Электрощиток

Из истории великого трубадура Средневековья - Бернарт де Вентадорн. Средневековая Европа

Из истории великого трубадура Средневековья - Бернарт де Вентадорн. Средневековая Европа

Но появились они еще во время правления деда Алиеноры герцога Гильома IX Аквитанского, прозванного Гильомом Трубадуром. Языком (скорее — диалектом) поэтов-песенников по умолчанию являлся прованский, и далее, после распространения этого явления по всей Европе, трубадуры тоже чаще всего исполняли баллады на прованском (окситанском) языке.

Прекрасная Алиенора, еще и не будучи королевой, окружила себя изысканным двором. И трубадуры — несчастные воздыхатели без какой-либо определенности на взаимность — присутствовали обязательно рядом с этой темпераментной южанкой, богатой наследницей всей Аквитании, не скованной никаким надзором (Алиенора рано осиротела).

Прекрасные воздыхатели? Не обязательно это было именно так, но должно было так казаться. Все вместе: несчастные влюбленные и, якобы, равнодушные дамы составляли тот колорит с оттенком куртуазности раннего Средневековья.

Но трубадур — это прежде всего поэт. Поэт и композитор в одном лице. Он должен уметь играть на музыкальных инструментах и слагать стихи, как правило, с романтическим уклоном, желательно про несчастную любовь — да так, чтоб все дамы обрыдались. Петь балладу собственного сочинения, играть мелодию, написанную собственноручно и аккомпанировать самому себе на музыкальном инструменте — высшее мастерство. Исполняющий чужие произведения назывался жоглар, но он мог выступать и как автор в некоторых случаях.

Жоглар (жонглер) мог быть сам по себе, а мог служить трубадуру. Например, неизменным жогларом трубадура Арнаута де Марейля был Пистолета. Жоглар не только играл, пел и читал стихи, но еще мог разыгрывать небольшие представления и показывать фокусы.

Помимо жогларов, существовали и другие разновидности такого рода деятельности. Например, менестрели (кстати, менестрелями могли быть и женщины) — это те же поэты и композиторы, но они зарабатывали этим себе на жизнь.

А мастерство трубадура в классическом, провансальском понимании этого слова — это не способ заработка. Как служением прекрасной даме можно было зарабатывать? Были еще миннезингеры — немецкие средневековые рыцари, сочиняющие лирические произведения. Течение миннезингеров сформировалось под влиянием все тех же провансальских трубадуров. На Пиренейском полуострове трубадуров называли сегрелами.

Недостатков в публике у трубадуров не было. Вздыхать и переживать за несуществующих героев было в те времена довольно распространенное занятие, ведь знатные дамы просто маялись от безделья и все мечтали о любви и о мужчинах. В те времена нельзя было просто взять и завести роман в открытую — правила не позволяли. Такую женщину никто не возьмет замуж, а без мужа остаться — нет худшего позора. Однако, романтики хочется…

Некоторым это служило прикрытием: мол, все знают, что между трубадуром и его дамой только платонические отношения, чего тут копать? А на самом деле, в некоторых случаях, отношения были не так уж невинны. Поэтому, сообщество трубадуров поддерживали, в его ряды периодически вливались свежие силы. Но не все так просто: трубадуром мало называться, надо еще кое-что уметь.

Образование трубадура зависело от его социального статуса: среди них часто встречались высокородные сеньоры, ведь им была доступна учеба, к которой, впрочем, тяготели далеко не все представители знати. Кроме того, необходимость петь, играть, сочинять отнимала много времени, которым простолюдины не располагали — они, в большинстве своем, работали.

Но все же, бывало, что «профессия трубадур» оказывалась для человека настоящим призванием. Можно провести параллель с сегодняшними известными бардами, композиторами и поэтами. Не мог человек бросить это занятие, очень хорошо получалось у него слагать поэмы. А главное, он испытывал непреодолимую тягу к подобной деятельности. Трубадур Арнаут де Марейль был рода не знатного, однако, благодаря своим талантам, выбился из низов. Сохранилось двадцать девять его любовных кансонов.

А знаменитый воин-трубадур Бертран де Борн, прованский рыцарь, воспевал больше войну, победы, подвиги, чем любовь и служение даме. Да, были и такие, воинственно настроенные трубадуры. До наших дней дошло около 50-ти его песен. Этот человек всю жизнь участвовал в различных военных конфликтах, но успевал сочинять свои тенсоны и кансоны. Но Бертрану не надо было думать о крыше над головой и т. п. мелочах. Он воевал и сочинял. Сочинял и воевал. Успел несколько раз жениться и растил четырех детей. А последние двадцать лет провел в монастыре. Получается, что для некоторых людей трубадур — настоящее призвание. Именно в смысле творить.

Поэтому среди трубадуров все-таки преобладали феодалы. Трубадур должен был на что-то жить, прилично одеваться, иметь музыкальные инструменты, бумагу, содержать прислугу и мало ли что еще. Беднякам все это было недоступно. Но часто простолюдины сочиняли баллады, а сеньоры выдавали их творения за свои, в лучшем случае взамен давая мелкую монету.

Трубадурами были даже церковники. Некоторым епископам и монахам не чужда была романтика. Все сферы жизни того времени буквально окурены идеями крестовых походов, всеобщим благочестием и восторгами от святых чудес. И исполняющие чужие произведения (то есть жоглары, как говорилось выше) на тему жития святых были очень уважаемы церковью. А уж если сами все сочиняли, то такие монахи-поэты были на особом счету и от обычных жогларов по положению отличались.

Поначалу, с XII века, трубадур обязан был около двух лет учиться риторике, умению слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Остальное — дело воображения. В эпоху Возрождения трубадуры уже должны были изучать так называемые семь искусств: грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку.

Со временем предрассудки и социальное неравенство в рядах трубадуров немного стерлись, и им мог стать и торговец, и ремесленник, и бедный бродячий монах. Но самыми известными трубадурами все-таки оставались люди богатые и знатные.

краткое содержание других презентаций

«Средневековая европейская литература» - Литература города. Религиозная литература. Средневековая литература. Лирика. Пьер Абеляр. Европейская средневековая литература. В своем развитии она проходит два больших этапа. Время бескультурья. Рыцарский роман. Рыцарская литература.

«Литература в 14-16 веках» - Особенности развития русской культура в XIV-XVI веках. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Развитие литературы XVI века. Просвещение, устное народное творчество,литература в XIV- XVI веках. Книгопечатание. Летописание. Просвещение. Исторические песни. Литература. Устное народное творчество. Подведение итогов.

«Средневековая лирика» - Жанры лирики трубадуров. Жонглёры. Наиболее известные трубадуры. Женщина. Выдающиеся ваганты. Имена. Монастыри. Труверы. Ваганты. Церковь. Наследие средневековой лирики. Безымянная альба. Средневековая лирика. Куртуазная любовь. Разновидности певцов. Немного о миннезингерах. Музыканты. Крестовая песня. Carmina Burana. Наиболее известные труверы. Политические события. Причины упадка. Характерный отрывок.

«Литература эпохи Средневековья» - «Песнь о Нибелунгах». Песнь о посте в любви. «Песнь о Роланде». «Всепьянейшая литургия», знаменитая анонимная пародия XIII в.. Литература зрелого Средневековья. Поэзия вагантов. Героические поэмы. Рыцарский роман. «Песнь о Сиде». Песнь о моём Сиде. «Беовульф», Х в. Небольшие рассказы шутливого содержания. Литература раннего Средневековья. Куртуазная литература. Литература Средневековья X - XV века.

«Литература 15 века» - Народное творчество. Издатели. Хождения. Былинный эпос. Просвещение. Проверь себя. Летописание. Фольклор. Летопись. Исторические повести. Жития. Литература. Исторические песни, сказания. Литература XIV – XVI вв. Первые печатные издания. Процессы преодоления культурной замкнутости. Интерес к всемирной истории. Раздробленность государства.

«Литература Средневековья» - Немецкий героический эпос. Эстетические идеалы Средневековья. Литература Средневековья. Античная литература. Французская поэзия трубадуров. Этапы общения с литературным текстом. Литература Средних веков. План урока. Словарь. Грузинская поэма.

4.Светская (народная) музыка Средневековой Европы. Творчество трубадуров, труверов, миннезингеров.

Расцвет профессиональной светской музыки XII-XIII вв. связан прежде всего с культурой рыцарства - военной аристократии европейского Средневековья. К середине XII столетия в Провансе, одной из самых богатых и интересных в культурном отношении провинций Франции, сформировалось творчество поэтов и певцов - трубадуров . Слово "трубадур" происходит от провансальского выражения art de trobas - "искусство сочинять", и его можно приблизительно перевести как "изобретатель", "сочинитель". В музыкальном отношении творчество трубадуров испытало, вероятно, серьёзное влияние народных традиций. Однако открытым, часто дерзким фольклорным интонациям они придали большую мягкость, утончённость. Ритмика композиций даже в быстром темпе сохраняет размеренность и изящество, а форма отличается глубокой продуманностью и пропорциональностью.

Искусство трубадуров, зародившееся в Провансе XII века, было началом особого творческого движения, характерного для своего времени и почти целиком связан­ного с развитием новых, светских форм художественного творче­ства.

Многое благоприятствовало тогда в Провансе раннему расцве­ту светской художественной культуры: относительно меньшие разорения и бедствия в прошлом, во время переселения народов, старые ремесленные традиции и сохранившиеся издавна торговые связи, заметная эмансипация городов, усиление светской власти и, в силу того, изменения в быту высших слоев общества, высокое развитие просвещения. Положительную роль сыграли и так называемые «божьи перемирия», то есть ограничение всякого рода стычек среди населения, сдерживание «воинственных», агрес­сивных намерений и привычек рыцарства - ради мирного развития городов, торговли, ремесла. В таких исторических условиях складывалась рыцарская куль­тура позднего средневековья: не одни лишь жестокие крестовые походы, но и мирная жизнь в Южной Франции определили новые свойства художественного мировосприятия поэтов-музыкантов из среды рыцарства. Однако то, что мы называем искусством трубадуров, все-таки много шире по своему историческому значе­нию, чем достояние одной лишь рыцарской культуры.

Музыка трубадуров разнообразна по жанрам. Значительное место занимали эпические произведения под названием песни о деяниях (фр. chansons de geste). Обычно их писали на тексты из "Песни о Роланде" - эпической поэмы (XII в.), рассказывающей о походах Карла Великого и трагической судьбе его верного рыцаря Роланда. Об идиллических картинах сельской жизни повествовали нежные и мягкие по характеру пастурели (от фр. pas-tourelle - "пастушка"). (Позже на их основе возникнет пастораль - произведение искусства, показывающее единение человека с природой.) Существовали также песни нравоучительного содержания – тенсоны (от фр. tension - "напряжение", "давление").

Однако главной в музыке и поэзии трубадуров оставалась любовная тематика, а основным жанром были песни утренней зари (фр. chansons l"aube). Как правило, в них поётся о сладостной минуте ночного свидания рыцаря со своей Прекрасной Дамой, которое прерывается криком стражи - знаком наступления утра, несущего влюблённым разлуку. Мелодии песен покоряют гибкостью и изысканно чёткой композицией. Обычно они строятся на коротких, часто повторяющихся мотивах, но заметить эти повторы не всегда удаётся: они столь мастерски связаны друг с другом, что производят впечатление длинной, постоянно меняющейся мелодии. Такому ощущению немало способствует звучание старофранцузского языка с его длинными гласными и мягкими в пении согласными.

Трубадуры были людьми разного происхождения - как простолюдинами, так и аристократами (например, герцог Аквитанский Гильом IX, барон Бертран де Борн ). Однако независимо от социальной принадлежности все они показывали идеальную любовь мужчины и женщины, гармонию между чувственным и духовным в их отношениях. Идеал возлюбленной рыцаря-трубадура - земная женщина, но чистотой, благородством и одухотворённостью она должна напоминать Деву Марию (нередко в описании Прекрасной Дамы чувствуется подтекст - скрытый образ Богоматери). В отношении рыцаря к Даме нет и тени чувственной необузданности (очень свойственной нравам эпохи), это скорее трепетное восхищение, почти поклонение. В описании таких отношений поэзия трубадуров находила поразительно тонкие нюансы, а музыка стремилась точно передать их.

Искусство трубадуров развивается в пределах без малого двух столетий с конца XI века. Во второй половине XII века известны уже имена труверов как поэтов-музыкантов на севере Франции, в Шампани, в Аррасе. В XIII столетии деятельность труверов становится более интенсивной, тогда как искусство про­вансальских трубадуров завершает свою историю. Труверы в известной мере наследовали творческой традиции трубадуров, но вместе с тем их произведения были явственнее связаны не с рыцарской, а с городской культурой своего времени. Впрочем, и в среде трубадуров находились представители различных общественных кругов. Так, первыми трубадурами были: Гийом VII, граф Пуатье, герцог Аквитанский (1071-1127) - и гасконец-бедняк Маркабрюн. От первого из них едва сохранилась всего одна мелодия (да и то не в оригинальной редакции), из сорока с лишним произведений второго всего четыре записаны с музыкой (в их числе - песни крестоносцев и пастурель). В дальнейшем среди трубадуров мы находим самые различные имена, и они помогают понять неоднородность этой художественной среды: Джуафрэ Рюдель , граф Ангулемский (с именем которого свя­зана легенда о романтической любви к далекой восточной прин­цессе из Триполи), автор четырех сохранившихся образцов любов­ной лирики.

Бернарт де Вентадорн , сын придворной истопницы, умный, об­разованный и талантливый поэт-музыкант лирического склада (ок. 1150-1195).

Бертран де Борн (ум. в 1196 году) - рыцарь, владелец замка, политический интриган, известный в свое время бесчисленными любовными похождениями, а также военными пристрастиями, получившими отражение в его поэзии.

Рамбаут де Вакейрас - сын бедного рыцаря, бывший одно время жонглером; с его именем связан рассказ о сочинении экс­промтом (на мелодию сыгранной жонглерами эстампиды) песни «Календа мая», прославлявшей прекрасную даму в духе рыцар­ского культа.

Пейре Видаль (ум. в 1205 году) - экспансивный, живой, бой­кий на язык, необычайно подвижный трубадур, побывавший во многих странах.

Фольке Марсельский - из семьи богатого генуэзского купца в Марселе, известный своими любовными увлечениями и любовной лирикой, постригшийся в монахи и ставший епископом в Тулузе.

Гираут де Борнейль - высоко ценимый современниками, учи­тель трубадуров и менестрелей, автор прославленной альбы (песни рассвета), о котором известно, что летом он ходил от замка к замку вместе с двумя жонглерами. Пользовался покровительством Альфонса VIII, короля Кастилии.

Госельм Феди - сын буржуа, талантливый поэт и музыкант, проигравший свое состояние в кости и ставший жонглером.

Гираут Рикьер - из последних трубадуров, плодовитый и уме­лый мастер (сохранилось 48 его мелодий), однако не чуждый духовной тематики и значительно усложнивший свое вокальное письмо, удаляясь от песенности.

Провансальские трубадуры, как известно, обычно сотруднича­ли с жонглерами, которые странствовали вместе с ними, исполняли их песни или сопровождали их пение, как бы соединяя одновремен­но обязанности слуги и помощника. Между тем со временем различие между трубадуром (или трувером) и жонглером несколько стиралось

Ещё одно интересное явление профессиональной светской культуры Западной Европы - творчество труверов , певцов и поэтов из Шампани, Фландрии, Брабанта (часть территории современных Франции и Бельгии). Слово "трувер" близко по значению к названию "трубадур", только произошло оно от старофранцузского глагола trouver - "находить", "придумывать", "сочинять". В отличие от трубадуров труверы были ближе к городской жизни, более демократичной по своим формам, и расцвет их творчества приходится на вторую половину XIII в., когда рыцарство стало постепенно уходить в социальной жизни на второй план.

Еще более многообразна среда труверов, в которой преобла­дают горожане (отнюдь не титулованные), но встречаются и стран­ствующие рыцари (Жан де Бриен), и участники крестовых походов (Гийом де Феррьер, Бушар де Марли), и даже духовные лица. Конон де Бетюн, сын графа, умный, инициативный крестоно­сец (автор песен о крестовых походах), и бедняк-жонглер Колен Мюзе (однако поэт образованный и тонкий), Тибо, граф Шампани, король Наварры (сохранилось 59 его мелодий), и Одефруа ле Батар, из аррасских буржуа, - таков круг поэтов-музыкантов, имену­емых труверами.

Особенной популярностью пользовался мастер-трувер из города Аррас Адам де ла Аль (известен под прозвищем Адам Горбатый или Адам де Боссю, около 1240 - между 1285 и 1288). Воспитывался в аббатстве Боксель, в Камбре. Принадлежал к духовному званию, но отказался от принятия сана. Уехал в Париж и поселился у графа Роберта II д’Артуа. В 1282 г. сопровождал графа в его поездке в Неаполь, где остался жить и пять лет спустя умер. Он сочинял песни о любви, драматизированные сценки, которые обычно сопровождались музыкой. Из творческого наследия Адама де ла Аля до нас дошли 36 одноголосных песен (шансон), не менее 18 jeux partis (песни-диалоги куртуазного содержания), 16 рондó, 5 политекстовых мотетов.

Также был известен Тибо IV Шампанский (фр. Thibaut IV de Champagne, 30 мая 1201 - 8 июля 1253) граф Бри, граф Шампани (с 1225 г.), король Наваррский (Тибальдо I «Трубадур» - Theobaldo de Navarra) (с 1234 г.), сын Тибо III Шампанского. Трувер, французский поэт, автор большого количества произведений (Пререкание, Песнь о Крестовом походе и т. д.), многих лирических песен о любви с аккомпанементом, автор религиозных поэм, сирвент. Получил прозвище «принц труверов». Испытал влияние лирики Прованса. Прославлял служение знатной Даме, которую современники отождествляли с Бланкой Кастильской, матерью Людовика IX.

В музыкально-поэтическом искусстве трубадуров выделилось несколько характерных жанровых разновидностей стихотворения-песни: альба (песня-рассвета), пастурель , близкие ей весенние reverdies, сирвента, chanson de toile (вольный перевод - «песня прялки»), песни крестоносцев, песни-диалоги (tenson и jeu-parti), плачи, танцевальные песни . Это перечисление не является строгой классификацией. Любовная лирика воплощается и в альбах, и в пастурелях, и в «песнях прялки», и в танцевальных песнях. Рыцарское воспевание прекрасной дамы, идеал молчаливой верности и прочие куртуазные мотивы отнюдь не исчерпывают поэтического содержания этой лирики.

Сирвента - не лирическая песня. Звучащая от лица рыцаря, воина, мужественного трубадура, она может быть сатирической, обличительной, направленной на целое сословие, на определенных современников или события. Самостоятельного музыкального облика сирвента у трубадуров не приобрела. Плачи, которые создавались на смерть кого-либо из прославленных современников (например, Ричарда Львиное сердце), сохранились с музыкой лишь в единичных образцах. Песни крестоносцев создавали уже первые трубадуры (Маркабрюн), а затем - главным образом участники крестовых походов, среди них Конон де Бетюн. Как можно судить на основании материала специальных исследований, искусство трубадуров в конечном счете не изолировано ни от традиций прошлого, ни от иных современных ему форм музыкально-поэтического творчества. В «песнях прялки», с одной стороны, в песнях-диалогах - с другой, по всей вероятности, преломились давние традиции народного искусства - в самой жанровой разновидности их. Вместе с тем в характере музыкального развертывания некоторых песен «сквозной композиции», в их мелодических фразах справедливо усматривают генетические черты сходства с эпической речитацией, воспринятой трубадурами от старинных «chansons de geste».

Баллада ведет свое происхождение от плясовых песен с хором, и в основе ее структуры тоже лежит определенная периодичность и повторность, связанные с чередованием соло и хора. Виреле примыкает к формам рондо и баллады, но в отличие от рондо его строфа начинается и заканчивается одним и тем же рефреном (следующие строфы начинаются без вступительного рефрена). Все эти структуры могут быть названы рондальными – возвращение к одной из музыкальных строк является их композиционным принципом.

Зарождение и быстрое развитие светского музыкально-поэтического искусства трубадуров, впервые систематически фиксированного в целом, не может не изумлять историка: даже в более поздние времена не появлялось такое количество поэтов-музыкантов сразу, в близких территориальных пределах, не возникало такое множество произведений. Искусство трубадуров послужило важным соединительным звеном между первыми в Западной Европе формами музыкально-поэтической лирики, между музыкально-бытовой (отчасти народно-бытовой) традицией и высокопрофессиональными направлениями музыкального творчества в XIII - XIV веках. Поздние представители этого искусства сами уже тяготели к музыкальной профессионализации, овладевали основами нового музыкального мастерства.

В XII и особенно XIII веках воздействие художественного примера трубадуров становится ощутимым в ряде стран Западной Европы - в различных центрах Италии, в Северной Испании, в Германии. Помимо Адама де ла Аль, в Италии (на севере, во Флоренции, в Неаполе, в Палермо) бывали и другие французские трубадуры, в том числе Рамбаут де Вакейрас, Пейре Видаль, Госельм Феди. С начала XIII века провансальские трубадуры и жонглеры постоянно проникают в Северную Испанию. При дворе в Барселоне, при кастильском дворе они пользуются большим успехом. Уже Маркабрюн немало путешествовал по Испании, работал при каталонском дворе и стал ранее всего известен в стране своей песней крестоносцев. К барселонским властителям тяготели Пейре Видаль и Гираут де Борнейль при дворе в Барселоне много лет находился Гираут Рикьер. Даже в Венгрию проникало искусство трубадуров: в самом конце XII века при дворе венгерского короля оказался тот же неутомимый Пейре Видаль, который на этот раз был привлечен пышными свадебными торжествами. Образцы искусства трубадуров попадают в XII-XIII веках в Германию, обращают там на себя заинтересованное внимание; тексты песен переводятся на немецкий язык, даже напевы порой подтекстовываются новыми словами. Развитие со второй половины XII века (вплоть до самого начала XV) немецкого миннезанга как художественного воплощения местной рыцарской культуры делает вполне понятным этот интерес к музыкально-поэтическому искусству французских трубадуров - особенно у ранних миннезингеров.

Близко к искусству французских трубадуров творчество немецких рыцарских поэтов и музыкантов - миннезингеров (нем. Minnesinger - "певец любви"). Наиболее выдающимися считаются Вольфрам фон Эшенбах (около 1170 - около 1220) и Вальтер фон дер Фогельвейде (около 1170-1230). Искусство миннезингеров вызывало столь большой интерес, что в 1207 г. в городе Вартбург было даже устроено состязание между ними. Позднее событие легло в основу популярного сюжета романтической литературы и музыки; в частности, об этом состязании рассказывается в опере немецкого композитора Рихарда Вагнера "Тангейзер". Главная тема творчества миннезингеров, как и трубадуров, - любовь, но музыка их песен более строга, подчас даже сурова, сосредоточенна и наполнена скорее размышлениями, нежели пылкими чувствами. Мелодии миннезингеров покоряют простотой и лаконичностью, за которыми скрывается духовная глубина, позволяющая сопоставлять их с лучшими образцами церковной музыки.

Искусство миннезингеров развилось почти столетием позже, чем искусство трубадуров, в несколько иной исторической обстановке, в стране, где поначалу еще не было таких прочных основ для сложения нового, чисто светского мировосприятия. Для миннезанга известное значение тоже имели народно-песенные истоки (более ощутимые у одних его представителей, малозаметные у других), но вместе с тем у немецких поэтов-музыкантов яснее чувствовались связи с духовной тематикой и церковной мелодической традицией. Меньше, чем в Провансе или Аррасе, сказывались в Германии прямые влияния песни-пляски с ее живыми ритмами на искусство рыцарского круга, и последовательнее, чем во Франции, прославляли миннезингеры любовь возвышенную, идеальную, граничащую с культом Девы Марии.

Из числа ранних миннезингеров известен Дитмар фон Айст (австриец по происхождению), в творчестве, которого едва начинает складываться культ прекрасной дамы и идеал бескорыстного служения ей. Прямые связи с французским музыкально-поэтическим искусством особенно отчетливо проявлялись у Фридриха фонГаузена из Вормса , который лично посетил Францию.

Крупнейшими представителями миннезанга были Вальтер фон дер Фогельвейде (деятельность его началась в конце XII века), Нидгарт фон Рювенталь (первая половина XIII века), Генрих Фрауенлоб (последние десятилетия XIII - первые десятилетия XIV века), Освальд фон Волькенштейн (ок. 1377- 1445). Развитие миннезанга продолжалось долго. Последние миннезингеры стояли уже на пороге нового в своей стране: новых творческих течений, новых форм объединения музыкантов из иных общественных слоев. Фрауенлобу приписывается основание общества мейстерзингеров в Майнце. Освальд фон Волькенштейн, помимо разработки традиционных форм миннезанга, владел и мно­гоголосным складом.

Миннезанг процветал при богатых дворах - императорском, герцогских (например, в Вене), ландграфском в Тюрингии, чешском королевском в Праге. Однако службой и выступлениями при дворах отнюдь не ограничивалась деятельность немецких миннезингеров: самые выдающиеся из них проводили значительную часть жизни в далеких странствиях, путешествуя не только по немецким землям, но переправляясь из страны в страну, выступая при дворах, а также общаясь с иной общественной средой вплоть до народных музыкантов (шпильманов). И подобно тому, как последние труверы уже смыкаются с представителями профессионального музыкального искусства, владеющими новой техникой многоголосия, последние миннезингеры движутся в этом же направлении.

Мейстерзингеры - немецкие средневековые поэты-певцы из ремесленно-цеховой среды, пришедшие на смену миннезингерам. Усваивали в своих певческих школах манеру исполнения песен на религиозно-дидактические (XIV-XV вв.), позднее и светские (XVI в., Реформация) темы. Представители: Г. Сакс, Г. Фольц, Г. Фогель и др.

Ганс Сакс Родился в 1494 году в семье портного. Посещал латинскую школу, затем в 1509-1511 годах учился сапожному делу, затем пять лет был странствующим подмастерьем. В это время он оказался в Иннсбруке при дворе императора Максимилиана I, по всей видимости, именно там решил изучить искусство мейстерзанга. Начал обучение в Мюнхене у Леонарда Нонненбека, а с 1520 года поселился в Нюрнберге, где стал мастером сапожного дела и одновременно активным участником и одно время председателем товарищества мейстерзингеров. В 1519 году женился на 17-летней Кунигунде Кройцер, умершей в 1560 году. В 1561 году женился вторично, на молодой вдове Барбаре Харшер. От первого брака имел семь детей, ни один из которых его не пережил. С самого начала поддержал Реформацию в варианте Мартина Лютера. Первоначально получил известность как поэт именно стихами, объяснявшими идеи реформации. Написал более 6000 стихотворений и стал одним из известнейших поэтов XVI века.

Ганс Сакс был известен современникам как мейстерзингер. Уже при жизни он был одним из самых читаемых авторов, его произведения ставились на сцене. В 1558 он сам начал издание своих сочинений и затем постоянно пополнял его новыми шванками, фастнахтшпилями, драмами, стихами и прозаическими диалогами. Кроме того, был известен как сторонник и распространитель Реформации. С 1523 по 1526 год выпускал диалоги-листовки на тему Реформации. За это ему было запрещено заниматься литературной деятельностью, и Сакс вынужден был зарабатывать на жизнь профессией сапожника. В 1529 году Нюрнберг объявил себя протестантским городом, и запрет был снят.

Гансу Саксу принадлежат более 6000 произведений, что особенно удивительно, учитывая, что он зарабатывал на жизнь не литературным творчествоим, а сапожным ремеслом. Произведения совершенно различны. Так, например, среди песен встречаются как духовные, так и светские. Один и тот же материал часто встречается в разных вариантах. Шванки и фастнахтшпили Сакса написаны в нюрнбергской традиции. Кроме того, ему принадлежат комедии и трагедии, сюжеты которых восходят к античности, средневековью или библейской традиции. Часто они носят дидактический и/или сатирический характер. Наиболее известны фарсы «Школяр в раю», «Корзина разносчика».

Веселый, неунывающий Трубадур из мультфильма «Бременские музыканты» покорил зрителей жаждой свободы и силой любви к прекрасной Принцессе. Герои проходят через череду испытаний, чтобы быть вместе вопреки преградам и желанию Короля. Молодой человек в полной мере впитал черты своего прототипа – средневекового трубадура-рыцаря, дамой сердца которого выступала девушка намного выше по сословию.

История появления

Сказку «Бременские музыканты» написали братья Гримм, но Трубадура в произведении не было. В забавных приключениях участвовали кот, собака, осел и петух, задумавшие добраться до Бремена, чтобы стать уличными музыкантами. В 1960-ых годах экранизировать сказку собралась режиссер-мультипликатор Инесса Ковалевская, однако от готового сценария пришла в ужас. Постановщику не хватило изюминки и «здравого смысла». Так сценарий оброс дополнительными героями.

Трубадура предложил ввести как главного персонажа писатель и актер . В итоге молодой человек возглавил чудаковатый животный ансамбль. Хоть герой и носит имя Трубадур как собственное, однако за основу взята профессия трубадур, которая процветала в Средневековье.

Эпоха трубадуров

В эпоху зрелого Средневековья, начиная с конца 11 века, южный регион Франции Прованс переживал хозяйственный и культурный подъем. Край страны оказался почти свободным от королевского гнета и доктрин папского престола, шла бурная торговля с Европой и Ближним Востоком.


Города росли и процветали, снизился градус противостояния феодалов и горожан, мирно уживались представители всех конфессий – арабские, еврейские и греческие общины. Замки зажиточных людей превращались в культурные центры, где в почете были науки и творчество. В таких условиях зародилась рыцарская лирика трубадуров.

Значение слова «trobar» с прованского – находить, создавать, изобретать. И на первых порах этот термин использовался не как определение социального статуса поэта и музыканта, а как описание его способности придумать новую оригинальную песню. В основном сочинители происходили из знатного рода, а песни распевали под гитару.


Значение творчества поэтов-музыкантов неоценимо. До возникновения куртуазной литературы роль универсального языка играла латынь – на ней писались все произведения. А трубадуры впервые в Западной Европе начали создавать поэзию, используя народные диалекты, в том числе прованский язык. Расцвет рыцарской лирики положил начало переходу средневековой литературы на национальные языки.

Великолепная эпоха трубадуров продлилась вплоть до начала 13 века. Почти 200 лет история отвела становлению и расцвету рыцарской лирики. Такое определение поэзия получила за то, что первые песни посвящались любви к Прекрасной Даме. Влюбленный рыцарь упивается нежными чувствами к женщине, при этом ответные эмоции не обязательны.

Трубадуры повысили ценность человека, способного любить. Дама сердца, как правило, выше по сословию. А на пути бедного мужчины, сраженного стрелами Амура, возникают препятствия. Постепенно тексты от простого рассказа о безответных чувствах превратились в лирические вселенные с кучей героев.


Трубадуром становился человек любого сословия, главное – чтобы имелся талант. Со временем среди них часто начали встречаться и бедные рыцари, и граждане неизвестного происхождения. Но большая часть все же относилась к числу образованных людей, знакомых с литературными трудами Овидия и Вергилия, например. Часть представителей этой творческой интеллигенции выросла при монастырях, в те времена считавшихся центрами культуры.

Первым трубадуром, получившим славу и признание, стал Гильем Аквитанский, который не только сочинял и исполнял композиции. Влиятельный мужчина выступал покровителем коллег по цеху, приглашая в собственный дворец, чтобы те имели возможность свободно творить.

Волна народного признания захлестнула и таких талантливых трубадуров, как Джауфре Рюдель, Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Арнаут Даниэль. В списке нашлось место даже женщинам: Беатриса де Диа и Мария де Вентадорн не хуже мужчин слагали стихи.


Эпоха лирики трубадуров оборвалась в начале 13 века вместе с «альбигойскими войнами». Феодалы с Севера Франции устраивали крестовые походы на Прованс и в итоге разграбили и разрушили колыбель искусства. А это значит, что трубадурам пришлось бежать подальше. Новый дом они нашли в Италии, Германии и на Пиренеях.

Экранизации

Трубадур как «худрук» ансамбля из животных предстал на экранах в 1969 году. Мультик «Бременские музыканты», созданный в формате рок-мюзикла, дополнили любовной линией: как и средневековые трубадуры, главный герой влюбляется в неравную себе даму – Принцессу.


Молодой человек в черновом варианте не понравился Инессе Ковалевской. Художник Макс Жеребчевский нарисовал юношу как скомороха – в колпаке. Окончательный образ родился в голове режиссера, когда она увидела в журнале иностранной моды блондина в узких джинсах.

Так персонаж обрел современный внешний вид и еще ряд приятных характеристик, от которых зрители остались в восторге. Высокий блондин с голубыми глазами обладал чудным голосом, романтичной и легкомысленной натурой, а еще бесконечно любил свободу. Хитрость и смекалка делали героя абсолютным «рыцарем» – из любой ситуации он находил выход и неизменно падал к ногам возлюбленной.

Трубадур распевал волшебные композиции на стихи поэта голосом . Впрочем, актер пел почти за всех персонажей. В озвучке мультфильма также поучаствовали вокалистка Эльмира Жерздева (Принцесса) и поэт Анатолий Горохов (все звери и охрана). За Короля говорил композитор .

Мультик отличился тем, что герои очень напоминали некоторых актеров. Например, банду разбойников срисовали со знаменитой троицы Труса, Балбеса и Бывалого – , и .


В следующий раз Трубадур и его друзья появились в мультфильме Василия Ливанова «По следам бременских музыкантов» в 1973 году. Картину не планировали создавать, да и Инесса Ковалевская была занята другим проектом.

Решение снимать сиквел приключений необычной пятерки музыкантов приняли после обращения на киностудию «Союзмультфильм» – директор одного из московских кинотеатров заявил, что зрители с нетерпением ждут продолжения увлекательной истории. Озвучивали героев те же актеры, а вот у Трубадура голос изменился – партии персонажа исполнил .


При слове «трубадур » многим из нас вспоминается любимый с детства мультфильм «Бременские музыканты». Если сбросить со счетов некоторую историческую неточность (которую мы объясним позже), то суть схвачена, в общем-то верно: тот, кто влюблён и поёт… такой вот образ из «романтического» Средневековья! Впрочем, трубадуры существовали и в Средневековье реальном.

Кто такой трубадур ? Само слово «трубадур» происходит от староокситанского «trobar» - находить , изобретать (словом - тот смысл, который мы сейчас вкладываем в слова «творчество», «креативность») - но в данном случае понимается более узко: находить новые рифмы. Т.е. трубадур - это поэт. А поскольку в ту эпоху поэзия ещё не полностью абстрагировалась от музыки (как сказал трубадур Фолькет Марсельский, «строфа без музыки - всё, равно, что мельница без воды»), то поэт был ещё и создателем музыки, и певцом. Но не всякого средневекового поэта-певца можно назвать трубадуром. Речь идёт о культурном феномене, существовавшем во вполне определённое время во вполне определённом месте, а именно - на территории, соответствующей югу современной Франции.

Мы говорим «соответствовавшей», поскольку в то время эти земли ещё не принадлежали французской короне. Их иногда собирательно называют Провансом, но это неверно: кроме Прованса здесь располагаются Лимузен, Овернь, Лангедок, Гасконь и другие провинции. Земля в окружении гор и морей…

В XII веке через эту землю проходили многочисленные дороги - торговые, паломнические (в Рим, в Иерусалим, к Сантьяго-де-Компостелло), крестоносцы направлялись в Святую Землю тоже через эти края… Впрочем, отношения с мусульманским миром не сводились к одной только вражде: рядом была арабская Испания, с которой существовали торговые связи. Да и из привозили не только награбленную добычу, но и культурные традиции утончённого Востока - например, обычай мыть руки перед едой или музыкальный инструмент, арабское название которого - «аль ут» - превратилось в Европе в luten (лютня)… По дорогам Окситании постоянно передвигались разношёрстные массы людей. Всё это способствовало возникновению «воздуха вольности» и открытости культурным влияниям.

Из Византии в Европу проникло особое почитание Девы Марии: если прежде она была лишь одной из многих святых, то теперь возникают сотни аббатств в её честь. С чем это связано? Возможно, с изменением отношения к женщине вообще. Раннее Средневековье почтения не знало: в «Песни о Роланде» герой перед лицом смерти очень нежно прощается со своим мечом, но даже не вспоминает о невесте Альде (которая потом умрёт, узнав о его гибели). Ситуацию изменили Крестовые походы: когда рыцарь годами отсутствовал дома, управление замком и владениями волей-неволей брала на себя жена - и судя по тому, что средневековая Европа выжила, дамы справлялись неплохо… В таких условиях женщина уже не могла быть «бесплатным приложением» к мужчине. Почтительное отношение к женщине получает в XII в. двоякое выражение: в религии - в культе Девы Марии, в светской жизни - в культе Прекрасной Дамы.

И вот тут мы подходим к самому сердцу той «системы ценностей», глашатаями которой и стали окситанские поэты-певцы - трубадуры - к куртуазной любви. Термин «куртуазия» возник позже, а тогда это называлось fin’amor - «утончённая любовь». Это и была любовь к Прекрасной Даме (донне), которая царила на Земле - как Дева Мария царила на Небесах. Некоторое время считалось, что предметом такой любви в обязательном порядке должна была быть дама замужняя - якобы это исключало надежду на обладание - но большинство современных исследователей не разделяет такого мнения: это было не «обязательное» условие, а наиболее частое положение вещей, когда рано выдавали замуж (официально - с 12 лет, но история знает примеры, когда это происходило в 10 лет и даже в 4 года) - естественно, не спрашивая согласия невесты, как правило - за человека намного старше её, которому была нужна не она, а её владения или союз с её отцом или опекуном… Таким образом, когда женщина достигала возраста, в котором возможны какие-то осознанные чувства - она уже несколько лет была замужем, и вполне могла обратить благосклонный взор на сверстника - младшего сына какого-нибудь феодала, неженатого по причине безземельности…

Но одно верно: fin’amor не преследовала цели обладания женщиной - да и как можно стремиться к обладанию «живой богиней», вознесённой до небес? Ей можно только служить - и радоваться, если она это позволяет!

Куртуазное служение Даме - это целая система. Сначала влюблённый рыцарь должен был, не открывая своих чувств, совершать подвиги, посвящая их Даме - на этом этапе он назывался «таящимся» или «колеблющимся», если же эти усилия увенчивались успехом и Дама обращала на него внимание - он мог поведать ей о своей любви, перейдя тем самым в разряд «умоляющих». Если Дама благосклонно внимала мольбам «умоляющего» - он становился «услышанным». И, наконец, когда Даме было угодно выразить своё согласие на любовь, влюблённый переходил к высшей ступени куртуазного служения - «возлюбленный», или «слуга и друг», причём самое большее, на что он мог рассчитывать - это поцелуй Дамы. При этом верность требовалась исключительная: один трубадур вырвал себе ноготь, покарав себя таким образом за то, что посмел посвятить кансону другой даме (что, джентльмены, способны ли вы на такую преданность?).

Разумеется, такой Дамы надо быть достойным… что это значит? Силы и храбрости раннего Средневековья уже недостаточно (хотя и это по-прежнему приветствуется). Теперь рыцарю надлежит быть учтивым (прежде всего - с дамами) и… молодым. Впрочем, куртуазная «молодость» - отнюдь не возрастная категория, как бы мы сказали сейчас - «не важно, что вписано в паспорт, была бы душа молода». Куртуазная «молодость» - это дворянская добродетель, особое состояние души: «Юным считается тот, кто не дорожит своей жизнью и кто добро своё раздаёт без счёта… тот, кому нравится ухаживать за дамами и кому по сердцу жонглёры и трубадуры». И конечно же, надо соответствовать всем «рыцарским добродетелям», одна из которых - умение слагать стихи и петь…

Вот так вместе с fn’amor и родилась поэзия трубадуров. Породила ли любовь поэзию или наоборот - точно сказать нельзя, да их в то время и не разделяли: «Я влюблён - значит, я сочиняю кансону». Первым слово «трубадур» употребил поэт Рамбаут Орнаский, а первым трубадуром традиционно называют герцога Гильома IX Аквитанского (1071-1126). Жизнь этого аристократа была довольно бурной: Крестовый поход, сарацинский плен, два отлучения от , романы, которых он даже не скрывал, а главное - он сочиняет стихи и песни. В то время сочинительство было уделом либо монахов, либо жонглёров (бродячих артистов, презираемых высшим обществом) - а этот знатный сеньор, вопреки обычаям своего времени, не только сочиняет, но и выступает публично со своими песнями!

Но очень скоро подобная практика перестаёт шокировать современников - увлечение поэзией и пением становится обычным и весьма одобряемым занятием среди аристократов. Конечно, кто-то был талантлив, кто-то не очень - но история сохранила имена (и произведения!) многих знатных трубадуров: Рамбаут Оранский, Джауфре Рюдель, Бертран да Борн… были среди них и дамы: графиня де Диа, Клара Андюзская… А если не было дворянского происхождения - то талант трубадура мог стать своеобразным «социальным лифтом» - как это произошло с сыном скорняка Пейре Видалем или простолюдином Гаусельмом Файдитом.

Какой была эта поэзия?

Прежде всего, это была лирическая поэзия на родном языке - а не на латыни. Главным её жанром была кансона - лирическая песня о любви из 5-7 строф, которая замыкалась т.н. торнадой из 3-4 строк; «торнада» означает «сворачивать, скручивать»: письмо с кансоной сворачивалось в свиток таким образом, что можно было прочитать имя адресата, упоминаемое в торнаде. Правда, любовь должна была быть тайной - поэтому имя донны напрямую не называлось, его заменяло условное прозвище - т.н. сеньяль (и надо сказать, конспирация трубадурам давалась хорошо: так, исследователи до сих пор не могут сказать, кто же такая «донна Зеркальце», упомянутая Бертраном де Борном).

Особый вид песни - альба, что значит «утренняя заря», и этим словом заканчивается каждая строфа. Такая песня повествует о разлуке влюблённых на рассвете.

Любовь была главной, но не единственной темой поэзии трубадуров: в своих творениях они могли воспевать своих друзей и сеньоров, порицать врагов, рассуждать на моральные или политические темы - всё это было содержанием жанра сирвенты (песни, строящейся примерно так же, как кансона - но с иным, не любовным содержанием).

Хотя главной героиней поэзии трубадуров была знатная дама - всё же есть и другие женщины на свете… например, прекрасные пастушки! Встречу рыцаря с пастушкой описывает пасторелла.

Особый жанр - тенсона: это песня, построенная в форме диалога-диспута (потому-то у тесноны, как правило, два автора). Какие вопросы поднимает тенсона? Да самые актуальные: какой поэтический стиль лучше - «лёгкий» или «тёмный», что важнее - благородное происхождение или душевное благородство... словом, людям Средневековья было, о чём подискутировать в поэтической форме!

Но каким бы ни был жанр песни, её всегда сопровождал музыкальный инструмент. Чаще всего это была виола - предок скрипки, но могла быть и арфа, и цистра (родственник лютни и мандолины)…

Мир, о котором мы говорим, существовал недолго - менее 200 лет. Развитие самобытной окситанской культуры было насильственно прервано в 1209 г. началом альбигойских войн (Крестового похода против ереси катаров). Но достижения трубадуров не пропали - сохранились записи их произведений (которые и сейчас можно услышать в исполнении ансамблей средневековой музыки). А главное - поэтическая была подхвачена поэтами севера Франции (труверами), Германии (здесь певцы любви назывались миннезингерами… вот это и есть та неточность в мультфильме, о которой мы говорили в начале: раз музыканты бременские - значит, дело было не в Окситании, а в Германии, следовательно, героя следует именовать не трубадуром, а миннезингером ). В ближайшими «наследниками» трубадуров можно назвать Данте и Петрарку…

Но, пожалуй, главным наследием трубадуров можно считать традицию любви как служения Даме. Она (в той или иной форме) существовала долго - и сдала позиции лишь в позднейшие времена, когда начали не любить - а «заниматься любовью», как боксом или гимнастикой, а влюблённых стали называть словом, более подходящим для торговли - «партнёрами».

А может, стоит вспомнить прошлое? Может, стоит «примерить на себя» любовь-служение? Ведь только такая любовь способна вознести любящих до небес…