Выключатели

Прокладочные и набивочные материалы. Уплотнительные, прокладочные и набивочные материалы для арматуры и фланцев

Прокладочные и набивочные материалы. Уплотнительные, прокладочные и набивочные материалы для арматуры и фланцев

ПЛАН

по учебной дисциплине «тактическая подготовка».

Занятие 1: Обязанности солдата в бою. Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения. Огневые средства отделения. Походный и боевой порядки отделения.

Обсуждено на заседании

предметно-методической комиссии

«___» ________2011 года

Протокол №_____


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник военной кафедры

полковник В.ТРУСОВ

«____»_________ 2011г.

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по учебной дисциплине «тактическая подготовка».

Тема 4: «Действия солдата в бою».

Занятие 1:

I. Учебные цели:

Изучить обязанности солдата в бою, боевые задачи, походный и боевой порядки мотострелкового отделения

Ознакомиться со способами управления военнослужащими в бою, командами и сигналами и порядком действий по ним.

Учебные вопросы:

Первый учебный вопрос : Обязанности солдата в бою.

Второй учебный вопрос

Третий учебный вопрос: Управление одиночными военнослужащими в бою. Способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература

а) основная:

Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, ч.III (взвод, отделение, танк), М.: Воениздат, 2005.

Тактика, ч.I (взвод, отделение, танк): Учебник, - М.: Воениздат, 1992.

Андрусенко Н.Н. Мотострелковый (танковый) взвод в бою: Учебник, - М.: Воениздат, 1989.

Моисеенко Н.П. Организация, вооружение и тактика действий соединений, частей и подразделений армий иностранных государств: Учебное пособие, - М.: Воениздат, 2001.



Справочный материал (печатный).

б) Наглядные пособия :

схемы (слайды).

в)Технические средства обучения :

мультимедийный проектор – 1 ед.;

классная доска; экран; указка.

Вступительная часть - 5 мин.

Принимаю доклад о готовности взвода к занятию. Проверяю наличие, внешний вид студентов и их готовность к занятию. При выявлении недостатков даю указания по их устранению. При наличии отсутствующих студентов убеждаюсь в законности причин их отсутствия.

Объявляю тему, учебные цели, порядок проведения занятия.

Во вступительном слове подчеркиваю актуальность темы занятия, ее значение для дальнейшего обучения студентов, а также значение тактического занятия в изучении дисциплины.

После краткого вступления перехожу к отработке учебных вопросов занятия.

Первый учебный вопрос : Обязанности солдата в бою.

Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. После этого перехожу к рассмотрению обязанностей солдата в бою. Голосом довожу до студентов обязанности солдата в бою, демонстрируя слайды, раскрывающие основные положения рассматриваемого материала. Обучаемые внимательно слушают и по ходу изложения материала делают записи в свои рабочие тетради.



По окончании изложения первого учебного вопроса определяю степень усвоения обучаемыми учебного материала методом краткого устного опроса 2-3 студентов.

Каждый военнослужащий должен в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять, быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища.

Каждый военнослужащий обязан:

Знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием (при вооружении боевой машины) на поле боя в различных условиях обстановки;

Знать и понимать полученную задачу;

Знать сигналы управления, взаимодействия, оповещения и порядок действий по ним;

Уметь вести разведку противника и местности, при выполнении боевой задачи постоянно вести наблюдение, эффективно применять оружие (вооружение боевой машины), своевременно обнаруживать и поражать противника;

Уметь правильно выбирать и оборудовать огневую позицию (место для стрельбы), использовать защитные и маскирующие свойства местности и боевых машин для противодействия огню противника;

Знать размеры, объем, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений; уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку;

Стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно - в наступлении; проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою; оказывать помощь товарищу;

Уметь вести огонь по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям противника из стрелкового оружия;

Знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника;

Умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства боевых машин;

Преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения; устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины; проводить специальную обработку;

Не оставлять без разрешения командира своего места в бою;

При ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими средствами, а также зажигательным оружием принимать необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение полученной задачи;

Уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты;

Следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходывании 0,5 и 0,75 запаса ракет (боеприпасов) и заправки горючего;

При повреждении боевой машины принимать меры по ее восстановлению.

Каждый сержант и солдат обязаны защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать командование подразделением на себя.

Второй учебный вопрос : Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения. Огневые средства отделения. Походный и боевой порядки отделения.

Излагая учебный материал, слежу за дисциплиной студентов на занятии и контролирую их работу, убеждаясь успевают ли они производить записи в своих тетрадях.

Мотострелковые отделения предназ­начены для решения основных задач:

В оборо­не - для уничтожения противника огнем при его переходе в атаку, ее отражения, прочного удержания занимаемых позиций и объектов;

В наступлении - для уничтожения живой силы и боевой техники противника и захвата указан­ных объектов.

Боевой порядок мотострелкового отделения может строиться на основе боевых групп: ма­невренной и огневой . Состав боевых групп определяет командир отделения. Кроме того, в боевой порядок отделения может входить бое­вая машина.

Маневренная группа предназначена для выполнения задач по уничтожению про­тивника, прочному удержанию занимаемых по­зиций и объектов, захвату его объектов, воору­жения и техники. В состав маневренной груп­пы, как правило, назначаются старший стрелок и один-два стрелка.

Огневая группа предназначена для под­держки огнем действий маневренной группы и выполнения вместе с ней задач по уничтоже­нию противника, прочному удержанию зани­маемых позиций и объектов и захвату его объ­ектов, вооружения и техники. В состав огневой группы, как правило, входят командир отделе­ния, гранатометчик, стрелок-помощник гра­натометчика и пулеметчик. В зависимости от поставленной задачи и условий обстановки состав боевых групп может быть иным.

Боевая машина предназначена для под­держки огнем действий боевых групп, уничто­жения бронированных, небронированных объ­ектов и живой силы противника, а также для перевозки личного состава отделения.

Мотострелковое отделение может действовать в пешем порядке (зимой - на лы­жах), на боевых машинах пехоты (бронетранс­портерах, автомобилях и десантом на танках.

При выполнении боевых задач отде­ление ведет огонь из вооружения бое­вых машин пехоты (бронетранспортеров), из автоматов, пулеметов, снайперских винтовок, гранатометов, применяет ручные гранаты, а в рукопашном бою - удары шты­ком, прикладом и пехотной лопатой.

Огнем вооружения боевых машин пехоты уничтожаются танки, другие брониро­ванные машины, огневые средства и живая си­ла противника, разрушаются его фортификаци­онные сооружения, поражаются низколетящие самолеты, вертолеты и другие воздушные цели. Огнем вооружения бронетранспортеров (МТЛБ) унич­тожаются живая сила, огневые средства и дру­гие цели.

Автоматы и пулеметы применяются для унич­тожения живой силы и огневых средств против­ника. Кроме того, они могут применяться для поражения низколетящих воздушных целей.

Снайперская винтовка применяется для уничтожения важных одиночных целей (офи­церов, наблюдателей, снайперов, расчетов ог­невых средств, низколетящих вертолетов) про­тивника.

Противотанковые ракетные комплексы, противотанковые гранатометы и реактивные противотанковые гранаты применяются для уничто­жения танков и других бронированных машин, а другие гранатометы и ручные гранаты - для поражения живой силы и огневых средств про­тивника, расположенных вне укрытий, в откры­тых окопах, траншеях и за укрытиями (в лощи­нах, оврагах и на обратных скатах высот).

Огневая позиция (место для стрельбы) дол­жна быть удобной, обеспечивать широкий об­зор и обстрел, укрывать огневое средство (стрелка) от наблюдения противника, исклю­чать наличие в секторе стрельбы мертвых про­странств и обеспечивать проведение маневра. После производства нескольких выстрелов (очередей) с одной огневой позиции (места для стрельбы) в целях воспрещения ведения про­тивником прицельного огня и его обмана про­изводится ее смена.

Запрещается выбирать и занимать огневую по­зицию (место для стрельбы) на гребнях высот (пригорков, холмов), перед местными предмета­ми, на фоне которых будет отчетливо виден силу­эт стреляющего.

Третий учебный вопрос: Управление одиночными военнослужащими в бою. Способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. Голосом довожу до студентов изучаемый материал вопроса, демонстрируя слайды, раскрывающие основные положения рассматриваемого материала. Обучаемые внимательно слушают и по ходу изложения материала делают записи в свои рабочие тетради.

Излагая учебный материал, слежу за дисциплиной студентов на занятии и контролирую их работу, убеждаясь успевают ли они производить записи в своих тетрадях.

По окончании изложения учебного вопроса определяю степень усвоения обучаемыми учебного материала методом краткого устного опроса 2-3 студентов.

Управление подразделениями (личным составом) заключается в целенаправленной де­ятельности командира по поддержанию их в постоянной боевой готовности, подготовке подразделений (личного состава, вооружения и военной техники) к бою (выполнению полу­ченной задачи) и руководству ими при выпол­нении задач.

Управление должно быть устойчивым, непре­рывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую готовность подразделений, эффективное использование их боевых воз­можностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается: прави­льным уяснением задачи, поставленной стар­шим начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; умелой организа­цией работы на средствах связи; поддержанием устойчивой связи со старшим начальником, с подчиненными и взаимодействующими под­разделениями.

Непрерывность управления достигается: по­стоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой за­дач подчиненным; умелым использованием средств связи; восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.

Оперативность управления достигается: бы­стрым реагированием на изменение обстанов­ки; своевременным влиянием на действия под­разделений в интересах выполнения постав­ленных задач.

Скрытность управления достигается: скрыт­ным размещением и перемещением коман­дно-наблюдательного пункта (командира в бо­евом порядке); строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установ­ленных режимов их работы и мер радиомаски­ровки; воспитанием личного состава в духе вы­сокой бдительности.

Управление подразделениями (огневыми сред­ствами, личным составом) организуется и осуще­ствляется на основе решения командира.

Командир отделения управляет личным составом, экипажа­ми по радио, командами, подаваемыми голо­сом, сигнальными средствами, и личным при­мером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных команда­ми, подаваемыми по переговорному устройст­ву, голосом или установленными сигналами.

В наступлении при действиях мотострелко­вого взвода в пешем порядке командир отделения располагается в месте, обеспечива­ющем эффективное управление подразделени­ями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сиг­налы управления.

При работе на радиостанциях строго со­блюдаются правила ведения переговоров. В бою все команды передаются по радио с использова­нием маскиратора речи или открытым текстом. При передаче команд открытым текстом командиры отделений (танков) вызываются позывными, пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями, а

исполнительные команды - установленными сигналами. При создании противником радиопо­мех радиостанции по команде командира роты (взвода) перестраиваются на запасные частоты.

Для передачи заранее установленных сигна­лов применяются сигнальные средства: сигна­льные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пу­ли (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.

Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они пода­ются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).

При управлении подразделениями (подчинен­ными) сигналами необходимо помнить, что сиг­нальные средства демаскируют местонахождение командира.

Оповещение личного состава о воздушном противнике, непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения, а также о радиоактивном, химиче­ском и биологическом заражении осуществля­ется едиными и постоянно действующими сиг­налами.

Управление огнем является важнейшей обязанностью командира отделения. Оно включает: разведку наземных и воздушных целей, оценку их важности и опре­деление очередности поражения; выбор вида оружия и боеприпасов, вида и способа ведения огня (стрельбы);целеуказание, подачу команд на открытие огня или постановку огневых задач; наблюдение за результатами огня и его корректирование; контроль за расходом боеприпасов.

Для управления огнем старший начальник назначает единые ориентиры и сигналы, заменять их запрещается. При необходимости командир взвода может назначить дополнительного свои ориентиры из расчета не более пяти на направлении действий отделений, границах полосы и дополнительного сектора обстрела). При докладах старшему начальнику и поддержании взаимодействия используются только указанные им ориентиры.

В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые местные предметы. При использовании ночных прицелов в качестве ориентиров выбираются местные предметы с большой отражающей способностью в пределах дальности действия прицелов. Ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника, а при организации обороны в укрепленном районе могут нумероваться от себя по спирали по ходу часовой стрелки. Один из них назначается основным. Кроме ориентиров для управления огнем могут использоваться хорошо видимые местные предметы.

Разведка наземных и воздушных целей должна обеспечить обнаружение противника перед фронтом и на флангах отделения, танка, огневого средства), а при выполнении задач самостоятельно - в круговом секторе. Разведка целей ведется всем личным составом взвода (отделения, танка, расчета) в назначенных секторах.

Оценка важности целей заключается в определении объектов противника, способных оказать наибольшее влияние на ход выполне­ния боевой задачи подразделением. Очеред­ность их поражения определяет командир под­разделения, исходя из оценки важности целей. В первую очередь уничтожаются противотан­ковые средства, расчеты пулеметов и миноме­тов, снайперы, артиллерийские корректиров­щики, авиационные наводчики, машины управления и командиры подразделений про­тивника. Выбор средств поражения должен обеспечить уничтожение разведанных целей.

При постановке (уточнении) огневых за­дач командиры указывают: кому (какому под­разделению), где (целеуказание), что (наимено­вание цели) и огневую задачу (уничтожение, подавление, разрушение или другое).

Целеуказание может осуществляться от ори­ентиров (местных предметов) и от направления движения (атаки), по азимутальному указате­лю, трассирующими пулями и снарядами, от разрывов снарядов, сигнальными средствами, а также наведением приборов и оружия в цель.

Корректирование огня осуществляется от местоположения цели, ориентиров (местных предметов) и разрывов снарядов с указанием величины отклонения по дальности и направ­лению.

Вызов и корректирование огня поддер­живающей артиллерии осуществляются, как правило, через артиллерийских командиров (корректировщиков), а при их отсутствии - лично командиром взвода. При вызове огня командир взвода указывает: характер и место­положение (номер) цели; задачу стрельбы (по­давить, уничтожить, разрушить, осветить, за­дымить); сроки выполнения огневой задачи, а при корректировании огня - характер и место­положение (номер) цели; величину отклонения по дальности и направлению.

Целеуказание экипажам вертолетов (самоле­тов) осуществляется обычно по распоряжению старшего командира обозначением места цели огнем стрелкового оружия, вооружения боевых машин, трассирующими пулями (снарядами), а также сигнальными ракетами. Задача на обозна­чение места цели ставится так же, как и огневая задача с указанием времени открытия огня.

При поддержке боя взвода (отделения, танка) огнем артиллерии, ударами авиации или других средств поражения командир обязан указать ру­беж безопасного удаления от разрывов своих сна­рядов (ракет, мин).

ТАБЛИЦА СИГНАЛОВ, ПОДАВАЕМЫХ ФЛАЖКАМИ, РУКОЙ

И ФОНАРЕМ

н/п Сигнал Условные знаки
рукой флажками фонарем
Внимание(внимание, делай, что я; отзыв) Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Фонарем с белым светом – серия точек
Сбор командиро(начальников) Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко отпустить То же, с красным и желтым флажками в правой руке Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг
К машинам Поднять обе руки вверх и держать до исполнения Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
По местам Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Заводи Правой рукой вращать впереди себя То же, имея в правой руке желтый флажок Фонарем с белым светом вращать впереди себя
Глуши двигатель Размахивать перед собой обеими опущенными руками То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг
Марш (вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен) Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Увеличить дистанцию Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
Стой (стоп) Поднять левую руку вверх и быстро опустить вниз перед собой, повторяя до исполнения То же, с красным флажком в левой руке Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Уменьшить дистанцию Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
В линию машин Вытянуть обе руки горизонтально в стороны и держать до отзыва То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
В линию колонн В линию взводных колонн:Поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой В линию ротных колонн:Поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете
В колонну Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва) То же, с желтым флажком в правой руке Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва
Все кругом Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя
Все направо (налево) Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва) То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота
Авария(вынужденная остановка) Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45 градусов Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

Примечание: Сигнальный флажок состоит из прямоугольного по-

лотнища размером 32 х 22 см, прикрепленного к древку длиной 40 см. Вместо флажка желтого цвета может применяться флажок белого цвета.

Заключительная часть.

Напоминаю тему, учебные цели занятия и в какой степени они достигнуты. Указываю на наиболее характерные недостатки, выявленные в ходе контроля за работой студентов, и ставлю задачу по их устранению. Довожу задание на самостоятельную подготовку. После этого отвечаю на возникшие у студентов вопросы.

РАЗРАБОТАЛ: НАЧАЛЬНИК ЦИКЛА-

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

генерал-майор запаса В.ГЛИНИН


Каждый военнослужащий должен в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять, быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища.

Каждый военнослужащий обязан:

Знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием (при вооружении боевой машины) на поле боя в различных условиях обстановки;

Знать и понимать полученную задачу;

Знать сигналы управления, взаимодействия, оповещения и порядок действий по ним;

Уметь вести разведку противника и местности, при выполнении боевой задачи постоянно вести наблюдение, эффективно применять оружие (вооружение боевой машины), своевременно обнаруживать и поражать противника;

Уметь правильно выбирать и оборудовать огневую позицию (место для стрельбы), использовать защитные и маскирующие свойства местности и боевых машин для противодействия огню противника;

Знать размеры, объём, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений;

Уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку;

Стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно - в наступлении;

Проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою;

Оказывать помощь товарищу;

Уметь вести огонь по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям противника из стрелкового оружия;

Знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника;

Умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства боевых машин;

Преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения;

Устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины;

Проводить специальную обработку;

Не оставлять без разрешения командира своего места в бою;

При ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими средствами, а также зажигательным оружием принимать необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение полученной задачи;

Уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты;

Следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходовании 0,5 и 0,75 запаса ракет (боеприпасов) и заправки горючего;

При повреждении боевой машины принимать меры по её восстановлению.

Каждый сержант и солдат обязаны защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать командование подразделением на себя.


    1. Нормы Международного гуманитарного права.
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий.

Нормы международного гуманитарного права применяются с началом вооруженного конфликта.

Применение норм международного гуманитарного права прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории – по окончании оккупации. Лица и объекты, окончательное решение участи которых будет принято позднее, остаются под защитой международного гуманитарного права.

Цель международного гуманитарного права – облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые боевыми действиями. Кроме того, международное гуманитарное право предоставляет гарантии защиты объектам, не имеющим военного значения.

Международное гуманитарное право устанавливает ряд ограничений и запретов на применение воюющими способов (методов) и средств ведения боевых действий; определяет правовое положение (статус) лиц и объектов, находящихся в зоне ведения боевых действий; регламентирует права и обязанности лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного

права; а также устанавливает ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

В случаях, не предусмотренных международными договорами, гражданские лица и комбатанты (воюющие) остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания.

Запрещённые способы (методы) и средства ведения боевых действии:

В целях избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьёзного ущерба природной среде, сопряжённого с боевыми действиями, устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.

К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:

Убийство или ранение гражданских лиц;

Убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;

Убийство парламентёра и сопровождающих его лиц;

Нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);

Принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;

Отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;

Взятие заложников;

Вероломство;

Использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой Организации;

Нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над

противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;

Террор в отношении гражданского населения;

Использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;

Нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;

Огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

Уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;

Уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

Отдача на разграбление города или местности

Ответственность за преступления, связанные с нарушением

норм международного гуманитарного права, предусмотренная

Уголовным кодексом Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации учитывает положения международного гуманитарного права в части установления ответственности за его серьёзные нарушения.

Общественная опасность этих нарушений заключается в применении запрещённых нормами международного гуманитарного права средств и методов ведения боевых действий, то есть в том, что при их применении не только попираются нормы международного гуманитарного права, но и, главным образом, причиняются неоправданные страдания участникам вооружённого конфликта и мирному населению, увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, безвозвратно утрачиваются такие достижения цивилизации, как культурные ценности и архитектурные памятники, наносится вред окружающей природной среде.

Мотивами этих преступлений могут быть месть, корыстные побуждения, карьеристские соображения, а также идеологические (расистские, фашистские, националистические и т. п.) и подобные им.

К ответственности за указанные деяния могут привлекаться должностные лица органов военного управления, командиры соединений, частей или подразделений военнослужащие и другие участники вооруженного конфликта.

Действия, образующие состав преступления, связанного с нарушением норм международного гуманитарного права, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Статья 42 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несёт уголовную ответственность на общих основаниях, а неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Глава Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против мира и безопасности человечества» устанавливает соответствующую уголовную ответственность за различные виды преступлений и включает следующие статьи:
Статья 355. Производство или распространение оружия массового поражения.

Производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещённого международным договором Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны.

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещённых международным договором Российской Федерации, – наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещённого международным договором Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 357. Геноцид.

Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Статья 358. Экоцид.

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Статья 359. Наёмничество.

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наёмника, а равно его использование в вооружённом конфликте или военных действиях – наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет.

2. Те же деяния, совершённые лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Участие наёмника в вооружённом конфликте или военных действиях – наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет.

Примечание: Наёмником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооружённом конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений, – наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации, сроки давности не применяются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 «Декларации о территориальном убежище», принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22 сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.


    1. Тактическая подготовка. Действия солдата в бою

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ОБЯЗАННОСТИ СОЛДАТА В БОЮ……………………………………………...4

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ СОЛДАТА …………………………………………………….4

ПРЕОДАЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ В БОЮ……………………………………….6

ПРЕОДАЛЕНИЕ ЗАГРАЖДЕНИЙ………………………………………………..7

ДЕМАСКИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ УСТАНОВКИ МИН………………………..8

ПРЕОДОЛЕНИЕ УЧАСТКОВ, ЗАРАЖЕННЫХ ОВ.ЧАСТИЧНАЯ САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА И ДЕГАЗАЦИЯ ОРУЖИЯ………………………………………….9

ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ…………………………………………………10

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БОЮ МЕСТНЫХ ПРЕДМЕТОВ…………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

Как известно для победы над врагом только мужества, смелости, отваги недостаточно. Да, афоризм великого русского полководца Александра Суворова «Смелость города берет» верен, но так происходит только тогда, когда смелость, отвага, готовность к риску сочетаются с отличным знанием военного дела. Вот почему необходимо настойчиво изучать военное дело. Великая Отечественная война стала неиссякаемой сокровищницей боевого опыта для многих поколений воинов. Солдаты всех родов войск стремились овладеть боевым опытом, добытым на полях сражений, изучали все тонкости военного искусства.

Солдатская наука не относится к легким. Солдату в годы Великой Отечественной войны пришлось действовать в самых различных условиях: летом и зимой; днем и ночью; совершать многокилометровые пешие марши и передвигаться сутками на технике; вести бой в населенных пунктах, в поле и горах, в траншеях и на открытой местности. Где бы не воевал солдат и в каких бы сложных условиях ни пришлось оказаться, он всегда показывал себя знающим, физически выносливым. Инициативным бойцом, умеющим перехитрить врага и применить солдатскую смекалку.

Боевой опыт, полученный в годы Великой Отечественной войны, до сих пор представляет бесспорный интерес и остается актуальным для воинов и Казахстанской армии.

ОБЯЗАННОСТИ СОЛДАТА В БОЮ

Роль и значение воина в современном бою очень велико. Победа в бою складывается из успешных действий отдельных солдат, экипажей танков и других боевых машин, расчетов орудий, минометов и т. д. Чем больше пора­жения каждый воин нанесет живой силе и боевой технике противни­ка, тем выше будет темп продвижения подразделения в наступле­нии, тем устойчивее, неприступнее для врага окажется оборона.

Для победы над врагом требуется, чтобы каждый воин в совер­шенстве знал свое оружие и боевую технику, мастерски владел ими и умело применял в бою. Каждый солдат должен быть готов при необходимости заменить выбывшего из строя товарища, поэтому знание смежной воинской специальности для каждого обязательно.

Боевой устав Сухопутных войск предъявляет к воину в бою опре­деленные требования. Солдат обязан знать боевую задачу отделения и взвода. В ходе боя он внимательно ведет наблюдение, а обнаружив противника, немедленно докладывает о нем командиру.

В наступлении солдат должен действовать смело и решительно, в обороне держаться стойко и упорно, во всех случаях уничтожать противника всеми способами и средствами, проявлять храбрость, инициативу и находчивость. Хорошо обученный воин умело исполь­зует местность, индивидуальные средства защиты и защитные свой­ства машин, умеет быстро оборудовать окопы и укрытия, преодоле­вать заграждения, естественные препятствия и зараженные участка местности, производить санитарную обработку, дезактивацию, дега­зацию и дезинфекцию. Он обязан охранять и защищать командира в бою, а в случае выхода его из строя - смело брать на себя коман­дование подразделением.

При ранении или поражении радиоактивными или отравляющи­ми веществами надо принять необходимые меры самопомощи и про­должать выполнять боевую задачу.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ СОЛДАТА

В современном бою обстановка меняется очень быстро, подразделениям приходится применять различные способы и приемы дей­ствий. Солдату надо уметь сноровисто передвигаться на поле боя по любой местности, под огнем противника и в то же время применять свое оружие, уничтожать противника огнем.

При действиях в пешем порядке в зависимости от местности и огня противника солдат может передвигаться различными способа­ми: ускоренным шагом, бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками или переползанием. Так, например, в ходе атаки сол­дат передвигается бегом или ускоренным шагом, а после броска гра­наты - обычно бегом. При бое в глубине обороны противника при­меняются все способы в зависимости от обстановки.

Чтобы под огнем противника приблизиться к нему, выйти на ру­беж атаки, на открытой местности передвигаются перебежками. Для этого из положения лежа надо сначала наметить путь движе­ния и укрытое место для передышки (отдыха). Затем подтянуть обе руки на уровень груди, имея оружие в правой руке, одновременно свести ноги вместе, резко выпрямляя руки, поднять грудь от земли, вынести правую или левую ногу вперед, быстро подняться и пере­бежать в намеченную точку. Перебежав надо с ходу лечь на левый бок и повернувшись на живот, отползти (перекатиться) в сторону. Это делается для того, чтобы скрыть от противника место своей остановки, иначе он, зара­нее прицелившись, может поразить солдата, когда тот будет подни­маться для следующей перебежки.

Длина перебежек должна составлять в сред­нем 20-40 шагов; при таком расстоянии перебежки противник не успеет произвести прицельный выстрел.

На рубеже, указанном командиром, солдат прекращает перебеж­ки, занимает удобное место для наблюдения и изготавливается к стрельбе, чтобы прикрыть перебежки других солдат.

В боевой обстановке вои­ну иногда понадобится пре­одолеть какое-то расстояние так, чтобы противник не только не поразил огнем, но даже и не заметил его. На­пример, при действиях в раз­ведке надо скрытно приблизиться к вражескому часовому или наблюдателю, чтобы внезапно напасть на него и уничтожить или захватить в плен.

В этих случаях передвигаются переползанием. Многолетним опытом для этого выра­ботаны определенные приемы. Переползать можно по-пластунски, на получетверепьках и на боку.

Как и перед пере­бежкой, надо сначала наметить путь движения и укрытые места остановок для передышки. Особенно целесообразно применять пере­ползание по мелкому кустарнику, по высокой траве, на местности, где есть кочки, пни, отдельные кусты.

При переползании любым способом оружие следует поставить на предохранитель и оберегать от ударов и загрязнения, особенно от попадания земли в канал ствола.

Во время передвижения каждый солдат должен наблюдать за полем боя и при обнаружении противника докладывать командиру.

Главная задача в любом бою заключается в уничтожении живой силы, огневых средств и боевой техники противника. Солдат с этойцелью применяет огонь своего оружия и гранаты. Но и противник будет стремиться к тому же.

Следовательно, чтобы уничтожить его, а самому остаться в живых и выполнить задачу, нужно не только уметь стрелять и бросать гранаты, но и обязательно первому увидеть противника и упредить его в открытии огня, чтобы поразить его с первого выстрела, с первой очереди, постоянно помня, что, если не уничтожить врага, он убьет тебя.

Огонь и гранаты в бою солдат применяет по команде командира или самостоятельно. Самостоятельно огонь ведется обычно в ближ­нем бою: в атаке, при отражении атаки противника, а также в слу­чае внезапного его нападения при действиях в разведке, в охране­нии. Здесь важнейшее значение приобретают высокая бдительность, неослабное наблюдение за полем боя, постоянная готовность приме­нить свое оружие первым, инициатива и смекалка каждого солдата.

Стрелять и бросать гранаты в бою придется из любого положе­ния:

На ходу и с остановок;

Стоя, с колена и лежа;

Из окопов, из-за различных укрытий;

В населенных пунктах - через окна и пробо­ины в стенах, снизу вверх и сверху вниз;

В лесу - из-за деревьев;

При действиях на бронетехнике - через бойницы и т. д.

Всему этому солдат должен быть обучен.

ПРЕОДАЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ В БОЮ

В боевой обстановке воинам приходится преодолевать различные естественные препятствия (реки, ручьи, канавы, болота и т. д.) и инженерные заграждения, установленные противником.

Реки и другие водные преграды подразделения обычно преодоле­вают по постоянным или специально наведенным мостам, на пере­правочных средствах или на плавающей бронетехнике (БТР, БМП).

В войсках имеются табельные переправочные средства - надув­ные и деревянные десантные лодки, паромы, катера, плавающие автомобили. Однако применить их не всегда будет возможно, и ино­гда солдатам придется переправляться через реку вброд, вплавь ила на различных подручных средствах. Для этого они должны быть смелыми, сильными, выносливыми и смекалистыми.

Очень важно преодолеть водную преграду с ходу, внезапно для противника. Если же задержишься перед рекой, замедлишь с переправой - снизишь темп наступления.

А противнику только это и нужно.

ПЕРЕПРАВА ВБРОД

Для воинского подразделения, особенно если у него имеются автомобили, тяжелое оружие, брод надо оборудовать:

Очи­стить подходы и русло реки от препятствий, мешающих движению (пней, свай, коряг, камней и т. п.);

Засыпать глубокие места, ямы и воронки или оградить их вехами;

Укрепить спуски к реке и дно реки, если оно илистое;

При быстром течении протянуть через реку канат;

На берегах выставить указатели с обозначением глубины бро­да и особенностей переправы (эти данные понадобятся другим подразделениям).

Солдаты переправляются вброд в колонне по одному или по два.

Если обстановка позволяет, то по распоряжению командира обувь и часть снаряжения можно снять и перенести на себе.

Полезно запомнить, что при скорости течения воды до 1 м/сек допустимая глубина брода для личного состава составляет 1 м, для грузовых автомобилей от 0,6 до 0,9 м. Водителю нужно вести маши­ну по броду на низшей передаче, без переключения и без изменения направления движения. Остановка двигателя недопустима.

Переправу вплавь можно применять только на узких водных преградах, обычно при небыстром течении и в тех случаях, когда нет или недостает переправочных средств.

При этом используются индивидуальные переправочные средства (плавательные костюмы, спасательные жилеты), а также различные подручные предметы (доски, бочки, бревна, автомобильные камеры, плащ-палатки и ве­щевые мешки, набитые соломой, хворостом). К переправе вплавь без подручных средств допускаются только хорошо обученные солдаты.

Перед тем как начать переправу вплавь, нужно расстегнуть во­ротник и обшлага на рукавах, развязать завязки брюк и кальсон, вывернуть карманы, заложить сапоги за поясной ремень, надеть ве­щевой мешок и скатку и взять автомат за спину или положить его на скатку, пропустив ремень на грудь под руки.

Для облегчения переправы и предупреждения сноса при бы­стром течении реки с берега на берег можно протянуть канат. Солдаты плывут, придерживаясь за канат руками, на расстоя­нии 8-10 м один от другого.

ПРЕОДАЛЕНИЕ ЗАГРАЖДЕНИЙ

В современном бою широко применяются различные инженерные заграждения.

По назначению различаются противотанковые, противопехотные, противотранспортные и противодесантные заграждения; по характеру действия - взрывные, невзрывные и комбинированные.

Умелый солдат знает приемы и способы устройства заграждений, умеет их обезвреживать и преодолевать. Это помогает ему быстрее и успешнее выполнять поставленную задачу.

Все заграждения на поле боя прикрываются огнем орудий, пуле­метов, танков и т. д., а подступы к ним находятся под наблюдением. Это надо учитывать при их преодолении.

Места для устройства заграждений выбираются так, чтобы их трудно было обойти и чтобы при попытке наступающего совершить их обход он вынужден был подставлять под огонь борта, (то есть са­мые уязвимые места) своих танков и бронетранспортеров.

Преодоление заграждений в бою требует подготовки. Надо по­стоянно вести разведку, с тем, чтобы своевременно обнаружить устро­енные противником заграждения, установить, где расположены при­крывающие их огневые средства, подавить их своим огнем и только после этого проделывать проходы в заграждениях. Проходы можно проделать и скрытно: ночью, в туман, под прикрытием дымов.

Минные поля и отдельно установленные мины и фугасы можно обнаружить по некоторым признакам на местности: бугорки с увяд­шей травой, нарушенное дорожное покрытие, свежевскопанная зем­ля, осадка грунта, натянутая над землей проволока или веревка, торчащие из земли усики, зимой - утоптанный снег, следы специ­альных машин - минных раскладчиков или минных заградителей.

Для обнаружения хорошо замаскированных мин применяются миноискатели или щупы. Обнаруженные мины обезвреживаются. Их можно подорвать на месте с помощью толовых шашек, однако это не всегда целесообразно но, так как демаскирует действия солдат, проделывающих проход в заграждениях. Можно также извлечь мину из грунта, но это делать нужно только после того, как убедишься, что она полностью обез­врежена. Надо помнить, что противник часто устанавливает мины с элементами неизвлекаемости: тронешь такую мину - взрыв! В це­лях безопасности иногда применяется такой способ: мину стаски­вают с места с помощью «кошки» (небольшого металлического яко­ря с веревкой), находясь в укрытии на удалении 20-30 м.

ДЕМАСКИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ УСТАНОВКИ МИН

До начала наступления проходы в минных полях перед передним краем обо­роны противника могут проделывать вруч­ную обученные этому делу саперы. Есть и специальные устройства - удлиненные заряды (шланги, заполнен­ные взрывчатым веществом). Их выстреливают на минное поле с помощью реак­тивного двигателя и затем подрывают; под действием взрыва срабатывают от де­тонации и ударной волны ближайшие мины. Получается проход.

В ходе боя проходы в минных полях противника проделываются и с помощью минных тралов, установленных впереди танков. Дви­гаясь и наезжая на мины, они своим весом вызывают их взрыв и тем самым предохраняют танк и экипаж.

В лесу наступающие могут встретить завалы, а в на­селенных пунктах и в узких местах на дорогах - баррикады, ежи (из колючей проволоки - против пехоты, из кусков рельсов - про­тив танков) и рогатки. И те и другие также мо­гут быть заминированы.

В будущей войне не исключено применение ядерного оружия, Это приведет к созданию на поле боя больших зон заражения, разрушений, завалов и пожаров.

Воин обязан изучить средства и способы защиты от поражающих факторов этого оружия, уметь преодолевать зараженные участки и вести на них бой как на боевых машинах, так и в пешем порядке, тушить пожары, оказывать самопомощь и взаимопомощь, производить санитарную обработку, а также дезактивацию оружия и боевой тех­ники, инженерных сооружений и участков местности (проходов).

Способ преодоления зараженных радиоактивными веществами участков местности зависит от характера боевых действий и от усло­вий погоды.

При действиях в пешем порядке в ходе наступления летом, если погода сухая, жаркая, когда много пыли, а также зимой при позем­ке и метели следует надеть респираторы, защитные плащи (накид­ки), чулки и перчатки. В сырую погоду, после дождя или снегопада респиратором можно не пользоваться, поскольку воздух не запылен, но защитный плащ (накидку), чулки и перчатки надевать обяза­тельно.

Преодолевать открытый зараженный участок следует длинными и стремительными перебежками. Для остановки надо выбирать ме­ста с низкой растительностью и без кустов. Если надо окопаться на зараженной местности, землю отбрасывают в сторону, не подни­мая пыли.

После преодоления зараженного участка средства защиты сни­мают только по команде командира, предварительно отрях­нув их и обмундирование от пыли. Необходимо сориентироваться по деревьям куда дует ветер, затем став спиной к ветру снимать средства защиты и отбрасывать их по ветру, отходя назад, не допуская попадания радиоактивной пыли с средств защиты на себя и товарищей.

При следовании на автомобиле при наличии пыли в воздухе надевают респиратор и защитный плащ (накидку). В закрытой бронетехнике можно оставаться без средств защиты.

ПРЕОДОЛЕНИЕ УЧАСТКОВ, ЗАРАЖЕННЫХ ОВ.

ЧАСТИЧНАЯ САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА И ДЕГАЗАЦИЯ ОРУЖИЯ.

В ходе наступления придется преодолевать зараженные участки. Заражение мест­ности и воздуха отравляющими веществами происходит в результате применения против­ником химического оружия против насту­пающих подразделений. В отдельных слу­чаях он может специально создавать зараженные участки с целью задержать наступающих, особенно в узких местах: на переправах через водные преграды, в межозерье, в горных ущельях, то есть там, где трудно найти пути обхода. И нужно быть очень внимательным, постоянно проявлять высокую бдительность, чтобы не оказаться за­стигнутым врасплох и не получить поражения отравляющими ве­ществами.

Химическую разведку ведут постоянно химики-разведчики, во­оруженные специальными приборами (ВПХР). Каждый солдат также может обнаружить по некоторым признакам наличие отравляющих веществ на местности.

Такими признаками могут быть засохшие трава и листья, маслянистые пятна на листьях, на поверхности различных предметов, трупы мелких животных и птиц. Присутствие отравляю­щих веществ в воздухе вызывает раздражение носоглотки и глаз. Кроме того, чувствуется запах, не свойственный данному району: например, запах горького миндаля - от синильной кислоты (при этом во рту ощущается металлический привкус, жжение и онемение кончика языка); запах прелого сена - от фосгена; запах горчицы пли чеснока - от иприта.

Обнаружив любой из этих признаков, сол­дат немедленно надевает противогаз, докладывает командиру и да­лее действует по его указаниям.

Зараженные участки в ходе наступления подразделения преодо­левают обычно в том же боевом порядке, в каком они действовали до этого. Лучше, конечно, при возможности обойти зараженный участок.

Но если обстановка не позволяет этого, его преодолевают в высо­ком темпе в надетых средствах защиты.

В ходе боя при действиях в пешем порядке на зараженном участ­ке солдат передвигается длинными и стремительными перебежками. При этом необходимо обходить ясно видимые сильно зараженные места, а остановки для передышки и ведения огня выбирать с более низкой растительностью и без кустов. Во всех случаях следует избегать воронок, окопов, оврагов, где образуется застой отравленного воздуха.

Ложиться надо на левую полу защитного плаща, предвари­тельно запахнув ее.

При самоокапывании верхний слой земли отбрасывается в под­ветренную сторону (в ту сторону, куда дует ветер). Не надо поднимать пыли и касаться зараженной растительности незащищенной одеждой, снаряжением и открытыми частями тела.

В случае заражения отравляющими веществами каждый солдат, не прекращая выполнения боевой задачи, немедленно проводит само­стоятельно частичную санитарную обработку и дегазацию оружия я обмундирования.

Частичная санитарная обработка заключается в удалении отрав­ляющих веществ с кожи (или в их обезвреживании). Для этого пользуются индивидуальным противохимическим пакетом.

Дегазацией называется обезвреживание или удаление отравляю­щих веществ, попавших на обмундирование, снаряжение и оружие.

Личное оружие (автомат, пулемет, гранатомет, снайперская вин­товка) дегазируется с помощью индивидуального дегазационного па­кета. При этом прежде всего обрабатываются те части и поверхности вооружения, с которыми личный состав соприкасается при выпол­нении поставленной задачи.

После выхода из зараженного участка по распоряжению коман­дира проводится полная санитарная обработка и дегазация оружия. Только после этого снимаются средства защиты, став спиной к ветру, снимают средства защиты и отбрасывают их по ветру, отходя назад.

ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ

Главная цель боя - уничтожение противника Основное средство его уничтожения - огонь. Воин мотострелкового подразделения может быть вооружен автоматом, пулеметом, снайперской винтов­кой, ручным противотанковым гранатометом.

Огонь в бою ему при­дется вести из любого положения: из бронетехники; в пешем порядке - на ходу и на месте, стоя, с колена и лежа; из окопа, из-за укрытия; из огневого сооружения (через амбразуру).

В ходе наступления при отражении контратак или при переходе к обороне каждый солдат прежде всего выбирает выгодное место для стрельбы и оборудует его.

Это место выбирается с таким расчетом, чтобы можно было наблюдать за противником и вести огонь и чтобы солдат оставался скрытым от наблюдения противника и был защи­щен от его огня.

На открытой ровной местности важно быстро выбрать или занять указанное командиром место, отрыть окоп и сразу же замаскиро­вать его.

В лесу и кустарнике имеются хорошие условия для маскировки, но чтобы полнее их использовать, располагаться надо не на опушке, так как она может служить противнику ориентиром для управления огнем. Позицию целесообразно выбирать в глубине, на некотором удалении от опушки. В этом случае для улучшения наблюдения может понадобиться вырубить часть кустов (разредить их), при этом важно не нарушить естественную маскировку.

На пересеченной местности, в горах нельзя занимать место для стрельбы на вершине или на топографическом гребне высоты. Луч­ше всего располагаться на скате, обращенном к противнику (на переднем скате), между вершиной и подошвой высоты. Противо­положный (обратный) скат целесообразно использовать для укрытия. Выгодно также располагать на нем огневые средства для веде­ния флангового и особенно кинжального огня.

На открытой местности солдат выби­рает выгодное место для наблюдения и стрельбы и с помощью малой сапёрной ло­паты отрывает окоп.

В бою самоокапывание начинается с отрывки одиночного окопа для стрельбы лежа. Он состоит из выемки в грунте дли­ной 170 см, шириной 60 см, глубиной 30 см и бруст­вера высотой до 30 см. Для удобства стрельбы (упо­ра для локтей) в передней части оставляется сту­пенька шириной 25-30 см. В секторе обстрела в бруствере делается продольная конусная выемка (высота бруствера уменьшается до 10 см). Между бруствером и краем выемки оставляется площадка шириной 30-40 см (она называется бермой). На ней может отрываться канавка под магазин ав­томата. На устройство такого окопа обученный воин за­трачивает около 30 мин.

Отрывка одиночного окопа для стрельбы лежа под огнем противника выполняется так: выбрав место, надо положить автомат (пулемет, гранатомет) впра­во от себя на расстоянии вытянутой руки дульной частью к против­нику, повернуться на левый бок, вынуть лопату из чехла и, взяв ее за черенок обеими руками, ударами на себя подрезать дерн или верхний уплотненный слой земли, обозначая спереди и с боков границы выемки. После этого перехватить лопату и ударами от себя снять дерн, положить его спереди и приступить к отрывке окопа. Лопату надо врезать в землю углом лотка не отвесно, а наискось, тонкие корни перерубить острым краем лопаты, землю выбрасывать сначала вперед, а потом в стороны, так, чтобы получился бруствер, который

послужит укрытием от огня противника и упором для ору­жия.

Полезно запомнить, что от пули противника бруствер обеспе­чит защиту солдата только в том случае, если его ширина будет 1-1,5 м, потому что пуля при стрельбе из пулемета с близкого рас­стояния пробивает слой песка или земли толщиной 70 см, слой мяг­кой глины - 80 см. Достигнув необходимой глубины в передней части окопа, следует отодвинуться назад и продолжать отрывку, чтобы можно было укрыть туловище и ноги.

Бруствер разравнивают и маскируют, чтобы противник не смог обнаружить окоп. Для этого применяются дерн, трава, грунт, окру­жающие место отрывки окопа, зимой - снег.

Если позволяет боевая обстановка, солдат, не ожидая приказа командира, углубляет окоп, приспосабливая его для стрельбы с ко­лена, а затем для стрельбы стоя.

Во время отрывки окопа воин не прекращает наблюдения за про­тивником, находясь в готовности в любой момент открыть огонь.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БОЮ МЕСТНЫХ ПРЕДМЕТОВ

В бою воина окружают различные мест предметы. Одни из них способствуют его действиям, облегчают их, другие, наобо­рот, мешают, ухудшают условия ведения боя. И здесь многое зависит от опыта, смекалки, обученности солдата. Умелый воин всегда сумеет использовать местные предметы. Так, например, воронки, ка­навы, различные насыпи и углубления, заборы, каменные стены и строения можно с успехом приспособить для удобства ведения огня и наблюдения, а также для маскировки и укрытия.

Воронка от разрыва артиллерийского снаряда - это почти гото­вый одиночный окоп; надо лишь срезать одну стенку со стороны противника и при необходимости углубить дно.

Канава, кювет могут быть легко оборудованы как окоп (тран­шея) или ход сообщения. Для этого в них устраивают ячейки для стрельбы с колена или стоя.

При бое в населенном пункте широко используют для защиты от огня противника каменные здания, заборы, остатки стен, развалины, подвальные и нижние этажи уцелевших зданий. Если есть время, рядом с забором, стеной отрывают окоп и перекрывают его сверху для защиты от обвала. Огонь ведут через окна, проломы и специ­ально устроенные бойницы в стенах, заборах. Чтобы удобно было вести огонь поверх забора и метать ручные гранаты, можно сделать помост из подручных материалов.

Каменные здания в обороне можно приспособить для защиты не только от пуль и осколков, но и от прямого попадания снарядов и мин. Для этого потолки усиливают кирпичом и поверх насыпают слой грунта. В больших помещениях ставят дополнительные опоры. В зданиях создаются запасы песка и воды для тушения пожаров. Обязательно устраивают не менее двух скрытых выходов из оборо­няемого здания.

При обороне здания большую часть огневых средств располагают в первых и полуподвальных этажах. На верхних этажах (чердаке) выгодно размещать наблюдателей и пулеметчиков для ведения огня по соседним дворам и дальним подступам.

Из опыта минувшей войны известно много примеров стойкой, ге­роической обороны нашими воинами отдельных зданий. Дом Павлова в Волгограде и сейчас напоминает о том, что умелые бойцы, грамот­но использующие преимущества каменного строения, даже его раз­валины, могут успешно отражать многократные атаки превосходя­щих сил противника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Единственным средством достижения победы в вооруженном столкновении с противником является бой. Современный общевойсковой бой требует от солдата умелого применения вооружения и техники, средств защиты и маскировки, приемов и способов действий на поле боя, полного направления всех моральных и физических сил, непреклонной воли к победе, железной дисциплины и боевой сплоченности.
В современном общевойсковом бою и операции противник будет широко применять аэромобильные десанты и разведывательно-диверсионные подразделения, которые могут воздействовать на подразделения в районах их расположения, на марше, а так же при ведении боя разведывательными органами в тылу противника.
Опыт боевого применения подразделений специального назначения в локальных вооруженных конфликтах указывает на необходимость знаний и умений разведчиков вести общевойсковой бой. Вспоминая различные боевые задачи в локальных вооруженных конфликтах, подразделения как правило действуют с использованием бронетехники, артиллерии и авиации, что значительно расширяет круг специальных задач выполняемых разведчиками.