Выключатели

Развитие речи посуда подготовительная группа. Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Посуда

Развитие речи посуда подготовительная группа. Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Посуда

Цель занятия: развитие речи детей, обогащение словаря по теме «посуда»

1. Закрепление в речи имен существительных с обобщающим значением посуда.

2. Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным

3. Формирование умения составлять описательный рассказ по схеме

4. Формированию умения отвечать на вопросы полным развернутым предложением

5. Развитию памяти, внимания, мелкой моторики.

Тип занятия: закрепление ранее приобретенных знаний

Форма занятия: групповая

Продолжительность: 30 минут

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Оборудование и материалы: письмо от бабушки Федоры, сундук, кукла Федора, разрезные картинки, карточки 4 лишний, схема составления описательного рассказа, иллюстрации посуды

Предварительная подготовка:

Рассматривание посуды и материалов из которой она сделана

Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе», А. Гайдар «Голубая чашка», Братья Гримм «Горшок каши», русская народная сказка «Лиса и журавль»

Беседа «Посуда вчера и сегодня»

Методы и приемы работы с детьми: метод наблюдения, метод демонстрации, метод игры, рассказ, чтение, метод упражнения, метод практических работ

Структура занятия:

Этап занятия

Вводная часть

Введение в тему занятия. Чтение письма от Федоры

Основная часть

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Дидактическая игра «Сравни».

Физкультминутка «Чайник-ворчун»

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Составление описательного рассказа по схеме

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Заключительная часть

Рефлексия, подведение итогов занятия

Ход занятия:

1. Вводная часть

Здравствуйте ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Ребята, сегодня нам в детский сад пришло письмо. Вот оно (воспитатель показывает детям письмо). Давайте откроем его и узнаем что же в нем написано. (Открываем письмо, читаем содержание)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.

С уважением к вам, Федора»

Ребята, что же делать? Надо Федоре помочь исправиться и вернуть посуду обратно, но, чтобы ее вернуть надо выполнить задания. Ну что поедем к Федоре в гости и поможем ей? (Да)

Дети имитируя движение поезда отправляются в гости к Федоре

2. Основная часть

Ребята, вот мы и приехали в гости к Федоре. Вот она Федора Ивановна. (воспитатель достает куклу Федору). Чтобы вернуть посуду сперва надо вспомнить ее названия.

Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Ребята, послушайте внимательно загадки и попробуйте их отгадать

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Сама не ем, а людей кормлю.

И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят - то в…

(кастрюле)

Жарят на… (сковороде)

Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

Тарелкою

Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

Молодцы, вы отгадали все загадки.

Ребята, пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. Увас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Дидактическая игра «Собери посуду»

(Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логику. Упражнять в составлении целой картинки из частей.)

Дети называют свою собранную картинку (Я собрал чашку (чайник...)) и

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Дидактическая игра «Сравни».

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

  1. 1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).
  2. 2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).
  3. 3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).
  4. 4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).
  5. 5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).
  6. 6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы?

Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Дидактическая игра «Из чего сделана посуда?».

(Развивать память, внимание, речь, упражнять в употреблении прилагательных, развивать речевую активность)

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами чайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом.

Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Дидактическая игра «Каждый продукт в свою посуду».

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нем, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

(Развивать умение выделять лишнее слово. Объяснять свой выбор)

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, помогли бабушке Федоре, разложили и расставили все по местам.

3. Заключительная часть

Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие в гости к бабушке Федоре. Давайте вспомним чем мы сегодня с вами занимались и как помогали бабушке Федоре (ответы детей)

Вы все большие молодцы!

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

закрепление знаний о сказках К. Чуковского, расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей из которых она состоит;

расширение активизация словаря по теме: «Посуда»; совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода ед. числа, употребление существительных в форме родительного падежа ед. числа со значением отсутствия, образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Коррекционно-развивающие цели:

развитие слухового восприятия, диалогической речи;

укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции;

координация речи с движением, физиологического дыхания;

развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в НОД, воспитание интереса к сказкам К. Чуковского, бережного отношения к посуде, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: книга со сказками К. Чуковского, а на ней бумажные цепь и замок, презентация к занятию, посуда: (чайник, сковорода, кастрюля, чашка. ложка, вилка, тарелка, сахарница), разрезные картинки чайника и чашки,

Предварительная работа:

● чтение сказок К. Чуковского,

● дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»,

● разучивание стихотворения о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковой игры.

● экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;

● развивающая игра: «Собери картинку»,

● совместная деятельность в уголке экспериментирования.

Ход занятия.

Воспит.:Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришло к нам! Давайте поздороваемся с ними!

Дети: здравствуйте!

Воспит.: Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказкам. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.

Пальчиковая гимнастика.

Начинаем колдовать.(пальцы соединили)

Двери в сказку открывать, (пальцы разъединили)

Хоть замочек очень крепкий, (соединяем пальцы рук)

Металлический и цепкий.(повороты вправо, влево,)

Мы его сперва покрутим,(от себя, на себя)

А потом три раза дунем. (дуем)

Покачаем: раз – два – три.(покачиваем)

Дверь, замочек отопри!(пальцы разъединили.)

Воспит.: вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.

(на экране появляются: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)

Воспит.:. Ребята, назовите какие сказки К. Чуковского вы знаете?

(дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе») .

Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.

Ребята, посмотрите внимательно! из какой сказки эти герои?

Дети: из сказки «Федорино горе»

Воспит.: какое горе случилось у Федоры?

Дети: посуда убежала от нее.

Воспит.: почему она убежала?

Дети: потому что она её не мыла, закоптила

Воспит. Ребята, неприятности которые произошли с Федорой, случились от того, что она ничего не знает о посуде.

Сейчас мы поиграем в необычную игру, я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать, если отгадаете правильно, то на нашей доске появится отгадка.

Имеет хобот а не слон,

Он чашкам отдает поклон. (чайник)

Её за ручку мы берем,

Чай кофе из неё мы пьём. (чашка)

Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока. (стакан)

И в столовой и на кухне,

В ресторане и везде,

Если варят, то в ……(кастрюле)

Жарят на……..(сковороде)

Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)

Молодцы, вы загадки все отгадали! Как назвать одним словом все те предметы, о которых мои загадки?

Дети: посуда

Воспит: Правильно посуда.поможем Федоре побольше узнать о посуде, давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется, та посуда из которой мы пьем чай? Ответы детей

Как называется та посуда, из которой мы едим? Ответы детей

Как называется та посуда, в которой готовят? Ответы детей

Воспит: хорошо молодцы.

Ребята, когда посуда убегала от Федоры, она перемешалась. Помогите Федоре разобрать посуду.

Вот тут на столе посуда, поможем её сгруппировать. Дарина и Егор вы ставите на стол столовую посуду.

Кирилл и Настя вы ставите на стол кухонную посуду.(ответы детей)

Оля и Никита вы ставите на стол чайную посуду. (ответы детей)

Дарина, назови предметы посуды которые вы поставили? .(ответы детей)

Настя назови предметы посуды которые вы поставили.(ответы детей)

Оля назови предметы посуды которые поставили вы.(ответы детей)

Молодцы ребята вы правильно сгруппировали посуду, а теперь давайте вспомним где хранится посуда? ответы детей

На кухне правильно, для каждого продукта своя посуда. Сейчас я буду называть продукты, а вы посуду, в которую можно положить эти продукты.

Хлеб-хлебница

Сахар-сахарница

Конфеты-конфетница

Масло- масленка

Перец- перечница.

Селеда-селедочница

Ребята вы все назвали правильно, и если Федора прислушается к вашим ответам, то у нее на кухне всегда будет порядок и тогда уже точно посуда никуда не убежит.

Физкультминутка

Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный чайник:

(Дети надувают животик.)

Очень важный, как начальник!

(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

(Приседают, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни – разобьются!

(Кружатся, рисуя руками круг.)

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

Воспитатель: Когда посуда разбежалась,

Она разбилась, и сломалась,

Давайте соберем разбитую посуду.

Дети по разрезным картинкам собирают посуду. Рассказывают про посуду, которую собрали из частей, например:(Мы собрали красную чашку.)

Молодцы вы хорошо справились с заданием, а сейчас мы с вами поиграем в мяч, я буду называть из чего сделана посуда, а вы будете говорить, какая она.

Игра с мячом,

«Какая бывает посуда?» (кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный, чашка из фарфора,-фарфоровая, стакан из пластмассы - пластмассовый, ложка из дерева – деревянная.

Ребята скажите, а чем заканчивается сказка «Федорино горе»?

Правильно, Федора исправилась

Стала Федора посуду беречь, разговаривать с ней как с живой,

называть ее ласково. Это как? (дети называют слова ласково)

Чашка – чашечка

Ложка –ложечка

Тарелка –тарелочка

Кастрюля –кастрюлька

Нож –ножик

Кружка-кружечка

Вилка-вилочка

Чайник-чайничек

Самовар –самоварчик

Стакан-стаканчик.

Итог занятия

Воспит.: Ребята,если мы будем бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет?

(будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая).

Сказка учит добро понимать

О поступках людей рассуждать

Коль плохой, то его осуждать

Ну, а слабый – его защищать.

Обращается к детям: Ребята, скажите, вам интересно было наше путешествие?

Ответы детей.

Воспит.Тогда возьмите с собой солнышко, а если было не очень комфортно – то тучку.

А для наших гостей мы приготовили танец о доброте.(Танец о доброте)

Но вот и пришла пора прощаться.

Мы благодарны всем гостям,

Что вы пришли сегодня к нам.

МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» Мелехинский филиал

План конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Посуда»

Подготовила: воспитатель Басова А.Н.

Конспект
по развитию речи
«Какая разная посуда» (старшая группа)

Цели:

Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);

Расширять и обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи;

Развивать связную и монологическую речь, обучать умению составлять описательный рассказ по плану;

Развивать мелкую моторику, познавательные процессы: память, слуховое внимание;

Расширять кругозор;

Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;

Воспитывать трудолюбие, желание помочь ближнему, взаимопомощь;

Воспитывать эмоционально-волевую сферу;

Совершенствовать коммуникативные качества через игру.

Оборудование : Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Методы и приёмы:

Организационный момент; художественное слово; показ; напоминание; проговаривание индивидуально, хором; вопросы поискового характера; практическая работа; поощрения;

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. К нам в гости пришли воспитатели из других групп, чтобы посмотреть, как занимаются в старшей группе дети.

Сегодня второй день недели, он называется … Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните обиды, злобу и огорчения!

Давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Когда мы будем передавать мячик, то улыбнемся и скажем, своему товарищу «Доброе утро ……(Маша)» и передадим мяч следующему.

2. Сюрпризный момент.

- Ребята, к нам пришло письмо. Вы знаете сказку про бабушку Федору? Бабушка Фёдора обращается к нам с просьбой, помочь разобраться с посудой.

«… бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре!

Горе!»

- Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.

- Бабушка Федора не может понять, какая посуда от нее ушла. Надо отгадать загадки.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

чайник

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

чашка

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

ложка

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

стаканы

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

вилка

10. Новая посуда, а вся в дырках

дуршлаг

Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

- Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.

- Из какой мы кушаем? Столовая.

- Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

- Игра «Скажи наоборот»

- Педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.

- Глубокая - мелкая.
Чистая - …
Сухая - …
Твердая - …
Широкая - …
Горячая - …
Сладкая - …
Острая - …

( Глубокая – мелкая, полная – пустая, старая – новая, целая – разбитая, тяжёлая – лёгкая, тусклая – блестящая, прозрачная – матовая, чистая – грязная, взять – положить, налить – вылить, уронить – поднять, аккуратно – небрежно)

- А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

- Вот какая она помощница!

- Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? (на кухне). И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в

(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)

- Дети, а как называется сказка, в которой вся посуда убежала от хозяйки? (Федорино горе).

- Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский (показать портрет писателя).

- Какие сказки он еще написал? («Мойдодыр», «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце»)

- Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду». Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник…)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

- Эй, люди, я с вами чайку попить хочу.

прыжки на месте

- Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

- Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

- название предмета посуды

- цвет

- форма

- части

- из чего сделана

- как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

3. блюдце

4. перечница

5. ложка

- Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все пересядем за столы на свои места. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

    Функциональное упражнение «Чаша доброты».

Делимся добром друг с другом, помогаем друг другу, и чем больше добра отдали другому, не пожалели для товарища, тем больше доброты вернется вам.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Все работы хороши. Повар»
для детей подготовительной к школе группы.

Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Описание работы:
Конспект занятия по развитию речи «Все работы хороши. Повар» адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» предназначен для проведения в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет). Длительность: 25-30 минут.
Цель: Развивать интерес к различным профессиям.
Задачи: Продолжать расширять представления о труде взрослых, о профессии повара, о значении их труда для общества.
Учить узнавать и называть трудовые действия повара: готовить, варить, жарить, заваривать.
Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение согласовывать существительные с глаголами,слова в роде, числе, падеже.
Закреплять умение детей составлять рассказы по плану.
Продолжать расширять кругозор детей, активизировать словарь детей.Воспитывать уважение к людям труда.
Словарная работа: повар, готовит, кухня, посуда.
Целевая аудитория: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Пособия: иллюстрации с изображением овощей, фруктов, продуктов питания, посуды, изображение Незнайки на слайде.
Ход:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о профессии человека, который работает в детском саду, а о ком именно вы узнаете, если отгадаете загадку.
Слушайте внимательно.
1.Отгадай загадку:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? Ответ: Повар
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это повар.
2.Загадывание загадок.
Воспитатель: Отгадайте загадки, и узнаете основные блюда, которые готовит для вас повар каждый день.
воспитатель загадывает загадки.
1.Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак... (каша)
2.Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названием... (щи)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки.
Вы знаете о том, кто такой повар, что он делает, и для кого.
А вот мой друг, Незнайка тоже решил стать поваром, только он о профессии повара знает очень мало. Поможете ему узнать о профессии повара побольше, получить ответы на интересующие его вопросы?
2.«Составь рассказ»
Воспитатель: А что вы знаете о профессии повара, что можете рассказать Незнайке? Расскажем, всё что знаем, по небольшому плану.
1.Кто такой повар, 2.Где работает? 3. Что делает повар? 4. Какие инструменты или оборудование нужно для работы? 5.Во что повар одет, есть ли у него специальная одежда? 6.Кому приносит пользу его труд, чем важна профессия повара?
Ответы детей.
3.«Закончи предложение»
Воспитатель: Незнайка немного знает о том, что может приготовить повар. Договорите, закончите предложение, которое я начну говорить, и тогда Незнайке узнает о тех блюдах, которые может приготовить повар на кухне.
«Повар нарезал …» (овощи)
«Повар нашинковал…» (капусту)
«Повар отварил…» (картофель)
«Повар пожарил…» (котлеты)
«Повар посолил…» (суп)
«Повар заварил…» (чай)
«Повар сварил…» (кашу)
Ответы детей.
4. «Чего не хватает»
Воспитатель: Решил Незнайка сам приготовить обед, но забыл, что нужно класть в некоторые блюда. Помогите, подскажите.
Незнайка готовит компот: сахар, яблоки и (вода)
Незнайка готовит салат соль, сметана и …(огурец, помидор, лук)
Незнайка готовит макароны: вода, соль и (макароны)
Ответы детей.
5.Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Будем мы варить компот».
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «помешивать») Будем яблоки крошить
Грушу будем мы рубить
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. (Загибать пальчики по - одному, начиная с большого пальца)
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ. (Имитация движений «помешивают»)
6.«Найди картинку»
Воспитатель: Незнайка принёс с собой картинки с изображением посуды, а что для чего не знает. Поможем ему разобраться. Попробуйте найти ответ на мой вопрос на картинке.
(воспитатель задаёт вопрос, а дети находят картинку – ответ, изображение соответствующего предмета).
Чем режет? (ножом)
На чем режет? (на доске)
В чём варят? (в кастрюле)
В чём заваривают? (в чайнике)
Чем разливают? (половником)
7.«Назови посуду»
Воспитатель: Незнайка затруднятся в выборе посуды. Подскажите ему, какую надо взять посуду, чтобы приготовить блюдо и подать на стол.Слушайте внимательно, отвечайте быстро.
Котлета (сковорода, тарелка)
Суп (кастрюля, тарелка)
Компот (кастрюля, чашка)
Салат (миска, салатник)
Макароны (кастрюля, тарелка)
Чай (чайник, чашка)
Ответы детей.
8.«Что не так?»
Воспитатель: Торопится Незнайка, хочет всё сделать побыстрее. Спешит и что-то делает не так. Догадайтесь, в чём он ошибается?
Для супа почистил морковь, макароны, лук (ошибка - макароны)
Сварил котлеты (ошибка - котлеты жарят)
Пожарил суп (ошибка - суп варят)
Ответы детей.
9.«Один – много»
Воспитатель: Много друзей у Незнайки, всех хочет угостить, накормить, для всех приготовить, одним не обойдешься, много надо. Поможем, подскажем, что бывает много, а что один или одна.
одна котлета а, много …(котлет)
один огурец, а много…(огурцов)
один пирог, а много…(пирогов)
один сырник, а много…(сырников)
10.Подведение итогов.
Воспитатель: спасибо ребята, что помогли Незнайке. Теперь он запомнит: что делает повар? (Повар готовит еду), что нужно повару, чтобы приготовить пищу? (Посуда), для кого повар готовит? (Для людей).

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (логопедическая старшая группа). Тема: «Посуда».

Задачи:

  1. Расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда».
  2. Развитие связной речи.
  3. Употребление предлогов – с, — в.
  4. Образование единственного и множественного числа существительных.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Учить выделять звук в слове (начало, середина, конец слова).

Материал к занятию:

  • предметные картинки по теме «Посуда»; картинка «Федора», пиктограммы-символы, незаконченные рисунки, «звуковые домики».

План занятия:

1. Организационный момент.

Ритуал приветствия.

Дружба начинается с улыбки. Сейчас мы все вместе возьмёмся за руки и посмотрим, друг другу в глаза и подарим, молча самую добрую улыбку.

2. Активизация словаря по теме «Посуда».

К нам в гости пришла бабушка Федора. Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло? («Федорино горе». Чуковский). Про Федору расскажите и слова назовите:

Посуда была у Федоры,
посуде с ней было горе:
Федора её не любила -
пачкала, а не (Мыла),
Теряла, а не (хранила),
оставляла мокрой, а не (сушила),
Не ставила, а (бросала)-
вот посуда и убежала.
Её вы Федоре вернуть помогите,
задания Федоры решите.

3. Лексико-грамматические упражнения.

На доске размещаются пиктограммы — символы, ориентируясь на них, дети придумывают слова.

а) Игра « Жадина». На столах детей лежат предметные картинки по теме «Посуда». Назовите картинки, добавив слова: мой, моё, мои, моя. (Мой стакан, моя тарелка).

б) Игра «Назови ласково».

Образование уменьшит ельно-ласкательной формы существительных: нож-ножичек, ложка — ложечка, вилка — вилочка и т.д. Дети изменяют слова по тем же картинкам, которые лежат у них на столах.

в) Игра «Один — много».

Называние предметов в единственном и множественном числе, (стакан — стаканы, ложка — ложки и т.д.)

г) Игра «Хлопки».

Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Посуда». Когда все слова будут разделены на слоги, картинки логопед убирает со столов.

3. Беседа по теме.

– Ох, Федоре тяжко было — всё о посуде она позабыла.

На доске вывешивается картина – схема, помощью которой дети классифицируют посуду по назначению.

В какой посуде жарят? В какой посуде варят? Из какой посуды едят? Из какой посуды пьют? В какой посуде кипятят воду? С помощью, какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время приготовления? Что едят ложками? Что едят вилками? Что режут ножом? Назовите чайную посуду, столовую, кухонную.

Горелка одна включена. Какая по счёту она? Части чего вы видите в духовке? Правильно поставила Федора посуду в духовку? Что ставят в духовку? Чтобы подогреть чай, сварить суп, куда нужно поставить посуду? На конфорку.

4. Психогимнастика.

Представьте себе, что вы — пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться). И вот нет терпения! Кипит вода, пар из носика валит! Слышится свист. Дети сопровождают текст действиями.

5. Употребление предлога «с».

Составление предложений. Чай вскипел. Вы хотите попить чаю. С чем мы будем пить чай.

Дети говорят полными предложениями: Я буду пить чай с конфетами. Я буду пить чай с сахаром. Я буду пить чай с печеньем.

6. Игра «Где живут продукты?»

А где живёт сахар? (в сахарнице), соль живёт в (солонке), сухари живут в (сухарнице), масло живёт в (маслёнке), перец живёт в (перечнице), чай живёт в (чайнике). Кофе живёт в (кофейнике), селёдка живёт в (селёдочнице). Конфеты живут в (конфетнице). Салат живёт в (салатнице).

7. Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку: весело шагать (ходьба).
Руки поднимать (руки вверх-вниз), приседать — вставать (4 приседания).
Прыгать и скакать (прыжки на месте).

8. Игра «Чего не хватает?»

Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она, Забыла Федора, не знает, каких частей не хватает. Игра «Чего не хватает?» (носика у кувшина, ручки у кружки, ручки у кастрюли).

9. Развитие фонематического слуха.

Звуковой анализ.

Какая посуда была сломана? (Кувшин, кружка, кастрюля). Назовите звук, с которого начинаются эти слова.. «К». Характеристика звука, (согласный, глухой, твёрдый).

Игра «Звуковые домики».

Логопед называет слова, а дети определяют место звука «к» в слове, кладут синий кружочек в соответствующее окошечко домика. Слова: кастрюля, чайник, маслёнка, конфетница, стаканы, носик, кофеварка, горшок, кувшин, тарелка.

10. Развитие связной речи.

Дети, скажите, какое настроение у Федоры? Весёлое или грустное? Федора расстроена, ей грустно. Ведь от неё убежала вся посуда. Подарим Федоре чайник. Но прежде, чем подарить Федоре чайник, давайте расскажем, какой он.

Логопед вывешивает на доску мнемотаблицу. Дети, ориентируясь на таблицу, рассказывают сказку: «Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.»

Из разрезанных частей дети на доске выкладывают красивый цветной чайник и дарят его Федоре.

11. Итог занятия.

Ритуал прощания, все дети берутся за руки.

Улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой и скажите волшебные слова: «Добро побеждает зло». Ведь и сказка Чуковского заканчивается тем, что Федора становится доброй и заботливой.

Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №139,
г. Иркутск