Выключатели

Основные положения психоаналитического подхода в психологии. Психоаналитический подход в психологии

Основные положения психоаналитического подхода в психологии. Психоаналитический подход в психологии

Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразуже был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного (пациенты не осознавали то, что говорили) и открытие сексуального начала (детские переживания, такие как любовь и ненависть к отцу или матери и др., имеют сексуальную природу) - составляют основу теоретической концепции психоанализа.

В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм, выполняет роль критика, цензора личности, Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов» - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Только сублимация является механизмом, приемлемым для индивида и общества, в котором он живет.

Личность, по 3. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития он сводит к стадиям преобразования и перемещения по различнымэрогенным зонам сексуальной энергии. З. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Весь процесс детского развития З. Фрейд укладывал в 5 стадий:

Оральная стадия (0-1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается назоне активности, связанной с кормлением. Делится на две фазы: ранняя - действия сосания, поздняя - укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери удовлетворять все желания младенца по первому требованию. На этой стадии «Я» постепенно дифференцируется от «Оно».

Анальная стадия (1-3 года). Состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Таким образом, начинает, формироваться «Сверх-Я».



Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Здесь сексуальность в отличие от аутоэротичной двух первых периодов становится предметной. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом Электры» для девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх. Освобождение от «Эдипова комплекса» совершается в конце этой стации под влиянием страха кастрации, который вынуждает ребенка отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом, и после этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Латентная стадия (5-12 лет). Снижение полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно», энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать.

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации. Другиемеханизмы порождают патологические характеры.

Развитие психоанализ получил в работах дочери 3. Фрейда - Анны Фрейд.

Она придерживалась классической для психоанализа структуры личности, но в инстинктивнойее части выделила сексуальную и агрессивную составляющие (психоаналитический закон биполярности). Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Детское развитие она рассматривает как процесс постепеннойсоциализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение ребенка от одного принципа к другому не может наступить раньше, чем различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. С развитием памяти ребенок может действовать на основе опыта и предвидения, приобретение речи делает его членом общества, логика способствует пониманию причины и следствия, и тогда приспособление к требованиям окружающего мира становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь для новых механизмов социализации: подражания, идентификации, способствующих образованию «Сверх-Я». Именно возникновение этой инстанции означает для ребенка решающий прогресс в социализации.

Наблюдения за детьми приводят к выводу, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка.

По глубокому убеждению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на многих причинах. Это и неравномерный прогресс по линиям развития, и неравномерно длящиеся регрессии, и особенности обособления внутренних инстан­ций друг от друга, и формирование связей между ними, и многое другое. «При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития».

2.3. Нормативный подход к исследованию детского развития

А. Гезелл, как и многие другие крупные психологи, получил педагогическое и медицинское образование и затем более тридцати лет работал в Йельской психоклинике, на основе которой позже был создан теперь хорошо известный Гезелловский институт детского развития. Там по сей день изучается онтогенез психики, проводятся клинические и педагогические исследования. Значителен вклад А. Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (формы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюденийим впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»).

А Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и однимизпервых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом «Атлас поведения младенца», содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.

Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А. Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста. Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским, который назвал концепцию А. Гезелла «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка в своей среде. Однако призыв А. Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор.

Л. Термен в 1916 г. стандартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни. С помощью тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных исследований, которое продолжалось в течение пятидесяти лет. В 1921 г. Л.Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в середине 70-х годов уже после смерти Л. Термена. Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л. Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции.

Термен считал одаренным ребенка с высоким коэффициентом интеллекта. Психологи более молодого поколения (Дж. Гилфорд, Э. Торренс и др.) указали на глубокие различия между показателями интеллекта и креативностью Основой для такого различения послужило описание Гилфордом конвергентного и дивергентного мышления.

Конвергентное мышление - решение задачи, имеющей один правильный ответ. Дивергентное мышление - решение задачи, имеющей множество ответов в случае, когда ни один из ответов не может считаться единственно правильным. Важнейшие компоненты дивергентного мышления: число ответов в течение определенного промежутка времени, гибкость, оригинальность.

На основе идей Гилфорда Торренс и его коллеги разработали в Минесотском университете тесты творческого мышления (МТТМ) и применили их в исследовании нескольких тысяч школьников. Эти исследования показали, что дети с развитыми творческими способностями могут иметь значительно более низкие показатели коэффициента интеллекта по сравнению со своими сверстниками. Если оценивать степень креативности детей на основе тестов на интеллектуальность, подчеркивал Торренс, придется исключить из рассмотрения около 70 процентов наиболее одаренных детей. Этот процентный показатель устойчив и практически не зависит ни от метода измерения интеллекта, ни от образовательного уровня испытуемых.

В результате огромной работы удалось с достоверностью установить лишь то, что креативность проявляется неравномерно: с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет); исследователи единодушно отмечают спад креативности у испытуемых и связывают его с социальными и биологическими факторами.

Ориентация на достижение успеха, стремление к стереотипности и конформизму в поведении, боязнь задавать вопросы, противопоставление работы как серьезной деятельности и игры как развлечения - все это тормозит развитие креативности.

Использование награды за необычные ответы, соревнование между детьми, специальная тренировка и упражнение умственных способностей стимулирует ее.

В добавление к мнению Термена, считавшего, что одаренного человека характеризуют упорство и доведение дела до конца, целеустремленность в себе и свобода от лишних, отягчающих переживаний, Торренс отмечает, что одаренные дети более социально общительны, дружелюбны, сердечны и в то же время более одиноки. Они отличаются значительно более ярким самосознанием и чувством юмора. Эти дети более реактивны к раздражителям, независимы и чужды конформизму, устойчивы к стрессу и более подвержены «эдипову комплексу»,

Все это вместе взятое рисует сложную картину психической организации одаренного ребенка, и, как отмечают сами американские авторы, эта картина носит пока несколько несвязный и туманный характер. Отсюда - необходимость дальше разрабатывать тесты на креативность для совершенствования их прогностической ценности, выявлять показатели будущих креативных способностей уже у младенцев, глубже изучать влияние социальных, культурных и ситуационных (особенности личности родителей, их «образ жизни», домашняя обстановка) их факторов, которые, взаимодействуя с врожденными характеристиками, стимулируют или подавляют творческое самовыражение ребенка,

Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.

Нормативный подход в исследовании детского развития составляет, по существу, классическое американское направление в изучении детства. В рамках нормальной традиции следует искать истоки интереса американской психологии к проблемам «принятия роли» и «развития личности», так в ней были впервые проведены исследования таких важных условий развития, как пол ребенка и порядок рождения. В 40-х и 50-х годах были начаты нормативные исследования эмоциональных реакций у детей (А. Джерсилд и др.).

Новый интерес к нормативному изучению детей разного пола возник в середине 70-х годов (Е. Маккоби и К. Жаклин). Всемирно известные исследования интеллектуального развития ребенка, проведенные Ж. Пиаже на протяжении нескольких десятилетий, проверялись, осмысливались и ассимилировались в рамках американской нормативной традиции (Дж. Брунер, Г. Бейлин, И. Вулвилл, М. Лорандо, А. Пинар, Дж. Флейвелл, Д. Элкинд, Б. Уайт и др.).

В 60-е годы в нормативных исследованиях произошли новые изменения. Если раньше ученые были направлены на поиск ответа, на вопрос: «Как ребенок себя ведет?», то теперь встали новые вопросы: «При каких условиях», «Каковы следствия развития?» Изменение аспектов исследования, постановка новых вопросов повлекли за собой развертывание эмпирических исследований, которые привели к открытию новых феноменов развития ребенка. Так были описаны индивидуальные варианты последовательности появления поведенческих актов, феномены визуального внимания у новорожденных и младенцев, роль стимуляции в повышении и замедлении познавательной активности. Были изучены отношения между матерью и младенцем не только у человека, но и у животных (обезьян). Но обилие новых фактов до сих пор не привело к решению основных нормативных вопросов: как и при каких условиях происходит психическое развитие ребенка? По мнению самих американских психологов, вопросы стали еще более неразрешимыми.

2.4. Теория трех ступеней возрастного развития

Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии, или этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И.П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение, не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». По его мнению, первый этап – «инстинкты» - характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, - основная движущая сила развития поведения. К Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В. Келер проводил на шимпанзе, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал «шимпанзе подобным возрастом». Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки. Заметим, что незадолго до этого В. Вундт писал, что детская психология вообще невозможна, так как ребенку недоступно самонаблюдение.

К. Бюлер никогда не причислял себя к биогенетистам. В его работах можно найти даже критику биогенетической концепции. Однако его взгляды - еще более глубокое проявление концепции рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных. Как подчеркивал Л.С. Выготский, К. Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К. Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.

Много позднее критический анализ концепции К. Бюлера был дан К. Лоренцем. Он указал, что представление К. Бюлера о надстройке в процессе филогенеза высших ступеней поведения над низшими противоречит истине. По мнению К. Лоренца, это три независимые друг от друга, возникающие на определенном этапе животного царства линии развития. Инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует интеллекту. Развивая мысли К. Лоренца, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что между стадией интеллекта и стадией, дрессуры нет непроходимой грани. Навык - это форма существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, а затем навык. Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка, В развитии ребенка условные рефлексы возникают на второй-третьей неделе жизни. Нельзя назвать ребенка инстинктивным животным - ребенка надо учить даже сосать. К. Бюлер глубже, чем Ст. Холл, стоит на позициях биогенетического подхода, так как распространяет его на весь животный мир. И хотя теория К. Бюлера сегодня уже не имеет сторонников, ее значение в том, что она, как справедливо подчеркивал Д.Б. Эльконии, ставит проблему истории детства, истории постнатального развития.

Истоки возникновения человечества утеряны, также утеряна и история детства. Памятники культуры в отношении детей бедны. Правда, послужить материалом для исследования может то, что народы развиваются неравномерно. В настоящее время есть племена и народы, которые находятся на низком уровне развития. Это открывает возможность проведения сравнительных исследований для изучения закономерностей психического развития ребенка.

Исследования антропологов и этнографов XIX- XX веков показывают, что ребенок с самого раннего детства - в подлинном смысле слова член общества. Он рано становится реальной частью производительных сил общества, и к нему относятся как к работнику, на это существуют не только биологические, но и социальные причины.

2.5. Концепции конвергенции двух факторов детского развития

Впервые Э. Торндайком, а затем И. П. Павловым был поставлен вопрос о том, как возникают приобретенные формы поведения. Оказалось, что они возникают не прямо под влиянием наследственности, а под воздействием окружающей среды. При попытке ответить на вопрос о том, как соотносятся среда и наследственность, возникла теория конвергенции, или теория двух факторов, разработанная В. Штерном.

В. Штерн - специалист в области дифференциальной психологии, в которой наиболее остро стоит проблема взаимоотношения биологического и социального. В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, одинаково имеющие право на существование - эмпиризм («человек - чистая доска») и нативизм («существуют врожденные идеи»). Если из двух противоположных точек зрения каждая может опираться на серьезные основания, то истина должна заключаться в их соединении-так полагал В. Штерн. С его точки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. Пример тому - игра: окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. В. Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри. Закономерен лишь вопрос: что именно происходит извне и что изнутри. Потому что в проявлении функции действуют всегда и то и другое, только всякий раз в разных соотношениях.

В. Штерн, как и другие его современники, был сторонником концепции рекапитуляции. Часто упоминаются его слова о том, что ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще не осмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию он достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны; в дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; затем следует поступление в школу, которое связано с овладением более высокими социальными обязанностями, что соответствует вступлению человека в культуру с ее государственными и экономиче­скими организациями. Первые школьные годы соответствуют содержанию античного и ветхозаветного мира, средние классы - христианской культуре, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая культуре нового времени.

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием X-элементов наследственности и Y-элементов среды. Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься».

Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, был найден метод в сравнительных исследованиях близнецов (близнецовый метод). Близнецы бывают монозиготными (МЗ - идентичная наследственность) и дизиготными (ДЗ - у них разные наследственные основы). Сопоставляя коэффициенты различий в развитии детей, поведения, можно судить о взаимоотношении биологического и социального. Как указывал Д. Б. Эльконин, в методологии исследования близнецов есть одно неверное допущение: рассматривается только проблема тождественности или нетождественности наследственного фонда, а проблему средовых влияний всегда рассматривают как тождественную. Но это методологически порочно, так как не существует одной (одинаковой) социальной среды, где воспитываются близнецы, все дело в том, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для валидности исследования нужно выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит одно, а не два неизвестных. В настоящее время с помощью близнецового метода изучаются не проблемы развития, а проблемы индивидуальных различий (И. В. Равич-Щербо и др.).

Первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду (Freud). После длительных наблюдений за своими больными он пришел к выводам, которые изменили представления о психике, существовавшие в начале XX века. В частности, Фрейд утверждал, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего - подавленными желаниями, т. е. желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без нашего ведома, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывая влияние на выбор профессии или на творчество (Freud, 1901).

Рис. 2.17. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) - основатель психоанализа. Изучение психических расстройств привело Фрейда к созданию теории подсознательного, основанной на динамике влечений.

Сексуальные побуждения человека подавляются в наибольшей степени ввиду различных социальных ограничений. А между тем, по Фрейду, именно они побуждают людей действовать - именно благодаря их энергии (Либидо ) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости (см. документ 2.12). Многие черты индивидуума и половые аномалии объясняются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.

Фрейдизм часто критиковали, иногда очень резко, указывая, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Тем не менее нельзя отрицать, что выдвинутые Фрейдом концепции ниспровергли целый ряд представлений, особенно касающихся детства и сексуальности. Кроме того, Фрейд ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к изучению многих феноменов.

Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума. Это относится, в частности, к Эриксону (Erikson), теорию которого мы рассмотрим в главе, посвященной развитию личности.

Гуманистический подход

Это направление зародилось в Калифорнии в 50-е годы. Его называют гуманистическим, так как оно основано на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержень гуманистической идеи - оптимистический взгляд на природу человека.

По Роджерсу (Rogers, 1961), в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Рис. 2.18. Американский психолог Карл Роджерс (1902-1987) - один из самых известных представителей гуманистической школы. Его терапевтический метод основан на том, чтобы дать больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно идти к реализации своих способностей.

Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.

Другой психолог - Маслоу (Maslow, 1962; рис. 2.19) - выдвинул гипотезу, согласно которой по причинам, сходным с указанными Роджерсом, возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение или самореализация.

Рис. 2.19. Американский психолог Абрам Маслоу (1908-1970) - создатель иерархической теории потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации.

Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности (см. документ 2.13).

Главная претензия, предъявляемая гуманистам, состоит в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле; например, человек может считать, что он превзошел себя, выдвигая и отстаивая идеи, направленные на благоденствие человечества, не сознавая, что в повседневной жизни он ведет себя как законченный эгоист.

Психоаналитический подход

Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)). Психоаналитический диагноз и уровни развития личности. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

Отрывок из книги Мениджер и Лиф – «Вы и психоанализ» (в сокращении)

В широком смысле психотерапия используется каждым врачом, от сельского доктора до хирурга, иногда намеренно, иногда - неосознанно. Психотерапия в более простой или, возможно, следует сказать, в менее «специальной» форме - это все общение между пациентом и врачом, когда он объясняет, поддерживает, внушает, дает специальные предписания или советы. Очень часто наиболее важным фактором лечения бывает психологическое понимание, с которым относится врач к пациенту.

Начнем с психоанализа. Это слово имеет три значения. Во-первых, это процедура, которая направлена на исследование мыслительных процессов, эмоций и поведения. Также это психологическая теория структуры и функции личности.. И наконец, это техника лечения.

С помощью этой техники пациент может узнать о бессознательных элементах своих эмоциональных конфликтов. Под руководством психоаналитика ему удается открыть для себя их природу. На ежедневных сеансах (которые длятся по нескольку месяцев) пациента вызывают на откровенный разговор обо всех и обо всем, что приходит ему на ум («свободные ассоциации»). Формирующиеся в этом процессе отношения с аналитиком становятся важным объектом изучения на протяжении курса психоанализа, поскольку представляют собой модель взаимоотношений пациента с другими людьми. Под руководством аналитика он получает более четкое понимание этих отношений. Психоаналитик старается распознать бессознательные желания и стремления, выражаемые в словах или действиях, в сновидениях и фантазиях, во взаимоотношениях и интересах, в эмоциях, о которых рассказывает и которые обнаруживает пациент. Аналитик должен быстро выявлять скрытые значения, подтексты, подмечать провалы в памяти, оговорки и уметь пользоваться всеми этими труднодоступными ключами к истинному внутреннему «Я» пациента. Аналитик обучался тому, чтобы распознавать и понимать их. Он ищет однотипные моделиреакций, проявляющиеся в разнородных переживаниях пациента. При случае он истолковывает свои наблюдения пациенту и указывает путь, по которому тот сможет в дальнейшем проникать в свое бессознательное.

С появлением интерпретаций, которые дает аналитик, пациент начинает видеть и правильно оценивать это. К сожалению, описанная процедура отнимает крайне много времени и, следовательно, денег. Часто она длится несколько месяцев, а иногда и лет, даже если пациент встречается с аналитиком три-пять раз в неделю. Редко анализ можно завершить менее чем за 250 часов, и часто на него уходит до 600 или 700 часов. Кроме того, его можно применять толь­ко к небольшому числу всех пациентов, имеющих психологические проблемы. [Мениджер и Лиф, с. 162 - 164].

Методы психотерапии - свободные ассоциации, анализ переноса, интерпретация сновидений.

Существует несколько психоаналитических направлений психотерапии.

Исторически первым является классически психоанализ.

Отрывок из книги Кондрашенко, Донского. Общая психотерапия

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРАКТИКЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Показания и противопоказания к психоаналитической терапии зависят от многих факторов: характера заболевания, личности больного, организации психотерапевтической помощи и т. д. Следует учитывать, что психоанализ - это длительное лечение, обычно требующее от 3 до 5 лет. Поэтому, прежде чем рекомендовать его больному, нужно взвесить все реальные возможности.

Любому методу психотерапии должен предшествовать правильный диагноз. Это в полной мере относится и к психоанализу. Еще Фрейд подчеркивал, что «психотические пациенты в сущности нарцисстичны и не могут быть подвергнуты лечению психоанализом». Показаниями к классическому психоанализу являются такие неврозы, как неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, психогенная депрессия, психосоматические заболевания. Психоанализ противопоказан при шизофрении, маниакально-депрессивном психозе. Показание к лечению психоанализом психопатий, перверсий, девиантных форм поведения в каждом случае должно решаться индивидуально.

У психоаналитиков существует понятие об анализиру емости пациента, так же как, например, у психотерапевтов, ориентированных на суггестивную терапию, понятие о внушаемости. Анализируемое зависит в основном от личностных особенностей пациента. Только человек с сильной мотивацией сможет успешно «работать» в аналитической ситуации. Не могут рассчитывать на успех пациенты, которые ждут от психоанализа быстрых положительных результатов или заинтересованных в своем болезненном состоянии (истерический невроз, некоторые Формы перверсий).

Анализируемость пациента зависит от его способности снять контроль над своими мыслями и чувствами, позволить им проявляться пассивно, без должной верификации, способность временно идентифицироваться с другими людьми. Замкнутые, эмоционально ригидные люди плохо поддаются психоаналитической терапии. Противопоказанием для психоанализа является слабоумие, а также выраженная импульсивность, исключающая терпение и длительную методическую работу.

Опыт показывает, что классический психоанализ менее эффективен у людей, не способных сформировать с аналитиком рабочий альянс и плохо формирующих невроз переноса. Трудно поддаются психоанализу и те пациенты, которые формируют чрезмерно выраженный невротический перенос. Фрейд описал тип невротической пациентки, развившей сильный эротический перенос, который не поддавался аналитической технике.

Психоанализ, как и любой метод психотерапии, не может быть панацеей от всех заболеваний. Он может быть только «предметом выбора», и показания его весьма ограничены.

Следует напомнить слова Фрейда, который уже в конце жизни на основании огромного опыта отмечал, что «область применения психоаналитической терапии составляют неврозы перенесения - фобии, истерия, неврозы навязчивостей, кроме того, нарушения характера, появляющиеся в результате этих неврозов. Все отличающееся от этого... в большей или меньшей степени непригодно» (Фрейд, 1933).

Психоанализ по Фрейду. Отрывок из книги А.А. Александров. «Современная психотерапия»

Инстинкты (ид), разум (эго) и мораль (суперэго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение - возникают интрапсихические, или пси ходинамические, конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность отражается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.

В норме, адаптивное поведение связывается с малым количеством конфликтов или с эффективным их решением. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психическим расстройствам.

Наиболее важная функция «эго» - образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты - это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций. Это - вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, ра­ционализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрей­ду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод - психо анализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта.

2. Проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытое, подавленное чувство гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бес­сознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают меж­личностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символиче­ским, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Теперь мы можем сформулировать сущность психодинамического подхода в психотерапии: это подход, который подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности. [Александров].

Отрывок из предисловия к книге Х.Хартманна Эго – психология и проблемы адаптации

Хартманн считал следующее замечание Фрейда в 4 главе "Эго и Ид" фундаментальным Для разработки своих идей: "Мы действовали так, как будто в психической жизни - еще не известно, в эго или в ид - существует способная к смещению энергия, сама по себе индифферентная, которая может примкнуть к качественно различным эротическому или разрушительному импульсу и его усилить. Мы вообще не можем обойтись без предположения такой способности к смещениям энергии. Вопрос лишь в том, откуда она берется, к чему она принадлежит и что она означает". В результате эго-психология заняла достойное место в теории психоанализа и Хартманн стал считаться бесспорным лидером американского психоанализа.

Благодаря вкладу Хартманна концепция эго-психологии стала сочетать конституционные и генетические факторы, физиологическое созревание и адаптацию к внешней среде в нашем понимании развития эго и отличия эго от ид. Его основная идея состоит в том, что в эго присутствуют механизмы (так называемые эго-автономные механизмы), которые возникают не под влиянием внутреннего конфликта, а сами по себе, но которые могут быть полезными для разрешения конфликтов. Далее, защитные механизмы, формируясь в результате конфликтов разных фаз детства, могут быть полезными для разрешения отдельных проблем, возникающих позже (это явление Хартманн называл изменением функции). Они также способствуют адаптации к внешнему миру - именно поэтому эго считается органом психической адаптации.

По мнению Г.Голдсмита, психоанализ может быть "всевключающей" психологией, к которой принадлежит и адаптация как к субъективному внутреннему миру, так и к объективному внешнему, и которая охватывает знание психологии и физиологии человека во всей его целостности, в отличие от того, как это понимали теоретики ранее. Он считает, что у Хартманна есть желаемое противоядие от характерологического пессимизма Фрейда. Этот пессимизм был связан с тем, что Фрейд придерживался мнения, будто роль эго в процессе лечения ограничена из-за влияния "инстинкта смерти". Точка зрения Хартманна более оптимистична, если считать, что часть эго существует вне области этого инстинкта. После публикации его работы аналитики стали говорить о "силе (или слабости) эго" как элементе, который отчасти определяет результат лечения.

Конечно, его идеи не были приняты без критики. Некоторые исследователи считали, что слиш­ком большое внимание к эго является отклонением от стержневой психоаналитической направленности на динамику ид и суперэго. Они опасались, что смещение фокуса на эго ведет к потере сути аналитического предприятия, переключая внимание на менее динамические (а значит, менее конфликтные) аспекты человеческой психики. Это мнение горячо обсуждалось тогда, но теперь, после выхода в свет работ Хартманна, оно уже не вызывает таких споров.[Г.Голдсмит, предисловие к книге Х.Хартманна].

Отрывок из книги Р. Шпитца «Психоанализ раннего детства».

«Наша терапевтическая работа успешно продвигалась благодаря фрейдовским теориям комплементарных рядов и фиксации. Возможно, мои предположения, касающиеся функции организаторов психики, критических периодов и дисбаланса развития, смогут пролить некоторый свет на моменты, которые Фрейд эксплицитно не расшифровывал в своих выводах. Если это так, то мы должны прийти к некоторому новому пониманию нозогенеза и терапии.

Дефекты в адаптации создают компенсаторные защитные процессы, привязанные к определенным точкам фиксации. Они играют главную роль в этиологии психиатрического заболевании. Эти точки фиксации являются, так сказать, осевыми пунктами патологической регрессии. В таком случае наша терапевтическая цель должна быть двоякой: I) обнаружить в индивидуальном случае местоположение точки фиксации; 2) предоставить психиатрическому больному возможность проследить свои шаги. Это предполагает две разные процедуры. Я только упомяну их, чтобы читатель мог осознать, в какой мере эти две процедуры составляют неотъемлемую часть психоаналитической терапии.

Одной из них является редукция компенсаторного чрезмерного усиления адаптивных процессов к уровню, на котором они более не посягают на другие жизненные функции и перестают сами себя увековечивать. Нетрудно догадаться, что мы говорим об анализе защит. Другая процедура заключается в том, чтобы предоставить пациенту возможность восстановить часть развития, которая отсутствовала вследствие дефекта, вследствие дисбаланса. Об этом терапевтическом приеме мы говорили в основном отрицательно. Сущность психоаналитического лечения состоит в том, что оно не направляет, не советует, не воспитывает. Оно освобождает личность и позволяет ей делать собственные корректировки.

Это фактически я и имею в виду, когда говорю о необходимости создать условия для развития в секторах, в которых существовал дефект. В каких-либо директивных или воспитательных мерах в общепринятом значении этих терминов нет надобности. Более того, они могут только нарушить естественный процесс, который настолько индивидуален, что не позволяет конкретному терапевту руководить им в его мелких деталях. Любое нужное направление фактически задается ситуацией переноса. Она обеспечивает процесс генетического развертывания, свободный от тревог, опасностей и угроз первоначальной ситуации.

То, что здесь описано, нельзя путать с аналитической терапией, которую ввел Марголин (1954) для лечения тяжелых психотических больных и психосоматических пациентов. Целью аналитической терапии является регрессия пациента к самым ранним стадиям объектных отношений, к аналитической связи. В высказанных мной предложениях аналитические факторы, действующие в рамках отношений переноса, являются пригодными для того, чтобы пациент также мог восстановить объектные отношения на уровне, на котором его развитие было неполным.

Не предлагается каких-либо терапевтических инноваций, хотя считаю, что мы можем расширить некоторые предложения, касающиеся терапии, сделанные Фрейдом. Тщательное исследование развития младенца на первом и втором году жизни в терминах модели организаторов, критических периодов и дисбаланса развития должно обеспечить нас ценными указаниями в отношении терапевтической процедуры. Оно не позволит нам извлечь из пациента воспоминания, связанные с довербальным периодом. Но оно позволит нам разработать более точные реконструкции прошлого пациента и сделать эти реконструкции осмысленными с точки зрения специфической стадии развития, к которой они относятся. Они могут сдедать более простым для понимания определенное поведение пациента, связанное с переносом, и позволить нам предложить более эффективные интерпретации. Пример такой процедуры можно найти в работе Джоан Флеминг и ее сотрудников (1958).

Резюме

Автор попытался провести некоторые параллели между эмбриологической и психологической концепциями формирования с акцентом на самых ранних стадиях аффективного развития. Я выдвинул гипотезу, что эти стадии представляют собой то, что было названо мной последовательными организаторами психики, и что их возникновение характеризуется зависимой дифференциацией. На мой взгляд, эти предположения следуют из концепции Фрейда о роли комплементарных рядов в этиологии невроза. Он полагает, что они способствуют лучшему пониманию формирования ранних точек фиксации, Он соотнес эти ранние точки фиксации с дисбалансом развития, который ведет к прогрессируюшей деформации организаторов психики. Наконец, я попытался соотнести этот подход с нашей концепцией нозогенеза и на этой основе внести некоторые предложения, касающиеся наших терапевтических методов.

Автор понимает, что многое из того, что он сказал, является рассуждениями, основанными на аналогиях. Поскольку это мое выступление приурочено к годовщине со дня рождения Фрейда, я не могу лучше обосновать эти рассуждения, чем цитатой из Фрейда, который завершил свою книгу «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) следующими словами;

«Надо быть терпеливым и ждать дальнейших средств и поводов к исследованию. Надо быть также готовым оставить путь, по которому мы какое-то время шли, если окажется, что ни к чему хорошему он не приводит. Только верующие, которые требуют от науки замены отвергнутого катехизиса, поставят в упрек исследователю дальнейшее развитие или даже изменение его взглядов». [Р. Шпиц, С. 154 - 155]

Отрывок из предисловия к книге М. Кляйн. Развитие в психоанализе (в сокращении)

Теоретические расхождения между психоаналитической теорией Мелани Кляйн и эго-психологией, у истоков которой стояли Анна Фрейд, X. Хартманн и Д. Рапапорт, сосредоточились в итоге вокруг нескольких принципиальных положений 1 .

1) Первый год жизни ребенка и первичный нарциссизм

Представление эго-психологов о том, что объектные отношения не существуют с момента рождения, базируется на положении теории Фрейда и, в частности, на работе «О нарциссизме: Введение» (1914). Эти

представления подкреплялись экспериментальными исследованиями Р.А. Шпица (1950) и М.С. Малер (1975), развивавшими представления об объектных отношениях в русле традиции эго-психологии. В чистом виде эта концепция вызывает сегодня сомнения даже в стане ортодоксальных эго-психологов. Кроме того, вытекающее из нее положение об отсутствии феномена переноса в детском психоанализе было отвергнуто и самой А. Фрейд в своих поздних работах.

Верность фрейдовской теории первичного нарцис сизма стала причиной принципиального неприятия эго-психологами исследования М. Кляйн ранних форм объектных отношений. Эго-психология не допускала возможности того, что ребенок способен преодолевать границы Эго, устанавливать отношения с объектами и проводить различие между «хорошими» и «плохими» объектами. Ее приверженцы утверждают, что способность фантазировать появляется у ребенка только на 6-9 месяце жизни . Подобные разногласия имеют огромное значение, поскольку эго-психологи тем самым отвергают кляйнианскую концепцию примитивных механизмов защиты, действующих в течение первых шести месяцев жизни, полагая, что Эго просто не существует на этой стадии.

2) Место и роль деструктивности

Представители эго-психологии выступают с резкой и настойчивой критикой использования концепции вле чения смерти в работе с клиническим материалом. М. Кляйн стала одной из немногих психоаналитиков, поддержавших фрейдовскую идею влечения смерти Для последователей Кляйн данная концепция стала основой понимания действия персекуторной и депрессивной тревог в раннем младенчестве и функционирование таких примитивных защитных механизмов, как проекция, интроекция, расщепление и проективная идентификация. В клиническом отношении внимание к внутренним источникам агрессии, а также к ее проявлениям в переносе, позволило разработать специфические техники интерпретации, приобретающие особое значение в работе с пациентами с психотическими и пограничными расстройствами.

3) Адаптация или интеграция в терапии

Радикально отличается понимание самой цели психоаналитической терапии в эго-психологическом и кляйнианском психоаналитических подходах. В кляйнианской теории принято считать, что цель терапии заключается в интеграции частей личности, которые ранее были расщеплены или находились в состоянии конфликта друг с другом. Это достаточно сильно отличается от подхода эго-психологов, которые видят своей целью высвобождение врожденной способности пациента нормально адаптироваться к социальному миру, вступать с ним в зрелые и бесконфликтные отношения.

В вопросе о возможностях и методах терапевтической техники кляйнианцы занимали более ортодоксальную и радикальную позицию, чем эго-психологи. Центральным и доминирующим методом терапевтической работы они продолжали считать интерпретацию переноса, пренебрегая другими способами терапевтического вмешательства. При этом понятие переноса включало любые формы взаимодействия пациента и аналитика, а интерпретации предлагалось делать прямо, без предварительного установления рабочего альянса, с преимущественным вниманием к точности. Проработку сопротивлений в кляйнианской технике во многом заменяла интерпретация агрессивных составляющих переноса - примитивных жадности, ненависти, контроля, зависти. Последнее следует признать безусловно ценным вкладом школы Кляйн в технику психоанализа и в особенности терапии психотических и пограничных психических расстройств. Героические же попытки последователей Кляйн (X. Розенфельда, X. Сигал) строить работу с психотическими пациентами исключительно на технике интерпретации показали ограниченность данного подхода. Укрепление здоровых частей Эго, проповедуемое приверженцами эго-психологии, имело в этой области не менее впечатляющие успехи.

Открытие значения депрессивной позиции в развитии ребенка придало новое направление терапевтическим усилиям аналитиков-кляйнианцев. Отныне анализ не считался законченным без проработки депрессивной вины, тревоги и амбивалентности. Депрессивная позиция стала считаться центральным моментом формирования человеческой субъективности, потеснив в таком качестве Эдипов комплекс Фрейда. Даже те аналитики, которые не разделяли мнения Кляйн о депрессивной позиции, вынуждены были сместить свой терапевтический интерес к так называемым «доэдиповым » стадиям развития (процессам сепарации-индивидуации в подходе М.С. Малер, нарциссическим отношениям с объектом в психологии самости X. Кохута и др.). Заслуга Кляйн в этом смещении интереса очевидна и общепризнанна.

Кроме указанных положений, следует отметить различия в понимании техники исследования и тера певтической работы.

4) Техника исследования

Если эго-психологи в своей научной работе опирались на эмпирические критерии достоверности и фальсификации гипотез (что обусловило их близость академической психологии и в частности бихевиоризму), то кляйнианцы в гораздо большей мере опосредовали собственные наблюдения интерпретативными техниками. Подобными примерами интерпретации эмпирических данных изобилует книга «Развитие в психоанализе». Опасности такого пути очевидны - исследователь легко может принять собственные фантазии или реконструкции за реальную картину переживаний ребенка. Однако не следует отбрасывать и явные достоинства подобной стратегии, хотя бы и вынужденной. Они, на наш взгляд, состоят в признании того факта, что «такой вещи как ребенок не существует» (Винникотт) не только в развитии или терапии, но и в психологическом исследовании. Примером эпистемологического взаимонепонимания может служить длящийся спор по поводу бессознательных фантазий . Сторонники эмпирических методов не устают повторять, что постулируя наличие бессознательных фантазий на первом году жизни младенца, М. Кляйн приписывает ему способности ребенка гораздо старшего возраста, и при этом делает утверждение, которое нево­можно ни подтвердить, ни опровергнуть. У кляйнианцев находится ответ на это возражение: С. Айзеке и М. Кляйн неоднократно отмечают в своих статьях, что речь идет о неких телесно-моторных и сенсорных репрезентациях влечений и их объектов, которые, по-видимому, лишь со временем обретают визуальные, а затем и вербальные формы выражения. Формулируя данные представления посредством речи, мы, безусловно, выбираем не самый адекватный способ. Тем не менее он остается единственно доступным и совпадает с естественным путем развития психики - символизацией и трансформацией переживаний в последействии. Конечно же, не сложно представить себе контраргументы противников теории Кляйн и потому окончательный вердикт в этом споре мы оставим за читателем.

Необходимо также отметить, что идеи М. Кляйн послужили толчком к началу «эры контрпереноса» в современном психоанализе. Несмотря на то, что сама Кляйн в итоге отказалась признать расширенное понимание контрпереноса, предлагавшееся П. Хайманн и X. Ракером, без воздействия ее теории такое расширение вряд ли было бы возможным . Использование контрпереноса многими аналитиками признается главным достижением терапевтической техники со времен Фрейда, Теоретическое же обоснование данной технической новации вполне естественно апеллирует к кляйнианскому пониманию переноса как экстернализации внутренних объектных отношений, опирающейся на примитивные защитные механизмы (такие, как проективная идентификация) 2 . Такое «пространственное» описание переноса, в противоположность фрейдовскому темпоральному, требует учета реальных чувств и фантазий аналитика, участвующего в сценическом разыгрывании внутренней драмы пациен­та. На этом уровне взаимодействие «аналитической пары» определяется примитивными защитными механизмами, функционирующими еще до образования стабильных границ Эго и объекта, и постепенно эти границы конституирующими.

Кляйнианский психоанализ оказал значительное влияние на психологию развития, психоаналитическую терапию, психодинамическую теорию групповых процессов. Ближайшие последователи Кляйн продолжили разработку понятия проективной идентификации и придали ему позитивное значение. Сама Мелани Кляйн применила данную концепцию к описанию аффективного взаимодействия матери-ребенка (и аналитика-пациента) в поздней работе «Зависть и благодарность» (1957 г.). В это же время В.Р. Байон предложил свое описание протекающего между матерью и ребенком процесса «контейнирования», в котором проецируемые ребенком негативные аспекты самости превращаются в позитивные и приемлемые. X. Сигал провела четкое различие между данным процессом и самой проективной идентификацией, происходящей при неудаче контейнирования. Можно сказать, что в целом данная линия исследований развивалась в направлении все большего учета влияния внешних объектных отношений на развитие ребенка. В том же направлении двигался и Д.В. Винникотт, вводя понятия «холдинга» (поддерживающего окружения), «переходных объек тов» (на границе внешнего и внутреннего мира) и «фан тазирования» (пространства осуществленных иллюзий между матерью ребенком) .

Основные цели в психоаналитической практике направлены на коррекцию и реабилитацию невротических состояний клиентов. По З. Фрейду, основы невроза складываются в детстве (до 6 лет) и затем оказывают влияние на всю последующую жизнь. Сами невротики не способны самостоятельно преодолеть свои неврозы и поэтому страдают в процессе своей жизнедеятельности. Психоаналитическое консультирование и психотерапия предполагает достижение трех основных целей:
1) освобождение либидоносных импульсов; 2) усиление основанного на реальности функционирования Эго, расширение его за счет присвоения большей части бессознательного (Оно), то есть Эго должно иметь энергию либидо в своем распоряжении, а не растрачивать ее на отражение атак либидоносных импульсов посредством их подавления; 3) изменение содержания Супер-Эго в направлении его очеловечивания, смягчения жестких моральных стандартов.
Психоаналитическая работа с клиентом - это процесс перевоспитания Эго. В детстве либидоносные импульсы жестко подавлялись и Эго детей в тот период не могло сопротивляться этой жесткости воздействия Суперэго, так как оно (Эго) было слабым. Эго взрослых клиентов с помощью психоаналитиков на основе определенных методов становится более сильным и развитым, что позволяет снять подавление, добиться понимания процесса (инсайта) и научиться принимать реалистические решения. З. Фрейд полагал, что психоаналитическое лечение является эффективным при разных нервных болезнях - при истерии, повышенной тревожности, ... (навязчивых состояниях). С другой стороны, психоанализ противопоказан при психотизме клиентов. В общем смысле психоаналитические методы должны побуждать ослабленное Эго клиентов к интерпретации (пониманию) с целью заполнения провалов в их психике и осуществления переноса власти их Суперэго на психоаналитиков. В процессе психоаналитических сеансов происходит стимуляция Эго клиента для борьбы с каждым из требований Оно (Ид) и для преодоления сопротивления, возникающего в связи с выдвиганием этих требований. Методы психоанализа восстанавливают порядок в Эго клиента, как писал З. Фрейд, «посредством обнаружения материала и импульсов, которые пробились у бессознательного». Рассмотрим основные психоаналитические методы.

Еще по теме Психоаналитический подход.:

  1. К психоаналитическому подходу относятся теории и идеи:
  2. Теории воображения. Психоаналитический подход к воображению.
  3. 10. Понятие о личности. Основные подходы к изучению личности (психоаналитический, поведенческий, гуманистический, деятельностный). Структура личности.

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотерапию и психиатрию. Можно сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал огромное влияние на всю западную культуру.

З.Фрейд был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная его заслуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.

Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности - психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, но что касается Ид, то эта основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бес-сознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Предложенное Фрейдом понятие вытеснения или подавления нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов в том или ином виде используется практически в любом современном направлении психотерапии. Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание.

Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания.



Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появятся другие невротические реакции. По Фрейду, причины любого невроза кроются в воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации, связанной обычно с сексуальными чувствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. Например, известны случаи истерии у девушек, связанные с сексуальными посягательствами со стороны отца.

Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отцу. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаллической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.

Психоанализ Карла Юнга (1875-1961)

Швейцарский ученый К. Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты данного народа, отличные от черт, приписываемых матери других народов. Есть и более обобщенный архетип матери - один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью.

Юнг выделяет несколько основных (для понимания структуры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона - это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.

Эго - центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.

Тень - центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Анима и Анимус - идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.

Самость - центральный архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целостность, которая и есть самость.

С точки зрения Юнга, архетипом является и знаменитый Эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии.

Другой известнейшей идеей Юнга было понятие об интроверсии и экстраверсии, характеризующих человека, чья энергия преимущественно направлена либо к внутреннему, либо к внешнему миру. Никто не является чистым интровертом или экстравертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих ориентации.

Психоанализ Альфреда Адлера (1870-1937)

Основные принципы австрийского врача-психиатра А.Адлера - холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированы прежд всего целями превосходства и овладения средой.

А.Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива - стремления к превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровом развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство, они стремятся господствовать над другими, унижать их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство - невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей.

Процесс этот начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали свою профессию в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротика всегда имеется весьма значительное расхождение между сознательными целями и бессознательными (играющими роль защит), которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.

Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т.е. уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независимыми друг от друга привычки и особенности поведения приобретают единство в контексте жизни и целей индивида, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни.

А.Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о чувстве общности, ощущении родства со всем человечеством.

Одним из важнейших аспектов общественного чувства является развитие кооперативного поведения. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация - основные черты здорового индивида.