Электрощиток

Как правильно написать эссе по истории. Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ

Как правильно написать эссе по истории. Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ

Здравствуйте друзья. На связи Иван Некрасов, тот самый, который не пишет блог неделю. Куда я пропал? Никуда. Готовим бомбезный материал для школы подготовки к ЕГЭ по истории и обществу. До закрытия набора остались считанные недели. Все силы и время уходит именно туда, поэтому немного некогда вам писать регулярные статьи, уж извините. Так же уже ждем старта основного этапа ЕГЭ 2017 года и результатов моих выпускников.

Записаться на курсы по истории

Записаться на курсы по обществознанию

В данной статье я развенчаю все Ваши сомнения по поводу задания 25 по истории, расскажу об обновленных критериях написания исторического сочинения, научу обманывать эксперта при написании своей работы и выполнении критерия К4 и так далее. Интересно? Тогда читай статью далее!

Историческое сочинение изменилось?

Итак, буквально вчера, мне в личные сообщения ВКонтакте отправили набросок сочинения такого типа по периоду 1125—1132 гг.:

1125—1132 гг.

Период истории Руси 1125—1132 гг. называют периодом феодальной раздробленности.
Основные причины феодальной раздробленности:
— княжеские междоусобицы, стремление князей укрепить и расширить свои владения;
— формирование местных княжеских династий;
— рост городов, превращение их в центры отдельных территорий;
— укрепление местного боярства, стремление бояр и местных князей укрепить и расширить свои владения.
Годы 1125—1132 гг. — приходятся на правление Мстислава Великого, сына знаменитого Владимира Мономаха, деятельность которого была связана с прекращением княжеских усобиц, зашита русских границ от набегов кочевников.

Проверим историческое сочинение онлайн

Давайте разберемся, т.к. в пяти сочинениях из шести были подобные вопросы и ошибки. Что необходимо сделать? Для начала — это скачать демоверсии ФИПИ ЕГЭ по истории 2017 года и обратиться к формулировке самого задания:

1) 1125–1132 гг.; 2) 1825—1855 гг.; 3) 1945—1953 гг.

В сочинении необходимо:
к данному периоду истории;
и, используя знание
истории.

Давайте проверим данную работу и выявим все ошибки + дадим ответ на вопрос о форме написания работы.

Работа с критериями

Смотрим К1 — все отлично, указано больше двух явлений и процессов. Проверить данный критерий всегда было очень просто - вам просто нужно найти в работе две исторические даты. Если они есть, вы ставите два балла.

К2 — Мономах и Мстислав на месте. В прошлом году данный критерий был бы зачтен, но сейчас в критериях есть поправка, гласящая, что деятели должны иметь комментарий, содержащий их роль в истории России. Как написать и выделить роль? Для это используется глагол, например издал, повелел, руководил, возглавил и т.д.

В данной работе роли деятеля нет - 0 баллов.

Пример причинно-следственной связи

К3 - Причинно-следственных связей в работе аналогично просто нет. Что это такое?

Причинно-следственные связи — это вообще положение, когда показывается влияние периода на последующие годы развития государства. То есть Вы берете итоги и продолжаете мысль, глядя уже за 1132 год. Ключевой вопрос: к чему привело? На своих курсах я рекомендую использовать перекрестную модель написания причинно-следственных связей, используя ключи ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ.

Пример причинно-следственной связи. Синим цветом выделена роль Василия Голицына:

Во внешнеполитической жизни страны особую роль играл Василий Голицын, являвшийся фаворитом Софьи. В 1686 г. Голицын выступил инициатором заключения «Вечного мира» между Польшей и Россией. Причиной данного события стала необходимость окончательного разделения Украины между сферами влияния России и Польши. Следствием данного мира окончательное признание Левобережной Украины и Киева за Россией. Кроме того, Россия вступила в антитурецкую коалицию с Польшей, Австрией и Венгрией. В этой коалиции России отводилась второстепенная роль: борьбы с Крымским ханством.

Итог: 0 баллов

К4 - Следствие периода на будущую историю. В прошлом году историческое сочинение требовало знание историографии выпускником. Это историческая оценка от лица знаменитого историка, например Карамзина. В этом году подобного не требуют. Необходимо написать на что повлиял период в будущем

Пример правильно раскрытого К4:

Данный период весьма противоречиво оценивается в отечественной историографии. Например, Л. Кацва считает, что данный период был благоприятен для государства, но в то же время, в данные годы не учитывалось воля народа. Мне же кажется, что данный период- период весьма смелых преобразований, которые должны были свершиться рано или поздно. «Перестройка» в дальнейшем привела к распаду такого государства, как Советский Союз, и созданию России, в которой мы живем сегодня.

Как вы видите - тоже 0 баллов.

К5 - Использование исторического термина. В данном случае это междоусобица. Плюс один балл.

К6 подразумевает отсутствие фактических ошибок, как и критерий К7 - форму работы, как сочинение. Таким образом, отвечая на вопрос, писать ответ на задание 25 нужно, как сочинение по русскому языку и литературе без использования пунктов и подпунктов.

Здесь этого не соблюдено: 0 баллов.

Выступление Артасова - видео с курсов для экспертов ЕГЭ

Таким образом данное сочинение можно оценить на минимальное количество баллов, но это очень просто исправить. Сейчас я предлагаю выполнить Вам подобное задание и отправить его мне в личные сообщения ВКонтакте . Кроме того, настоятельно советую посмотреть комментарий составителя ЕГЭ-2017 года на предмет изменений в историческом сочинении - закрепите изученный материал.

Попрактикуйтесь самостоятельно!

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1237–1240 гг.; 2) 1881—1894 гг.; 3) 1953—1964 гг.

В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь на обновления блога . На этом статью заканчиваю

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

С уважением, Иван Некрасов

Похожие материалы

Критерии оценивания:

К1 Указание событий (явлений, процессов) - 2 балла

  • Правильно указаны два события (явления, процесса) 2 балла.
  • Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1 балл.
  • События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0 баллов.

К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории - 2 балла

  • Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России - 2 балла.
  • Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)) - 1 балл.
  • Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы - 0 баллов.

К3 Причинно-следственные связи - 2 балла

(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

  • Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период - 2 балла.
  • Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период - 1 балл.
  • Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны - 0 баллов.

К4 Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России - 1 балл

  • Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков - 1 балл.
  • Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана - 0 баллов.

К5 Использование исторической терминологии - 1 балл

  • При изложении корректно использована историческая терминология - 1 балл.
  • Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы 0

К6 Наличие фактических ошибок - 2 балла

(1 или 2 балла по критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов)

  • В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки - 2 балла.
  • Допущена одна фактическая ошибка - 1 балл.
  • Допущено две или более фактические ошибки - 0 баллов.

К7 Форма изложения - 1 балл

(1 балл по критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов)

  • Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) - 1 балл.
  • Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений - 0 баллов.

Максимальный балл 11

Решай по истории.

История России

ЕГЭ: пишем историческое сочинение

Хорошее сочинение может принести на ЕГЭ по истории 11 баллов из максимальных 55 за всю работу. Педагог и автор учебников Роман Пазин подробно разобрал критерии оценки этого важного задания и дал советы по подготовке к нему.

Задание № 25

Выпускник должен написать ответ по одной из трех эпох. Первая: IX - конец XVII вв. Вторая: конец XVII в. - 1914 год. Третья: XX век от Первой мировой войны до декабря 1991 года. Даты во втором и третьем промежутках часто указаны с месяцами, как своеобразная подсказка ученику. Например, если выбран период «март 1801 г. - декабрь 1812 г.», нужно рассказать не только об Отечественной войне 1812 года, но и в целом о внутренней и внешней политике первого этапа правления Александра I.

Историческое сочинение - это творческая работа по определенному алгоритму. Сама формулировка задания включает почти все критерии, по которым текст будет оценен экспертом. Рассмотрим эти критерии подробнее.

Указание событий (явлений, процессов)

В сочинении должны быть указаны два события (можно без дат) из выбранного временного промежутка. Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие - 1 балл. Не учитывается последовательность изложения и связь событий между собой. Первому критерию соответствует, по статистике, более 76% сочинений.

Когда указано больше двух явлений и два из них правильны, остальное именно по данному критерию не имеет значения, но все же, конечно, влияет на результат. Пример: «В период 1825-1855 гг. было создано III отделение С.Е.И.В. канцелярии, а также проведена реформа государственной деревни. Кроме того, в этот же период в России начинают создаваться военные поселения». Эксперт справедливо начислит 2 балла по первому критерию, однако потом оштрафует за наличие ошибки, поскольку третье событие не вписывается в период.

Исторические личности и их роль

Нужно не только назвать имена, но и обозначить роль личностей в указанных событиях. Если правильно раскрыты два исторических деятеля, эксперт ставит 2 балла. Если верно представлена только одна личность, начисляется 1 балл. Эта задача вызывает у большинства выпускников затруднения.

Сложность в том, что под ролью в событии понимаются конкретные действия. Эти действия должны носить единичный характер и выражаться непременно в личной активности.

Неправильные примеры:

  • «Иван III сыграл решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы»,
  • «Румянцев участвовал в Семилетней войне»,
  • «Ленин возглавлял СНК».

Правильные примеры:

  • «Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя»,
  • «Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом»,
  • «Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И.В. Сталина».

Действия вроде «взойти на престол» и «быть главнокомандующим» - слишком абстрактные, за них не снимут балл, но и не начислят. По этому критерию легко работать с деятелями культуры и результатами из творчества, например: «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича».

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по истории России И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева и др. и соответствует ФГОС основного общего образования и историко-культурному стандарту. Структура рабочей тетради соответствует структуре учебника для 10 класса авторо О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, П.Н. Романова. Тетрадь содержит разнообразные задания: тесты, составление эссе, работа с исторической картой, соотнесение дат и событий и т.д. и адаптирована для тренинга учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Причинно-следственные связи

Если правильно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла, если одна связь - 1 балл. Больше половины выпускников с этим не справляется.

Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина), при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Причинно-следственные связи, прописанные в роли личности, здесь уже не считаются. Однако кроме самих причин учитываются предпосылки событий, выходящие за границы периода, и поводы (если обозначено, что это повод).

Пример: «Одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов было издание указа Петра I о престолонаследии».

Оценка влияния событий на дальнейшую историю России

За правильную оценку влияния событий (явлений, процессов) одного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, эксперт начисляет 1 балл. Здесь ученик обязательно должен выйти за верхнюю границу указанного промежутка времени. Это один из самых сложных критериев.

Если выпускник не упоминает конкретного историка, а пишет, например, «по мнению ряда историков...», то ответ также засчитывается в качестве правильного (конечно, когда точка зрения действительно присутствует в историографии). В любом случае, опираться лучше на исторические факты, а мнение историков приводить дополнительно.

Пример на базе фактов: «1565–1572 гг.: Удар по боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но в то же время опричнина стала одним из факторов, вызвавших структурный кризис в Российском государстве, который, в свою очередь, привел страну к Смуте».

Пример на базе мнения историков: «1237–1242 гг.: В результате монгольского нашествия русские земли попали в политическую и экономическую зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве».

Практикум предназначен для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности старшеклассников при изучении курса истории России (10 класс). Может быть использован и для организации учебной деятельности на уроке в рамках базового курса истории, в качестве курса по выбору, системы уроков при профильном уровне изучения предмета, дополнительных занятий при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Использование исторической терминологии

Чтобы получить еще 1 балл выпускнику достаточно корректно использовать хотя бы один исторический термин. Это, по статистике, удается подавляющему большинству.

Под историческим термином подразумевается слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи), или исторического процесса в целом. Могут использоваться такие слова как: полюдье, вече, десятина, Смута, местничество, мануфактура, парсуна, гвардия, продразверстка, индустриализация, коллективизация, реабилитация, приватизация и другие. Раскрывать в скобках значение термина не обязательно, но желательно.

Пример: «Княгиня Ольга провела налоговую реформу, установила уроки и погосты».

Наличие фактических ошибок

Если в сочинении нет фактических ошибок, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка - 1 балл. Важно учесть, что эксперт рассматривает этот критерий, когда за первые четыре выпускник набрал минимум 4 балла. К сожалению, ошибки встречаются даже в очень «сильных» сочинениях.

Ребятам лучше действовать по принципу: «не уверен - не пишу». Не учитываются стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, если они не приводят к содержательным ошибкам (мЕтрополия - мИтрополия).

Типичные фактические ошибки

  • Излишние обобщения («Битва на Калке должна восприниматься как поражение всех русских княжеств»).
  • Спорные суждения («Указ о престолонаследии Павла I не позволял женщинам занять престол»).
  • Использование терминов и понятий в неадекватном историческом контексте («ордынская оккупация»).
  • Содержательные ошибки. Связаны с соотношением личности и события («Петр I вел Семилетнюю войну»), датировкой («Павел I издал указ о престолонаследии в 1799 г.»), наименованием должностей («Н.С. Хрущев был Генеральным секретарем ЦК КПСС»), инициалами (В. И. Сталин, С. С. Карамзин) и др.

Хрестоматия является составной частью УМК "История России. начало XX - начало XXI века.10 класс. " (авторы О.В. волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов), соответствует историко-культурному стандарту и может быть использована с любым учебником по отечественной истории для 10 класса, входящим в Федеральный перечень.

Форма изложения

Если ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл. Но тоже только при условии, что за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов. С формой стравляется чуть больше половины выпускников.

Советы ученикам:

  • Не путайте историческое сочинение с эссе (в нем нет проблематики, но есть факты, которые обязательно нужно указать).
  • Не забывайте о логических связках и абзацном членении текста.
  • Не пренебрегайте правилами русского языка.

Алгоритм работы над сочинением

  1. Выбираем период. Имеет смысл не брать сложный период с запутанным ходом событий.
  2. Работаем с черновиком. Его можно составить в виде таблицы с 4 колонками: «Событие», «Причина», «Роль и действия личности», «Последствия». Также прописываем термины и вывод.
  3. Пишем вступление (общую характеристику).
  4. Пишем основную часть с указанием событий, личностей, причинно-следственных связей, не забывая о терминах.
  5. Пишем заключение.

Как подготовить учеников к сочинению в 10-11 классах

  • Объясните структуру исторического сочинения (что нужно написать, от чего следует отказаться).
  • Объясните критерии оценивания.
  • Тренируйте учеников работать с черновиками.
  • Пишите сочинения на уроках вместе, по мере прохождения материала.
  • Задавайте сочинения на дом.

Историческое сочинение в ЕГЭ появилось сравнительно недавно. С 2016 года абитуриентам предлагается написать работу по одному из трёх указанных периодов. Каждый из таких периодов относится к одной из трех эпох в истории России, которые условно градируются как «Древность и Средневековье» (IX-XVII) , «Новое Время» (XVIII-XIX) и «Новейшее Время» (1914-2008). Важно также отметить, что внутри эпохи выбираются периоды, которым в историографии дана оценка как целостным историческим периодам (Например, 1914-1917 или 1645-1676 гг.).

В таком «дорогостоящем» одиннадцатибалльном задании абитуриенту требуется соблюсти следующие критерии:
1. Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к выбранному периоду истории (К1, за который максимально можно получить 2 балла);
2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных личностей в этих событиях, явлениях, процессах (К2, за который максимально можно получить 2 балла);
3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории (К3, за который максимально можно получить 2 балла);
4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дать одну оценку значения данного периода для истории России (К4, за который максимально можно получить 1 балл);
5. В ходе изложения использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду(К5, за который максимально можно получить 1 балл);
6. Не допускать фактических ошибок (К6, за который максимально можно получить 2 балла);
7. Написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала (К7, за который максимально можно получить 1 балл).

Формат и разбалловка

Как будет выглядеть работа, ее логическое и смысловое содержание, эксперты оставляют право свободным за абитуриентом, пишущим ЕГЭ по истории. Специалисты ФИПИ не регламентируют и объем изложения работы – это вопрос времени на экзамене и вдохновения автора. Абитуриент должен помнить, что ему вряд ли зачтут баллы по критериям 6 и 7, если по критериям 1-5 он не смог набрать хотя бы 4 балла из 8 возможных. Как быть, если в работе указаны и верные процессы и явления, и неверные?

В своей статье журналу ФИПИ «Педагогические измерения» заместитель руководителя федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории, И.А. Артасов приводит такой интересный пример:

«В период 1825–1855 гг. было создано Третье отделение императорской канцелярии, а также проведена реформа государственной деревни. Кроме того, в этот же период в России начинают создаваться военные поселения».

Артасов пишет, что в данном сочинении названы два события, относящиеся к выбранному периоду, поэтому выпускник за данный ответ получит по К1 два балла. Ошибки же по критерию К1 не учитываются, засчитываются только правильные положения, поэтому фактическая ошибка, касающаяся создания военных поселений, не приведёт к снижению балла по критерию К1.

Таким образом, при оценивании по критерию К1 оценивается только указание событий (процессов, явлений), но не учитывается их связь между собой, последовательность изложения и т. п. От выпускника также не требуется указывать годы (даты) названных им событий.


Указание личности и ее роли в историческом периоде

При учете второго критерия работы, где вам требуется указать две личности и их роль в указываемом периоде. Необходимо помнить, что под ролью исторической личности понимается её деятельность, в значительной степени повлиявшая на ход и результат событий в данный период истории. Как отмечает Артасов, при выставлении баллов по критерию К2 учитывается количество указанных элементов ответа. Для выставления максимального балла по критерию К2 в ответе должны быть названы два исторических деятеля и роли обоих в названных событиях (явлениях, процессах). Исторические личности, указанные в сочинении, могут быть как деятелями истории России, так и деятелями историизарубежных стран.

Важно также не забывать, что общие формулировки, лишённые конкретного содержания, оценке экспертов ЕГЭ не поддаются. Поэтому когда вы будете описывать значимость роли Александра Невского на Ледовом Побоище в 1242 году, мы рекомендуем вам отметить его исключительность не общими фразами в стиле «это был отличный полководец», «хороший мужик», «настоящий патриот своей земли», а уточнить чем именно ему удалось обеспечить победу русскому войску. Например:

«Александр Невский вынудил немецких рыцарей, закованных в тяжёлую броню, принять бой в неудобном для них месте - на льду Чудского озера с крутым берегом, он удачно расположил войско, поставив в центре своего строя войска послабее, а с флангов - сильную конницу».

А поскольку вы пишите единый связный текст, вы должны помнить, что события (процессы, явления), в которых личность сыграла охарактеризованную в сочинении роль, обязательно должны быть названы. Это означает, что ответ по критерию К2 не может быть засчитан в качестве верного, если, например, выпускник написал «И.В. Сталин выдвинул план автономизации, но затем согласился с ленинским планом и поддержал его» , но никак не обозначил, что в этом заключалась роль И. В. Сталина в разработке проекта образования СССР.

Абитуриенты должны также учитывать, что характеристика роли личности не может быть подменена указанием статуса, титула, занимаемой должности и т. д. Поэтому роль М. И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. не может быть охарактеризована так: «М.И. Кутузов был главнокомандующим русскими войсками».

Причинно-следственные связи

Поскольку третий критерий предполагает оценку причинно-следственных связей в историческом периоде, важным будет понять смысл данной формулировки. Под причинно-следственной связью, как правило, понимается связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при котором одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определённых исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием. Например, поражение России в Крымской войне привело к нейтрализации Чёрного моря.

Поэтому необходимо учесть, что причинно-следственных связей между любыми событиями (процессами, явлениями), указанными в сочинении и относящимися к выбранному периоду должно быть хотя бы две. Также важно отметить, что при указании причинно-следственных связей могут быть использованы не только причины, но и предпосылки событий (явлений, процессов). Например, усиление иностранного влияния в экономической и культурной сферах в России в XVII в. не было прямой причиной преобразований Петра I, это, скорее, его предпосылка (т. е. условие, повлиявшее на начало данного события).

Эксперты засчитывают и вариант связи между поводом и событием, например: «Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда стало поводом для начала Первой мировой войны».
Главное не забывать, что указанные причинно-следственные связи должны существовать в рамках данного периода. Это означает, что и причина, и следствие должны находиться в рамках этого периода. Например, если выпускник, который пишет о периоде 1801–1812 гг., укажет причинно-следственную связь между подписанием Россией Тильзитского мира и присоединением её к континентальной блокаде, то это будет принято в качестве правильного ответа. Но если выпускник при характеристике того же периода приведёт причинно-следственную связь между победой в войне 1812 г. и зарождением движения декабристов, то она не будет принята (хотя и не содержит фактической ошибки), т. к. создание первых декабристских организаций не относится к данному периоду истории.

Историческая оценка периода

Особого внимания в работе заслуживают выводы, которые эксперты ЕГЭ учитывают по критерию четвертому «оценка значимости периода». Не стоит забывать, что оценка представляет собой обобщающий вывод о значении данного периода для истории страны в целом, его влиянии на процессы, характерные для эпохи, в рамках которой выделен данный период. Необходимо обратить внимание, что в сочинении должна быть дана оценка именно периоду в целом, а не отдельным событиям в рамках этого периода.

Согласно критериям, оценка может быть дана с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. Это означает, что указание мнений историков в работе не обязательно, выпускник может для оценки периода использовать только знание фактов. Например, при оценке периода 1928–1941 гг. можно указать, что социально-экономическая политика, проводимая в эти годы, позволила создать многоотраслевой военно-промышленных комплекс, что послужило одной из предпосылок победы СССР в Великой Отечественной войне. За этим обобщённым выводом стоят исторические факты, он опирается на них.

Для оценки значения периода выпускник может использовать мнения историков. Например, он может дать следующую оценку периоду 1689–1725 гг. (время правления Петра I): «По мнению В. О. Ключевского, Пётр завещал преемникам обильный запас средств, которыми они долго пробавлялись, ничего к ним не прибавляя». В данном случае оценка периода дана на основе мнения историка, но без непосредственной опоры на факты, и это вполне допустимо.

Важно учесть, если выпускник в ответе не упоминает конкретного историка, а пишет, например, так: «По мнению ряда историков…», то ответ также засчитывается в качестве правильного, если точка зрения, изложенная да- лее, действительно присутствует в историографии. Не может быть засчитана общая формулировка, лишённая конкретного содержания, например: «Это был плохой (хороший, трудный и т. п.) период в истории страны».


Знание терминов и понятий

Пятый критерий в развернутой работе абитуриента предполагает использование исторической терминологии. Термины и понятия исторической науки можно условно разделить на три группы:

1) термины и понятия письменных источников (например, «Русская Правда» содержит ряд терминов, без понимания которых невозможно понять смысл отдельных статей: рядович, закуп, вира и др.);
2) термины и понятия, применяемые для систематизации разнородного исторического материала (например, государственный переворот, цивилизация и др.);
3) понятия и категории, которые применяются не только в истории, но и в других социально-гуманитарных науках для определения общественных явлений (например, государство, общество и др.).

Для получения одного балла по критерию К5 выпускнику достаточно корректно использовать в историческом сочинении один исторический термин. Как видим, это будет не сложно. В работе эксперты допускают и тот факт, что исторический термин может быть использован некорректно. Например, выпускник может использовать термин «опричнина», но писать о земщине. Если в сочинении отсутствуют другие термины, использованные корректно, то выпускник в этом случае получит по критерию К5 0 баллов. Подобная ситуация маловероятна, но вполне ожидаема. В любом случае ошибка в терминологии будет учтена при проверке работы по критерию К6.

Сколько можно ошибаться?

При оценивании работы по данному критерию учитываются фактические ошибки любого характера, допущенные в любой части сочинения: неправильное указание событий (явлений, процессов), неправильное указание исторических деятелей, ошибки в фактах их биографий, неправильно указанные причинно-следственные связи, оценки значимости периода, ошибки в указании мнений историков и т.д.

Необходимо отметить, что речь идёт именно о фактических ошибках, стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не учитываются.

Сочинение или план — что лучше?

По критерию К7 оценивается форма изложения. У выпускника есть полное право отказаться от формата сочинения и дать ответ, например, в форме тезисного плана в соответствии с содержанием задания. В этом случае эксперт всё равно оценит ответ по всем критериям, но по К7 будет вынужден поставить 0 баллов.

Написание выпускного сочинения на ЕГЭ по истории дело непростое, но и не такое сложное, как это обычно принято представлять. А потому при домашней подготовке по такому заданию мы рекомендуем вам заранее избрать один из трех периодов истории и составлять планы ответов задолго до самого экзамена. Так вы сможете привести свои мысли и логику изложения в порядок, а в момент экзамена вспомнить структуру изложения вашего сочинения дома.

Удачи на экзаменах!

Задание № 25 в ЕГЭ по истории (историческое эссе) безусловно является одним из самых сложных заданий экзамена. В этой статье мы расскажем, как правильно написать историческое сочинение для ЕГЭ 2019 на максимальный балл.

В этом задании ученикам предлагается три периода российской истории на выбор:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

Один из периодов всегда относится к древней истории Руси и Средневековью, второй к Новой истории (с конца 17 века) и последний – к Новейшей истории (20 век). Вам необходимо написать сочинение об одном из этих периодов, строго учитывая его хронологические рамки.

Полный список всех периодов исторических сочинений

Как писать сочинение ЕГЭ по истории?

При написании исторического сочинения руководствуйтесь нашим алгоритмом написания эссе.

Алгоритм работы над историческим сочинением ЕГЭ:

1. Выбираете наиболее подходящий период, который знаете лучше всего.
2. Определяете, к чьему периоду правления он относится.
3. Вспоминаете исторические события, произошедшие в это время; выявляете наиболее важные и второстепенные.
4. Вспоминаете исторических личностей, живших в это время, их роль и влияние на события, приведенные Вами выше.
5. Выявляете причинно – следственные связи между двумя событиями.
6. Выявляете причины происходящих в этом периоде событий.
7. Составляете , оно должно быть логично разбито на несколько абзацев.
8. Пишете эссе на основе плана и подготовленной информации.
9. Пишете заключение к сочинению, где даем оценку выбранного периода.
10. Проверяем и дорабатываем сочинение.

Историческое сочинение – одно из самых сложных заданий ЕГЭ

Чтобы лучше структурировать ваше эссе используйте распространенные фразы и клише и конструкции из

1) Используйте историческую терминологию. Термины, имеющие отношение к данному историческому периоду требуются для получения балла по одному из критериев оценки!