Выключатели

Разнообразие растений. Разнообразие растений Практическая работа изучаем части растений окружающий мир

Разнообразие растений. Разнообразие растений Практическая работа изучаем части растений окружающий мир

Структура урока «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Класс: 1 УМК «Перспективная начальная школа»

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Части растений

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:

Образовательные

Формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;

Знакомство с частями растений.

Развивающие

Создание условий для личностного развития ученика;

Активизация самостоятельной деятельности;

Развитие способностей к конструктивному творчеству, умению наблюдать и делать выводы;

Развитие мышления, внимания, памяти.

Воспитательные

Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию

Природных богатств; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Задачи урока:

Предметные: повторить и расширить представления детей о растениях, их частях; использовании в жизни человека, продолжить обучение детей наблюдениям и формулировке их результатов. Формировать представления о связях природы и человека

Метапредметные:

Коммуникативные : навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста и практической работы

Логические действия : умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Оборудование : : учебники, тетради для самостоятельной работы; карточки с заданиями, рисунки с изображением растений и их частей

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод, деятельностный.

Название этапа, цель

Временные рамки этапа

Применяемые методы

Формы взаимодействия

Результат взаимодействия

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность

детей

Самоопределение к деятельности.

Цель : активизировать внимание учащихся, положительный настрой на урок

1-2 мин

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок

Вы проверьте – ка. ребятки,

Все ль у вас лежит в порядке?

На партах должны лежать учебники, тетради, карточки, карандаши

Настрой на рабочий лад, проверка готовности к уроку

словесный

фронтальный

Настрой на урок, снятие стресса

Актуализация знаний и мотивация.

Цель : установить правильность, полноту и осознанность знаний предыдущего материала, формировать положительное отношение к учебному труду, развивать умение слушать и слышать

4-5 мин

О чём речь?

У каждого из нас есть множество друзей. Они заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость.

На какие группы делятся растения?

Отгадайте загадки. Ответы распределите по группам.

(Приложение 1)

Чем отличаются деревья от кустарников?

Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

Подведение итогов. Оценивание правильности и полноты ответов

Ответы учащихся

(растения)

Дети расставляют карточки (деревья, травы, кустарники)

Распределяют отгадки по группам

Ответы учащихся

(у дерева один ствол, У кустарников несколько)

(у трав стебель травянистый, а у деревьев и кустарников ствол древовидный)

словесный

фронтальная работа

Повторение пройденного материала

Коммуникативные

Регулятивные

Постановка учебной задачи.

Цель : формировать умение формулировать тему и цель урока

2-3 мин

Что есть общего у всех растений?

Выскажите предположение, о чем мы будем говорить на уроке?

Да. Сегодня вы получите новые знания о частях растения и использовании их человеком.

Рассмотрите условные обозначения и расскажите, как мы будем работать?

(Приложение 2)

Ответы учащихся

(корень, стебель, листья, плоды)

(продолжим узнавать новое о растениях)

Ответы учащихся (работа в парах, подумай, расскажи)

словесный и наглядной передачи информации

фронтальная работа

Определение учебной задачи

Познавательные (выделять познавательную цель)

Коммуникативные (слушать мнения друг друга)

Регулятивные (составлять план действий)

«Открытие» детьми нового знания.

Цель : дать новые знания о частях растений, их использовании человеком, развивать умение работать с информацией, решать проблемные вопросы, развивать речевые умения

7-10 мин

Отгадайте

Загадки.

1.Он не ходит, а живой.

Зарылся в землю с головой

2. Из почки появляются, весною распускаются

Осенью – увядают и все опадают.

3. Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, медом угощают

О каких частях растений не было загадок?

А теперь прослушайте сообщение ваших товарищей о частях растений.

Ответы детей

(корень, листья, цветы)

Ответы детей (стебель)

Заслушивание сообщений

(Приложение 3)

Словесный, наглядной, передачи информации

фронтальная работа

Усвоение информации

Познавательные (получение необходимой информации из имеющихся источнков)

Коммуникативные (умение слушать)

Физкультминутка

2 мин

Подрастает зёрнышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет, Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет!

Дети повторяют движения за учителем

Первичное закрепление.

Цель : установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы в изученном материале

5-7 мин

Откройте тетради на стр.16 и найдите задание №14.

Нарисовать недостающие части растений

Работа в тетрадях, взаимопроверка

Практический

Парная работа

Проверка усвоения информации

Коммуникативные (умение общаться в паре)

Закрепление новых знаний и способов действий

Цель : обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий

4-5 мин

Работаем по группам.

Задание: соберите правильно рисунок на котором перепутаны части растений.

Работа с пазлами

(Приложение 4)

Проверка. Оцени свою работу и работу Маши и Миши. Кто правильно выполнил задание?

Учебник стр.21 (отвечает 1 человек от группы)

Практический, наглядный, словесный

Групповая работа, индивидуальная

Повторение частей растений и их расположения

Познавательные (извлечение необходимой информации)

Регулятивные (проявлять познавательную инициативу)

Коммуникативные (умение общаться в группе)

Включение в систему знаний и повторение

Цель : обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знаний

4-5 мин

Рассмотрите карточки и соедините стрелкой, какую часть растений использует человек в пищу

(Приложение 5)

Проверка. Перечислите у каких растений человек использует в пищу корень; листья; плоды; стебель?

Работа с карточками

Ответы обучающихся

Наглядный, практический

Индивидуальная работа

Применение полученных знаний в жизни

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса. Речевая деятельность.

Познавательные: Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные:

Рефлексия деятельности.

Цель : откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способов действий учащихся в рамках изученной темы

2-3 мин

Давайте поиграем. Игра «Съедобное- несъедобное»

Я буду называть части растений, а вы хлопайте в ладоши, если эти части растений мы употребляем в пищу, а если нет - топайте ногами.

(Яблоко, лист осины, плод моркови, стебель ромашки, лист капусты, корень свеклы, цветок колокольчика, плод земляники, плод вишни)

Дети играют

игровой

Игра

Фронтальная беседа

Знание частей растений

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса.

Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение слушать и слышать

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Подведение итогов занятия

Цель : дать качественную оценку работы

2-3 мин

Давайте подведём итог нашему занятию.

Что больше всего запомнилось на уроке?

Что нового узнали о растениях?

Что показалось самым важным?

А я желаю вам новых успехов и новых интересных открытий.

Ответы учащихся

Оценивание работы на уроке

Оценить свою деятельность

Словесный

Фронтальная беседа

Подведение итогов

Коммуникативные: умение адекватно оценивать свою деятельность

Части растения Окружающий мир (1 класс) C оставила: Юрловская О.С

Части растения – это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Все эти части есть у травянистых растений, кустарников, деревьев.

К о р е н ь Рост растения начинается с корня. С помощью корневых волосков растения получают из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.

Корни укрепляют растения в почве. У старого многолетнего дуба корни уходят в глубь земли на 15 и более метров. У берёзы и ели корни прорастают не так глубоко.

С т е б е л ь Стебли разных растений неодинаковы. У травянистых растений стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников – твёрдые, одревесневшие.

Л и с т Разнообразны и листья растений. Листья сосны и можжевельника называются хвоёй. А сами эти растения хвойными. сосна можжевельник

Берёза, рябина, осина, тополь и орешник– лиственные растения. дуб Отгадайте, какое дерево потеряло эти листочки? « Красавец» - так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь.

берёза Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан.

Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый Листьев хоровод. Землю быстро укрывает Золотым ковром – Пусть родная засыпает Долгим зимним сном. клён

осина Никто не пугает, А она вся дрожит.

Это он – знают все Чемпион по росту. И достать его макушку Вам совсем не просто. Потому, что он за лето Вырастает на 2 метра. тополь

рябина Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела, Красные кораллы.

В зелёном листе происходят удивительные превращения. Из углекислого газа, воздуха и воды лист вырабатывает органические питательные вещества, из которых строится организм растений. Листья выделяют в воздух значительное количество кислорода, которым дышим мы и все живые организмы.

Удивительны листья кувшинки Виктории, растущей в Южной Америке. Они бывают около 2 метров в диаметре. Такой лист выдерживает большой груз и не тонет.

Ц в е т о к Цветки растений тоже разнообразны.

цветение берёзы цветы жасмина

цветение боярышника и черёмухи

цветение шиповника и жасмина

Плоды и семена Плоды разных растений непохожи между собой, но они всегда образуются на месте цветков. В плодах находятся семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя даёт жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохраняться и прорастать через 10, 20, 40 и даже 100 лет.

Плоды очень разнообразны по форме и величине. Плоды бывают сухие и сочные. шиповник вишня

Виды плодов костянка семянка коробочка ягода орех крылатка зерновка боб

Крылатка клён череда одуванчик

Зерновка пшеница рожь

Костянка слива абрикос

черешня персик

Семянка земляника подсолнух

Коробочка мак

бересклет фиалка

Орех лещина

грецкий орех

Боб горох фасоль

Ягода виноград арбуз

апельсин лимон

Слайд 2

Какой рисунок лишний?

Слайд 3

Растения

  • Деревья
  • Кустарники
  • Травы
  • Слайд 4

    Сегодня на уроке мы узнаем, что объединяет все растения, чем похожи деревья, кустарники и травы.

    Слайд 5

    Какие части растений вы знаете?К чему прикрепляются листья у кабачка и мака?Какого цвета

    стебель?Что ещё кроме листьев есть на стебле?Сколько цветков на стебле у мака?

    Слайд 6

    Части растения – это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Все эти части есть у травянистых растений, кустарников, деревьев.

    Слайд 7

    Корень- подземная часть растения. С помощью корня растение держится в земле, получает из почвы

    воду и полезные вещества, а часто и размножается.

    Слайд 8

    Корни укрепляют растения в почве. У старого многолетнего дуба корни уходят в глубь земли на 15 и более метров. У берёзы и ели корни прорастают не так глубоко.

    Слайд 9

    С т е б е л ь

    Стебли разных растений неодинаковы. У травянистых растений стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников – твёрдые, одревесневшие.

    Слайд 10

    Л и с т

    Разнообразны и листья растений. Листья сосны и можжевельника называются хвоёй. А сами эти растения хвойными. сосна можжевельник

    Слайд 11

    Берёза, рябина, осина, тополь и орешник– лиственные растения.

    Отгадайте, какое дерево потеряло эти листочки?

    « Красавец» - так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь.

    Слайд 12

    Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан.

    Слайд 13

    Он встречает самым первым осени приход.

    Кружит в воздухе весёлый Листьев хоровод. Землю быстро укрывает Золотым ковром –

    Пусть родная засыпает Долгим зимним сном.

    Слайд 14

    Никто не пугает,

    А она вся дрожит.

    Слайд 15

    Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела, Красные кораллы.

    Слайд 16

    В зелёном листе происходят удивительные превращения. Из углекислого газа, воздуха и воды лист

    вырабатывает органические питательные вещества,из которых строится организм растений. Листья выделяют в воздух значительное количество кислорода, которым дышим мы и все живые организмы.

    Слайд 17

    Ц в е т о к

    Цветки растений тоже разнообразны.

    Слайд 18

    • цветение берёзы
    • цветы жасмина
  • Слайд 19

    Плоды и семена

    Плоды разных растений непохожи между собой, но они всегда образуются на месте цветков. В плодах находятся семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя даёт жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохраняться и прорастать через 10, 20, 40 и даже 100 лет.

    Слайд 20

    • Плоды очень разнообразны по форме и величине.
    • Плоды бывают сухие и сочные.
    • шиповник
    • вишня
  • Слайд 21

    апельсин лимон

    Слайд 22

    помидор тыква

    Слайд 23

    Плоды появляются на месте цветка после того, как у цветка завяли и опали лепестки.Сравните

    С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Разнообразие растений» («Окружающий мир», 1 класс). В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы – растениями. Учитель расскажет о разнообразии растений – живой одежды нашей планеты.

    Урок: Разнообразие растений

    Вы уже знаете, что растения относятся к живой природе. Как и все живое, растения растут, питаются, дышат и размножаются . Поглощая вредные вещества, растения выделяют кислород, которым мы дышим. Растения - это зеленая одежда нашей планеты. Мир растений богат и разнообразен. А где же можно встретить растения?

    Рис. 1. ( )

    Рис. 2. ( )

    Высоко в горах.

    Рис. 4. ( )

    В реках и озерах.

    Рис. 5. ( )

    И даже в пустыне.

    Рис. 6. ( )

    Внимательно рассмотрите рисунок 7 и определите, из каких частей состоит растение.

    Рис. 7. ( )

    Рассмотрим, для чего служит каждая часть растения.

    Корень помогает растению закрепиться в почве и всасывает воду с питательными веществами.

    Стебель - часть растения, по нему проходят питательные вещества.

    Рис. 9. ( )

    Лист поглощает углекислый газ и выделяет кислород. С помощью листьев растение питается и дышит.

    Рис. 10. ( )

    Цветок - часть растения, из которого формируется плод с семенами.

    Рис. 11. ( )

    С помощью семян растение размножается.

    Рис. 12. ( )

    Вы уже знаете, что в природе все взаимосвязано .

    Живая природа не может обходиться без неживой природы. Растениям нужна вода с питательными веществами, свет, вода, чистый воздух. Только тогда растение чувствует себя хорошо: цветет, растет и радует глаз человека.

    Растения длятся на деревья, кустарники и травы.

    Деревья имеют крепкие корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви с листьями называют кроной дерева.

    Рис. 13. ( )

    Отгадайте загадку. О каком дереве идет речь?

    Клейкие почки,
    Зеленые листочки.
    С белой корой
    Стоит под горой.

    Это береза.

    Береза верно служит людям. Это единственное дерево с белой корой. Самые жаркие березовые дрова, поэтому русские печи топили именно ими. В бане парятся березовыми вениками. А из коры березы - бересты - можно сделать много интересного. Например, туесок - круглый короб для хранения меда или ягод.

    Определите, с какого дерева упал листок.

    Рис. 15. Дуб ( )

    Рис. 16. Береза ( )

    Рис. 17. Рябина ( )

    Рис. 18. Клен ( )

    Рис. 19. Ива ( )

    Каким деревьям принадлежат эти плоды?

    Рис. 20. Плоды дуба ( )

    Рис. 21. Плоды рябины ( )

    Рис. 22. Плоды ели ( )

    Рис. 23. Плод яблони ( )

    Рис. 24. Плод сосны ( )

    На нашей планете растет различное количество деревьев. Но есть среди них необычные деревья, давайте познакомимся с некоторыми из них.

    Секвойя. Одно из самых высоких деревьев в мире. Высота дерева может достигать высоты тридцатиэтажного дома.

    Рис. 25. ( )

    Баобаб растет в Африке. Кора этого дерева способна накапливать про запас до 120 тысяч литров.

    Рис. 26. ( )

    Плоды хлебного дерева в жареном виде по вкусу напоминают свежий хлеб.

    Рис. 27. ( )

    Баньян называют дерево-лес за его необычные ветви. В центре находится главный ствол, от него вырастают побеги, которые тянутся к земле.

    Рис. 28. ( )

    Колбасное дерево получило свое название от формы плодов, которые достигают длины до 5-10 сантиметров. К сожалению, они не съедобны.

    Рис. 29. ( )

    Вторая группа растений - это кустарники. В отличие от деревьев у кустарников не один ствол, а несколько, но они намного тоньше. Как и у деревьев, стволы кустарников покрыты корой. Они прочные и твердые. Давайте познакомимся с некоторыми видами этой группы.

    Сирень бывает двух цветов: сиреневая и белая. Цветы сирени обладают приятным запахом. У сирени есть еще одно свойство - до первого снега листья сирени остаются зелеными.

    Рис. 30. ( )

    Шиповник - дикая роза. После цветения образуются плоды, в них содержится много витаминов. Их собирают и сушат, делают витаминный сироп.

    Рис. 31. ( )

    Желтая акация используется в качестве изгороди в парках и скверах. Осенью на месте цветов образуется стручок.

    Рис. 32. ( )

    Смородина бывает черной, красной и белой. Ягоды обладают целебными свойствами.

    Рис. 33. ( )

    Третья группа растений - травы. В отличие от деревьев и кустарников, у трав нет ствола и веток, стебель мягкий и сочный. Загадки помогут познакомиться нам с некоторыми представителями этой группы.

    Ты растение это не тронь,
    Жжется больно, как огонь.

    Рис. 34. Крапива ( )

    Горел в траве росистой, затем померк,
    Потух и превратился в пух.

    Рис. 35. Одуванчик ( )

    Тонкий стебель у дорожки,
    На конце его сережки.
    На земле лежат листки,
    Маленькие лапушки.

    Рис. 36. Подорожник ( )

    Стоят кругом сестрички
    Желтые глазки, белые реснички.

    Рис. 37. Ромашки.

    А знаете ли вы, как цветы и травы получили свое название? Подорожник получил свое название, потому что растет у дороги. У одуванчика после цветения семена легко сдуваются. А цветок колокольчика напоминает колокол.

    О многих цветах и травах написаны легенды. Богиня Флора раздавала имена растениям. В траве она не заметила маленький голубой цветок. Уходя, она услышала: «Не забудь меня!». Богиня Флора назвала этот цветок незабудкой. Так незабудка получила свое название и стала символом воспоминаний.

    Рис. 38. Незабудки ( )

    Давайте познакомимся с необычными травянистыми растениями.

    На первый взгляд может показаться, что банан - дерево, однако у банана нет прочного ствола, покрытого корой. После созревания плодов банан погибает. Высота стебля достигает 7 метров. Банан считается одной из самых высоких трав в мире.

    Рис. 39. ( )

    Бамбук - самая быстрорастущая трава. За сутки может вырасти на один метр. А еще бамбук - любимая пища панды.

    Рис. 40. ( )

    Вы уже знаете, сколько бед в себе несет пожар в лесу или на лугу. После пожара, кажется, уже ничего не сможет вырасти. Но проходит время и на черной обуглившейся земле появляются первые росточки. Какое же растение смогло выжить после пожара?

    Знакомьтесь, это кипрей. Заросли этого растения напоминают розовое поле. А еще это растение обладает полезными свойствами: его заваривают и пьют как чай. Второе название этого растения иван-чай.

    Рис. 41. ( )

    Если я сорву цветок,
    Если ты сорвешь цветок…
    Если все: и я и ты -
    Если мы сорвем цветы,
    То окажутся пусты
    И деревья, и кусты…
    И не будет красоты.
    И не будет доброты
    Если только я и ты -
    Если мы сорвем цветы.

    Мы живем с вами на удивительной зеленой планете, где растет огромное количество деревьев, кустарников и травы. Помните, что каждый сорванный цветок, сломанная ветка - это вред, который человек наносит природе.

    На следующем уроке мы рассмотрим тему «Дикорастущие и культурные растения». В ходе занятия познакомимся с двумя группами растений - дикими и культурными.

    1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

    2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

    3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

    1. Фестиваль «Открытый урок» ().

    2. Сайт Лукьяновой Ирины Викторовны ().

    3. Мамоновская средняя школа ().

    1. Расскажите, какие бывают растения и чем они отличаются друг от друга.

    2. Расскажите, какие легенды вы знаете о растениях.

    3. Нарисуйте растения всех 3 групп.

    4. * Отгадайте загадки про деревья.

    1.
    Что за дерево стоит,
    Ветра нет,
    А оно дрожит?
    (Осина)

    2.
    И высок я, и могуч.
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок,
    Ничего, что плод мой мелок.
    (Дуб)

    3.
    У меня длинней иголки,
    Чем у ёлки,
    Очень прямо я расту
    В высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке.
    (Сосна)

    План-конспект урока . Окружающий мир, 1 класс, УМК «Школа России».

    Тема: Что общего у разных растений? Раздел : Что и кто?

    Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
    • Учить находить, показывать и называть части растений.
    • Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
    • Формирование реалистических представлений об окружающем мире.

    Развивающие:

    • Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
    • Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.

    Воспитательные:

    • Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
    • Воспитание бережного отношения к природе.
    • Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.

    Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.

    Форма урока . Проблемно-диалоговый урок.

    Планируемые результаты: ученики научатся находить, показывать и называть общие части у разных растений.

    Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.

    Оборудование: презентация по теме урока, рисунок «Части растений» (на примере гороха), карточки – названия частей растений, предметные картинки, рисунок-схема растения (индивидуальные – у учеников, увеличенная – на доске), гербарии, муляжи овощей и фруктов, комнатные классные растения. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

    Библиография:

    • Учебник 1 часть, рабочая тетрадь, тесты для 1 класса, по окружающему миру.
    • Методические рекомендации по предмету.
    • Интернет-ресурсы.

    Структура урока:

    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний
    3. Целеполагание и мотивация
    4. Изучение и первичное закрепление изученного материала
    5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
    6. Включение в систему знаний и повторение
    7. Рефлексия

    Физкультаузы учитель проводит по своему усмотрению.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    (Цель: организованное начало урока)

    Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.

    II. Актуализация знаний

    (Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).

    – Вспомните основные вопросы нашего раздела.

    – Что и кто?

    – Отгадайте загадки и скажите, что это?

    1. Масляна головушка, летом в огороде,
    Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух.

    2. Сладок он, друзья, на вкус.
    А зовут его… Арбуз.

    3. Что за куст – ни с кем не знается.
    Не собачка, а кусается. Крапива.

    4. Стоит Алёна: платок зеленый,
    тонкий стан, белый сарафан. Береза.

    5. Вроде сосен, вроде елок
    А зимою без иголок. Лиственница.

    6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
    Что за ягодка? Рябина.

    7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.

    (По мере отгадывания на Слайде 1 (Приложение 1) появляются: фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек).

    – Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения )

    – Что вы знаете о растениях? Где встречали эти растения? (Дети отвечают. Одновременно идет демонстрация классных фотографий, подходящих к теме урока, с осенней экскурсии и прогулок).

    III. Целеполагание и мотивация

    – Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? (Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).

    – Хотите узнать, что объединяет все растения?

    IV. Изучение и первичное закрепление

    (Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)

    – На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)

    (После постановки вопроса детьми появляется Слайд 2 «Что общего у разных растений?»)

    – Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. Слайд 3. Подумайте, почему так?

    1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.

    2 группа: плоды рябины, арбуз.

    3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.

    (В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)

    СТЕБЕЛЬ – СТВОЛ

    ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ

    – Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)

    – Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).

    – Что у нас получилось? (Целое растение)

    – Из чего мы его собрали? (Из частей)

    – Значит… (Общее у разных растений – это части. Называем их и сравниваем с ответом на экране) Слайд 4.

    Давайте укажем общие части у растения, пользуйтесь карточками на магнитах. (На доске прикреплён рисунок гороха.)

    Дети по желанию выходят и прикрепляют рядом с каждой частью растения карточку с названием этой части) – Проверяем. Кто сделал бы так же? Молодцы!

    – Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)

    Работа в учебнике на стр. 22.

    – Какое растение нарисовано? (Кабачок) Что у него обозначено? (Все части) Покажите, назовите (работа в парах).

    – Какие растения есть еще на рисунке? (Яблоня и крыжовник)

    – Что мы должны сделать? (Показать и назвать части растений)

    – Работаем в парах. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. (Взаимопроверка)

    – Каких частей растений вы здесь не увидели? (Цветов)

    – Посмотрите на фотографии, которые я принесла. Узнаете наш город? А вот это фото цветущих яблонь. Рассмотрите внимательно: цветы каких деревьев и кустарников вы видите на других фотографиях? (Это вишня, сирень, черемуха. Очень красиво!)

    – А вы знаете, что…Слайд 5. … у многих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия) Чем интересно это слово? (Похоже на слово цвет )

    – Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?

    – Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы! Встречали ли вы такие растения? Где?

    V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

    (Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)

    Практическая работа .

    – Мудрая Черепаха и Муравей прислали вам рисунки незнакомых растений – как вы думаете для чего? (у каждого ученика – карточка с рисунком – по вариантам)

    – Правильно! Найдем части этих растений. Но указываем части только одной буквой. (Дети выполняют задание индивидуально. Два хорошо читающих ученика – «помощника» – работают за доской по точно таким же рисункам, но только бо льших размеров, подписывают полные названия частей)

    – Мудрая Черепаха проверила работу наших помощников. Дети, работающие у доски, выполнили всё правильно. Проверьте себя и сравните свои записи с образцом. (Проверка, выявление и исправления ошибок. Самооценка.)

    – Что заметили? (На рисунках не нарисованы плоды с семенами.)

    – Зачем растениям нужны семена? (С помощью семян растения размножаются.)

    – Придумайте и дорисуйте семена вашим растениям, а дома можно раскрасить.

    VI. Включение в систему знаний и повторение

    (Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).

    – Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров: каждому ученику – один предмет)

    – Подумайте, какие части растений вы видите. Если не понятно – спросите.

    Выйдите к доске те, кто считает, что в его образце – листья. Назовите, от каких растений.

    – Вторая группа: плоды. От каких растений?

    – Третья группа: цветы. От каких растений?

    – А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего? (Ответы детей из личного опыта) Молодцы, вы много знаете про растения!

    VII. Рефлексия.

    (Цель: соотнесение цели у рока и результатов)

    – На какой вопрос отвечали?

    – Что нового узнали?

    Выполнение тестов в тетради. Хорошо читающий ученик читает задания, дети выполняют. Взаимопроверка. Исправление ошибок. Поощрение учеников-помощников.

    – Что бы хотели узнать о растениях? Слайд 6.

    Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.

    Слайд 7. (Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;

    Раффлезия – растение хищник;

    Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;

    Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;

    Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)

    – Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?

    – Какой момент урока запомнился? Где испытывали трудности? Удалось ли их преодолеть? Как? На чьи ответы обратили внимание? (Самооценка своей деятельности). Спасибо за работу!

    Р.С. На всех слайдах применен эффект «После предыдущего». Эффекты анимации учитель меняет по своему усмотрению.