Выключатели

Основные периоды развития семьи таблица. Основные понятия семьи и семейных отношений

Основные периоды развития семьи таблица. Основные понятия семьи и семейных отношений

1.2 Периодизация семейной жизни

Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве.

По определению В.В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». Семейные отношения не могут быть установлены сразу, так как семья – не статичное образование, она развивается и изменяется под воздействием ряда факторов. Поэтому, говоря о семье, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития.

Выделение этапов развития семьи может быть связано со статистикой кризисов семьи. Так С. Кратохвил выделял в жизни семьи свои критические периоды: 4-6 лет и 17-25 лет совместной жизни. Эти периоды семейной жизни связаны с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. П.Босс называет их нормативными стрессорами, то есть трудностями, которые испытывает большинство семей. На начальном этапе – трудности привыкания друг к другу, отношения с родственниками; на следующем этапе – организации быта и воспитания детей; на дальнейших этапах – появляются представления о невозможности возродить супружеские отношения.

В. Сатир выделила следующие этапы, которые проходит каждый член семейного коллектива по мере роста:

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, а это в свою очередь требует адаптации, как со стороны детей, так и со стороны родителей.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестка или зять.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил. Когда же три или четыре кризиса проходят одновременно, то жизнь становится более напряженной, чем обычно. В.Сатир считает, что это наиболее естественные кризисы, которые переживаемые большинством людей.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. Приобретение опыта общения с другим полом, выбор партнера, приобретение опыта эмоционального и делового общения, частичная психологическая и материальная независимость от генетической семьи.

Брак. Принятие на себя супружеских социальных ролей.

Этап «медового месяца». Установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации быта, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Решение о продолжении рода, рождение ребенка, возвращение на работу супруги, начало посещения ребенком детского сада.

Зрелая семья. Создание новой структуры отношений, возможно пополнение ее новым членом, новой личностью, соответственно изменяются и роли родителей.

Семья людей старшего возраста. Возобновление супружеских отношений, но с новым содержанием семейных функций.

В современной отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет пять стадий жизненного цикла семьи:

зарождение семьи до рождения ребенка;

рождение и воспитание детей;

окончание выполнения семьей воспитательных функций;

дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;

супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Однако приведенные периодизации имеют отличительные особенности, к которым для российской семьи можно отнести:

отсутствие сепарации и сегрегации в детско-родительских отношениях;

почти неизбежный феномен группового давления на нового члена семьи (отношения к новому члену семьи по принципу «свой» и «чужой»)

потенциальная возможность перерастания межличностного конфликта в межгрупповой (межсемейный).

Таким образом, можно сказать, что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам.

1.3 Внутрисемейная ролевая структура

Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, а женщина – женой, матерью.

В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую особенность, патриархат – свою, но и в том, и в другом случае превосходство одного пола над другим четко прослеживалось на протяжении всей семейной жизни. Вместе с тем существуют семьи, где осуществляются два уровня руководства – материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль – это «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений».

Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений».

Трансформация ролевых отношений в семье является важной стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе и ролевые, отношения, ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем.

Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.

В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения процесс возникновения структуры семьи тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.

Б. Мурстейн в теории «стимул-ценность-роль», представил ролевым соответствием соответствие друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличие базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого.

В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями понимается система культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности.

Полоролевые системы – это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин является линия «дом-работа». От мужчины требуется, чтобы он был профессионалом, занимался хорошо оплачиваемой работой, обеспечивая семью, а женщина была ответственна за воспитание детей и ведение хозяйства.

В последние годы полоролевые системы приобрели изменения, так женщина все чаще принимает на себя роль кормильца, а мужчина все больше уделяет внимание воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. Данное распределение ролей в семьях связано напрямую с удовлетворенностью супругов своим браком. В исследованиях Г.Л.Боуэна, Д.К. Отнера обнаружено, что значение той или иной ролевой модели для супругов во многом связано с согласованностью их ролевого взаимодействия, идеалов и ожиданий от брака.

Проблема выбора семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.

Так отечественные и зарубежные исследователи выяснили, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Классификация основных ролей в семье, выделенных Ю.Е. Алешиной:

Ответственный за материальное обеспечение семьи.

Хозяин – хозяйка.

Роль ответственного по уходу за младенцем.

Роль воспитателя.

Роль сексуального партнера.

Роль организатора развлечений.

Организатор семейной субкультуры.

Роль ответственного за поддержание родственных связей.

Роль «психотерапевта».

Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно помнить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Но, такая сложная система семейных ролей не может быть непротиворечивой. Необходимо определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является то, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

Таким образом, в структуре современной семьи постоянно происходят изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом. В следствии этого часто происходят различные нарушения функций семьи, возникают проблемы, ссоры, супружеские конфликты, разрешение которых требует помощи консультантов по вопросам брака и семьи, психологов и психотерапевтов.

Семья, к какому бы типу она ни относилась, является динамичной, развивающейся системой. Жизненный цикл ее развития определяется объективными событиями – рождением и смертью. На протяжении жизненного цикла происходят возрастные и психологические изменения членов семьи, эти изменения перестраивают жизнь семьи – изменяется социальный статус членов семьи, их потребности и мотивы, характер семейного функционирования и общения. В жизненном цикле семьи можно выделять разные стадии, на каждой стадии перед семьей встают разные задачи развития. Существуют разные периодизации жизненного цикла семьи. Приведем некоторые из них.

А. Черников предлагает следующую периодизацию жизненного цикла семьи:

  • период ухаживания (эту стадию принято называть стадией монады);
  • фаза проживания супругов без детей, от начала совместного проживания до рождения первого ребенка (стадия диады);
  • экспансия – от рождения первого ребенка до последнего;
  • фаза стабилизации – стадия зрелого брака; это период воспитания детей, который продолжается до того момента, когда первый ребенок покидает дом;
  • фаза, на протяжении которой все дети постепенно покидают дом;
  • фаза, когда один из супругов (партнеров) остается один после смерти другого; это вновь стадия монады .

Существуют и другие периодизации жизненного цикла семьи. Одной из наиболее удачных представляется периодизация, предложенная Б. Картер и М. Макголдрик. Она четко структурирована и строится на основе следующих критериев: жизненные цели, задачи, которые нужно решать для достижения этих целей, состав семьи, переход с одной стадии жизненного цикла на другую. В соответствии с этой периодизацией выделяют следующие стадии .

Стадия 1. Добрачный период ("время монады").

Стадия 2. Заключение брака ("время диады").

Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).

Наиболее значимым на этой стадии развития семьи является переход супругов к началу реализации родительских функций. Рождение ребенка перестраивает прежнюю семейную систему, в этом процессе центральным моментом является перестройка отношений супругов, которые теперь реализуются по двум линиям – линии супружеских отношений (отношений между мужем и женой) и линии их отношений как родителей (отношений между отцом и матерью, воспитывающими ребенка). На этом этапе перед парой встает сложная задача – стать родителями и остаться супругами. Успешная координация этих двух линий отношений возможна на основе развития личностной (эмоциональной и когнитивной) децентрации каждого из супругов, т.е. подразумевает необходимость их серьезного личностного развития.

Столь же важной на этой стадии развития семьи является проблема совмещения супругами семейной и профессиональной сфер жизнедеятельности.

Важной проблемой на этой стадии жизни семьи является перестройка отношений между родителями и прародителями. Прародители начинают осваивать новые семейные роли бабушек и дедушек и связанные с ними новые функции – функции воспитания внуков, сохранения и трансляции семейных ритуалов и традиций, а также функцию помощников в разрешении сложных ситуаций и кризисов. Личностное принятие нового статуса бабушек и дедушек – порой сложная психологическая задача.

Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста.

Развитие семьи на этой стадии требует от родителей учета возрастающей независимости детей и необходимости заботы о прародителях.

Психологическим центром на этой стадии жизни семьи является пересечение возрастных кризисов трех поколений – подросткового кризиса, кризисов середины жизни и пожилого возраста. На этой стадии старшее поколение стоит перед необходимостью сокращения или прекращения активной социальной и производственной деятельности. Среднее поколение вступает в кризис середины жизни, связанный с необходимостью переосмысления пройденного жизненного пути. Подростки требуют признания их взрослости, независимости и самостоятельности. Пересечение трех кризисов приводит к тому, что семья на данной стадии становится незащищенной, уязвимой, характеризуется высокой степенью тревоги. Часто именно на этой стадии случаются супружеские измены, возникает разочарование в партнере, утрата чувства любви.

Стадия 5. Стадия отделения детей, которые приобретают статус взрослости (семья со взрослыми детьми).

Характерной особенностью этой стадии являются завершение выполнения супругами воспитательной функции в связи с отделением взрослых детей и необходимость перестройки семейной системы, где на первый план вновь выступают супружеские отношения. Муж и жена должны вновь решать задачу построения отношений в рамках диады. У них расширяются возможности личной жизни, появляется больше свободы. Важно, что на этой стадии супруги сохраняют профессиональную и социальную активность.

Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости).

Принципиально для этой стадии то, что супруги вступают в период старения и старости, т.е. в завершающий период онтогенеза. На этой стадии супруги выходят на пенсию, что коренным образом перестраивает и систему семейного функционирования, и все их жизненные ориентации. Основными задачами на этом этапе являются: поиск новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушек и дедушек), новых сфер самореализации; приобретение мудрости и опыта старости и его реализация во взаимодействии с близкими; подведение итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, личностная интеграция.

Как правило, в основе периодизаций лежат изменение места детей в семейной структуре и реализация супругами функций воспитания. Однако в последнее время такой подход к периодизации жизни семьи все чаще начинает подвергаться критике. Классическая теория семейного жизненного цикла требует переосмысления, поскольку не учитывает реальность современной семьи . Из этой периодизации выпадают такие нетрадиционные типы семьи, как добровольно бездетная семья, гражданский брак и др.

Таким образом, как мы уже говорили, на каждой стадии жизненного цикла перед семьей встают специфические задачи и проблемы. Переходы с одного этапа жизненного цикла семьи на другой представляют собой нормативные кризисы (кризисы перехода) в развитии семейной системы, так как это нормальные периоды, переживаемые каждой семьей. Содержанием этих кризисов является разрешение противоречий между новыми задачами семьи и сложившимся характером семейного взаимодействия, взаимоотношений ее членов. Это требует перестройки в структурной организации семьи, изменений в характере семейного функционирования. Успешность перехода с одного этапа жизненного цикла на другой обеспечивает дальнейшее эффективное функционирование и развитие семьи. Чтобы совершить переход на новую ступень развития, семье необходимо внести изменения в свою структурную организацию, преобразовать правила семейного функционирования в соответствии с новой ситуацией, создать свой новый образ. Неуспешный переход может привести к нестабильности на следующем этапе жизни семьи. Некоторые переходы оказываются для семьи более легкими, другие могут оказаться сложными.

Переживание кризиса связано с риском неопределенности будущего. И если семья пытается избежать риска изменений, связанных с ее естественной динамикой, то это может привести к нарушению системы взаимоотношений, стать причиной появления негативной симптоматики у членов семьи, их эмоционального отчуждения. Часто именно в период перехода семья обращается к специалистам за психологической помощью, так как не может приспособиться к новой ситуации или не принимает ее.

Помимо нормативных кризисов, обусловленных прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, семья может переживать и ненормативные кризисы. Ненормативный кризис связан с переживанием негативных жизненных событий и может возникнуть на любом этапе жизни семьи. Ненормативный семейный кризис возникает вследствие неспособности семьи адекватно оценить и пережить какие-либо события, воспринимаемые ею как угрожающие, конфликтные или стрессовые. К числу таких событий относится смерть одного из членов семьи или тяжелая болезнь, супружеская измена, развод, повторный брак, усыновление приемных детей, подростковая беременность и др.

В ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие компоненты : кризисное событие; восприятие и понимание членами семьи этого события; отношение и особенности переживания членами семьи кризисного события; изменение в семейной системе; возможные способы выхода из кризиса (общесемейные и индивидуальные).

Способность семьи преодолевать ненормативные кризисы зависит от ее сплоченности и наличия у семьи ресурсов противодействия стрессу. Ненормативные кризисы характеризуются дисбалансом семейной системы, его преодоление требует адаптации к новой реальности. Психологическим механизмом такой адаптации является в первую очередь отказ от прежнего идеального образа семьи и формирование нового идеала, более соответствующего реальности.

Закономерности протекания ненормативных кризисов и их последствия являются предметом специально организованных психологических исследований, результатом рефлексии консультативной психологической практики. Так, довольно много исследований посвящено изучению переживания детьми развода и последствий развода для детей. Изучаются проблемы влияния повторного брака родителей на детей и т.д.

  • Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Терапия семейных систем.
  • Периоды развития семьи

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Периоды развития семьи
    Рубрика (тематическая категория) Политика

    Межличностные конфликты в семье

    Семья - уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта состоит по сути в том, что данный теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.

    При этом семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на всœе изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер и личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения. В жизни каждой семьи, которая существует продолжительное время, есть периоды, когда в ней происходят важные изменения, способные вызвать конфликтные ситуации. Назовем основные из них, которые представлены в таблице 5.

    Таблица 5.

    Период Что на данном этапе происходит
    Первоначальный период Происходит адаптация супругов друг к другу. По статистике в течение первого года совместной жизни разрушаются до 30% браков
    Второй период Появление детей, которым крайне важно уделять много внимания, резко ограничивает возможности супругов в профессиональном росте, в удовлетворении прежних увлечений, накапливается усталость, могут проявляться противоположные представления по вопросам воспитания и профессиональной ориентации детей. Такая обстановка может провоцировать межличностные конфликты
    Третий период Появление новых членов семьи во взаимодействии - невест, зятьев, внуков, родителœей другой стороны. Наступающие зрелый возраст и старость также создают свои проблемы

    Причины конфликтов

    В первый период , период притирки супругов, наиболее типичными причинами конфликтов являются:

    1. межличностная несовместимость;
    2. претензии на лидерство;
    3. претензии на превосходство;
    4. разделœение домашних дел;
    5. претензии на управление бюджетом;
    6. следование советам родственников и друзей;
    7. интимно-личная адаптация.

    Второй период , вызывающий кардинальные изменения, связан с появлением в семье детей. В это время причин и поводов для возникновения конфликтных ситуаций появляется значительно больше, возникают проблемы, которых ранее не было. Ребенок требует к себе внимания 24 часа в сутки. Жена становится матерью, она кормит ребенка, больше времени уделяет ему, у нее накапливается усталость, особенно если ребенок беспокойный. Ей необходим отдых не только физический, но и психическая разгрузка. Многие женщины в таком положении становятся раздражительными, неадекватно реагируют на некоторые действия мужа. Конфликт может возникнуть по любому поводу.

    Ребенок в семье растет, прибавляются проблемы воспитания, обучения, профессиональной ориентации и др., возникают новые причины для разногласий, которые могут способствовать появлению межличностных конфликтов между родителями и детьми.

    Распространенной болезнью молодых родителœей являются попытки одного из них возглавить процесс “правильного воспитания” нового поколения, игнорируя мнения другого супруга. Обсуждение поведения друг друга допустимо только в отсутствии ребенка, в доброжелательной друг для друга форме, с целью найти единое решение.

    К конфликту могут привести различные мнения родителœей по вопросам наказания ребенка. Один из них может предпочитать силовые методы, а другой - отвергать их.

    В наше время, когда нет гарантии безопасности нигде и никому, конфликты между родителями и детьми возникают из-за их позднего возвращения домой.

    В конфликтах между родителями и детьми большое значение имеет позиция взрослых. Подросток не всœегда способен действовать как взрослый человек. Его личность находится в стадии становления, в связи с этим реакция подростков на внешнее воздействие более непосредственна, чем у взрослых. У них еще не устоялись “социальные тормоза”. “Я-концепция” у подростков не так нагружена различными табу общества, как у взрослых, и они не в силах четко контролировать свои эмоции в разных ситуациях.

    Конфликты приобретают особую остроту между родителями и подростками там, где родители не ушли в своем развитии далеко от подростков. Эту мысль подкрепляет концепция американского психолога Дж. Стивенса. Он выделяет семь стадий зрелости личности: грудной ребенок, младенец; делающий первые шаги малыш; подросток; юноша; взрослый человек; почетный старец; учитель. Стивенс считает, что каждый взрослый человек доходит до какой-то из перечисленных стадий и остается на ней навсœегда в плане развития личности. На это не влияет ни уровень образования, ни занимаемая человеком социальная роль, ни его финансовая состоятельность.

    В третьем периоде , когда в семье появляются новые члены (невестки или зятья), может возникнуть много причин для межличностных конфликтов. Вариантов появления нового человека в семье должна быть много, однако самым популярным является тот, когда муж приводит жену в семью, к родителям. В таких случаях возможны конфликты: мать - невестка, мать - сын, сын - жена. Мать сына после его женитьбы может претендовать на то, чтобы он уделял ей столько же внимания, как и до женитьбы. А сын, как того требует сама природа, всœе внимание уделяет молодой жене. Мать начинает ревновать и ищет повода придраться как к сыну, так и к невестке по различным пустякам. Она начинает привлекать на свою сторону мужа, который вынужден втягиваться в конфликтную ситуацию.

    Периоды развития семьи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Периоды развития семьи" 2017, 2018.

    Этапы развития семьи

    Как и человек, взрослея претерпевает определённый жизненный цикл, так и отношения человеческие претерпевают определённый жизненный цикл.

    И семья проходит определённые этапы развития.

    Человек никогда не может вдруг создать семью. Это невозможно также, как невозможно из новорождённого ребёнка вдруг превратиться во взрослого человека.

    С ростом и развитием человека одновременно меняется и его положение в обществе и затем в семье. А, соответственно, в ногу с этими изменениями семья развивается и меняется также.

    Наш сайт love-911 рассмотрит с Вами этапы развития семьи для того, чтобы Вы понимали: какие этапы развития семьи существуют, как они проходят и формируются, перетекая из одного в другой.

    Этапы развития семьи

    1. Уровень развития взрослого человека

    Имеется ввиду одинокий человек, ещё без своей новой семьи.
    Смотря на сколько этот человек развит, на сколько психологически готов к новым независимым от родителей отношениям, он имеет те или иные шансы создать свою счастливую семью.

    Психологическая готовность проявляется в таких личностных качествах, как уверенность в себе, самостоятельность, понимание добра и зла, сформированность внутренних правил жизни, её построении, о ценностях и приоритетах в жизни. Всё это формировалось в процессе его роста и развития в собственной семье на собственном опыте.

    В зависимости от того, что он почерпнул из своей семьи, какой пример был у него перед глазами, он сможет построить те или иные отношения. Например, если отец бил мать, то, вероятнее всего, мальчик будет вести себя также. Если он был маменькиным сынком, то и в семье он не проявит особой самостоятельности.
    Также и женщина: если её мать били, она будет провоцировать мужа и терпеть побои. Если же её родители правильно строили отношения, то и она будет со своей стороны строить их по их образу и подобию.

    2. Момент встречи будущего партнёра или партнёрши

    Начинается с влюблённости, затем - страстный роман, который приводит к мысли о браке и создании семьи. Если на этой стадии всё проходит благополучно, то влюблённые обмениваются общими представлениями о браке, вместе представляют свои отношения и свою семейную жизнь.

    3. Регистрация брака

    После успешного протекания предыдущего цикла, пара заключает брак и начинает вести совместное хозяйство, а, соответственно, формируется и общая жизнь.
    В этот период развития пара пытается наладить жизнь, которая теперь зависит от них, они должны: научиться вести совместное хозяйство и распределить обязанности: кто будет главным в семье, когда необходимо завести ребёнка, как кто должен выглядеть, как одеваться, как вести себя каждый из новоиспечённых супругов.

    В зависимости от того, насколько у них разные или одинаковые представления об этом, этот период будет проходить легче, либо сложнее для них обоих.

    Если жизнь молодых начинается вместе с их родителями, то здесь большую роль играют их родители, которые могут оказывать на своих детей сильное влияние. И, от того, будет ли оно положительным или отрицательным, будет создаваться и фон их молодой семьи.

    Здесь как раз и отразится зрелость супругов, которая проявится в способности решать конфликты, умении общаться и договариваться друг с другом и родителями. А также проявятся их настоящие чувства друг к другу.

    4. Появление первого ребёнка

    Это ещё один кризис в семье. Особенно, если ребёнок появился в первый же год брака супругов, то им тяжелей вдвойне, так как они ещё между собой толком не разобрались, а теперь надо ещё разбираться и распределять дела и обязанности, учитывая появление третьего члена семьи. Когда появляется ребёнок, неизбежны усталость и психологическое напряжение. Причём в большей степени матери, а не отца, что сказывается на климате в семье. Решать спокойно возникающие ежедневно проблемы с ребёнком и с домом становится невозможно, обстановка накалена до предела. Именно поэтому часто в этот период супруги не выдерживают и разводятся.

    Немного облегчить ситуацию можно, если собственные отношения супругов устаканились. Они решили все внутрисемейные конфликты по максимуму. После этого можно думать о ребёнке.

    Заранее оговорите все обязанности, которые каждый из вас будет выполнять. Подготовьтесь к появлению ребёнка основательно. Это не значит только чтение литературы о том, как он развивается и всё в этом духе, а о том, с какими сложностями приходится сталкиваться молодым при появлении ребёнка. Понятно, что ко всему не подготовишься, и всё не продумаешь, но вы будете иметь оба представление о жизни с третьим маленьким членом вашей новой семьи. И это не будет шоком для Вас, что облегчит период адаптации в этот период.

    5. Рождение второго ребёнка

    Если предыдущие стадии проходят благополучно, и вы решили завести второго ребёнка, то эта стадия не будет тяжёлой, так как каждый из супругов уже знает что их ждёт. Мало того, у них уже есть опыт и практика. Зачастую мужья намного лучше готовы к отцовству и чувствуют себя уверенней и спокойней. От этого и жене легче.

    Единственное но: часто, если первой была девочка, то она для младшего братика или сестрёнки становится няней. Таким образом, её детство резко прекращается, и все члены семьи относятся к ней, как ко взрослой, требуя от неё взрослого поведения, тогда как она взрослая лишь на фоне только что рождённого ребёнка. По сравнению же с реально взрослыми людьми, она ещё ребёнок. И это важно помнить.

    Также необходимо знать, что между детьми часто возникает ревность, и каждый из них борется за любовь родителей, как может. Обычно этой любви достаётся больше младшим детям, старшие же лишены этой любви. Этого нельзя допускать, иначе могут быть серьёзные последствия в виде психических расстройств со всеми вытекающими…

    6. Школьный возраст детей

    В этот период очень большую роль играет то, насколько родители или мама, будет участвовать в жизни и обучении ребёнка: чем больше родители вложат в ребёнка в этот период, тем больше ребёнок сможет достичь.

    Это понимает не каждый, считая, что как только ребёнок начал ходить в школу, значит, он стал взрослым и самостоятельным.

    Предоставляют жизнь ребёнка ему самому, лишь изредка проверяя: «Как дела в школе?»

    На самом же деле в этот период ребёнок сталкивается с новыми правилами и законами, испытывает удачи и неудачи, у ребёнка начинается становление личности.

    Поэтому необходимо помочь в этом ребёнку, поддерживать его, участвовать в его школьной жизни, только тогда ребёнок сможет адаптироваться к новым условиям и требованиям жизни, в которых от него ждут более серьёзных успехов и решений.

    7. Половое созревание и кризис середины жизни

    Это период начала полового созревания первого ребёнка. Это когда ребёнок определяет своё «я» в жизни, как отдельной ячейки общества, не зависящей от родителей. Осложняется дело тем, что он лишь хочет быть независимым от родителей, но в реальности всё ещё зависим от них.

    Так начинаются проблемы «отцов и детей», потому что ребёнок пытается быть самостоятельным, как правило, прибегая лишь к внешним проявлениям взрослости (агрессия, непослушание, вредные привычки и т.д.), так как быть по-настоящему взрослым - это не то, что думает себе подросток. Ваша же задача - подготовить его к этой взрослой жизни: объяснить, что быть взрослым - это нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих людей.

    В этот период подросток нуждается в вашей поддержке, но всеми силами её отталкивает. Поэтому здесь родители должны проявлять изобретательность и смекалку, чтобы оказывать эту поддержку незаметно.

    Чаще всего, конец полового созревания юношей совпадает с кризисом среднего возраста у родителей, поэтому период этот не из лёгких. Когда на глазах родителей ребёнок вырывается из под их крыла, родители понимают, что добрая половина их жизни прожита, и надо подводить итоги и делать выводы из того, что им удалось, а что нет.

    Времени уже исправлять свою жизнь не так много, а итоги могут оказаться неутешительными. И, в зависимости от того, насколько супруги будут довольны результатом, сделанного анализа о своей жизни, будет зависеть их дальнейшее поведение.

    Часто супруги недовольны тем, что добились. И тогда их целью становится - продлить свою жизнь, чтобы успеть исправить и изменить то, что им кажется неправильным. Именно в этот период нередки связи с молодыми партнёрами, которые как бы делают их моложе. Они чувствуют себя более энергичными и кажется что всё ещё впереди. Это приводит к разрушению столь долго строящейся семьи.

    Тем же супругам, которым удалось осуществить совместно свои желания и мечты, легче переживают этот кризис, находя силы поддержать друг друга и продолжать совместную жизнь, продолжая строить отношения, отталкиваясь от возрастных особенностей.