Электрооборудование

Памятка проведения гигиенической ванны новорожденным. Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста

Памятка проведения гигиенической ванны новорожденным. Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста

Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи Показания: ежедневное купание здорового ребёнка. Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи. Возможные проблемы: беспокойство ребенка, Техника безопасности:

  • Не оставлять ребенка без присмотра,
  • Устойчивое положение детской ванны для купания
  • Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С
  • Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С
  • Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.
  • Не мыть лицо ребенка водой из ванны.
  • Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.
  • Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.
  • Продолжительность купания не более 5-10 минут.
  • Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

Подготовка пациента:

  • Раздеть ребёнка в кровати
  • При необходимости подмыть ребёнка

Оснащение:

  • Детская ванна для купания ребёнка
  • Кувшин
  • Водный термометр
  • Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка
  • Детское мыло, детский шампунь
  • Чистая пелёнка или подставка в ванну
  • Фланелевая пеленка или мягкое полотенце
  • Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник(памперс), ползунки, распашонки, кофточка
  • Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом
  • Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.
  • Лоток для сброса, использованных шариков материала
  • Ёмкость для сброса, использованного белья.
  • Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.
  • Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

Последовательность действий:

  1. Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья
  2. Вымойте ванну горячей водой.
  3. Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.
  4. Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).
  5. Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной
  6. В воде для купания нужно растворить пару кристалликов марганцовокислого калия (бактерицидное действие), можно добавить приготовленного заранее отвара ромашки. Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку.
  7. Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.
  8. Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.
  9. Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
  10. Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.
  11. Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.
  12. Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка
  13. Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
  14. Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья
  15. Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму
  16. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.
  17. Дайте попить ребёнку.
  18. Положите ребёнка в кровать, на бок.

Новорожденного следует купать только в кипяченой воде, т.к. кожные покровы у него очень нежные, а простая водопроводная вода жесткая, а также для того, чтобы избежать попаданий инфекций в пупочную ранку. Если пупочная ранка еще не зажила и не покрылась кожей, в воду для купания можно добавить несколько кристаллов калия перманганата (так, чтобы вода была бледно-розовой). Перед применением такой ванны нужно проконсультироваться с педиатром (он даст рекомендации по концентрации раствора, подходящего именно для Вашего малыша).

Необходимо проследить, чтобы в ванной комнате не было повышенной влажности. Оптимальный вариант - сухо и тепло. Если температура воздуха в ванной комнате прохладная, лучше прогреть помещение обогревателем, а не продолжительным включением горячей воды, так как влажность негативно влияет на органы дыхания ребенка. В другом случае можно проводить купание в комнате.

Итак, для ванны Вам потребуется:

10л охлажденной кипяченой воды
- 10л горячей кипяченой воды
- детская ванночка
- водяной термометр
- детское мыло
- чистая пеленка или полотенце (желательно сразу с капюшоном)
- сухое белье
- стерильные ватные шарики
- стерильное масло (можно специальное детское)
- фланелевая рукавичка
- кувшин

План действий:

  1. Тщательно вымыть ванночку детским мылом.
  2. Обдать ее кипятком.
  3. Налить в ванночку холодной воды.
  4. Положить в ванночку водяной термометр.
  5. Добавить горячей воды до температуры 37-38С.
  6. Подготовить кувшин с водой температурой 37С.
  7. Раздеть ребенка.
  8. Положить ребенка на руку так, чтобы его голова находилась на локтевом сгибе, а рукой можно было захватить его ногу под колено.
  9. Опустить ребенка в воду так, чтобы головка была над водой.
  10. Поливать ребенка в течение 3-5 мин.
  11. Надеть и намылить фланелевую рукавичку.
  12. Намылить тельце ребенка рукавичкой.
  13. Помыть все складки тельца ребенка.
  14. Помыть голову.
  15. Обмыть ребенка водой из ванны.
  16. Перевернуть ребенка спинкой кверху.
  17. Обмыть чистой водой из кувшина.
  18. Завернуть ребенка в полотенце.
  19. Осушить тело мягкими движениями.
  20. Положить ребенка на чистое белье.
  21. Обработать складки детским маслом.
  22. Завернуть ребенка в чистое белье/одеть ребенка.
  23. Осушить слуховые проходы, глаза, очистить носовые проходы.

После каждого купания рукавичку необходимо кипятить! В кипяченой воде купать ребенка следует как минимум до заживления пупочной ранки.

Во время купания ласково разговаривайте с ребенком, чтобы успокоить его. Купание следует проводить вдвоем по принципу – один держит ребенка, другой поливает. Если во время первых ванн малыш плачет, будьте терпеливы и ласковы, это не повод отказываться от купаний. Со временем ребенок привыкнет, будет чувствовать себя свободно, и ванна станет удовольствием не только для него, но и для Вас.

Купание лучше проводить вечером, между кормлениями. Старайтесь не купать ребенка сразу после еды (чтобы избежать срыгивания), а также непосредственно перед кормлением (чтобы малыш не чувствовал голод и не нервничал). Лучшее время для купания – промежуток перед вечерним, но не перед ночным кормлением. В этом случае ребенок, разомлевший после водных процедур, мало покушает в вечернее кормление (быстро устанет и заснет), и в ночное у него будет полноценное кормление и последующий хороший сон.

  • I. Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных патогенными грибами
  • IV тип гиперчувствительности (клеточно-опосредованный).
  • Автополиплоидия. Фенотипические эффекты автополиплоидии. Сбалансированные и несбалансированные полиплоиды. Полиплоидные ряды.
  • ЦЕЛЬ: соблюдение гигиены тела; обеспечение потребности «быть чистым»; формирование навыков чистоплотности; закаливание ребенка.

    ОСНАЩЕНИЕ:

    1. Детская эмалированная или пластмассовая ванночка,

    2. Кувшин для воды,

    3. две кастрюли с кипячёной холодной и горячей водой,*

    4. водный термометр,

    5. детское мыло,**

    6. 2 тонких пелёнки,

    7. фланелевая рукавичка или салфетка,

    8. большое махровое полотенце или большая фланелевая пеленка,

    9. набор для пеленания, разложенный на пеленальном столике,

    10. стерильное растительное масло или детская присыпка.

    Примечания: *Кипяченой водой ребенка купают до полного заживления пупочной ранки;

    **С мылом ребенка купают не чаще 3 раз в неделю.

    ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА:

    1. Объяснить ребенку или родственникам цель и ход процедуры, получить согласие на проведение процедуры;

    2. Сообщите время и место проведения процедуры

    ПОДГОТОВКА:

    1. Помыть ванночку горячей водой с мылом щеткой, ополоснуть её кипятком.

    2. Поставить ванночку в устойчивое положение.

    3. Помыть руки.

    4. Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько раз (края пеленки не должны заходить на стенки ванночки).

    5. Налить воду температурой 36,5 0 -38,0 0 С (чтобы не образовывались водяные пары вливать горячую воду в холодную) на ½ или 2/3.

    6. Проверить температуру водным термометров в различных частях ванны.

    Помните! Недопустимо определять температуру воды путем погружения руки /локтя в воду.

    7. Набрать из ванны кувшин с водой для ополаскивания.

    8. При купании обеспечить температуру в помещении 22 – 24 0 С.

    9. Помыть руки.

    ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    1. Раздеть ребенка, при необходимость подмыть под проточной водой.

    2. Левой рукой поддерживать ребёнка под спину и затылок, правой – ягодицы и бедра (при необходимости можно слегка завернуть ребенка в тонкую пеленку).

    3. Медленно опустить в воду ноги и ягодицы малыша.

    4. Погрузить в воду всё тело ребёнка (вода должна доходить до линии сосков).

    5. Левой рукой поддерживать голову ребёнка над поверхностью воды, правую освободить для мытья.

    6. Надеть на правую руку рукавичку (при необходимости намылить ее мылом).

    7. Помыть ребенка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) – шея – туловище – конечности – область половых органов и межъягодичная область (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).

    8. Перевернуть ребёнка кверху спиной, чуть приподняв его над водой.

    9. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 36 0 -35 0 С).

    10. Накинуть на ребенка полотенце и осушить промокательными движениями.

    ЗАВЕРШЕНИЕ:

    1. Положить ребенка на пеленальный столик.

    2. Обработать естественные складки кожи растительным маслом или присыпкой.

    3. Запеленать (одеть) ребёнка и положить в кроватку.

    4. Вылить воду из ванночки и сполоснуть ее.

    5. Пеленки из ванночки и пеленального столика, рукавичку сбросить в бак для грязного белья.

    6. Вымыть и осушить руки.

  • II. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома (опрос, программированный контроль).
  • II.3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности
  • III. Организация проведения технического освидетельствования
  • Цель:

    Соблюдение гигиены тела;

    Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

    Формирование навыков чистоплотности;

    Закаливание ребенка.

    Показания:

    Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.

    Противопоказания:

    Повышение температуры тела;

    Заболевания ребёнка;

    Нарушение целостности кожных покровов.

    Оснащение:

    Ванночка для купания;

    Пеленка для ванны;

    Кувшин для воды;

    Водный термометр;

    Махровая или фланелевая рукавичка;

    Детское мыло

    Флакон с 5% раствором перманганата калия*;

    Большое махровое полотенце;

    Чистый набор для пеленания или одежда, распо­ложенные на пеленальном столике;

    Стерильное растительное масло или детский крем;

    Резиновые перчатки;

    Дезинфицирующий раствор, ветошь;

    Мешок для грязного белья.

    Обязательные условия:

    Первую гигиеническую ванну проводить после за­живления пупочной ранки;

    Не купать сразу после кормления;

    При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

    Определять температуру воды для купания толь­ко с помощью термометра

    (не допускается определе­ние температуры воды путем погружения локтя в воду).

    Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;

    Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

    * вместо раствора перманганата калия можно использовать отвар ромашки или череды

    Этапы Обоснование
    Подготовка к манипуляции
    1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком
    2. Подготовить необходимое оснаще­ние Обеспечение четкости выпол­нения процедуры
    3. Поставить ванночку в устойчивое положение Обеспечение безопасности проведения процедуры
    4. Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки Обеспечение инфекционной безопасности
    5.Обработать внутреннюю поверх­ность ванночки дезинфицирующим раствором Вымыть ванночку щеткой, ополос­нуть кипятком Обеспечение инфекционной безопасности
    6. Протереть пеленальный столик де­зинфицирующим раствором и поло­жить на него пеленку Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка
    7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на бо­ковые стенки ванночки) Создание комфортных условий Сохранение правильного поло­жения пеленки в ванночке
    8.Положить в ванну водный термо­метр Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C Примечание: а) при заполнении ванны водой че­редовать холодную и горячую воду; б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде; в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раство­ра перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды Профилактика ожогов у ребен­ка Обеспечение безопасности ребенка Исключение образования водя­ного пара в большом количестве
    9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка За время купания вода в кув­шине остывает на 1-2" С и обес­печивает закаливающий эффект
    10.Раздеть ребенка (при необходи­мости подмыть под проточной во­дой) Подготовка ребенка к процеду­ре
    11.Сбросить одежду в мешок для гряз­ного белья Предупреждение загрязнения окружающей среды
    Выполнение манипуляции
    1. Взять ребенка на руки, поддержи­вая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра Наиболее удобная фиксация ребенка
    2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, за­тем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии со­сков ребенка, верхняя часть груди остается открытой Освободить правую руку, продол­жая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребен­ка над водой Обеспечивается максимальное расслабление мышц Исключается перегревание ре­бенка Наиболее удобная фиксация ма­лыша при проведении процеду­ры Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка
    3. Надеть на свободную руку «рука­вичку» (при необходимости намы­лить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последова­тельности: голова (от лба к затыл­ку) – шея – туловище – конечнос­ти (особенно тщательно промыть ес­тественные складки кожи). Послед­ними обмыть половые органы и межъягодичную область Исключение травмирования кожи Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши Предупреждение переноса ин­фекции из наиболее загрязнен­ных участков кожи на другие ее поверхности
    4.Снять «рукавичку» Приподнять ребенка над водой Перевернуть ребенка лицом вниз Ополоснуть малыша водой из кув­шина (вода остыла до 35-36» С) Примечание: желательно иметь помощника Достижение инфекционной бе­зопасности Уменьшение вероятности попа­дания воды в глаза и уши Обеспечение закаливающего эффекта
    5.Накинув полотенце, положить ре­бенка на пеленальный столик Осушить кожные покровы промо­кательными движени-ями Предупреждение переохлажде­ния Обеспечение безопасности ре­бенка Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка
    Завершение манипуляции
    1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой Предупреждение появления оп­релостей
    2. Одеть ребенка и уложить в кро­ватку Обеспечение комфортного со­стояния
    3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обя­зательно прокипятить) Слить воду из ванночки и сполос­нуть ее Обработать внутреннюю поверх­ность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

    Примечание: - первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;


    В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

    Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;

    Мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

    Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;

    Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

    Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;

    При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

    ^ Техника проведения гигиенической ванны новорожденного и

    грудного ребенка

    Цель:

    Соблюдение гигиены тела;

    Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

    Формирование навыков чистоплотности;

    Закаливание ребенка.

    Показания:

    Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.

    Противопоказания:

    Повышение температуры тела;

    Заболевания ребёнка;

    Нарушение целостности кожных покровов.

    Оснащение:

    Ванночка для купания;

    Пеленка для ванны;

    Кувшин для воды;

    Водный термометр;

    Махровая или фланелевая рукавичка;

    Детское мыло

    Флакон с 5% раствором перманганата калия;

    Большое махровое полотенце;

    Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;

    Стерильное растительное масло или детский крем;

    Резиновые перчатки;

    Дезинфицирующий раствор, ветошь;

    Мешок для грязного белья.

    ^ Обязательные условия:

    Первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;

    Не купать сразу после кормления;

    При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

    Определять температуру воды для купания только с помощью термометра

    (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

    ^ Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;

    Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.


    Этапы

    Обоснование

    Подготовка к манипуляции

    1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры

    Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком



    Обеспечение четкости выполнения процедуры

    3. Поставить ванночку в устойчивое положение

    Обеспечение безопасности проведения процедуры

    4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки



    5.Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором

    Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком

    Обеспечение инфекционной безопасности


    6. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку

    Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка

    7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки)

    Создание комфортных условий

    Сохранение правильного положения пеленки в ванночке


    8.Положить в ванну водный термометр

    Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C

    Примечание :

    а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду;

    б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде;

    в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра;

    г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды


    Профилактика ожогов у ребенка
    Исключение образования водяного пара в большом количестве

    9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка

    За время купания вода в кувшине остывает на 1-2" С и обеспечивает закаливающий эффект

    10.Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой)

    Подготовка ребенка к процедуре

    11.Сбросить одежду в мешок для грязного белья

    Предупреждение загрязнения окружающей среды

    ^ Выполнение манипуляции

    1. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра

    Наиболее удобная фиксация ребенка

    2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой

    Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой


    Обеспечивается максимальное расслабление мышц

    Исключается перегревание ребенка

    Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры

    Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка


    3. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) – шея – туловище – конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область

    Исключение травмирования кожи
    Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши

    Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности


    4.Снять «рукавичку»

    Приподнять ребенка над водой

    Перевернуть ребенка лицом вниз

    Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36» С)

    Примечание : желательно иметь помощника


    Достижение инфекционной безопасности

    Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши

    Обеспечение закаливающего эффекта


    5.Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик

    Осушить кожные покровы промокательными движени-ями


    Предупреждение переохлаждения

    Обеспечение безопасности ребенка

    Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка


    ^ Завершение манипуляции

    1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой

    Предупреждение появления опрелостей

    2. Одеть ребенка и уложить в кроватку

    Обеспечение комфортного состояния

    3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить)

    Слить воду из ванночки и сполоснуть ее

    Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором


    Обеспечение инфекционной безопасности

    Примечание:


    • первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;

    • в первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

    • продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;

    • мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

    • гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;

    • предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

    • температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;

    • при необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

    ^ Пеленание новорожденных и грудных детей
    Цель: --- создать оптимальные температурные условия для ребёнка;

    Создать ребёнку максимальный комфорт.

    Показания: --- защита ребенка от потери тепла;

    Предупреждение загрязнения постельного белья.

    Противопоказания: --- недоношенность II-IV степени;

    Возраст старше 3-х месяцев.

    Оснащение: --- тонкая и тёплая распашонки;

    Фланелевая и тонкая пелёнки;

    Подгузник или памперс;

    Пеленальный стол;

    Резиновые перчатки;

    --- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
    ^ Обязательные условия: --- использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка);

    Шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;

    Правильная фиксация пелёнок («замочек» расположен спереди);

    Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.

    ^ Возможные проблемы: --- беспокойство из-за складок пелёнок,

    - -- потёртости кожи при нарушении техники пеленания,

    - -- перегревание или переохлаждение,

    - -- нарушение дыхания, пищеварения при тугом пеленании.


    Этапы

    Обоснования

    Подготовка к манипуляции

    1. Объяснить маме цель и ход пеленания

    Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком

    Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы


    2. Подготовить необходимое оснащение

    Обеспечение чёткости выполнения процедуры

    3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

    Обработать пеленальный столик дезраствором


    Обеспечение инфекционной безопасности

    4. Уложить на пеленальном столе пелёнки послойно (снизу вверх: фланелевая пелёнка тонкая пелёнка подгузник или памперс)

    Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу


    Достижение чёткости проведения пеленания

    5. Распеленать ребёнка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол

    Обеспечение проведения процедуры

    ^ Выполнение манипуляции

    1. Надеть на ребёнка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперёд

    Предупреждение охлаждения грудной клетки

    2. Надеть подгузник. Для этого:

    Уложить ребёнка на пелёнки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы

    Провести нижний край подгузника между ножками ребёнка

    Обернуть боковые концы подгузника вокруг тела

    Примечание: подгузник можно заменить памперсом


    Предупреждение загрязнения значительных участков тела

    3. Завернуть ребёнка в тонкую пелёнку,
    -- проводя один край её между ножек

    Другим краем обернуть ребёнка

    Подвернуть нижний край пелёнки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребёнка

    Зафиксировать пелёнку, расположив «замочек» пелёнки спереди


    Реализация использования метода свободного пеленания

    Профилактика потертостей
    Сохранение возможности осуществлять движение ножками


    4. Запеленать ребёнка в тёплую пелёнку:

    Расположить ребёнка на фланелевой пелёнке так, чтобы её верхний край располагался на уровне козелка

    Одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны

    Другим краем пеленки нарыть и зафиксировать второе плечо

    Подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка

    Зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди


    Предупреждение переохлаждения ребенка

    Предупреждение образования «декольте» при пеленании

    Реализация метода свободного пеленания
    Фиксация ручек ребенка

    Обеспечение комфортных условий


    5. Широкое пеленание:

    завёрнутого в подгузник ребёнка уложить на фланелевую пелёнку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10-12 см.

    На один конец её уложить головку ребёнка, а другой перебросить через промежность на живот.

    Затем запеленать ребёнка, используя тонкую и фланелевую пелёнки, как сказано в предыдущих пунктах

    Обеспечение физиологического положения бёдер, формирования головки бедренной кости и вертлужной впадины

    Препятствование вывиху головки бедренной кости в случае врождённой дисплазии тазобедренных суставов


    ^ Завершение манипуляции

    1. Уложить ребенка в кроватку

    Обеспечение безопасности ребенка

    2. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором

    Снять перчатки, вымыть и осушить руки


    Обеспечение инфекционной безопасности

    Примечание: многих доношенных новорожденных можно с первых дней жизни одевать в распашонки, кофточки и ползунки, что способствует их более быстрому психомоторному развитию. Но дети ослабленные, маловесные, незрелые, с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью нуждаются в пеленании полном или частичном (пеленают только ножки).