Электрооборудование

Частные космические компании отправят "роскосмос" на свалку. Почему частные космические компании в россии не могут найти общий язык с правительством

Частные космические компании отправят

Ещё совсем недавно космос был доступен и интересен лишь правительствам ведущих стран, поскольку космические запуски стоили очень дорого, а успехи использовались в основном на политической арене. В современном обществе наступило пресыщение космическими достижениями: полёты на МКС стали обыденностью, телефонная связь и даже телевидение передаются по сети интернет, снимки земной поверхности лежат в свободном доступе. Отлетал своё челнок Спейс шаттл. Пожалуй, единственная космическая услуга, интересующая население планеты, – глобальное позиционирование. Назревает вопрос: что вообще делать человеку в космосе ?

Как оказалось, не перевелись ещё энтузиасты ракетостроения. Виной всему как обычно деньги. Нашлись желающие потратить свои немалые сбережения на мечту детства о полёте в космос.

За неимоверно короткое время частные проекты предложили свои варианты на почти все виды космических услуг. Наиболее лакомым куском представляется сфера развлечений: от катания туристов в стратосферу, до поселения на Марсе (основное покрытие расходов предполагается путем продажи прямой трансляции мероприятия). Также под прицелом услуги по дистанционному зондированию Земли и различным видам связи. Продолжающаяся миниатюризация электроники уже позволяет создать космический аппарат буквально на столе. А поскольку стоимость вывода в космос пропорциональна весу – желание иметь собственный спутник перестало казаться несбыточным.

Ну и конечно живая легенда современной космонавтики генеральный директор компании СпейсИкс (SpaceX) Илон Маск (Elon Musk), заявивший, что основал компанию с основной целью помочь стать человечеству мультипланетарным . Правда, есть другая тема:

Что же мы (человечество) ожидаем увидеть в ближайшем будущем.

Отечественный частный космос
Представлен компаниями Спутникс (ООО Спутниковые инновационные космические системы) и Даурия Аэроспейс . Обе компании производят микроспутники для Роскосмоса и других заинтересованных лиц. Спутникс предлагает выводить малые спутники на орбиту с использованием универсальных транспортно-пусковых механизмов, интегрируя их на отечественные ракеты носители, и предоставляет наземную инфраструктуру для управления и приема данных с них. В портфеле заказов Даурии два геостационарных телекоммуникационных спутника для Индии и два аппарата ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли) для Роскосмоса, которые будут введены в эксплуатацию в 2015 г. 8 июля 2014 года с помощью ракеты-носителя Союз-2.1б компания запустила уже третий аппарат: экспериментальную платформу DX-1. Ранее в июне ракета «Днепр» успешно вывела на орбиту два микроспутника Perseus-M. Эти аппараты созданы на основе микроспутниковой платформы собственной разработки компании и несут на борту приборы для мониторинга морских судов.

На этапе стратосферных испытаний спутник-звезда сообщества «Твой сектор космоса» :

Космонавтика – это компании единомышленников и интересная работа, а не коллектив бездельников и отсутствие интересных проектов; это наука и творчество, а не слепое копирование наследия отцов и дедов, это наше сияющее завтра, а не угасающее вчера.

Совсем недавно компания «Лин Индастриал» засветилась привлечением средств виртуальных танкостроителей. Пока сложно сказать получится ли у них что-либо летающее в железе, уж слишком амбициозны планы.
Неотечественный космос
Lynx компании Xcor Aerospace – двухместный суборбитальный космический самолет, способный взлетать и садиться на обычной взлетно-посадочной полосе. Кроме развлечения коммерческих пассажиров, предусматривается проведение научных экспериментов. XCOR уже подписал контракт с Юго-Западным Научно-исследовательским институтом на полёты его ученых и проведение экспериментов в суборбитальном пространстве. Компания планирует продавать билеты по $ 95 000.

Exos Aerospace, созданная в мае 2014 года из Armadillo Aerospace, разрабатывает космический корабль для суборбитальных полетов вертикального старта. Аппарат будет вмещать двух пассажиров. Космический туроператор Space Adventures бронирует места на корабле за $110 000. Мужчина из Аризоны недавно выиграл бесплатный полет в конкурсе, устроенном Space Adventures и Seattle"s Space Needle, хотя дата его полёта пока не установлена.

Bigelow Aerospace проектирует и строит большие, расширяемые модули, которые должны стать основным звеном создаваемых на орбите частных космических станций. Компания уже провела в 2006 и в 2007 году два испытания прототипов на орбите. Шестиместный модуль BA 330 обеспечивает около 330 кубометров полезного объема. Бигелоу предусматривает соединение по меньшей мере двух 330-х вместе. Компания заключила контракты с Boeing и SpaceX на доставку пассажиров в огромные космические отели. Потенциальные клиенты включают космические агентства, правительственные департаменты и исследовательские группы.

Соучредитель Microsoft Пол Аллен недавно объединился с пионером аэрокосмоса инженером Бертом Рутаном для создания предприятия под названием Stratolaunch Systems . Компания планирует запускать ракеты в космос с самолета-носителя, который станет самым большим самолетом в истории, с размахом крыльев 117 метров. Вначале Stratolaunch будет отправлять в космос грузы и спутники, но в дальнейшем надеется запускать и космонавтов. Первый испытательный полет назначен на 2015 год, коммерческие запуски возможны с 2016 года.

Liberty Launch Vehicle , производившая твердотопливные ракетные ускорители для спейс-шаттла, объединившись с Lockheed Martin и европейской Astrium, разрабатывает свою собственную систему запуска астронавтов на низкую околоземную орбиту. Модернизированная 91-метровая ракета Liberty будет доставлять на орбиту капсулу с семью пассажирами. Испытательные полеты системы начнутся в 2014 году, запуск первого астронавта ожидается в конце 2015 года. В случае успеха коммерческие полёты возможны с 2016 года.

Blue Origin , созданная основателем Amazon.com Джеффом Безосом (Jeff Bezos), надеется выиграть контракт NASA по доставке астронавтов на Международную космическую станцию. Создаваемый космический аппарат предназначен для перевозки семи пассажиров или сочетание груза и экипажа. Компания разрабатывает многоразовую первую ступень ракеты-носителя, чтобы максимально удешевить запуск. Представители компании утверждают, что коммерческие полёты космического аппарата начнутся к 2018 году. Blue Origin также разрабатывает суборбитальный космический корабль под названием New Shepard, который будет оснащён многоразовым двигательным модулем.

Dream Chaser компании Сьерра-Невада (Sierra Nevada) небольшой космический самолёт рассчитанный на перевозку семи астронавтов на низкую околоземную орбиту. Участник последнего раунда (Commercial Crew Transportation Capability) соревнования, устроенного НАСА, на право доставлять американских астронавтов на МКС. Аппарат будет выводиться в космос с помощью ракеты-носителя Атлас-5, а приземляться самостоятельно по-самолётному. Представители компании говорят, что космический самолет должен быть готов к 2016 году. Первый пилотируемый полёт состоится в 2017 году.

Второй участник соревнования – аэрокосмический гигант Боинг (Boeing) – разрабатывает многоразовый (до 10 полётов) космический аппарат для доставки грузов и до семи астронавтов на МКС под названием CST-100 . В аппарате использованы проверенные технологии от Аполлона и космического челнока НАСА. Ожидается, что CST-100 будет выполнять роль спасательной шлюпки на МКС в чрезвычайных ситуациях. Ввод в эксплуатацию CST-100 планируется в 2016 году.

Cygnus – автоматический грузовой космический корабль снабжения. Разработан Orbital Sciences Corporation в рамках программы «Коммерческая орбитальная транспортировка» . Предназначен для доставки грузов к Международной космической станции после завершения программы «Спейс шаттл». Запуск осуществляется с помощью ракеты-носителя собственной разработки Orbital - Антарес (Antares), ранее именовавшейся Taurus II. NASA заключила с Orbital Science контракт общей стоимостью в 1,9 миллиарда долларов на 8 полетов «Сигнус» к МКС до 2016 года.

Калифорнийская SpaceX разрабатывает многоразовый космический аппарат Dragon V2 для перевозки грузов и экипажа на низкую околоземную орбиту и за ее пределы. Третий участник соревнования НАСА. Пилотируемая версия будет перевозить до семи астронавтов на МКС или в дальний космос, например на Марс. Компания уже запустила несколько беспилотных Драконов к МКС. Полеты явились демонстрацией SpaceX готовности с помощью собственной ракеты-носителя Falcon 9 выполнить контракт с НАСА на 12 доставок грузов на станцию. Falcon 9 также в будущем станет многоразовой с вертикальной посадкой на выдвигаемые опоры.

Mars One это частная организация, задачей которой является основание колонии на Марсе. Сам проект не является аэрокосмической компанией и не производит оборудования. Всё снаряжение будет разработано в основном компанией SpaceX. Уникальность проекта в принципиальной невозможности возврата колонистов на Землю и финансировании посредством ТВ трансляций в режиме реального времени. Пополнение колонии ожидается каждые два года по шесть человек начиная с 2025. Уверенности в успех мероприятия добавляют слухи, что основатель Mars One – голландский предприниматель Бас Лансдорп (Bas Lansdorp) – сам собирается переселиться на Марс. Добавить метки

Текст: Ольга Астафьева | 2015-04-24 | Фото: SU.S. Army Kwajalein Atoll, Steve Paluch, WPPilot, D. Miller (все wikipedia.org) virgingalactic.com, Nasa, SpaceX | 4523

С начала космической гонки и до конца девяностых космос был полностью государственной «территорией». Для привлечения частного капитала были слишком высоки риски при полной неопределённости будущих доходов, да и средства необходимо было вкладывать по тем временам по-настоящему «космические». Это в США. В СССР частного капитала просто не существовало. Именно государственные компании сделали первые шаги в освоении космоса: благодаря их исследованиям, стали определяться перспективы для коммерческих проектов. Однако у частных компаний есть преимущество перед государственными. Основная задача «частников» – извлечение прибыли: доходы – к максимуму, издержки – к минимуму. Частной компании недостаточно просто решить задачу – необходимо найти эффективное решение с точки зрения прибыли.

Вконтакте

Одноклассники

Неофициальной датой рождения американской частной космонавтики можно считать 1996 год – год создания фонда X-Prize бизнесменом Питером Диамандисом. Чуть позже им был объявлен конкурс на постройку многоразового космического корабля, который смог бы поднять космических туристов на высоту в 100 км. (условная граница атмосферы) и вернуть их обратно на Землю в целости и сохранности.

Более конкретно условия конкурса звучали так: проекты участников не должны финансово зависеть от правительства и государственных организаций, корабль не только должен достигнуть 100 км., но и целым (без серьёзных повреждений) вернуться на Землю, на его борту должны находиться как минимум 3 человека, а сам полёт должен повториться в течение двух недель.

К концу 2003 года за главный приз в 10 млн долларов боролись 26 частных компаний из 7 стран мира (в том числе и из России). В итоге 21 июня 2004 года с аэродрома Мохаве (штат Калифорния) стартовал аппарат SpaceShipOne, достиг границ атмосферы и вернулся на Землю. А его пилот Майкл Мелвилл стал первым астронавтом, получившим это звание в обход госкорпораций. Сконструировала SpaceShip команда легендарного аэроинженера США Scaled Composites Бёрта Рутана для компании Virgin Galactic – подразделения всемирно известной корпарации Virgin.


SpaceShipOne – первый частный летательный аппарат для полётов выше 100 км.

Этот аппарат Бёрта Рутана представляет собой комбинированную систему, состоящую из двух аппаратов: высотного самолёта и ракетоплана. Восьмиметровый ракетоплан SpaceShipOne с дельтовидным крылом и кабиной на трёх человек крепится под брюхом самолёта-носителя White Knight. В основе строительства аппарата SpaceShipOne – гибридный двигатель, который работает на полибутабиене и оксиде азота. Кабина представляет из себя герметичную камеру с необходимым давлением. Специально для будущих «космических туристов» было сделано большое количество иллюминаторов из двухслойного стекла, каждый из которых по отдельности выдерживает перепады давления в космосе и при посадке. А воздух внутри кабины создаётся за счёт специальной тройной системы. Всё это даёт возможность обходиться внутри без скафандров.

Носитель поднимается до 14 километров, и на этой высоте ракетоплан отделяется от него. Примерно через 10 секунд после отделения космического аппарата включается его единственный ракетный двигатель, и SpaceShipOne стартует почти вертикально – под углом в 84 градуса. Двигатель остаётся включённым около минуты, этого времени достаточно, чтобы аппарат поднялся на высоту 50 километров. Остальные 50 километров он проходит уже по инерции. В космосе SpaceShipOne находился порядка трёх минут, передвигаясь по параболической траектории. Не достигая наивысшей точки, он убирает крылья и хвост для вхождения в земную атмосферу, и экипаж получает возможность испытать состояние невесомости.

Самое сложное в этой схеме – обратный спуск, на который отводится порядка 20 минут. Никаких парашютов или дополнительных двигателей конструкцией SpaceShipOne не предусмотрено – аппарат должен просто спланировать вниз, используя свои крылья.

Именно так всё и произошло 21 июля – с той лишь разницей, что в кабине не было туристов. Поэтому для того, чтобы его создатели получили приз в 10 миллионов долларов, ракетоплану SpaceShipOne пришлось слетать в космос ещё пару раз.

Вот таким образом человечество ещё на шаг приблизилось к частному освоению космоса. Ричард Брэнсон, эксцентричный миллиардер, владелец Virgin (и, соответственно, VirginGalactic) получил лицензию на использование SpaceShipOne для частных полётов.

Позже, в 2010 году, прошёл свои первые лётные испытания обновлённый корабль для космических туристов SpaceShipTwo, тоже детище сэра Бренсона и конструктора Рутана. SpaceShipTwo взмыл в небо с того же космодрома в Мохаве. Представители компании сообщили, что первый полёт, который длился 2 часа 54 минуты, прошёл успешно.


Испытательный полёт корабля для космических туристов SpaceShipTwo, детища бизнесмена Ричарда Бренсона и конструктора Бёрта Рутана.

SpaceShipTwo, так же как и его предшественника SpaceShipOne, сконструировал Бёрт Рутан, владелец компании Scaled Composites. По задумке Рутана, космолёт закрепляется между фюзеляжами WhiteKnightTwo. Самолёт-носитель поднимает SpaceShipTwo на высоту 16 км., после чего аппарат отстыковывается и самостоятельно взлетает на высоту 100-110 км. в суборбитальное пространство. Приземляется космолёт как самый обычный самолёт. То есть, используя тот же принцип действия как и у предыдущих аппаратов Рутана и Бренсона в 2004 году. Но максимальная высота полёта возросла до 160 километров, время пребывания «туристов» в невесомости увеличилось ровно в два раза – до 6 минут свободного полёта, а количество человек на борту возросло до 8 (2 пилота и 6 пассажиров).


Бёрта Рутана часто отмечают за оригинальность в проектировании лёгких, мощных, необычно выглядящих, энергетически высокоэффективных летательных аппаратов и называют «вторым подлинным новатором» в области технологий аэрокосмических материалов после немецкого инженера Хуго Юнкерса, пионера в разработке цельнометаллических самолётов. Наиболее известные детища Рутана: «покоритель рекордов» Voyager, ставший первым самолётом, облетевшим весь мир без посадки и дозаправки; суборбитальный космоплан SpaceShipOne; маленький самодельный самолётик Rutan VariEze (1975 г.) – первый самолёт, на котором были использованы винглеты (законцовки крыльев). Усовершенствованные в 1990 году Луи Гратцером они позволили сократить расход топлива на 7%. Столь масштабная экономия за счёт модернизации оказалась беспрецедентной в истории авиации, если не считать переделки всего самолёта или ремоторизации.

23 октября 2010 года компания открыла первый в мире частный космопорт «Америка». Далее тестовые полёты проходили регулярно и довольно-таки успешно (если не считать аварийную посадку WhiteKnightTwo из-за повреждённого шасси осенью 2010 года). В мае 2011 года SpaceShipTwo в очередной раз продемонстрировал свою манёвренность и устойчивость, выполняя плавные подъёмы и снижения на высоте от 10 до 15 километров. В сентябре того же года была успешно испытана система приземления в аварийных условиях. 30 апреля 2013 года был испытан ракетный двигатель суборбитального корабля, за 16 секунд он преодолел сверхзвуковой барьер, после чего успешно приземлился в аэропорту вылета.

Ричард Бренсон сообщил после этого полёта: «Впервые мы смогли проверить ключевые компоненты системы в полёте. Нынешний сверхзвуковой успех открывает дорогу к вполне реалистичной цели – полноценному космическому полёту». Однако в конце октября 2014 года во время очередного испытательного полёта SpaceShipTwo потерпел крушение. Один пилот погиб, второй был серьёзно ранен. Самолет WhiteKnight, поднимавший в воздух SpaceShipTwo, благополучно вернулся на Землю. Пока непонятно, как происшествие отразится на космическом туризме, но, по словам самого Брэнсона, несмотря на аварию своего корабля он не намерен отказываться от идеи туристических космических полётов. К этому моменту Virgin Galactic уже успела продать более 700 билетов стоимостью 250 тысяч долларов каждый.


Cамолёт-разгонщик (носитель) WhiteKnightTwo.


WhiteKnightTwo, состыкованный с суборбитальным космическим кораблём SpaceShipTwo.

Помимо Бренсона и Рутана, которые взяли на себя обязанности космических туроператоров, очень многие «частники» на западе занимаются освоением космоса. Этот бизнес оказался настолько заманчив, что новые и порой даже трудноосуществимые проекты начали появляться один за другим. Вот некоторые из них.

Golden Spike. Эта компания объявила о коммерциализации Луны, а к концу нынешнего десятилетия Golden Spike рассчитывает организовать отправку и возврат экипажа из двух человек на спутник Земли. Такие полёты могут заинтересовать не только любителей экстремального туризма, но и государства, которые ещё не успели там «отметиться» (то есть всех, кроме США). Шансы на такой проект, конечно, есть, если найти сразу несколько потенциальных заказчиков туров и соответственно обеспечить стабильное финансирование таких полётов.

Planetary Resourses. Гораздо более амбициозный, чем предыдущий, проект. Planetary Resourses намерена добывать полезные ископаемые из недр астероидов. Компания предполагает, что огромные запасы таких редкоземельных элементов как платина, родий и иридий на этих космических объектах позволят с лихвой окупить затраты на отправку, добычу и доставку ископаемых на Землю. В ближайшее время Planetary Resourses планирует запуск нескольких телескопов для поиска подходящих астероидов. Предварительно это намечено на 30-ые годы. Однако и у этого проекта возникла масса проблем. Помимо дорогостоящей технической базы и длительного проектирования, существуют ещё и вопросы безопасности доставки и правовые тонкости. Дело в том, что существует Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Он запрещает отдельной стране владеть небесным телом, но не оговаривает, может ли это сделать частная компания. Пока не ясно, имеет ли Planetary Resources право в частном порядке разрабатывать астероиды и кому должна (и должна ли вообще) будет платить налоги. Но у компании в запасе достаточно времени, чтобы разобраться в этих вопросах.

Телескоп Sentinel. Летом 2012 года частный фонд В612 начал поиск инвесторов для своего проекта Sentinel по запуску в космос телескопа. Главной его задачей должен стать поиск астероидов и метеоритов, представляющих потенциальную опасность для Земли. Предполагается, что инфракрасный телескоп, вращаясь вокруг Солнца, будет отслеживать 90% космических объектов, которые могут приблизиться к Земле. Данные, собранные аппаратом, должны будут позволить идентифицировать опасные объекты за 50-100 лет до условного столкновения. Также полученные данные можно будет использовать при планировании исследовательских миссий. Запуск Sentinel намечен на 2017–2018 годы. Телескоп рассчитан как минимум на пять с половиной лет работы, а собранные данные планируется сделать общедоступными. Очевидно, что основная проблема, как и в большей части частных космических проектов – это финансирование.

Mars One. Пока такие государственные компании как NASA отправляют роботов на исследование Марса и изучают возможность полёта на него, нидерландская компания Mars One собирается начать строительство колонии на Красной планете уже в 2023 году. Суть проекта заключается в следующем. Раз в два года на Марс будет отправляться команда из четырёх человек на постоянное место жительства, без возможности когда-либо вернуться на Землю. Для поддержания их жизнедеятельности Mars One предлагает использовать солнечную энергию и местные ресурсы, например, добывать воду посредством растапливания льда, а кислород получать в результате электролиза. Своё желание оказаться на Марсе в рамках программы Mars One высказали около 200 тысяч человек, впоследствии из них было отобрано 663 претендента.

SpaceX. Компания, основанная Илоном Маском, занимается производством космических ракет Falcon и грузовых кораблей Dragon. 28 сентября 2008 года четвёртый запуск ракеты Falcon 1 впервые завершился успехом. На эллиптическую орбиту высотой 500-700 километров был доставлен массовый эквивалент полезного груза. 8 декабря 2010 года был успешно осуществлён запуск ракеты Falcon 9 и грузового корабля Dragon. Корабль вышел на орбиту, передал телеметрическую информацию, сошёл с орбиты и успешно приводнился в океан. SpaceX стала первой в мире неправительственной организацией, которая запустила орбитальный грузовой корабль и успешно возвратила его. 16 августа 2011 года NASA даёт согласие на запуск корабля Dragon 30 ноября и его стыковку с МКС, что 25 мая 2012 года и было впервые осуществлено. Контракт, заключённый между NASA и SpaceX по доставке грузов на МКС, предусматривает 12 полётов Dragon к станции. Общая стоимость соглашения составляет 1,6 млрд долларов. 30 мая 2014 года Илон Маск представил пассажирскую версию космического корабля Dragon, называемую Dragon V2.


Пятый запуск ракеты Falcon 1. Остров Омелек.


Стыковка Dragon с МКС.

Одной из целей проекта является создание многоразовых ракет-носителей, что позволит существенно снизить стоимость полётов. 18 апреля 2014 года первая ступень ракеты-носителя Falcon-9 успешно совершила мягкую посадку в воды Атлантического океана после запуска грузовика Dragon к МКС и разрушилась под ударами волн. Две попытки посадить ступень на океанскую платформу закончились неудачей, но прогресс был налицо - во второй раз для успеха не хватило самой малости. Повторное использование первой ступени – самой дорогостоящей части ракеты – сможет уменьшить стоимость космических запусков на 70%.


Ракета вертикального взлёта и вертикальной посадки Grasshopper (кузнечик), построенная с целью разработки и тестирования технологий, необходимых SpaceX для создания многоразовых ракетных систем. В конце 2013 года Grasshopper поднялся на 744 метра, после чего плавно, с точностью вертолёта, опустился на стартовый стол.

В 2013 году SpaceX получила разрешение на строительство частного стартового комплекса для ракет-носителей в штате Техас. Компанией планируется осуществлять 24 запуска в год, выпуская по 2 ракеты в месяц.

Google Lunar X-Prize. В 2007 году стартовал конкурс Google Lunar X-Prize: участникам предложено отправить на Луну беспилотный аппарат. Робот должен совершить успешную посадку и преодолеть по лунной поверхности несколько сотен метров, передавая на Землю видео, панорамные снимки высокого качества и сопутствующую информацию. Победитель состязания получит 20 млн долларов. Изначально датой окончания конкурса назывался 2012 год, однако при подготовке стало ясно, что в эти сроки ни одна команда не укладывается. В результате финал был перенесен на конец 2015-го.

В настоящий момент основной доход негосударственным компаниям (за исключением SpaceX) приносят непилотируемые космические полёты: спутники навигации и средств связи, космические исследовательские станции. Пилотируемая космонавтика намного более затратна и на это есть ряд причин.

Во-первых, это сама «физика» полёта. Спутник весит намного меньше пилотируемого судна, соответственно, на его запуск уходит меньше топлива. И дальнейшее существование спутника тоже не такое сложное, как у пилотируемого корабля. «Отработав» своё, спутник продолжает уже в нерабочем виде оставаться на орбите. С пилотируемым объектом такого сделать нельзя. Его или, по крайне мере, его экипаж надо вернуть обратно на Землю, желательно в целости и сохранности, и на это тоже нужно затратить топливо.

Во-вторых, беспилотный объект не нуждается в «деликатном» запуске, так как на его борту нет людей, которые более чувствительны к перегрузкам, чем приборы. Кроме того, пилотируемый космический аппарат нуждается в большей манёвренности. Перегрузки должны быть сведены к минимуму для безопасности космических туристов. Они хоть и проходят подготовку как профессионалы, но всё равно являются дилетантами. И за их жизнь и здоровье полностью несёт ответственность компания, отправившая их в полёт. Ситуация та же, что и с наземными туристами.

Наконец, надо учитывать фактор риска – как технического, так и коммерческого. Прежде чем перейти на коммерческое использование судна, требуется провести не менее 30 успешных испытательных полётов. А это и огромные затраты, и имидж самой компании. В случае нескольких неудач отношение к частной организации изменится отнюдь не в лучшую сторону.

Однако основной причиной задержки туристических полётов в космос следует считать не только финансовые и технические, но и «организационно-бюрократические» проблемы. Конгресс США несколько лет назад решил подтолкнуть начало коммерческих космических полётов. Для этого были приняты законы, подразумевающие минимальный государственный надзор за безопасностью полётов в зарождающейся отрасли. Согласно действующему законодательству, пассажиры получат минимальную подготовку к чрезвычайным ситуациям и должны подписать документы о признании рисков. Операторы надеются, что будут частично защищены от юридической ответственности, давая пассажирам основную информацию о безопасности своих транспортных средств.

Тем не менее частные компании, ориентированные на перевозку пассажиров, и Федеральная авиационная администрация США (FAA) должны разработать соответствующие нормативные документы. Специалистам очень сложно работать – у них нет прецедентов, которыми они могли бы руководствоваться. Поэтому ни одна из участвующих в процессе сторон не знает, как много времени займут «бюрократические процедуры». Остаётся только надеяться, что все эти трудности удастся рано или поздно преодолеть, и космос примет новых гостей.

Бизнесмен Рубен Варданян опубликовал открытое письмо в ответ на расследование о сети офшорных компаний, созданной инвестиционным банком «Тройка диалог» и функционировавшей с 2006 по 2013 г. Открытое письмо Варданяна размещено на сайте фонда IDeA, соучредителем которого он является. Ранее проект по расследованию организованной преступности и коррупции – Organised Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP) – сообщил, что через созданную под руководством Варданяна сеть выводились деньги из России, в том числе с использованием «криминальных схем».

«В опубликованных материалах смешалось все: вырванная из контекста информация, интерпретации и вымысел – круглое и зеленое», – заявил он. Варданян добавил, что несмотря на отсутствие обвинений в его адрес, он, как бывший старший партнер «Тройки», чувствует ответственность за происходящее. По словам Варданяна, сейчас юристы изучают возможные правовые действия для защиты репутации.

Бизнесмен подчеркнул, что «Тройка» создавалась в начале 1990-х гг., когда «инвестиционно-банковской индустрии не существовало, да и вся страна находилась в ситуации стартапа». «Тогда мы отказались жить по «законам джунглей» и делали все возможное, чтобы создать в России цивилизованную среду с четкими правилами игры», – отметил он и призвал не оценивать деятельность «Тройки» вне исторического, экономического и делового контекста того времени. Варданян также рассказал о поддержке и благодарности со стороны партнеров, коллег, друзей, соратников и незнакомых людей со всего мира за проекты, которыми занимается он и его семья.

По OCCRP, созданная «Тройкой» сеть из примерно 70 офшорных компаний действовала с 2006 по начало 2013 г., и за это время в нее было переведено $4,6 млрд, выведено – $4,8 млрд. Выводы журналистов основаны на данных о банковских переводах компаний, которые имели счета в литовском банке Ukio (лишился лицензии в 2013 г.). В этом банке обслуживались счета около 30 компаний, связанных с «Тройкой диалог», говорилось в расследовании. Проанализировав банковские документы, OCCRP пришел к выводу, что деньги с неясными источниками происхождения в ходе множества операций смешивались с легальными денежными потоками и в обеленном виде поступали конечным получателям. Получатели могли не знать о происхождении денег, подчеркивали авторы расследования. К лючевым элементом схемы был Литовский банк Ukio, закрытый в 2013 г.

Бизнесмен, комментируя это расследование ранее, подчеркивал, что среди клиентов компании не было людей, к которым у правоохранительных органов были вопросы. В разговоре с OCCRP он не отрицал, что «Тройка» использовала для ведения бизнеса иностранные компании, у которых были счета, в частности в Ukio. При этом, по его словам, инвестбанк действовал «по правилам, в то время существовавшим на мировом финансовом рынке».

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Успехи американской частной компании SpaceX являются примером для частных космических компаний во всем мире

"Я не буду произносить это имя, уже чересчур, по-моему... У меня день вместе с ним начинается, продолжается и заканчивается", - шутил официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков, но доля правды в этой шутке была изрядная. На первой конференции по проблемам частной космонавтики каждый выступавший упоминал главу корпорации SpaceX Илона Маска.

В какой-то момент критическая масса упоминаний этого имени превысила порог, и оно стало нарицательным: один из участников, рассуждая о проблемах отрасли, использовал его как единицу эффективности частного предпринимателя в космосе.

Знаменитый глава компании Space Exploration Technologies (SpaceX) Илон Маск во всем мире считается примером частной космонавтики.

На следующий день после начала конференции был назначен запуск ракеты Falcon 9 производства SpaceX с полезной нагрузкой.

И хотя в успехе этого испытания было слишком много сомнений, а в прошлом у этого проекта - несколько аварий, все собравшиеся признавали, что в США частная космонавтика развивается намного быстрее.

Частные космические компании в России есть, но когда я спросил представителя одной из них, легко ли им развиваться, тот красноречиво покачал головой: "Почти невозможно".

С этим на конференции InSpace Forum 2016 тоже вряд ли кто-нибудь стал спорить, иначе незачем было ее собирать.

Российская государственная космонавтика переживает сейчас масштабную и очень трудную реформу.

Во-первых, в России начался экономический и финансовый кризис, уже отразившийся на финансировании Роскосмоса.

Во-вторых, громоздкая организация отрасли досталась российскому государству в наследство от Советского Союза. Она плохо приспособлена к современному миру, прежде всего - к рыночным условиям.

Эти обстоятельства определяют проблемы, с которыми сталкивается в России частная космонавтика.

Плюсы и минусы

Отставание России от Запада в этой сфере проиллюстрировала первая же панельная дискуссия, вылившаяся в обсуждение азов: чем по сути является частная космонавтика, какие задачи она ставит перед собой и какое место она может занимать в государственной космической индустрии.

У самих представителей космического бизнеса определение этого явления не вызывает никаких трудностей. По словам главы компании "Дауриа Аэроспейс" Сергея Иванова, главным отличием частной космонавтики от государственной является стремление к коммерческому успеху.

"Говоря о космосе, мы всегда вспоминаем о романтике, политике, гордости за державу, о вещах, гораздо более высоких, чем просто деньги. А для меня частный космос, это про деньги. Про зарабатывание, создание добавленной стоимости, отдачу на вложенный капитал, создание продуктов, которые находят своих покупателей, про рыночные отношения", - сказал он.

Это свойство частных космических компаний определяет их силу, слабость и их отношения с государством.

Главное достоинство коммерческой космонавтики - способность быстро реагировать на изменения рынка, новые цели и технологии. Коммерческая компания в космической отрасли более свободна в постановке задач, в поиске путей их выполнения - компания зависит от инвестора.

Слабые стороны компании такого типа проявляются ровно по тем же причинам - инвестиции в космический проект могут окупиться через долгие годы, и при этом гарантии успеха никто предоставить не может. Успех Илона Маска во многом зависел от его личной целеустремленности и веры в успех.

В России, как заявил на конференции Игорь Буренков, таких инвесторов не существует.

"Мы сколько угодно можем говорить о разных великих иностранных предпринимателях, но они рискуют величайшими деньгами. И я что-то не вижу желающих такими деньгами рисковать. К нам приходят с небольшими аппаратами. Никто не приносит нам миллиарды", - сказал он.

"Космическая библия"

По словам представителя Роскосмоса, агентство сейчас более чем открыто для сотрудничества, однако у "космических бизнесменов" немало претензий к государству.

Прежде всего, это касается нормативных документов, таких как "Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) ракетных и космических комплексов - Положение РК-11 и "Положение о лицензировании космической деятельности".

Любой космический аппарат или ракета должны соответствовать жестким требованиям, в них изложенным.

Как рассказал Би-би-си глава Института космической политики Иван Моисеев, требования, заложенные в РК-11, рассчитаны на крупные космические аппараты. Производителям небольших аппаратов и ракет сложно соблюдать нормативы, которые на них не рассчитаны.

"Во-первых, им даже трудно получить этот РК. Хотя там ничего секретного нет, но у нас по привычке ставят штамп "секретно", чтобы ничего не случилось. Надо выворачивать наизнанку эту ситуацию, потому что чрезмерное засекречивание вредит экономическому развитию", - сказал он.

Представители частной космонавтики предлагают переписать положения РК-11, которую окрестили уже "космической библией", однако в Роскосмосе им отвечают, что агентство, которое занимается фундаментальной реформой, не в состоянии одновременно менять еще и основополагающие документы.

"Больной лежит в реанимации, он вышел из комы, дышит при помощи аппарата искусственного дыхания, и тут появляется молодой человек, который говорит: "Давай, вот тебе скакалка, и прыгай!" - сказал Игорь Буренков.

Рынок

Как рассказал Би-би-си глава компании "Космокурс" Павел Пушкин, рынок в этой сфере весьма невелик.

"Эта доля составляет 8-10% и у нас, и у США. Эта доля очень маленькая, и за эту долю начинают биться все эти маленькие компании", - рассказал он.

В России действуют несколько коммерческих спутниковых компаний, среди которых - "Газпром космические системы", "Спутникс" и "Дауриа Аэроспейс".

По словам Пушкина, компании борются за коммерческий рынок, но при этом были бы рады получить и государственные контракты.

Это нормальная практика для всех стран, включая и США, где самые крупные корпорации стараются полагаться на государственные заказы и получают господдержку.

Однако облик такого сотрудничества продолжает формироваться. На конференции много говорилось о том, каким оно должно быть.

В частности, говорилось о том, что низкую орбиту можно отдать частному космосу, оставив дальние полеты крупным госструктурам.

"Космокурс" Павла Пушкина, по его словам, пытается занять довольно узкую нишу на космическом рынке. Компания разрабатывает многоразовый космический корабль для туристических суборбитальных пролетов (выходов на низкую орбиту без оборота вокруг Земли).

Будет ли в России свой SpaceX?

Компания "Космокурс" уже сумела согласовать с "Роскосмосом" техническое задание на создание корабля, но о том, чтобы развиваться дальше, там пока не думают.

"Мешает отсутствие опыта", - признался ее глава в интервью Би-би-си.

Эта проблема едва ли не самая серьезная в российской частной космонавтике. Для того, чтобы в России появилась компания, подобная SpaceX Илона Маска, должно пройти немало лет. Сама SpaceX была основана в 2002 году.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

Помимо всех организационных и финансовых проблем существует еще и довольно низкая активность самих бизнесменов-энтузиастов.

Президент Московского космического клуба, действительный член Российской академии космонавтики Сергей Жуков сказал, что соотношение стартапов России и США в космической области составляет примерно один к пятистам.

"И инвестиции... Наши олигархи покупают "Челси", но можно ли их упрекать? Среда почти невозможная для создания инноваций", - сказал он.

Представитель госкорпорации "Роскосмос" Игорь Буренков с этим не стал спорить. По его словам, состояние частной космической индустрии отражает общую ситуацию с бизнесом в стране.

"В нашей стране бизнес только начинает развиваться, он проходит стадию накопления капитала, никто же не отменял экономические стадии развития. В этом нет ничего плохого, просто время. Если кто-то занимается такими вещами 20 лет, а кто-то занимался триста... Но приоритет по развитию частной инициативы все равно будет у тех, кто занимается этим дольше", - заявил он, добавив: "От осинки не родятся апельсинки".


В последние годы государственные космические агентства разных стран утратили монополию за полеты за пределы Земли. Все чаще происходят успешные запуски частных летательных аппаратов, отправляющихся на орбиту или в суборбитальное пространство. Самыми известными из них, на данный момент, являются корабли SpaceShipOne и SpaceShipTwo от компании Virgin Galactic. На днях также наделала много шума презентация космического челнока Dragon V2 от SpaceX. Но далеко не только этими инициативами ограничена история частного освоения Космоса .

Начало. OTRAG

Не стоит думать, что первой частной компанией, предпринявшей попытку освоить Космос без помощи государственных структур, является Virgin Galactic. На самом деле, попытки создать альтернативные способы покорения космических пространств относятся уже к концу семидесятых годов, когда в Германии появилась компания OTRAG (Orbital Transport und Raketen AG).



Основал ее немецкий бизнесмен и инженер Лутц Кайзер, задавшийся идеей начать серийное производство простых и дешевых ракет, которые смогли бы вывозить на орбиту груз весом до 10 тонн. Германское правительство, изначально заинтересовавшееся этим проектом и даже, по большому счету, инициировавшее его, со временем полностью переключилось на создание совместно с Францией ракеты-носителя Ариан, так что Кайзеру пришлось продолжить работу самостоятельно.



Первый полигон компании OTRAG был построен в Заире, но со временем мировые державы, опасавшиеся попадания ракетных технологий в руки диктаторов из стран Третьего Мира, надавили на Мобуту, и Лутц Кайзер вынужден был перенести место стартов в Ливию. Там он смог осуществить 14 более-менее успешных пусков OTRAG. Но в 1983 году Германия присоединилась к договору о нераспространении ракетных технологий и потребовала у Кайзера вывести свое предприятие из страны Муаммара Каддафи. Правда, последний имел на OTRAG свои планы и фактически отобрал полигон со всем его содержимым у законного владельца.



Впрочем, ливийские ученые не смогли совладать с немецкими ракетными технологиями и не достигли на этом поприще никакого существенного успеха. Лутц Кайзер перенес испытания в Швецию, но в 1987 году по мере нарастания внешнеполитического давления на OTRAG, некогда очень перспективный проект был окончательно закрыт.

В девяностые

В девяностые года сразу несколько компаний, в том числе, и таких авторитетных как Lockheed Martin, основали собственные проекты по развитию частного коммерческого освоения Космоса. Но ни одна из них не достигла существенных успехов на этом поприще.

В 1996 году была даже учреждена премия X Prize в 10 миллионов американских долларов для команды конструкторов, которая в течение двух недель дважды совершит полеты на пилотируемом суборбитальном космическом корабле. Однако лишь в октябре 2004 года эта награда была вручена. Ее получили участники проекта Tier One, разработавшие челнок SpaceShipOne. Так началась история компании Virgin Galactic.

Virgin Galactic

Впрочем, компания Virgin Galactic была основана британским миллиардером Ричардом Брэнсоном за несколько лет до этого. Она внимательно отслеживала все успехи и неудачи на рынке частного освоения Космоса и весьма заинтересовалась успехами команды Tier One.

В сентябре 2004 года, непосредственно перед успешными запусками SpaceShipOne, приведшими к получению ею X Prize, Брэнсон заявил, что верит в успех этого проекта и будет финансировать его, чтобы в дальнейшем начать на основе данной технологии массовые туристические полеты в суборбитальное пространство.



Суть технологии заключается в том, что самолет-разгонщик (WhiteKnight) поднимает пилотируемый корабль на высоту 14 километров, а затем последний отделяется от носителя и дальше летит сам на отметку выше 100 км (именно там, как считают в NASA, начинается Космос). Пробыв некоторое время на суборбите, челнок спускается на Землю.

При финансировании Virgin Galactic был построен новый космический челнок SpaceShipTwo, самолет-носитель White Knight Two, а также собственный аэропорт проекта посреди пустыни в штате Нью-Мехико – . Началась также продажа билетов на суборбитальные полеты, стоимость которых стартует от 100 тысяч долларов.



Правда, начало полетов частных лиц постоянно переносится. Планировалось, что они стартуют уже в 2011 году, но на данный момент сроки перенесены на осень 2014.

SpaceX

На космодроме Spaceport America базируется и другая американская компания, которая занимается вопросом частных полетов в Космос. Речь идет о все более набирающей популярность в СМИ инициативе с названием SpaceX.

Создал SpaceX известный американский бизнесмен Илон Маск. Он является одним из основателей системы электронных денежных переводов PayPal, а также движущей силой компании Tesla Motors, занимающейся производством электромобилей. Но все более важное место в бизнес-империи Маска занимает частная космонавтика.



Компания SpaceX была основана в 2002 году, чтобы начать разработку и производство частных космических аппаратов, которые могли бы доставлять на орбиту Земли грузы и людей. За основу для технологий взят тот же принцип, что использует Virgin Galactic, - носитель поднимает на определенную высоту космический челнок, после чего тот отделяется и дальше летит сам.

Вот только в качестве носителя SpaceX использует не самолет, а ракету. На данный момент разработано три ее вида – Falcon 1, Falcon 9 и Falcon 9 Heavy, ведутся работы над новыми поколениями этого летательного аппарата, что позволит поднимать вверх еще больше полезного веса.

Ракета Falcon может нести как, собственно, груз, так и космический челнок класса Dragon. Первый его вариант, впервый запущенный на орбиту 8 декабря 2010 года, за последние несколько лет успешно себя зарекомендовал. Этот грузовой корабль, работающий в автоматическом режиме, смог не только подняться на значительную высоту, но и стыковаться с Международной космической станцией, доставляя на нее грузы весом до 3,31 тонны.



А в конце мая 2014 года Илон Маск представил общественности новую вариацию этого космического аппарата – . В отличие от своего предшественника, Дракон второго поколения может нести в себе до 7 человек экипажа. Планируется, что этот корабль в будущем будет выполнять те же функции, которые были у Шаттлов.



Но у компании SpaceX есть еще один перспективный космический проект – многоразовая суборбитальная ракета Grasshopper, Кузнечик. Такое странное имя она получила благодаря умению строго вертикально взлетать вверх и также совершать посадку.



Дело в том, что самой дорогостоящей частью любой ракеты является ее первая ступень. И если научиться сохранять ее после старта, то можно снизить себестоимость запуска да семьдесят процентов.

Впрочем, максимальная высота, на которую смогла подняться и затем безопасно опуститься вниз ракета Grasshopper, на данный момент составляет 744 метра. Но технологии, отрабатываемые на Кузнечике, затем реализуются в рамках проекта ракеты-носителя Falcon 9.

Bigelow Aerospace

Еще одной потенциально успешной компанией в области космического туризма является Bigelow Aerospace, основанная в 1998 году отельным магнатом Робертом Бигелоу. Американский предприниматель решил частично перенести свой бизнес в космическое пространство. Ведь если сейчас начались активные полеты частных кораблей на орбиту, то почему ты не открыть там собственную космическую станцию, которая станет первым в истории орбитальным отелем?



Bigelow Aerospace в 2006 и 2007 году запустила на орбиту два искусственных спутника Земли, Genesis I и Genesis II, особенность которых заключается в изменяемых размерах. В Космос они летят в сложенном виде, но при достижении определенной высоты и стабилизации на ней, начинают надуваться. Именно на основе этой технологии Бигелоу планирует в будущем разворачивать отельный бизнес на орбите, а затем и на Луне.



При этом Роберт Бигелоу активно сотрудничает и с другими участниками частной космической гонки, к примеру, с уже упомянутой выше компанией SpaceX. Он даже учредил в 2004 году премию America"s Space Prize, обещая выплатить 50 миллионов долларов команде, которая первой создаст летательный аппарат, доставивший 5 человек на высоту 500 километров и вернувшийся обратно. Но это обязательно должен быть ЧАСТНЫЙ космический корабль. Пока что награда не выплачена, но главным претендентом на нее является челнок Dragon V2.



Компания Bigelow Aerospace ведет активную работу над созданием и усовершенствованием технологий запуска надувных космических станций. Она планирует уже до конца текущего десятилетия отправить на орбиту первый в истории отель для космических туристов. Благо, технологии вплотную подошли к реализации данной идеи.

Armadillo Aerospace

Фактически все успешные современные частные космические проекты существуют на деньги конкретных инвесторов – известных и публичных персон. Мы уже рассказывали в этой статье про Ричарда Брэнсона и Virgin Galactic, Илона Маска и SpaceX, а также Роберта Бигелоу и Bigelow Aerospace. Еще одна компания в этом же направлении, Armadillo Aerospace, также основана мультимиллионером – Джоном Кармаком, соучредителем фирмы id Software, известной по играм Wolfenstein 3D, DOOM и Quake.



Компания Armadillo Aerospace появилась в 2000 году. Она начала разрабатывать космический аппарат для того, чтобы получить X Prize, но после вручения этой премии команде Tier One, фирма Джона Кармака переключилась на другие подобные соревнования, в частности, на Lunar Lander Challenge. Последнее подразумевает выдачу нескольких денежных награждений командам исследователей, которые создают летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой.



Armadillo Aerospace с 2000 года разработала и запустила космические аппараты Pixel и Texel (ракетная технология Quad), ракеты Mod и Super Mod, а с 2010 года она ведет активные работы над проектом с названием Stig.



Ракета Stig, как и все упомянутые выше аппараты, обладает вертикальным взлетом и посадкой. Причем, благодаря системе спутниковой геолокации GPS, она может садиться на то же самое место, откуда взлетела, имея при этом погрешность, не превышающую 55 метров.



SkyCube

Но не только большой капитал способен вести работу над частной космической программой. К подобному проекту может присоединиться любой из нас. Ведь уже существуют краудсорсинговые проекты, подразумевающие освоение Космоса. Конечно, речь пока не идет о запуске пилотируемых летательных аппаратов, но собственный спутник люди, скинувшись по мере финансовых возможностей, отправить на орбиту способны.



Создатели проекта SkyCube предлагают на сайте Kickstarter всем желающим пожертвовать сумму от 10 долларов на запуск спутника на орбиту, за что впоследствии получат доступ к нему на определенное время. За минимальный взнос инвестор сможет отправить за 1 минуту 5 твитов на общий аккаунт, за 20 долларов – 10 твитов и получить уникальную фотографию из Космоса. Чем выше инвестиция, тем больше отдача от нее, к примеру, за 6 тысяч, помимо всего прочего, можно будет лично присутствовать при старте ракеты, уносящей SkyCube в небо.



Частный спутник SkyCube рассчитан на то, чтобы просуществовать на орбите 90 дней. По окончанию срока он выпустит специальный газ и сгорит в верхних слоях атмосферы. Это зрелище будет видно невооруженным глазом с Земли.