. Да, их там не много. Но много и не надо. Лучше сосредоточиться на нескольких книжках и детально их разобрать: “The Brave Little Airplane”, “The Snow Queen”, “Balloon Fish” – они популярны во многих странах.

Английский для малышей. Этапы в обучении ребенка английскому языку

Для себя я выделила несколько этапов в обучении ребенка английскому языку:
1. Вы обращаетесь к ребенку на английском – ребенок отвечает на родном языке (отвечает адекватно ситуации).
2. Вы обращаетесь к ребенку на английском – ребенок отвечает Вам на родном языке с некоторыми английскими словами. (отвечает адекватно ситуации).
3. И, наконец, Вы – на английском, ребенок – на английском!!!
Начинайте с малого, не спешите, чтобы самим не запутаться, и ребенка не перегрузить.

Самое важное! Все вышеперечисленные способы и методы – это только ДОПОЛНЕНИЕ! Дополнение к самому важному пункту! Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок знал английский, нужно ПРОСТО РАЗГОВАРИВАТЬ С НИМ НА АНГЛИЙСКОМ! Это – в идеале. Это я считаю лучшим ответом на вопрос: “Как учить английский с ребенком?”. По дороге из садика, школы, на прогулке, в машине, в очереди в супермаркете … Таких ситуаций ровно столько, сколько раз Вы остаетесь один на один с ребенком. Главное, естественно, не перегнуть палку – ребенку это может просто надоесть, ведь родной язык он знает и понимает прекрасно, он не задумывается, когда разговаривает на нем. Для любого взрослого человека, изучающего иностранный язык, общение на английском связано в некоторой мере с определенным стрессом – боязнь сделать ошибку в английском или забыть нужное слово, опозориться перед коллегами, друзьями, растеряться и вовремя не перевести то, о чем Вас попросили… Что же говорить о ребенке, скажем, лет 5? Мне мой старший сын иногда прямым текстом говорит: ”Мама, я не хочу больше на английском!” Но через некоторое время он сам начинает рассказывать любимую сказку или петь английскую песенку. Учить английский с ребенком нужно с хорошим настроем, без напряга. Ваши занятия должны быть интересны, в первую очередь, Вам лично, тогда и сын или дочь с удовольствием будут заниматься.

Но здесь есть одно «но». Хорошо, если у Вас высокий уровень, или, даже если Вы давно изучали английский, то легко сможете вспомнить слова и грамматику либо самостоятельно, либо взяв несколько уроков у педагога. Но что делать тем, кто не знает английского или совсем все забыл? Разговаривать на английском с ребенком нужно правильно, ! А переучивать, сами понимаете, занятие неблагодарное. Без сомнения, многие родители, сомневаются в правильности своей речи, и в таком случае — опасно учить другого. Ведь мы можем научить только тому, в чем сами разбираемся и знаем наверняка. Тогда, конечно, следует довериться , который сможет заинтересовать ребенка своим предметом, увлечь через игру, поддерживать мотивацию и желание учиться. Потому что для детей дошкольного возраста игра – это основной вид деятельности, через который они учатся всему, и английскому в том числе. Сейчас множество центров раннего развития, где предлагают английский для малышей. Будете учить язык вместе.

Все, о чем я написала в статье, касается только моего опыта, моих личных, наблюдений и выводов. В свое время я тоже искала варианты и думала о том, как учить английский с ребенком, поскольку в основном преподаю английский взрослым. Но на 100% могу сказать, что все эти способы изучения английского для малышей работают, потому что я их все переживаю со своими детьми и вижу положительную динамику.

Дорогие читатели блога! Мне будет очень приятно узнать Ваши комментарии к этой статье, Ваши замечания и рекомендации. Буду признательна, если поделитесь своим опытом, тем, как Вы учите английский со своими детьми .

Читайте также:

Вконтакте

Одноклассники

Также подпишитесь на новые статьи по e-mail или RSS:

11 thoughts on “Английский для малышей. Как научить ребенка английскому?

    Моя донька обожнює пісеньки на англійській мові. На youtube маю цілу підбірку. Включаю їй з півроку))) Зараз 1 і 3 місяці)) Танцює під них, підспівує. Наприклад, каже «clap-clap» замість «хлоп-хлоп».
    Ще любить Baby Einstein. Там дуже просто і зрозуміло подають матеріал.

    Леночка, спасибо Вам большое за статью!
    Решила для начала распечатать карточки, разукрасить их с малышом и по ним учить слова, надеюсь так будет запоминаться лучше. На выходных смотрели мульфильмы из серии Бейби Энштейн, выучили чашку и миску:-). Малышу было интересно.
    К сожалению не получается у меня постоянно говорить с малышом на английском, но я решила повторять названия предметов сразу на 2 языках: русский и английский. Даже просто в повседневной жизни.
    Надеюсь этого хватит для начала.

Чем раньше ребенок начнет изучать иностранный язык, тем лучше и быстрее у него сформируются речевые навыки. Когда стоит начинать заниматься? Считается, что оптимальный возраст – 3 года. Раньше изучать второй язык с ребенком не имеет смысла, ведь он сначала должен научиться говорить на родном. Поэтому родители должны первыми заниматься со своим чадом, а не ждать, когда он пойдет в школу. Итак, давайте рассмотрим, как научить ребенка английскому языку с нуля.

С чего начать?

Изучать иностранный язык с малышом следует при таких условиях:

  • у ребенка хорошо развиты речевые навыки родного языка, у него достаточный словарный запас;
  • есть возможность заниматься регулярно;
  • вы можете организовать изучение в игровой форме, чтобы малыш занимался с удовольствием.

Как научить ребенка английскому языку дома?

Для начала начните с изучения слов. Помните, что дети запоминают то, что им интересно. Что любят малыши? Песенки, стишки и загадки. Они, как правило, их хорошо запоминают. Скачайте в интернете аудиопособия для изучения английского с маленькими детьми и слушайте с ним песни, затем вместе подпевайте. На прогулке предложите своему чаду спеть песенку на память, напомните ему, какие слова в ней встречаются и что они обозначают.

Изучать лексику лучше во время игр. Например, играя в «дочки-матери» вы можете познакомить малыша с традициями Англии, а также совершенствовать речевые навыки. Для начала познакомьте ребенка с родственниками куклы-англичанки, расскажите, например, какие фрукты она любит, какую одежду предпочитает носить и т.д. Такая игра удобна тем, что можно постоянно придумывать новые тематические сценки: кукла в школе, в кафе, на прогулке, у друзей и др. Это позволит в непринужденной и интересной форме расширить словарный запас малыша. Пусть новые слова, фразы ребенок во время игры обязательно повторяет, только следите за правильностью произношения.

Перечислим основные способы, как научить ребенка английскому языку самостоятельно:

  • совместная игра, в которой обыгрываются различные бытовые ситуации;
  • прослушивание песен, стихов, загадок, считалок и их запоминание;
  • просмотр детских на английском языке и их обсуждение;
  • чтение сказок;
  • повседневные беседы с ребенком на английском.

Но эти советы применимы для пополнения словарного запаса и формирования навыков устной речи.

Как научить ребенка писать на английском языке?

Этот процесс требует от ребенка усидчивости и более серьезного отношения. Кроме того, основой для письменной речи служит устная. Поэтому, если вашему ребенку 5 лет, он готов заниматься 20–25 минут в день, а также он уже знает достаточно слов на английском языке, тогда можно начинать формировать у него навыки письменной речи.

Сначала необходимо выучить написание букв и их сочетаний. Затем объясняем, как писать отдельные слова, которые ребенок уже использует в устной речи. Здесь важно подключать ассоциации. Например, необходимо запомнить слово kitten (котенок). Нарисуйте с малышом животное, которое в двух лапках, вместо мышек, держит буквы t. На рисунке напишите с ребенком английское слово и его русскоязычный вариант, повторите, как оно звучит устно. Через какое-то время попросите ребенка написать эту лексему, не подсматривая в рисунок. На более позднем этапе используйте различные упражнения для закрепления навыков письма: напишите знакомые три слова слитно, а ребенок их рассоединит; пусть малыш вставит в словах пропущенные буквы и т.д.

Как научить ребенка дома по-английски? Навыки чтения вырабатываются вместе с навыками письма или самостоятельно. Здесь важна последовательность:

Вы тоже вместе с ребенком произносите слова вслух – так он лучше запомнит правильное их произношение.

Таким образом, мы рассмотрели, как научить ребенка английскому без репетиторов. И помните, что главное в ваших совместных занятиях – это регулярность.

В этой статье я поделюсь собственным опытом поиска ответа на вопрос, как научить ребенка говорить по-английски или на любом другом иностранном языке. Подобные вопросы мне задают очень часто, и очередной мы получили от Ольги Черновой из Москвы:

«Мой ребёнок по-английски мало говорит, по-русски отлично. Но всю мою английскую речь понимает. Что посоветуете?»

Дело в том, что дать простой, универсальный ответ не так просто, поскольку на процесс развития речевого навыка влияет множество факторов. Давайте попытаемся понять, почему же именно говорение вызывает такую сложность в обучении детей иностранным языкам.

Начав заниматься английским со своими детьми, я рассуждала так: детки у меня маленькие, всё впитывают как губки, я — хороший преподаватель, поэтому, что нам стоит дом построить? И если уж новорождённым, которые еще не умеют пользоваться речевым аппаратом, требуется пара лет, чтобы разговориться с полного нуля, то мои дети наверняка уже через год будут свободно щебетать по-английски.

Молчит? Имеет право! или Мой опыт Silent period

Как вы уже, наверное, догадались, этого не произошло. Через полтора года после начала наших занятий, дети по-прежнему отвечали на мои вопросы по-русски. Стали закрадываться сомнения, что я делаю что-то не так. Изучая литературу по теме, я узнала о теории «тихого периода» (silent period). Теория утверждает: ребенок, который начинает изучать иностранный язык, имеет полное право не говорить на нем на начальной стадии. Этот период может длиться от нескольких месяцев до трех лет, в зависимости от особенностей конкретного ребенка и ситуации.

Теория логичная, в основе лежит изучение естественных процессов развития речи. Действительно, новый язык – это сложная система и необходимо накопить определенную лексическую, фонетическую, грамматическую базы, прежде чем сложится пазл.

Представьте себе ребенка как большой сосуд, который нужно наполнить. Когда сосуд наполнится до краев, содержимое начнет переливаться – ребенок начнет говорить. Ведь мы не ожидаем, что младенец заговорит раньше примерно двух лет. Вот и детям, которые начинают изучать иностранный язык позднее, необходимо дать время. И не нужно слишком форсировать события – если вы занимаетесь регулярно, рано или поздно ребенок заговорит .

В тот момент для меня это было — что доктор прописал, открылось второе дыхание. Получается, дело не во мне, а в «тихом периоде», осталось набраться терпения и продолжать занятия.

Прошло еще полгода, а ожидаемых результатов по-прежнему не было. Но, как говорится, врагу не сдается наш гордый варяг, и я не сдавалась. Но и спустя 3 года с начала занятий я видела, что дети все понимают, но, как пресловутая собака, говорить не торопятся. И это при том, что детки смышленые, да и я старалась изо всех сил.

А может, не стоит ждать милости от природы и необходимо настаивать?

Как я уже сказала, сдаваться я не привыкла, поэтому, немного похандрив, вновь принялась изучать тему. Оказалось, что у теории «тихого периода» есть не только ярые сторонники, но и активные противники. Последние утверждали, что не стоит ждать милости от природы, необходимо настаивать, чтобы ребенок с первых занятий старался говорить на изучаемом языке, и так же приводили убедительные аргументы в доказательство своей правоты. По началу это привело меня в полное замешательство, но потом я вспомнила свой любимый принцип – истина, как всегда, посередине!

Истина посередине

Можно из обеих теорий взять лучшее. Для себя я это сформулировала так:

  • В самом начале обучения совсем не настаивать на обратной связи, чтобы не вызвать негативного отношения. Только давать много слушать, смотреть на иностранном языке.
  • Через 3-4 месяца начинать поощрять повторение вместе с вами (хором), опять же по желанию, без настаивания.
  • Через 6-8 месяцев активно подключать вербальный интерактив: вопросы — ответы, диалоги, обсуждение книг и прочее.

Но, как это часто бывает, в теории все ясно, а на практике достигнуть желаемого получается не всегда. Так и у нас: занимаемся практически каждый день, много слушаем, читаем, разговариваем, а речь все же не на таком высоком уровне, как хотелось бы. Поиски ответа на вопрос «как повысить эффективность развития речевого навыка?» возобновились. Дабы не утомлять описанием длительного процесса поиска Святого Грааля, просто поделюсь интересными находками и выводами, к которым я пришла в результате.

Речь = Наличие языковой среды (input) + Естественная потребность говорить

Наличие языковой среды и естественная потребность говорить — два обязательных условия, без которых невозможно научиться говорить на иностранном языке.

Так как мы живем не в стране изучаемого языка, нужно создавать искусственную среду , другими словами, делать все возможное, чтобы ребенок слышал как можно больше иностранной речи в любом формате . Что можно делать?

  • Слушать аудио записи – песенки, сказки.
  • Самим петь и рассказывать стишки.
  • Читать книги вслух.
  • Играть в игры.
  • Смотреть видео.
  • Разговаривать с ребенком (от простого комментирования всего подряд до диалогов)

Но только лишь наполнять чашу мало – в этом случае, знание языка будет пассивным, активная речь не будет развиваться. Поэтому, крайне важно стараться создавать условия для возникновения у ребенка потребности в говорении.

Чтобы научиться говорить, нужно говорить, то есть практиковать говорение, по-другому не получается, я пробовала. Но говорить на иностранном языке сложнее, чем на родном, а мозг человека так устроен, что если он не понимает зачем напрягаться, то и не будет этого делать. Тут пригодится креативность, нужно создавать такие условия, чтобы ребенку приходилось говорить на иностранном языке . Например, у нас есть правило – я выполняю просьбы детей только в том случае, если они (просьбы) на английском. По началу дети злились, что мама «тупит» и не понимает их, но потом быстро запомнили все вежливые фразы, т.к. я была непреклонна: «нет ручек английского, нет печенек».

Тут, как на войне, все средства хороши (если не противоречат вашим ценностям): уговоры, хитрые уловки, обещания, подкуп (разумный) и прочие поощрения, зато результаты будут видны быстрее.

Реально оценивайте свои ожидания и возможности

Я всегда задавалась вопросом: «достаточно ли мы занимаемся, и сколько вообще необходимо заниматься?». Однажды, наткнулась на исследование, в котором говорилось о том, что для достижения уровня носителя, иностранному языку нужно уделять около 30% времени бодрствования, а это примерно 25 часов в неделю. Естественно, первое, что я сделала – посчитала сколько у нас часов «погружения в язык» в день:

  • общение утром — 15 мин,
  • слушаем в машине CD (песенки, сказки) по дороге в школу/сад — 15 мин,
  • потом еще слушаем CD по дороге из школы на секции и оттуда домой — 30 мин в сумме,
  • общение вечером — минут 15,
  • чтение перед сном – минут 20,
  • еще 3 раза в неделю — занятия по 2 часа.

Итого, получается около 17 часов.

Сначала я расстроилась, что, мол, не видать нам уровня носителей, как своих ушей. Потом взяла себя в руки и сказала себе: «Такова наша ситуация сейчас. Я делаю всё, что в моих силах, и уверенна, что мое домашнее обучение английскому в любом случае принесет результаты, пусть и меньшие, чем я ожидала».

Как только я приняла ситуацию, мне сразу стало легче. Как будто прибавилось сил и энергии, которые у меня отнимало мое самоедство. Я осознала, что даже если не получится добиться такой же свободы речи, как у носителей, в любом случае, я молодец и смогу создать отличный фундамент знания языка, который можно будет легко надстроить в будущем при помощи привлечения дополнительных ресурсов, таких как путешествия, общение с носителями, языковые лагеря и тому подобное.

Подведем итоги:

  1. Начинайте обучение детей иностранным языкам как можно раньше! Когда ребенок пойдет в сад / школу будет сложно уделять много времени занятиям. Кстати, на сайте есть отдельная статья, в которой я подробно рассказываю, чем полезно .
  2. Создавайте языковую среду и естественную потребность в речи.
  3. Соотнесите ваши ожидания и результаты. Если ожидания выше реальной ситуации, либо снизьте планку, либо прилагайте больше усилий и задействуйте больше ресурсов. В противном случае, не избежать разочарования, которое может привести к тому, что опустятся руки, вы забросите занятия и не получите вообще никаких результатов. А я абсолютно уверенна, что пусть результаты будут меньше, чем их не будет совсем.

Ну вот, теперь вы знаете, как научить ребенка говорить по-английски или на любом другом иностранном языке, а если у вас возникли вопросы, обязательно задавайте их в комментариях и делитесь своим опытом, как вы стимулируете детей говорить на иностранном!